Научная статья на тему 'Гармонизация развития производства и природопользования в речных портах'

Гармонизация развития производства и природопользования в речных портах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧНЫЕ ПОРТЫ / РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВА / ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / RIVER PORTS / THE DEVELOPMENT OF PRODUCTION / NATURAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трунин В. Г.

В статье рассматриваются основные пути согласованного развития производства и природопользования. Показано, что в настоящее время наиболее приемлемыми для речных портов является подход, реализующий стратегию взаимосвязанного управления производством и природопользованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HARMONIZATION OF PRODUCTION AND MANAGEMENT IN RIVER PORTS

The paper examines the main ways the coordinated development and production of natural resources. It is shown that at the present time most suitable for the river port is the approach that implements the strategy of interconnected production management and environmental management.

Текст научной работы на тему «Гармонизация развития производства и природопользования в речных портах»

ГАРМОНИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В РЕЧНЫХ ПОРТАХ

Трунин В.Г., к.э.н., генеральный директор ФАУ «Российский речной регистр»

В статье рассматриваются основные пути согласованного развития производства и природопользования. Показано, что в настоящее время наиболее приемлемыми для речных портов является подход, реализующий стратегию взаимосвязанного управления производством и природопользованием.

Ключевые слова: речные порты, развитие производства, природопользование.

HARMONIZATION OF PRODUCTION AND MANAGEMENT IN RIVER PORTS

Trunin V., Candidate of Economic Sciences, General Director of FSI Russian River Register

The paper examines the main ways the coordinated development and production of natural resources. It is shown that at the present time most suitable for the river port is the approach that implements the strategy of interconnected production management and environmental management.

Keywords: river ports, the development of production, natural resources.

Попытки согласованного развития производства и природопользования предпринимались в СССР еще в 70-х годах прошлого века путем государственного планирования природоохранных мероприятий. Анализ затрат на природоохранные мероприятия в СССР за период 70-х -80-х годов позволяет сделать вывод о том, что основные виды таких мероприятий - очистка сточных вод, очистка газовых выбросов, повторное и оборотное использование воды. В значительно меньшей степени подчинены природоохранным целям развитие и совершенствование технологии производства, о чем свидетельствует соотношение капитальных затрат в различных сферах [1]. Аналогичные соотношения характерны и в настоящее время. Сопоставление затрат на обезвреживание загрязнений окружающей среды и обновление основных фондов речных портов, а также учет того факта, что дальнейшее повышение уровня очистки до требуемого качества среды является весьма дорогостоящим мероприятием, свидетельствуют о настоятельной необходимости совершенствования технологии производства, т.е. воздействия на причины появления вредных веществ в эмиссионных выбросах портов. В связи с этим становится все более очевидной необходимость комплексного подхода к проблеме развития производства и природопользования в речных портах.

Стратегия гармонизации развития производства и природопользования связана с интенсивным и рациональным, научно обоснованным управляемым природопользованием, направленным на удовлетворение потребности человека в результатах производства и чистоте ОС. При этом необходима реализация мероприятий, сдерживающих отведение вредных веществ в количествах, превышающих предельно допустимые нормы; мероприятий, препятствующих истощению природных ресурсов и нарушению естественных процессов их воспроизводства, а также мероприятий, преобразующих природную среду в более продуктивную по ресурсам и более устойчивую к антропогенному воздействию.

Для определения путей достижения этих стратегических целей для хозяйственной деятельности речных портов можно выделить три основных направления развития техники и технологии производства и природопользования. Эти направления могут быть проиллюстрированы схемой взаимосвязей в системе «производство - природопользование» и представлены в виде следующих трех блоков (рис. 1).

Блок 1. «Производство и потребление». Для этого блока характерны целенаправленное изменение структуры потребления, темпов развития производительных сил в увязке с их размещением; развитие эффективных в экономическом и экологическом отношениях технологий производства, основанных на принципах ма-лоотходности и безотходности, малого потребления дефицитных природных ресурсов, малого количества отводимых отходов, вредных для ОС.

Блок 2. «Обработка и утилизация отходов». Для этого блока характерно создание эффективных технологий обработки и обезвреживания отходов с целью возможности их безопасного отведения в природную среду и дальнейшей их утилизации. Последнее направление является главным для создания замкнутых циклов на уровне отдельных портов.

Блок 3. «Природно-антропогенный объект». Для этого блока характерно целенаправленное изменение структуры и свойств

природного объекта для сохранения и улучшения ресурсного потенциала, повышение его устойчивости к антропогенному воздействию в комбинации с реализацией рационального регулирования режимов изъятия природных ресурсов и режимов отведения отходов.

Рассматривая более подробно взаимодействие выделенных трех блоков, можно наметить следующие пути гармонизации развития производства и природопользования в речных портах.

Первый путь связан с совершенствованием управления процессами, протекающими в пределах указанных блоков. Так для первого блока это связано с предотвращением образования загрязняющих веществ за счет создания и внедрения малоотходных и безотходных, энергоэкономичных, экологически чистых технологий. При рассмотрении этих процессов необходимо учитывать три основных момента. Во-первых, безотходная технология предполагает наиболее полное, комплексное использование всех компонентов сырья и энергии. Во-вторых, в настоящее время практически невозможно осуществлять хозяйственную деятельность, абсолютно не образующую отходов. В-третьих, вопрос организации безотходного производства должен решаться не только и не столько в рамках одной конкретной технологии или порта. Это вопрос организации и функционирования территории, территориально-промышленного комплекса, региона. Концепция безотходной технологии носит весьма условный характер, ее реализация - дело будущего. Промежуточным этапом осуществления безотходной схемы является малоотходное производство. В настоящее время достигнуты определенные научные результаты в создании безотходных и малоотходных технологий в некоторых отраслях, однако массового распространения эти технологии не получили из-за технических трудностей и экономических ограничений, поэтому их внедрение остается задачей более далекой перспективы, особенно для речных портов, большинство из которых находятся в трудном финансовом положении.

Для второго блока наиболее перспективным является разработка и внедрение новых методов обезвреживания промышленных загрязнений и создание интегрированных систем обработки твердых, жидких и газообразных отходов. Существующий подход в значительной степени препятствует комплексному рассмотрению проблемы обработки и утилизации отходов, поскольку проблема загрязнения водной, воздушной среды и почв чаще всего рассматривается различными ведомствами. В тоже время в реальных системах, например в системах газоочистки и водоочистки, приходится решать проблему обработки отходов комплексно. Так, например, эффект газо - и водоочистки в целом высок, если решена проблема утилизации осадка (шламов), в противном случае возможно вторичное загрязнение ОС и эффективность очистки резко снижается. Вместе с тем подобный подход предполагает проведение прямых природоохранных мероприятий, которые связаны с достаточно большими финансовыми затратами.

Поэтому природопользователи стараются минимизировать свои затраты на эти мероприятия до определенного уровня загрязнений, который получил название экономически обоснованного допустимого уровня загрязнения [2]. Этот уровень загрязнения ОС соответствует равенству затрат на очистку и затрат, связанных с платой за загрязнение ОС (рис. 2).

Рис.1. Схема взаимосвязей в системе производство - природопользование 1 - природные ресурсы; 2 - вторичные ресурсы; 3 - продукция и услуги;

4 - отходы; 5 - обработанные отходы, поступающие в окружающую среду; 6 - использование природных объектов без изъятия ресурсов.

Сццк Со С б

Уровень загрязнения

Рис.2. Затраты на природоохранную деятельность:

1 - затраты на очистку;

2 - затраты в виде платежей за загрязнение ОС;

3 - суммарные затраты на природоохранную деятельность.

Следует отметить, что экономически обоснованный допустимый уровень загрязнения практически всегда выше нормативно допустимого, поскольку затраты на очистку до уровня ПДК (Зпдк) значительно превышают величину затрат на платежи по загрязнению ОС (Зп) (рис. 2). Как видно, использование прямых природоохранных мероприятий (очистки выбросов) для достижения требуемых норм загрязнения ОС являются экономически не выгодным для природопользователей, что существенно ограничивает практическое применение такого подхода.

Кроме того, достижение экономически обоснованного допустимого уровня загрязнения ОС является задачей, решаемой в основном для крупных предприятий, имеющих для этого финансовые возможности. Известно, что речные порты имеют существенно ограниченные финансовые ресурсы для природоохранной деятельности. Поэтому в их хозяйственной деятельности затраты на платежи за загрязнение ОС всегда превышает затраты на очистку (т. Б на рис. 2), что плохо как с экономической, так и с экологической стороны.

Таким образом, первый путь хотя и возможен, но требует значительных затрат от природопользователей и по этой причине является на данный момент не приемлемым для речных портов.

Второй путь - реализация стратегии взаимосвязанного (комплексного) управления по трем выделенным направлениям (блокам), заключающаяся в обеспечении планомерного достижения установленных целей наилучшим способом в смысле заданного критерия оптимальности. Практическая реализация данной стратегии позволит достичь установленных нормативов качества ОС (т. А на рис. 2) экономически приемлемым для природопользователей способом

по сравнению с изложенным изолированным подходом. На рис. 2 это условно показано стрелкой из т. Б в т. А. Стратегия комплексного управления производством и природопользованием должна основываться на интегрированном критерии оптимальности функционирования природно-промышленной системы. Такой критерий оптимальности может опираться на совокупный эколого-экономи-ческий эффект, который будет универсальным показателем, характеризующим итог функционирования производства с двух сторон

- экономики и экологии. Удовлетворяя требованиям экономики и экологии, данный критерий полностью согласуется с критерием народно-хозяйственной эффективности. Он может быть выражен либо как максимизация эколого-экономического эффекта, либо как минимизация приведенных эколого-экономических затрат.

Второй путь опирается на существующий уровень развития технологии производства и обработки отходов, а положительный эффект может быть достигнут за счет применения эффективных методов и средств управления антропогенной нагрузкой на ОС на основе математического моделирования и современных информационных технологий, что не потребует от природопользователей значительных затрат. По этой причине именно этот путь является наиболее приемлемым для гармонизации развития производства и природопользования в речных портах.

Литература:

1. Народное хозяйство СССР в 1985 г.: Стат. Ежегодник.- М.: Финансы и статистика, 1986 - 655с.

2. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природопользования.

- М.: Аспект Пресс, 1995.-188с.

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛЕВОГО КАПИТАЛА КАК ИСТОЧНИКА ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Нестеров Г.Г., соискатель Международной академии оценки и консалтинга (МАОК)

Статья посвящена проблеме формирования целевого капитала как одного из источников финансирования образовательных услуг. Уделено внимание вопросам расширения спектра источников доходов учреждений высшего образования.

Ключевые слова: образовательные услуги, целевой капитал, источники финансирования образовательных учреждений, сфера образования.

THE TARGET CAPITAL AS A SOURCE OF FUNDING FOR EDUCATIONAL SERVICES

Nesterov G., the competitor, International Academy of valuation and consulting (MAOK)

The article deals with the formation of the endowment as a source offunding of education. Paid attention to expanding the range of sources of income of higher education institutions.

Keywords: educational services, endowment, sources of financing of educational institutions, the sphere of education.

Начиная с последнего десятилетия прошлого века, в России происходят социально-экономические и политические преобразования, имеющие исключительное значение для будущего развития российского государства и его ускоренной интеграции в мировое экономическое пространство. Происходящие изменения обусловили новые формы и масштабы организации сферы образования и науки, которые продолжают трансформироваться от стабильных ко всё менее устойчивым.

По мнению ряда исследователей, государство по-новому интерпретировало свою роль в поддержании рынка образовательных услуг: от доверительных обязательств по поддержке системы высшего образования как общественного блага, обеспечивающего научное, культурное и социальное развитие страны, к определению себя в качестве крупнейшего и значимого заказчика и покупателя образовательных и научных услуг 1.

Государство постепенно меняет правила игры на рынке образовательных услуг, прежде всего, в силу ограничения образова-

тельных расходов 2. Результатом этого стало планомерное сокращение финансового присутствия государства в тех областях, где по объективным причинам имеется возможность перехода от преимущественно бюджетного финансирования к другим источникам.

Сокращение финансирования привело к необходимости диверсификации своей деятельности от расширения спектра источников доходов за счёт новых потребителей университетских продуктов и образовательных услуг.

Меняющаяся внешняя образовательная среда и её внутренняя готовность и способность производить продукт, востребованный владельцами различных ресурсов, создали условия для принятия Закона «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»3, который расширит деятельность по привлечению средств выпускников и частных пожертво-вателей.

Законом определено, что формирование целевого капитала и использование дохода от целевого капитала могут осуществляться

1 Князев Е.А., Дрантусова Н.В. Диверсификация финансирования вузовской науки. М.: Логос, 2007. С. 5.

2 Джорджстоун Б. Сокращение финансирования высшего образования // Университетское управление: практика и анализ. 2002. № 2. С.93-104.

3 Российская газета. 11 января 2007 г. С.13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.