Научная статья на тему 'Феномен русского религиозного философа И. А. Ильина'

Феномен русского религиозного философа И. А. Ильина Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
62
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
RUSSIAN RELIGIOUS PHILOSOPHY / TRADITIONAL VALUES / NATIONAL AND CULTURAL IDENTITY / ORTHODOX

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Финько М.В.

Appeal to the creative heritage of the great Russian philosopher I.A. Ilyin in the search for ways and means are necessary for the protection of our traditional spiritual values ​​due to the indisputable fact that in his writings he used the other was able to feel the same underlying trends that determine the development of European civilization in the XXI century: the crisis of culture, cultural and national identity, disbelief, devaluation traditional spiritual values, spiritual break with the past, erasing the criteria of good and evil, the contradictory development of a multipolar world. As the current events take place in Western Europe and the former Soviet Union, the negation of values, rejection of them as a unifying principle in the XXI century for the modern world order is becoming one of the most dangerous manifestations of destructive forces and painful for the destruction of nations: cultural, spiritual, philosophical.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Phenomenon of Russian religious philosopher I.A. Ilyin

Appeal to the creative heritage of the great Russian philosopher I.A. Ilyin in the search for ways and means are necessary for the protection of our traditional spiritual values ​​due to the indisputable fact that in his writings he used the other was able to feel the same underlying trends that determine the development of European civilization in the XXI century: the crisis of culture, cultural and national identity, disbelief, devaluation traditional spiritual values, spiritual break with the past, erasing the criteria of good and evil, the contradictory development of a multipolar world. As the current events take place in Western Europe and the former Soviet Union, the negation of values, rejection of them as a unifying principle in the XXI century for the modern world order is becoming one of the most dangerous manifestations of destructive forces and painful for the destruction of nations: cultural, spiritual, philosophical.

Текст научной работы на тему «Феномен русского религиозного философа И. А. Ильина»

ФИЛОСОФИЯ

УДК 101 М.В.Финько

доктор философских наук, профессор

Донской государственный технический университет г. Ростов-на-Дону. Россия mvfinko@mail. ru

ФЕНОМЕН РУССКОГО РЕЛИГИОЗНОГО ФИЛОСОФА

И.А. ИЛЬИНА

[Finko M.V. Phenomenon of Russian religious philosopher I.A. Ilyin]

Appeal to the creative heritage of the great Russian philosopher I.A. Ilyin in the search for ways and means are necessary for the protection of our traditional spiritual values due to the indisputable fact that in his writings he used the other was able to feel the same underlying trends that determine the development of European civilization in the XXI century: the crisis of culture, cultural and national identity, disbelief, devaluation traditional spiritual values, spiritual break with the past, erasing the criteria of good and evil, the contradictory development of a multipolar world. As the current events take place in Western Europe and the former Soviet Union, the negation of values, rejection of them as a unifying principle in the XXI century for the modern world order is becoming one of the most dangerous manifestations of destructive forces and painful for the destruction of nations: cultural, spiritual, philosophical.

Key words: Russian religious philosophy, traditional values, national and cultural identity, Orthodox.

В начале девяностых годов прошлого столетия интерес к творчеству известного русского философа И.А. Ильина был настолько высок, что многие представители академического сообщества считали, что пройдет время и после изучения, обсуждения его основных идей и работ, в том числе и на уровне диссертационных исследований, внимание исследователей к фигуре философа угаснет. Но этого не произошло, более того, известные работы и недостаточно распространенные статьи русского религиозного философа Ильина сегодня активно цитируют, его идеи актуальны, как никогда, известные кинорежиссеры снимают о нем документальные и художественные фильмы.

Для нас является очевидным, что И.А. Ильин действительно до сих пор является одним из самых проницательных русских философов, который более полувека назад ответил на многие вопросы, стоящие сегодня перед нашей нынешней российской властью, обществом и отдельно взятым человеком.

Что же такого увидел Иван Ильин, о чем он предупреждал так горячо и убедительно? Прежде всего о том, что такому сильному и мощному государству как Россия не пристало поступаться своими выстраданными духовно-нравственными ценностями, верой и свободой. Свободы и для самой России, ее международной независимости и самостоятельности, свободы как единства русской и всех других национальных культур и свободы для веры, искания правды, творчества.

В историю мировой философской мысли И.А. Ильин вошел не только благодаря его известным трудам в области философии права, философии религии, государствоведения, философии культуры, литературной критики, но и благодаря концептуальным и методологическим взглядам по теме кризиса культуры и непосредственно связанным с ним нравственно-этическим проблемам. Это разработка направлений: «Вера и верование», «сопротивление злу силою», «русская идея», «духовный кризис», «сущность правосознания», «духовное общение». Среди перечисленных направлений, выделяемых исследователями философского творчества И.А. Ильина (Н.Н. Полторацкий, Ю.Т. Лисица, И.И. Евлампиев, А.А. Корольков, М.В. Финько и др.) на особом месте находится культурологическая концепция, основные положения которой позволяют сформировать представление об И.А. Ильине, как о мыслителе, писавшем о России прошлой и для России нынешней, современной [5,

9, 11, 12, 14].

Действительно, он раньше других смог почувствовать глубинные тенденции, определяющие дальнейшее развитие европейской цивилизации: кризис культуры, культурной и национальной идентичности, как следствие - возможную утрату ценного и духовного в жизни людей. Как показывают современные события, происходящие в Западной Европе и на постсоветском пространстве, отрицание ценностей, неприятие их в качестве объединительного начала в XXI веке для современного мирового устройства становится одним из самых опасных проявлений деструктивных сил и болезненного для наций разрушения: культурного, духовного, мировоззренческого.

О важности поиска путей и средств, необходимости защиты ценностей в этой искусственно созданной и насаждаемой культурной дезориентации разрушения, от которой зависит наш духовный суверенитет, и пишет И.А. Ильин, соединяя в разработанной им культурологической концепции смыслы

Православия, Веры, образования, воспитания, правосознания, этики и государственного устройства и духовной независимости русского народа [13].

О необходимости утверждения духовного суверенитета России в своем выступлении на Всемирном русском соборе говорил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, отмечая, что в основе духовного суверенитета находятся ценности, разделяемые большинством российского общества: «Безусловно, люди разных взглядов и убеждений не всегда понимают общественные ценности одинаково. Есть оттенки и нюансы, есть пространство для дискуссии, для диалога. Невозможен никакой диалог с теми, кто эти ценности грубо принижет, высмеивает, топчет, кто разрушает межнациональный и межрелигиозный мир» [9].

Почти в это же время основные положения выступления Святейшего Патриарха получили дальнейшее развитие в докладе Президента РФ В.В. Путина на международном дискуссионном клубе «Валдай» в ходе обсуждения стратегии социально-экономического развития России и ее будущего на фоне разворачивающейся агрессивной информационной политики со стороны западных СМИ. Говоря о негативной практике механического копирования чужого опыта, Президент РФ отметил, что «грубые заимствования, попытки извне цивилизовать Россию не были приняты абсолютным большинством народа, потому что стремление к самостоятельности, к духовному, идеологическому, внешнеполитическому суверенитету - неотъемлемая часть нашего национального характера» [5].

В работе И.А. Ильина «Путь духовного обновления» находим цитату, убедительно иллюстрирующую историческую связь современной государственной политики России и личностной позиции мыслителя: «Мы не призваны заимствовать чуждые нам ценности, культуру и духовные ориентиры у других народов, подражать им. Но почему нельзя без припадания? Разве само-бытностность не в том, чтобы быть перед лицом Божиим быть самим собою, а не чуждым отображением и искажением? Ни восток, ни запад, ни север, ни юг... Вглубь надо, в себя надо, к Богу надо» [13, Т.2. Кн.2. с. 38-39].

Свою самобытность, ценностные основания, культуру и Веру, по глубокому убеждению И.А. Ильина, необходимо сохранять и защищать всеми доступными средствами и методами, включая «силу» и «принуждение». В знаменитой работе «О сопротивлении злу силой» (1925) философ не оправдывает при-

менение силы и не возводит ее в ранг добродетели, но допускает ее применение, когда все другие средства либо исчерпаны, либо их вообще нельзя применить. Многие современники И.А. Ильина, да и нынешние оппоненты несправедливо обвиняют его в излишней категоричности. Но как раз И.А. Ильин достаточно взвешено излагает аргументы в пользу сформулированной им концепции и отмечает, что бороться со злом надо любовью, и только когда все духовно-просветительские, ненасильственные методы реализованы и не принесли успеха, правомерно обращение к использованию силы и принуждения. Ильинский термин «принуждение» приобрел особое звучание в ходе известных событий в Южной Осетии, позже - в Крыму [13, Т. 5, с. 156].

Философское наследие русского мыслителя И.А. Ильина позволяет по-особому рассмотреть и другие, актуальные для современного российского общества проблемы: бездуховности, кризиса культуры, деформации национального сознания, активизации процесса стирания исторической памяти, потери смысла человеческой жизни, ухода от традиций, сложившихся в воспитательной системе России. По мнению многих зарубежных исследователей (Филипп Грир, Вольфганг Офферманс, Карл Шлегель, Мартин Тамке) признание и высокую оценку вклада, внесенного в развитие мировой философской мысли, И.А. Ильин получил на Западе [15; 17; 18; 19]. Действительно, возвращение трудов философа в России проходило не так гладко как скажем у Н.А. Бердяева, Н.О. Лосского, С.Л. Франка и других русских религиозных мыслителей. Только с 1993 года после начала выхода полного собрания его сочинений начался процесс их анализа и освоения, длительный по времени, дискуссионный по содержанию. Сегодня очевидно, что он довольно сложен, так как оказалось, что одно дело пересказать и прокомментировать обозначенные философом темы Веры, Духа, нравственности, другое - осознать и понять его идеи в условиях современного научного и философского знания с учетом социальных и культурных реалий.

Все вышесказанное позволяет предполагать, что феномен Ильина до конца не изучен, а для его полного раскрытия необходимо еще достаточное количество времени и интеллектуальных сил. Если попытаться очень коротко ответить на вопрос «Так в чем же состоит феномен И.А. Ильина? Что важного и значимого он сделал?» - то выстроится следующая смысловая картина,

представленная основными блоками сформулированной философом культурологической концепции.

Во-первых, анализ нравственных проблем русской культуры и ее кризисных проявлений, сочетающих в себе глубокий анализ основ духовного состояния человека, его субъективных переживаний, представляют И.А. Ильина как философа, способного убедительно доказать, что обращение к духовности, которая придает душе человека и человеческой культуре высшую ценность, является непременным условием построения будущего России. Проблема духовного кризиса культуры, обозначается и раскрывается И.А. Ильиным в различных работах («Путь духовного обновления», «Основы христианской культуры», «Кризис безбожия», «Аксиомы религиозного опыта» и др.). Выводы философа представляются весьма актуальными и для решения проблем современной российской культуры, так как в настоящее время не только сбываются многие его прогнозы относительно тенденций, определяющих исторический ход развития Запада и России.

В определении причин кризиса культуры И.А. Ильин, конечно, не оригинален, его позиция совпадает с мнением многих представителей русской религиозной философской мысли, особенно в части достаточно жесткого разграничения понятий «культура» и «цивилизация». Например, цивилизацион-ный статус западноевропейской культуры С.Н. Булгаков называет «ухищренная цивилизация», Н.А. Бердяев - «смерть культуры», у И.А. Ильина подобная ситуация характеризуется утверждением «Запад теряет Христа» (Т.1, с.334) различая цивилизацию и культуру по их приоритетам, по их отношению к духовной цели в жизни человека, отмечали такие негативные свойства цивилизации как атеистичность, рационализм, массовость и безликость [15; 17; 18]. Но в перечне причин кризисных явлений И.А. Ильина мы находим актуальную констатацию сегодняшней ситуации: безверие, девальвация традиционных духовных ценностей, духовный разрыв с прошлом, стирание критериев добра и зла, дефицит порядочности.

Актуальность идей И.А. Ильина подтверждают проблемы современного общества - отсутствие обращенности к душевно-духовному миру человека, востребованности его личностных качеств. На наш взгляд, предположения Хосе Ортеги-и-Гассета, Питирима Сорокина, Арнольда Тойнби меркнут пред прогнозами Ильина, который, описывая всеобщий кризис современного обще-

ства, предполагал, что прагматический подход к таким явлениям как душа человека, его сознание, рано или поздно приведут к общей тенденции рассматривать мир, особенно человека, его культуру и сознание механистично.

Во-вторых, представляется важным, что, рассматривая духовность внутреннего мира личности и способов ее жизнедеятельности вместе с вечными основами духовного бытия, И.А. Ильин обосновывает и доказывает необходимость их наличия в реальной жизни. В его культурологической концепции они конкретизируются в таких формах духовной жизни как вера, любовь, совесть, родина, семья, на их основе постигаются и осмысливаются нравственные ценности «совестного акта», высшего предназначения человека.

Важно, что раскрывая понятие «духовность», философ имеет в виду не какие-то далекие метафизические теории, а человеческую духовность, внутреннюю направленность, которая придает человеческой душе и всей человеческой культуре высшее измерение, высшее значение и ценность.

В-третьих, у И.А. Ильина, помимо сложных философских работ, таких как «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека», «О нау-коучении» Фихте старшего и т.д. есть труды, представляющие его в совершенно ином качестве. Это работы, написанные в необычном литературно-художественном жанре-эссе - демонстрируют стремление философа понять смысл земного бытия человека (триптих «Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий», «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний», «Путь к очевидности»). От наблюдения к глубокому созерцанию, от вопросов отдельно взятого человека к проблемам всего человечества - И.А. Ильин рассуждает, полемизирует, философствует о жизни и счастье, о целях и смыслах жизни, о сомнениях и страданиях, о духовности, о природе и привязанности человека к земле. Главным здесь является духовный опыт, связанный с личным освоением, а его формирование, по мнению философа, происходит в процессе «созерцания» и «познавания» человеком окружающего мира.

В-четвертых, еще предстоит по достоинству оценить, как И.А. Ильин рассматривает проблему духовности общения, которую философ обозначает несколько шире привычного ее понимания не только в плане определения конкретных результатов и последствий взаимовлияния людей друг на друга в процессе межличностного общения, но и в более важном его аспекте - духовном. Многие современные теории, разработанные в области психологии и со-

циологии, содержат элементы описанной системы взглядов Ильина на природу человеческого общения, проявлений своего «я», самооценки и оценивания других, использования приемов для «прикрытия» своего внутреннего «я». И философ продолжает убеждать нас, что если бы люди строили свою жизнь, свое мировосприятие, общение на основе любви и «сердечного созерцания», то это особым образом отразилось бы и на культуре народа, проповедующего такие принципы.

Общие взгляды Ильина на эту проблему содержатся в его утверждении о наличии в человеке сложного взаимообратного влияния тела и души, благодаря чему каждый из нас всею душою своею как бы «влит» в свое тело и целиком в нем явлен, поэтому те, кто видит и слышит нас, - те, часто сами того не зная, испытывают в каждый данный момент всю нашу душу в ее основном состоянии. Именно поэтому люди часто «знают» друг о друге гораздо боле, чем они сами сознают и чем могут выразить словами: в бессознательном опыте общения человек воспринимает от другого все то, что выражает и выдает его тело о его душе » [10, т. 5, с. 156].

Мысли И.А. Ильина о необходимости постоянной работы над своим подлинным «Я» близки с тезисами Антония, митрополита Сурожского, по мнению которого, для каждого христианина этот вопрос стоит особенно остро, ведь необходимо решить, какая из наших лютостей должна выступить для встречи с Богом. «Это непросто, - справедливо отмечает он, - потому что мы настолько привыкли быть самими собой, что искренне не знаем, которая из личностей и есть подлинное «я». Человеку необходимы минуты, когда он остается наедине со своим внутренним миром и пытается разобраться, «навести порядок» в себе, разложить на свои места» все свои представления о жизни, освободиться от всего поддельного, фальшивого, неискреннего [1, с.85].

В контексте ильинского подхода рассуждали и яркие представители русской религиозной философии - С.Л. Франк, Л.П. Карсавин. Они, рассматривая проблему общения с религиозно-нравственной точки зрения, считали, что человек в постоянном стремлении личности к «Высшему», «Божественному». К сожалению, сегодня мы наблюдаем определенную подмену понятий, нравственность и духовность не являются ценностными ориентирами и такие девиации приводят к искажению отношений между людьми. Сегодня общение представлено не как «взаимовлияние душ» (И.А. Ильин), «дву-

единство» (Л.П. Карсавин), «вчуствование» (С.Л. Франк), а как манипулятив-ное средство, которое предполагает, прежде всего, лишь воздействие одной личности на другую, однако данный подход представляет саму серьезную опасность и необратимые последствия [13, Т.5 с. 156; 4, с.65; 15, с. 243].

В-пятых, представляется актуальным подход Ильина в рассмотрении проблемы воспитания и образования в контексте духовных традиций русской культуры, где проблема воспитания определяется им как задача личного самостроительства и самосозидания. И.А. Ильин сформулировал цели и задачи педагогической концепции, которую можно отнести к основам духовной педагогики и назвать воспитательной концепцией духовного достоинства и свободы. Ее востребованность сегодня очевидна, так как личностно-ориентированное образование предполагает возвращение образования в контекст культуры, условием которого является реализация механизмов культурной идентификации.

Несмотря на многолетнее изучение философского наследия И.А. Ильина и целый ряд опубликованных работ, в которых исследуются различные направления творчества Ильина, интерес к его личности, уникальному способу мышления, будет достаточно высок еще долгое время. Этот интерес обусловлен его подходом к формулированию концептов, выряжающих осмысление индивидуального и национального бытия, души и менталитета, религии и нравственности, будущего России.

Перечитывая тексты И.А. Ильина, понимаешь, что он писал и обращался не к своим современникам, жизнь которых в большей степени определялась существующей системой, строем. Он писал для нас, сегодняшних, для тех, кому предопределено принимать важные решения о будущем государства, о реальной защите традиционных ценностей, о выборе средств защиты на государственном уровне от навязываемых России чуждых по духу ценностей и ориентиров.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антоний, Митрополит Сурожский Молитва и жизнь. Рига, 1992.

2. Буйло Б.И Г.П. Федотов и И.А. Ильин о путях возрождения российского общества // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2015. № 3.

3. Выступление Президента РФ В.В. Путина на Международном дискуссионном клубе «Валдай» «Многообразие России для современного мира» / http://kremlin.ru/events/president/news/19243

4. Выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на XXII Всемирном русском народном соборе «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» http://www.patriarchia.ru/db/text/3330598.html

5. Евлампиев И.И. Божественное и человеческое в философии Ивана Ильина. СПб., 1998.

6. Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. / Сост., вступ. ст. и коммент. Ю.Т. Лисицы. М., 1993.

7. Камалова О.Н. «Созерцание» в философско-культурологических построениях И. Ильина // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2012. № 6.

8. Карсавин Л.П. Философия истории. СПб., 1993.

9. Корольков А.А. Русская духовная философия. СПб., 1998. С.193-197

10. Кураев В.И. Проблемы социальной философии первоначально были на периферии философских интересов Ильина // Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. М., 2014

11. Лисица Ю.Т. Ему принадлежит лучший в мире комментарий философии Гегеля // Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Инт философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010

12. Полторацкий Н.П. Иван Александрович Ильин. Жизнь, труды, мировоззрение. Цит. По Ильин И.А. Собр. соч.: Кто мы? О революции. О религиозном кризисе наших дней. - М., 2002, С.20

13. Финько М.В. Культурологическая концепция И.А. Ильина в контексте духовного кризиса XX века. - Ростов н/Д.: СКНЦ ВШ, 2003

14. Финько М.В. Религиозно-нравственные основы философии культуры Ивана Ильина //Гуманитарные и социально-экономические науки. 2007. № 3.

15. Франк С.Л. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию // Реальность и человек. - М.: Республика, 1997

16. Grier, Philip T. The Speculative Concrete: I. A. Il'in's Interpretation of Hegel, in: Hegel and Hermeneutics / ed. Shaun Gallagher. New-York, 1994.

17. Offermans, Wolfgang Mensch, werde wesentlich! Das Lebenswerk des russischen religiösen Denkers Ivan Iljin für Erneuerung der geistigen Grundlagen der Menschheit. Erlangen 1979.

18. Schloegel K. Russische Emigration in Deutschland 1918-1941, Leben im eu-ropaeischen Buergerkrieg, Berlin 1995.

19. Tamcke M. IUIN, Iwan // Biographisch-Bibliographisches Kirchenlexikon. Band XIX, 2001, www.bautz.de/bbkl

REFERENCES

1. Anthony, Metropolitan of Sourozh. Prayer and life. Riga 1992.

2. Buylo B.I., Fedotov G.P. I.A. Ilyin on ways of revival of Russian society // The Humanities and socio-economic sciences. 2015. No 3.

3. Address of the President of the Russian Federation V.V. Putin at the International Discussion Club "Valdai" "Diversity Russia in the modern world» / http://kremlin.ru/events/president/news/19243

4. Address of His Holiness Patriarch of Moscow and All Russia Kirill at the XXII World Russian People's Council "Russia, as a country, a civilization. Tolerant society and the future of the Russian people» http://wwwpatriarchi-a.ru/db/text/3330598.html

5. EvlampievI.I. divine and human in the philosopher of Ivan Ilyin. SPb., 1998.

6. Ilyin I.A. Collection of works in 10 volumes / Comp., intr. and comments of Y.T. Lisitsa. Moscow, 1993.

7. Kamalova O.N. "Contemplation" in philosophical and cultural constructions of I. Ilyin // The Humanities and socio-economic sciences. 2012. No 6.

8. Karsavin L.P. The philosophy of history. SPb., 1993.

9. Korolkov A.A. Russian spiritual philosophy. SPb., 1998.

10. Kuraev V.l. Problems of social philosophy originally were on the periphery of philosophical interests by Ilyin // Russian philosophy. Encyclopedia. Ed. second, revised and enlarged. Edited by M.A. Maslin. M. 2014

11. Lisitsa Y.T. He is the best in the world of Hegel's philosophy Comment // New Encyclopedia of Philosophy. In four volumes. / Institute of Philosophy. Ed. V.S. Stepin, A.A. Huseynov, G.Y. Semigin. M., 2010.

12. Poltoratsky N.P. Ivan Ilyin. Life, work, outlook: Who are we? About Revolution. On the religious crisis of our time. M., 2002.

13. Finko M.V The cultural concept of I.A. Ilyin in the context of the spiritual crisis of the XX century. Rostov-on-Don, 2003.

14. Finko M.V. Religious and moral foundations of the philosophy of culture Ivan Ilyin // The Humanities and socio-economic sciences. 2007. No 3.

15. FrankS.L. The soul of man. The experience of the introduction of philosophical psychology // Realness and people. M., 1997.

16. Grier, Philip T. The Speculative Concrete: I. A. Il'in's Interpretation of Hegel, in: Hegel and Hermeneutics / ed. Shaun Gallagher. New-York, 1994.

17. Offermans, Wolfgang Mensch, werde wesentlich! Das Lebenswerk des russischen religiösen Denkers Ivan Iljin für Erneuerung der geistigen Grundlagen der Menschheit. Erlangen 1979.

18. Schloegel K. Russische Emigration in Deutschland 1918-1941, Leben im eu-ropaeischen Buergerkrieg, Berlin 1995.

19. Tamcke M. IUIN, Iwan // Biographisch-Bibliographisches Kirchenlexikon. Band XIX, in 2001, www.bautz.de/bbkl

_21 января 2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.