ные - 70,8%, в 2007 г. -21,1; 23,8 и 55,1% соответственно. Это объясняется высоким уровнем миграции населения из других регионов республики; низкой информированностью населения о возможности лечения туберкулеза по месту проживания независимо от прописки, наличием большого числа больных с хроническими формами туберкулеза (БОМЖи, больные, вышедшие из мест лишения свободы).
Заключение:
Изменение эпидемиологической ситуации в Кыргызской Республике в сторону стабилизации распространения туберкулезной инфекции стало возможно в результате реализации Национальных противотуберкулезных программ, внедрения на всей территории республики прогрессивной стратегии борьбы с туберкулезом - DOTS, рекомендованной ВОЗ, а также благодаря финансовой поддержке Всемирного Банка, Германского банка развития, ЮСАИД, Проекта Глобального Фонда по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией, ОФ «Прожект ХОУП ин Кыргызстан», СДС и др. А также значительную роль сыграло увеличение финансирования национальной программы «Туберкулез» со стороны Правительства КР
Литература:
1. Сон И.М., ЛитвиновВ.И., СтародубовВ.И., Сельцовский П.П. Методика оценки эпидемиологических показателей по туберкулезу и эффективности противотуберкулезных мероприятий //Проблемы туберкулеза. - 2002. - № 4.
- С.55-62.
2. Здоровье населения и деятельность учреждений здравоохранения Кыргызской Республики в 2005 году: Сб. стат. матер. РМИЦМЗ КР. - Бишкек, 2006. - 276 с.
3. Алишеров А.Ш. Стратегия DOTS в Кыргызстане - 10 лет внедрения // Фтизипулъмонология. - 2006. - С.6-7.
4. Руководство по борьбе с туберкулезом в Кыргызской Республики / Под ред. д-ра мед. наук: проф. А.Ш. Алишерова.
- Бишкек, 2006. - 313 с.
5. Здоровье населения и деятельность учреждений здравоохранения Кыргызской Республики в 2006 году: Сб. стат. матер. РМИЦ МЗ КР. Бишкек, 2007. - 287 с.
6. Абдрахманова Э.Дж., Алишеров А.Ш., Мырзалиев Б.Б. Эпидемиологическая ситуация по туберкулезу, мониторинг Национальной противотуберкулезной программы и реализации электронного надзора и ведения случаев туберкулеза в Кыргызской Республике //Актуальные вопросы этиологии, патогенеза, профилактики, диагностики и лечения туберкулеза и заболеваний легких». XIIРеспубликанская конференция фтизиопульмонологов.
- Кишинев, 2007. - С.274-32.
ГЕМОРРАГИЧЕСКАЯ ЛИХОРАДКА С ПОЧЕЧНЫМ СИНДРОМОМ В КАЗАХСТАНЕ
Р.А. Егембердиева
Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д. АсфендияроваРеспублика Казахстан, г. Алматы
Казахстандагы бейректук синдром менен болгон геморрагиялык лихорадкасы
РА. Егембердиева
Корутунду. 129 оорулудагы бейрек^к синдром менен болгон геморрагиялык лихорадкасынын клини-калык-эпидемиологиялык езгечелYГY жазылган. Жуктуруунун булагы жана механизми керсетYлген. Клини-калык лихорадкалык, олигоанурдук фазасынын пайда болуусу, геморрагиялык синдрому, лабораториялык керсеткYчтердYн езгерYYCY келтирилген.
HEMORRHAGIC FEVER WITH RENAL SYNDROME IN KAZAKHSTAN
R.A. Yegemberdiyeva The S.D. Asfendiyarov Kazakh National Medical University, Almaty
Abstract. Clinical and epidemiological features of hemorrhagic fever with renal syndrome in 129 patients were described. A source and mechanisms of infection are indicated. Clinical manifestations of the feverish and oligoanuric phases, hemorrhagic syndrome, changes in laboratory tests were described.
Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом (ГЛПС) - вирусное зоонозное природно-очаговое заболевание, характеризующееся общей интоксикацией, сопровождающейся лихорадкой, специфическим васкулитом с геморрагическим синдромом и тубуло-интерстициальным нефритом. Заболеваемость ГЛПС регистрируется во многих странах Европы, Азии, Африки и Северной Аме-
рики. В последние годы наблюдается тенденция к росту заболеваемости и увеличение числа тяжелых форм ГЛПС. ГЛПС вызывается арбовирусом семейства Буньявириде рода Хантавирусов. Серологический и молекулярно-биологический анализ выявил несколько больших серогрупп этого вируса. В Европе и Азии заболевание вызывается серо-группами -Hantaan, Puumala, Seul, Belgrad\Dobrava,
МЕДИЦИНА
Кыргызстана
Liky, на Американском континенте - Sin Nombre, New-York, Black Creek Canal, Laguna Negra, Madgon и Andes [1]. На территории Российской Федерации ГЛПС регистрируется в 71 из 83 субъектов, где было установлено с 1978 года по 2007 год 184 тысяч случаев заболевания [1].
В Западно-Казахстанской области в последние годы сформировался природный очаг ГЛПС. Заболеваемость ГЛПС в Казахстане стала официально регистрироваться с 2000 года. За период с 2000 г. по 2010г. зарегистрировано 180 случаев ГЛПС.
ГЛПС отмечается на территориях Зеленовского, Бурлинского, Чингирлауского, Теректинского районов и в городе Уральске. Эти районы граничат с севера с Оренбургской областью. Активизации природного очага геморрагической лихорадки с почечным синдромом способствует соседство с территориями Российской Федерации, где расположены мощные природные очаги инфекции [2]. В географическом плане для Западно-Казахстанской области Республики Казахстан и для Оренбургской области Российской Федерации образовался единый Урало-Илецкий природный очаг ГЛПС. Ареал распространения природного очага расширяется.
Цель настоящего исследования - дать клини-ко-эпидемиологическую характеристику геморрагической лихорадки с почечным синдромом в Казахстане.
Материалы и методы.
В работе использованы материалы оперативного эпидемиологического анализа заболеваемости и данные из историй болезни по основным клиническим проявлениям.
результаты и обсуждение.
Заболеваемость ГЛПС регистрируется в виде спорадических случаев и виде вспышек. В 2005 г. и в 2008 г. отмечался подъем заболеваемости с регистрацией 85 и 30 случаев соответственно (показатель на 100 тыс. нас. 14,0 и 4,9). Из природных очагов ГЛПС Западно-Казахстанской области полевой и клинический материал был исследован молекулярно-генетическим методом. В результате генотипирования установлена принадлежность РНК-изолятов к вирусу Пуумала [3].
Судя по всему, формирование новых активных очагов в остепнённых районах Оренбургской и Западно-Казахстанской областей происходит за счёт расширения ареала вируса Пуумала, локализация которого ранее была тесно связана с лесными провинциями. Активизация очагов обусловливают расширение их границ и приводят к увеличению заболеваемости ГЛПС в районах, ранее считавшихся благополучными по данной инфекции.
Эпидемиологической особенностью ГЛПС в Западно-Казахстанской области является выраженная осенне-зимняя сезонность. Первые случаи заболевания начинают регистрироваться в сентябре с увеличением количества больных в октябре.
ежемесячный научно-практическии медицинским журнал
Максимальное количество больных приходится на ноябрь, декабрь, январь (87,6%). В отдельные годы ГЛПС регистрировалась в единичных случаях с февраля по август.
Нами проанализирована заболеваемость у 129 больных. Преимущественно больные были в возрасте от 16 до 60 лет (92,2%). Мужчин было 80%, женщин 20%. Диагноз у всех больных был подтвержден определением в сыворотке крови диагностических титров антител к Хантавирусу непрямым методом иммунофлюоресценции. Из эпидемиологического анамнеза установлена связь заболевания с грызунами: 46% указывали на наличие мышей в жилых помещениях, 55% - в хозяйственных постройках, 27% участвовали в заготовке сена и уходе за скотом, 39% занимались заготовкой дров в лесу, 12% были на рыбалке, 8% работали в степи.
Больные поступали в стационар преимущественно на 3-8 дни болезни. У 3% больных заболевание протекало в легкой форме, у 57% - в среднетя-желой, у 40% - в тяжелой. Заболевание как правило начиналось остро. В периоде разгара лихорадочная фаза характеризовалась резким повышением температуры тела до 38 - 40°С (99%), которая держалась в течение 2-7 дней и сопровождалась общей слабостью (99%), головными болями (68%), болями в области поясницы (80%), в животе (56%), снижением аппетита (98%), тошнотой (46%), рвотой (40%). Длительность лихорадочной фазы составляла 6-7 дней. В этой фазе также отмечались жалобы на рези и боли в глазных яблоках, снижение остроты зрения (37%), сухой кашель (15%). При осмотре наблюдались гиперемия лица и шеи (64%), пастоз-ность лица, отечность век (29%), инъекция сосудов склер (72%), гиперемия зева (68%), при пальпации отмечалась болезненность в эпигастрии, по ходу кишечника (83%). Температура тела после высоких цифр нередко оставалась на субфебрильном уровне и держалась 3-4 дня. При среднетяжелом и тяжелом течении заболевания с нормализацией температуры не всегда наступало улучшение состояния больного. В наших наблюдениях более чем у половины больных (58%) олигоанурическая фаза наступает с последних дней лихорадочной фазы. Олигоанурию следует рассматривать как синдром, определяющий тяжесть заболевания [4, 5]. В этой фазе отмечается нарастание слабости. Больные адинамичные, вялые (74%). У 19% больных было нарушение сна. Сохраняются боли в пояснице, отмечаются положительный симптом поколачивания по пояснице (92%), дизурические расстройства, гематурия.
Геморрагический синдром развился у 16% больных. Проявления данного синдрома чаще наблюдались в олигоанурической фазе. В 2-х случаях с тяжелым течением геморрагический синдром развился в лихорадочной фазе. Синдром проявлялся кровоизлияниями в местах инъекций (16%), в конъюнктиву (6%), в слизистую оболочку
области твердого и мягкого неба (2%), мелкоточечной петехиальной сыпью (12%). Носовое кровотечение отмечалось всего в 13 случаях (10%) как при тяжелом течении заболевания, так и в отдельных случаях при среднетяжелом. В одном случае на 8 день болезни была отмечена кровь в мокроте и установлен положительный анализ кала на скрытую кровь. В олигоанурической фазе наблюдается «сгущение» крови в виде увеличения количества эритроцитов и гемоглобина (независимо от степени тяжести). В полиурическом периоде
- выраженный лейкоцитоз и ускоренное СОЭ. Увеличение количества эритроцитов и гемоглобина, лейкоцитоз наблюдались с одинаковой частотой среди больных со среднетяжелой и тяжелой формой ГЛПС. Нарастание величин креатинина крови, остаточного азота и мочевины отмечалось параллельно тяжести заболевания. Средние показатели креатинина при среднетяжелом течении - 209 мкмоль/л, при тяжелом - 415 мкмоль/л, мочевины
- 16,9 ммоль/л и 27,2 ммоль/л, остаточного азота
- 57,2 ммоль/л и 105,8 ммоль/л (соответсвенно). Изменения в моче соответствовали параллельно тяжести заболевания: протеинурия в тяжелых случаях достигала 9,9г/л, эритроцитурия - иногда до степени макрогематурии (в среднем 6-7 в поле зрения), лейкоциты - до 20 (в среднем 11,6 в поле зрения). Тяжесть состояния больных определялась также развитием различных осложнений: у 3%
- поражение сердца (миокардиодистрофия), у 23%
- острая почечная недостаточность, у 2% - пора-
жение легких (пневмонии), у 5% - ДВС-синдром. В периоде реконвалисценции наступала нормализация суточного диуреза, показателей уровня креатинина, остаточного азота, мочевины.
Таким образом: в Западно-Казахстанской области сформировался эндемичный очаг ГЛПС с осенне-зимней сезонностью, с аэрогенным и фекально-оральным механизмами заражения. Заболевание характеризуется преимущественно среднетяжелой и тяжелой формами течения, в 23% случаях осложняется острой почечной недостаточностью.
Литература
1. Гаранина С.Б. Молекулярно-генетические методы и ком-
пьютерные технологии в системе эпидемиологического надзора за хантавирусными инфекциями: Автореф. дис... д.б.н. - 2009. - 47 с.
2. Онищенко Г.Г // Журн. микробиологии. - 2001. - № 3.
- С.22-28.
3. Сарыбаева Г.К. Проявления эпидемиологического процесса
геморрагической лихорадки с почечным синдромом в Республике Казахстан: Автореф. дис... к.м.н. - 2009. - 25 с.
4. Ю.Н. Сидельников, А.Ю. Мартыненко Гематологические
изменения при геморрагической лихорадке с почечным синдромом и их прогностическое значение // Гематология и трансфузиология. - 2000. - Т.45, №1. - С.15-19.
5. Н.А. Чербова с соавт. Особенности течения геморраги-
ческой лихорадки с почечным синдромом // Казанский медицинский журнал. - 1990. - Т.71, № 4. - С.281-284.