Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.todav 2019, №6, Том 11 / 2019, No 6, Vol 11 https://esj.today/issue-6-2019.html URL статьи: https://esj.today/PDF/11ECVN619.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Казначеева С.Н., Быстрова Н.В., Синицына А.А., Казначеев Д.А. Направления гастрономического туризма в России // Вестник Евразийской науки, 2019 №6, https://esj.today/PDF/11ECVN619.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Kaznacheeva S.N., Bystrova N.V., Sinitsyna A.A., Kaznacheev D.A. (2019). Directions of gastronomie tourism in Russia. The Eurasian Scientific Journal, [online] 6(11). Available at: https://esj.today/PDF/11ECVN619.pdf (in Russian)
УДК 33
ГРНТИ 06.71.57
Казначеева Светлана Николаевна
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», Нижний Новгород, Россия
Доцент
Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=737233
Быстрова Наталья Васильевна
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», Нижний Новгород, Россия
Доцент
Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=737172
Синицына Анастасия Алексеевна
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», Нижний Новгород, Россия
Магистрант E-mail: [email protected]
Казначеев Дмитрий Александрович
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», Нижний Новгород, Россия
Студент
E-mail: [email protected]
Направления гастрономического туризма в России
Аннотация. В статье указано на то, что в настоящее время туризм является одним главных сфер человеческой жизни, который позволяет восставить как моральное, так и физическое здоровье. Также туризм относится к одной из самых развивающих отраслей. Гастрономический туризм является молодым и развивающимся направлением. Авторы рассматривают гастрономический туризм как внесезонное путешествие в различные страны с целью знакомства с особенностями кулинарных традиций, а также расширения знаний, как с профессиональной, так и с общекультурной точки зрения. Выделены факторы, повлиявшие на рост интереса к гастрономическому туризму (проявление интереса к здоровому образу жизни и здоровому питанию, появление телевизионных программ, рост потребности среди туристов необычных видах отдыха). Проанализированы определения понятия «гастрономический туризм». Указаны отличительные особенности гастрономического туризма (доступность, независимость от времени года, элемент любого тура). Выделены типы гастрономических
Вестник Евразийской науки 2019, №6, Том 11 ISSN 2588-0101
The Eurasian Scientific Journal 2019, No 6, Vol 11 https://esj.today
туров (сельские, экологические, образовательные, ресторанные, событийные, комбинированные) и факторы, которые тормозят развитие гастрономического туризма в России. В России гастрономический туризм редкое понятие. Это обусловлено тем, что инфраструктура некоторых городов практически не развита, а маршруты для данного вида туризма не продуманы. Авторами был проведен опрос среди жителей г. Нижний Новгород, целью которого было выявить, насколько они знакомы с гастрономическим туризмом. Авторы подчеркивают, что гастрономические туры, качественно организованные, с грамотно разработанной программой, будут не только выделяться из огромного многообразия экскурсий, но также будут продвигать бренд конкретной территории России.
Ключевые слова: туризм; гастрономический туризм; особенности гастрономического туризма; типы гастрономического туризма; сегменты гастрономического туризма в России
В настоящее время туризм является одним главных сфер человеческой жизни. Он позволяет восставить как моральное, так и физическое здоровье. Также туризм относится к одной из самых развивающих отраслей [1-3]. Ежегодно появляются новые направления. Этому способствует пляжный отдых, так как многие курорты очень похожи друг на друга. Именно эта схожесть подталкивает возникновению новых форм туризма. Одной из таких форм является гастрономический туризм (гастротуризм).
Гастротуризм является молодым и развивающимся направлением, как в России, так и зарубежом. Число туристов, которое отправляются в другую страну, не просто позагарать или купить товары местного производства, а познакомиться с кулинарными привычками той или иной страны растет с каждым годом. В 2016 году рост рынка гастрономического туризма составляет 10 %, что в 2 раза быстрее роста рынка внутреннего туризма, в то время как выездной гастрономический туризм снизился.
Можно выделить следующие факторы, повлиявшие на рост интереса к гастрономическому туризму [4]:
• проявление интереса к здоровому образу жизни и здоровому питанию;
• появление телевизионных программ, посвященных гастрономическому туризму, например, Еда, я люблю тебя;
• рост потребности среди туристов необычных видах отдыха.
1998 год считается началом становления гастрономического туризма. Люси Лонг, доцент университета Bowling Green (Боулинг Грин, США), ввела в обращение термин «кулинарный туризм». Поэтому гастрономический туризм иногда называют кулинарным. Первой страной, которая серьезно начала разрабатывать гастрономические туры является Италия. Грамотно организовав торговые и технологические производства, итальянцам удалось привлечь туристов вкусной и здоровой жизнью.
Под гастрономическим туризмом понимают путешествие по странам и континентам для знакомства с особенностями местной кухни, кулинарными традициями, с целью отведать уникальные для приезжего человека блюдо или продукт. Э. Вульфом было дано следующее определение: «Гастрономический туризм - это поиск и наслаждение уникальной, незабываемой едой и напитками, как на другом конце Земли, так и на соседней улице. Ведь кроме путешествий по своей стране или всему миру, мы также можем стать гастрономическими туристами в своем регионе, городе или даже районе. «Путешествие» предполагает даже поездки по своему городу, а не только по своему региону, стране или даже планете. Расстояние, которое мы преодолеваем, не так важно, как сам факт того, что мы постоянно находимся в
движении. Таким образом, все мы «путешественники» и все мы «едоки», а стало быть, все мы можем считаться гастрономическими туристами»1.
Нехаева Н.Е. и Терехова Ю.С. под гастрономическим туризмом понимают «поездку для ознакомления с особенностями национальной кухни страны, кулинарными традициями, особенностями производства и приготовления продуктов и блюд, а также обучения и повышения уровня профессиональных знаний» [5, с. 84].
Туристы, отправляясь в поездку, ставят перед собой определенные цели. Одним нравится посещать местные достопримечательности, другим - пляжи. Гастротуризм предлагает туристам насладиться кухней страны, куда они прилетели. Главное в этом путешествии не попробовать какое-то неизвестное блюдо, а насладиться местной рецептурой, тем самым узнав больше о народе и традициях посещаемой страны.
Гастрономический туризм имеет отличительные особенности. Во-первых, гастротуризм доступен любой стране. Во-вторых, туроператор может предложить тур независимо от времени года, т. е. гастротуризм внесезонный отдых. В-третьих, гастротуризм в той или иной степени выступает элементом любого тура.
Таким образом, мы рассматриваем гастрономический туризм как внесезонное путешествие в различные страны с целью знакомства с особенностями кулинарных традиций, а также расширения знаний, как с профессиональной, так и с общекультурной точки зрения.
В программу любого гастротура, как правило, входит дегустация различных блюд местной кухни, а также отдельных ингредиентов, которые больше нигде не встречаются и имеют особый вкус. В настоящее время выделяют следующие типы гастрономических туров:
1. Сельские (такого вида туры могут включать в себя не только выезд в сельскую местность для дегустации экологически чистой продукции, но и участие в работах по выращиванию и сбору овощей или фруктов; позволяют туристам узнать повседневную жизнь местного жителя).
2. Экологические (основное отличие таких туров от сельских в том, что в них входит посещение только специализированных экоферм или хозяйств).
3. Образовательные (туры предполагают не только путешествие, дегустацию, но и обучение кулинарному мастерству).
4. Ресторанные (подразумевают путешествие с посещением известных ресторанов с авторской или национальной кухней).
5. Событийные (туры, связанные с посещением гастрономических фестивалей, например, пивной).
6. Комбинированные (включают в себя посещение ресторанов и участие в мастер-классах).
В России гастрономический туризм редкое понятие. Это обусловлено тем, что инфраструктура некоторых городов практически не развита, а маршруты для данного вида туризма не продуманы. Кущева Н.Б., Бедяева Т.В. выделяют следующие факторы, которые тормозят развитие гастрономического туризма в России: отсутствие необходимого опыта у местных туроператоров в организации таких туров; высокая стоимость таких туров; низкое качество обслуживания туристов на протяжении всего маршрута [6; 7].
1 Гастрономический, кулинарный или «вкусный» туризм в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kudavtur.ru/strana/rossiya/gastronomicheskij-turizm/ (дата обращения 22.01.2019).
Ситуация в отношении гастротуризма в России выглядит следующим образом (рис. 1).
Рисунок 1. Гастрономический туризм в России2
Как видим из диаграммы количество женщин, выбирающих гастрономические туры, растет с каждым годом, причем женщины преобладают над мужчинами. В 2017 году количество женщин, отправившихся в гастрономическое путешествие, впервые составляет 98 %, что на 20 % выше, чем в 2015 году.
В сентябре-октябре 2019 года нами был проведен опрос среди жителей г. Нижний Новгород, целью которого было выявить, насколько они знакомы с гастрономическим туризмом. В опросе приняло участие 73 респондента в возрасте от 20 до 55 лет.
Первый вопрос позволил выявить, слышали ли они о существовании подобных туров. Были получены следующие результаты (рис. 2).
Рисунок 2. Состав респондентов по наличию/отсутствию знаний о гастрономическом туре (%)
Как видно из диаграммы 62 % респондентов никогда не слышали о гастротурах. 38 % опрошенных жителей слышали о них.
Следующий вопрос позволил выявить, хотели бы они провести свой отдых с целью знакомства с блюдами местной кухни в стране отдыха (рис. 3).
2 Всё, что вы хотели знать о гастротуризме, но боялась спросить [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://thunter.ru/novosti/vsyo-chto-vi-hoteli-znat-o-gastroturizme-no-boyalas-sprosit/.
Рисунок 3. Хотели бы Вы провести свой отдых с целью знакомства с блюдами местной кухни в стране отдыха (%)
Почти половина респондентов (48 %) при наличии такой возможности будут рады познакомиться с блюдами местной кухни. 25 % - наотрез отказались от такого вида отдыха, 25 % - иногда съездили бы в такой тур.
Затем нам было интересно выяснить у тех респондентов, которых выбрали ответы «да» и «иногда», почему они бы выбрали гастротуризм (рис. 4).
80 70 60 50 40 30 20 10 0
привлекает необычность тура
интересно узнать появляется
особенности возможность больше приготовления блюд узнать о стране отдыха
Рисунок 4. Почему Вы выбрали бы гастрономический туризм (%)
Результаты получились следующие: 68 % респондентов отправились бы в гастрономический тур, потому что он необычен; секрет приготовления некоторых блюд привлек 17 % респондентов; возможность расширить свои знания о стране отдыха привлекает 15 % респондентов.
На рисунке 5 представлены результаты опроса по степени привлекательности кухонь различных стран.
Рисунок 5. Привлекательность кухонь различных стран (%)
Тройку лидеров составляют кухни следующих стран: испанская кухня (20 %); греческая кухня (17 %); тайская (16 %).
Респондентам, выбравшие ответ «нет», также был задан вопрос, почему они отказываются от такого вида туров (рис. 6).
Рисунок 6. Причины отказа от гастрономического тура (%)
Ответы распределились следующим образом: на первом месте стоит ответ «предпочитаю свою кухню» (49 %); на втором месте - ответ «боюсь пробовать неизвестную еду (38 %); на третьем месте - ответ «страх набрать лишний вес» (13 %).
В настоящее время в число городов и регионов самых популярных в России в сегменте гастрономического туризма вошли такие города Москва, Санкт-Петербург, Суздаль, Тула. Для гастротуризма также интересны Московская, Владимирская, Тверская, Калининградская и Новгородская области, а также Республика Татарстан и Алтайский край3.
Суздаль является одним из самых посещаемых городов в рамках гастротуров. Здесь туристам предлагают русские щи, кашу, а также угощают традиционным напитком этого
3 Гастрономический туризм в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ИирУЛи^ик. сот/Ье81аа81гопошю1оигегш81а2017.
города, медовухой. С историей тульских пряников и белёвской пастилы можно ознакомиться в Туле. Для туристов организуются экскурсии на производство, где им предлагается продегустировать продукты.
В Тверской области организована программа «Вкус Верхневолжья», в рамках которой можно познакомится с тверскими блюдами и принять участие в мастер-классах. Также в области проводится фестиваль «У Пожарского в Торжке». В тверской «итальянской деревне» можно узнать всё о сырах и продегустировать самые знаменитые сорта.
Урал удивляет туристов не только малахитовыми изделиями, но и блюдами местной кухни. Челябинск ежегодно проводит фестиваль «Обжорные ряды», а Екатеринбург -«Барбекю». Выбрав тур «Уральская кухня в Екатеринбурге», туристы получают возможность попробовать известные уральские пельмени, сладкие пироги с черемухой, пироги с карпом или карасем, пареной репой, киселем, который приготовлен из местных ягод. Астраханская область известна своими фестивалями «Вобла» и «День Арбуза».
Знатоки и ценители вина могут организовать винное путешествие по Крыму. Туристам интересны винные туры в Массандру и Инкерман. В усадьбе дворян Петровских можно посетить музей вина. Гастрономический туризм на полуострове начинает интенсивно развиваться.
Гастрономические туры на Сахалин и Камчатку могут сопровождаться незабываемой рыбалкой на океане и отдыхом в заповедниках. Самой известной сахалинской гастрономической достопримечательностью считается местная устрица. Многие гурманы приезжают на Дальний Восток, чтобы попробовать удивительно вкусную рыбу, хариус.
Таким образом, гастрономические туры, качественно организованные, с грамотно разработанной программой, будут не только выделяться из огромного многообразия экскурсий, но также будут продвигать бренд конкретной территории России. Кроме того, блюда национальной кухни лучше пробовать на их родине.
ЛИТЕРАТУРА
1. Казначеева С.Н., Емельянова А.М. Современные тенденции в туризме // В сборнике: Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации сборник статей по материалам VI Международной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. - 2019. - с. 57-59.
2. Конева К.А., Казначеева С.Н. Въездной туризм России - перспективное направление в развитии российской экономики // В сборнике: Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации - 2014. - с. 87-90.
3. Казначеева С.Н., Кетрарь М.В. К вопросу о формировании бренда территории // В сборнике: Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции. - 2015. - с. 136-139.
4. Старкова И.И., Кондрашова Е.В. Перспективы развития гастрономического туризма в Республике Бурятия // Таврический научный обозреватель [Электронный ресурс]. - 2015. - №4. - С. 2. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=25083620 (дата обращения: 07.03.2017).
5. Терехова Ю.С. Гастрономический туризм как перспективное направление развития регионов России // Естественные и математические науки в современном мире: сб. ст. по матер. XXXIV междунар. науч.-практ. конф. № 9(33). - Новосибирск: СибАК - 2015. - с.82-87.
6. Кущева Н.Б., Бедяева Т.В. Гастрономический туризм как перспективный вид развития регионов России // СИСП. - 2014. - №12 (44). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gastronomicheskiy-turizm-kak-perspektivnyy-vid-razvitiya-regionov-rossii (дата обращения: 30.10.2019).
7. Перова Т.В. Способы повышения конкурентоспособности специалистов сферы гостеприимства // Интернет-журнал Науковедение. - 2015. - Т. 7. - № 5 (30). - с. 77.
Kaznacheeva Svetlana Nikolaevna
Kozma Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university, Nizhny Novgorod, Russia
E-mail: [email protected]
Bystrova Natalya Vasil'evna
Kozma Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university, Nizhny Novgorod, Russia
E-mail: [email protected]
Sinitsyna Anastasia Alekseevna
Kozma Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university, Nizhny Novgorod, Russia
E-mail: dec2112fa@mail. ru
Kaznacheev Dmitry Aleksandrovich
Kozma Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university, Nizhny Novgorod, Russia
E-mail: [email protected]
Directions of gastronomic tourism in Russia
Abstract. The article indicates that tourism is currently one of the main areas of human life, which allows you to restore both moral and physical health. Tourism is also one of the most developing industries. Gastronomic tourism is a young and developing destination. The authors consider gastronomic tourism as an off-season trip to various countries in order to get acquainted with the peculiarities of culinary traditions, as well as to expand knowledge, both from a professional and from a general cultural point of view. The factors that influenced the growth of interest in gastronomic tourism (the manifestation of interest in a healthy lifestyle and healthy eating, the appearance of television programs, the growing demand among tourists for unusual types of recreation) were identified. The definitions of the concept of «gastronomic tourism» are analyzed. Distinctive features of gastronomic tourism are indicated (accessibility, independence from the season, an element of any tour). The types of gastronomic tours (rural, ecological, educational, restaurant, event, combined) and factors that impede the development of gastronomic tourism in Russia are highlighted. In Russia, gastronomic tourism is a rare concept. This is due to the fact that the infrastructure of some cities is practically not developed, and the routes for this type of tourism are not thought out. The authors conducted a survey among residents of Nizhny Novgorod, the purpose of which was to identify how familiar they are with gastronomic tourism. The authors emphasize that gastronomic tours, well-organized, with a well-designed program, will not only stand out from the huge variety of excursions, but will also promote the brand of a specific territory of Russia.
Keywords: tourism; gastronomic tourism; features of gastronomic tourism; types of gastronomic tourism; segments of gastronomic tourism in Russia