Научная статья на тему 'Гастрономическая дипломатия и дипломатическая гурманистика: еда в политико-дипломатическом диалоге культур (институциональный аспект)'

Гастрономическая дипломатия и дипломатическая гурманистика: еда в политико-дипломатическом диалоге культур (институциональный аспект) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1126
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
еда / традиции питания / политика / дипломатия / гастрономическая дипломатия / дипломатическая гурманистика / дипломатический протокол и этикет / food / food traditions / foreign policy / diplomacy / gastrodiplomacy / diplomatic gourmandise / diplomatic protocol and etiquette.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Циватый Вячеслав Григорьевич

Гастродипломатия – это новый институт публичной дипломатии, новая форма политико-дипломатических межгосударственных отношений.Гастрономическая дипломатия (англ. Gastrodiplomacy) – это мирное орудие мягкого международного влияния на общество и бизнес («мягкая сила» /«soft power»), эффективный инструментарий современной внешней политики и экономической дипломатии. Фактически – это наука об искусстве вести переговоры во время официальных обедов. В мире политики отмечают: «...путь к консенсусу и достижению поставленной цели пролегает через изысканное угощение» (дипломатическая гурманистика). Еда способствует также возникновению подходящих моментов для произнесения тостов или речей, тех или иных слов, помогает «переварить» условия итогового документа, меморандума, соглашения, договора или контракта, который подписывается. Утверждение о том, что национальная кухня является визитной карточкой любого государства, есть на сегодня устойчивая константа, которая не требует аргументов для убеждения, а требует изучения и обобщения опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gastrodiplomacy and Diplomatic Gourmandise: Food in the Political-Diplomatic Dialogue of Cultures (institutional aspect)

Gastrodiplomacy is a new institution of public diplomacy, a new form of political and diplomatic interstate relations. Culinary Diplomacy (also known as Gastrodiplomacy) is a peace tool of soft international influence on society and business («soft power»), effective tools of modern foreign policy and economic diplomacy. In fact, it is a science about the art of negotiating during official dinners. In the world of politics note that «... the way to a consensus and to achieve the goal goes through an delicious meal» (diplomatic gourmandise). Food actually helps also to the emergence of the right time for toasts and speeches, certain words helps to «digest» the conditions of the final document, memorandum, agreement, deal or contract to be signed. The claim that the cuisine is the hallmark of any state is a stable constant, which does not require additional arguments in favor, but requires study and generalization of the experience.

Текст научной работы на тему «Гастрономическая дипломатия и дипломатическая гурманистика: еда в политико-дипломатическом диалоге культур (институциональный аспект)»

Гастрономическая дипломатия и дипломатическая гурманистика:

еда в политико-дипломатическом диалоге культур (институциональный аспект)

Gastrodiplomacy and Diplomatic Gourmandise: Food in the Political-Diplomatic Dialogue of Cultures

(institutional aspect)

ЦИВАТЫЙ, Вячеслав Григорьевич,

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры дипломатической и консульской службы, ректор Дипломатической академии Украины

при МИД Украины, заслуженный работник образования Украины,

ДАУпри МИД Украины; тел.: +38 (066) 100 9666, +38 (066) 410 90 60,

e-mail: tsivatyi@gmail.com

Гастродипломатия - это новый институт публичной дипломатии, новая форма политико-дипломатических межгосударственных отношений. Гастрономическая дипломатия (англ. Gastrodiplomacy) -это мирное орудие мягкого международного влияния на общество и бизнес («мягкая сила»/«зоА: power»), эффективный инструментарий современной внешней политики и экономической дипломатии. Фактически - это наука об искусстве вести переговоры во время официальных обедов. В мире политики отмечают, что «...путь к консенсусу и достижению поставленной цели пролегает через изысканное угощение» (дипломатическая гурманистика). Еда способствует также возникновению подходящих моментов для произнесения тостов или речей, тех или иных слов, помогает «переварить» условия итогового документа, меморандума, соглашения, договора или контракта, который подписывается. Утверждение о том, что национальная кухня является визитной карточкой любого государства, есть на сегодня

устойчивая константа, которая не требует дополнительных аргументов для убеждения, а требует изучения и обобщения опыта.

Ключевые слова: еда, традиции питания, политика, дипломатия, гастрономическая дипломатия, дипломатическая гурманистика, дипломатический протокол и этикет.

Gastrodiplomacy is a new institution of public diplomacy, a new form of political and diplomatic interstate relations. Culinary Diplomacy (also known as Gastrodiplomacy) is a peace tool of soft international influence on society and business («soft power»), effective tools of modern foreign policy and economic diplomacy. In fact, it is a science about the art of negotiating during official dinners. In the world of politics note that«... the way to a consensus and to achieve the goal goes through an delicious meal» (diplomatic gourmandise). Food actually helps also to the emergence of the right time for toasts and speeches, certain words helps to «digest» the conditions of the final document, memorandum, agreement, deal or contract to be signed. The claim that the cuisine is the hallmark of any state is a stable constant, which does not require additional arguments in favor, but requires study and generalization of the experience.

Keywords: food, food traditions, foreign policy, diplomacy, gastrodiplomacy, diplomatic gourmandise, diplomatic protocol and etiquette.

На сегодня утверждение о том, что национальная кухня - это визитная карточка государства, является устойчивой константой и не требует дополнительных аргументов для убеждения. BXXI веке этот постулат превратился в действенный и эффективный дипломатический инструментарий в современных политико-дипломатических системах и моделях дипломатии. Именно гастрономическая (кулинарная) дипломатия играет важную роль в развитии межгосударственных отношений. Это неудивительно, ведь еда и традиции питания являются одним из ключей к пониманию национальных особенностей другого народа и национальной специфики страны пребывания дипломата.

Сегодня гастрономическая дипломатия действительно занимает значительное место во внешней политике государств, и подтверждением этого может быть создание отдельных государственных ведомств (институций), ответственных за продвижение национальной

кухни и создание позитивного имиджа государства за рубежом, открытие зарубежных культурных или культурно-информационных центров, разработка концептуальных документов по внешней культурной политике, культурной и публичной дипломатии. Актуализируется и новое направление в публичной дипломатии, которое автор (В.Ц.) определяет как дипломатическая гурманистика [3, с. 172].

Во внешнеполитической деятельности всё большее значение приобретает публичная (или народная) дипломатия, в которой принимают активное участие не только профессиональные дипломаты, но и представители общественных организаций, финансово-деловых кругов, науки и образования, культуры и искусства, средств массовой информации.

В последние годы стало развиваться и новое направление дипломатии - кулинарная или гастрономическая дипломатия {«ёазиосИр1отасу»), которая стала инструментом межкультурных отношений, опираясь всецело на ресурсы национальных кухонь. Она используется за обеденным столом с целью влияния на действия, мысли и настроения политиков, дипломатов и мировых лидеров, а также рядовых граждан во время формирования положительного имиджа государства в мире, поскольку через продвижение национальной кухни, стимулирование внешней торговли и туризма, можно достичь улучшения инвестиционного климата, привлечения большего количества инвесторов, повышения экономической конкурентоспособности. Наше государство также стремится использовать кулинарное наследие как элемент, который может усилить украинские позиции на политико-дипломатической арене или региональных и мировых внешнеэкономических рынках. Поэтому проблемные вопросы и достижения реального воплощения национально-государственных и геополитических экономических интересов через национальную кухню остаются интересными для исследования [1, с. 36-39; 2; 3].

Одним из первых определение кулинарной дипломатии представил американский специалист в области международных отношений Самюэль Чаппл-Сокол: «...это возможность использования пищевых продуктов и блюд в качестве инструмента для создания межкультурного понимания в надежде на улучшение взаимодействия и сотрудничества» [5, р. 161-183]. Он также выделил два вида кулинарной

дипломатии - частную и общественную. Если первая используется за закрытыми дверьми, среди ограниченного круга государственных лиц и дипломатов, то вторая применяется как инструмент публичной дипломатии.

Израильский экс-дипломат Пауль Роковер разделяет кулинарную дипломатию и «gastrodiplomacy», считая, что последняя «сочетает формы культурной и кулинарной дипломатии с государственным брендингом и есть акт завоевания умов и сердец через желудок, используя кулинарные шедевры страны и национальную узнаваемость бренда» [7, с. 1]. По его мнению, кулинарная дипломатия используется только как инструмент дипломатического протокола [7, с. 2].

Стоит добавить, что в 2002 году издание «The Economist» впервые использовало термин «gastrodiplomacy» для определения способа продвижения тайской идентичности в мире в рамках Глобальной программы распространения тайской еды через международную сеть ресторанов национальной кухни. Этот проект основывается на идее, что продукты питания могут стать важным дипломатическим инструментом развития международных связей Тайваня, поддержки экономики и привлечения большего количества туристов.

В электронном словаре «World Wide Words» термин «gastrodiplomacy» дает следующее определение этого термина: «... это создание положительной репутации государства посредством продвижения национальной кухни» [3, с. 171-172; 4].

Швейцарская исследовательница Алессандра Роверси выдвинула свою концепцию кулинарной дипломатии «...как искусства проводить переговоры во время официальных обедов» [2; 3].

Чрезвычайный и Полномочный посол Украины (в отставке), бывший Постоянный представитель Украины в ЮНЕСКО, экс-посол в Швеции, Дании, Норвегии, Израиле, автор многочисленных публикаций по истории дипломатии Александр Слипченко пишет: «Основой дипломатии издавна было личное общение. А что может лучше служить этой цели, чем совместная еда. Еще Владимир Мономах поучал своих детей: «Чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел; если не подарком, то пищей и питием...»» [2; 6, р. 42-56].

«Гастродипломатия» - так называется научная работа женевской исследовательницы, посвященная искусству вести переговоры во время официальных обедов. Алессандра Роверси в своём иссле-

довании рассказывает о новом направлении в международной экономике, политике и дипломатии, их особенностях и нюансах. Говорят, путь к сердцу мужчины лежит через его желудок. В мире политики и дипломатии можно было бы сказать: путь к консенсусу и достижению цели лежит через изысканное угощение. «Гастродипломатия определяет использование блюд в контексте межправительственных отношений с целью передачи невербальных сообщений», - витиевато отметила Алессандра Роверси в интервью газете «Le Temps» [3; 7, p. 66-69].

Сама по себе гастродипломатия - сравнительно недавняя форма политических и политико-дипломатических отношений. В мире есть страны, которые приняли и готовятся принять мудрое решение продвигать свою нацию как «торговую марку». Для этого разрабатываются специальные стратегии, создаются учреждения (институции) и выделяются средства. Благодаря такой политике граждане других государств узнают страну посредством ее национальной кухни, а параллельно стимулируются торговля и туризм, и в конечном счете страной начинают интересоваться инвесторы. «Первые программы гастродипломатии были запущены в 2000-х годах, - сообщила исследовательница. - Термин «гастродипломатия» (англ. gastrodiplomacy) первым употребил в 2002 году журнал «The Economist» в материале о Таиланде» [3].

А вот исследователей это явление начало привлекать только три-пять последних лет. По простой причине: тему питания и еды долгое время не воспринимали всерьез, отождествляя ее с домашней, примитивной деятельностью.

Кулинарная дипломатия (искусство приготовления блюд для государственных сановников) - такая же почтенная леди, как и сама дипломатия, и соответствующие примеры можно найти еще в Древнем Китае, Древней Греции или Древнем Риме. Любопытно, что самому Ш.-М. де Талейрану (министру иностранных дел Франции) приписывают фразу: «Лучший помощник дипломата - его повар».

Сегодня в Великобритании доступны курсы обучения в области гастродипломатии, что стимулирует историков, политиков, дипломатов, антропологов, философов и экономистов вести на эту тему оживленные дискуссии. В качестве примера инициатив гастродипломатии можно указать большие города США, а также Лондон и Токио,

по которым разъезжают специальные вагончики, или как их называют «кухни на колесах», продающие национальные блюда Малайзии и Южной Кореи. Такое явление - не просто маневры предприимчивых бизнесменов, думающих об увеличении собственных капиталов, а часть правительственных программ этих государств. В Южной Корее даже записан альбом песен местных звезд, которые распевают вариации на тему «корейская еда - самая лучшая» под ритмы хип-хопа.

Не остаются в стороне и западные страны, продвигая оригинальные инициативы - такие как эксклюзивная вечеринка в Каннах или мероприятие в Вашингтоне, на котором скандинавские шеф-повара готовили для 30 ООО детей, давая им возможность открыть для себя чистую, простую и здоровую пищу Севера. Со своей стороны, ЮНЕСКО уже внесла в список нематериального культурного наследия человечества восемь национальных кухонь и кулинарных традиций (в том числе и французскую). Особого упоминания заслуживают также средиземноморская диета, традиционная мексиканская кухня, ва-шоку - японская кухня, кофейная церемония в Турции, производство вина в амфорах в Грузии и многие другие. Можно, не колеблясь, сказать, что перед нами - новая форма политико-дипломатического соперничества (вкусная и толерантная форма соперничества, хочется добавить!) между народами мира, каждый из которых стремится как можно выше поднять именно свой кулинарный стяг, преследуя при этом геополитические и экономические интересы [4].

Что касается Швейцарии, то у нее нет полноценной программы гастродипломатии. Тем не менее, существует кампания Swiss Delicatessen (англ.: швейцарские деликатесы), в рамках которой представлено местное гастрономическое разнообразие и техника приготовления. Швейцарское правительственное агентство Présence Suisse разработало подарок в компактной упаковке, куда входит терка для рёшти, нож для чистки овощей и подборка рецептов от известных поваров. Идея такого подарка - продвигать образ Швейцарии, которая сочетает в себе традиционность, богатое воображение и эклектичность.

Сделаем небольшой исторический экскурс. Сам термин «гастрономия» существует более 200 лет. Его родиной является Франция, а авторство принадлежит французскому поэту Бершу, любимым де-

лом которого было писать о радостях изысканной кухни. Сегодня гастрономия - это искусство вкусно поесть, искусство хорошей кухни и самого застолья. Гастрономия (от греч.: желудок) - это наука, изучающая связь между культурой и пищей. Как утверждает историк Патрик Рамбур, «...в истории французской кухни и гастрономии застолье - важнейший дипломатический вектор!» Еще в XVII веке Людовик XIV - «король-солнце» - внедрил в Версале традицию, которая прочно обосновалась во французской внешней политике - дипломатия гастрономии [3, с. 169-172].

В начале XIX века Ш.-М. де Талейран использовал застолья, чтобы провести переговоры и добиться для Франции более выгодных условий. Широко известны слова Талейрана, обращенные к Наполеону Бонапарту: «Дайте мне хорошего повара, и я вам обеспечу нужные договоры».

Несмотря на то что французы слывут гурманами, среди них практически не встретишь людей с избыточным весом. Французы едят три раза на день и как правило в определенное время. Они пьют кофе утром, плотно едят днем и особенно вечером (между девятью и десятью часами вечера). Для них это норма. При этом строго соблюдается главное правило: получить удовольствие от еды и не навредить здоровью. Взгляд на еду и пищу сквозь призму здоровья

- это философия французской гастрономии, сформированная под влиянием выдающихся политических деятелей, дипломатов и знаменитых поваров Франции.

На сегодня гастродипломатия (культурно-гастрономическая дипломатия, гастрономическая дипломатия, кулинарная дипломатия)

- это мирное орудие мягкого воздействия в дипломатии, оружие современной внешней политики, дипломатии и экономики. Фактически

- это наука об искусстве вести переговоры во время официальных обедов. В мире политики отмечают «...путь к консенсусу и достижению цели пролегает через изысканное угощение». Важно, что такое определение не ограничивается хорошими (порой эксклюзивными или авторскими) блюдами и изысканными винами для облегчения процесса переговоров. Еда способствует также возникновению подходящих моментов для произнесения тостов или речей, тех или иных слов, помогает «переварить» условия меморандума, соглашения, договора или контракта, который подписывается.

Заметим, что в истории не раз сознательно подбирались ингредиенты, расстановка и форма столов, когда преследовались упомянутые цели. Например, Рональд Рейган на приеме в Вашингтоне в 1987 году специально выбрал калифорнийское вино из винодельческого региона Russian River Valley, будто намекая на историю русской иммиграции в этот штат США.

Сама по себе гастрономическая (кулинарная) дипломатия - это сравнительно недавняя форма политико-дипломатических отношений. В мире есть государства, которые приняли мудрое решение продвигать свою нацию как «торговую марку». С этой целью разрабатываются специальные стратегии, создаются институты (учреждения) и выделяются средства. Благодаря такой политике граждане других государств узнают о национальные особенности и традиции питания народов и стран через национальные блюда и национальную кухню как институт, а параллельно стимулируются торговля и туризм, и в конечном итоге страной начинают интересоваться инвесторы.

Можно привести пример из опыта реализации гастрономической дипломатии - опыт Индонезии. Так, широко использовала в своей дипломатической деятельности в Украине гастродипломатию Чрезвычайный и Полномочный Посол Индонезии в Украине в период с 2012 по 2016 год Ниник Кун Нарьяти (Mrs. Niniek Кип Naryatie Siswojo), которая успешно презентовала индонезийскую национальную кухню в контексте реализации правительственной программы продвижения национальной кухни.

Ещё в 2011 году министерство иностранных дел Индонезии провело научно-практический и методологический семинар на эту тему, на котором была поставлена задача «...сформулировать концепцию индонезийской кулинарной дипломатии как части дипломатии «мягкой силы». Частично она должна быть нацелена на включение индонезийской еды в глобальный кулинарный свод в качестве одной из составляющих международной гастрономии. Однако надо полагать, что эти усилия не только представят (за границей) культуру страны, но и будут служить экономическим интересам Индонезии» [3, с. 170171].

Интересная деталь: для достижения этой цели, кроме финансовой поддержки развития сети индонезийских ресторанов по всему миру, предусмотрено также отправка опытных поваров в зарубеж-

ные дипломатические представительства (в 132 миссии за рубежом). Практическую реализацию дипломатическая работа нашла 12 октября 2013 года в Киеве, где прошел первый в Украине «Фестиваль Азиатской кухни и культуры - 2013», инициированный и организованный Международным Фондом культурного сотрудничества, Посольствами Индии, Индонезии, Малайзии, Кореи, Пакистана и Японии [3, с. 171-172; 6].

Примерно в таком же ракурсе сформулировали свои программы кулинарной дипломатии многие другие страны региона. Аналогичные мероприятия и формы дипломатической работы широко используют государства Европы, Азии, Северной и Латинской Америки, о чем подробно можно узнать из многих информационных ресурсов и публикаций.

История ставит перед собой задачу ознакомить читателей с многовековыми историческими традициями дипломатического общения (от истории Древнего мира и Средневековья до Новой и Новейшей истории, истории Современности), наработанными многочисленными формами проявления «государственного» гостеприимства, в которых по большому счету отражаются честь и достоинство государства-хозяйки, а также её отношение к государству-партнеру. При этом важно отметить, что внешняя праздничность и строгий дипломатический этикет не существуют сами по себе как самодостаточная цель. Главной сущностью обедов, завтраков и дипломатических приемов всегда была и остается дипломатическая работа. Такая же самая работа, как и в других случаях дипломатической практики, целью которой является не только обязанность дипломата в лучшем свете презентовать свое государство и обзавестись новыми друзьями и полезными контактами, но и получить необходимую информацию.

Еда для глав государств и других высокопоставленных иностранных лиц теперь используется как демонстрация национальной кухни, в частности с местными ингредиентами, а также для показа осведомленности в кулинарных традициях посещающих. Специальные институции впервые официально ввели должность исполнительного шеф-повара и регулярно приглашают знаменитых кулинаров. Для важных персон всегда запасаются их любимые перекусы. В ходе празднований национальных праздников, как правило, Дней независимости, на вечеринках для иностранных дипломатов с семьями,

предлагают новый компонент торжеств - конкурс на лучший десерт из кухни посольства. «Демонстрация любимых блюд, церемоний и ценностей - один из наиболее почитаемых и мощных инструментов дипломатии, - сказала мисс Хиллари Клинтон журналистам. -Еда, которую я разделяю со своими коллегами дома и за границей, воспитывает более сильное культурологическое понимание между странами и предлагает уникальный ключ к улучшению формальной дипломатии, которую мы каждый день проводим» [2; 3, с. 169-172].

По словам экс-госсекретаря США и одного из кандидатов на пост президента США в 2016 году Хиллари Клинтон, «...презентация любимых блюд, застольных традиций и ценностей является мощным оружием дипломатии, которым часто пренебрегают...». Ведь действительно, тысячелетняя история и практика дипломатических застолий остается живой, и современная дипломатическая практика едва ли не каждый день ее обогащает и способствует формированию политики и дипломатии будущего в пространстве актуальной геополитики.

Заслуживает особого внимания и дипломатическая практика французского МИДа. 28 января 2016 года во второй раз Кэ д'Орсе (МИД Франции) непосредственно в здании Министерства на набережной Орсе провел масштабную международную операцию, о которой торжественно объявил глава французской дипломатии Лоран Фабиус. А название она имеет неожиданное - Goût de France («Вкус Франции»).

Её цели и содержание: «Цель Goût de France - распространить знание о французской гастрономии во всем мире. Но этим заняты не только французские повара. В мире огромное количество поваров, получивших образование во Франции, оставшихся верными принципам французской гастрономии. Они - послы Франции в сфере гастрономии, гастрономики и кулинарии. Содержимое наших тарелок, конечно, очень важно, но важен и дружеский дух, царящий за столом, и вообще все, что происходит за столом. В истории прослеживается множество связей между дипломатией, поиском мирных решений и хорошим столом. За столом проявляется тенденция искать скорее мирное решение, а не конфликт» [3, с. 169-170].

О том, что стол - оружие дипломатов, французские повара знали еще со времен Антонина Карема, «повара королей и короля поваров». Когда французский министр Талейран в 1814 году должен был

подписывать сдачу Парижа, он пригласил Карема приготовить ужин для Александра I. Так он намеревался добиться более выгодных условий. Сам Талейран тоже был знатоком и любителем гастрономии, его политическая карьера заставляла некоторых говорить, что «соус - единственный хозяин Талейрана, которому он никогда не изменял» [3; 7, р. 51-53].

Один из самых звездных поваров нашего времени Ален Дюкас тоже видит в хорошем столе один из инструментов дипломатии. Но все же профессия берет верх, и Дюкас часто напоминает о том, что такое французская гастрономия, день которой празднуется в мире 21 марта, и об удовольствии, которое приносит хорошая еда и хорошее вино.

Следует отметить, что хорошее застолье - это мирная гавань вокруг стола (даже если противоречия между людьми остаются и дела снова обостряются после того, как все уже встали из-за стола), и при любых обстоятельствах всё же во время самого застолья воцаряется атмосфера мира, согласия и щедрости. За эти два часа завязывается разговор и о том, что мы в данный момент едим, и о проблемах мира. Даже если потом проблемы снова возникают, стол является самым цивилизованным местом планеты.

Французскую гастрономию отличает ее высочайший уровень, тщательный выбор продуктов. Это безупречное умение приправлять блюдо, безупречное владение температурами, безупречный соус, соединяющий вкус продукта со вкусом гарнира, гармония между едой и вином. Но это также удовольствие от совместного застолья, от общей беседы со знакомыми и незнакомыми людьми и наслаждение, которое приносят хорошая еда и прекрасное вино.

21 марта 2016 года более 1500 ресторанов одновременно приготовили французский обед - во Франции и в других странах. Более трети туристов, приезжающих во Францию, приезжают именно ради сыров, вин, хлеба и искусной работы местных поваров. Но и на всех пяти континентах работают повара, желающие представить посетителям своих ресторанов французское меню. Это не обязательно французское блюдо и не обязательно французский рецепт и французские продукты. Но обед или ужин должен следовать правилам французского столового этикета и застолья, включенного в списки нематериального наследия ЮНЕСКО в 2010 году.

Это установленный порядок перемен блюд: аперитив - закуска, блюдо, сыр и десерт. Среди участников, как правило, могут быть рестораны высокой кухни и обычные кафе, но каждый из них должен обязаться передать 5 процентов выручки местным гуманитарным организациям. Профессиональный отбор участников осуществляют самые великие кулинарные (гастрономические) шефы планеты, и не только французские. В комитете, возглавляемом Дюкасом, - Женаро Эспозито (Италия), Киоми Микуни (Япония), МохамедЗай (Марокко) и другие.

Французские повара отправляются в эти дни и в другие страны. Например, мишленовский повар Жерар Канья уже второй раз проводит операцию Goût de France в Узбекистане - готовит банкет и дает мастер-классы. Вот таковы дипломатические традиции французской гастрономической дипломатии и дипломатической гурмани-стики.

Данная статья посвящена исследованию институциональных основ и основных форм внешней культурной политики на современном этапе, на примере гастрономической (культурной) дипломатии и дипломатической гурманистики. Поэтому в заключении можно сделать вывод, что в настоящее время в мировой и отечественной практике создана эффективная система государственных институций (центров, агентств, бюро, секторов), занимающихся реализацией внешней культурной политики государства. Их деятельность направлена не только на продвижение национальной культуры за рубежом, но и на информирование иностранных граждан о культуре, политике, дипломатии, спорте, науке, образовании и экономике зарубежных государств.

Кроме того, в начале XXI века большинство государств Европы, Азии, Северной и Латинской Америки приступили к формированию собственной сети зарубежных культурных институций (как правило, центров), которые сегодня стали примером эффективной внешней культурной политики для многих государств. Помимо этого, большинство государств не осталось в стороне от мировых тенденций, и в начале XXI века стали использовать новые формы для развития культурного и публичного диалога с новыми зарубежными партнерами.

Сегодня внешняя культурная политика многих государств нацелена на представление как традиционной, так и современной куль-

туры и национальных традиций еды страны за рубежом на основе инновационных форм культурного сотрудничества. Особенно ценно, что в рамках внешней культурной политики осуществляется полноценный двусторонний диалог, в который вовлечены разные участники этого институционального диалога.

Подытоживая, ещё раз акцентируем внимание на том, что на сегодня гастрономическая (кулинарная) дипломатия стала важным инструментом внешней политики и дипломатии, а мировая и национальные кухни - ключами к взаимопониманию и сотрудничеству между народами и государствами, различными институциями.

Перспективным направлением дальнейших научных исследований в этой сфере может стать национальная гастрономическая дипломатия стран мира с последующими обобщениями и компаративным анализом.

Список литературы:

1. Ковини Джон. Гурманистика. Культура еды и еда как культура. Харьков: Гуманитарный центр, 2016.

2. Слипченко A.C. Дипломатическая кухня. Художественно-документальное издание. Киев: Генеральная дирекция по обслуживанию иностранных представительств, 2015.

3. Ц1ватий В.Г. Гастроном1чна дипломаля: свпова та украшська практика й традицм дипломатм «м'якоТ сили» XXI столптя // Науковий вюник Дипломатично! академм Украши. 2015. Вип. 22. Частина I. Сер1я «1сторичш науки». С. 169-172.

4. Ambassador Capricia Penavic Marshall to Lunch Inaugural Global Chiefesof Protocol Conference // URL: http://www.state.gOv/r/ pa/prs/ps/2012/07/194418.htm (дата обращения: 29.12.2016).

5. Chapple-Sokol S. Culinary Diplomacy: Breaking Bread to Win Hearts and Minds // TheHague Journal of Diplomacy. 2013. № 8. P. 161-183.

6. Rockower P.S. The State of Gastrodiplomacy// Public Diplomacy. University of Southern California. Winter, 2014.

7. Rockower P.S. Recipes for gastrodiplomacy // Place branding and Public Diplomacy, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.