Научная статья на тему '12 Разгневанных лекций Здравомыслова Е. А. , Темкина А. А. (2015)12 лекций по гендерной социологии: учебное пособие, СПб: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге. 768 с. ISBN 978-5-94380-196-9'

12 Разгневанных лекций Здравомыслова Е. А. , Темкина А. А. (2015)12 лекций по гендерной социологии: учебное пособие, СПб: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге. 768 с. ISBN 978-5-94380-196-9 Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY-NC-ND
1978
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «12 Разгневанных лекций Здравомыслова Е. А. , Темкина А. А. (2015)12 лекций по гендерной социологии: учебное пособие, СПб: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге. 768 с. ISBN 978-5-94380-196-9»

Роспотребнадзор (2016) 15 мая-Международный день памяти людей, умерших от СПИДа. Доступно по ссылке: https://clck.ru/A5LZt (дата обращения: 24 августа 2016).

ФСИН (2016) Характеристика лиц, содержащихся в исправительных колониях для взрослых. Доступно по ссылке: https://clck.ru/A3pcr (дата обращения: 24 августа 2016).

Ясавеев И. Г (2016) Риторика контролируемого бедствия: специфика конструирования ФСКН проблемы потребления наркотиков. Журнал исследований социальной политики, 1(14): 7-22.

Reinarman C., Levine H. G. (1997) The Crack Attack: Politics and Media in the Crack Scare. С. Reinarman, H. G. Levine (eds.) Crack in America: Demon Drugs and Social Justice, Berkeley: University of California Press: 18-51.

Reinarman C., Levine H. G. (2003) Constructing a War on Drugs. D. R. Loseke, J. Best (eds.) Social Problems: Constructionist Readings, New York: Aldine de Gruyter: 154-161.

Reinarman C., Levine H. G. (2004) Crack in the Rearview Mirror: Deconstructing Drug War Mythology. Social Justice, 31(1-2): 182-199.

Reinarman C., Levine H. G. (2012) War on Drugs. Oxford Encyclopedia of American Social History, New York: Oxford University Press: 475-477.

Вероника Лапина 12 РАЗГНЕВАННЫХ ЛЕКЦИЙ

Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. (2015) 12 лекций по тендерной социологии: учебное пособие, СПб: Издательство Европейского Университета в Санкт-Петербурге. 768 с. ISBN 978-5-94380-196-9

Гендер как аналитическая категория до сих пор занимает маргинальную позицию как в публичном, так и в академическом дискурсах постсоветского пространства. В социальных науках это понятие «зачастую лишается своего критического потенциала, происходит вымывание феминистского содержания этого термина» (С. 92), в результате чего категория «пол» заменяется «гендером» без необходимого критического переосмысления. С другой стороны, дискурсивные практики консервативного поворота в современной России «демонизируют» понятие гендер, постулируя стремление внедрить данную терминологию как попытку подорвать моральные устои и «традиционные ценности» (Фонтанка 2011). Помощь в разрушении и тех, и других стереотипов оказывает развитие и популяризация феминистской мысли и гендерных исследований в России.

Вероника Лапина - докторантка PhD-программы, Факультет политических наук и социологии, Европейский Университет в Санкт-Петербурге, Россия. Электронная почта: [email protected]

Учебное пособие Анны Темкиной и Елены Здравомысловой представляет собой курс из 12 лекций по гендерной социологии, цель которого - обратиться к значимости гендера в социальных науках и встроить гендерное измерение в классическую социологическую триаду Маркс-Вебер-Дюркгейм. Уверенно маскируя практически незнакомую для российского научного дискурса терминологию феминистской эпистемологии и критических гендерных исследований за более привычной социологией - пусть и маркированной гендером - Темкина и Здравомысло-ва анализируют значительный пласт теоретических и эмпирических исследований, демонстрируя неоспоримую значимость феминизма и ген-дерных теорий для социальных наук. Данное пособие не является аналогом западных textbook - это не коллекция фундаментальных текстов по гендерной социологии (см., напр., Гапова, Усманова 2000; Жеребкин 2001), но анализ и критическое осмысление концепций, текстов и истории развития феминистской мысли с точки зрения самих авторов.

Курс лекций разделен на три раздела: вводный (исторические, методологические и эпистемологические постулаты), теоретический и практический. В качестве одной из особенностей первого блока стоит отметить краткий экскурс в историю мирового феминистского движения. Уделяя особое внимание развитию мысли на Западе, данный текст не оставляет за рамками и вопросы того, как гендерные исследования (вос)производятся в российском контексте. Помимо рассуждений о теории познания в феминистском ключе и критики позитивистского подхода, в рамках первого блока авторы предлагают важнейшую лекцию о методологиях и практиках феминистского исследования. Рассказывая о гендерной чувствительности, Темкина и Здравомыслова рекомендуют исследователям «быть готовым к вовлеченности и сильным эмоциям, которые могут возникнуть в поле <...>. Их интерпретация помогает понять не только свойства гендерного порядка, но и влияние исследователя на коммуникацию в поле» (С. 178), тем самым указывая на особенности гендерного эмпирического исследования. Лекция объясняет не только принципы взаимодействия с информантами и вопросы этики, но и (возможное) влияние гендера/сексуальности самого исследователя на исследовательский процесс. Здравомыслова и Темкина касаются вопросов методологии и вносят неоценимый вклад в расширение социологического знания.

В третьем разделе «Гендерный подход в тематических исследованиях» демонстрируется пролиферация гендера как аналитической категории в конкретных рубриках социологического анализа. Авторы показывают, как гендерные и феминистские перспективы помогают исследователям глубже познавать структуру и специфику неравенства, дисбалансы в сферах занятости, заботы, здоровья и медицины. Авторы указывают на пре-карность женского труда, феминизацию заботы, особенности медикали-зации женского тела и влияние конструкта гегемонной маскулинности

на здоровье мужчины. В рамках лекции о сфере занятости авторы задаются вопросом, завершилась ли гендерная революция, и приводят существующие аргументы «за» и «против», оставляя за читателем право собственной феминистской рефлексии.

Раздел «Социологические теории гендерных различий» содержит лекции, посвященные гендеру как аналитической категории в парадигмах структурного функционализма, социального конструктивизма и структурного конструктивизма. Авторы демонстрируют, как именно различия осмысляются и критикуются в каждой концептуальной рамке, подробно разбирая гендер как роль, дисплей, социальный конструкт, перформанс, практику и институт. Раздел также затрагивает вопросы гендерного гражданства и гендерной политики в СССР/России. Отдельно следует отметить, что Темкина и Здравомыслова не оставляют за рамками исследования мужчин, обнаруживая, что маскулинность подвержена трансформациям, как и женственность, является социальным конструктом и неоднородна, то есть содержит в себе иерархические структуры.

Здравомыслова и Темкина стремятся сделать социальные науки ген-дерно чувствительными, и их учебное пособие успешно выполняет поставленную задачу. Авторы проделывают огромную аналитическую работу, встраивая феминистскую критику в социологическое знание. Книга «12 лекций по гендерной социологии» вносит свой вклад в ограниченное количество хрестоматийных текстов о гендерных исследованиях на русском языке. То, что предлагает читателю данное учебное пособие, - это уже не «Гендер для чайников» (Барчунова и др. 2012), а тексты, позволяющие посмотреть на социальные науки в новом ключе. Стоит также отметить интересное повествовательное решение лекций, которые в изобилии содержат примеры из популярной культуры и современных эмпирических исследований. Это, бесспорно, оживляет теоретический материал и делает курс интересным для читателя.

Некоторые вопросы вызывает несоразмерность глав. Так, в одних лекциях авторы интенсивно обсуждают советский/российский опыт, тогда как в других оставляют его за скобками. Кроме того, в заключительной лекции «Феминизм и женские общественные движения» в основном демонстрируется и обсуждается западный феминизм, тогда как феминизм так называемых стран третьего мира - например, феминистское переопределение практики ношения хиджабов (Mahmood 2005) -игнорируется. Возможно, привлечение дискуссий из незападных феми-низмов позволило бы переосмыслить некоторые российские практики женских движений.

Книга представляет собой уникальный авторский взгляд на гендер-ные исследования и гендерную социологию. «12 Лекций» написаны на основе курсов, которые Елена Здравомыслова и Анна Темкина неоднократно читали в Европейском Университете в Санкт-Петербурге. Очевидно, что

они не пытаются охватить новейшие феминистские исследования, понимая, что современная критическая (феминистская) и социологическая теории зачастую не совпадают на фундаментальном уровне. В качестве примеров можно привести критику идей Гоффмана в теории гендерной перформативности (Butler 1988), критику марксизма в рамках новомате-риалистичестского поворота в феминистской теории (Dolphijn, Tum 2012), критику интерсекциональности с позиции квир-теории (Puar 2007). Очерчивая границы именно гендерной социологии, авторы упоминают, но не останавливаются подробно на исследованиях сексуальностей, вопросах этничности и недееспособности. Тем не менее эти ограничения обусловлены тем, что данные лекции представляют собой скорее вводный курс и уже смогли охватить широкий спектр рубрик и тематик.

«12 Лекций» должны стать одним из основных текстов для студентов и преподавателей социальных и гуманитарных наук, в первую очередь потому, что это текст создан экспертами свободными от предрассудков. Многочисленные публикуемые «феминологии» и «гендерологии» зачастую воспроизводят сексистскую и гомофобную риторику. Например, Расиля Петрова всерьез рассуждает о том, как ранние половые связи у подростков предупреждают «гомосексуализм» (2010: 152). В этой связи можно рассуждать о качественных и некачественных методических пособиях издающихся для русскоговорящей аудитории. Курс Темкиной и Здравомысловой несомненно относится к первым. В некоторой степени «12 лекций» являются достойным дополнением издания «Гендерная социология» Ирины Тартаковской. Каждая из этих публикаций, как уже отмечалось, представляет авторский взгляд на то, каким может быть вводный курс по гендерной социологии: так, Тартаковская (2005) уделяет отдельную лекцию феминистскому психоанализу и интенсивно полемизирует относительно гендерного гражданства. Однако, «[с]овремен-ный феминизм представляет собой своего рода глобальный научный форум, где эти идеи оперативно осмысливаются и сталкиваются друг с другом» (Тартаковская 2005: 10), а потому важно понимать, что такие пособия не претендуют на универсальность и могут использоваться выборочно в разных курсах.

Книга «12 лекций» может быть востребована - частично или полностью - не только в рамках курсов и спецкурсов посвященных гендерным исследованиям, но и, например, в курсах по методам социологического исследования, социальной работе и для курсов по изучению социального неравентсва. Разумеется, невозможно полностью изучить гендерные исследования и феминистскую теорию прочитав только «12 лекций». Даже сами лекции невозможно до конца прочувствовать без прочтения первоисточников. Однако это именно тот текст, который может стимулировать гендерную чувствительность студентов, бакалавров, магистров, аспирантов и, самое главное - самих университетских преподавателей.

Список источников

Барчунова Т., Жидкова Е., Здравомыслова Е., Здравомыслова О., Попкова Л., Само-рукова Л., Семенова Л., Тартаковская И., Темкина А., Омельченко Е. (2006) Гендер для «чайников», М.: Звенья.

Гапова Е., Усманова А. (ред.) (2000) Антология гендерной теории, Минск: Пропилен.

Жеребкин С. (ред.) (2001) Введение в гендерные исследования. Часть 2:Хрестоматия, Харьков: ХЦГИ.

Петрова Р. Г. (2010) Гендерология и феминология, М.: Дашков и Ко.

Тартаковская И. Н. (2005) Гендерная социология, М.: Вариант.

Фонтанка (2011) Депутат Милонов ополчился на гендерное образование. Доступно по ссылке: http://www.fontanka.ru/2012/06/06/083/ (дата обращения: 29 марта 2016).

Butler J. (1988) Performative Acts and Gender Construction: An Essay in Phenomenology and Feminist Theory. Theatre Journal, 40(4): 519-531.

Dolphijn R., Tuin I. van der (2012) New Materialism: Interviews & Cartographies, Ann Arbor: Open Humanities Press.

Mahmood S. (2005) Politics of Piety: The Islamic Revival and the Feminist Subject, Princeton: Princeton University Press.

Puar J. K. (2005) Terrorist Assemblages. Social Text, 23(3-4): 121-139.

Елена Тарасенко

ПОЛИТИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ГЛОБАЛЬНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ

Kuhlmann E., Blank R. H., Bourgeault I., Wendt C. (eds.) (2015) The Palgrave International Handbook of Healthcare Policy and Governance, Basingstoke: Palgrave Macmillan. XX p., 696 p. (ISBN 978-1-137-38492-8)

Важность осмысления идеологических и структурных особенностей управления национальными системами здравоохранения, основных тенденций их реформирования и государственной политики в сфере общественного здравоохранения в контексте глобального опыта вызвано, с одной стороны, необходимостью дальнейшего развития теории управления и экономики здравоохранения, а, с другой стороны, потребностью

Елена Анатольевна Тарасенко - к. с.н., доцент кафедры управления и экономики здравоохранения, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия. Электронная почта: [email protected]

REVIEWS, OVERVIEWS

Iskender Yasaveyev

ANTIDRUG HYSTERIA IN LANDS OF INCARCERATION'

References

FSIN (2016) Kharakteristika lits, soderzhashchikhsya v ispravitel'nykh koloniyakh dlya vzroslykh [Federal Penitentiary Service of Russia. Characteristics of Prisoners in Penal Colonies for Adults]. Available at: https://clck.ru/A3pcr (accessed: 24 August 2016). Global'naya komissiya po voprosam narkopolitiki (2011) Voyna s narkotikami [The Global Commission on Drug Policy. The War on Drugs: Report]. Available at: https://clck.ru/ A3pce (accessed 25 December 2015).

Reinarman C., Levine H. G. (1997) The Crack Attack: Politics and Media in the Crack Scare. C. Reinarman, H. G. Levine (eds.) Crack in America: Demon Drugs and Social Justice, Berkeley: University of California Press: 18-51.

Reinarman C., Levine H. G. (2003) Constructing a War on Drugs. D. R. Loseke, J. Best (eds.) Social Problems: Constructionist Readings, New York: Aldine de Gruyter: 154-161.

Reinarman C., Levine H. G. (2004) Crack in the Rearview Mirror: Deconstructing Drug War Mythology. Social Justice, 31 (1-2): 182-199.

Reinarman C., Levine H. G. (2012) War on Drugs. Oxford Encyclopedia of American Social History, New York: Oxford University Press: 475-477.

Rospotrebnadzor (2016) 15 maya -Mezhdunarodnyy den'pamyati lyudey, umershikh ot SPIDa [15th of May - International AIDS Candlelight Memorial Day]. Available at: htt-ps://clck.ru/A5LZt (accessed 24 August 2016).

Yasaveyev I. (2016) Ritorika kontroliruemogo bedstviya: spetsifika konstruirovaniya FSKN problemy potrebleniya narkotikov [The Rhetoric of Controlled Calamity: The Constructing of Drug Use Problem by Russian Federal Drug Control Service]. The Journal of Social Policy Studies, 1 (14): 7-22.

Veronika Lapina 12 ANGRY LECTURES

Zdravomyslova, E.A., Temkina, A.A. (2015) 12 Lektsii po Gendernoi Sociologii: Uchebnoe Posobie [12 Lectures on Sociology of Gender: A Tutorial], St. Petersburg: Izdatelstvo Evropeiskogo Universiteta v Sankt-Peterburge. 768 p. ISBN 978-5-94380-196-9

References

Barchunova T., Zhidkova E., Zadravomyslova E., Zdravomyslova O., Popkova L., Camoru-kova L., Semenova L., Tartakovskaya I., Temkina A., Omelchenko E. (2006) Gender dlya Chainikov [Gender for Beginners], Moscow: Zven'ya.

Iskender Yasaveyev - Doctor in Sociology, Senior Research Fellow at the Centre for Youth Studies, National Research University 'Higher School of Economics' in St. Petersburg, Russian Federation. Email: [email protected]

Veronika Lapina - Doctoral Candidate, Department of Political Science and Sociology, European University at St. Petersburg, Russian Fedaration. Email: [email protected]

Butler J. (1988) Performative Acts and Gender Construction: An Essay in Phenomenology and Feminist Theory. Theatre Journal, 40(4): 519-531.

Dolphijn R., Tuin I. van der (2012) New Materialism: Interviews & Cartographies, Ann Arbor: Open Humanities Press.

Fontanka (2011) DeputatMilonov opolchilsya na gendernoe obrazovanie [State Deputy Milo-nov fights against Gender Education]. Available at: http://www.fontanka.ru/2012/06/06/083/ (accessed 29 March 2016).

Gapova E., Usmanova A. (eds.) (2000) Antologiiagendernoi teorii [Anthology of Gender Theory], Minsk: Propilen.

Mahmood S. (2005) Politics of Piety: The Islamic Revival and the Feminist Subject, Princeton: Princeton University Press.

Petrova R. G. (2010) Genderologia i feminologia [Genderology and Feminology], Moscow: Dashkov and Co.

Puar J. K. (2005) Terrorist Assemblages. Social Text, 23(3-4): 121-139.

Tartakovskaya I. N. (2005) Gendernaia sociologiia [Sociology of Gender], Moscow: Variant.

Zhepebkin S. (ed.) (2001) Vvedenie v gendernie issledovaniia. Chast' 2: Khrestomatiia [Introduction to Gender Studies. Part 2: A Reader], Kharkov: XTSGI.

Elena Tarasenko

HEALTHCARE POLICY AND GOVERNANCE IN A GLOBAL PERSPECTIVE

Kuhlmann E., Blank R. H., Bourgeault I., Wendt C. (eds.) (2015) The Palgrave International Handbook of Healthcare Policy and Governance, Basingstoke: Palgrave Macmillan. XX p., 696 p. (ISBN 978-1-137-38492-8)

References

Biswas D., Kristiansen M., Krasnik A., Norredam M. (2011) Access to Healthcare and Alternative Health-Seeking Strategies Among Undocumented Migrants in Denmark. BMC Public Health, (11): 1-11.

Gea-Sanchez M., Alconada-Romero A., Briones-Vozmediano E., Pastells R., Gastaldo D., Molina F. (2016) Undocumented Immigrant Women in Spain: A Scoping Review on Access to and Utilization of Health and Social Services. Journal of Immigrant and Minority Health, (2): 1-11.

Hacker K., Anies M., Folb B. L. (2015) Barriers to Health Care for Undocumented Immigrants: A Literature Review. Risk Management and Healthcare Policy, (8): 175-183.

Elena Tarasenko - PhD in Sociology, Associate Professor of the Department of Health Care Administration and Economy National Research University Higher School of Economics, Moscow, Russian Federation. Email: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.