oural_Risk_Management_Managing_the_psychology_that_d rives_decisions_and_influences_operational_risk_by_Hersh_ Shefrin_Palgrave_Macmillan_2016 (Дата обращения: 07.02.2020)
5. ГОСТ Р ИСО 31000-2010 «Менеджмент риска. Принципы и руководство»
6. Сайт Всероссийского союза страховщиков (ВСС) [Электронный ресурс] // Официальный сайт ВСС - URL: http://brad.ins-union.ru/rus (Дата обращения: 07.02.2020)
7. Обзор российского рынка страхования за 2019 год KPMG [Электронный ресурс] // Официальный сайт KPMG
- URL: https://home.kpmg/ru/ru/home/insights/2019/07/insurance-survey-2019.html (дата обращения: 07.02.2020)
8. Обзор ключевых показателей страховщиков №2 за 2019 год: информационно-аналитические материалы [Электронный ресурс] // Официальный сайт ЦБ РФ - URL: https://www. cbr. ru/Content/Document/F ile/84751 /review_ins ure_070916.pdf (Дата обращения: 07.02.2020)
9. U.S. Insurance Industry: All Sectors [Электронный ресурс] // Официальный сайт Insurance Information Institute
- URL: https://www.iii.org/publications/insurance-handbook/economic-and-financial-data/us-insurance-industry-all-sectors (Дата обращения: 07.02.2020)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Katona G. Psychological Analysis of Economic Behavior. N.Y.: McGrow- Hill. 1951.
Sheffrin H. Behavioral Risk Management: Managing the Psychology That Drives Decisions and Influences Operational Risk [Electronic resource] // ResearchGate: website. - URL:
https ://www. researchgate. net/publication/299598458_ Behavioural_Risk_Management_Managing_the_psych ology_that_drives_decisions_and_influences_operation al_risk_by_Hersh_Shefrin_Palgrave_Macmillan_2016 (Дата обращения: 07.02.2020)
Shefrin H., Statman M. The Disposition to Sell Winners Too Early and Ride Losers Too Long: Theory and Evidence // Journal of Finance. — 1985. — Vol. 40.
U.S. Insurance Industry: All Sectors [Электронный ресурс] // Официальный сайт Insurance Information Institute - URL:
https://www.iii.org/publications/insurance-handbook/economic-and-financial-data/us-insurance-industry-all-sectors (Дата обращения: 07.02.2020)
ГОСТ Р ИСО 31000-2010 «Менеджмент риска. Принципы и руководство»
Канеман Д. Думай медленно, решай быстро: [пер. с англ.] / Д. Канеман. - Москва: Издательство АСТ, 2019
Обзор ключевых показателей страховщиков №2 за 2019 год: информационно-аналитические материалы [Электронный ресурс] // Официальный сайт ЦБ РФ - URL:
https://www.cbr.ru/Content/Document/File/84751/revi ew_insure_070916.pdf (Дата обращения: 07.02.2020) Обзор российского рынка страхования за 2019 год KPMG [Электронный ресурс] // Официальный сайт KPMG - URL:
https://home.kpmg/ru/ru/home/insights/2019/07/insura nce-survey-2019.html (дата обращения: 07.02.2020)
Сайт Всероссийского союза страховщиков (ВСС) [Электронный ресурс] // Официальный сайт ВСС -URL: http://brad.ins-union.ru/rus (Дата обращения: 07.02.2020)
Behavioral aspects in administration of management decisions
© Samoilova A., 2020
This article defines the concepts of «behavioral economics», «risk management», identifies the main reasons for the irrationality of decisions made, and considers the concept of «behavioral risks» in the context of risk management. An analysis of insurance premiums by type of insurance in Russia and a comparison with similar types in the United States was carried out, during which a tendency to reject negative thoughts and tolerance of Russian society to uncertainties and deviations, as a specificity of our organizational culture, were revealed. It is concluded that when planning and implementing risk management, attention should be paid to the behavioral aspects, the specifics of Russian culture and possible behavioral risks.
Keywords: behavioral economics, risk management, risk management, behavioral risks, risk tolerance, managerial decision making, theory of intercultural dimensions by G. Hofsted
УДК 334.001
ГДЕ ПРЯЧЕТСЯ РЕАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
© Сольский Б. В., 2020
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
Экономикой надо заниматься. Это понимают все. Зачем? Чтобы жить лучше. Потому, что именно экономика предопределяет уровень жизни, потенциал страны и т.д. А что именно, эта экономика? И как это, «заниматься экономикой». Мы будет говорить только про экономику фирмы. Оставим в стороне глобальную экономику, макроэкономику и семейную экономику. И будет разбираться с реальной экономикой фирмы (микроэкономикой).
Ключевые слова: экономика, управленческий учет
Первый вопрос, что такое экономика фирмы? И, понятно, что ответ «экономика — это наука» здесь не пройдёт. Экономика как наука, безусловно, существует.
Наукой нужно заниматься, и никто этого не отрицает. Но какое отношение это имеет к практической деятельности фирмы? Ведь если экономика — это только наука, то почему у одной фирмы экономика хорошая, а у другой — «плохая». И почему бывает сильная экономика, а бывает слабая? Ведь наука для всех одна.
Поэтому мы разделим понятия экономической теории и практической экономики.
Зачем надо заниматься экономикой? Чтобы она стала лучше. Следовательно, мы хотим не просто заниматься экономикой, а управлять ею. А где найти на фирме экономику, чтобы ей поуправлять?
Фирма занимается своей хозяйственной деятельностью — снабжением, производством,
продажами, отношениями с государством в части уплаты налогов и многим другим. Этим можно и нужно управлять. Многие директора ( и не только «старой школы») гордо называют себя «хозяйственниками», подчеркивая, что они управляют именно хозяйством.
Можно ли сказать, что хозяйственная деятельность и есть практическая экономика? Хотелось бы, но, нет. Хозяйство — есть хозяйство. Им и управляют. А как управляют? По закону управленческого цикла, который состоит из следующих друг за другом друг за другом этапов. Планирование, исполнение, учет, контроль, анализ, принятие решений «что делать дальше». И снова планирование...
Это можно представить Матрицей задач управления.
Таблица 1. Матрица задач управления
Подпроцесс Планирование Учет Контроль Анализ
Снабжение Складской учет
Производство Производственный учет
Продажи Учет реализации
Обеспечение персоналом Кадровый учет
Расчеты с государством Налоговый учет
Общее управление Бухгалтерский учет
Здесь представлены далеко не все подпроцессы хозяйственной деятельности. И перечислены они без ранжирования.
Подпроцессы взаимосвязаны и образуют они Систему хозяйствования. Системами являются планирование, учет, контроль и анализ. Учетная система выделена фоном.
А где экономика в этой матрице? А её тут нет. И уж точно экономику как науку добавить в состав подпроцессов хозяйственной деятельности будет неуместно.
Но экономика должна быть. Так где же она?
Основная задача фирмы — производство товара, товарное производство.
Результат хозяйственной деятельности — товар (продукт труда, предназначенный для обмена). Кроме всех понятных (потребительных) свойств товара, он обладает еще стоимостью.
Стоимость — это общественная характеристика товара, потому что определяется за пределами фирмы, на рынке, где её выражением выступает цена.
Рискну дать определение, что экономика — это стоимостная характеристика хозяйственно -общественной деятельности фирмы. Экономика — «просто» набор специальных показателей,
характеризующих стоимостную деятельность фирмы.
Мы управляем фирмой (точнее, её хозяйственной деятельностью), а в результате изменяются экономические показатели. Кроме экономических показателей (характеристик) хозяйственной деятельности фирмы есть и другие. Социальные, экологические, технологические и др.
Но экономические стоят над всеми, поскольку необходимость товарного производства и воспроизводства превалирует.
Из всего сказанного следует, что следует говорит не об управлении экономикой фирмы, а об экономическом управлении хозяйственной деятельностью. Другими словами, речь должна идти об управлении хозяйственной деятельностью с учетом экономических показателей (оглядкой на экономические показатели).
Только ли внутрифирменная деятельность предопределяет эконмические показатели? Нет. На их значения существенное влияние оказывает окружающая бизнес-среда (рынок, государство, мировое сообщество).
Если экономика — это набор показателей (стоимостных, безразмерных и др.), то возникает справедливый вопрос. Где брать их реальные
№ 2 • 2020
Бизнес-образование в экономике знаний
(фактические) значения? Ответ «в управленческом учете» — это не правильный ответ.
Как практикующий консультант, могу утверждать: в нашей реальности нет никакого управленческого учета (грамотнее говорить «экономического»). А что есть на самом деле?
Бухгалтерский учет. На основе которого можно организовать не только бухгалтерскую и налоговую отчётности, но и экономическую отчетность.
Вопрос заголовка статьи «где прячется реальная экономика фирмы?» имеет однозначный ответ. В недрах бухгалтерского учета. Это единственный работающий стоимостной учет на предприятии (в семье, в отрасли). А другого учета нет. Потому, что бухгалтерский учет основан на первичных документах и многолетней (надо даже сказать многостолетней) отточенной методике их обработки и разнесения данных по регистрам (счетам).
И если бухгалтерский учет поставлен «хорошо» и, соответственно, учетные данные достоверны, экономические показатели тоже будут достоверными. А если бухгалтерский учет упрощен
или искажен в «налоговых» целях», то и экономические показатели будут не достоверными, а принимаемые на их основе решения — неэффективными.
Где прячется реальная экономика фирмы? В хорошо организованной, профессиональной бухгалтерии. ■
Where the real economy hides
© Solskii B., 2020
Economics must be dealt with. Everyone understands this. What for? To live a better life.
Because it is the economy that determines the standard of living, the potential of the country, etc. And what exactly is this economy? And like this, «do the economy.»
We will only talk about the economy of the company. We will leave aside the global economy, macroeconomics, and the family economy. And it will deal with the real economy of the company (microeconomics).
Keywords: economics, management accounting
УДК 65.016
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В АВИАЦИОННОМ СЕКТОРЕ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА ПРЕДПРИЯТИЙ
© Тацищина Е. С., 2020
Иркутский государственный университет, г.Иркутск
В статье рассматриваются способы внедрения инновационных технологий в секторе авиационного комплекса, направленного на улучшение экономического состояния предприятий.
Ключевые слова: инновации, авиационная отрасль, разработки, внедрение
В настоящее время нельзя представить функционирование логических систем без применения инновационных технологий, среди которых можно выделить различные устройства, оборудование для сбора, обработки и хранения информации, программное обеспечения и другие.
Внедрение инновационных систем в логистику позволяет оптимизировать логистический процесс, сэкономив время, прослеживать груз на протяжении всего пути следования, избежав его потери, эффективно планировать загруженность складов и всего подвижного состава и множество других функций. На сегодняшний день услуга транспортного обеспечения и перевозок является одной из самых востребованных. Транспорт выступает в роли материально-технического элемента, который выполняет функции перемещения пассажиров, грузов, а также документов на различные расстояния. Данный элемент оказывает огромное влияние на всю мировую хозяйственную деятельность, так как с его помощью выполняется оптимальное распределение
производственных мощностей. Кроме этого, обеспечение развитой транспортной
инфраструктурой имеет огромное значение для общественно-экономического сектора, что способствует выстраиванию экономических связей между различными странами. Воздушный транспорт является лидирующим, в первую очередь, по пассажирским перевозкам. Главным преимуществом этого вида транспорта является скорость и высокая степень сохранности грузов. Авиаперевозки грузов носят ограниченный характер, большую часть грузов составляют продукты, почта и медикаменты в труднодоступные регионы. К недостаткам данного вида транспорта является высокая себестоимость перевозок, зависимость от климатических условий. Данный вид перевозок имеет большое значение в международных отношениях, общая протяженность воздушных трасс в мире составляет 6 600 тыс. км. Российскую авиационную систему можно отнести к одной из ведущих отраслей развития отечественной экономики. Инновации в авиационной промышленности можно подразделись на 3 группы: