Научная статья на тему 'Гендер и социальная основа болезни'

Гендер и социальная основа болезни Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
696
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ковалева М. Д., Смирнов К. С., Губа Т. И., Рейтер К. А.

Новая точка зрения в отношении картины здоровья и болезни формируется внутри социологии медицины. Человек в настоящее время рассматривается на обоих как физическое тело и как социальное.Пол принадлежности человека в его социальном контексте представляет собой основу для анализа социальной структуры заболеваний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gender and social base of disease

A new point of view concerning health and disease picture is being formed inside Sociology of Medicine. A man is being looked upon both as a physical body and as a social one. Man's gender belonging in its social context represents the basis for analysis of diseases social structure.

Текст научной работы на тему «Гендер и социальная основа болезни»

и спорте": методическая разработка. - Волгоград: ВГАФК, 1995. - 25 с.

9. Инновационное обучение: стратегия и практика / Под ред. В.Я. Ляудис. - М., 1994. - 203 с.

10. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: учебное пособие. - М.: Академия, 2001. - 272 с.

11. Лубышева Л.И. // Теория и практика физической культуры. - 1993. № 3. - С. 19-21.

12. Милованова Н.Г. Использование нетрадиционных педагогических технологий для реализации дифференцированного обучения: Дис. ... канд. пед. наук. - Тюмень, 1997. - 147 с.

13. Неверкович С.Д., Киршев Н.В. Межпредметные задачи как средство диагностики уровня подготовки тренеров в ИФК. - М.: 1991. - 88 с.

14. Неверкович С.Д., Волков В.В. Развитие творческих способностей на основе реализации деятель-ностного подхода в игровом обучении при подготовке специалистов ИФК. - М., 1992. - 117 с.

15. Неверкович С.Д. Игровые методы подготовки кадров: учеб. пособ. - М.: Высшая школа, 1995. - 207 с.

16. Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования. - М., 1986. - 135 с.

Mandrikov V.B., Zubarev Yu.A., Vershinin M.A. Management conception in education by physical culture // Vestnik of Volgograd state medical University. - 2004. - № 12. - P. 31-36.

УДК 616/618-055:301:159

ГЕНДЕР И СОЦИАЛЬНАЯ ОСНОВА БОЛЕЗНИ

М.Д. Ковалева, К.С. Смирнов, Т.И. Губа, К.А. Рейтер

Кафедра философии и биоэтики ВолГМУ

Уже давно мы живем с мыслью, что все, что достойно понимания может быть объяснено в категориях современной науки. Но ведь существует и другой мир, скрытый от научного знания - мир эмоций, чувств, пристрастий, присущих индивидуальному и общественному бессознательному, существующий в специфических социальных условиях. Одна из задач феминизма - задача открыть отношения между двумя мирами, познать каким образом каждый из них формирует другой.

Болезнь - это не только физическое состояние человеческого организма, это и социальный феномен [1, 2]. Различные культурные традиции могут оценивать одно и то же состояние организма как болезненное или нормальное. Люди, воспитанные в рамках европейской культуры обычно определяют понятие физиологического здоровья, как состояние организма, при котором они могут выполнять свои социальные обязанности и делать то что пожелают в свободное время. Болезнь же трактуется как определенное состояние организма, при котором нечто нарушает физиологическое равновесие, гармонию нашего тела. Однако когда мы определяем болезнь как некое препятствие для исполнения нашей социальной роли, мы не выходим за круг обычных представлении о неправильном функционировании нашего организма. Ощущение, когда что-то не так, догадка о причине неправильного состояния всегда описывается в социальном контексте.

В каждом обществе слабость, боли, симптомы, описываемые как "болезни" вписываются в культурные и моральные ценности, воспринимаемые путем общения с представителями того или иного социального круга и посещений профессиональных врачей, и под влиянием определенных общественных верований, в то что есть

здоровье и что есть болезнь. Результатом становится преобразование физиологических симптомов в болезни с определенными ярлыками (диагнозами) и людей, превращающихся в пациентов. Это преобразование испытывает сильнейшее влияние социального положения и моральных оценок. Не все пациенты равны. Пол, расовые и этнические категории, социальный класс, физические способности, сексуальная ориентация, и вид болезни создают различия в социальной ценности. Не все представители системы здравоохранения равны. Также их место в профессиональной иерархии определяет уровень их полномочий устанавливать приоритеты исследовательских проектов, выбор средств лечения, и создает то, что известно как легитимное медицинское знание.

В западных обществах культура и язык болезней и медицинского знания исходит из науки. "Медицинские науки" - это тот эталон, опираясь на который мы можем определить компетентность того или иного представителя системы здравоохранения. Биомедицинская модель болезни предлагает следующую схему, согласно которой болезнь - это девиация от нормального состояния здорового организма. Болезнь имеет специфические причины, которые можно найти в теле больного. Болезни имеют одни и те же симптомы и последствия в любой социальной среде, из которой бы ни происходил больной. Медицина - это социально нейтральное применение научных исследований к индивидуальным случаям. Критики подобной модели показали, что понятие "норма" зависит от того с кем сравнивается больной. Многие болезни имеют социальные и экологические причины. Количество заболеваний, их тяжесть варьируется в зависимости

от географического расположения очага болезни. Ценности, определяющие направления медицинских исследований глубоко связаны с практической ситуацией и с социальными характеристиками профессионалов медиков.

Критически мыслящие социологи медицины собрали достаточное количество свидетельств расовой и классовой основы западной медицины. Феминисты добавили половые проблемы к обсуждаемому списку. Они утверждают, что медицинские нормы были созданы и списаны с характеристик тела белого мужчины представителя среднего класса. При этом терапевты не рассматривали законы функционирования женского организма, когда обсуждали причины болезней или прописывание различных лекарств. Еще более резко феминисты атакуют претензии научных исследований на универсальность. Логика их критики такова: как можно полностью доверять медицинской науке, если ничтожная часть ее представителей - женщины, если болезни, становящиеся причиной смерти мужчин всегда были приоритетны в исследованиях, когда женщины даже не включались в число испытуемых, и строение женского тела по большей части игнорировалось во время проведения медицинских опытов. Влияние феминистской критики биомедицинских исследований и практики имело далеко идущие последствия. Более чем когда-либо сейчас насчитывается количество женщин - врачей и мужчин - младшего медицинского персонала. Их отношение к пациентам отражает феминистскую установку на внимание ко "всему пациенту". В настоящее время женщины, наряду с мужчинами, включаются в группы по испытанию новых клинических препаратов и новых хирургических техник. Половой контекст болезней и инвалидности - неотъемлемая часть исследовательских проектов современности. Женское здоровье, как предмет, - неотъемлемая часть учебных медицинских курсов. Постоянно растет количество специализированной литературы и, в частности, журналов, посвященных проблемам мужского и женского здоровья, с точки зрения полово ориентированной медицины.

Необходимо выяснить, как пол, в совокупности с расовой и этнической принадлежностью, социальной принадлежностью и сексуальной ориентацией пациента создает различные уровни риска или защиты для физических заболеваний, становится причиной различного поведения больных, вызывает различные реакции у меди-

цинского персонала, оказывает определенное воздействие на социальную ценность пациентов, и, в заключение, что становится причиной приоритетного исследования, лечения и финансирования. Физиологические нарушения часто обусловливаются ощущениями стресса, нервного напряжения, депрессии, но их симптомы или причины, в первую очередь, физиологические. Однако, контекст их проявления социальный, а социальный контекст обычно не игнорирует половую принадлежность индивида. Таким образом, болезни имеют различное воздействие на мужчин и на женщин.

Теоретической базой тендерного исследования проблем болезни и здоровья должна стать следующая логическая посылка - человеческий организм трансформируется через половые социальные практики. Эти практики начинают воздействовать на человека задолго до его рождения: ведь имеет значение, то что употребляет в пишу мать ребенка, какой уровень медицинского дородового ухода она может себе обеспечить, каков ее семейный, образовательный и экономический статус. Экономический статус и происхождение, вероятно, оказывают такое же глубокое воздействие на развитие плода, младенческий период, раннее детство, как и генетическое наследство. Социальные практики создают, если так можно выразиться, социальные тела, как при жизни человека, так и после его смерти. По причине того, что гендерная принадлежность человека играет большую роль в социальных институтах, таких как экономика, семья, политика, в медицинской и правовой системах, она оказывает влияние на то, как женщины и мужчины, принадлежащие к различным социальным слоям населения, получают различный уровень внимания и обслуживания во всех секторах социальной жизни, включая здоровье и болезни, рождение и смерть. Отсюда правомерно сделать вывод, что тендерная принадлежность является одним из важнейших факторов в превращении физических тел в социальные, а в ее социальном контексте гендерная принадлежность человека представляет собой основу для анализа социальной структуры болезней.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лисицын Ю.Л. Теории медицины на стыке веков - XX и XXI. - М., 1998. - 360 с.

2. Хитров Н.К., Саркисов Д.С., Пальцев М.А. Общая патология человека. - М., 1999. - 728 с.

Kovaleva M.D., Smirnov K.S., Guba T.I., Reyter K.A. Gender and social base of disease // Vestnik of Volgograd state medical University. - 2004. - № 12. - P. 36-37.

A new point of view concerning health and disease picture is being formed inside Sociology of Medicine. A man is being looked upon both as a physical body and as a social one. Man's gender belonging in its social context represents the basis for analysis of diseases social structure.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.