Научная статья на тему 'ГАРМОНИЗАЦИЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА'

ГАРМОНИЗАЦИЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
61
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЕ ЦЕННОСТИ / ХРИСТИАНСТВО / НРАВСТВЕННОСТЬ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кураков Л.П., Егоров А.Ю., Олейник О.В.

В статье рассмотрены актуальные проблемы современности в контексте выступления Президента России В.В. Путина на встрече участников Международного дискуссионного клуба «Валдай» 19 сентября 2013 г. Основное внимание уделено вопросам гармоничного развития общечеловеческих ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HARMONIZATION OF HUMAN VALUES AS A BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF SOCIETY

The article deals with actual problems of modernity in the context of the speech of the President of Russia Vladimir Putin at a meeting of the valdai international discussion club “September 19, 2013 focused on the issues of the harmonious development of human values.

Текст научной работы на тему «ГАРМОНИЗАЦИЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА»

ГАРМОНИЗАЦИЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ КАК ОСНОВА

РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Кура ко в . 1.11., академик Российской академии образования, президент Международной академии общественных наук, д.э.н., професк г Кторов Л.М)., зам. зав. кафедрой экономической теории Института экономики Российской академии наук, д.э.н.. профессор Олеиник О.В.. доктор философии, президент Международного союза экологов, промышленников и предпринимателей.

В статье рассмотрены актуальные проблемы современности в контексте выступления Президента России В.В. Путина на вст[\ -. участников Международного дискуссионного клуба «Валдай» IV сентября 21)13 г Основное внимание уделено вопросам гармонично. > ра ¡вития общечеловеческих ценностей.

Ключевые слова: религиозные ценности, христианство, социогуманизм. нравственность, человеческий капитал

HARMONIZATION OF HUMAN VALUES AS A BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF

SOCIETY

Kurakov L., academician of the Russian Academy of education. President of the International Academy of social sciences, doctor of

economic sciences, professor

Egorov A., deputy head chair of economic theory at the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences, doctor of economic

sciences, professor

Oleynyk O.. Doctor of Philosophy. President of the International Union of environmentalists, industrialists and entrepreneurs

The article deals with actual problems of modernity in the context of the speech of the President of Russia Vladimir Putin at a meeting ot tke valdai international discussion club "September 19. 2013 focused on the issues of the harmonious development of human values.

Keywords: religious values, Christianity, sociogumanizm. morality, human capital.

В сентябре 2013 г. в Нижегородской области прошла юбилей-пая, десятая, встреча участников Международного дискуссионного клуба «Валдай». Известные политики, политологи, социологи, философы, журналисты, литераторы, общественные деятели России и многих зарубежных стран собрались, чтобы обсудить экономические и социальные вопросы, относящиеся, в частности, к проблеме развития общест венных отношений на гуманистических принципах, попытаться а|к>рмулировать национальную идею новой России, отказавшейся два десятилетия назад от советско-коммунистической доктрины и атеистического духа.

11а одном из пленарных заседаний клуба, 14 сентября, выступил Президент России B.Ii. Путин, который ответил на многочисленные вопросы, проанализировал ряд глобальных проблем, от решения которых зависит фор-мированне современного миропорядка, отражающегося на судьбах не только всего человечества, но и каждой отдельной личности. В В. Путин особо подчеркнул, что процесс девальвации человеческой жизни становится все заметнее, а в общественных и личных отношениях игнорируются вековые базовые ценности.

Выступление В.В. Путина произвело на членов Клуба «Валдай» большое впечатление. Президент предстал перед ними не только как выдающийся политик и государственный деятель, но и как глубокий мыслитель, обладающий обширными знаниями в различных отраслях: философии, права, истории, религии, обществоведении, экономики, социогуманитарных дисциплин, литературы, свободно ведущий дискуссию в аудитории высокопрофессиональных специалистов.

Он кратко н весьма торазно охарактернзоват общественные отношения в некоторых западноатлантических странах, претендующих на роль лидеров в формировании идеологии современного развития мирового сообщества, которые ошибочно полагают, что в силу какой-то особой своей исключительности имеют на это право. В связи с этим он выразил сомнения, надо ли брать пример с этих стран, несмотря на то. что они, бесспорно, достигли выдающихся успехов в экономике и культуре.

Наряду с этим на Западе формируется мнение, что XX век был неким итогом почерпавший себя цивилизации, п ncirrpe которой был нравственный человек. Именно поэтому, по словам В.В. Путина, там и пытаются уровнять в правах людей, состоящих в однополых браках, с супругами в традиционных семьях, «веру в Bora и веру в сагану». «Люди во многих европейских странах стыдятся и боятся говорить о своей религиозной принадлежности, праздники даже отменяют или называют их как-ro по-другому, стыдливо пряча саму суть этого праздника, и этот момент пытаются агрессивно навязывать всем.

всему миру», отметил Путин. Эксцессы по.игткорректности до\ -дят до того, что всерьез говорится о регистрации партий, ставяшп своей целью пропаганду педофилии. Это прямой путь к деградации н глубокому демографическому кризису'.

Формы социальных отношений между людьми могут быть са-мыми разнообразными, и В.В. Путин не выступал за навязывание кому бы то пи было стереотипов поведения. Он лишь напомнил, чт нетрадиционные семейные пары не вписываются в рамки хрнепш ской морали, а демографическая обстановка в западных странах Спи -ка к кризису.

«Без ценностей, заложенных в христианстве. - подчеркнул В.В • fly-тин. и других мировых религиях, без формировавшихся п..\>-челетнями норм морали и нравственности люди неизбежно утратг-человсческое достоинство. Мы считаем естественным и правильны* эти ценности отстаивать. Нужно уважать право любого меньшинства на отличие, но и право большинства не должно быть постанл.-но под сомнение».

С' разъяснениями позиции В.В. Путина по этой проблеме высту пил председатель Государственной думы С. Нарышкин на заседани • Европейского парламента I октября 2013 г.: «В нашей стране, со-зал он, все граждане имеют одинаковые права н свободы, никто .-преследуется за стремление создать однодольный союз. Законом ian решается лишь пропаганда таких отношений в молодежной ерезе поскольку они противоречат христианской морали, привержешич* которой являются большинство граждан нашей страны».

11егатнвпые черты в общественных отношениях, складывающиеся в современном мире, возникают не на пустом месте. Они отражают те процессы, которые превалируют в большинстве стран, в » -торых торжествует, гак называемая, рыночная экономика. Духовн!.» вакуум, культ материальных ценностей, прагматический расчет, усиление прагматизма деформируют поведение людей, толкают и\ . извращенным проявлениям.

«Сформулированный либеральными экономистами закон р.. возвышающихся потребностей, - пишут известные ученые xaiui -дат химических и доктор геолого-минералогических наук B.C. Го.т бев н директор национального центра глобального ннформацнош: -го управления О.В. Олейник, является обратной связью, котори разрушает изнутри любую систему... Мир болен. Его поразила С»> лезнь голого материализма. Мир переживает острый социокультурный кризис кризис человека и модели развития... Ценности се:: -огуманизма во многом соотносятся с религиозными ценностями» [

Положение о необходимости обращения к христианским nemi -стям было основополагающим в выступлении В.В. Путина на г эе-нарном заседании Клуба «Валдай».

1 Здесь и далее выступление В.В. Путина цитируется по материалам Российской газеты (2013. 20 сент.).

Религиозные ценности всегда находились в центре внимания в размышлениях о судьбах мира великих русских философов тех, кого по указанию В.И. Ленина в 1920-х годах, на так называемом «философском пароходе» выслали из страны в вынужденную эмиграцию за несогласие с утверждением марксистов о предопределенности, однозначной детерминированности, социализма, как одного из обязательных этапов в развитии человеческого общества, а также пропаганду религиозных учений. Одним из них был П.11. Милюков, историк, философ, до революции 1917 г. общественный и государственный деятель, утверждал, что «религия и государство - суть формы социального общения. Они являются самыми яркими признаками или символами того общества людей, которые ими объединяю гея... Вместе с языком и национальной культурой религиозные ценности всегда и везде давали самые ранние, самые прочные точки опоры» [2].

Роль религии в жизни России в разные исторические периоды складывалась неоднозначно. Было время, когда церковь выступала противником сближения России с западными странами, осуждала всю западную кульгуру. обличая ее как «латинство», проявляла нетерпимость к другим конфессиям, в просвещении насаждала схоластику, вела непримиримую борьбу за признание приоритета религиозного мировоззрения. Но все это кануло в Лету. Церковь всегда и настойчиво служила делу укрепления российской государственности во всех ее проявлениях.

Если говорить современным языком, пионером христианизации Руси, несомненно, являлась княгиня Ольга, объявившая в 955 г. желание креститься в христианскую веру, предполагая сделать ее государственной религией. Уже в сентябре 957 г. она прибыла в Константинополь на встречу с императором Константином в сопровождении священника Григория. Окончательное официальное решение о принятии христианства как государственной религии произошло в 9X8 г. при князе Владимире, совершившего акт крещения княжеской семьи и княжеской дружины. В больших городах население крестилось в реках добровольно или по настоянию властей.

11есмогря на то, что еще в ХШв. и в более поздние даты в части населения были распространены языческие верования. Киевская Русь, как и многие другие европейские государства уже значилась в числе христианских.

К этому можно добавить слова выдающегося ученого-физика, лауреата Нобелевской премии, великого гуманиста А.Д. Сахарова: «В странах Западной Европы обеспечены не виданные в истории человечества уровень и качество жизни, произошли большие сдвиги в социальных областях... Эти сдвиги, как я считаю, базируются на развитии материального производства, на огромных достижениях науки и техники... Но не меньшую роль играют идеи социальной справедливости, прав человека, демократии, проникшие в человеческое сознание из христианства и других религиозных учении» [3].

В советский период истории Отечества против религии велась ожесточенная борьба. Поборники агрессивного атеизма не ведали или сознательно игнорировали то обстоятельство, что именно христианство. окончательно укрепившееся в Киевской Руси, и организация повсеместно христианской церкви, служили прекращению борьбы между различными укладами и являлись энергетическими проповедниками во время прогрессивного феодального способа производства. способствовали скорейшему отмиранию пережтгтков родового строя, основанного на рабовладении. Духовенство проводило в жизнь установления феодального права в стране, жившей патриархальным бытом. Церковь поощряла применение в зодчестве новых архитектурных форм, заимствованных у греков, оказывала влияние на развитие ремесел, просвещения, церковной и светской литературы. живописи, содействовала установлению культурных связей с западноевропейскими государствами, проникновению в страну складывавшихся там профессивных элементов в производстве и культу-рс.

Церковь имела широкие судебные права. Устав князя Владимира Святославича дал церкви монопольное право судить по делам о разводах, супружеской неверности, насилиях над женщиной, кровосмешениях. решать споры об имуществе между супругами н наследстве между детьми. ">тпм было положено начало укреплению среди населения правопорядка и в определенной мере равенства между людьми перед Богом, что было одной из главных составляющих вероучения.

Вдумчивые и ответственные советские ученые открыто говорили о благотворном влиянии церкви на развитие страны. Выдающийся советский историк, член-корреспондент Академии наук СССР,

действительный член Академии педагогических наук РСФСР С'.В. -Бахрушин, вынужденный по известным обстоятельствам пропагандировать марксистско-ленинское понимание исторических процессов. в работе «К вопросу о крещении Киевской Руси» писал: «11сре-ход в христианство имел, объективно говоря, очень большое и. несомненно. прогрессивное значение. Те исследователи, которые в сохранении языческих верований в народных массах хотели видеть доказательства ничтожной роли крещения, мало вникали в исторические факты в их совокупности. Из-за домовых и леших они не замечали тех крупных процессов, которые происходили в стране» |4|.

Слова Бахрушина о недопустимости ставить знак равенства между язычеством и христианством, но всему видно, относились к Б.А-. Рыбакову - также советскому историку и общественному деятелю, академику Академии наук СССР, основные научные труды которого были посвящены истории Древней Руси, ее ремеслам, кулыуре. языческим верованиям Рыбаков угверждал: «Христианство отличалось от язычества не своей религиозной сущностью, а той классовой идеологией, которая наслоилась за тысячу лет на примитивные верования. уходящие корнями в такую же первобытность, как и верования древних славян или их соседей.

Христианские миссионеры, шедшие к славянам или чернецам, не приносили с собой ничего принципиально нового: они несли лишь новые имена для старых богов, несколько иную обрядность и значительно более отчетливую идею божественного происхождения власти и необходимости покорности ее представителям. Мировоззрение же миссионеров не отличалось от мировоззрения языческих жрецов, колдунов и знахарей... Клерикальные историки резко противопоставляют христианство язычеству и обычно делят историю каждого народа на два периода, считая рубежом принятие христианства: дохристианские времена они называют веками мрака, когда народы пребывали в невежестве, христианство же будто бы пролило свет на их жизнь» [5J.

Эти слова ничем не отличаются от утверждении авторов «Краткого философского словаря» 1941 г., несомненно, выполнявших социальный заказ: «эксплуататорская сущность христианства, его учение о божественном происхождении власти сделали его выгодным для правящих классов» [6. с. 302].

Религия явление многоплановое и многозначное, прямолинейные характеристики здесь не могут иметь места. Одно из непреходящих исторических значений религии заключается в формировании ею сознания единства людей, относящих себя к той или иной конфессии. признающих незыблемыми традиционные ценности, неукоснительное следование которым помогает сохранять это единство, выживать в суровой действительности.

Религия участвует в развитии цивилизации опосредованно, воспитывая человека уважать и любить окружающий мир, творить добро, не причинять зла другим, не глумиться над природой, животным и растительным миром. Тем самым останавливается рука, занесенная над жертвой.

Религия учит патриотизму, семейственности, трудолюбию, состраданию к обездоленным, убеждает людей, что за содеянное добро они непременно будут возблагодарены. Без религии, без веры в ее основополагающие ценности человечество не выжило бы в противостоянии с природными катаклизмами, шидемиямн болезней, уносящих миллионы жизни. Религия наполняет человека оптимизмом.

О религии н ее роли в обществе писали и говорили не мало. Лучшие умы посвящали этой теме свои выдающиеся труды. В них не только утверждалось позитивное значение религии, но и отвергалось за ней будущее.

Локк, Монтескье, Паскаль. Вольтер, Дидро. Гольбах, Руссо, другие философы-просветители вели непримиримую борьбу с религиозной идеологией. Австрийский ученый Зигмунд Фрейд, внесший большой вклад в развитие психоанализа, считал религию особой формой коллективною невроза и полагал, что чем больше людей будет приобщаться к знаниям, тем шире будет распространяться отход от религиозной веры.

Между гем, несмотря на огромные достижения науки и техники. открытие основополагающих законов природы, проникновение в далекие углы мироздания, религия не только не ухолит в прошлое, но приобретает все большую актуальность. Мировоззрение миллионов людей формируется идеями, образами, смыслами религии, отвечающими их духовной потребности, чувствам и переживаниям.

Самый объективный судья время. Оно все расставляет по своим местам. И, видимо, был прав один из самых известных теологов-модернистов Нового времени Ганс Кюнг. утверждавший в своей книге

«Религия на переломе веков», что «сегодня, если не все, то, по крайней мере, образованные люди среди презирающих религию должны открыто признать, что ожидавшегося, по прогнозам Фейербаха, Маркса. Ницше, Фрейда отмирания религии в пору позднего модерна не произошло. Религия снова живет и в западном, и в восточном обществах. Если все происходящее не обманывает нас, то сегодня процесс нового открытия религии в самом разгаре. Это заключение справедливо п для стран "третьего", "второго" и "первого'мпров, и для христианства, и для нехристианских религий. Переход к модерну ни в чем не проявляется так отчетливо, как в возвращении религиозного начала» [7].

В свете сказанного становится понятной та высокая оценка, какую дал В.В. Пугин религиозным ценностям.

Одной из основополагающих базовых христианских ценностей. упомянутонВ.В. Путиным в выступлении на пленарном заседании Клуба «Валдай», является нравственность, пренебрежение которой, как и других христианских ценностей, по словам В В. Путина, «неизбежно приводит к утрате человеческого достоинства».

Генерал Л.И.Деникин, возглавлявший Белое движение на юге России, выступая на заседании Поместного Собора в Ставрополе летом 1919 г., назвал пленением церкви то гонение, которое развернули на нее большевики, п высказал уверенность, что будет время и русские люди вновь придут к православию.

Предвидение Деникина сбылось, 21 ноября 2009 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ответил на вопросы корреспондентов телевизионного канала «Россия-1» о роли церкви на современном этапе исторического развития страны. По его словам, она вышла из долгих лет атеистического пленения. I larpnapx Кирилл также сформулировал свое видение роли нравственности в жизни общества: «I (равственность есть условие выживания человеческого общества. Мы должны понимать: нравственность есть непременное условие человеческого счастья и непременное условие выживания социума. Л почему так? А потому, что Бог гак пожелал. Мы можем делать все. что угодно. Мы можем признавать присутствие Бога или его отрицать. Мы можем признавать объективное значение нравственности или ухмыляться по этому поводу. Сам по себе нравственный закон, как и закон тяготения, от этого не изменится и не исчезнет. Только нужно понять (я уже об этом как-то говорил). что если мы игнорируем закон тяготения, мы голову разобьем. Точно так же мы разбиваем жизнь, игнорируя нравственный закон. И если кто-то потребляет только ту продукцию, которая располагает его на жизнь в соответствии с инстинктом, то должны быть в обществе, как и в семье, разумные люди, которые скажут: '"Это опасно: ты еще до конца не понимаешь, насколько это опасно. Раскрепощение инстинкта это путь в погибель"» [X].

Нравственность - духовное основание существования народа. Она не может подразделяться на нравственность общественную и нравственность личную. Нравственность абсолютная. Ее определение. весьма интересное на наш взгляд, дал известный ученый-философ. главный редактор журнала «Интегральная педагогика», бывший в свое время членом Комитета по образованию, науке и культуре Совета Федерации Федерального Собрания РФ В Н. Мурашов: «Нравственность высшая позитивно-волевая форма социальной духовности, как внутренне-внешнее выражение свободы воли. 11рав-ствснный дух народа - субстанция социальной жизни. Она отражает соотношение духовности народа с уровнем развития жизни общества и качеств;! образования. Воля, адекватная нравственной субстанции - нравственная обязанность. Нравственная воля порождает добродетель как дух личности, проникнутый нравственностью.

В качестве непосредственного духа нравственная субстанция существует в форме семьи. В качестве самостоятельных лиц. организованных в определенную формальную всеобщность, она представляется в форме гражданского общества. В качестве самостоятельной субстанции, развитой в свободную целостность мира, созданного самим духом, она - государство - завершенная форма духа»

[9].

В свете этого определения становится ясным, почему Президент страны В В. Путин и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл так много внимания уделяют вопросам нравственности.

В других мировых религиях базовые ценности мало чем отличаются от таковых в христианстве. Социально-гуманистическая направленность ислама сделала его привлекательным и жизнестойким, таковым он остается на протяжении полутора тысяч лет, вносит огромный вклад в развитие мировой цивилизации. В России более 20 миллионов мусульман это больше, чем в некоторых мусульманс-

ких странах. В их среде все больше распространяются идеи о веч-.н танин подрастающего поколения на принципах, содержащихся » Коране. Они против заимствования моральных ценностей, распространяющихся ныне в западных странах, о которых говорил В.В П\-тин. противостоят разлагающему воздействию того худшего, что е.—. на Западе.

В нашей исторической памяти существует иное осмыслена: понятия «нравственность», служившего оправданием беззапжн« . насилия. «Наша нравственность подчинена интересам классовой борьбы пролетариата. - писали авторы "Краткого философского i -варя", изданного в 1941 г.,-с точки зрения морали нравственно лишь то. что способствует уничтожению старого мира, что укрепляет . циалистнческий строй»[10.с. 177]. Отсюда нравственным считало® уничтожение сотен тысяч ни в чем неповинных людей под лозунгов борьбы с врагами социализма, защитниками старого мира, а такте заключение в места лишения свободы миллионов узников, в чг_ е которых было немало выдающихся людей. Достаточно вспомтг» Ландау, Вавилова. Флоренского, Мандельштама. Туполева. Меи—-хольда. Бабеля...

Обращало на себя внимание то обстоятельство, что. выступая а пленарном заседании Клуба «Валдай» 19 сентября 2013 г.. В.В Г -тин, по существу, обошел молчанием экономические вопросы. .. я не считать предупреждение руководителям Украины о серьетнк» экономических провалах, с которыми неизбежно столкнется >та с-гл-на в случае от каза от вступления в Таможенный союз трех страя -России. Белоруссии. Казахстана - и присоединения к Европейская союзу. «Они будут с внутреннего украинского рынка выдавливал товары украинского производства. Куда? К нам. И вот это создает проблемы. Москва уже предупредила Киев, что будет вынуждай каким-то образом защищать свой рынок. Мы заранее прямо и честчш говорим об этом, чтобы потом нас не упрекали, что мы кому-го истаем или подвергаем сомнению суверенное право принимать ре._< ниеоеоюзе». - предупредил В.В Путин.

При этом он отмстил, что Украина как независимое государе-«, обладает суверенным правом выбирать союзников.

Ограничившись небольшим замечанием по поводу эконом; .. . кнх проблем Украины. В.В. Путин обратился к социологическая проблемам, общественным отношениям, показа тем самым. 4Ti • s j-имосвязь человека с окружающим его миром далеко не всегда < ■ т---ничивается экономическими потребностями и для него неприемлемо утверждение материалистического учения К. Маркса о том. — «бытие определяет сознание».

«Бытие общественное. - указывалось в "Кратком фнлоеофсяои словаре", изданном в 1941 г., - это совокупность условий матерщиной жизни общества, определяющая общественное сознание лкхзе* С точки зрения диалектического материализма бытие - нерв; — сознание вторично, оно есть отражение материи... Обществе-мае бытие способ производства материальных благ: пищи, олс * жилища и т.д. является первичным, определяет общественное знание, духовную жизнь общества... Маркс распространил днхкя-тический материализм на область общественных явлений, oiv.ts^. что общественное бытие, способ производства материальных б jr определяет общественное сознание. Это было величайшим откл* тием»[6, с. 26. 199].

Это утверждалось вопреки тому обстоятельству, что на up -»■ женин тысячелетий, несмотря на то, что коренным образом вменялся способ производства материальных благ, неизменным при -j-вались такие главные человеческие достоинства как могушес-ia. знания, мудрость, любовь, доброта, человечность, справедлив-умеренность, духовность и другие слагаемые человеческого о пня.

Русские религиозные философы, и среди них упомянутый П.II. Ми-люков, отказывались выводить духовное из материал! > го. равно как и противопоставлять одно другому. Милюков спргасж-ливо отмечал, что отношение человека к окружающей его среде е ограничивается одною только экономической потребностью. "В -о-ловсчсской психике отношения эти являются настолько уже дифференцированными, что историку приходится отказаться от всякой » дежды свести все их к какому-то первобытному единству. Ем> ост®, ется лишь следить за параллельным дифференцированием ных сторон человеческой натуры» [11].

Милюков утверждал, основываясь на анализе историчо-кг* развития человечества, что эволюция так называемых «духое> потребностей подчинена собственной логике развития и не завиаШ от изменений в удовлетворении экономических потребностей. • Г> -

цесс, которым развивалась совесть и мысль русского народа в существе своем воспроизводит те же черты, какими этот процесс характеризуется в других местах и в другие времена истории» [II].

Выдающийся отечественный философ Г.Г. Шпет (1879-1937). одна из многочисленных жертв сталинских репрессий, специалист в области этнической психологии, размышляя о соотношении материального и духовного, пришел к выводу, что материальное определяет сознание не каждого отдельного индивида, а коллектива. Развитием материальной жизни общества, по убеждению Шпета. можно объяснить лишь развитие коллективно душевной силы. Ссылаясь на труды Г.В. Плеханова, Л.И. Аксельрода, II.И. Бухарина, других пропагандистов учения К. Маркса об историческом материализме. Шпет говорит, что указанные авторы в своих исследованиях объясняют духовную культуру и душевный строй коллектива из развития материальных сил общества, а не отдельного индивида [12].

Сознание человека, рациональное восприятие им окружающего мира определяются не изобилием материальных благ им приобретенных. а такими гуманитарными ценностями, как здоровье, образование. мораль, семья, гармоничный образ жизни, восприятие научного и культурного прогресса человека. Они является приоритетными по сравнению с материальными ценностями, хотя при этом не умаляется значение и роль последних в формировании удовлетворенности жизнью.

■Заблуждением является и признание таких либеральных приоритетов как власть, слова. Свое отношение к ним В В. Путин выразил исчерпывающе откровенно: «Совсем недавно, год назад, были выборы. и подавляющее большинство граждан России проголосовали за вашего покорного слугу... Это не значит, что нужно всем почивать на лаврах, это значит, что всем, и мне в том числе, нужно совершенствоваться. II институты надо совершенствовать. Мы так и делаем. Россия заслуживает лучшей по качеству власти вообще».

В.В. Путин обратил внимание членов Клуба «Валдай» и на такую важную проблему как подготовка специалистов новой генерации: «современных, понимающих страну, в которой они живут, имеющих ясное представление о путях ее развития». Иными словами, сегодня становится главным рост качества человека, совершенствование человеческого капитала.

«Развитие человека естественно и закономерно. Оно обусловлено свойством самосохранения жизни при изменяющихся условиях среды обитания, вызванных как внешними (экзогенными), так и внутренними (эндогенными) факторами»! I, <-'• 9].

По сохранение жизни это лишь одна, может быть, наиболее важная составляющая процесса становления личности. Иные, не менее важные составляющие этого процесса воспитание и образование на новом качественном уровне, при неразрывной связи науки и искусства. Коммуникация науки и искусства, друг ими словами -творчество должно присутствовать в любом воспитательном и образовательном процессе. В точке соприкосновения должны находиться биология, химия, физика, нанотехнологин, робототехника, другие отрасли научного знания и искусство, помогающее художественно-эстетическому осмыслению научно-технических изысканий, нахождению возможных путей решения сложнейших технологических задач.

В сентябре 2013 т. в Москве прошел фестиваль «Сознание», организованный МГУ имени М.В. Ломоносова и Центром инновационного развития Москвы, рассмотревший проблемы научного искусства. 11а фестивале была поставлена задача создать платформу научного искусства, которая способствовала бы обеспечению плодотворного сотрудничества художников и ученых и вывести интеграцию науки и искусства на новый качественный уровень. Художники, искусствоведы. биологи, философы, представители других отраслей знаний, направленных культуры решали какое место отведено новым технологиям в мире и какая роль при этом принадлежит искусству.

Благотворное влияние на конечный результат коммуникации науки и искусства - это открытие не сегодняшнего дня. Достаточно вспомнить Леонарда да Винчи - гениального живописца, скульптора. архитектора, бывшего ученым и инженером. Леонардо да Винчи представляет собой образ гармоничного человека, отвечающего самым высоким требованиям гуманистических идеалов. Как художник он создал непревзойденные шедевры живописи и ваяния, а как ученый и инженер обогатил проницательными наблюдениями почти все области науки своего времени, создал проекты механизмов совершенных по форме и технологической мысли. Сегодня они получили бы название «интеллектуальный продукт».

Дефицит высококвалифицированных кадров в нашей стране

настолько повсеместен, что приобрел глобальный характер. Между тем трудовые ресурсы остаются одним из важнейших элементов социально-экономического потенциала страны. Надо полагать, что именно поэтому В В. Путин счел необходимым, хотя и кратко, остановиться на вопросе подготовки кадров, отвечая на вопросы тех, кто присутствовал на пленарном заседании Клуба «Валдай».

Трудно выделить из выступления В В. Путина что-либо одно -особо значительное. Все сказанное им касалось самых актуальных проблем как внешней политики, так и внутрироссийских дел.

Нет сомнений, что аналитики, как отечественные, так и зарубежные. еще долго будут обращаться к выступлению главы Российскою государства, находгггь в нем ориентиры для творческой и практической деятельности, задумываясь над каждым сказанным им словом. находя все новые н новые важные для себя смыслы в казавшихся когда-то. на первый взгляд, простых положениях.

Из выступления В.В. Путина можно сделать вывод: Россия и впредь будет развиваться как государство с регулируемой рыночной экономикой и общественными отношениями, основанными на гармонизации общечеловеческих ценностей, положительная роль которых в становлении личности неоспорима, подтверждена тысячелетиями развития современной цивилизации.

11о здесь следует подчеркнуть, что «навязывание человеку религиозных чувств или каких бы то ни было мнений недопустимо, об этом писал в свое время известный русский лингвист, литературовед и знаток этнической психологии Д.Н. Овсянико-Куликовскнй: «Ни государство, ни человек, ни общество, ни сама церковь не имеют права вторгаться в интимный мир личности» [13].

К религиозному миросозерцанию и духовности человек проходит самостоятельно в силу своего воспитания, образования и жизненного опыта. 11ельзя допустить такого положения, как когда-то коммунистическая идеология навязывалась силой. Это прекрасно понимают руководители страны и религиозные пастыри.

Поколение ныне живущих граждан, испытывавших на себе мощное воздействие атеистической пропаганды, далеко не все одобряют воспитание религиозных чувств, которые, как они утверждают, не только не соответствуют, но прямо противоречат научно-техническим открытиям, которыми был наполнена многовековая история человечества. Но речь идет не о подмене научных знании религиозными догмами, а более тесном сотрудничестве с религиозной культурой в деле воспитания молодежи и освобождении от тех пороков, которые получили столь широкое распространение.

Литература:

1. Голубев B.C.. Олейник О.В. Будущее мира. Международная соцногуманитарная программа. М.: Русский научный клуб. 2012. -С. 5-7.11.

2. Милюков П.П. Интеллигенция и историческая традиция // Вехи. Интеллигенция России: сб. ст. 1909-1910. - М.: Молодая г вардия, 1991.-С. 344-345.

3. Сахаров А.Д. Тревоги. Надежды. - М.: Интер-Всрсо. 1990. С. 175.

4. Бахрушин C.B. К вопросу о крещении Киевской Руси // Христианство и Русь: сб. ст. М.: Наука, 19X8. - С. 33.

5. Рыбаков Б.А. 11ачальные века русской истории // Христианство и Русь: сб. ст. - М.: Наука. 1988. С. 22-23.

6. Краткий философский словарь / под ред. М. Розснталя, П. -Юдина. М.: Госполитиздат, 1941. - С. 302.

7. Кюнг Г. Религия на переломе веков // Мировое дерево. М.: Изд-во РГГУ, 1003. - С. 73.

8. Интервью Святейшего Патриарха Кирилла для программы «Национальный интерес» (телеканал «Россия») [Электронный ресурс! Н Русская Православная Церковь: офиц. сайт Московского Патриархата. - URL: http://www.patriarchia.ru/db/texi/950675.html.

9. Мурашов В.И. Идея духовности. - М: Гелиос АРВ. 2000. - С.

32.

10. Краткий философский словарь / под ред. М. Розснталя. П. Юдина. - М.: Госполитиздат. 1941. С. 177.

11. Милюков П.П. Очерк но истории русской культуры: в 3 т. -М.: Прогресс-Культура, 1994. Т. 2. ч. I. - С. 12.

12. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию // Соч. - М.. 1989. - С. 552-553.

13. Овсянико-Куликовскнй Д.Н. Воспоминания // Овсяннко-Кулнковский Д.Н. Литературно-критические работы: в 2 т. - М.: Худ. лит.. 1989. - Т.2. - С. 481.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.