Научная статья на тему 'Гайто Газданов и масонская ложа «Северная звезда» (1932 - 1971 годы)'

Гайто Газданов и масонская ложа «Северная звезда» (1932 - 1971 годы) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1176
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новый исторический вестник
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РУССКАЯ ЭМИГРАЦИЯ / МАСОНСКАЯ ЛОЖА / ЛИТЕРАТУРНАЯ ЭМИГРАЦИЯ / МАСОНСТВО / РУССКОЕ МАСОНСТВО / Г.И. ГАЗДАНОВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бабич Ирина Леонидовна

В статье рассматривается участие писателя Г.И. Газданова (1903 1971) в деятельности масонской ложи «Северная звезда», членом которой он стал в эмиграции, когда жил в Париже. Источниковую основу статьи составили материалы архива ложи «Северная звезда», который хранится в Отделе рукописей Национальной библиотеки Франции в Париже. В России материалы этого архива вводятся в научный оборот впервые. Выступления Газданова на заседаниях ложи отражены в сохранившихся протоколах заседаний ложи. На их основании раскрываются общественно-политические и исторические взгляды Газданова. Делается вывод, что Газданов прошел непростой духовный путь вглубь масонской идеологии. В основе идеологии русских масонских лож во Франции лежало стремление переустроить российское государство и общество. Газданов, как и другие масоны, активно интересовался жизнью в СССР, советской историей, литературой, культурой и идеологией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гайто Газданов и масонская ложа «Северная звезда» (1932 - 1971 годы)»

ИСТОРИЯ И ЛИТЕРАТУРА History and Literature

И.Л. Бабич

ГАЙТО ГАЗДАНОВ И МАСОНСКАЯ ЛОЖА «СЕВЕРНАЯ ЗВЕЗДА» (1932 - 1971 годы)*

I. Babich

Gaito Gazdanov and the "Northern Star" Masonic Lodge

(1932 - 1971)

В 1990-е гг., когда для россиян открылось творчество Гайто (Георгия) Ивановича Газданова, появился интерес и к его участию в масонской ложе «Северная звезда». Однако в 1990 - 2000-е гг. вышла лишь небольшая статья признанного знатока всей истории русского масонства А.И. Серкова об этой стороне деятельности писателя1.

Связано это со спецификой доступа к архиву ложи «Северная звезда», который, несмотря на то, что находится на хранении в государственном учреждении - Отделе рукописей Национальной библиотеки Франции2, - однако является частым. В 1990-х гг., когда работал с материалами ложи А.И. Серков, доступ к ним был сильно ограничен, поскольку в те годы им владела вдова члена ложи Михаила Осоргина - Татьяна Алексеевна Осоргина, которая стала хранительницей архива ложи после ее закрытия в начале 1970-х гг.

Опираясь на изучение всех протоколов заседания ложи, к которым мы получили полный доступ в 2014 г., в настоящей статье мы поставили целью, во-первых, провести анализ всей карьеры Газданова в ложе «Северная звезда», и, во-вторых, собрать все записанные в протоколах заседаний высказывания писателя на разные темы, поскольку это позволит охарактеризовать его взгляды, жизненную позицию и нравственные ориентиры. Материалы ложи находятся в четырех коробках, без нумерации листов, поэтому ссылки даются на номера коробок.

* * *

Гайто Газданов, петербуржец с осетинскими корнями, родился в

* Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ «Механизмы обеспечения гражданского согласия в многоэтичных государствах: российский и зарубежный опыт (№ 15-18-00099), руководитель - Е.И. Филиппова.

184

1903 г. После революции и Гражданской войны оказался в эмиграции во Франции. В 1929 г. в Париже у него вышел первый роман «Вечер у Клер», высоко оцененный как русскими писателями, так и зарубежной критикой. В масонскую ложу «Северная звезда» его привлек русский писатель-эмигрант Михаил Андреевич Осоргин -крупный масонский деятель, основатель нескольких русских лож во Франции. Это случилось в 1932 г., когда Газданову было 29 лет.

Первое упоминание о Газданове в протоколах ложи «Северная звезда» датируется 24 апреля 1932 г., когда на заседании комитета были зачитаны биографии трех «профанов», «оглашенных» на предыдущем заседании - И.А. Газданова, В.Б. Сосинского и Вад.Л. Андреева. Все трое - писатели. В протоколе заседания было записано: «Все три профана будут анкетированы, в случае их согласия вступить в орден». На заседании комитета ложи, которое было 5 мая 1932 г., была оглашена анкета Газданова, после чего состоялось голосование членов комитета ложи об их согласии на проведение его опроса. В протоколе указано: «Профан единогласно допущен к опросу под повязкой», который произошел на следующем заседании комитета - 18 мая 1932 г. После опроса состоялось голосование членов ложи по его принятию в ложу. Торжественное посвящение Газданова в члены братства состоялось 24 мая 1932 г. После посвящения было решено: «по поводу занятий с новопринятыми постановили: ... поручить брату Осоргину заняться с будущим братом Газдановым». Другим масоном, который помогал Гайто начать «работать» в данной ложе, был армянин Михаил Матвеевич Тер-Погосян. 2 июня 1932 г., согласно документам, на торжественном собрании состоялась окончательная торжественная процедура посвящения профанов Г.И. Газданова, Вад.Л. Андреева, В.А. Маршака и В.Б. Сосинского.

В протоколе торжественного собрания описана эта процедура: «Оглашение завещаний профанов мастером. Профаны подводятся к дверям храма и под музыку вводятся в храм. Профаны дают последнее желание о вступлении в орден. Профаны уводятся за ограду храма». Проводится окончательное голосование о дачи им света. «Голосование благоприятное. Проводится ритуальное посвящение всех четырех профанов и дается им свет. Поздравляют их и выражают радость, что есть молодое поколение, которое принесет свет на Родину. Затем говорится об основных началах масонства: тайне и символике. Происходит сжигание завещаний вновь посвященных».

«Жизнь» Газданова в ложе «Северная звезда» можно разделить на два периода: 1932 - 1939 гг. и 1945 - 1964 (1971) гг. Перерыв был вызван тем, что 13 апреля 1940 г. состоялось «временное усыпление ложи», которое продолжалось до окончания войны, до 13 апреля 1945 г. Имеющиеся в нашем распоряжении самые поздние материалы о деятельности ложи датируются 28 апреля 1964 г.; в этот день заседание ложи проходило на квартире члена ложи В.А. Маршака, на котором присутствовал и Газданов. Сведений о «жизни» Газданова в ложе с середины 1964 г. по 1971-й (год его смерти)

у нас нет. Как указывает А. Серков, ложа «Северная звезда» прекратила свои работу 28 января 1972 г. в связи с малочисленностью и в связи с кончиной в конце 1971 г. досточтимого мастера Г. Газданова и первого стража Н.В. Петровского3.

В первый период Г. Газданов проявлял к ложе небольшой интерес, очень часто отсутствовал. Он стал активным ее членом лишь после Второй мировой войны. Как нам представляется, период между 1932 и 1939 гг. был для Газданова временем духовных исканий, который закончился тем, что в 1939 г. был поставлен вопрос о его исключении из ложи.

Итак, 7 июля 1932 г. Газданов посетил торжественное заседание, однако потом только в конце 1932 г. В течение всего 1933 г. он присутствовал почти на всех торжественных собраниях и заседаниях комитета (5 января, 3 и 16 февраля, 20 апреля, 6 июня, 3 ноября, 29 декабря), отсутствовал лишь два раза (15 ноября и 1 декабря)4, но оба раза присылал извинения.

В последующие годы, в 1934 - 1938 гг., Газданов редко посещал ложу. Он часто присылал извинительные записки, которые сохранились в архиве ложи5. В 1934 г. Газданов был три раза: 25 апреля (им был и делал доклад «Об Ильине и Симанском»6), 7 июня, 1 ноября. В 1935 г. Газданов отсутствовал на шести заседаниях ложи; присутствовал только два раза: 6 июня и 7 ноября.

В целом в 1934 - 1935 гг. Газданов был четыре раза за два года. Проживал он эти в годы в Париже по следующим адресам: Жоб Дюваль, д. 5 (15-й округ), Франсуа Мутон, д. 97. По данным на 22 апреля 1933 г., статус Газданова в ложе был «ученик». Газданов начал пользоваться библиотекой русских лож. 17 июля 1933 г. он был возведен во 2-ю степень8. В 1934 г. стал подмастерьем и кандидатом в мастера, сдал «впечатления».

В 1936 - 1937 гг. посещение Газдановым ложи было таким: в 1936 г. 8 раз был в ложе, 8 - нет, в 1937 г. - 6 раз был, 10 заседаний пропустил. В 1938 г. ни разу не был. В одном из протоколов указано, что Газданов уже год не появлялся в ложе9.

Иногда Газданов извинялся устно10, иногда присылал письменные извинения. Вот одно из них - письмо М.А. Осоргину от 31 октября 1938 г.:

«Досточтимый Мастер и дорогой брат Михаил Андреевич,

Прошу прошения у Вас и у Ложи за то, что не могу присутствовать на собрании 3 числа. Сердечно об этом жалею - к несчастью от моего личного желания это не зависит. Я занят в это время как всегда. Прошу передать Ложе мой искренний привет и желания успеха в ее работах, в которых я всей душой хотел бы принять участие.

Прошу Вас верить моему глубокому уважению и моим братским чувствам».

К этому времени Газданов до сих пор не занимал должностей в ложе, тогда как В.Б. Сосинский, который стал членом ложи одновременно с Газдановым, уже занимал должность и даже получал зарплату. Хотя в эти годы в ложе было принято решение о привлечении

к работе молодых ораторов, Газданов таковым не стал. Когда он посещал заседания и собрания, то сидел «тихо», в протоколах никогда не «проявлялся».

В начале 1939 г. Газданов вновь отсутствовал на заседаниях ложи. 2 февраля 1939 г. состоялось торжественное собрание двух лож - «Северная звезда» и «Свободная Россия». Ораторами были А.О. Хатисов и С.С. Егиазаров. Газданов отсутствовал, но прислал письменные извинения. На собрании обсуждался вопрос об исключении Газданова из членов ложи. 17 октября 1939 г. на офицерском собрании велись переговоры об «утверждении в радиации» (пожизненное исключение из членов ложи) М.А. Алданова, М.А. Джаншиева и Газданова. Первых двух - утвердили, но Газданов был вычеркнут из этого списка и перенесен в другой раздел - «переговоры о радиации». И лишь Вторая мировая война приостановила процесса «радиации» Газданова. 13 апреля 1940 г. состоялось «временное усыпление ложи», которое продолжалось до окончания войны11.

13 апреля 1945 г. состоялось торжественное собрание, на котором было объявлено о возрождении ложи. Газданов присутствовал на этом собрании. На нем впервые был поставлен вопрос о возможности возвращения русских масонов на родину. В 1945 г. было создано Объединение русской эмиграции для сближения с СССР, в которое вошли и руководители масонов. 24 ноября 1949 г. Алданов на заседании ложи «Северная звезда» заявил, что «главная цель масонства за рубежом - донести свет масонов на Родину»12.

В течение 1945 г. Газданов был на четырех заседаниях, в том числе и на двух, где обсуждался вопрос об отношении масонов к Советской России и об объединении с другими русскими ложами; на четырех отсутствовал. 13 декабря 1945 г. на заседании, на котором Газданов отсутствовал, председатель собрания Альперин сделал доклад, в котором констатировал, что произошло ослабление масонства, поскольку «они потеряли веру в человечество из-за немцев». Как нам представляется, послевоенная ложа «Северная звезда» в значительной степени изменилась: произошло резкое сокращение численности членов ложи, новые братья не появлялись, изменились обсуждаемые вопросы.

В 1946 г. Газданов, который по-прежнему жил в 15-м округе Парижа (Бросьон, д. 9), практически всегда посещал заседания ложи. К этому времени в ложе всего было 27 человек13. 18 октября 1946 г. Газданов был избран оратором (одна из авторитетных должностей в масонской иерархии) и он стал часто делать доклады. 12 декабря 1946 г. он сделал доклад «Писатель и коллектив», который вызвал очень бурные дебаты среди членов ложи.

В 1947 г. Газданов, как правило, присутствовал на заседаниях ложи, отсутствовал лишь несколько раз по болезни14. Однако по непонятным причинам 9 октября 1947 г. его сняли с должности оратора и избрали на должность судьи (вместе с М.М. Тер-Погосяном и А.И. Эрухмановым). Оратором ложи стал Михаил Кивелевич (Кивелиович), который в течение многих лет делал доклады, поль-

зовавшиеся успехом среди членов ложи.

В 1948 г. Газданов часто посещал ложу, был активен при обсуждении различных вопросов15. Хотя он перестал быть оратором, на двух заседаниях - 8 и 22 апреля - им был сделан доклад на тему «О Советской проблеме»16. В 1949 г. Газданов все время посещал ложу17: в этот год он впервые стал председателем на одном из заседаний ложи (10 ноября 1949 г.)

В эти годы количество членов русских масонских лож во Франции значительно сократились. Так, 8 декабря 1949 г. в Париже проводилось совместное заседание членов всех русских масонских лож - «Астрея», «Гермес», «Гамаюн», «Вехи», «Юпитер», «Северная звезда». Присутствовало всего 56 человек, о чем свидетельствуют подписи каждого участника в конце протокола.

В 1950 - 1951 гг. Газданов часто посещал ложу18. 8 марта 1951 г. он сделал доклад на тему «Литература социального заката».

В 1952 - 1953 гг. Газданов часто отсутствовал, но несколько раз становился председателем заседаний ложи - как заседаний комитета, так и торжественных собраний. 9 октября 1952 г. Газданова избрали «привратником», а оратором стал М.М. Тер-Погосян19. В течение 1954 - 1955 гг. Газданов отсутствовал в ложе (появился только на торжественном собрании 10 марта 1955 г.)20. С 1953 г. он стал работать на радио «Свобода» в Мюнхене и, видимо, бывал в Париже наездами21.

В 1956 г. Газданов не посещал ложу в течение всего года22. В 1957 г. он появился лишь на двух торжественных заседаниях (28 февраля и 28 марта), потом до конца года отсутствовал и появился лишь в декабре 1957 г.23

В 1958 г. Газданов отсутствовал на заседаниях ложи почти целый год (появился один раз в августе, а потом стал ходить в ноябре - де-кабре)24.

С 1959 г. Газданов начал работать сотрудником французского офиса радио «Свободы», поэтому, видимо, смог чаще бывать в ложе25. В 1959 - 1960 г. он иногда занимал должность оратора, стал делегатом ложи. 10 декабря 1958 г. Газданов сделал доклад о Гоголе в связи с его юбилеем26. В 1960 г. Газданов редко посещал ложу27, тем не менее 12 декабря 1961 г. он был выбран «досточтимым мастером». И это способствовало тому, что Газданов стал часто посещать ложу28. В эти годы членами ложи «Северная звезда» было всего 18 человек, и, как правило, ее посещало 10-15 из них. В это время новых членов в ложу не принимали.

В 1961 г. Газданов делал доклады: о Чехове, о советском писателе Михаиле Александровиче Нарице, «О человеческом достоинстве», о литературном творчестве Алданова, «О ритуалах и традициях в масонстве».

Член ложи А.С. Альперин на одном из заседаний сказал, что «было легче руководить ложей, когда в ложе было до 70 человек, и труднее сейчас, когда заветы Ложи должны хранить 20 братьев, из которых регулярно посещают собрания лишь 12-15... Роль до-

сточтимого мастера поддерживать тот огонек, который горит в душе каждого из братьев». В 1962 - 1963 гг. Газданов стал «первым надзирателем»29.

В 1962 г. Газданов посещал ложу до середины года, а затем появился лишь в ноябре30. В 1963 г. заседания ложи стали проходить на квартирах у членов ложи А.С. Альперина и В.А. Маршака. Газданов появился в ложе лишь в марте31. В 1963 г. на заседании ложи было вновь подтверждено, что задача русского масонства в эмиграции - «сохранить в целости массонскую идеологию, чтобы в какой-то момент перенести ее на родину». 28 ноября 1963 г. Газданов занял должность «первого стража»32. В 1964 г. он участвовал во всех заседаниях ложи, в 1964 - 1965 гг. вновь был избран на должность оратора33.

Материалы о последнем заседании ложи датируются 28 апреля 1964 г., когда проходило заседание на квартире Маршака, на котором присутствовал и Газданов. По данным А.И. Серкова, в 1966 г. Г. Газданов был оратором. Но и у А.И. Серкова нет данных о деятельности ложи в конце 1960-х гг. и «жизни» Газданова в ложе с 1966 по 1971 гг.34 Он лишь указывает, что сохранилось два доклада писателя, сделанные им в этот период, которые А.И. Серков нашел и опубликовал - «Роль писателя» (после 1965 г.) и «О М.А. Алданове» (февраль 1967 г.)35.

* * *

По данным А.И. Серкова, Газдановым в ложе «Северная звезда» было сделано 10 докладов, по нашим данным - тоже, но тематика докладов отчасти разнится. А.И. Серков упоминает два доклада: «Масонские впечатления» (1 июня 1933 г., традиционное выступление ученика перед посвящением во 2-ю степень масонства) и «О постановке русских пьес во французских театрах» (23 ноября 1961 г.). У нас нет данных об этих докладах, но есть сведения о двух других доклада: «Об Ильине и Симанском» (25 мая 1934 г.)36 и «О человеческом достоинстве» (28 марта 1963 г.).

Данные о других восьми докладах совпадают. А.И. Серков отмечал, что Газданов в 1965-1967 гг. сделал еще два доклада: «Роль писателя» (после 1965 г.), «О М.А. Алданове» (февраль1967 г.)37. Таком образом, всего Газдановым было сделано 14 докладов.

А.И. Серков приводит данные еще о двух докладах, сделанных Г.И. Газдановым на заседаниях другой ложи, куда его пригласил М.А. Осоргин - его друг и учитель, создатель ложи «Северные братья» («О юбилеях и безвременности масонства» - 2 марта 1936 г., «Об опустошенной душе» - 6 апреля 1936 г.)38.

Помимо докладов Газданов во втором периоде своей масонской жизни активно участвовал в обсуждении различных вопросов. А.И. Серков указывал, что Газданов «постоянно» участвовал в обсуждении докладов других членов ложи39. Все же это было не совсем так: до 1939 г. он не был активным членом «Северной звезды».

Остановимся на основных общественно-политических и исторических взглядах Газданова, изложенных им в его докладах и выступлениях.

25 марта 1948 г. на заседании ложи ее член Вад.Л. Андреев делал доклад о философе Николае Бердяеве, умершем 24 марта в Кламаре40. При обсуждении доклада Газданов затронул национальный вопрос в Российской империи и в СССР. Он подчеркивал: «Если Россия не распалась накануне Первой мировой войны, то это объясняется тем, что царское правительство в общем не преследовало национальностей, кроме евреев. Россия обладает огромной ассимиляционной способностью. Другое положение сложилось во время Второй мировой войны: несмотря на всю мерзость поведения немцев, многие национальности были с ними. Даже казачество дало большой контингент настроенных против России людей. Последовавшие репрессии свидетельствуют в свою очередь о явлениях нелояльности. Но последняя была направлена против режима, а не против России. Характерно, что и сейчас большое число так называемых Ди-Пи ни в коем случае не хотят возвращаться в Россию. Тем самым уничтожается миф о монолитности России. Ни патриотизм, ни национализм ничему не помогут, надо постараться как-то сговориться. Если же закон биологического безумия перестанет существовать, тогда не надо будет и федераций».

Его дополнил М.М. Тер-Погосян: после 1917 г. Россия распалась и была вновь собрана воедино «кровью и железом. Но вместе с тем уничтожены были и культурные ценности отдельных частей России и уничтожены все возможные создатели их»41.

28 января 1960 г. на заседании ложи обсуждалась проблема «вспышек антисемитизма в это время в мире». В протоколе заседания отмечалось мнение Газданова об антисемитизме: «Антисемитские выступления свидетельствуют о психической ненормальности или преступности их авторов. Ни один здоровый и уважающий себя человек не может быть антисемитом. Антисемитам место в психиатрической лечебнице или тюрьме»42.

После обсуждения доклада о Бердяеве на двух заседаниях ложи - 8 и 22 апреля 1948 г. Газданов сделал доклад на тему «О советской проблеме». В своем докладе он подчеркнул «факт формирования в Советском Союзе новой правящей касты, малокультурной и склонной прикрывать пошлыми фразами убожество своих достижений». Он подробно остановился на системе образования в СССР: «Воспитание молодежи случайно, прерывисто и беспорядочно. Специалистов мало и уровень их низкий. В методах педагогики и воспитания первоначальный хаос сменился решительным возвратом к старому. Бесплатность обучения для 3-х старших классов средней и для высшей школы. К высшему образованию доступ сохранен лишь для детей советских сановников, высших служащих и прочих привилегированных. Сохранен минимум образования для повышения квалификации некоторых слоев рабочих и военных. Доступ к образованию сопровождается отрывом от первоначальной

среды и вызывает расслоение и расхождение». Газданов указал в докладе, что «критика существующего положения имеет место только по адресу лиц, которые уже негласно осуждены властью и является безошибочным предвестником их падения. За политические уклонения пощады нет, и, несмотря на то, что подвергаемый критике сам пролетарского происхождения, он немедленно оказывается врагом народа, со всеми вытекающими из этого последствиями». Он заключил, что советский строй по своим основным характеристикам похож на Россию эпохи Ивана Грозного43.

Это выступление Газданова вызвало показательную реакцию членов ложи: они стали защищать и Россию, и СССР Так, М.М. Тер-Погосян считал, что все же не следует сравнивать советский период со временем Грозного. Ерухманов отметил особый характер русской колонизации в отличие от колонизации других стран: русские переселялись в поисках лучших условий существования, их нельзя назвать колонизаторами в том смысле, в каком принято говорить, например, об англичанах.

22 ноября 1962 г. под председательством Газданова состоялось торжественное собрание, на котором член ложи Позняк сделал доклад на тему «Герцен как философ истории». После доклада состоялось обсуждение. В протоколе приводится мнение Газданова о российской и советской истории: «Прикрепление крестьян к земле было исторической необходимостью, ввиду вековых центробежных тенденций населения. Необходимо было остановить распыление. Задержать массу людей, чтобы создать базу для государственного строительства. Власть была деспотичной и невежественной. Но наряду с жестоким обращением с крестьянами, бывали иногда и своего рода семейные отношения между помещиками и крестьянами. В эпоху Советов и Ленин, и позднее Сталин презирали крестьян. В Постановлении об учреждении Чрезвычайной Комиссии ее функции были определены как борьба против контрреволюции, буржуазных элементов и «отсталых представителей пролетариата», под которыми имелись ввиду крестьяне, как враги советской власти». Поэтому перемены в СССР, а именно «демократизация строя начнется с нового освобождения крестьян»44.

14 марта 1963 г. на квартире члена ложи Маршака состоялось заседание комитета, на котором член ложи Н.В. Петровский доклад «О третьем пути России». После доклада состоялось его обсуждение и в протоколе приводится мнение Газданова по этому вопросу: «Одновременно с критикой В. Некрасова и Е. Евтушенко мы слышали окрик Хрущева: писатели должны быть ближе к народу, и мы все хорошо знаем, что означает такой доклад Хрущева, который официальные комментаторы назвали "мудрым". Для Хрущева литература есть одно из орудий партии. Правда, сейчас стало возможным говорить многое, что прежде нельзя было. Но десталинизация, как пересмотр основных позиций, не произошла. Цели и основные концепции на верхах до сих пор не переменились. Но очень много уже то, что можно говорить о самых обыкновенных вещах, а не обязательно

только о производстве и тому подобном. Как только исчез террор, сразу обнаружилось несоответствие между подлинной жизнью и условными схемами. Отсутствие свободы духовной в России, конечно, несравненно больше, чем на Западе, и если на Западе с ним можно бороться, то в России и этого нельзя, строй там напоминает аракчеевщину»45.

28 марта 1963 г. на заседании комитета делал доклад Г. Газданов на тему «О человеческом достоинстве». В протоколе приведены тезисы его доклада: «Понятие о человеческом достоинстве является одним из основных в массовом миросозерцании, как, с другой стороны, все гуманитарные течения носят частично массовый характер». Он подчеркнул, что современное развитие техники облегчает достижение цели утверждения достоинства человеческой личности. После доклада состоялась дискуссия, после чего Газданов заключил, что «чем больше есть материальных возможностей, тем больше и ответственность за выработку этики, что должно составлять задачу всей человеческой жизни, в особенности для вольных камен-щиков»46.

На заседаниях комитета 12 марта и 9 апреля 1964 г. на квартире у В.А. Маршака обсуждалась изданная в 1921 г. книга «Переписка Вячеслава Иванова и Гершензона» (письма 1920 г.). Книга явилась поводом обсудить проблемы культуры и прогресса в культуре. Газданов оптимистично отметил, что «культура - есть преодоление первобытной природы человека. Конечно, история знает моменты коллективного безумия. Но необходимо внедрять культуру в широкие массы, чтобы искоренять такие моменты безумия. История знает и моменты победы культурного начала над варварством». Он верил, что «с трудом человечество идет все же к лучшему будущему». Другие члены ложи поддержали его, отметив, что долг масонов - «бороться за мир». Далее Газданов продолжал: «Изучая историю, мы находим в ней смысл, ибо историческое движение приводит к известным результатам. Но оно не достигает тех целей, которые ставили себе его творцы. Объективно история, может, и лишена смысла. Культура немыслима без духовного начала. Было бы хорошо, если для человеческого счастья было достаточно таких идей, как социальная справедливость. Но есть сверх того индивидуальные проблемы. В том числе и неустранимый индивидуальный аспект проблемы о добре и зле. Не следует смешивать понятия культуры и государственной организации. Последняя антикультурна и антимо-ральна. История сплошь и рядом есть последовательность попыток оградить себя от гнета государственной власти, религия также не лишена тенденций тоталитарного удушающего духовное начало характера. В историческую эпоху христианства расцвет культуры начался с освобождения от религиозных пут в эпоху Возрождения. И демократия не всегда способствует развитию культуры. Мы знаем эпохи бурного развития культуры во времена очень далекие от демократии. Как слишком суровые условия жизни препятствуют созданию культурных ценностей, так и не способствует ему слиш-

ком легкие условия. Средиземноморская культура развивалась в условиях средней трудности»47.

На заседании комитета 23 апреля и затем на торжественном собрании 14 мая 1964 г., которые проходили на квартире члена ложи Маршака, им же был сделан доклад на тему «Определение понятия социального гуманизма», а потом состоялось обсуждение. Мнение Газданова по этому вопросу зафиксировано в протоколе: «Гуманизм есть периодическая переоценка ценностей. Но каких ценностей? Моральных? Позитивная этика Платона немного предшествовала христианской этики. Гуманизм послужил распространению этих моральных ценностей, не произведя в них существенных перемен»48.

* * *

В ложе часто делались доклады по литературной тематике, что, безусловно, можно объяснить большим количеством среди ее членов писателей: М.А. Алданов, Вад.Л. Андреев, В.Н. Емельянов, В.Е. Жаботинский, В.В. Завадский-Корсак, Л.Ф. Зуров, А.И. Каффи, Х.Г. Кафьян, Я.Я. Кобецкий, А.П. Ладинский, С.А. Луцкий, М.М. Мабо (Азовский), М.А. Осоргин, С.В. Познер, С.Л. Поляков (Литовцев), В.А. Прейсман, В.Б. Сосинский, С.Г. Шерман (Савельев), Я.Л. Юделевский (Делевский), А.М. Юлиус49.

Первые доклады Газданова на литературные темы были «Об Ильине и Симанском» (25 мая 1934 г.)50 и «Писатель и коллектив» (12 и 26 декабря 1946 г.). 8 марта 1951 г. он сделал доклад «Литература Социального Заката», в котором выступил против создания произведений по социальному заказу, как это имело место в СССР. 10 декабря 1958 г. Газданов делал доклад о Гоголе в связи с 150-летием со дня рождения (тезисы этого доклада, как и двух первых, пока не обнаружены).

23 ноября 1961 г. на заседании, председателем которого был Газданов, член ложи Петровский сделал доклад о Чехове. В протоколе заседания отмечалось мнение Газданова: «Чехов не судит героев, но лишь на первый взгляд. Суждение у Чехова беспощадное уже потому, что он видит кругом. Чехов вышел за национальные рамки: его художественный дар делает далекий и чуждый [Во втором варианте протокола - русский. - И.Б.] быт близки для иностранцев». «Через 50 лет жизнь будет лучше - Чехов в этом не уверен. Материальные условия вероятно лучше, но жизнь от этого не лучше. Личные выводы Чехова - весь мир держится благодаря тому, что огромное большинство людей не до конца понимают, что они живут в тяжелых условиях. Морально условия сейчас не лучше. Склонность к юмору. Скуки у него было - конечно, иначе бы он не создал бы своих произведений. Чехов хорошо видел людей. Сводил к простому. Чехов замечателен тщательным стилем, отделкой своих писаний»51.

12 апреля 1962 г. состоялось торжественное собрание членов ложи под председательством Газданова, на котором он сам делал до-

клад о советском писателе Михаил Александровиче Нарице. Нарица родился в Пскове в 1909 г., написал роман «Неспетая песня», имел художественное образование, работал преподавателем скульптуры. В 1935 г. был арестован и в 1940 г. выпущен на свободу, был мобилизован в рабочий батальон, но освобожден от службы по болезни, в 1949 г. вновь арестован, в 1954 г. - реабилитирован, вернулся в Ленинград. В 1960 г. Нарица передал рукопись своего нового романа немецкому туристу. Роман был напечатан в журнале «Грани». В мае 1961 г. Нарица и члены его семьи были вызваны на допрос, в результате которого писатель был вновь арестован. Из своего заключения он написал письмо Хрущеву, фотокопия которого попала заграницу.

Газданов на заседании огласил это письмо и далее выступил с докладом, в котором обратил внимание членов ложи «на чрезвычайно низкий культурный уровень Нарицы. К Нарице нельзя относится как к вполне нормальному человеку. Сам же Нарица чрезвычайно высокого мнения о себе. Претензии его столь велики и нелепы, что вызывают основательные подозрения, не страдает ли Нарица манией величия. Произведение Нарицы "Неспетая песня" вполне беспомощно». Для подтверждения своих слов Газданов привел несколько выдержек из романа. И на их основании сделал вывод: «Вовсе не следует сожалеть, что роман Нарицы запрещен в Советской России. Напротив, приходится сожалеть, что журнал "Грани" напечатал это никуда не годное произведение. Тем не менее, нашлись критики, которые не постеснялись сравнить судьбу Нарицы с судьбой Пастернака»52.

6 июня 1963 г. на заседании комитета Газданов делал сообщение о литературном творчестве М.А. Алданова. Он подчеркнул, что «Алданов не был писателем - творцом того мира, который только он один знает. он был писателем исторических романов. Попытка построить философскую систему и философию случая Алданову не удалась.» Газданов немного остановился на его жизни, отметив, что Алданов долго болел, имел проблемы с психикой, был скептиком, не верил в положительные качества людей, при этом был с людьми доброжелателен и вел себя как джентльмен. Тем не менее, Газданов заключил, что Алданов как автор исторических романов занимает в русской литературе почетное место.

Тексты двух докладов Газданова - «Роль писателя» (после 1965 г.) и «О М.А. Алданове» (февраль 1967 г.) - сохранились и были

опубликованы А.И. Серковым53.

* * *

8 ноября 1962 г. проходило заседание комитета ложи на квартире у А.С. Альперина, на котором обсуждалась тема «масонской солидарности». В протоколе зафиксировано мнение Газданова по этому вопросу: «Наши обсуждения носят национально-русский характер - мы говорим сразу о самых разнообразных понятиях. Мы здесь в Ложе должны были бы скорее говорить о солидарности братского 194

порядка. Необходимое условие для нее - общность духовной и умственной категории, к которой мы принадлежим. В наши отношения включено равенство, наши этические понятия совпадают. У нас солидарность может сопровождаться жертвенностью, и не только в материальном, но и в духовном плане»54.

28 ноября 1963 г. Газданов сделал доклад на тему «Посвящение и традиция». Он констатировал, что со временем происходит разрушение символического масонства, тогда как роль ритуала в масонстве огромна: ритуал выполняет объединительную функцию. Газданов подчеркивал, что «ритуал служит нам постоянным напоминанием нашей братской связи»55.

28 мая 1964 г. на квартире у Маршака состоялось заседание комитета ложи, на котором член ложи Г.Х. Кафьян делал доклад на тему «Китайская стена», посвященный масонской символике. Во время обсуждения Газданов подчеркнул, что «искание истины есть иногда лишь раскрытие того, что в нас уже имеется. Так возникают ответы на вопросы этического порядка. Религия претендует давать ответы на все вопросы, не надо искать, ибо все дано. Такого положения не было в период создания религии, сейчас же церковь окаменела. Масонская же свобода исканий ничем не связана. Значение символизма в напоминании того, что надо забывать слова, определяющие понятия чисто материального характера, также имеют различные значения для разных людей... Существующие в нас стены кажутся нам часто непреодолимым препятствием для общения с людьми. Смысл масонских исканий - сделать проницаемым перегородки, разделяющие людей. Религия - не философская система, а вера, чувства. Если веры нет, то убедить в ее необходимости нельзя. В религиозной философии отсутствует необходимая непредвзятость»56.

22 января 1948 г. проходило заседание ложи, на котором обсуждался вопрос о работе женщин в масонской ложе вообще и в ложе «Северная звезда», в частности. В это время во Франции уже стали появляться смешанные женско-мужские ложи. В целом, члены ложи «Северная звезда» поддержали участие женщин, и лишь два человека были настроены против: осетин Газданов и армянин Тер-Погосян. Во время обсуждения Газданов говорил: «Присутствие и участие в работах женщин не только не обогатит нас, но в некоторых случаях может лишить беспристрастности и объективности. Хотя женщина вообще выше мужчины, но в некоторых областях она менее мужчины способна проявлять активность и творчество. Не следует рисковать упадком серьезности и подъема, которые составляют главную ценность масонской работы». Против участия женщин выступал и Тер-Погосян, который подчеркивал, что вся символика и ритуалы построены исключительно для одних мужчин57.

На втором заседании 26 февраля 1948 г. состоялось продолжение обсуждения данного вопроса. Среди членов ложи сформировались две противоположные точки зрения. С.А. Луцкий говорил, что «речь пока идет о присутствии женщин из ложи "Droit Human" на заседании ложи «Северная Звезда», и он согласен на это. Ерухманов

был также согласен. Альперин напомнил: «В прежние времена существовало резко негативное мнение об участии женщин в ложах, но это пережитки прежнего отношения к женщине. Сейчас присутствие женщин могло бы быть даже стимулом для оживления заседаний». На заседании ложи состоялось голосование членов по этому вопросу: «за допущение женщин в ложу» - проголосовало семеро,

«против» - один, один воздержался.

* * *

Изучение «жизни» Газданова в ложе «Северная звезда» показывает: писатель в эмиграции проделал непростой путь вглубь масонской идеологии. Многие годы он был рядом с ней, пребывал в духовных исканиях, и лишь в 1950 - 1960-е гг. в большой степени проникся масонскими взглядами. Газданов - единственный из представителей Северного Кавказа58, для кого членство в масонской ложе было успешным. Поскольку в основе идеологии русских масонских лож во Франции лежала попытка переустроить российское государство и общество, Газданов, как и другие масоны, много анализировал основы жизни в СССР, его культуру и идеологию, уделяя внимание различным историческим периодам России. Интерес к российской истории у Газданова был таким же сильным, как и к литературе.

Примечания

1 Серков А.И. Масонские доклады Г.И. Газданова // Новое литературное обозрение. 1999. № 39. С. 174-185.

2 Национальная библиотека Франции. Отдел рукописей (ОР НБФ). Архив ложи «Северная звезда». Кор. FM 8-1, FM 8-2, FM 8-3, FM 8-4.

3 Серков А.И. Масонские доклады Г. Газданова // Новое литературное обозрение. 1999. № 39. С. 174-185.

4 ОР НБФ. Кор. FM 8-1.

5 ОР НБФ. Кор. FM 8-2.

6 Там же.

7 ОР НБФ. Кор. FM 8-3.

8 Серков А.И. Масонские доклады Г.И. Газданова // Новое литературное обозрение. 1999. № 39. С. 176.

9 ОР НБФ. Кор. FM 8-2.

10 ОР НБФ. Кор. FM 8-1.

11 ОР НБФ. Кор. FM 8-2.

12 ОР НБФ. Кор. FM 8-2, 8-3.

13 ОР НБФ. Кор. FM 8-2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14 Там же.

15 Там же.

16 ОР НБФ. Кор. FM 8-2.

17 Там же. FM 8-2, 8-3.

18 ОР НБФ. Кор. FM 8-2.

19 Там же.

20 Там же.

21 Серков А.И. Масонские доклады Г.И. Газданова // Новое литературное обозрение. 1999. № 39. С. 185.

22 ОР НБФ. Кор. FM 8-2.

23 Там же.

24 Там же.

25 Серков А.И. Масонские доклады Г.И. Газданова // Новое литературное обозрение. 1999. № 5. С. 185.

26 ОР НБФ. Кор. FM 8-3.

27 ОР НБФ. Кор. FM 8-2.

28 Там же.

29 Там же.

30 Там же.

31 Там же.

32 ОР НБФ. FM 8-4.

33 ОР НБФ. Кор. FM 8-2, 8-3.

34 Серков А.И. Масонские доклады Г.И. Газданова // Новое литературное обозрение. 1999. № 39. С. 176.

35 Серков А.И. Масонские доклады Г.И. Газданова // Новое литературное обозрение. 1999. № 39. С. 178-184.

36 ОР НБФ. Кор. FM 8-2.

37 Серков А.И. Масонские доклады Г.И. Газданова // Новое литературное обозрение. 1999. № 39. С. 178-184.

38 Серков А.И. Масонские доклады Г.И. Газданова // Новое литературное обозрение. 1999. № 39. С. 176.

39 Серков А.И. Масонские доклады Г.И. Газданова // Новое литературное обозрение. 1999. № 39. С. 176.

40 ОР НБФ. Кор. FM 8-2.

41 Там же.

42 Там же.

43 Там же.

44 Там же.

45 Там же.

46 Там же.

47 Там же.

48 ОР НБФ. Кор. FM 8-3.

49 Серков А.И. Масонские доклады Г.И. Газданова // Новое литературное обозрение. 1999. № 39. С. 175

50 ОР НБФ. Кор. FM 8-2.

51 Там же.

52 Там же.

53 Серков А.И. Масонские доклады Г.И. Газданова // Новое литературное обозрение. 1999. № 39. С. 178-184.

54 ОР НБФ. Кор. FM 8-2.

55 ОР НБФ. Кор. FM 8-4.

56 Там же.

57 ОР НБФ. Кор. FM 8-2.

58 Бабич И.Л. Кавказцы и российская монархия (на примере участия кавказцев в русских масонских ложах Франции) // История государства и права. 2014. № 24. С. 36-41; Бабич И.Л. Кавказцы в русских масонских ложах Франции (1922 - 1939 гг.) // Кавказ и глобализация. 2014. Т. 8. № 3-4. С. 98-116.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.