Научная статья на тему 'Гармонизация когнитивно-соматического развития дошкольников средствами физической культуры и искусства в рамках ФГОС'

Гармонизация когнитивно-соматического развития дошкольников средствами физической культуры и искусства в рамках ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕСТ "ЗДРАВИК". ГАРМОНИЗАЦИЯ КОГНИТИВНО-СОМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. МОТИВАЦИЯ ЗДОРОВОГО ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лазарев Михаил Львович

В статье описан опыт применения психолого-педагогических технологий программы «Здравствуй!», направленных на гармонизацию психо-когнитивного и двигательно-соматического развития детей дошкольного возраста, с учетом основных требований ФГОС ДО. Описан алгоритм формирования мотивации здорового поведения, показана роль обогащенной сенсорной цветомузыкальной среды в развитии двигательной сферы ребенка. Согласно результатам исследования, мониторинг функционального развития ребенка, в основу которого положена система предъявления результатов тестирования самому ребенку, обеспечивает возможность психолого-педагогического, и, прежде всего, родительского сопровождения развития ребенка в дошкольном периоде детства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гармонизация когнитивно-соматического развития дошкольников средствами физической культуры и искусства в рамках ФГОС»

Гармонизация когнитивно-соматического развития дошкольников средствами физической культуры и искусства в рамках ФГОС

Лазарев Михаил Львович, канд. псих.н., профессор МИТУ E-mail: mlazarev@mail.ru г.Москва, РФ

Аннотация. В статье описан опыт применения психолого-педагогических технологий программы «Здравствуй!», направленных на гармонизацию психо-когнитивного и двигательно-соматического развития детей дошкольного возраста, с учетом основных требований ФТОС ДО. Описан алгоритм формирования мотивации здорового поведения, показана роль обогащенной сенсорной цветомузыкальной среды в развитии двигательной сферы ребенка. Согласно результатам исследования, мониторинг функционального развития ребенка, в основу которого положена система предъявления результатов тестирования самому ребенку, обеспечивает возможность психолого-педагогического, и, прежде всего, родительского сопровождения развития ребенка в дошкольном периоде детства.

Ключевые слова. Тест «Здравик». Гармонизация когнитивно-соматического развития. Мотивация здорового поведения.

Введение. В пространстве современного дошкольного детства разработано множество эффективных психолого-педагогических методов, направленных на психическое и физическое развитие детей. При этом остается не до конца разработанной проблема интеграции этих процессов, с возможностью наблюдения за ними как со стороны педагогов, так и со стороны родителей и самих детей. Особенно актуальной данная проблема становится в последние годы, с учетом новых требований ФТОС ДО [1], в частности, пункта 4.5, в котором подчеркивается неправомочность использовании целевых ориентиров в качестве решения управленческих задач.

Целью исследования была разработка и апробации метода гармонизации психокогнитивного и двигательно-соматического развития детей дошкольного возраста, с возможностью мониторинга этих процессов в условиях образовательного учреждения и семьи, доступного для педагогов, родителей и самих детей.

Материалы и методы. Для достижения поставленной цели нами была разработана оздоровительно-развивающая программа для детей дошкольного возраста «Здравствуй!»

[2]. С учетом требований ФГОС ДО по основным направлениям развития и образования детей (пункт 2.6), программа направлена на формирование здоровой личности ребенка дошкольного возраста и подготовку его к школе через решение целого ряда задач: становление эмоционального и познавательного интеллекта, формирование речи, обеспечение двигательной зрелости, повышение иммунитета, формирование мотивации здорового поведения, выявление функционального профиля личности.

В программе применяются специально разработанные технологии обучения и воспитания детей, основанные на согласованном когнитивно-соматическом тренинге, с использованием сенсорной развивающей среды, включающей сказочный и музыкальный материал, а также серию цветомузыкальных и дыхательных тренажеров, на которые получены патенты [3-7].

Важнейшим компонентом программы являлась технология поэтапного формирования мотивации здорового поведения дошкольников, с использованием специально написанного песенного материала (песня, гимн), микромира со сказочными героями (серия сказок «Герои Здравиады»), конструктивного занятия с тестированием (тест «Здравик»), дополнительными играми и факультативом (Детские игры здоровья -Здравиада).

Для осуществления мониторинга за развитием детей в ходе применения программы была разработана психолого-медико-педагогическая технология - тест «Здравик» [8], включающая серию тестовых заданий (скоростная выносливость, цветотест, самооценка здоровья память, росто-весовой индекс, звукодыхательная проба, здоровьеустойчивость, интонационный слух).

Базой исследования были дошкольные образовательные учреждения Москвы, Тюмени, Набережных Челнов (2003-2016 гг.). В частности, для изучения результатов звукового тестирования было обследовано 850 практически здоровых детей в возрасте от 4 до 7 лет, воспитанников дошкольных образовательных учреждений г.Москвы, в том числе. Всего - более 2500 человек.

Результаты исследования показали, что и у девочек и у мальчиков по всем произвольным функциям (память, дыхание, движение, самооценка) отмечается поступательная положительная динамика, что говорит об эффективности оздоровительной деятельности. Наибольший рост отмечен у показателя памяти. При этом видно, что в мае наблюдается незначительное понижение показателя, что укладывается в хорошо известную картину утомляемости детей к концу учебного года.

При анализе суммарных показателей по каждой из произвольных функций выявлен ряд интересных закономерностей: средний показатель звукодыхательной пробы у

мальчиков 3 -7 лет выше, чем у девочек; выносливость мальчиков незначительно выше, чем девочек; наиболее высокие показатели памяти (количество строчек стихов и песен, выученных ребенком за предшествующих месяц) отмечены у детей 7 лет (67,35); у мальчиков показатели памяти значительно ниже, чем у девочек.

В ходе исследования было установлено, что величина показателя звуковой пробы (длительность максимально глубокого и продолжительного выдоха со звуком «м») зависит от легочных объемов, силы дыхательных мышц, развития механизмов регуляции дыхания, то есть представляет собой информативный комплексный критерий оценки вентиляционной функции легких.

Установлено, что настрой детей на проведение занятий физическими упражнениями, осуществленный в виде исполнения специально написанной песни (Гимн юных олимпийцев предолимпийского детского движения) позволяет повысить показатели скоростной выносливости на 8 % [9].

Заключение. Педагоги в ходе проведения исследования констатировали, что на протяжении всех занятий по программе «Здравствуй!» у детей наблюдался интерес к ним, эмоциональная вовлеченность, они ждали следующей встречи с героями сказок -здоровячками. У детей постепенно формировался образ - эталон здоровья. Воспитатели отмечали, что предложенный материал доступен детскому пониманию, содержит много полезной информации и сочетается с основными положениями рекомендованных примерных образовательных программ в рамках ФГОС ДО.

Выявленный в ходе исследования интерес детей и педагогов к материалу программы является доказательством того, что осуществляемый в ее рамках мониторинг развития (тест «Здравик»), не только не противоречит пункту 4.5 ФГОС, но, напротив, помогает педагогам и родителям строить индивидуальные маршруты развития детей на основе показателей развития их психических и физических функций.

Выводы.

1. Для текущих массовых диагностических обследований в дошкольных образовательных учреждениях достаточно простого метода исследования дыхательной функции легких - звуковой пробы (ЗП), которая является индикатором состояния функции внешнего дыхания, и может применяться в контроле за эффективностью оздоровительно-развивающих занятий с детьми дошкольного возраста.

2. Установленный в ходе исследования факт повышения показателей физического развития при исполнении детьми специально написанных песен, обуславливает необходимость разработки специальных музыкальных

программ, сопровождающих процессы физического воспитания дошкольников.

3. Применение теста «Здравик» позволяет разрабатывать в рамках программы «Здравствуй!» индивидуализированные комплексы специальных упражнений, направленных на согласование психических и физических процессов развития ребенка, в том числе, для подготовки детей к школе.

4. Тест «Здравик» можно рассматривать не только как показатель здоровья и развития самого ребенка, но также как показатель работы коллектива сотрудников ДОУ.

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приложение к Приказу Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155.

2. Лазарев М.Л. - 2002-2008. УМК для детей дошкольного возраста «Здравствуй!». Москва.

3. Лазарев М.Л. Эластичный дыхательный корсет. Патент № 2178322, 20.01.2002.

4. Лазарев М.Л. Патент на полезную модель «Спортивно-оздоровительная игра "Воздушная стрельба"», № 32400, 20.10.2003.

5. Лазарев М.Л. Интерактивный музыкальный конструктор. Патент на полезную модель № 52507 от 27.03.06.

6. Лазарев М.Л. Способ стимулирования развития голосовой активности ребенка. Патент № 2481644 от 10.05.2013.

7. Лазарев М.Л. Информационная карта для занятий по стимулированию развития голосовой активности ребенка. Патент на полезную модель №119920 от 27.08.2012.

8. Лазарев М.Л. Экспресс-тестирование развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста (тест «Здравик»). ФС № 2011/395 от 13.12.2011.

9. Лазарев М.Л. Гимн юных олимпийцев. https://voutu.be/PViiXGWRTBw. 09.02.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.