ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 34 ББК 67
ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА КАЖДОГО НА СВОБОДУ СЛОВА В ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА КОЛМАКОВА,
адъюнкт кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
E-mail: [email protected]
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Исследуются гарантии реализации права каждого на свободу слова. Вопрос рассматривается с позиции широкого понимания права с формулировкой выводов, применимых на практике. Ключевые слова: права человека, свобода слова, гарантии, реализация.
Annotation. The article investigates the guarantees of the realization of the right of everyone to freedom of expression. The question is considered from the position a broad understanding of the law with the wording of the findings applicable in practice. Keywords: human rights, freedom of speech, safeguards implementation.
Конституция провозглашает Российскую Федерацию правовым и демократическим государством. Что подразумевает под собой наличие в таком государстве гарантируемых и реально существующих прав и свобод человека и гражданина. Их признание, защита и гарантии считаются основным и определяющим критерием правового характера законодательства и практики его применения1. Российская Федерация, претендующая на звание «правовое государство», признает право человека на свободу слова, гарантируя его непосредственное действие Конституцией, законами и другими правовыми актами. Но насколько реальны эти гарантии?
Чтобы ответить на этот вопрос, по нашему мнению, необходимо обратиться к понятию свободы как ценности права. Свобода обычно включается в число основополагающих ценностей права и часто ставится в их системе на первое место. Однако, в трактовке самого понятия «свобода» не всегда присутствует необходимая определенность. Как писал Ш.Л. Монтескье, «нет слова, которое получило бы столько разнообразных значений и производило бы столь различные впечатления на умы, как слово «свобода». Одни называют свободой легкую воз-
можность низлагать того, кого они наделили тиранической властью; другие — избирать того, кому они должны повиноваться; третьи — право носить оружие и совершать насилия; четвертые видят ее в привилегии состоять под управлением человека своей национальности или подчиняться собственным законам... »2.
Одна из классических концепций свободы принадлежит И. Канту. Свобода, в соответствии с его метафизикой нравов, тесно связывается с понятием «произвол»: «Способность желания, согласно понятиям, поскольку основание, определяющее ее к действию, находится в ней самой, а не в объекте, называется способностью действовать или не действовать по своему усмотрению. Поскольку эта способность связана с сознанием способности совершать поступки для создания объекта, она называется произволом... Свобода произвола есть... независимость его определения от чувственных побуждений — это негативное понятие свободы произвола. Положительное же понятие — это способность чистого разума быть для самого себя практическим». Более краткое определение свободы у Канта — «независимость от принуждающего произвола другого»3.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Эта возможность, именуемая свободой, носит не абсолютный, а относительный характер, поскольку ее объектом является жизненный выбор, изначально ограниченный как имеющимися альтернативами, так и разнообразными внешними и внутренними условиями, сопутствующими его совершению. Собственно, именно нарушение легальных рамок свободы и является основанием для ее «лишения» (точнее ограничения). Поскольку объектом свободы в ее правовом значении является, по существу, только внешняя активность человека, то ее можно определить как возможность движения. Наконец, юридическая свобода отличается от других видов свободы формой своей репрезентации — она гарантирована субъекту через публичное, официальное установление границ допустимого поведения4.
Таким образом, свобода с правовой точки зрения может рассматриваться как официально предоставленная субъекту относительная возможность самостоятельного движения или масштабированное поле беспрепятственного жизненного выбора.
Продемонстрировать ценность свободы в сфере права можно различными способами. Одним из таких способов является ее конституционная гаранти-рованность. Конституционные гарантии прав и свобод представляют собой систему взаимосвязанных и взаимодействующих положений Конституции РФ, обеспечивающих реализацию и защиту констшу-ционных прав и свобод. Под конституционными гарантиями понимаются условия и средства осуществления прав и свобод, основания и формы ограничения прав и свобод человека, пределы их действия, а также совокупность установленных конституцией процессуальных прав, обеспечивающих реализацию и защиту основных прав и свобод человека. Наряду с этим в качестве конституционных гарантий рассматриваются установленные конституцией правозащитные институты вместе с основными принципами их деятельности.
Конституции советского периода гарантировали свободу слова, печати лишь в соответствии с интересами народа и в целях укрепления и развития социалистического строя (например, ст. 50 Конституции СССР 1977 г.). Об интересах и развитии самой личности при этом даже не упоминалось. Действующая Конституция не обусловливает свободу мысли и слова какими-либо идеологическими рам-
ками. Наоборот, конституционные нормы о свободе мысли и слова должны действовать в единстве с положениями Конституции о признании идеологического и политического многообразия, недопущении установления какой бы то ни было идеологии в качестве государственной или обязательной (ст. 13). Реально гарантированная свобода выражения разнообразных взглядов, мнений, убеждений, свобода критики, оппозиции является конкретным показателем демократизма общества5.
В силу значимости гарантий основных прав и свобод, следует рассмотреть, прежде всего, те из них, которые входят в состав конституционной нормы о свободе слова и находятся в имманентной связи с другими ее составляющими.
Ст. 29 Конституции РФ, закрепляя свободу слова, определяет следующие гарантии: запрет принуждать кого-либо к выражению мнений и убеждений или отказу от них (ч. 3 ст. 29 Конституции РФ), гарантия свободы массовой информации (ч. 5 ст. 29 Конституции РФ) и запрет цензуры (ч. 5 ст. 29 Конституции РФ). Данные гарантии имманентно связаны с конституционным правом на свободу слова, они непосредственно направлены на обеспечение именно этого конституционного права. Без этих гарантий свобода слова неосуществима6.
В соответствии с ч. 3 ст. 29 Конституции РФ никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
Ни Конституция РФ, ни основополагающие международные акты не дают определения, понятий «мнения» и «убеждения». В толковом словаре русского языка «мнение» определяется как суждение, выражающее оценку чего-нибудь, отношение к кому-, чему-нибудь, взгляд на что-нибудь; «убеждение» — твердый взгляд на что-нибудь, основанный на какой-нибудь идее, мировоззрении. Таким образом, понятие «мнение» выступает в качестве родового по отношению к понятию «убеждение». Твердые, обоснованные мнения по наиболее важным для конкретного человека вопросам становятся его убеждениями — научными, философскими.
Гарантия ч. 3 ст. 29 Конституции РФ имманентно присуща праву на свободу слова. Конституционное право на свободу слова предполагает свободу выражать мнения и убеждения, а также свободу отказываться от реализации этого права («право на
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
молчание»). Как таковая свобода слова исключает возможность принуждения к выражению своих мнений и убеждений и отказу от них. В обратном случае свобода слова утрачивает свои сущностные свойства и разрушается.
Поэтому конституционный запрет принуждать к выражению своих мнений и убеждений и отказ от них в ч. 3 ст. 29 Конституции РФ следует рассматривать как неотъемлемое конституционное средство защиты права на свободу слова. Конституция РФ не прилагает к данному положению никакой специальной оговорки к закону. Ст. 29 Конституции РФ согласно ч. 3 ст. 56 Конституции РФ не включается в число конституционных прав и свобод, которые не подлежат ограничению. Поэтому в решении вопроса ограничения права на свободу слова следует руководствоваться общими положениями ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, а также другими положениями, предусмотренными самой Конституцией РФ7.
В связи с изложенным следует подчеркнуть, что в юридической науке вопрос о соотношении свободы массовой информации, гарантированной ч. 5 ст. 29 Конституции РФ и свободы информации (ч. 4 ст. 29 Конституции РФ) как составляющей свободы слова, решается неоднозначно.
Многие авторы подчеркивают непосредственную связь свободы массовой информации со свободой слова. Так, В.Г. Елизаров отмечает, что свобода массовой информации неразрывно связана со свободой слова, поскольку первая не может существовать, если гражданам не обеспечены гарантии последней. С этой точки зрения общая норма о свободе слова (ст. 29 Конституции РФ) является, по мнению автора, системообразующим элементом в составе конституционных основ свободы массовой информации.
Массовая коммуникация как особый вид коммуникации, как процесс передачи (распространения) массовой информации представляет собой разновидность коммуникации между неопределенным числом индивидов. Способы распространения обозначаются как средства массовой информации (СМИ), под которыми имеются ввиду любые технические средства приема и передачи сообщений для распространения массовой информации.
СМИ при этом наделяются особым свойством, а именно: способностью преодолевать территориаль-
ную, временную (или территориально-временную) разобщенности множества индивидов. Это множество составляет сообщество, в котором прямые контакты между его членами сильно ограничены либо невозможны.
В связи с этим, свобода массовой информации (ч. 5 ст. 29 Конституции РФ) — один из видов свободы информации (ч. 4 ст. 29 Конституции РФ) и неотъемлемая составляющая свободы слова. Как уже ранее отмечалось, право на свободу слова представляет собой гарантию от вмешательства государства в важнейшую сферу человеческой жизни — коммуникацию: свободу высказываться, выражать мнения и суждения, мысли и чувства, распространять идеи и воззрения, передавать другим людям информацию (любое семантическое содержание) в форме сообщения, свобода соответствующих средств коммуникации8.
Поэтому положения ч. 4 и ч. 5 ст. 29 Конституции РФ, закрепляющие право на свободу информации и свободу массовой информации, в том числе на свободу средств массовой информации, рассматриваются как конкретизирующие, непосредственно связанные с положениями ч. 1 ст. 29 Конституции РФ. Это означает то, что защита свободы массовой информации и средств массовой информации есть не что иное, как защита свободы информации, а в конечном счете — свободы слова.
В свою очередь, защита свободы слова невозможна без защиты права на свободу информации, в том числе массовой информации и соответствующих средств. При этом гарантии массовой информации и гарантии средств массовой информации (запрет цензуры в соответствии ч. 5 ст. 29 Конституции РФ) — суть особый вид гарантий свободы слова по ч. 1 ст. 29 Конституции РФ9.
Исходя из сказанного, следует считать, что положение ч. 5 ст. 29 Конституции РФ не только закрепляет негативную обязанность государства (запрет вмешательства), но и содержит позитивную обязанность — не допускать концентрацию собственности (прежде всего государственной собственности) на рынке средств массовой информации, а также обязанности поддерживать конкуренцию и уделять особое внимание монопольным тенденциями на соответствующих рынках товаров и услуг.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Таким образом, свобода массовой информации как одна из составляющих свободы слова имеет институциональную природу. Будучи непосредственно связанной с информационными ресурсами, свобода массовой информации выступает по отношению к свободе слова как дополнительное право. Свобода массовой информации как дополнительное право — суть экономическая составляющая свободы слова. Как таковая свобода массовой информации гарантирует экономическую свободу средств коммуникации.
Признаками цензуры в смысле ч. 5 ст. 29 Конституции РФ является ее предварительный и внешний характер. Исключения из этого правила возможны на основании федерального закона в соответствии с Конституцией РФ. Конституция РФ устанавливает запрет на предварительную цензуру, а именно на требования должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы, а равно налагать запрет на распространение сообщений и материалов или их отдельных частей10.
Таким образом, конституционными гарантиями, имманентно присущими праву на свободу слова, являются, согласно ст. 29 Конституции РФ, запрет принуждать кого-либо к выражению мнений и убеждений или отказу от них (ч. 3), свобода информации (ч. 4), в том числе свобода массовой информации (ч. 5), и запрет цензуры (ч. 5). Эти гарантии входят в состав конституционного права на свободу слова как комплексного явления.
Последующая цензура призвана не допускать свободу слова в сферах, на которые свобода слова не распространяется, например, запрет на сбор и распространение информации о частной жизни лица без его согласия (ч. 1 ст. 24 Конституции РФ); запрет определенных видов агитации и пропаганды (ч. 2 ст. 29 Конституции РФ). Следовательно, по смыслу Конституции РФ, запрет цензуры не является безоговорочным. На основе конституционных положений федеральный законодатель вправе при определенных условиях и в определенный срок устанавливать в форме Федерального конституционного закона ограничения права на свободу слова средствами цензуры.
1 Коваленко А.И. Конституционное право России. М.: Юрист.
2008. С. 237.
2 Монтескье Ш.Л. О духе законов. Избранные произведения М., 1955. С. 288.
3 Кант И. Метафизика нравов. Сочинения в 6 томах. Т. 4. 4.2. М., 1965. С. 119—120.
4 Ромашов Р.А. Право — язык и масштаб свободы. СПб, 2015. С. 133.
5 См. подробнее: Поляков А.В. Общая теория права: Проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода. СПб, 2004. С. 335.
6 Эктумаев А.Б. Свобода слова в Российской Федерации (конституционно-правовое исследование). Дисс. к.ю.н., 2012. С. 67.
7 См.: Кин Д. Средства массовой информации и демократия. М.: Наука, 2012. С. 17—20.
8 Эктумаев А.Б. Указ.Соч. С. 71.
9 Кочев В.А. Право частной жизни в структуре основных прав и свобод человека и гражданина. Пермь: Изд-во Перм. гос. унта, 2006. С. 88.
10 Пальцева Е.С. Допустимые ограничения свободы слова во время избирательных кампаний с целью защиты чести, достоинства кандидата // Конституционное и муниципальное право.
2009. № 12. С. 53—55.
Полиция Российской империи. Монография. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Борисов А.В., Малыгин А.Я., Мулукаев Р.С. Изд-во ЮНИТИ, 2014. 320 с.
В монографии исследуются организация и деятельность полиции Российской империи. Рассматривается деятельность учреждений, выполнявших полицейские функции до образования империи, анализируется процесс слома полиции самодержавной России весной 1917 г.
Книга рассчитана как на профессиональных историков, правоведов, сотрудников полиции, так и на всех интересующихся отечественной историей.