вызывает сомнений. Назначаемый Главой государства и ответственный перед ним премьер-министр не может быть никем иным, как первым помощником Президента. Дальнейшее усиление позиций главы государства произошло в результате принятия поправки к Конституции от 30 декабря 2008 г., в соответствии с которой сроки полномочий Президента увеличены до 6 лет, а Государственной Думы — до 5. Таким образом, созданы предпосылки возникновения ситуации, когда парламентское большинство не будет совпадать с партийным составом Правительства, формируемого Президентом на внепарламентской основе, что может привести к дестабилизации системы государственных органов. Слабым местом, «ахиллесовой пятой» смешанной формы правления является то обстоятельство, что вся система государственной власти замкнута на главное звено — президента, при этом неизбежна чрезмерная зависимость стабильности, устойчивости, эффективности системы от личных качеств и амбиций человека, занимающего высший государственный пост. Преодолеть этот недостаток смешанной республики можно лишь при маловероятном условии благоприятного сочетания основных факторов: сильного парламента, ответственного правительства, независимого суда, подконтрольного президента и политических партий, способных заставить работать механизмы государственной власти на пользу народа, а не олигархической верхушки.
1 См., например: Конституция Французской Республики от 4 октября 1958 г. // Конституции зарубежных государств: учебное пособие / сост., пер., введение и вступительная статья В.В. Маклакова. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2006. С. 54-58.
2 См., например: Австрийская Республика. Конституция и законодательные акты / пер. с нем.; под ред. и со вступ. ст. И.П. Ильинского. М., 1985. С. 57-61.
3 См.: Конституция Республики Болгария от 12 июля 1991 г. // Конституции государств Европы: в 3 т. / под общ. ред. Л.А. Окунькова. Т. 1. М., 2001. С. 381-422; Конституция Словацкой Республики от 1 сентября 1992 г. // Конституции государств Европы: в 3 т. / под общ. ред. Л.А. Окунькова. Т. 3. М., 2001. С. 103-158.
4 См.: Конституция Румынии от 21 ноября 1991 г. // Конституции государств Европы: в 3 т. Т. 3 / под общ. ред. Л.А. Окунькова. М., 2001. С. 51-92; Конституция Республики Хорватия от 22 декабря 1990 г. // Конституции государств Европы: в 3 т. / под общ. ред. Л.А. Окунькова. Т. 3. М., 2001. С. 435-490.
5 Гребенников В.В., Дмитриев Ю.А. Развитие республиканской формы правления на постсоциалистическом пространстве // Государство и право. 2006. № 7. С. 8.
6 См.: Конституция Польской Республики от 2 апреля 1997 г. // Конституции государств Европы: в 3 т. / под общ. ред. Л.А. Окунькова. Т. 2. М., 2001. С. 673-732.
В.В. Полянский
ГАРМОНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ — МАГИСТРАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
В статье анализируются условия, средства и методы гармонизации интересов в целях обеспечения устойчивого развития государственно-организованного общества. Показано определяющее значение гармонизации экономических интересов, прежде всего, отношений собственности для гармонизации в системе публичной власти.
Ключевые слова: публичная власть, устойчивое развитие, интересы, гармонизация, консолидация общества, планирование, средства гармонизации интересов.
© Полянский Виктор Владимирович, 2013
Кандидат юридических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного и административного 182 права (Самарский государственный университет); e-mail: polansky.v@gmail.com
V.V. Polyanskiy
HARMONIZATION OF SOCIAL-ECONOMICAL INTERESTS IS THE MAIN DIRECTION OF CIVIL SOCIETY'S DEVELOPING AND STATEHOOD'S PERFECTION
In the paper conditions, remedies and methods of interest's harmonization are characterized for maintenance of sustainable development of the state organized society. The defining value of economical interest's harmonization, first of all — relations of property for harmonization at the system of public power is shown.
Keywords: public power, sustainable development, interests, harmonization, society's consolidation, planning, remedies of interest's harmonization.
Последние два десятилетия существования российской государственности, определявшей стратегию развития общества в целом, привели к созданию некоторых положительных социально-экономических, политических результатов. Определены начала конкурентной экономики, сформированы предпосылки для возникновения партийной системы (создана ее основа — многопартийность); в сознании населения утверждается идея правового государства как основа воспитания уважения к праву, закону, что, в конечном итоге, должно привести к формированию высокого правосознания, отражающего «экономические и политические потребности и интересы общественного развития»1. Заложены основы формирования гражданского общества. Экономическая идеология и политика пережили узурпаторскую и антигуманную идею потребительского отношения к природным ресурсам России — высшее руководство страны заявило о необходимости развития высоких технологий, машиностроения. Одной из главных ш
е
задач российского государства признана борьба за экологическое благополучие и
как цели устойчивого развития. Предполагаемые трансформации в экономиче- п
ской сфере, заявленные руководством страны, дают надежду на утверждение в О
реальной политике принципов обеспечения справедливости2, равноправия, обще- О
доступности важнейших социально-экономических ресурсов для всех граждан О
государства, создание условий для их достойной жизни, как это установлено |
Конституцией России. Важность идеи устойчивости развития страны подчеркнул В В.В. Путин при вступлении в должность Президента России3. Ставится задача О
гармонизации отношений и интересов во всех сферах жизни общества. ю
В процессе гармонизации отношений, интересов все субъекты управления |
государственно-организованным обществом должны иметь ясные алгоритмы к
своего поведения и, прежде всего, параметры развития государства и общества, а
которые должны быть выражены в тексте развивающегося, совершенствующе- |
гося в соответствии с потребностями общества основного нормативно-правового ||
акта государства — Конституции. К таковым следует отнести основные прин- •
ципы жизни общества, функции государства, конституционные ценности (чело- 99
)
век, его права и свободы, собственность), цели развития государства, механизм ^ влияния на общество и т. д. §
Социально-экономические контексты развития России в глобализирующемся мире в первую очередь ставят цель устойчивого развития государственно-организованного общества как среды и предпосылки сохранения социального мира, прогрессивного развития экономики. В «Основных положениях стратегии устойчивого развития России» отмечалось, что «стратегической целью устойчивого развития России является повышение уровня и качества жизни населения», 183
а «главной внутриполитической целью устойчивого развития должна стать консолидация расслоившегося российского общества»4. Вместе с тем достижение разнообразных целей, диктуемых вызовами современного кризисного развития экономики, разрастания политических конфликтов, в т. ч. обеспечение социальной справедливости, возможно при условии не столько механической консолидации5, сколько на основе гармонизации социально-экономических интересов. Гармонизация указанных интересов должна стать магистральным направлением развития гражданского общества и совершенствования российской государственности. Консолидацию можно рассматривать только как одну из предпосылок, предварительный либо последующий шаг движения к гармоничности отношений в обществе и государстве.
Гармонизация отношений, факторов бытия предполагает системное сокращение различий и увеличение сходства во всем многообразии сторон статуса объектов гармонизации (индивидов, социальных групп — экономического, политического, национально-этнического, культурного и т. д. характера), что не является обязательным в консолидации. При этом процесс гармонизации развивается до определенной меры, которая будет препятствовать возникновению стагнации в социально-экономических и политических отношениях. В частности, гармонизация не должна привести к абсолютному экономическому равенству (прежде всего в объеме собственности), которое ведет к экономической и социальной деградации, застою, упадку и даже дегенерации общества и отдельных индивидов. В этом случае поле гармонизации исчезает, поскольку она возможна при наличии некоторого различия в статусе гармонизируемых объ-а ектов, факторов, отношений, не позволяющих им быть абсолютным тождеством. ? Поэтому противоречат смыслу государственно-общественной гармонизации к как «уравниловка», так и не основанное на адекватном труде, личном вкладе | несоразмерное обогащение отдельных лиц, использование ценностей, получен-I ных в результате эксплуатации материального и интеллектуального ресурса,
1 достояния всего общества исключительно в частных интересах. Именно этим
го
| предопределяется новое осмысление значимости совершенствования экономи-
§ ческих отношений и включение в современные конституции положений о том,
| что «собственность обязывает. Пользование ею должно одновременно служить
2 общему благу» (ст. 14 Основного Закона ФРГ6), об ограничении частной хозяй-° ственной инициативы в пользу общества (ст. 41 Конституции Италии7). Однако « дисгармоничность имеет свои источники, в т. ч. внутреннюю энтропию общества, | которая не позволяет ему быть абсолютно гармоничным.
I В процессе гармонизации государственно-организованного общества необхо-
1 димо сочетание как технологических (формальных), так и сущностных методов
° устранения дисгармоний. К формальным по преимуществу относятся политико-
(Го
¿5 правовые инструменты совершенствования форм реализации публичной власти I (система сдержек и противовесов в разделении властей, избирательная система | с разнообразными приемами допуска населения к выборам государственных, муниципальных органов, должностных лиц и т. п.). Эти инструменты эффективны только в сочетании с сущностными методами, которые реализуются в социально-экономической сфере. К ним в первую очередь относятся обеспечение принципов отношений собственности, формы и методы производства и распределения материальных и иных благ. В противном случае сущностные дисгармонии 184 взрывают, как это бывает в революционные моменты истории, технологические
формы снятия социального напряжения, придания некоторых формальных признаков гармонии системе публичной власти.
В гражданском обществе формируются и удовлетворяются интересы двух существенно различающихся его частей — экономически активных (преимущественно занятых производительным трудом, направленным на получение прибыли за счет использования капиталов — собственных, заемных, в т. ч. государственных и т. п.) и экономически пассивных акторов (преимущественно занимающихся трудом в целях получения средств для физического и интеллектуального существования, т. е. потребления). Интересы этих двух частей населения выступают самыми мощными и социально значимыми факторами взаимодействия социальных групп, конфликтов, ведущих к системно-структурным изменениям, включая коренную ломку социально-экономической и политической систем, смену общественного строя. Политико-правовые манипуляции в партийном строительстве, в избирательных отношениях, установление разрушающих суть прямых форм народовластия ограничений, как, например, в проведении референдума, дают временный эффект и не могут быть основой устойчивого развития, тем более на гармоничной основе.
Общественная результативность гармонизации только тогда позитивна, когда гармонизации подвергаются интересы во всех сферах общественных отношений — экономических, социальных, политических. В каждой из этих сфер есть свои специфические цели, задачи, средства и методы. Конечно, все звенья цепи общественных отношений важны — они есть некая целостность, системное диалектическое единство, но ведущим звеном в этой цепи выступает экономическая подсистема, определяющая сущность общественного строя в целом.
Эффективным средством и методом гармонизации интересов и обеспечения устойчивого развития, оправдавшим себя в разных странах, является социально-экономическое планирование — один из важных способов определения приоритетов и последовательной их реализации в специально заданных количественных и качественных параметрах. Одновременно это способ гармонизации интересов в социально-экономической сфере, поскольку в плане открыто демонстрируются приоритеты государства и гражданского общества, заложены цели деятельности участников социально-экономических отношений, в т. ч. обеспечение социальной справедливости.
1 Фарбер И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. М., 1963. С. 204.
2 Оценивая власть, В. Путин отмечал в своем Послании Федеральному Собранию РФ 12 декабря 2012 г.: «Ответственность за страну формируется не лозунгами и призывами, а когда люди видят, что власть прозрачна, доступна и сама «вкалывает» во имя страны, города, региона, посёлка и каждого гражданина, учитывает общественное мнение. Власть не должна быть изолированной кастой. Только в этом случае создаётся прочная моральная основа для созидания, для утверждения порядка и свободы, нравственности и гражданской солидарности, правды и справедливости для национально ориентированного сознания» // Российская газета. 2012. 13 дек. Как видно, от полного замалчивания принципа справедливости в 90-е гг. прошлого века власть имущие стали открыто говорить о справедливости, правда, не все одинаково ее понимают, и не всегда она связана с социумом в целом - как социальная справедливость.
3 Владимир Путин вступил в должность Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/15224 (дата обращения: 15.01.2013).
4 См.: Основные положения стратегии устойчивого развития России / под ред. А.М. Шелехова. М., 2002. С. 123.
5 Консолидация (от лат. consolidatio — уплотнять, укреплять, сращивать) — в социально-политическом смысле — процесс объединения, укрепления единства и сплоченности социальных и политических сил (людей, социальных групп, политических партий и организаций и т. д.) в целях усиления борьбы за решение общих задач. См.: Болдонов А., Башинова Т., Тармаханов Е. Краткий словарь-глоссарий по политологии. М., 2005. Указанный термин отражает механистичность объединения объектов консолидации, что не может быть устойчивым фактором стабильности и гармоничности отношений в социально-экономической среде.
Консолидацию можно рассматривать только как одну из форм движения к гармоничности отношений в обществе и государстве.
6 См.: Конституции государств Европы: в 3 т. / под ред. Л.А. Окунькова. Т. 1. М., 2001. С. 585.
7 См.: Там же. Т. 2. С. 110.
А.В. Семёнов
ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОСТИ НОРМ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
В статье исследуются проблемы оценки эффективности конституционных норм, ее количественных, качественных параметров и путей повышения их действенности.
Ключевые слова: конституционная норма, система права, конституционное законодательство, конституционное нормотворчество, пути повышения эффективности.
A.V. Semenov
THE PROBLEM OF EFFICIENCY OF NORMS CONSTITUTIONAL LAW
Abstract: the article is devoted to research of problems of evaluation of the effectiveness of constitutional norms, its quantitative and qualitative parameters and ways to enhance their effectiveness.
Keywords: constitutional norm, system of law, constitutional law, a constitutional normsetting, ways to improve efficiency.
Тема эффективности относится к числу наиболее сложных, мало изученных проблем юриспруденции, не имеющих однозначной интерпретации. В конституционном праве этому аспекту не уделяется должного внимания. Поэтому постановка данной проблемы оправдана. Дело в том, что объектом научного интереса выступает эффективность не норм, а форм права.
Следует заметить, что конституционные нормы представляют собой продукт рационализации политико-правовой действительности. Чем выше уровень рационализации таких предписаний, тем меньше в системе конституционного права коллизионных положений. В связи с этим возрастает роль ценностных критериев эффективности конституционных норм, эффективность приобретает качества полезности.
В то же время эффективность конституционных норм не является постоянной величиной. Она может изменяться в зависимости от изменения социальных условий. При благоприятных условиях правовое предписание будет иметь более высокую эффективность, а при неблагоприятных — она будет снижена. Однако существование закона теряет смысл, если он вообще неэффективен. Эффективность предусматривает оценку продуманности политики, проводимой в стране.
Рассматриваемое явление отражает интеллектуальный базис институциональных трансформаций в сфере конституционного права. Поэтому эффективность используют для разрешения проблемы количественных и качественных показателей функциональности системы права. Обоснованность и целесообраз-
© Семёнов Алексей Владимирович, 2013
Кандидат юридических наук, первый заместитель директора (Юридический институт правового администрирования Саратовской государственной юридической академии); е-1гшП: semenov.av07@mail.ru