Научная статья на тему 'Социологический анализ религиозных ценностей и гендерных стереотипов'

Социологический анализ религиозных ценностей и гендерных стереотипов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
532
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / RELIGION / ЦЕННОСТИ / VALUES / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ПОВЕДЕНИЕ / BEHAVIOR / БЫТИЕ / BEING / ГЕНДЕР / GENDER / ПОКОЛЕНИЕ / GENERATION / ГРУППА / GROUP / КУЛЬТУРА / CULTURE / СТЕРЕОТИП / STEREOTYPES / ДУХОВНОСТЬ / SPIRITUALITY / АВТОРИТЕТ / AUTHORITY / ПИСАНИЕ / SCRIPTURE / НАЦИОНАЛЬНОСТЬ / NATIONALITY / СТРАНА / COUNTRY / ДИСКРИМИНАЦИЯ / DISCRIMINATION / ЖЕНЩИНА / FEMALE / МУЖЧИНА / MALE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иванова Татьяна Николаевна, Яковлева Снежана Сергеевна

Религия сохраняет свое значение и в современном мире, несмотря на процессы секуляризации. В последние 15-20 лет наблюдается массовизация влечения к религиозным обрядам и ритуалам. Возникает необходимость анализа тех сакральных феноменов бытия, которые всегда присутствуют в мире повседневности, а главное являются одним из существенных типов мотивации социального поведения людей. Предписания и исполнения, соответствующие мужественности и женственности могут быть различны для разных поколений, разных этнокультурных и религиозных групп, разных слоев общества. Этот подход важен для России многоконфессиональной, многонациональной страны, в которой сосуществуют иногда диаметрально противоположные культуры. До середины XIX века подавляющая часть научных и теологических исследований велась с дофеминистских позиций, базирующихся на утверждении того, что женский опыт не имеет отношения к интеллектуальной и духовной сферам, которые являются миром мужчин, «закрытым» для женщин. Библия, Коран, Веды, Тора и другие священные тексты, создававшиеся новаторами-мужчинами в системе патриархальных представлений, отражали патриархальные взгляды и установки, канонизация которых в виде цитат, откровений, представлений, способствовала укоренению патриархата в культуре и оправдания его с позиций духовного авторитета. Слово Священного писания служило обоснованием существующему неравенству женщин, вне зависимости о каких женщинах шла речь черных, белых, мусульманских, иудейских или христианских. Традиционные религии разных стран сыграли немаловажную роль в формировании гендерных стереотипов, дискриминирующих Женское на фоне Мужского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGICAL ANALYSIS RELIGIOUS VALUES AND GENDER STEREOTYPES

Religion remains important in the modern world, despite the process of secularization. In the last 15-20 years there has been massivization attraction to religious rites and rituals. There is a need to analyze the phenomena of sacred being, which are always present in the world of everyday life, and most importantly are one of the major types of motivation of social behavior. Religion is the main, the main factor influencing the design of the tender, the creation and preservation of certain expectations, orders assigned to men and women (ie. E. Gender stereotypes). Regulations and enforcement of appropriate masculinity and femininity can be different for different generations, different ethnic, cultural and religious groups, different backgrounds. This approach is important for Russia a multi-religious, multi-ethnic country in which coexist sometimes diametrically opposed cultures. Until the middle of the XIX century the vast majority of scientific and theological studies conducted with dofeministskih positions based on the contention that the female experience is not related to the intellectual and spiritual spheres, which are a man's world, "closed" for women. The Bible, the Koran, the Vedas, the Torah and other sacred text, create innovators, men in the patriarchal attitudes reflected patriarchal views and attitudes canonized them as quotations, revelations, views, helped perpetuate patriarchy culture and justify it with the position of spiritual authority. Word of Scripture justify existing inequality of women, regardless of what the women in question black, white, Muslim, Jewish or Christian. Traditional religions of different countries have played an important role in the formation of gender stereotypes that discriminate against Women in the background Male.

Текст научной работы на тему «Социологический анализ религиозных ценностей и гендерных стереотипов»

УДК 316(075.8)

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕЛИГИОЗНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ

© 2016

Иванова Татьяна Николаевна, доктор социологических наук, профессор кафедры «Социология» Яковлева Снежана Сергеевна, магистрант кафедры «Социология» Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация. Религия сохраняет свое значение и в современном мире, несмотря на процессы секуляризации. В последние 15-20 лет наблюдается массовизация влечения к религиозным обрядам и ритуалам. Возникает необходимость анализа тех сакральных феноменов бытия, которые всегда присутствуют в мире повседневности, а главное - являются одним из существенных типов мотивации социального поведения людей. Предписания и исполнения, соответствующие мужественности и женственности могут быть различны для разных поколений, разных этнокультурных и религиозных групп, разных слоев общества. Этот подход важен для России — многоконфессиональной, многонациональной страны, в которой сосуществуют иногда диаметрально противоположные культуры. До середины XIX века подавляющая часть научных и теологических исследований велась с дофеминистских позиций, базирующихся на утверждении того, что женский опыт не имеет отношения к интеллектуальной и духовной сферам, которые являются миром мужчин, «закрытым» для женщин. Библия, Коран, Веды, Тора и другие священные тексты, создававшиеся новаторами-мужчинами в системе патриархальных представлений, отражали патриархальные взгляды и установки, канонизация которых в виде цитат, откровений, представлений, способствовала укоренению патриархата в культуре и оправдания его с позиций духовного авторитета. Слово Священного писания служило обоснованием существующему неравенству женщин, вне зависимости о каких женщинах шла речь - черных, белых, мусульманских, иудейских или христианских. Традиционные религии разных стран сыграли немаловажную роль в формировании гендерных стереотипов, дискриминирующих Женское на фоне Мужского.

Ключевые слова: религия, ценности, мотивация, поведение, бытие, гендер, поколение, группа, культура, стереотип, духовность, авторитет, писание, национальность, страна, дискриминация, женщина, мужчина.

SOCIOLOGICAL ANALYSIS RELIGIOUS VALUES AND GENDER STEREOTYPES

© 2016

Ivanova Tatiana Nikolaevna, doctor of sociological Sciences, Professor of "Sociology" Yakovleva Snezana Sergeevna, graduate student of the department "Sociology" Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Abstract. Religion remains important in the modern world, despite the process of secularization. In the last 15-20 years there has been massivization attraction to religious rites and rituals. There is a need to analyze the phenomena of sacred being, which are always present in the world of everyday life, and most importantly - are one of the major types of motivation of social behavior. Religion is the main, the main factor influencing the design of the tender, the creation and preservation of certain expectations, orders assigned to men and women (ie. E. Gender stereotypes). Regulations and enforcement of appropriate masculinity and femininity can be different for different generations, different ethnic, cultural and religious groups, different backgrounds. This approach is important for Russia - a multi-religious, multi-ethnic country in which coexist sometimes diametrically opposed cultures. Until the middle of the XIX century the vast majority of scientific and theological studies conducted with dofeministskih positions based on the contention that the female experience is not related to the intellectual and spiritual spheres, which are a man's world, "closed" for women. The Bible, the Koran, the Vedas, the Torah and other sacred text, create innovators, men in the patriarchal attitudes reflected patriarchal views and attitudes canonized them as quotations, revelations, views, helped perpetuate patriarchy culture and justify it with the position of spiritual authority. Word of Scripture justify existing inequality of women, regardless of what the women in question -black, white, Muslim, Jewish or Christian. Traditional religions of different countries have played an important role in the formation of gender stereotypes that discriminate against Women in the background Male.

Keywords: religion, values, motivation, behavior, being, gender, generation, group, culture, stereotypes, spirituality, authority, scripture, nationality, country, discrimination, female, male.

Тольятти - многонациональный и много конфессиональный город. Больше всего в городе православных христиан. Мусульмане - вторая по численности группа верующих. Также в городе действуют организации практически всех основных религий: старообрядческая церковь, иудаизм, католицизм, протестантизм, буддизм и прочее.

Чтобы выявить субъективную оценку горожан функционирования нравственных и религиозных ценностей, было проведено анкетирование среди жителей города Тольятти.

В ходе исследования в качестве генеральной совокупности выступает население городского округа Тольятти, выборочной совокупности п=100 человек из которых 52% женщин и 48% мужчин, в возрасте от 18 до 60 лет. Среди них - учащиеся, работающие граждане, пенсионеры,

По образовательному статусу респонденты распределились так: имеют среднее образование (18%), среднее специальное (профессионально-техническое училище и технический лицей - 20% опрошенных; окончили техникум, медучилище и колледж - 25%), окончили ВУЗ и получают высшее образование (37%).

По семейному положению замужних и женатых оказалось 46 %, холостых и не замужних -35%, вдов - 2%, разведённых - 17%.

В зависимости от оценки материального положения 11% респондентов отнесли себя к благополучному состоянию, 46% - к хорошему, средние доходы оказались у 35% респондентов, ниже среднего - у 8%.

Тип выборки - целевая, квотная (по полу и возрасту). Исследование носит пилотажный характер.

По конфессиональной принадлежности респонденты распределились следующим образом. Православных горожан, как мы видим, оказалось больше половины опрошенных (65%), однако достаточно много тех, кто в графе «другое» указал «христианство» (6%). По половому критерию православными себя считают 69% женщин и 61% мужчин. Вероятно, христианами себя считают те, кто либо старается следовать христианским заповедям, либо знает о них, либо просто понимает и принимает их, но конкретно к Русской православной церкви себя не относит. Православная церковь обладает достаточно большим потенциалом влияния на жизнь страны.

К исламу себя отнесли 29% опрошенных. Приверженцами ислама являются 27% женщин и 29% мужского населения, вариант ответа «другое» выбрали 4% женщин и 10% мужчин. Мужчины-мусульмане четко придерживаются своей религии, неукоснительно ее соблюдают.

Был и собственный ответ: «Верующий - это человек, который: 1. Признает существование сверхъесте-

ственных существ (богов, духов, колдунов); 2. Признает вмешательство этих существ в обыденную (естественную, обычную, повседневную) жизнь человека и общества; 3. Ищет с этими существами взаимообщения, для чего активно, своим поведением, угождает этим самим существам, добивается от них желаемых (или защищается от неприятных) для себя воздействий».

Верующими себя считают 65% опрошенных. Среди женщин положительно ответили на вопрос 71% респондентов, а среди мужчин - 56%.

Десятая часть опрошенных является атеистами, при этом женщины выбирали этот вариант ответа в два раза реже, чем мужчины.

Четверть опрошенных затруднились дать ответ на вопрос о своем отношении к вере.

Религиозные традиции соблюдают полностью лишь 9% респондентов. Количество мужчин, которые отметили, что придерживаются всех религиозных традиций в два раза превышает количество женщин.

Соблюдают некоторые традиции и обряды две трети опрошенных. Среди женщин этот вариант ответа выбрали три четверти опрошенных, тогда как мужчины - на 15% реже.

Четверть опрошенных не соблюдает религиозные обряды. К этой категории опрошенных относится треть мужчин и четвертая часть женщин. Из полученных результатов можно сделать вывод: женское население города более религиозно и стараются неотъемлемо соблюдать предписания церкви, в отличие от мужчин, которые в большинстве случаев не задумываются о соблюдении традиций.

Посещение церкви является неотъемлемой частью жизни у 7% горожан. Распределение между мужчинами и женщинами близко к средним по массиву.

Четверть респондентов посещает церковь время от времени. Треть женщин выбирает этот вариант ответа, тогда как мужчины на 4% реже.

Редко приходят в культовые заведения города 39% женщин и 27% мужчин.

Не посещают церковь треть мужчин и четвертая часть женщин, а также вообще никогда не посещали 2% мужчин. Можно сделать вывод о том, что посещение церкви является не главным для многих верующих мужчин и женщин.

Выбравших варианты «Психологическая поддержка» и «Уверенность в том, что все определяется высшей силой» оказалось 26%. Распределение ответов между мужчинами и женщинами близко к средним по массиву.

Видят в религии «Надежду и опору в жизни» 19% опрошенных, а проявление силы духа -10% опрошенных. Женщины выбирали эти вариант ответа в два раза чаще, чем мужчины.

6% опрошенных считают, что религия «Помогает определить цели жизни». В качестве нравственного ориентира рассматривают религию 8% респондентов. Данные вариант женщины также отмечают значительно чаще, чем мужчины.

Женщины являются более религиозными и нравственными, поэтому в большинстве случаев ищут в религии поддержку и вера придает надежду для жизни, мужчины наиболее напористы и сдержанны.

Общая оценка полученной информации свидетельствует о том, что верующие люди, более нравственны, чем неверующие, этого мнения придерживаются две трети опрошенных. Женщины разделяют это мнение на 10% чаще, чем мужчины.

Считают, что «религиозность и нравственность не связаны между собой» 31% респондентов. Среди мужчин этот вариант ответа отмечают треть опрошенных, а среди женщин 29%. «Верующие люди менее нравственны, так как менее терпимы» выбрали 7% респондентов Распределение мужчин и женщин близко к средним по массиву.

Таким образом, женщины чаще считают, что веру-158

ющие люди более терпимы и нравственны; мужчины чаще, чем женщины, утверждают, что религиозность и нравственность не связаны между собой, и верующие люди менее нравственны.

Гипотеза о том, что верующие люди более нравственны и терпеливы, в отличие от атеистов, подтвердилась.

На вопрос: «Какие черты, по Вашему мнению, характеризуют верующих?» 44% опрошенных указали вариант «Милосердие». По мнению ответивших, это является самой основной чертой, характеризующей верующее население города. Доля выбравших этот вариант ответа среди мужчин и женщин близка к средним по массиву.

Треть респондентов выбрали такие черты, как «Верность» «Религиозность, набожность», «Терпеливость». Верность и терпеливость мужчины выделяли чаще, чем женщины. Женщины придают большее значение религиозности, набожности.

По мнению 28% опрошенных, характерной чертой верующих является «Покорность старшим (отцу, матери, мужу и т.д.)». Этот вариант ответа женщины выделяли чаще, чем мужчины.

Четверть опрошенных выбрала вариант ответа «Любовь к детям», «Честность». Женщины отмечали любовь к детям на 8% чаще, чем мужчины.

Скромность в качестве характерной черты верующих отметили 17% респондентов. Данное качество женщины выделяли чаще, чем мужчины.

Некоторые (13% респондентов) отдали предпочтение варианту «трудолюбие». «Трудолюбие» важно для 4% женщин и 13% мужчин.

Меньшинство выбрали варианты «Хозяйственность» (9%) и «Уступчивость» (8%). Лишь 8% женщин и 13% мужчин, из всего числа опрошенных выбрали вариант «Хозяйственность» и «Уступчивость». Затруднилось ответить 5% опрошенных.

2% жителей города отметили в варианте ответа «Другое» - все «выше перечисленные» черты.

Свою точку зрения высказал респондент с достаточно глубоким чувством и с религиозным воззрением: «Сострадание, отзывчивость, любовь - все, что мы видим в словах и делах Иисуса, является чертами Божьего характера. Задача верующего - проявить эти черты характера через свою жизнь этому миру. Верующий должен быть носителем Божьего характера»

«Необходимо народ призвать к разуму, гуманности и милосердию и начать поиск путей разрешения мировых проблем» - высказал свою точку зрения респондент.

Из полученных данных, можно сделать вывод о том, женщины нравственны, духовно развиты и терпимы по сравнению с мужчинами, относятся более осознанно и толерантно к данной проблематике. Итак, респонденты выявили основные черты, которые необходимы верующему населению в данный период времени, в независимости обладает ли человек данными качествами или нет. По мнению большинства опрошенных, именно религия должна воспитывать в женщине качества, которые необходимы ей в различных жизненных ситуациях, придавать опору и надежду в жизни.

Большая часть респондентов 40% выбрали вариант «Сострадание». Не менее важное качество находится на втором месте - «Терпение» 38%. Ответ «Терпение» как высшее качество религиозно-верующего человека предпочли 43% женщин и 31% мужчин,

Треть респондентов выбрали вариант «Милосердие» (35%), предпочли графу «Милосердие» 33% женщин и 38% мужчин,

«Любовь» тоже играет немало важную роль - 34%,

По мнению 32% жителей «Отзывчивостью» должен обладать каждый верующий человек. 30% отдали предпочтение варианту «Честность».

По 18% распределилось за вариантами «Благородство» и «Прощение», немалая часть респондентов выбрали ответ «Крепкая вера» их 17%,«Крепкая вера» является составной частью каждой религии, 10% жен-Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 3(16)

щин и 23% мужчин решили, что именно этот ответ наиболее полно отражает их мнение,

«Трудолюбие» является важным качеством верующего человека, по мнению, 14% опрошенных. Чаще ответ давали женщины 16% и 13% мужчины.

«Покорность» является важным качеством для верующего человека, но лишь 8% женщин и 4% мужчин выбрали этот ответ из многих

Лишь 6% отдали предпочтение «Взаимопомощи», реже всего выбирался ответ «Другое» 2% опрошенных. Из индивидуальных ответов прозвучал ответ «уважение», «воспитанность», «гуманность».

«Верующий человек должен быть терпимее и добрее, люди сейчас в целом озлоблены и негативно смотрят на реальность» - свою оценку ситуации сделал респондент.

Респонденты предпочли те качества, которые полно отражают их мнение, в основном именно эти качества редко можно встретить у современного человека. Для женщин в основном высшим качеством религиозно-верующего человека является терпение, а для мужчин милосердие.

Почти половина респондентов 49% высказалось, о том, что религия осуждает «Занятие проституцией, сутенерством». Было высказано мнение: «Занятие проституцией и сутенерством являются олицетворением разврата и пошлости, продавать тело непристойно верующей женщине. Для многих девушек - это стало профессией, нет моральных и этических принципов».

К «сексуальным связям вне брака» относится церковь неодобрительно по данным 38% респондентов. Вариант «Сексуальные связи вне брака» стал одним из центральных в обсуждении этого вопроса, Женщины на 10% чаще, чем мужчины отмечали, что именно эту форму поведения осуждает религия. «Однополые сексуальные связи» не поддерживаются религиозным канонам, судя из ответов 31% респондентов. 38% мужчин подчеркивают неприемлемость этого поведения с точки зрения религии, тогда как среди женщин - четверть респондентов. Как мы видим, негативные взгляды на однополые сексуальные связи широко распространены в нашем обществе - в современном мире эта форма поведения людей приемлема не везде.

К рождению детей вне брака негативно отнеслось 14%.

42% респондентов считают, что аборты недопустимы с точки зрения религиозных норм. Индивидуальные ответы были таковыми: «Женщине, беременной менее сорока дней от законного (по исламу) мужа, прерывать беременность не греховно, а порицательно. Если же плоду более сорока дней, то это делать греховно» (представитель ислама).

«Развод» по мнению многих опрошенных является вполне допустимым, осуждающие его всего 9%. Мужчины на 10% чаще, чем женщины отмечают, что религия осуждает разводы, объясняя это тем, что сделать выбор спутника жизни необходимо лишь один раз. У православных жителей города развод ассоциируется с обычным явлением жизни, ислам же видит развод, как дозволенное, но не желательное действие. Никакая религия не одобряет развод.

«Агрессивное поведение, решение конфликтов с помощью силы» считается недопустимым для 20% опрошенных. Женщины отмечали недопустимость этого явления с позиций религиозного сознания на 10% чаще, чем мужчины.

Мнения о том, что религия отрицательно относится к «употреблению ненормативной лексики» придерживаются 7% респондентов. Женщины в два раза чаще выбирают этот вариант ответа, чем мужчины.

«Регулярное употребление крепких спиртных напитков» осуждается по мнению десятой части респондентов, при этом женщины отмечают данные варианты ответа, чаще, чем мужчины. «Употребление крепких

спиртных напитков считается недопустимым в нашей религии - ислам. Без сомнения, люди, которые употребляют алкоголь, сошли с истинного пути, а те, кто считает спиртное дозволенным - отступили от веры» ответил один из респондентов.

К «курению» как к негативному фактору, осуждаемому религией, отнеслись 4% опрошенных.

«Отказ от помощи больным, немощным членам семьи» считают безответственным поведением и абсолютно неприемлемым 12% опрошенных. «Отказ от помощи больным - это бесчеловечно и низко по отношению к людям. Необходимо призывать таких людей к морали и человечности» - заявил один из респондентов.

Лишь 2% опрошенных высказались, что о том, что религия осуждает карьеризм. «Для мужчин вызывает уважение, если он является карьеристом, женщина должна быть хранителем семейного очага» - высказал свою точку зрения один из респондентов.

Всего 3% жителей считают, что «Уклонение от службы в армии» не допустимо в российском обществе, аргументируя ответ тем, что «Каждый уважающий себя молодой человек, должен пройти военную службу». «Каждый уважающий себя молодой человек должен пройти службу в армии, не бояться стереотипов и дедовщины, необходимо отдать долг Родине» - заявила одна из респонденток.

5% негативно относятся к такой форме поведения, которую осуждает религия - «Пассивность, иждивенчество мужчин»,

По мнению 2% опрошенных церковь высказывается против «Активного поведения женщин в общественной жизни». Считая, что мужчина в общественной жизни должен находиться на ступеньке выше. «Другой» индивидуальный вариант ответа предположили 6% опрошенных, затруднились дать ответ 1%.

«Как и все мировые религии, ислам осуждает экстремизм и терроризм в любых их проявлениях, независимо от национальной и религиозной принадлежности злоумышленников», - заявил один из респондентов, являющийся представителем религии - ислам.

По мнению 59% опрошенного населения допустимым для мужчины является такая форма поведения как «Курение», не допустимой для 41%.

В настоящее время стал популярен «Гражданский брак-сожительство», поэтому мнение по этому вопросу разделилось между респондентами, 71% считает допустимым такое поведение в обществе, а 29% недопустимым. Различий в распределении ответов между мужчинами и женщинами по этому критерию не выявлено.

«Проявление инициативы при разводе» является актуальной проблемой в наши дни, большинство респондентов 61% одобрили такое поведение, 39% высказались против.

По мнению 78% респондентов «Карьеризм» допустим в современном обществе для мужчины, недопустим для 22% респондентов. Женщины (84%) в отличие от мужчин (73%) более одобрительно отнеслись к данному варианту.

«Занятие проституцией, сутенерством» для женщин не приемлемо для 96% опрошенных, считается нормой для 4%. Большинство женщин (98%) и мужчин (94%) высказались, что эта форма поведения для современной женщины не допустима и лишь 2% женщин и 6% мужчин одобрили такое поведение.

Большинство респондентов по поводу «Отказа от детей» высказались негативно 90%, лишь 10% решили, что это допустимо в современном обществе. Женщины на 9% чаще выражали свое отрицательное отношение по этому вопросу.

«Отказ от помощи больным, немощным членам семьи» по мнению большинства респондентов 89% является недопустимой формой поведения, допустимой для 11%. Женщины высказались, что эта форма поведения допустима для 4%, недопустима для 96%. Мужчины же

разделили свое мнение, недопустимо 81%, допустимо 19%.

Большая часть анкетируемых 88%, высказались, что «Агрессивное поведение, решение конфликтов с помощью силы» для поведения женщины недопустимо, лишь 12% вполне согласны с этим. По половому критерию: 6% женщин и 19% мужчин одобрительно относятся к данной форме поведения, 94% женщин и 81% мужчин негативно к этому относятся.

«Регулярное употребление крепких спиртных напитков» является не допустимым по мнению 87% респондентов, 13% вполне допустили эту форму поведения для современной женщины.

Недопустимым по мнению респондентов считаются «Сексуальные связи между женщинами», так высказалось 80% жителей. Женщины (92%) и мужчины (67%) высказались против этой формы поведения, считают вполне нормальным явлением 33% мужчин и 8% женщин.

Больше половины анкетируемых 71% высказалось, что современной женщине не допустимо «Употребление ненормативной лексики», допустимо по мнению 29%. По половому критерию, женщины 20% и мужчины 29% одобряют употребление ненормативной лексики в разговоре современной женщины, 71% мужчин и 80% женщин неодобрительно относятся к этому явлению.

«Нежелание заниматься домашним хозяйством» для современной женщины допустимо, по мнению 25% опрошенных, высказались против 75%. Женщины (76%) и мужчины (73%) негативно отнеслись к такому поведению, среди тех, кто положительно относится к нежеланию заниматься домашним хозяйством женщин оказалось 24%, мужчин 27%.

По мнению 27% опрошенного населения допустимым для женщины является такая форма поведения как «Курение», не допустимой для 73%. Среди женщин 25% согласны с курением и 75% не согласны, среди мужчин 29% согласны и 71% негативно относятся к этому явлению.

«Свободная сексуальная жизнь» женщин является, по мнению респондентов, в большей мере недопустимой 67% формой поведения, чем допустимой 33%.

«Аборты» являются недопустимым поведением женщины для 59% респондентов, допустимо 41%. Женщины высказались, что эта форма поведения является недопустимой 55%, допустили вероятность такого поведения 45%. Среди мужчин мнение разделилось на 38% допустимо и 63% недопустимо.

Большая часть респондентов (57%) считает недопустимым «Рождение детей вне брака», допустимо для 43% горожан. Среди женщин 49% высказались одобрительно, 51% не одобрили такое поведение для современной женщины, среди мужчин отвечающих на вопрос были получены результаты о том, что одобрительно -38%, не одобрительно - 63%.

«Проявление инициативы при вступлении в брак» считается для женщины вполне допустимым, по мнению 62% опрошенных, недопустимым - 38%. Женщины (61%) одобрили такое поведение, не одобрили 39% респондентов. Среди мужчин положительно к такому поведению женщин отнеслись 65% опрошенных, негативно 35%.

Большинство респондентов по поводу варианта «Занятия силовыми видами спорта (борьба, штанга, культуризм и т.д.)» высказались против (75%), одобрили 25%.

«Проявление инициативы при разводе» является для большинства женщин проблемой, большинство респондентов 65% одобрили такое поведение, 35% высказались негативно.

«Сожительство-гражданский брак» стало актуальным течением современности, поэтому мнение по этому вопросу разделилось между респондентами, 75% считает допустимым такое поведение в обществе, а 25% не-160

допустимым.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исходя из мнения респондентов «Карьеризм» важен для современности и для будущего поколения, согласились 85% опрошенных, против 15%. Для 90% женщин и 81% мужчин это является допустимым для современной женщины, 19% мужчин и 10% женщин высказались неодобрительно.

Большинство респондентов по поводу «Получения высшего образования» высказались одобрительно 91%, не одобрило 9% населения.

Итак, подведем итоги всему вышесказанному:

Сегодня происходят глобальные социальные процессы, и, несмотря на то, что у мужчин в религии по-прежнему есть определенные привилегии, обеспечивающие выгодность быть «внутри религии», происходит смещение в распределении функций по передаче и обеспечению религиозности. На основе данных исследования, можно утверждать, что:

1) мужчины (27%) обладают большей сложностью восприятия и отношения к религии, чем женщины (31%);

2) мужчины (56%) постепенно теряют свою первоначальную функцию стержня религии в семье и обществе, сегодня женщины (71%) становятся не только центром религии в семье, но и ее главным носителем;

3) у мужчин и женщин наблюдается различная акцентуация религиозного чувства и религиозного поведения. Последнее более ярко выражено у женщин.

Женщина рассматривает ценность и смысл религии (67%), прежде всего, с точки зрения ее влияния на жизнь дома, семьи, рода. У женщины своего рода «семейно-безличное» отношение к религии, так как контекст для обсуждения темы религии задается такими понятиями, как «семья», «родственники», «воспитание». Женщина чаще не склонна говорить о вере и религии по отношению к себе лично.

Положение женщины (71%) в религии базируется на нормах традиции, которые заставляют ее «соответствовать». Вместе с тем, женская религиозность демонстрирует тесную связь традиции и веры, для женщины традиция наполнена внутренним содержанием и смыслом.

Различие в традициях женщиной (71%) рассматривается как основание для существования особенностей межличностного взаимодействия у народов, и как следствие, проблема традиций и их роли в процессе этнического самоопределения у женщины переносится на бытовой уровень семейных отношений, трансформируется в проблему поддержания прочных внутрисемейных связей.

Для женщины происходит отождествление права назвать себя верующей с выполнением определенного религиозного поведения, для мужчины же этого не достаточно. Мужчина (56%) не считает соблюдение обрядов достаточным основанием для признания своей веры, он с осторожностью называет себя верующим. Наблюдается подчас сознательный отказ от традиционного религиозного поведения (31%). Мужчина говорит: «Я верю, в душе я верю», - но крест не носит, в церковь не ходит, молитв не читает, то есть на бытовом уровне не соответствует формальным критериям верующего.

То есть, у мужчин нет прямой увязки «традиция -вера», и хотя осознание свой этничности происходит в большей степени через традицию, чем посредством веры, традиция чаще является лишь формой, и ее поддержание скорее пассивное, без дополнительной внутренней работы, как это имеет место у женщин. Это другие критерии веры, чем у женщины. Отсюда - повышенная требовательность к критериям, на основании которых человек может отнести себя к верующим.

Для мужчины религия (58%) - это в некоторой степени рационализация жизни. Главную ценность религии и веры они видят не в преемственности традиций, как женщины, а в религиозной морали.

С точки зрения мужчины, религия служит, прежде всего, механизмом структурирования жизни человека, Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 3(16)

она определяет нормативные ориентиры. Поэтому среди мужчин распространено мнение о том, что связующим началом, включающим религию в жизнь человека, является воспитание, а не традиция, как у женщин.

Таким образом, мужчины устанавливают прямую зависимость между религиозным воспитанием, верой и религиозным поведением.

Как следствие такого подхода, актуальность и про-блематизация связи религиозного воспитания и религиозного наказания [7-9]. Если в рассуждениях женщин религия ассоциируется, прежде всего, с праздником, чем-то светлым в жизни человека, то для мужчин характерна тема «религиозного греха». То есть у мужчин преобладает некий негативный образ религии, связанный с непосещением церковных заведений (35%) как жестко нормативной системы.

Женская религиозность отличается от мужской, и проблематика пола должна быть строго учитываема в подходе к различным религиям и религиозным верованиям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гурко, Т. Социология пола и гендерных отношений // Социология в России. Под ред. Ядова В. М: ИС РАН 1998.

2. Гиллиган, К. Место женщины в жизненном цикле мужчины // Хрестоматия феминистских текстов / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. С. 166-186.

3. Женщина. Гендер. Культура / Под ред. З.Хоткиной, Н.Пушкаревой, Е. Трофимовой. - М.: МЦГИ, 1999. - 368 с.

4. Зибницкий, Э. К социологии церкви/ Э. Зибницкий //Новый мир. - 2005. - № 2. - С. 122 - 127.

5. Здравомыслова, Е.А., Темкина А (1999). Исследования женщин и гендерные исследования на Западе и в России // Общественные науки и современность. № 6. СС.177-185.

6. Здравомыслова, О., Кигай Н. Представление о гендере связано с осознанием личности. Суждения, оценки. Мнения российских женщин и мужчин: Проект «Женщина третьего тысячелетия: гражданская и политическая ответственность». - М.: 2005. - 124 с.

7. Акопов Г.В., Буковцова Н.И., Явкина Е.В. Психология сознания: этнонациональные, религиозные, правовые и регулятивные аспекты // Поволжский педагогический вестник. 2015. № 3 (8). С. 3-6.

8. Овсянников В.П., Якунин В.Н. Традиционное культурное наследие в молодых индустриальных городах // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1. С. 58-62.

9. Якунин В.Н. Современное состояние, проблемы и перспективы развития религиозного туризма в Российской Федерации // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 1. С. 124-126.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.