Научная статья на тему 'ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ ДЛЯ ДЕТЕЙ. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ: МИР, РОССИЯ, ПОДМОСКОВЬЕ'

ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ ДЛЯ ДЕТЕЙ. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ: МИР, РОССИЯ, ПОДМОСКОВЬЕ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
519
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ГАСТРОТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ / ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / ПОДМОСКОВЬЕ / ДЕТСКИЙ ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Романишина Т.С.

Гастрономический туризм традиционно активно развивается в сегменте взрослых или семейных туров. Зачастую этот вид туристских маршрутов совершенно не отражает возможности детских путешествий. Однако, данное утверждение нельзя назвать актуальным для всей мировой туриндустрии. В процессе исследования изучены основные тенденции и изменения потребительских предпочтений в указанном сегменте рынка. Как показывает практика организации путешествий в Подмосковье, возможности создания туристских маршрутов для детских групп абсолютно реальны и имеют свою положительную статистику. Развитие детских гастрономических туров в Подмосковье должно быть поддержано созданием гастрономической карты региона и описанием брендов, объектов показов и возможных к посещению групповых и индивидуальных маршрутов. По результатам исследования была собрана информация о подобных возможностях в Южном Подмосковье и доказана высокая эффективность подобных турпроектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Романишина Т.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ ДЛЯ ДЕТЕЙ. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ: МИР, РОССИЯ, ПОДМОСКОВЬЕ»

УДК 338.48

УДК 379.85

ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ ДЛЯ ДЕТЕЙ.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ: МИР, РОССИЯ, ПОДМОСКОВЬЕ

Романишина Т.С.

Д-р. экон. наук, доцент Института сервисных технологий

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

г. Подольск, Российская Федерация

tankarom@ma.il. ги

Аннотация. Гастрономический туризм традиционно активно развивается в сегменте взрослых или семейных туров. Зачастую этот вид туристских маршрутов совершенно не отражает возможности детских путешествий. Однако, данное утверждение нельзя назвать актуальным для всей мировой туриндустрии. В процессе исследования изучены основные тенденции и изменения потребительских предпочтений в указанном сегменте рынка. Как показывает практика организации путешествий в Подмосковье, возможности создания туристских маршрутов для детских групп абсолютно реальны и имеют свою положительную статистику. Развитие детских гастрономических туров в Подмосковье должно быть поддержано созданием гастрономической карты региона и описанием брендов, объектов показов и возможных к посещению групповых и индивидуальных маршрутов. По результатам исследования была собрана информация о подобных возможностях в Южном Подмосковье и доказана высокая эффективность подобных турпроектов.

Ключевые слова: туризм, гастротуры для детей, гастрономический туризм, Подмосковье, детский туризм

Актуальность данной темы заключается в том, что популяризация гастрономического туризма как в Российской Федерации, так и в странах зарубежья может способствовать развитию мировой экономики, а также уровню жизни населения.

Целью данного исследования является анализ путей развития гастрономических туров. Исходя из поставленной цели, были решены основные задачи:

1) Раскрыть сущность понятия «гастрономический туризм.

2) Ознакомиться с основными направлениями развития гастрономического туризма в странах зарубежья и России.

3) Определить основные проблемы популяризации гастротуров в России и выявить пути их решения.

Объектом данного исследования является гастрономический туризм в РФ. Предметом исследования являются перспективные направления развития гастрономического туризма в РФ.

Гастрономический туризм - разновидность туризма, основной целью которого является ознакомление с национальными блюдами продуктами, напитками. В настоящее время интерес людей к кухне различных народов набирает популярность, в частности

благодаря СМИ, так как в современном мире интернет и телевидение являются площадками для распространения информации, в том числе телевизионных программ и шоу.

Рынок гастротуров очень разнообразен. Каждый найдет для себя подходящее предложение, ведь существуют несколько разновидностей данного тура такие, как ресторанный, сельский, образовательный, событийный, экологический, специализированный и комбинированный.

В настоящее время гастрономический туризм позволяет не только поехать в страну, славящуюся вековыми кулинарными традициями, и ознакомиться с ее достопримечательностями, но и посетить яркие гастрономические фестивали, которые периодически проводятся практически повсеместно. Допустим, сентябрь - время Устричного фестиваля в Ирландии и Октоберфеста в Мюнхене, в июле традиционно проходит праздник испанской национальной еды Сан-Фермин и Бонтон - фестиваль тунца в Италии, а в ноябре любители гастрономического туризма отправляются во Францию на Божоле Нуво - праздник молодого вина или на фестиваль белых трюфелей в Сан-Миниато.

Гастрономический туризм показал себя достаточно доходной статьей государственной экономики, и не случайно за его развитие взялись даже те страны, о гастрономической культуре которых обывателю раньше ничего не было известно.

Учитывая данные преимущества, различные страны прилагают большие усилия для развития данного вида туризма. Он быстрыми темпами развивается во многих странах Европы, а в последнее время, в лидеры стали входить страны Юго-Восточной Азии, которые привлекают туристов своей необычной кухней. На рисунке 1 показаны страны-лидеры в развитии гастрономического туризма.

Юпо-Висточнал Ачмя

■ Франция

■ Летчик

■ И и 1.1И ил

■ Шнгйцария

■ Ни мм ил

■ Россия

■ Причин

Рисунок 1- Развитие гастрономического туризма в различных странах. научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 16. 2022 / №1

Как видно из рисунка 1 основная часть гастрономических туров приходится на Юго-Восточную Азию. В данном регионе можно выделить следующие направления: тайская, индийская, китайская, японская кухни. В основном именно данные направления являются наиболее популярными среди туристов. Среди стран Европы на первых строчках по гастрономическим турам находится Италия, следом идет Франция, Швейцария, Испания и др. В России данное направление только начинает набирать темпы развития.

Рассмотрим опыт стран-лидеров по развитию гастрономического туризма. Как говорилось ранее, Италия является одним из мировых лидеров гастрономического туризма. Согласно данным Национального управления Италии по туризму, ежегодно более 10 % туристов посещают Италию через гастрономические и винные туры. Помимо этого, в Италии хорошо развит внутренний гастрономический туризм.

Итальянскую кухню неправильно рассматривать в целом, так как каждый регион страны имеет свои гастрономические особенности. Так, Тоскана славится своей выпечкой, большим количеством сортов хлеба и видов хлебобулочных изделий. Туры по Тоскане позволяют туристам познакомиться с местными пекарнями и поучаствовать в кулинарных мастер-классах. Данный регион также популярен своими виноградниками и овечьим сыром Пекорино с добавлением фисташек, различных приправ, сухофруктов. Ломбардия, один из крупнейших итальянских регионов, является родиной более 50 вариантов «ризотто», также данный регион знаменит множеством сыров и различными винами. Сицилия же известна своими сладостями. Здесь можно попробовать всемирно известное мороженое «СеШо artigianale». А также Сицилия - это родина ликёра на лимонных корках-лимончелло. Регион Лигурия подарил людям известный соус «pesto», поэтому туристы едут сюда с целью дегустации свежевыловленных морепродуктов, заправленных данным соусом.

Рассмотреть наиболее популярные среди туристов регионы Италии можно на рисунке 2. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что данные регионы являются гастрономическими центрами страны, и каждый из них имеет свои особенности. Следовательно, именно гастрономические характерные черты регионов являются точками притяжения интереса туристов.

8 7 6 5 4 3 2 0 1

1

1

■ ■

■ ■

ЛичОэр н ¿11 Лии но Тйскав* Трип [ИНО-Л_1Ь[1> АДЫДЖГ Эмн,1нн-Риииыкн Киипашш СИЦИЛИИ Лигурн

■ Гя |] 6,664 6,747 5,219 1,МЗ 1,6*5

Рисунок 2 - Количество туристов по регионом Италии, млн. чел. Ещё одной страной, активно развивающей гастрономический туризм, является Узбекистан. Кухня Узбекистана считается одной из самых разнообразных и колоритных на мировом рынке туризма. Путешественники посещают Узбекистан с целью знакомства с кухней Центральной Азии, дегустации самого вкусного хлеба - узбекских лепёшек, а также ощущения теплоты гостеприимства этой страны. Государство уделяет большое внимание развитию данного вида туризма, примером этого является проведение гастрономических фестивалей. Подобные фестивали позволяют ускорить развитие одной из самых перспективных отраслей экономики-туризма. Гастрономические мероприятия вызывают интерес у туристов, благодаря чему увеличиваетсяих поток. [2, 62]

В России гастрономический туризм еще только зарождается, элементы гастротуров операторы включают в основные туристские программы, а собственно гастрономическая концепция поездки - большая редкость. Нет на данный момент и четкой системы гастрономических туров, как например во Франции. Возможно, уже в обозримом будущем в России появятся свои уникальные гастрономические маршруты, так как все предпосылки для этого имеются, но приоритеты будут отдаваться «зеленому» гастротуризму, который популярен среди европейцев. Гастрономия зачастую принципиальным образом влияет на выбор путешественником направления поездки, люди готовы тратить на питание большие средства. Бывает и так, что желание познакомиться с уникальными блюдами является главной причиной поездки.

На сегодняшний день гастрономический тур по России -это путешествие, включающее в свою программу подробный рассказ о возникновении кулинарной культуры того или иного народа или местности, и дегустацию самых аутентичных блюд и изысканных местных деликатесов, при желании вас также научат их готовить. Каждый народ для дегустации в гастрономическом туре представляет свои лучшие блюда. Наиболее популярны в российских гастрономических турах: рыбные, сырные, десертные туры, «праздники урожая».

В связи с последними событиями рост рынка гастрономического туризма в России оказался в два раза быстрее роста рынка внутреннего туризма в стране равного 10%, а выездной гастрономический туризм становится все менее популярным.

В топ-10 городов и регионов России, популярных для гастрономического туризма, входят Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Владимирская область, Республика Татарстан, Тверская и Тульская области, Кубань, Алтайский край, Калининградская и Новгородская области.

Русская кухня

Исконная пища восточных славян не отличалась разнообразием, а блюда ее были простыми. Но со временем кухня стала пополняться всевозможными явствами. Сегодня русская кухня - это огромное количество супов, вторых блюд, пирогов и блинов, а также вкуснейших напитков - морсов, киселей, компотов и кваса.

Так как Россия имеет в своем составе большое количество регионов, кухня в различных частях страны имеет свои особенности.

Башкирская кухня

Башкиры когда-то были кочевым народом. Поэтому традиционные блюда их обычно просты в приготовлении, калорийны и могут долго храниться. На всю Россию знаменит башкирский кыстыбый - лепешка или постный блин с картошкой или пшенной кашей. Губадия - закрытый круглый многослойный пирог. Также пользуются большой популярностью башкирские блюда из мяса.

Осетинская кухня

Осетинская кухня - это приготовленное различными способами мясо. Наиболее известными блюдами в этом регионе являются: толон, шашлык из баранины и субпродуктов, запеченная утка, и наиболее известные осетинские пироги. История рецептов измеряется в столетиях! Правильно сделанным считается пирог с тонким слоем теста и большим количеством начинки.

Чувашская кухня

Это в первую очередь супы: мясной или рыбный бульон с приправами (юшка), наваристый мясной суп шурпе, зеленые щи, окрошка по-чувашски и многое другое. Чуваши издавна пекли пироги с крупами, с ягодами, овощами, творогом, мясом или рыбой. Мясо ели только по праздникам. Самыми популярными мясными блюдами являются ширтан и тултармаш. Единственным десертом был мед. Из него варили медовуху, а также добавляли сладость в салаты.

Марийская кухня

Традиционная пища марийцев — суп с клецками, вареники с начинкой из мяса или творога, вареная колбаса из сала или крови с крупой, вяленая колбаса из конины, слоеные блины, творожные сырники, отварные и печеные лепешки. Из напитков распространены пиво, пахта, которую марийцы называют эран и медовуха [3, 45].

В гастрономической туриндустрии существует интересное направление, которое только начинает набирать обороты - детский гастротуризм.

Большая территория нашей страны, разнообразная природа, удивительный растительный и животный мир, национальные и культурные традиции регионов - все это является предпосылками для развития гастрономического туризма, в том числе и детского. Программы детских гастрономических туров сегодня формируются, ориентируясь на опыт европейских стран.

Данный вид туризма является перспективным направлением туризма, каждый год количество предложений увеличивается, семьи с детьми и школьные группы все более заинтересованы в таких турах.

В России детский гастрономический туризм еще только зарождается, элементы гастротуров операторы включают в основные туристские программы. Данный вид туризма является перспективным, каждый год количество предложений увеличивается, семьи с детьми и школьные группы все более заинтересованы в таких турах.

Доля гастрономического детского туризма на туристическом рынке Московской области представлена на рисунке 3.

Анализ рынка гастрономического туризма для детей в Подмосковье

Доля гастрономического детского туризма на Гастрономические бренды Московской области

туристическом рынке Московской области

Рисунок 3 - Анализ рынка детских гастротуров в Подмосковье Также на рисунке 3 представлена карта гастрономические брендов Подмосковья. Обращаем внимание на то, что были проанализированы города Южного Подмосковья на возможность развития детского гастрономического туризма. К таким городам относятся

Коломна, Озёры, Подольск, Серпухов. Так, в Коломне дети смогут познакомиться с созданием пастилы и продегустировать ее. Так же детей может заинтересовать Кондитерский комбинат «Озерский сувенир». Посещая Озёры дети смогут совершить увлекательное путешествие в мир шоколада, посетив познавательную экскурсию. Подольск же славится своими конфетами «Подольчанка». Конфеты производятся почти полвека, несомненно, они являются одним из символов города.

Рассмотрим перспективы развития детского гастрономического туризма на примере города Серпухов. Помимо того, что город славится своими гастрономическими маршрутами, он также имеет такие гастрономические символы, как Серпуховские помадка и серпец, которые могут популяризировать данное направление туризма.

Серпуховская помадка - лакомство, которое готовят по сохранившемуся купеческому рецепту. Она также вошла в ТОП-1000 культурных туристических брендов России проекта "Живое наследие". Помадка из натуральных ингредиентов имеет сливочный, пряный и шоколадный вкусы. Купить помадку можно непосредственно на Постоялом дворе «Русь», где она и варится, а также в туристско-информационных центрах при музейно-выставочном центре и на площади у железнодорожного вокзала.

Помадка сливочная не только украшение праздничного стола, но и вкусное лакомство, которое можно захватить с собой на память о пребывании в Серпухове.

Серпец - традиционное серпуховское лакомство, которое во все времена символизировало удачу в делах. Сдобный рогалик, по форме напоминающий букву «С», что созвучно с названием города, был известен еще с XVII столетия.

Спустя многие годы после тщательного изучения пекарских рецептов, сохранившихся со времен старинных серпуховских ярмарок, было решено восстановить забытую гастрономическую традицию — выпечку городских серпцов. Традицию выпечки серпцов подхватили и известные рестораторы Серпухова.

Такое разнообразие и колорит могут способствовать развитию гастрономического туризма в России, однако, наравне с положительными сторонами, так же имеются и проблемы. Среди важнейших из них можно выделить:

1) неравномерность развития рынка;

2) недостаточная развитость внутреннего туризма для регионов;

3) гастрономические туры рассчитаны на взрослую аудиторию и семьи с детьми;

4) разработка детских туров приостановилась в связи с пандемией;

5) недостаточное развитие туристской инфраструктуры;

6) проблема транспортной составляющей;

7) неэффективная система продвижения на туристском рынке;

8) недостатки в подготовке кадров для сферы туризма;

9) неразвитость информационных ресурсов

Но существуют пути, которые могли бы поспособствовать развитию гастрономического туризма в России и устранению вышеперечисленных проблем. Одним из них является сотрудничество туристских компаний с предприятиями в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса, которые приняли бы участие в организации гастрономических туров. Также необходимо определить круг предприятий, известных своей кулинарной продукцией, винные предприятия и дегустационные залы, которые могут предложить качественный продукт национальной кухни, а затем объединить объекты гастрономического туризма в туры с одной тематикой.

Таким образом, гастрономический туризм явление достаточно молодое, однако завоевавшее популярность как за рубежом, так и в нашей стране. К настоящему времени сложились общеизвестные гастрономические направления, которые формируют не только конкретные предприятия питания, но и в целом весь регион и всю страну. [1, 32]

Национальная кухня народов вызывает огромный интерес у туристов, которые желают также познакомится с культурой, обычаями и традициями народов через их национальные блюда, напитки и особенности их подачи. Изученный зарубежный опыт доказывает, что развитие гастрономического туризма, проведение гастрономических фестивалей и мероприятий повышают узнаваемость туристской дестинации и делает ее конкурентоспособной и привлекательной для туристов. Также анализ опыта различных стран, успешно развивающих данный вид туризма, доказал, что гастрономический бренд региона также повышает узнаваемость туристской дестинации на мировом рынке туризма, делает ее запоминающейся, тем самым увеличивая туристский поток в данный регион.

Потенциал и перспективы развития гастрономического туризма в России очень высоки вследствие огромных размеров территории нашей страны, невероятно разнообразной природы, растительного и животного мира, национальных и культурных традиций регионов, являющихся базисом кулинарных традиций. Россия как многонациональная и поликультурная страна с большой историей очень интересна туристам. Но пока еще рано говорить о том, что в нашей стране гастрономический туризм - это быстро развивающееся направление.

В заключении необходимо отметить следующее:

В России и в Подмосковье, в частности, имеется потенциал для развития детского гастрономического туризма, но туроператоры не работают по данным направлениям, либо программы туров и их продолжительность не подходят для детей и ориентированы на

взрослого туриста. Но заинтересованность людей к данному виду туризма с каждым годом растёт, что может поспособствовать созданию гастротуров для детей.

Литература

1. Бондаренко В.А., Романишина Т.С. Территориальный брендинг в региональном развитии. // Евразийский юридический журнал. - 2020. - № 8 (147). - С. 384386. EDN: MOPGXW

2. Бондаренко В.А., Романишина Т.С. Туристские "магниты" малой родины и активизация молодежного туризма в продвижении территории в российских условиях. // Практический маркетинг. - 2020. - № 6 (280). - С. 28-34. EDN: DQRGSH

3. Гриненко С.В. Гастрономический туризм как форма детского и семейного туризма / С. В. Гриненко, А. Д. Логинова // Профессорский журнал. Серия: Рекреация и туризм. - 2021. - № 2(10). - С. 41-53. - DOI 10.18572/2686-858X-2021-10-2-41-53. - EDN NRYYYL.

4. Мерцалова С.Л. Гастрономический туризм как приоритетное направление развития внутреннего туризма в России / С. Л. Мерцалова, О. В. Цыбакова // Вестник ОрелГИЭТ. - 2021. - № 4(58). - С. 10-14. - DOI 10.36683/2076-5347-2021-3-57-10-14. -EDN VYLGVP.

5. Оборин М.С. Тенденции формирования гастрономического туризма как самостоятельного вида услуг / М. С. Оборин // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2021. - Т. 15. - № 4. - С. 17-27. - DOI 10.24412/1995-0411-2021-4-17-27. - EDN SOZGMP.

6. Романишина Т.С. Аспекты влияния иностранных инвесторов на социокультурную среду, маркетинг городов и предпринимательский климат / Т. С. Романишина // Актуальные вопросы адаптации мигрантов в Российской Федерации : Сборник статей научно-практического форума, Ижевск, 09-10 декабря 2021 года / ФГБОУ ВО «Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова»; Автономная некоммерческая организация по развитию международного гуманитарного сотрудничества «Лидеры международного сотрудничества». - Ижевск: Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова, 2022. - С. 53-67. -EDN OLEGOD.

7. Романишина Т.С. Вопросы формирования маркетинг ориентированной инфраструктуры в социально-инфраструктурном обеспечении регионов России / Т. С. Романишина // Современные проблемы развития социально-экономических систем: инновационные подходы и решения в управлении и маркетинге : Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Ростов-на-Дону, 22-24 апреля 2021 года / Ответственный редактор А.Д. Мурзин. - Ростов-на-Дону: Индивидуальный предприниматель Беспамятнов Сергей Владимирович, 2021. - С. 201-205. - EDN JLOLAT.

8. Соболева А.Д. Специфика организации и рыночные возможности развития гастрономических туров для детей в Южном Подмосковье / А. Д. Соболева // Стратегии и современные тренды развития предприятий туристского и гостиничного бизнеса : Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 23 апреля 2021 года. - Москва: Российский государственный университет туризма и сервиса, 2021. - С. 445-455. - EDN RJQOBQ.

9. Besson-Reynaud, F. Gastronomy tourism in France: Lyon as the capital of French gastronomy tourism / F. Besson-Reynaud, I. Jaudoin, E. Lautel // Economic Aspects of Gastronomy Tourism in Russia and Europe : Материалы V научно-практической конференции, Иркутск, 24 ноября 2021 года. - Иркутск: Издательство ИГУ, 2021. - P. 2428. - EDN VEQCYS.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.