Меркулова Е. А.
6.2. ГАРАНТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УКРАИНЕ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
Меркулова Екатерина Александровна, аспирантка кафедры управления, административного права и процесса и административной деятельности Национального университета государственной налоговой службы Украины
Аннотация: В статье анализируются гарантии
деятельности общественных организаций в Украине: от общих (экономических, социальных, политических, идеологических) к юридическим (нормативным и организационным), с помощью которых общественные организации реализуют свои задачи и функции.
Ключевые слова: общественные организации,
гарантии деятельности общественных организаций, общие гарантии, юридические (специальные) гарантии.
ACTIVITY GUARANTEES OF SOCIAL ORGANIZATIONS IN UKRAINE: THEORETICAL AND LEGAL ASPECTS
Merkulova Ekaterina Alexandrovna, Ph.D. candidate of the chair of authority, administrative law, and litigation and administrative industry of the National university of State tax service of Ukraine.
Annotation: This article analyzes activity guarantees of social organizations: from the general (economic, social, political, ideological) to the legal (statutory and organizational), through which objectives and functions of social organizations are exercised.
Keywords: social organizations, activity guarantees of social organizations, general guarantees, legal (special)
guarantees.
Конституция Украины закрепила систему политических прав и свобод человека и гражданина, среди которых фундаментальное значение имеет право на свободу объединения в общественные организации. Однако провозглашение, даже в Основном Законе базового конституционного права еще не гарантирует его реальность, т.е. способность субъектов в полной мере пользоваться возможностями, которые составляют
содержание этого права.
Реализация права на свободу объединения в
общественные организации, а также эффективная деятельность общественных организаций напрямую
зависят от нормативно определенной системы гарантий.
В юридической науке гарантии деятельности общественных организаций рассматриваются
преимущественно как элемент конституционно-правового статуса общественной организации (А. Ващук), или внимание ученых сосредоточено на гарантиях деятельности отдельных видов общественных организаций (например, правозащитных - И. Темех). Именно поэтому на сегодняшний день актуальность исследования гарантий деятельности общественных
организаций обусловлено, прежде всего, изменениями в правовом регулировании статуса этих объединений граждан в связи с принятием Закона Украины «Об
общественных объединениях» от 22.03.2012 г. № 4572^11, который вступил в силу 19 апреля 2012 и введен в действие с 1 января 2013 г. (далее - Закон). Указанный Закон по-новому определил правовые и организационные основы реализации права на свободу объединения, порядок создания, регистрации, деятельности и прекращения общественных объединений, в том числе общественных организаций, а также гарантии их деятельности.
Итак, институт гарантий деятельности общественных организаций требует комплексного исследования с учетом новых законодательных подходов к урегулированию их правового статуса.
Целью данной публикации является анализ гарантий деятельности общественных организаций, определение их понятия и системы для дальнейшего развития отечественной правовой науки и практики, а также разработки научных рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства в соответствующей сфере.
Прежде обратимся к терминологии. Так, в теории права наиболее применяемой категорией является понятие «гарантии прав и свобод человека и гражданина», выяснив содержание которого, можно применить полученные знания для определения термина «гарантии деятельности общественных организаций».
В частности, Н. Хавронюк под гарантиями реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина подразумевает условия и средства, принципы и нормы, которые обеспечивают осуществление, охрану и защиту указанных прав, является залогом выполнения государством и другими субъектами правоотношений тех обязанностей, которые возлагаются на них с целью реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина2. А. Скакун гарантии прав, свобод и обязанностей человека и гражданина понимает как систему социально-экономических, моральных, политических, юридических условий, средств и способов, обеспечивающих их фактическую реализацию, охрану и надежную защиту3. С. Калашников определяет гарантии прав и свобод как совокупность средств, способов и процедур, создающих условия, при которых личность может реально защищать и отстаивать на законном основании предусмотренные Конституцией,
законодательными актами и текущим законодательством свои права и интересы, которые признаются, придерживаются всем обществом и защищаются
4
государством .
Итак, из приведенных формулировок следует, что понятие «гарантии» определяются через различные термины, среди которых наиболее распространенными являются: нормы, принципы, условия, факторы,
требования, средства, способы, процедуры, институты и т.п.. Не вдаваясь в детальный лингвистический анализ приведенных терминов, заметим, что все они имеют место, однако, по мнению автора, ключевой и обобщающей категорией для характеристики гарантий
1 Про громадські об'єднання: Закон України від 22.03.2012 р. № 4572-^ // Офіційний вісник України. - 27.04.2012. - № 30. - Ст. 1097.
2 Рабінович П.М., Хавронюк М.І. Права людини і громадянина: навчальний посібник. - К.: Атіка, 2004. - С. 246
3 Скакун О.Ф. Теорія держави і права: Підручник. - 2-е вид. - Харків: Консум,2005. -С. 187
4 Калашников С.В. Система конституционных гарантий обеспечения
прав и свобод граждан в условиях формирования в России гражданского общества // Государство и право. - 2002. - № 10. - С. 18
выступает термин «средства». Он объединяет все остальные элементы, которые можно назвать «средствами», а именно: нормы, принципы, факторы, процедуры, институты и т.п..
Несмотря на то, что традиционно сложилась точка зрения, согласно которой гарантии делятся на общие, т.е. отвечающие различным сферам общественных отношений, и юридические (специальные), т.е. закреплены в действующем законодательстве той или иной страны, заслуживает внимания мнение Ж. Пустовит: «В условиях правового государства все гарантии определяют как юридические»5.
Общими гарантиями деятельности общественных организаций является совокупность всех общесоциальных условий (экономических, политических, социальных, идеологических и др.), способствующие реализации общественными организациями своих задач и функций.
Общие гарантии определяются всеми общественными отношениями, которые существуют в государстве и общественной жизни, способствуют эффективной организации деятельности общественных организаций, обеспечивающих их включения в сферу принятия и реализации государственных решений и т.п.
К общим гарантиям деятельности общественных организаций можно отнести: экономические, социальные, политические, идеологические и др.
В частности, среди экономических гарантий необходимо выделить:
- владение собственностью и защита различных ее форм;
- закрепление свободы экономической деятельности;
- социально ориентированная рыночная экономика;
- преодоление поляризации населения на бедных и богатых, обеспечение материального благосостояния граждан.
К социальным гарантиям традиционно относят:
социальную справедливость, а также социальную
направленность деятельности государства в решении важных социальных вопросов, связанных с образованием, социальным обеспечением, здравоохранением, материнства и детства. Политические гарантии - это политический плюрализм и гласность; утверждение
демократических принципов в организации и деятельности органов государственной власти; демократическая избирательная система, свобода оппозиции, распределение властей. Идеологические гарантии - это определенный уровень политической и правовой культуры, правосознания; общегосударственная
консолидирующая правовая идеология как фактор сочетание личных и государственных интересов; доступность и достоверность, воспитание гражданственности и т.д.
Конечно, приведенный перечень гарантий не является исчерпывающим, что обусловлено развитием общества, а также разнообразием условий и средств, влияющих на деятельность общественных организаций.
Юридические гарантии деятельности общественных организаций - это совокупность юридических средств (норм и институтов), с помощью которых общественные организации реализуют свои задачи и функции, а также происходит охрана и защита общественных организаций.
Юридические гарантии деятельности общественных организаций предусмотрены Конституцией Украины и действующими законодательными актами в сфере
5 Пустовіт Ж. Поняття соціальних гарантій прав і свобод людини і громадянина в Україні // Право України. - 2000. - № 3. - С. 28
организации и деятельности общественных организаций. Приоритетным видом юридических гарантий деятельности общественных организаций являются нормативно-
правовые, под которыми следует понимать систему норм, предусматривающих следующие элементы: нормы-
принципы, процессуальные нормы, права и обязанности организаций, предусмотренных правовыми и корпоративными нормами, а также юридическая
ответственность.
Нормы-принципы - это один из видов
специализированных норм, в которых сформулированы неоспоримые требования общего и относящиеся ко всем или большинству институтов или норм права6. Важным видом гарантий деятельности общественных организаций являются предусмотренные ст. 3 Закона принципы образования и деятельности общественных объединений, среди которых:
- добровольность;
- самоуправление;
- свободный выбор территории деятельности, равенство
перед законом, отсутствие имущественного интереса их членов (участников) прозрачность, открытость и
публичность.
Среди нормативно-правовых гарантий важную роль играют процессуальные нормы, которые представляют собой систему правовых средств, установленных законом для осуществления правосудия. Наиболее важной процессуальной гарантией общественных организаций является право на судебную защиту. Однако способность выступать в гражданском суде истцом принадлежит только общественной организации, имеющей статус юридического лица, то есть той, которая была
легализована путем государственной регистрации. Вместе с тем, Закон предусматривает, что решения, действия или бездействие уполномоченного органа по вопросам регистрации, приняты (совершены) на основании ст. 16, где речь идет об уведомлениях об образовании общественного объединения (для общественного
объединения, которое намерено осуществлять
деятельность без статуса юридического лица), могут быть обжалованы в суде в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Украины.
Юридические обязанности общественных организаций выступают необходимой составляющей оптимального взаимодействия государства и общественных организаций, без которых невозможно правовое регулирование и четкий правопорядок. Юридическая обязанность устанавливает законную меру определенного поведения участника конкретных правоотношений -носителя этой обязанности. Общие обязанности общественных организаций содержатся в Законе Украины «Об общественных объединениях». Дополнительные юридические обязанности возлагаются на общественные организации, получившие статус юридического лица. Например, в соответствии с ч. 3 ст. 23 Закона общественное объединение со статусом юридического лица, созданные им юридические лица (общества, предприятия) обязаны вести бухгалтерский учет, финансовую и статистическую отчетность, быть зарегистрированными в органах государственной налоговой службы и платить в бюджет обязательные платежи в соответствии с законом. Кроме того, в зависимости от конкретного вида организации, устанавливаются дополнительные обязанности
6 Заворотченко Т.М. Конституційно-правові гарантії' прав і свобод людини і громадянина в Україні / Автореф...канд.юр.н.. - К., 2002. - С.8
Меркулова Е. А.
специальными законами, регулирующими статус отдельных видов общественных организаций.
Гарантиями деятельности общественных организаций являются права общественных организаций. В частности, предписание ч. 1 ст. 21 Закона предусматривает, что для осуществления своей цели (целей) общественное объединение (в частности, общественная организация) имеет право:
1) свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои цели;
2) обращаться в порядке, определенном законом, в органы государственной власти, органы власти Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления, их должностным и служебным лицам с предложениями (замечаниями), заявлениями (ходатайствами), жалобами;
3) получать в порядке, определенном законом, публичную информацию, находящуюся во владении субъектов властных полномочий, других распорядителей публичной информации;
4) участвовать в порядке, определенном законодательством, в разработке проектов нормативноправовых актов, которые издаются органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым, органами местного самоуправления и касаются сферы деятельности общественной организации и важных вопросов государственной и общественной жизни;
5) проводить мирные собрания;
6) осуществлять иные права, не запрещенные законом.
Вместе с тем, Закон предоставляет больше прав тем
общественным организациям, которые получили статус юридического лица. В частности, они имеют право:
1) быть участником гражданско-правовых отношений, приобретать имущественные и неимущественные права в соответствии с законодательством;
2) осуществлять, в соответствии с законом, предпринимательскую деятельность непосредственно, если это предусмотрено уставом общественной организации или через созданные в порядке, предусмотренном законом, юридические лица (общества, предприятия), если такая деятельность соответствует цели (целям) общественной организации и способствует ее достижению;
3) учреждать в целях достижения своей уставной цели (целей) средства массовой информации;
4) участвовать в осуществлении государственной
регуляторной политики согласно Закона Украины «О принципах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности»;
5) участвовать в порядке, определенном
законодательством, в работе консультативных, совещательных и других вспомогательных органах, образуемых органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым, органами местного
самоуправления для проведения консультаций с
общественными организациями и подготовки рекомендаций по вопросам, касающимся сферы их деятельности (ч. 2 ст. 21 Закона).
Еще одной составляющей нормативно-правовых гарантий является юридическая ответственность
общественных организаций. Однако объем публикации не позволяет раскрыть всю систему гарантий деятельности общественных организаций. В частности, без внимания автора остался вопрос юридической ответственности как гарантии деятельности общественных организаций.
Указанное и другие вопросы станут предметом последующих публикаций автора.
Второй важной составляющей системы юридических гарантий деятельности общественных организаций являются организационные гарантии деятельности общественных организаций (система органов государственной власти, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества), которые, дополняя нормативно-правовые, обеспечивают общественным организациям больше возможностей для реализации цели, с которой они были образованы.
К организационным гарантиям деятельности общественных организаций, относятся, прежде всего, государственные органы, предусмотренные Конституцией Украины:
- высшие органы государственной власти (Верховная Рада Украины, Президент Украины, Кабинет Министров Украины);
- судебные органы;
- прокуратура Украины;
- местные государственные администрации;
- Конституционный Суд Украины.
Кроме приведенных, особая роль отведена органам, осуществляющим государственный надзор и контроль за соблюдением закона общественными организациями. Согласно ч. 5 ст. 22 Закона это не только органы исполнительной власти, но и органы местного самоуправления.
Статья 22 Закона определяет принципы взаимодействия общественных объединений (в том числе общественных организаций как их разновидности) с органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым, органами местного самоуправления.
В частности, государство обеспечивает соблюдение прав общественных организаций. Вмешательство органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц в деятельность общественных организаций, равно как и вмешательство общественных организаций в деятельность соответствующих органов, их должностных и служебных лиц, не допускается, кроме случаев, предусмотренных законом.
Органы государственной власти, органы власти Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления могут привлекать общественные организации к процессу формирования и реализации государственной политики, решению вопросов местного значения. При этом на соответствующие органы Законом возлагаются обязанности, которые следует рассматривать как гарантии деятельности общественных организаций. В частности, проведение в порядке, определенном законодательством, консультаций с общественными организациями по проектам нормативно-правовых актов, касающихся правового статуса общественных организаций, их финансирования и деятельности, является обязательным (ч. 4 ст. 22 Закона).
Необходимо отличать гарантии права на свободу объединения (ст. 5 Закона) и гарантии деятельности общественных организаций. Если первые связаны с реализацией возможностей участия в общественной организации, то вторые обеспечивают эффективное функционирование общественной организации.
Общие и специальные гарантии деятельности общественных организаций находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии, что можно
проиллюстрировать следующим примером. Среди общих гарантий деятельности общественных организаций главное место занимают экономические гарантии, определяются уровнем экономического развития государства. Вместе с тем, предписание ч. 1 ст. 23 Закона закрепляет право общественных организаций со статусом юридического лица на финансовую поддержку за счет средств Государственного бюджета Украины, местных бюджетов в соответствии с законом. Приведенная норма является юридической гарантии деятельности общественных организаций, реализация которой обусловлена размером средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на текущий год, что, в свою очередь, непосредственно обусловлено текущей
экономической ситуацией в государстве.
Вместе с тем, что касается финансовой поддержки, то бытует точка зрения, что прямое финансирование
общественных организаций нивелирует саму идею
гражданского общества. Объединение граждан не может финансово зависеть от государства. Оно может добиваться государственной поддержки отдельных проектов или социальных групп, ради интересов которых и образуется значительная часть общественных
организаций - начиная от экологических до культурнопросветительских7.
Итак, приведенное выше позволяет прийти к следующим выводам. Общественные организации в Украине смогут эффективно реализовать свое предназначение лишь при условии обеспечения всего комплекса гарантий, как общесоциальных, так и специально-юридических. При этом среди различных видов гарантий не стоит выделять приоритетные (основные) и второстепенные, ведь все они в той или иной степени способствуют реализации
общественными организациями своего социального назначения и цели: от социально-экономических
отношений, идеологических и политических средств - до нормативных (нормы-принципы, процессуальные нормы, права и обязанности, юридическая ответственность) и организационных гарантий.
Список литературы:
1. Об общественных объединениях: Закон Украины от
22.03.2012 г. № 4572-VI / / Официальный вестник Украины. -27.04.2012. - № 30. - Ст. 1097.
2. Рабинович П.М., Хавронюк М.И. Права человека и гражданина: учебное пособие. - К.: Атика, 2004. - С. 246.
3. Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник. - 2-е изд. -Харьков: Консум, 2005. - С. 187.
4. Калашников С.В. Система конституционных гарантий обеспечения прав и свобод граждан в условиях формирования в России гражданского общества / / Государство и право. - 2002. -№ 10. - С. 18.
5. Пустовит Ж. Понятие социальных гарантий прав и свобод человека и гражданина в Украине / / Право Украины. - 2000. - №
3. - С. 28.
6. Заворотченко Т.М. Конституционно-правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина в Украине / Дис ... канд.юр.н.. - М., 2002. - С.8.
7. Ковалев П. Готовы ли мы стать обществом граждан? / / День. -№ 54. - 28 марта 2012. - С. 4.
Reference list:
1. Public associations Act: the Law of Ukraine of 22.03.2012, № 4572-VI / / Official Journal of Ukraine. - 27.04.2012. - № 30. - P. 1097.
2. Rabinowitch P.M., Havronyuk M.I. Human and civil rights: a teaching guide. - K.: Atika, 2004. - P. 246.
3. Skakun O.F. Theory of State and Law: Textbook. - 2nd ed. -Kharkiv: Consum, 2005. - P. 187.
4. Kalashnikov S.V. The system of the constitutional guarantees of providing the rights and freedoms of citizens in the conditions of development of civil society in Russia / / State and law. - 2002. - № 10. - P. 18.
5. Pustovit J. The concept of the social guarantees of the rights and freedoms of human and citizen in Ukraine / / Law of Ukraine. - 2000. -№ 3. - P. 28.
6. Zavorotchenko T.M. Constitutional and legal guarantees of the rights and freedoms of human and citizen in Ukraine / Dis ... Ph.D. candidate.. - M., 2002. - P. 8.
7. Kovalev P. Are we ready to become a society of citizens? / / Day. -№ 54. - March 28, 2012. - P. 4.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Меркуловой Е. А. «Гарантии деятельности общественных организаций в Украине: теоретико-правовой аспект»
На современном этапе развития гражданского общества в Украине, в частности, становления общественных организаций как отдельного института, определения гарантий деятельности общественных организаций является одним из ключевых вопросов для обеспечения эффективного функционирования общественных организаций и осуществления последним предоставленных им действующим законодательством прав и обязанностей в полной мере.
Стоит согласиться, что на сегодняшний день актуальность исследования гарантий деятельности общественных организаций обусловлено, прежде всего, изменениями в правовом регулировании статуса этих объединений граждан в связи с принятием Закона Украины «Об общественных объединениях» от
22.03.2012 г. № 4572 -VI (далее - Закон), что обусловливает актуальность темы исследования Е. А. Меркуловой.
В статье освещены подходы к определению понятия гарантий деятельности, на основании которых определены ключевую и обобщающую категорию для характеристики гарантий, а именно -термин «средства».
Особое внимание автор уделила анализу гарантий деятельности общественных организаций: от общих
(экономических, социальных, политических, идеологических) к юридическим (нормативным и организационным), с помощью которых общественные организации реализуют свои задачи и функции.
Акцентирование на Законе и выделение видов гарантий через призму норм действующего законодательства является достаточно точным.
Работа написана грамотно, изложение логическое и последовательное. Автор объединил анализ научной литературы, а также нормативно-правовых актов по тематике своей статьи.
К статье может быть высказано замечание следующего характера: Е. А. Меркулова не в полном объеме очертила вопросы юридической ответственности как гарантии деятельности общественных организаций.
Однако, учитывая то, что в рамках одной статьи невозможно отразить все аспекты гарантий деятельности на научном и законодательном уровнях, которые были достаточно глубоко очерчены, принимая во внимание пределы объема статьи, основные положения исследования изложены в достаточном объеме.
Работа Е. А. Меркуловой в целом соответствует требованиям к написанию и оформлению научной статьи.
Профессор кафедры управления, административного права и процесса и административной деятельности Национального университета ГНС Украины, кандидат юридических наук, профессор
М. В. Коваль
7 Ковалев П. Готовы ли мы стать обществом граждан? // День. - № 54. - 28 марта 2012. - С. 4