Научная статья на тему 'Гендер для чайников / Т. Барчунова, Е. Жидкова, Е. Здравомыслова, О. Здравомыслова, Л. Попкова, Е. Омельченко, Л. Саморукова, Л. Семенова, И. Тартаковская, А. Темкина; под ред. И. Тартаковской, Л. Попковой. М. : фонд им. Генриха Белля: Просветительско-издательский центр «Звенья», 2006. 262 с. ISBN 5-7870-0097-8'

Гендер для чайников / Т. Барчунова, Е. Жидкова, Е. Здравомыслова, О. Здравомыслова, Л. Попкова, Е. Омельченко, Л. Саморукова, Л. Семенова, И. Тартаковская, А. Темкина; под ред. И. Тартаковской, Л. Попковой. М. : фонд им. Генриха Белля: Просветительско-издательский центр «Звенья», 2006. 262 с. ISBN 5-7870-0097-8 Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY-NC-ND
1264
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Николаева Елена

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гендер для чайников / Т. Барчунова, Е. Жидкова, Е. Здравомыслова, О. Здравомыслова, Л. Попкова, Е. Омельченко, Л. Саморукова, Л. Семенова, И. Тартаковская, А. Темкина; под ред. И. Тартаковской, Л. Попковой. М. : фонд им. Генриха Белля: Просветительско-издательский центр «Звенья», 2006. 262 с. ISBN 5-7870-0097-8»

Гендер для чайников / Т. Барчунова, Е. Жидкова, Е. Здравомыслова, О. Здравомыслова, Л. Попкова, Е. Омельченко, Л. Саморукова, Л. Семенова, И. Тартаковская, А. Темкина; Под ред. И. Тартаковской, Л. Попковой. М.: Фонд им. Генриха Белля: Просветительско-издательский центр «Звенья», 2006. 262 с. ISBN 5-7870-0097-8.

На фоне большого числа популярных изданий книга «Гендер для чайников» может показаться еще одной книгой, рассчитанной на то, чтобы предложить читателям простые ответы на сложные вопросы.

Однако это своеобразное и оригинальное издание не похоже на все эти книги, наполненные «кухонными» советами. Коллектив авторов, состоящий из кандидатов и докторов наук, доступно и просто рассказывает о теме, практически не представленной в популярных изданиях. Понятия пола и гендера раскрываются в самых разных контекстах, при этом тексты не утрачивают ни простоты изложения, ни глубины содержания.

Наиболее интересными и яркими по содержанию, с моей точки зрения, являются те разделы, темы которых до сих пор были вне рассмотрения как в научной, так и в популярной литературе. Например, раздел «Человек верующий: гендерная наука и религия». В нем Татьяна Барчу-нова беспристрастно констатирует, что большая часть религиозных текстов нейтральна в гендерном отношении. Во всех религиях имеются ген-дерно симметричные тексты, подтверждающие равенство всех верующих перед богом. Однако религиозная практика весьма отлична от теории. И неравенство женщины по отношению к мужчине представлено во многих религиях. В данном разделе делается попытка показать некоторые изменения, которые происходят в основных европейских конфессиях в отношении роли женщины в церковном укладе. Но уже само подчеркивание тех моментов, которые в современном мире противоречат демократическому мироустройству, может позволить многим верующим женщинам увидеть свои возможности в реализации себя, в отстаивании своих прав в этой интимной области, где ее посредником с богом практически всегда становится мужчина. При этом крайне важным кажется описание роли пожилых женщин в православных храмах, часто организовывающих приобщение молодежи к вечным религиозным ценностям. Приводится объяснение тому, почему именно пожилые женщины приобретают столь значительную роль в практике православной церковной службы.

Безусловно, значимым является раздел «Семья: из прошлого в будущее», написанный Ольгой Здравомысловой. В нем рассматривается роль семьи в современном обществе, причем это описание дается на основе фактов, без тех сетований и обращений к ложным представлениям об «идеальности» семьи в более ранние периоды жизни общества, к которым мы так приучены современными СМИ. Рассматривается общее изменение в мире в отношении к семье и семейным ценностям, объясняются причины новых представлений мужчин и женщин на роль каждого в этой ячейке общества, воспитание детей, работу вне и внутри дома. Здесь представлено описание разнообразных моделей семьи, в котором отсутствует морализаторство и лицемерие политиков, но есть лишь спокойный взгляд исследователя, что делает эту главу крайне полезной и занимательной. Понимание проблем, делающих семью хрупкой, позволяет думающему читателю прогнозировать эффективные отношения в собственной семье.

Однако это своеобразное и оригинальное издание не похоже на все эти книги, наполненные «кухонными» советами. Коллектив авторов, состоящий из кандидатов и докторов наук, доступно и просто рассказывает о теме, практически не представленной в популярных изданиях. Понятия пола и гендера раскрываются в самых разных контекстах, при этом тексты не утрачивают ни простоты изложения, ни глубины содержания.

Наиболее интересными и яркими по содержанию, с моей точки зрения, являются те разделы, темы которых до сих пор были вне рассмотрения как в научной, так и в популярной литературе. Например, раздел «Человек верующий: гендерная наука и религия». В нем Татьяна Барчу-нова беспристрастно констатирует, что большая часть религиозных текстов нейтральна в гендерном отношении. Во всех религиях имеются ген-дерно симметричные тексты, подтверждающие равенство всех верующих перед богом. Однако религиозная практика весьма отлична от теории. И неравенство женщины по отношению к мужчине представлено во многих религиях. В данном разделе делается попытка показать некоторые изменения, которые происходят в основных европейских конфессиях в отношении роли женщины в церковном укладе. Но уже само подчеркивание тех моментов, которые в современном мире противоречат демократическому мироустройству, может позволить многим верующим женщинам увидеть свои возможности в реализации себя, в отстаивании своих прав в этой интимной области, где ее посредником с богом практически всегда становится мужчина. При этом крайне важным кажется описание роли пожилых женщин в православных храмах, часто организовывающих приобщение молодежи к вечным религиозным ценностям. Приводится объяснение тому, почему именно пожилые женщины приобретают столь значительную роль в практике православной церковной службы.

Безусловно, значимым является раздел «Семья: из прошлого в будущее», написанный Ольгой Здравомысловой. В нем рассматривается роль семьи в современном обществе, причем это описание дается на основе фактов, без тех сетований и обращений к ложным представлениям об «идеальности» семьи в более ранние периоды жизни общества, к которым мы так приучены современными СМИ. Рассматривается общее изменение в мире в отношении к семье и семейным ценностям, объясняются причины новых представлений мужчин и женщин на роль каждого в этой ячейке общества, воспитание детей, работу вне и внутри дома. Здесь представлено описание разнообразных моделей семьи, в котором отсутствует морализаторство и лицемерие политиков, но есть лишь спокойный взгляд исследователя, что делает эту главу крайне полезной и занимательной. Понимание проблем, делающих семью хрупкой, позволяет думающему читателю прогнозировать эффективные отношения в собственной семье.

В книге представлены и разделы, посвященные анализу идеологии, содержащейся в объяснениях физиологических различий (Ирина Тар-таковская «Биологические факторы и политические интерпретации: разделились беспощадно мы на женщин и мужчин»), а также методам воспитания, которые внедряют в сознание детей гендерные роли, принятые в данной культуре (Лидия Семенова «Как навязываются стереотипы: кушать подано, только отделите зерна от плевел» и Елена Омельченко «Кто и что нам помогает стать собой, а также женщинами и мужчинами»). Интересно узнать о самых разнообразных и нередко противоречивых представлениях, даже о физиологических данных, не говоря уже о том, как воспитание предопределяет мнение человека о самом себе как мужчине и женщине. Но именно такое столкновение мнений и заставляет читателя задуматься, а не безоговорочно и слепо доверять напечатанному слову.

Большой интерес представляют экскурсы в историю и современность гендерного порядка России (Анна Темкина, Елена Здравомысло-ва), историю женского движения (Людмила Попкова, Елена Жидкова). Описание женского движения в России до революции открывает глаза читателю на истинные события той эпохи, ведь большинство граждан страны представляет его на основе Тургеневских «Отцов и детей», где феминистки представлены странными существами, мало похожими на женщин, занимающимися бесполезными вещами и праздно проводящими время.

В этом свете завоевание российскими женщинами избирательного права собственными усилиями существенно раньше, чем его получили женщины европейских стран, которых мы считаем передовыми, вызывает чувство гордости и удивления. Факт, который показывает, как российское правительство отказало в получении паспорта женщине только за то, что она получила в Швейцарии диплом доктора медицины, заставляет иным образом смотреть на порядки в дореволюционной России, о которых в настоящее время можно слышать слишком много славословия.

Крайне важным представляется раздел «Работа: а счастье в труде?», подготовленный Ириной Тартаковской, которая пишет о профессиональных возможностях женщин и мужчин. На основе статистических данных демонстрируется грустный факт: при формальном равенстве прав и возможностей обоих полов профессиональный рост женщин упирается в «стеклянный потолок». Средняя зарплата женщин составляет около 60 % от зарплаты мужчин, а все высокооплачиваемые и руководящие должности отданы мужчинам. Наконец, очень яркое описание мужественности и женственности на основе противоречивых современных социокультурных представлений дается в разделах «Репрезентации: образы мужчин и женщин в культуре» (Ирина

Саморукова) и «Маскулинность: все мужики — сволочи?» (Ирина Тар-таковская), заставляя читателя задуматься над этими понятиями и, в частности, о том, что счастье мужчины нереально в обществе, препятствующем реализации всех возможностей женщин. Более того, ложные представления о мужественности «ломают» жизнь многих мужчин.

Следует отметить и хорошую редакторскую работу Ирины Тарта-ковской, Людмилы Попковой: книга, написанная разными авторами, не воспринимается как коллекция отдельных текстов. Она едина и в литературном, и в художественном оформлении. Книга была издана при поддержке Фонда им. Генриха Белля.

С моей точки зрения, рецензируемая книга очень полезна как для женщин, так и для мужчин, поскольку проблемы, поднятые в ней, можно решать только совместными усилиями. Единственным недостатком этой книги мне представляется отсутствие соавторов-мужчин, что показало бы уже сейчас некоторое движение вперед в реализации проблемы взаимоотношения мужского и женского полов в современном российском обществе. Но, возможно, именно их отсутствие свидетельствует о том, что проблема пока только поставлена и слишком далека от разрешения.

Елена Ивановна Николаева профессор кафедры психологии и психофизиологии ребенка Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, Санкт-Петербург электронная почта: klemtina@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.