УДК 37.033
ГАРМОНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН С ПРИНЦИПАМИ И НОРМАМИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
К.А. Байжомартова1
Аннотация
В данной статье делается анализ устойчивой взаимосвязи между национальными правовыми системами и международным правом в области охраны окружающей среды. Автор придерживается мнения, что в международном праве нет надгосударственного механизма принуждения, однако тот факт, что он создается суверенными государствами и служит для его регулирования их отношений и достижений общих целей, предполагает необходимость подчинения государства его нормам.
Ключевые слова: международная охрана окружающей среды, экологические ситуации, климатические изменения.
В современном мире существуют, действуют и развиваются различные правовые системы. Несмотря на то, что каждая из них создается суверенным государством и действует на его территории, невозможно исключить их взаимного влияния. «В отличие от них система международного права создается путем согласования воли и внешней политики всех участников международных отношений, поэтому она открыта для влияния извне» [1, с. 31]. Данная возможность обусловлена наличием устойчивой взаимосвязи между национальными правовыми системами и международным правом. В международном праве нет надгосударственного механизма принуждения, однако тот факт, что он создается суверенными государствами и служит для его регулирования их отношений и достижений общих целей, предполагает необходимость подчинения государства его нормам.
Гармонизация - это выработка общего курса государств в определенной сфере правоотношений на соответствующем этапе интеграции. Она подразумевает согласованность правового регулирования, синхронность и последовательность принятия актов, приоритетность международных договоров и соглашений над национальным законодательством [2, с. 63].
В то же время в Конституции Республики Казахстан не отражен процесс сближения внутригосударственной и международных систем, посредством рецепции общепризнанных принципов и норм международных договоров.
Международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона.
«Все законы, международные договоры, участником которых является Республика Казахстан, публикуются. Официальное опубликование нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, является обязательным условием их применения» (ст. 4 Конституции РК). Данная статья Конституции как бы признает примат международного права. В то же время Конституцией Республики Казахстан ст. 74, предусмотрено, что «Законы и международные договоры, признанные не соответствующими Конституции Республики Казахстан, не могут быть подписаны либо, соответственно, ратифицированы и введены в действие. Законы и иные нормативные правовые акты, признанные неконституционными, в том числе ущемляющими закрепленные
1Байжомартова Карлыгаш Асылжомартовна - Казахский университет международных отношений и мировых языков им. Абылай хана, Казахстан.
Ученый XXI века • 2015 • № 12 (13)
Конституцией права и свободы человека и гражданина, отменяются и не подлежат применению» [3].
Такое установление присуще суверенитету государства и реализуется через его внутреннюю и внешнюю политику, кроме того, за последние годы во многом изменились отдельные приоритеты и на международном и внутригосударственном праве. На правовую систему Республики Казахстан оказывают влияние только заключенные и ратифицированные ею договоры, в то же время они могут быть не ратифицированы, если они противоречат Конституции. Следовательно, Конституция Республики Казахстан в рамках правовой системы обладает высшей юридической силой ко всем внутригосударственным нормам и нормам, предусмотренных международным правом. Следовательно, Республика Казахстан не признает примата международного права над своим правом, но обязуется его добросовестно выполнять. Тот факт, что в своей правовой политике Республика Казахстан придерживается дуалистической концепции, безусловно, сказывается на ее специфике, реализации ее международных обязательств, в том числе защита прав человека. Говоря о современном Казахстане, в первую очередь необходимо отметить, что под влиянием международных обязательств в РК появились права и свободы человека, ранее не известные внутригосударственному праву (право на информацию). В настоящее время ученые выделяют следующие формы реализации норм международного права на внутригосударственном уровне: самостоятельное применение норм международного права без прямого участия норм внутригосударственного права; совместное применение норм международного договора и «родственных норм» национального права, которые связаны с применением двух правоприменительных комплексов; приоритетное применение норм международного права при их взаимном несоответствии, то есть при коллизионных ситуациях [4, с. 160-161].
Конституционной основой для реализации международных договоров во внутригосударственных отношениях в Республике Казахстан является норма ст. 4 Конституции РК, в ней говорится, что международные договоры входят в ее правовую систему, а при коллизиях между нормами национального законодательства и нормами договора, применяются последние. Кроме того, в отдельных законах предусматривается приоритет международных договоров перед нормами этих законов. В частности, в пункте 8 Гражданского Кодекса Республики Казахстан (Общая часть), принятой Верховным Советом Республики Казахстан 27 декабря 1994 года, закреплено: «Если международным договором, участником которого является Республика Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в гражданском законодательстве, применяются правила указанного договора...» [5, с. 387].
Таким образом, внутригосударственная правовая система, как составляющая международного права, обуславливает необходимость корректировки казахстанского законодательства в соответствии с международными стандартами.
Список литературы
1. Лукашук, И.И Субъекты права международных договоров [Текст] / И. И. Лука-шук // Государство и право. - 2004. - №11. - С. 52.
2. Вавилова, М. Некоторые налоговые проблемы СНГ и ЕС / М. Вавилова // Мировая экономика и международные отношения: - 2007. - № 6. - С. 62-65.
3. Указ Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858 «О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года». - Алматы, Юрист, 2009. - 27 с.
4. Бирюков, П.И. Международное право / П.И. Бирюков. - М: Юристъ, 2006. - 685 с.
5. Баишев, Ж. Конституционное право Республики Казахстан / Ж. Баишев. - Алматы: Жет жаргы, 2001. - 392 с.
© К.А. Байжомартова, 2015.
UDC 37.033
HARMONIZATION OF THE ECOLOGICAL LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN WITH THE PRINCIPLES AND NORMS OF INTERNATIONAL LAW
K.A. Bayzhomartova
Abstract: This article considers analysis of the stable relationship between national legal systems and international law in the field of environmental protection. The author is of the view that there is no supranational enforcement mechanism in international law. However, if it is created by sovereign states and serves to regulate their relations and achieve common goals, it requires state subordinating to its norms.
Keywords: international environmental protection, environmental situation, climate
change.
© K.A. Bayzhomartova, 2015.