Научная статья на тему 'Гарантии прав личности: понятие и классификация'

Гарантии прав личности: понятие и классификация Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6722
405
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гарантии прав личности: понятие и классификация»

регулироваться с помощью закона (дружба, мораль и т. п.).

Нематериальное благо является предметом многих правоотношений. Примеры можно найти во многих отраслях права: интеллектуальная собственность, честь, достоинство человека и т. п. В ряде случаев предметом тех или иных правоотношений является поведение человека: выполнение обусловленной договором или контрактом работы, оказание определенного вида услуг, вы-

полнение определенных функций органом государства, должностным лицом.

На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод: правоотношение имеет социально-экономическую основу и собственно юридические свойства; оно определяет конкретное поведение (деятельность) сторон и вносит элемент урегулированности и порядка в общественную практику, формулируя или реализуя общественную волю.

ГАРАНТИИ ПРАВ ЛИЧНОСТИ: ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ О.В. Белянская

Конституция Российской Федерации провозгласила права человека высшей ценностью. Она также возлагает на государство, его органы, должностных лиц обязанность защищать и гарантировать неотъемлемые права личности без различия национальности, языка, религии, пола, политических убеждений, общественного положения и т. д. Тем самым государство признает неприкосновенные и неотчуждаемые права человека как основу демократического развития общества, на которую оно не может покушаться.

Произошедшие в нашем государстве экономические и политические реформы затронули различные сферы общественной жизни, их необходимость неоспорима, но они должны проводиться при одновременном создании надежных механизмов обеспечения социальной и правовой защиты населения, особенно тех, кто находится в сложной жизненной ситуации: пенсионеров, студентов, инвалидов, работников бюджетной сферы и т. д. Гарантии реализации прав личности - это не только правовая обеспеченность, закрепленная в международном и внутригосударственном законодательстве, но и система экономических, политических, духовных и иных отношений, условий, без которых требования личности к обществу носили бы чисто формальный характер. При этом общие условия реализации прав личности, к числу которых относятся экономические, социальные, политические и духовные основы функционирования общества, в литературе получили название общих гарантий прав личности. Закрепленные же в законе средства, которые являются правовым выражением общих условий, непосредственно обеспечивают возможность правомерной их реализации и охраны прав человека в обществе, есть юридические гарантии этих прав [1-2].

В юридической литературе проблема гарантий освещена достаточно подробно. Например,

Н.И. Матузов рассматривает гарантии в качестве элемента правовой системы [3], а Т.В. Синюкова предлагает их исследовать в качестве самостоя-

тельной категории, имеющей свои черты, объект воздействия, систему, структуру, методы реализации [4], также предлагается не отождествлять гарантии с другими понятиями: мерами правовой охраны, мерами правовой защиты, юридической ответственностью [5].

Гарантии - это система социально-экономических, политических, нравственных, юридических и организационных предпосылок, условий, средств и способов, обеспечивающих равные права и возможности личности для реализации своих прав, свобод и интересов. Гарантии базируются на основных принципах, выработанных человечеством: гуманизме, справедливости, законности, целесообразности, равноправии и других. И, по мнению A.C. Мордовца, их основной функцией является исполнение обязательств государством в сфере реализации прав личности [6].

По своей сущности гарантии есть система условий, обеспечивающих удовлетворение благ и интересов человека. Объектом гарантий выступают общественные отношения, связанные с охраной и защитой прав личности. Содержание гарантий весьма широко и обусловлено их целевой, институциональной и функциональной направленностью и зависит от общественно-политических и иных процессов, происходящих в государстве на определенных этапах его исторического развития.

Понятие гарантий тесно связано с такими категориями, как «социальная защита», «правовая защита», «система обеспечения», «условия», «факторы» и подчас приобретает более широкое или, наоборот, узкое смысловое значение. Примером могут служить нормативные акты в сфере правоохранительной деятельности.

Так, раздел VI Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 г. назван «Гарантии социальной и правовой защиты, ответственность лиц, занимающихся частной детективной и охранной деятельностью». Очевидно, что социальные и правовые меры защиты на-

званных субъектов права выступают в качестве формы гарантий и к социальным условиям их реализации относят обязательное страхование граждан, занимающихся частной детективной деятельностью, уплату взносов в пенсионный фонд и фонд государственного социального страхования Российской Федерации (ч. I, 2 ст. 19). Правовой формой защиты является ответственность правонарушителей за сопротивление, угрозу или насилие в отношении частных детективов и охранников (ч. 3 ст. 19) [7].

Здесь условия выступают в качестве определяющего фактора осуществления социальных и правовых гарантий. И сам термин «гарантии», судя по содержанию статьи, находится как бы «вне пределов видимости» законодателя и сводится к условиям, привносится им через содержание юридической ответственности, то есть меры государственного принуждения.

В юридической литературе много внимания уделяется классификации гарантий прав личности. Гарантии служат выражением социальной свободы, ответственности и активности граждан. Сами по себе политические, экономические, духовные предпосылки и условия не служат основанием для реализации прав и свобод личности, они становятся собственно гарантиями лишь через юридическую форму и организационные усилия государства и общества.

Отсюда закономерно выделение гарантий прав человека и гражданина с позиции системы, включающей в себя общие гарантии, юридические или специальные гарантии и организационные гарантии.

Общие гарантии представляют собой систему мер, условий, факторов, средств, направленных на реализацию и профилактику нарушений, развитие прав и свобод личности. Общие гарантии по социальной направленности делятся на материальные, политические, духовные и иные гарантии.

Юридические гарантии характеризуют систему юридических средств и способов охраны и защиты прав человека и гражданина. Среди юридических гарантий прав человека и гражданина следует различать гарантии реализации и гарантии охраны. К первой группе относятся такие юридические гарантии, как пределы прав и свобод, их конкретизация в текущем законодательстве; юридические факты, с которыми связывается их обладание и непосредственное пользование; процессуальные формы реализации; меры поощрения и льготы для стимулирования правомерной их реализации.

Ко второй группе юридических гарантий относят: конституционный контроль и надзор; меры защиты и меры ответственности виновных за нарушение прав и свобод личности; процессуальные формы осуществления контроля и надзора; средства предупреждения и профилактики нару-

шений прав личности и другие правовые средства [8, 9].

По сфере действия гарантии можно классифицировать на внутригосударственные и международные механизмы гарантий прав человека и гражданина.

Внутригосударственные гарантии представляют систему социально-экономических, политических, нравственных и правовых средств, обеспечивающих непосредственную защиту прав человека и гражданина. Они закрепляются прежде всего в Конституции страны и в актах конституционно-правового значения.

Международные гарантии прав личности -это коллективные меры мирового сообщества экономического, организационного, идеологического характера, обеспечивающие охрану и защиту прав личности. В частности, политикоправовую систему международных гарантий составляют Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах и другие международные документы.

Действующая Конституция России рассматривает права человека и гражданина с позиции правового статуса личности, в этой связи виды гарантий прав человека и гражданина можно классифицировать по основанию правового положения личности на общие, специальные и индивидуальные гарантии [6, с. 176].

Общие гарантии - это система экономических, политических, духовных и иных отношений, условий и факторов, провозглашаемых Конституцией, без которых требования личности к обществу носили бы формальный характер (ч. 1 ст. 17 Конституции РФ).

Специальные гарантии представляют собой систему социально-экономических, политических и юридических факторов, способствующих охране и защите определенных категорий граждан, иных субъектов правовых отношений: депутатов, военнослужащих, вузовских работников и т. д.

Индивидуальные гарантии объединяют меры и условия организационного, процедурного, материального, правового и иного характера, обеспечивающие личности реализацию права, конкретных жизненных обстоятельствах на основе закона. Нередко законодатель формулирует индивидуальные гарантии в качестве целостного института. Например, институт гарантий личной безопасности сотрудника милиции (ст. 16 Закона «О милиции»).

Общие и правовые гарантии прав личности существуют в неразрывной связи с организационными гарантиями. Организационные гарантии - это деятельность государства, его органов, должностных лиц, общественных организаций в области правотворческой, правоприменительной практики, осуществления мер процедурного, контрольного и иного характера. Цель организационных

гарантий - повышение эффективности использования внутригосударственных и международных гарантий прав личности. Содержание организационных гарантий включает определение, принятие и решение задач социальной и правовой политики; работу государственных органов, должностных лиц и общественных организаций; обработку информации; организационные процедуры применения средств техники и связи и т. д. Соответственно, по содержанию организационные гарантии можно классифицировать на контрольные, процедурные и организационно-технические.

В современном мире проблема гарантий прав человека и гражданина приобретает ярко выраженный междисциплинарный, международноправовой характер. Тема прав человека, сфера их действий не ограничена одной отраслью знания, она не знает пространственных границ и связана с вопросами охраны, защиты личности, экономического взаимодействия государств, научно-технического прогресса, образования, культуры и других сторон жизнедеятельности мирового сообщества.

Гарантом прав и свобод человека по Конституции Российской Федерации является Президент, важную роль в вопросах охраны и защиты

прав человека играют также Конституционный Суд Российской Федерации и иные суды.

1. Права личности в социалистическом обществе. М., 1981. С. 64.

2. Чхиквадзе В.М. Гарантировано конституцией. М.,

1979. С. 49.

3. Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987. С. 8.

4. Синюкова Т.В. Юридические гарантии как метод регулирования правового положения личности. Вопросы теории государства и права: Межвуз. сб. науч. раб. Вып. 9. Саратов, 1991. С. 150-160.

5. Толкачев КБ., Хабибулин А.Г. Личные конституционные права и свободы граждан СССР: система, характеристика, особенности реализации. Уфа, 1990. С. 46.

6. Мордовец A.C. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. Саратов, 1996. С. 169.

7. Ведомости депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. №17. 23 апр. Ст. 1209.

8. Витрук Н.В. О юридических средствах обеспечения реализации и охраны прав советских граждан // Правоведение. 1964. № 4. С. 31.

9. Конституционный статус личности в СССР. М.,

1980. С. 177, 200 и др.

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВОВОГО САНКЦИОНИРОВАНИЯ

Э.А. Сатина

Одной из недостаточно изученных проблем в теории государства и права является проблема правового санкционирования. До настоящего времени в отечественной и зарубежной юридической науке не существует однозначного смысла понятия «правовое санкционирование». Подчас разброс определений понятия настолько широк, что порождает все новые и новые проблемы, которые ставят в тупик как юридическую науку, так и практикующих юристов. Многие отдельные аспекты данной проблемы глубоко разрабатывались и разрабатываются отечественными авторами, но в российской правовой литературе не существует ни одной специальной монографии, которая была бы посвящена комплексному исследованию проблемы правового санкционирования, что вызывает затруднения в рассмотрении ряда других вопросов теории права и государства и определяет ее актуальность.

Среди различных направлений государственной власти главными являются руководство, управление и координация волевых действий людей. Опыт показывает, что граждане или их организации не всегда добровольно и надлежащим образом соблюдают обязательные для них нормы.

Средств социального регулирования достаточно много: обычаи, традиции, религии, мораль, этикет; особое место среди них занимает право. Несмотря на существенные различия между ними, их объединяют и общие свойства: все они представляют собой правила поведения, выражающие стремление общества к поддержанию социального порядка. В современном обществе сосуществуют две системы - правовые нормы и все остальные неправовые нормы, что явилось основанием для поиска разграничительного критерия. Для решения проблемы предлагались различные критерии, наиболее распространенными из которых являются принуждение и «порядок рассмотрения». Оба критерия подверглись анализу и справедливой критике Ж. Карбонье. Право отличается не тем, что оно принудительно и обеспечивается санкциями, а тем, что только оно санкционировано государством, при этом надо учитывать, что право опирается на силу нравственности, прогрессивного обычая, общезначимых религиозных заповедей, на осознание его необходимости и др., что составляет своеобразный фундамент силы права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.