Научная статья на тему 'Где и как искать детей «нового сознания»? Постановка научной проблемы'

Где и как искать детей «нового сознания»? Постановка научной проблемы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
24
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети нового сознания / ювенильность / музыкальная одаренность / Л.А. Рудкевич / Институт детства / children of a new consciousness / juvenility / musical giftedness / L.A. Rudkevich / Institute of Childhood

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Каменская Валентина Георгиевна

Проблема определения детей нового сознания. Предположение о музыкальной одаренности как характерном признаке детей нового сознания. Пример сравнения детей по параметру ювенильности Л.А. Рудкевичем и Институтом детства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Where and how to Look for Children of "aNew Consciousness?" The Statement of the Scientific Problem

The problem of identification of children of a new consciousness. The assumption of musical giftedness as a characteristic feature of children of a new consciousness. The examples of children comparing by the parameter of juvenility made by L.A. Rudkevich and the Institute of Childhood.

Текст научной работы на тему «Где и как искать детей «нового сознания»? Постановка научной проблемы»

В.Г.КАМЕНСКАЯ,

доктор психологических наук, Санкт-Петербург

ГДЕ И КАК ИСКАТЬ ДЕТЕЙ «НОВОГО СОЗНАНИЯ»? ПОСТАНОВКА НАУЧНОЙ ПРОБЛЕМЫ

В литературе, посвященной детям нового сознания, существуют указания на ряд признаков, которые могут быть выбраны в качестве ориентиров их изучения и воспитания. Первое — их неизбежное и эволюционное появление в наше время, второе — высокая интеллектуальная и/или общая одаренность и, наконец, третье — особые духовно-нравственные качества, отличающие этих детей не только от сверстников, но почти от всех взрослых. Рассматривается принадлежность детей нового сознания и к группе детей с отклонениями в развитии. Последнее, как мне кажется, является отражением и результатом неверного психолого-педагогического подхода по отношению к этим детям, поэтому может рассматриваться в качестве закономерной и патологической компенсации разнообразных дефицитов в раннем детстве. Необходимо также разобраться с термином дети индиго, который, являясь ныне одним из самых популярных и интригующих, привлекает внимание многих, не всегда добросовестных практиков. Качество ауры как важнейшего элемента биополя человека определять могут только избранные экстрасенсы, надежные способы технического измерения составляющих этого сложнейшего физического и психофизического феномена до сих пор не разработаны. А раз в основе принятия решения о качестве ауры и, следовательно, принадлежности исследуемого ребенка к детям индиго лежит доверие эксперту, то научным этот критерий назвать нельзя. Тем не менее отвергать возможную значимость этой особенности, безусловно, не стоит, так как в конечном счете объективные методы изучения ауры детей разработаны будут. Но это в будущем.

Сейчас у исследователей остается два немаловажных маркера, опираясь на которые нужно и можно принимать решения о

способах воспитания и обучения этих эволюционно продвинутых детей (эволюционная продвинутость и интеллектуальная одаренность). Во второй половине XX в. были выполнены исследования, посвященные изучению конституции человека, которые показали, что имеется система генетически детерминированных психосоматических признаков, определяющих многие психологические свойства человека. Опираясь на синерге-тический подход к построению четырехкоординатной модели развития человека [1, с. 67—73], можно рассматривать ребенка как сложную самоорганизующуюся динамическую систему, которая может быть описана четырьмя обобщенными координатами [2], одна из которых связывается с эволюционно-биоло-гическим становлением человека как вида. Названа она в этой модели филетической (от phyle (греч.) — род, племя) дистанцией и рассматривается как один из ведущих факторов, определяющих психосоматические особенности человека, в частности его интеллект и некоторые психологические особенности [8; 9], частично совпадающие с чертами детей нового сознания. в исследовании Л.А.Рудкевича [1; 8; 9] доказано, что филетическая дистанция, или ювенильность (от juvenile (англ.) - юношеский), определяет ряд признаков психофизиологических и психологических, по которым ювенильные дети и подростки существенно отличаются от неювенильных. важно отметить, что вопрос об особенностях развития интеллектуальных способностей и сенсо-моторной интеграции как бессознательного механизма когнитивных функций у детей с разной степенью ювенильности остается неизученным и потому актуальным в связи с возможной объективной диагностикой интеллектуально одаренных детей — детей нового сознания.

Хорошо известно, что сенсомоторная интеграция — ее скоростные особенности и качество интегративных процессов, определяемых динамическими свойствами нейрональных систем мозга, — лежит в основе развития когнитивных функций [5; 6]. В одной из наших работ проверялась идея о том, что у более продвинутых эволюционно индивидов с высокой ювенильностью качество сен-сомоторной интеграции и скорость обработки сенсорной информации выше по сравнению с низкоювенильными, что должно соотноситься с более высоким уровнем развития интеллекта. Было

проведено лонгитюдное1 исследование специфики развития интеллектуальных способностей, речемыслительной деятельности, сенсомоторной интеграции у детей 5—7 лет с различной степенью ювенильности. Использовались только методы, объективные и апробированные на кафедре психологии и психофизиологии ребенка Института детства. Важнейшими являются два методических подхода: 1) антропометрия, позволяющая количественно определить меру ювенильности каждого ребенка; 2) оценка качества сенсомоторной интеграции — авторская методика, направленная на изучение специфики отражения временной упорядоченности внешних сенсорных цепей в конкретных значениях времени реакции на акустические и зрительные стимулы в статистических параметрах их распределения во времени (по величине Н-индек-са Херста). Это позволяет получить сведения о развитии способности любого человека извлекать скрытую от сознания сенсорную информацию и использовать ее для формирования необходимых в эксперименте адекватных реакций [3—6].

Удалось сформировать две выборки старших дошкольников по параметру ювенильности (филетической дистанции): высокоюве-нильных (примерно 40% детей) и низкоювенильных (неювениль-ных). Уровень и темп развития общего интеллекта у ювенильных детей выше по сравнению с их неювенильными сверстниками. У детей 6—7 лет с низкой степенью ювенильности обнаружен достоверно более низкий уровень общего и невербального интеллекта; выявлен сниженный темп развития интеллектуальных способностей. Действительно, конституционально более прогрессивные дети характеризуются значительно более высокоразвитым интеллектом по сравнению с остальными сверстниками даже из вполне благополучных семей. Сравнительный анализ результатов оценки скоростных свойств обработки сенсорной информации и качества сенсомоторной интеграции показал, что для ювенильных детей характерны более высокие скоростные свойства сенсомоторного реагирования, высокое качество сенсомоторной интеграции по сравнению с неювенильными сверстниками. И наконец, самое главное, в период начала систематического обучения в школе

1 В социологии и психологии — вид повторного исследования, при котором ведется длительное периодическое наблюдение над одними и теми же лицами или социальными объектами. — Ред.

у ювенильных детей повысилось качество отражения динамической упорядоченности сенсорных цепей, регуляция сенсомотор-ной деятельности и сохранился высокий темп интеллектуального развития. Эти эмпирические данные позволяют сформировать позитивный научный подход к выделению из популяции современных детей основы для тех, у кого возможно безболезненное становление нового сознания, так как сознания без интеллекта не существует.

Результаты других работ молодых сотрудников кафедры психологии и психофизиологии ребенка позволяют предположить еще одну группу детей — кандидатов на «новое сознание». Это музыкально одаренные дети, также характеризующиеся способностью «встраиваться» в динамические информационные потоки и оперировать их характеристиками. Намеченные исследовательские подходы применимы к любым группам детей, подростков и взрослых.

Литература и примечания

1. Каменская В.Г., Рудкевич Л.А. Четырехкоординатная модель конституции индивида // Современное гуманитарное знание как синтез наук. СПб., 1999.

2. Первое свойство, или координата, индивида — соматотип. Это качество, очевидно, имеет генетическую природу и не может меняться под действием факторов внешней среды.

Второе свойство, или координата, индивида — функциональная асимметрия организма. В формировании степени латеральной асимметрии могут иметь большое значение как врожденные (генетические, антенатальные и перинатальные) факторы, так и влияния внешней среды. Третий фактор предложенной модели — скорость индивидуального развития индивида онтогенетического развития. Мы предполагаем, что се-кулярный тренд или эпохальная тенденция последних тысячелетий фи-летического развития человека направлена на замедление его онтогенеза, причем это явление как признак закрепляется в популяции Homo sapiens генетически, с чем, очевидно, связаны динамика мотивационного развития личности, а также темп социально-психологического созревания. Четвертая координата — ювенильность, или филетическая дистанция, т.е. степень эволюционной продвинутости индивида. Предполагается, что эволюционно более продвинутые — ювенильные — представители человеческого вида должны характеризоваться целым комплексом как психофизиологических, так и психологических характеристик — таких

как интеллект и другие высшие психические функции. Это последняя координата, входящая в состав общей модели конституции человека. Все перечисленные координаты не являются популяционно-стабиль-ными. Снижение пресса естественного отбора в популяции должно приводить к усилению дисперсности в пределах каждого свойства, или каждой координаты. Возможно, что первые две координаты характеризуются относительной стабильностью и независимостью друг от друга. Следующие две координаты — скорость биологического развития и фи-летическая дистанция — меняются в процессе эволюции человека и сами отражают этот процесс: онтогенез человека удлиняется, и сроки созревания становятся более поздними; человек становится конституционально более ювенильным. Поэтому можно предположить, что последние две координаты, отражающие разные стороны единого процесса эволюции человека на современном этапе, не является независимыми — они представляют собой единую филогенетическую тенденцию прогрессивного развития человека. (О четырехкоординатной модели развития человека см.: http://www.mirrabot.com/work/work_9616.html — Ред.)

3. Каменская В.Г. Психофизиологические механизмы регуляции интеллектуальной деятельности // природные и социальные основания интеллектуального развития и деятельности: Материалы Всероссийской конференции 17-19 апреля 2000. СПб., 2000.

4. Каменская В.Г. Практическая диагностика хронотопа в сенсомоторной деятельности как условие нормального нервно-психического развития дошкольника // Современные технологии практической психологии в системе образования. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2001.

5. Каменская В.Г. Практический опыт использования методов точных наук в изучении интеллектуальной деятельности нормально развивающихся детей и их сверстников с речевыми расстройствами // известия РГПу. Психол. пед. науки. 2002. № 3. С. 89-95.

6. Каменская В.Г. Сенсомоторная интеграция как маркер интеллектуального развития // Природные факторы и социальные условия успешности обучения // Материалы Всероссийской конференции 10-14 июня 2005. СПб., 2005.

7. Каменская В.Г., Зверева С.В. К школьной жизни готов: Диагностика и критерии готовности дошкольника к обучению в школе. СПб., 2005.

8. Рудкевич Л.А. Связь интеллектуальных характеристик дошкольников с конституциональным параметром «ювенильность» // Природные и социальные основания интеллектуального развития и деятельности: Материалы Всероссийской конференции 17-19 апреля 2000. СПб., 2000.

9. Рудкевич Л.А. Теоретико-экспериментальные основы возрастной и дифференциальной психосоматологии / Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. СПб., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.