Научная статья на тему 'ГАРМОНИЯ ДУШИ И ТЕЛА'

ГАРМОНИЯ ДУШИ И ТЕЛА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
304
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАРМОНИЯ ДУША ТЕЛО ФИЛОСОФИЯ СЧАСТЬЕ ЧЕЛОВЕК / HARMONY SOUL BODY PHILOSOPHY HAPPINESS MAN

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Заверткин Р.В., Панкратова А.М.

Статья посвящена проблеме гармонии души и тела в философии. В ней рассмотрены точки зрения философов разных эпох касаемо данной проблемы. Проанализирована связь телесной и душевной гармонии и счастья. Выявлены современные аспекты данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HARMONY OF THE SOUL AND BODY

The article is devoted to the problem of the harmony of the soul and body in philosophy. It examines the points of view of philosophers of different epochs regarding this problem. The connection between physical and spiritual harmony and happiness is analyzed. The modern aspects of this problem are revealed.

Текст научной работы на тему «ГАРМОНИЯ ДУШИ И ТЕЛА»

Использованные источники:

1. Снегирева В.В. Книга мерчандайзера. - СПб.: Питер, 2009. - 384 с.: ил.

2. Снегирева В.В. Розничный магазин. Управление ассортиментом по товарным категориям. - СПб.: Питер, 2008. - 416 с.: ил.

3. Сысоева С.В., Крок Г.Г. Большая книга директора магазина/ Светлана Сысоева, Гульфира Крок. - [Изд. 3-е, доп. и перераб.]. - Санкт-Петербург [и др.]:Питер, 2011 - 414 с.

УДК 128

Заверткин Р.В. студент 2 курса факультет «Лечебное дело» Панкратова А.М. студент 2 курса факультет «Лечебное дело» СГМУ им. В.И. Разумовского Россия, г. Саратов

ГАРМОНИЯ ДУШИ И ТЕЛА

Аннотация: Статья посвящена проблеме гармонии души и тела в философии. В ней рассмотрены точки зрения философов разных эпох касаемо данной проблемы. Проанализирована связь телесной и душевной гармонии и счастья. Выявлены современные аспекты данной проблемы. Ключевые слова: гармония душа тело философия счастье человек

Zavertkin R. V. student

2 course, faculty of «General medicine» Saratov State Medical University n.a. V.I. Razumovsky

Russia, Saratov Pankratova A.M.

student

2 course, faculty of «General medicine» Saratov State Medical University n.a. V.I. Razumovsky

Russia, Saratov HARMONY OF THE SOUL AND BODY

Abstract: The article is devoted to the problem of the harmony of the soul and body in philosophy. It examines the points of view ofphilosophers of different epochs regarding this problem. The connection between physical and spiritual harmony and happiness is analyzed. The modern aspects of this problem are revealed.

Keywords: harmony soul body philosophy happiness man

Несомненно, все люди стремятся к счастью. Это состояние заключается в отсутствии страданий и удовлетворении желаний, утверждал Эпикур. Важным условием для достижения счастья является сокращение своих потребностей и отказ от необдуманных стремлений, а также от телесных и духовных излишеств [1, с. 114]. Изучение и анализ соотношения тела и духа, их гармонии и единства помогает познать такое состояние души, за счет которого человек становится счастливым.

Гармония в философии (от греч. harmonía - связанность и соразмерность частей) - это установка культуры, слаженность частей целого, которая ориентирует на осмысление мира (как в целом, так и его фрагментов) и человека с точки зрения их глубинной внутренней упорядоченности. Гармоничность того или иного объекта является не только основой его организованности, но и представляется в существовании этого объекта как неотъемлемой закономерности бытия.

По мере развития антропологии дуализм приводит к разграничению двух человеческих понятий: материальной и духовной составляющей жизни, равно как души и тела. «Познай самого себя» - пишет виднейший античный философ Сократ [1, с. 106]. Аристотель же полагал, что душа и тело связаны между собой; душа делает тело живым, именно она движет деятельностью организма и направляет на достижение целей. Тело уже не является чем-то низменным, и пропадает предположение о том, что тело овладело душой.

Концепция Аристотеля укладывается в определение: "Человек - живое существо, наделенное разумом" [3]. Человек, стало быть, - это конкретное чувствующее тело. Душа же - это овеществленность, или форма тела.

В античной философии антропоцентризм разграничения между душой и телом человеческим не ставил, а все его силы были направлены на самосознание, изучение того, кто же он - человек - и чем отличается от животного. Гармония рассматривалась как космический закон мироздания. В средневековье проблема обретения гармонии души и тела (их взаимосвязи как единства человеческой сущности) стояла наиболее остро, чем когда-либо за всю историю человечества.

Наивысшее благо для личности, с точки зрения теологии, состоит в отказе от природно-человеческого, «мирского», материального, что заставляет его забыть обо всех потребностях в данный момент и направлять все силы на достижение благ в будущем, в загробной жизни. Телесное, материальное, конечное противопоставляется бесконечному духовному раю, обретению свободы после смерти. Тело уже само по себе рассматривается как начало зла, поскольку оно является источником греха, источником появления потребностей вне зависимости от потребностей духовных, несмотря на утверждение о том, что душа не может существовать без тела.

Плоть в христианстве рассматривается как причина всех человеческих бед. Подлинной святостью окружается лишь фигура аскета, великомученика, страстотерпца. Так как на вершине иерархической лестницы стояли

теология, богословие и монашество, то отказ от чувственных наслаждений являлся смыслом земного бытия. Даже самые невинные плотские желания объявлялись непозволительными. Любой сельский или ремесленный труд доказывал греховность человека. В подтверждение вышеизложенного приведем слова Августина Аврелия: «совершенство есть знание человека о своем несовершенстве»; «великая бездна сам человек... волосы его легче счесть, чем его чувства и движения его сердца» [2].

В средние века можно выделить два философских аспекта во взгляде на гармонию души и тела: во-первых, это распространение идей аскетизма, самобичевания (как монастырская практика); во-вторых, - теологическое объяснение состояния души, ее направления, состояния беспокойства (дисгармонии) во взаимоотношениях человека и Бога. Поскольку в средние века жизнь людей была прочно связана с церковью, внешняя привлекательность считалась орудием дьявола, к примеру, красивая и стройная женщина могла быть объявлена ведьмой.

Новый виток знания, его изменения, отступление мрачности и пробуждение интереса к человеческой личности, - всё это появляется в период эпохи Возрождения. В человеке зарождается осознание своей силы, своего таланта, он изображается уже не только в социуме, но и наедине с собой. Очень интенсивными темпами развивается искусство. Во время эпохи Возрождения писали картины такие известные художники, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль. Человек стал осознавать свое тело, его наготу, мускулистость, естественность, приближенность к природе. Картины художников стали гораздо красивее, лица людей естественными, уточненными религиозные картины стали более «мирскими». Появляется новое философское направление - пантеизм - учение, которое соединяло в себе и мир Бога (материальное - что имеется в человеке), и духовное (данное Богом). Гармония между телом и духом, согласно данному философскому течению, достигается путем приближения к природе. Естественное не может быть порочно - зло противопоставляется человеческой сущности. Концепция пантеизма была основанием и для индуизма, в котором невозможно разделить дух и тело, поскольку и то, и другое двигается и существует по единым потокам жизненной энергии.

Главной тенденцией XIII века является обращение к индивиду, к его личности, к тому, из каких органов чувств состоит человек и как это связано с его жизнью. Основными экзистенциальными ориентирами человека являются память (фиксирующая впечатления), ум (ответственный за анализ, сравнение) и суждения (фиксирующие размышления). Что же является главным, по мнению философов эпохи Ренессанса, в человеческой природе? Всепроникающий разум - вот определяющее качество человека. Развиваются естественные науки, изучаются органы чувств. Интересна позиция Ж. Ламетри, утверждающего, что человек - это машина, олицетворение бесперебойного механизма, где каждая деталь крутится с

помощью энергии, получаемой человеком из еды [4, с. 40]. Душа и ее состояние, как утверждает Ж. Ламетри, находится в прямой зависимости от сенсорной системы человека, вместе с которой она растет, развивается и стареет. Начало современной антропологии связано с именем известного немецкого философа Артура Шопенгауэра. Проведем параллель: обращаясь к человеку, философы эпохи Просвещения (Декарт, Кант, Фихте) основными его чертами считали разум и сознание. Шопенгауэр же разглядел в человеке его "тело". Его философия не касается ни Всевышнего, ни духа, ни идей, внимание же сосредоточено на человеке с его настоящими потребностями: страстью, голодом, страданием, и др. Философ рассматривал тело человека, как волю, которая стала ощутимой и видимой. Высшим благом для человека, по Шопенгауэру, является его личность, данная ему самой природой: это тело, ум, обретенные навыки и умения. Что касается таких жизненных достижений, как известность, высокие карьерные достижения, богатство, приобретенное в годы жизни, величие в глазах окружающих - всё это Шопенгауэр считает ложными ориентирами счастья. Хотя мыслитель рассматривал философию пессимистично, он говорил, что восприятие мира зависит от того, как мы его представляем [5].

Рассмотрим парадокс души и тела: тело - это часть и продукт природы, обладающая комплексом качеств, сил и энергии [6]. Как и все живое имеет естественные потребности, которые воспринимаются у человека как искусственные, такие, как будто, это отпечаток прошлого. Физическая реальность предопределила остаточное инстинктивное поведение, достойное жалости. Человек - это существо, которое не имеет своего места в этой Вселенной, в этом и заключается его противоречие. Хотелось бы отметить, что в современном мире то, как выглядит человек, как он одет, здоров ли он, имеет определяющее значение для общества. Хорошо выглядеть, иметь здоровое тело - значит быть в глазах общества успешным, счастливым, достойным любви и уважения.

Что же касается внутреннего мира, то каждый сам ищет тот путь, то философское направление, которое сделает его счастливым [7]. XXI век предоставляет свободу выбора во всем, в том числе и в том, что такое душа в действительности. Однако возникает вопрос: сможет ли конкретная личность воспользоваться предоставленной свободой?

Использованные источники:

1. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч. 1 / Под общ. ред. И. Т. Фролова. — И.: Политиздат, 1989.— 367 с.

2. Татаркевич В. Понятие совершенства в этике // В. Татаркевич. О счастье и совершенстве человека. М., 1981. С. 316.Философия. Учебник для вузов/Под общ.ред.В.В. Миронова. - глава 2.- М: ПРОСПЕКТ. - 458с.

3. Философия человека : [сб. науч. тр.] / Ин-т философии РАН, Сектор истории антропол. учений, М-во образования и науки Рос. Федерации, Ом. гос. ун-т им. Ф.М. Достоевского; [науч. ред. П.С. Гуревич,

Н.К. Поздняков]. — Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. — 653 с.

4. Основы философии: Учебное пособие для вузов / Рук. автор. колл. и отв. ред. Е.В.Попов. - М.: Гуманит. изд центр ВЛАДОС, 1997. 320 с.

5. Чанышев А.А. Учение Шопенгауэра о мире, человеке и основе морали // Шопенгауэр А. Сочинения 6 тт. М., 1999-2001. Т. 1.

6. Катрунов В.А., Фахрудинова Э.Р. Этико-философские проблемы медицины // Конфликты в современном мире: международное, государственное и межличностное измерение. - Саратов, 2016. С. 244-248.

7. Фахрудинова Э.Р., Тетюев Л.И. Человек и образ его внутреннего мира в западной и восточной философской рефлексии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17. № 4. С. 410-415.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.