и быть избранным; включенность каждого гражданина в процесс формирования органов публичной власти; ответственность органов власти на всех уровнях перед населением; профессионализм государственных служащих; обеспечение национальной безопасности, безопасности человека в сфере социально-правовой защиты; активное участие институтов гражданского общества в политико-правовой жизни — все это имеет серьезный потенциал для обеспечения стабильности основ конституционного строя, повышения доверия населения органам государственной власти Российской Федерации и органам местного самоуправления и соответственно повышение эффективности их работы.
1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 г. «Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ» // Российская газета. 2012. 13 дек.
2 См.: Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России: курс лекций: в 3 ч. СПб., 2004.
3 См.: Савин С. Легитимность власти как фактор стабильности современного российского общества // Телескоп: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев. 2003. № 2.
4 См.: Техника манипуляций результатами опросов Левада-центра // Информационный портал: новости, мнения, видео, сообщество. RUSSIA.RU. URL: http://www.russia.ru/news/society/2012/ 11/29/5164. html (дата обращения: 12.12.2012).
5 См.: Легитимность и легальность власти: учебные материалы по курсу политологии // Учебно-методический проект «Хрестоматия по культурологи». URL: http://kulturoznanie.ru/politology/ legitimnost-i-legalnost-vlasti/ (дата обращения: 12.12.2012).
6 Оппозиционный эксперт В. Иноземцев дал интервью Shpiegel // Политическое обозрение: информационно-аналитический журнал. URL: http://www.lawinrussia.ru/node/19 9293 (дата обращения: 12.12.2012).
7 Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2002 г. № 9-П « По делу о проверке конституционности положений статей 13 и 14 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина А.П. Быкова, а также запросами Верховного Суда Российской Федерации и Законодательного Собрания Красноярского края» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 16, ст. 1601.
8 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 50, ч. 4, ст. 6952.
Т.А. Ленкина
ЭВОЛЮЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ (КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)
В статье рассматривается тенденция распространения смешанной формы правления в государствах Европы, усиление концентрации власти в руках Главы государства в России, причины, приводящие к изменению форм правления в современных странах.
Ключевые слова: форма правления, глава государства, парламент, правительство, конституция, республика.
T.A. Lenkina
EVOLUTION OF THE REPUBLICAN FORM OF GOVERNMENT IN THE COUNTRIES OF EUROPE (CONSTITUTIONAL AND LEGAL ASPECT)
The article discusses the analysis of a tendency of distribution of the mixed form of government in the states of Europe, strengthening of concentration of the power in hands of the head of state in Russia, the reasons of change of the form of government.
Keyword: form of government, head of state, parliament, government, constitution, republic.
© Ленкина Татьяна Алексеевна, 2013
Доцент кафедры конституционного и международного права (Саратовская государственная юридическая академия).
Во второй половине ХХ в. в странах Европы начался процесс эволюции республиканской формы правления. Парламентарная форма правления постепенно утрачивает свою доминирующую позицию, возникает новая, т. н. смешанная республика.
Смешанная или полупрезидентская форма республиканского правления впервые была установлена в Веймарской республике по Конституции 1919 г. Через четверть века она прочно обосновалась во Франции после принятия Конституции V Республики и установления прямых выборов главы государства в 1962 г. Конституционное развитие многих стран мира, включая Россию, во второй половине ХХ - начале XXI в. обнаруживает явную тенденцию распространения этой формы правления.
Для смешанной формы правления характерно сочетание признаков парламентарной и президентской республик, приводящее к нарушению логики взаимоотношений органов государственной власти. Так, глава государства, избираемый прямыми выборами без участия парламента, вопреки логике имеет право досрочного роспуска нижней палаты. Правительство, сформированное главой государства на внепарламентской основе, формально ответственно перед парламентом, который вправе выразить ему недоверие. В смешанной республике правительство фактически находится в двойном подчинении парламента и правительства, поскольку именно президент принимает решение об отставке правительства или роспуске парламента в случае разногласий между этими органами государственной власти.
Глава государства формально не принадлежит ни к одной ветви власти и вы-а ступает в роли координатора их взаимодействия1. Он занимает положение «над» ? всеми органами государства и его полномочия распространяются во все сферы К государственной власти — законодательную, исполнительную, судебную. | Смешанная форма правления базируется на идее максимального расширения
1 власти президента, сосредоточения в его руках наибольшего объема дискреци-| онных полномочий путем соединения всех прерогатив главы государства в пре-
го
J зидентской республике с правом досрочного роспуска парламента, характерным
§ для парламентарных форм правления. Основным фактором, вызвавшим к жизни
| смешанную республику, явилась крайняя необходимость сохранения демократи-
2 ческого политического режима в условиях острого социального, экономического ° и политического кризиса. Создатели смешанной конструкции стремились ис-£ пользовать огромные властные полномочия главы государства как инструмент
о 0
| выведения страны из кризиса, преодоления угрозы национальной катастрофы. В 2 Германии эта форма правления просуществовала около 14 лет и не смогла предот-1 вратить установление фашистского режима в 1933 г. Опыт Франции оказался более
0
° успешным, страна преодолела опасность фашистского переворота и вышла из со-§ стояния системного кризиса конца 50-х гг. прошлого века под руководством Пре-
1 зидента де Голля. К началу 90-х гг. смешанная форма правления под воздействием | различных факторов утвердилась в ряде европейских государств — Австрии,
Ирландии, Португалии, Финляндии2. В конце ХХ в. радикальные конституционные реформы были проведены в большинстве стран, ранее входивших в мировую систему социализма. Важнейшим вопросом был вопрос о форме правления. Лишь некоторые страны выбрали парламентарную модель республики. В большинстве государств Центральной и Восточной Европы, в т. ч. и государствах бывшего 180 Советского Союза, была установлена смешанная республиканская форма прав-
ления. Белоруссия, Грузия, Македония, Молдова, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Украина, Хорватия и другие страны предпочли смешанную модель республики. Причина этого очевидна. Исследователи отмечают равные или схожие стартовые условия бывших социалистических стран в части установления формы правления и принципов взаимоотношения ветвей власти. Смешанная форма правления была использована как средство преодоления кризиса, угрозы революции и гражданской войны, необходимости применения радикальных мер стабилизации государственной и общественной жизни. Следует отметить, что под влиянием разнообразных факторов исторического, политического, национального характера смешанная форма правления в этих странах отличается от существующей в России и Франции. Так, в Болгарии и Словакии парламент занимает более сильные позиции, а полномочия главы государства не столь обширны3. В Румынии и Хорватии, напротив, роль президента существенно повышена4. Польша представляет собой пример смешанной республики, в которой роль парламента в государственном механизме «едва ли не столь же значительна, как и роль президента»5. Дуализм власти в этой стране обеспечен системой взаимных сдержек и противовесов, предусмотренной нормами Конституции6.
В первых десятилетиях ХХ1 в. продолжаются процессы распространения и изменения смешанной формы республики. Так, в феврале 2012 г. в Чехии был принят Конституционный закон о введении прямых выборов Президента, что означает переход от парламентарной формы правления к смешанной. Существовавшая в этой стране парламентская республика отличалась более сильным положением главы государства, что, как правило, связывают с личностью весьма популярного в народе первого Президента Чехии Вацлава Гавела. Теперь ш Президент избирается на 5 лет прямыми выборами по мажоритарной системе | абсолютного большинства с голосованием в два тура. Первые выборы прошли а в январе 2013 г. О
Во Франции в 2000 г. была ликвидирована существовавшая с 1958 г. раз- О ница в сроках полномочий парламента и президента, которая способствовала С появлению таких ситуаций, как «совпадающее правление» и «разделенное а
с
правление», радикально влиявших на фактический статус президента и прави- В
тельства. В Конституцию Франции была внесена поправка, сократившая срок О
президентуры до 5 лет. J'
Совершенно иные процессы проходят в Российской Федерации. Несмотря на |
то, что Президент России назначает главу правительства с согласия Государ- к
ственной Думы, п. 4 ст. 111 Конституции РФ позволяет Президенту назначить а
Председателя Правительства по своему усмотрению даже вопреки сопротив- ш
лению нижней палаты парламента. Угроза досрочного роспуска заставляет |
Государственную Думу соглашаться с любой кандидатурой, предлагаемой №
Президентом. Более того, даже «пожертвовав собой», Государственная Дума 99
со
не в состоянии предотвратить назначение на этот пост нежелательного канди- ^ дата. Примеры такой «победы» Президента над нижней палатой парламента 3 истории России известны. Структура центральной исполнительной власти включает в себя Президента и Председателя Правительства. Президент должен вырабатывать общие направления деятельности государства, а на Главу Правительства возложена обязанность проводить в жизнь акты исполнительной власти, осуществлять государственную политику, руководствуясь общими ори-ентациями Президента. Доминирование президентских прерогатив ни у кого не 181
вызывает сомнений. Назначаемый Главой государства и ответственный перед ним премьер-министр не может быть никем иным, как первым помощником Президента. Дальнейшее усиление позиций главы государства произошло в результате принятия поправки к Конституции от 30 декабря 2008 г., в соответствии с которой сроки полномочий Президента увеличены до 6 лет, а Государственной Думы — до 5. Таким образом, созданы предпосылки возникновения ситуации, когда парламентское большинство не будет совпадать с партийным составом Правительства, формируемого Президентом на внепарламентской основе, что может привести к дестабилизации системы государственных органов. Слабым местом, «ахиллесовой пятой» смешанной формы правления является то обстоятельство, что вся система государственной власти замкнута на главное звено — президента, при этом неизбежна чрезмерная зависимость стабильности, устойчивости, эффективности системы от личных качеств и амбиций человека, занимающего высший государственный пост. Преодолеть этот недостаток смешанной республики можно лишь при маловероятном условии благоприятного сочетания основных факторов: сильного парламента, ответственного правительства, независимого суда, подконтрольного президента и политических партий, способных заставить работать механизмы государственной власти на пользу народа, а не олигархической верхушки.
1 См., например: Конституция Французской Республики от 4 октября 1958 г. // Конституции зарубежных государств: учебное пособие / сост., пер., введение и вступительная статья В.В. Маклакова. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2006. С. 54-58.
2 См., например: Австрийская Республика. Конституция и законодательные акты / пер. с нем.; под ред. и со вступ. ст. И.П. Ильинского. М., 1985. С. 57-61.
3 См.: Конституция Республики Болгария от 12 июля 1991 г. // Конституции государств Европы: в 3 т. / под общ. ред. Л.А. Окунькова. Т. 1. М., 2001. С. 381-422; Конституция Словацкой Республики от 1 сентября 1992 г. // Конституции государств Европы: в 3 т. / под общ. ред. Л.А. Окунькова. Т. 3. М., 2001. С. 103-158.
4 См.: Конституция Румынии от 21 ноября 1991 г. // Конституции государств Европы: в 3 т. Т. 3 / под общ. ред. Л.А. Окунькова. М., 2001. С. 51-92; Конституция Республики Хорватия от 22 декабря 1990 г. // Конституции государств Европы: в 3 т. / под общ. ред. Л.А. Окунькова. Т. 3. М., 2001. С. 435-490.
5 Гребенников В.В., Дмитриев Ю.А. Развитие республиканской формы правления на постсоциалистическом пространстве // Государство и право. 2006. № 7. С. 8.
6 См.: Конституция Польской Республики от 2 апреля 1997 г. // Конституции государств Европы: в 3 т. / под общ. ред. Л.А. Окунькова. Т. 2. М., 2001. С. 673-732.
В.В. Полянский
ГАРМОНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ — МАГИСТРАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
В статье анализируются условия, средства и методы гармонизации интересов в целях обеспечения устойчивого развития государственно-организованного общества. Показано определяющее значение гармонизации экономических интересов, прежде всего, отношений собственности для гармонизации в системе публичной власти.
Ключевые слова: публичная власть, устойчивое развитие, интересы, гармонизация, консолидация общества, планирование, средства гармонизации интересов.
© Полянский Виктор Владимирович, 2013
Кандидат юридических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного и административного 182 права (Самарский государственный университет); e-mail: polansky.v@gmail.com