Научная статья на тему 'Гарантии сохранности вкладов физических и юридических лиц в банках Российской Федерации:Актуальные проблемы и пути их преодоления'

Гарантии сохранности вкладов физических и юридических лиц в банках Российской Федерации:Актуальные проблемы и пути их преодоления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2419
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКИЕ ВКЛАДЫ / ДЕПОЗИТЫ / ГАРАНТИИ / БАНКИ / СТРАХОВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА / ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА / BANK DEPOSITS / DEPOSITS / GUARANTEES / BANKS / INSURANCE / LEGAL ENTITIES / PHYSICAL PERSONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колесников Юрий Алексеевич

В статье рассматриваются вопросы гарантирования сохранности денежных средств физических и юридических лиц в банках России. Сначала делается аналитический обзор такого опыта в зарубежных странах. Затем исследуется актуальное состояние законодательства и практика его реализации при защите вкладов физических лиц через систему страхования вкладов в АСВ. В результате автор приходит к выводу, что в России есть положительный опыт защиты вкладов физических лиц, хотя за время действия данного института назрела необходимость его корректировки. Особенно остро стоит вопрос о гарантировании сохранности вкладов юридических лиц, которое как таковое отсутствует в российской практике. В связи с этим автор предлагает для реализации законодательные инициативы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SAFETY GUARANTEES FOR CORPORATE AND RETAIL DEPOSITS IN THE BANKS OF THE RUSSIAN FEDERATION: CURRENT PROBLEMS AND POSSIBLE SOLUTIONS

The article considers the issues of safety guarantees for funds of legal entities and physical persons in banks in Russia. First, an analytical review of such experience in foreign countries is given. Then the article explores the current status of legislation and practice of its implementation in cases when retail deposits are protected via the deposit insurance system in DIA. The author comes to the conclusion that Russia has a positive experience of retail deposits protection, although the duration of this institution has shown there is a need of adjustment. However, the most urgent issue is how to guarantee the safety of corporate deposits, since these guarantees, as such, are missing from in the Russian practice. In this regard, the author proposes to implement legislative initiatives.

Текст научной работы на тему «Гарантии сохранности вкладов физических и юридических лиц в банках Российской Федерации:Актуальные проблемы и пути их преодоления»

Колесников Юрий Алексеевич

доктор юридических наук, доцент кафедры государственного (конституционного) права, муниципального права и природоохранного законодательства юридического факультета Южного федерального университета, член Экспертного совета Комитета Государственной думы РФ по финансовому рынку

УДК 342

АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются вопросы гарантирования сохранности денежных средств физических и юридических лиц в банках России. Сначала делается аналитический обзор такого опыта в зарубежных странах. Затем исследуется актуальное состояние законодательства и практика его реализации при защите вкладов физических лиц через систему страхования вкладов в АСВ. В результате автор приходит к выводу, что в России есть положительный опыт защиты вкладов физических лиц, хотя за время действия данного института назрела необходимость его корректировки. Особенно остро стоит вопрос о гарантировании сохранности вкладов юридических лиц, которое как таковое отсутствует в российской практике. В связи с этим автор предлагает для реализации законодательные инициативы.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: банковские вклады, депозиты, гарантии, банки, страхование, физические лица, юридические лица.

© Колесников Ю.А., 2015

ГАРАНТИИ СОХРАННОСТИ ВКААДОВ ФИЗИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ АИЦ В БАНКАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Гарантирование сохранности денежных средств физических и юридических лиц в банках как Российской Федерации, так и всего мира является важнейшей задачей мировой банковской системы. Для решения этой задачи, как известно, существует ряд гарантийных систем и способов страхования депозитов. Так, по методологии, которая была принята Международным валютным фондом, указанные системы возможно подразделить на две группы: систему гарантий, прямо не выраженных, и систему гарантий, выраженных положительно.

Первая из представленных выше систем используется обычно в странах, в которых чаще всего не существует специальной законодательной базы и других нормативных актов, которые в случае банкротства некоего банка регламентируют порядок, формы, размеры возмещения ущерба его вкладчикам. Отсутствует также практика создания специальных фондов, которые возмещали бы названный ущерб, имеются только не обозначенные четко обязательства государства или иных органов касательно сохранности средств населения, вложенных в банки. Вследствие этого каждый конкретный случай компенсации потерь рассматривается государством отдельно, равно как и порядок выплат по нему

Что же касается системы с гарантиями, которые выражены положительно, то ее основными принципами (а также принципиальными отличиями от вышеописанной системы) являются наличие гарантий возврата банковских вкладов, установленных законодательно, а также специально формируемого для этих целей фонда.

Известно, что система гарантирования вкладов в каждой стране в силу различных национальных условий предполагает определенные особенности, имеющие в своей основе различия в структуре институтов, способах построения системы, возможностях, касающихся охвата кредитных учреждений, которые работают с вкладами населения, а также в порядке образования страховых фондов. В ряде стран только один институт осуществляет управление всей гарантийной системой. В иных странах каждым институтом системы защиты сбережений контролируется отдельный сектор, который включает в себя учреждения определенного типа.

Важным критерием для гарантирования сохранности денежных средств является форма страхования депозитов. Существуют формы обязательного и добровольного страхования. Обязательная форма предусматривает условия проведения страхования, которые устанавливаются законодательно, в числе этого субъекты и объекты страхования, определение размеров страховых взносов (система функционирует в США, Канаде, Великобритании, Нидерландах, Японии). Для добровольной формы страхования характерно самостоятельное принятие каждым банком решения о том, станет ли он участвовать или не участвовать в страховании. Однако банки обычно оказываются в условиях вынужденного наличия страхового обеспечения, так как банк, не участвующий в системе страхования, существенно проигрывает в конкурентной борьбе (система существует во Франции, Германии, Италии). В обоих случаях страховщиками могут выступить как государственные, так и частные, и смешанные организации. Государственные организации формируются, как правило, в ситуации обязательного страхования. Тогда операции осуществляются государственным органом, созданным специально с озвученной целью, без получения прибыли. Для формирования капиталов такой страховой организации могут быть ис-

пользованы государственные средства помимо взносов банков (США). В Германии, Франции, Люксембурге страхование осуществляется организациями, созданными как часть ассоциаций банков, государство же в деятельность таких фондов не вмешивается и их кредитование не осуществляет. Фондами руководят указанные ассоциации банков, формирование их ресурсов происходит только из взносов банков-участников. Кроме того, существует смешанная форма создания гарантийных организаций. В этом случае создание уставного капитала происходит как с помощью органов государственного управления, так и коммерческих структур (Япония) [1].

В качестве объектов страховой защиты могут выступать вклады физических и юридических лиц (либо только физических); вклады только в национальной либо также в иностранной валюте; вклады только резидентов либо включая вклады нерезидентов. Под действие страховой защиты могут подпадать как только местные банки, так и местные и иностранные банки, функционирующие в стране; а также только действующие в стране банки, либо включая и отделения местных банков за границей.

В мировой практике гарантийные фонды традиционно формируются двумя различными способами. В первом случае в момент наступления банкротства банка остальные участники системы изыскивают средства, предназначенные для расчетов с вкладчиками банка-банкрота, непосредственно после факта объявления банкротства. Такой вариант набора капитала обычно используется в частных системах страхования вкладов, которые управляются их членами. В качестве главного недостатка описанного варианта можно обозначить отсутствие твердых гарантий того, что окажется достаточно средств, предназначенных для проведения расчетов. К примеру, при наступлении страхового случая в нескольких банках одновременно может выясниться, что у других участников системы отсутствуют необходимые средства для целей формирования фонда компенсации вкладов срочно. Построенная по такому принципу система предполагает сложности при назначении размера обязательных сборов, так как необходимой информации о состоянии финансов и рисках, принятых банками, в описанной ситуации не имеется.

Второй вариант формирования гарантийных фондов заключается в образовании специализированного фонда за счет взносов, поступающих регулярно. Такой фонд находится в распоряжении управляющей организации. При таком варианте возможно аккумулирование ликвидных ресурсов для выплаты сумм возмещения в срочном порядке, обеспечено участие в покрытии расходов всех участников системы; нагрузка, возникающая из-за необходимости компенсировать депозиты в случаях закрытия несостоятельных банков, для участников системы распределяется по времени. Формирование ресурсов таких институтов происходит благодаря взносам кредитных организаций (обычно это вступительный взнос и постоянные платежи, варьирующиеся относительно объема привлеченных средств), кредитам монетарных властей и международных финансовых организаций. Регулярные взносы кредитных организаций могут составлять как в пределах 0,008 % в Японии, так и до 0,3 % суммы обязательств в Великобритании.

В практике Российской Федерации в настоящее время системы гарантирования сохранности денежных средств физических лиц в банках РФ функционируют на основании Федерального Закона от 23.12.2003 N 177-ФЗ (ред. от 02.04.2014) «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ» [4, с. 2]. Госкорпорация «Агентство страхования вкладов» (далее — АСВ) как НКО и модельный институт регулирования финансовых рынков, общепринятый в мировой практике, функционирует в России с ноября 2004 г. С момента создания АСВ 1204,3 тыс. вкладчиков получили страховое возмещение в размере 341,1 млрд руб. (данные на 1 октября 2014 г.). Согласно статистике (данные на 16 октября 2014 г.), в Системе страхования вкладов (далее — ССВ) зарегистрированы 867 банков, в числе которых 706 действующих банков, имеющих лицензию на работу с физическими лицами, 8 действующих кредитных организаций, ранее принимавших вклады, но утративших право на привлечение денежных средств физических лиц, 153 банка, находящихся в процессе ликвидации. По состоянию на 1 октября 2014 г. размер фонда обязательного страхования вкладов составляет 99,8 млрд руб. (за вычетом сформированного резерва для выплат по наступившим страховым случаям — 82,5 млрд руб.). За время функционирования

ССВ наступило 202 страховых случая. Размер страховой ответственности АСВ по банкам, в отношении которых наступил страховой случай, составляет 354,5 млрд руб. Количество вкладчиков, имеющих право на страховое возмещение в банках, в которых наступил страховой случай, составляет 3210,9 тыс. чел. (все вышеперечисленное по состоянию на 1 октября 2014 г.).

Возвращаясь к процессу ликвидации банков в системе ССВ, следует отметить, что в настоящее время Агентство осуществляет функции конкурсного управляющего (ликвидатора) в 166 кредитных организациях. В данных кредитных организациях 198 560 (данные на 24 октября 2014 г.) кредиторов, объем требований которых составляет 656 496,4 млн руб. (данные на 24 октября 2014 г.). С начала своей деятельности в ноябре 2004 г. АСВ осуществило 206 завершенных процедур ликвидации банков, всего же за это время зарегистрированы 372 указанные процедуры.

В настоящее время Закон [4, с. 2] требует обязательного участия в ССВ от всех банков, которым дано право на привлечение средств населения во вклады. Средства граждан считаются застрахованными с момента включения банка в реестр участников системы страхования вкладов. Согласно действующему законодательству страхованием покрываются вклады физических лиц в размере до 700 000 рублей, а с 01.01.2014 и вклады ИП, связанные с осуществлением коммерческой деятельности.

К тому же, в соответствии с законопроектом № 298254-6, включенным в примерную программу решением Государственной думы на октябрь 2014 г. [5], анализ которого приводится ниже, условия гарантирования государством сохранности денежных средств таковы, что при наличии у вкладчика нескольких вкладов в одном банке компенсирование происходит по каждому из вкладов с учетом их размеров, но не более 1 млн руб. в совокупности. Однако существует ряд исключений, в соответствии с которыми страхованию подлежат не все средства физических лиц, размещенные во вклады в банках - участниках ССВ. Так, страхование вкладов физических лиц не распространяется на средства на счетах адвокатов, нотариусов; на вклады на предъявителя; на средства, переданные банкам в доверительное управление; на вклады в зарубежных фи-

лиалах российских кредитных организаций; на электронные деньги.

Итак, проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"» направлен на то, чтобы предельный размер страховых выплат был увеличен до 1 млн руб.; были введены меры, направленные на снижение рисков системы страхования вкладов, а также были определены источники финансирования дефицита фонда обязательного страхования вкладов. Кроме этого, в настоящее время уже известно о том, что Агентством страхования вкладов изыскиваются возможности усовершенствования гарантийных инструментов. Усовершенствования коснутся того, что рассматриваются перспективы введения гарантий на безотзывные именные сертификаты в добавление к существующим гарантиям на вклады до 700 ООО руб. и надбавки в 300 ООО руб. Уже в течение полутора лет Министерством финансов предлагается ввести в закон термин «безотзывный именной сертификат» и проработать вопрос о том, как повысить привлекательность этого инструмента для вкладчиков. На данный момент гарантии по сертификатам сроком от года предполагаются в размере 1 млн руб., от двух лет — в размере 2 млн руб., от трех лет — 3 млн соответственно. Определенно, условия гарантии будут отличаться от таковых по вкладам, но более высокая гарантия на сертификат, по мнению банкиров, никого не будет ущемлять. Но в данной ситуации необходимой является доработка такого момента: есть риск, состоящий в недобросовестности некоторых участников, которые могут попытаться собрать средства с рынка под гарантии АСВ при помощи повышенных ставок.

Возвращаясь к нынешней ситуации, вспомним, что указанный выше предельный размер страхового возмещения по вкладам (700 000) был введен в действие 1 октября 2008 г. За прошедшие годы сформировались несколько факторов, которые определяют необходимость изменения размера страховых выплат. В числе данных факторов накопленная инфляция. Следствием инфляционных процессов становится тот факт, что объективный уровень за-

щищенности вкладчиков ухудшается. Еще одним из факторов является то, что за последние годы доходы населения увеличились на 50 %. Это влечет за собой постепенное укрупнение вкладов. Так, по данным, приводимым в тексте рассматриваемого законопроекта, в I полугодии 2012 г. 63 % притока средств в банки основано на вкладах свыше 700 тыс. руб. (в 2009 г. — только 40 %). Итогом становится то, что вклады в пределах нынешнего размера страховых выплат составляют по объему 54 % вместо 63 % в 2008 г. [5].

Важно отметить и то, что последствием мирового кризиса 2008 г. явилось повышение гарантий по вкладам как превентивная мера для поддержания стабильности банковского сектора. На сегодняшний день вкладчики в России защищены существенно менее чем не только в экономически развитых странах, но и в ряде стран СНГ (Азербайджан, Казахстан). Международная практика предлагает сопоставление страхового возмещения путем сравнения его с размером ВВП на душу населения. До 2007-2008 гг. такое значение в страховании измерялось 1-2 долями ВВП на одного гражданина государства. Как одно из следствий кризиса, указанный показатель теперь измеряется 3-5 долями ВВП на человека. Страховое возмещение в РФ имеет размер 1,7 доли ВВП за 2011 г. на душу населения, что находится за нижней границей диапазона мировых показателей.

Вместе с тем процентные ставки по вкладам, предлагаемые банками, являются главным козырем в конкурентной борьбе за клиентов, которые имеют вклады, предполагающие при настоящей системе страхования вкладов максимальный размер страхового возмещения. Не стоит упускать из вида и существование риска перераспределения вкладов в потенциально несостоятельные банки, которые заманивают население высоким процентом по депозитам. Законопроект устанавливает в свете вышеизложенного повышение отчислений в фонд обязательного страхования вкладов для кредитных организаций, если их политика создает увеличенные риски для системы страхования вкладов как финансовые меры, сдерживающие возможное усиление данного риска.

Согласно рассматриваемому законопроекту, новая базовая ставка устанавливается на уровне не более 0,15 % расчетной базы за последний

расчетный период. В случаях, предусмотренных Федеральным законом, базовая ставка может быть установлена на уровне вплоть до 0,3 % расчетной базы, но действовать такая ставка сможет не более чем в течение двух расчетных периодов в последующие 18 месяцев. Базовая ставка страховых взносов имеет единый для всех банков размер и обязательна в уплате для всех банков. Дополнительная ставка страховых взносов может быть определена в размере не более 40 % базовой ставки и также едина для всех банков. Чтобы определить, какие банки будут обязаны уплачивать дополнительную ставку или повышенную дополнительную ставку, Банк России предусматривает определение базового уровня доходности как по вкладам, которые привлечены в российских рублях, так и по вкладам в иностранной валюте, рассчитывая среднюю ставку из доводимых до сведения неограниченного круга лиц максимальных процентных ставок по вкладам в банках, которыми было привлечено в общей сложности две трети общего объема вкладов населения в банках РФ, в отношении вкладов, соответствующих тем условиям, которые были определены нормативным актом Банка России как условия расчета базового уровня доходности вкладов.

Обозначенный уровень доходности по вкладам как в российских рублях, так и в иностранной валюте ежемесячно рассчитывается в порядке, предусмотренном нормативным актом Банка России. Банк России доводит эту информацию до сведения неограниченного круга лиц и до сведения банков не позднее трех рабочих дней перед началом каждого месяца. В случае возникновения необходимости нахождения дополнительных источников финансирования, а также ухудшения экономической ситуации или дефицита фонда обязательного страхования вкладов, законопроект закрепляет за Советом директоров ГК «АСВ» право обращения в Банк России с просьбой предоставить кредит без обеспечения на срок до пяти лет. Выплата такого кредита предусматривается из средств будущих взносов в фонд страхования вкладов. Статья 41 Федерального закона предполагает возможность использования Агентством средств Фонда обязательного страхования вкладов для исполнения обязательств по кредиту, предоставленному Банком России [4].

Итак, рассмотрев актуальное состояние систем гарантирования сохранности денежных средств физических лиц в банках Российской Федерации, необходимо упомянуть о ситуации, сложившейся в отношении вкладов юридических лиц, а также о предпосылках для дальнейшего совершенствования института страхования банковских вкладов и законодательных перспективах в данном направлении. Согласно положениям Гражданского кодекса РФ [3] возмещение вкладов юридическим лицам проходит в шестую (последнюю) очередь, что сводит на нет саму вероятность получения такого страхового возмещения. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», принятый 25.02.1999 № 40-ФЗ [6], также не направлен на реальную защиту интересов вкладчиков - юридических лиц. Данные факторы служат наиболее важными предпосылками для совершенствования института страхования банковских вкладов.

В качестве следующих факторов выступают общемировой системный финансово-экономический кризис и его последствия в России; необходимость обеспечения привлекательности вкладов для юридических лиц и повышения кредитоспособности банков для целей развития предпринимательства; отзыв лицензий на осуществление банковской деятельности как следствие жесткой политики банковского надзора ЦБ РФ, который свою роль видит лишь в отзыве лицензий, ничуть не заботясь об интересах вкладчиков; разные последствия банкротства банков для разных категорий вкладчиков и клиентов банков и разных видов активов.

Наконец, в свете вышеизложенного следующие практические рекомендации представляются решительно необходимыми:

следует подготовить законодательную инициативу в Государственную думу Российской Федерации о принятии Федерального закона «О страховании денежных средств юридических лиц в банках Российской Федерации», и в ходе проработки данной инициативы:

- следует предусмотреть замену отчислений банков в Фонд обязательного резервирования на отчисления в страховые фонды, наделив АСВ функциями по их формированию, распределению и использованию в случае отзыва лицензии банка или введения процедуры банкротства;

- использование механизма страхования финансовых рисков является обязательным;

- необходимо нормативно определить более строгие требования и критерии отбора кредитных организаций для размещения денежных средств.

Литература

1. Алексеева Д.Г., Пыхтим C.B. Банковское право: учебник. — М.: Высшее образование, 2012.

2. Баренбойм П.Д. Законопроект о реформе гражданского кодекса игнорирует интересы российских вкладчиков и мировой опыт антикризисной работы на финансовых рынках // Право и экономика. — 2010. — № 11.

3. Гражданский кодекс РФ, часть 2, от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — Ст. 410.

4. О страховании вкладов физических лиц в банках РФ: Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Российская газета. — 2003. — 27 декабря, — С. 2.

5. О внесении изменений в Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»: законопроект № 298254-6 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Государственной думы. URL: http://www.duma.gov.ru.

6. О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций: Федеральный закон от 25.02.1999 № 40-ФЗ (ред. от 14.10.2014) // Собрание законодательства РФ. — 1999. - Ст. 1097.

SAFETY GUARANTEES FOR CORPORATE AND RETAIL DEPOSITS IN THE BANKS OF THE RUSSIAN FEDERATION: CURRENT PROBLEMS AND POSSIBLE SOLUTIONS

Kolesnikov Yu.A., Doctor of Legal Sciences, Associate Professor at the Chair of State (constitutional) Law and Environmental Law of the Law Faculty Southern Federal University, Member of the Expert Council of the Committee of the State Duma on Financial Market

ANNOTATION. The article considers the issues of safety guarantees for funds of legal entities and physical persons in banks in Russia. First, an analytical review of such experience in foreign countries is given. Then the article explores the current status of legislation and practice of its implementation in cases when retail deposits are protected via the deposit insurance system in DIA. The author comes to the conclusion that Russia has a positive experience of retail deposits protection, although the duration of this institution has shown there is a need of adjustment. However, the most urgent issue is how to guarantee the safety of corporate deposits, since these guarantees, as such, are missing from in the Russian practice. In this regard, the author proposes to implement legislative initiatives.

KEYWORDS: bank deposits, deposits, guarantees, banks, insurance, physical persons, legal entities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.