Научная статья на тему 'Развитие мышления у старших дошкольников как способности рассуждать в условиях двуязычия'

Развитие мышления у старших дошкольников как способности рассуждать в условиях двуязычия Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
42
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
старшие дошкольники / мышление / рассуждение / двуязычие / анализ текста / тезис / аргумент / вывод / older preschoolers / thinking / reasoning / bilingualism / text analysis / thesis / argument / conclusion

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Габдулхаков Валерьян Фаритович, Шишова Евгения Олеговна, Зиннурова Альфия Фидаиловна

Актуальность тематики статьи обусловлена необходимостью развивать у двуязычных детей мышление на втором для них – русском – языке. Рассуждение является одной из форм (единиц) мышления. Мы предположили, что если в ходе знакомства детей с произведениями детской литературы проводить анализ структуры рассуждения – определять основную мысль (тезис), тип связи аргументов (последовательный, параллельный, смешанный), находить (и формулировать) вывод, различать полное и сокращенное рассуждение, использовать специальные (лексические) средства связи частей рассуждения – то эффективность воспроизведения услышанного и обсужденного текста, качество построения собственных рассуждений существенно возрастут. Цель статьи – показать результаты исследования по реализации методики работы над рассуждением в процессе знакомства старших дошкольников с произведениями детской литературы. Рассуждение понимается как единица мышления, как композиционная форма речи, функциональный тип речи, характерный больше для научного стиля речи, но присутствующий и в художественной литературе в виде авторского взгляда, авторской оценки и авторской интерпретации фактов. Ход исследования. Педагогический эксперимент проводился на базе дошкольных учреждений Республики Татарстан, в которых дети осваивают два языка – русский и татарский. При этом татар­ский язык для них является родным. Эксперимент проходил в 2020-2022 гг. Полученные данные сравнивались с контрольными группами, в которых работа над рассуждением не проводилась. Общая численность испытуемых составила 476 детей старшего дошкольного возраста (236 – в экспериментальных группах, 240 – в контрольных). В педагогическом эксперименте мы попытались акцентировать внимание детей на структурных особенностях рассуждения в произведениях русской художественной литературы, использовать выявленные особенности при построении детьми своих собственных высказываний-рассуждений на русском языке. Результаты исследования оказались значимыми: по количеству правильно построенных рассуждений в контрольных группах изменений практически нет, в экспериментальных группах – существенный рост (в среднем на 30%). Это доказало положительный эффект работы над структурой рассуждения. Заключение. Результаты исследования убеждают, что работа по развитию у двуязычных детей способностей рассуждать на русском языке должна быть связана с определением основной идеи художественного произведения, с вычленением аргументов, доказывающих главную мысль автора, с формулировкой вывода, который хотел донести до читателя автор. В связи с этим рекомендуется: учить детей находить и строить полное рассуждение (тезис, доказательство, вывод), которое объясняет идейное содержание сказки или рассказа; определять в художественных текстах краткие (или сокращенные) рассуждения, объяснять, какие его части и почему сокращены; находить в рассуждениях и самостоятельно строить в своих высказываниях последовательную, параллельную и смешанную связь аргументов; использовать специальные опорные слова для связи тезиса с аргументами, аргументов с выводом; предлагать детям задания, упражнения, направленные на конструирование своих собственных рассуждений на разные темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Габдулхаков Валерьян Фаритович, Шишова Евгения Олеговна, Зиннурова Альфия Фидаиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of thinking in older preschoolers as the ability to reason in conditions of bilingualism

The relevance of the article’s subject is due to the need to develop bilingual children’s thinking in their second language – Russian. Reasoning is one of the forms (units) of thinking. We assumed that if, during the acquaintance of children with the works of children’s literature, an analysis of the structure of reasoning is carried out – to determine the main idea (thesis), the type of connection of arguments (sequential, parallel, mixed), to find (and formulate) a conclusion, to distinguish between full and abbreviated reasoning, to use special (lexical) means of connecting parts of reasoning – then the efficiency of reproducing the text heard and discussed, the quality of constructing one’s own reasoning will increase significantly. The purpose of the article is to show the results of a study on the implementation of the methodology of working on reasoning in the process of familiarizing older preschoolers with works of children’s literature. Reasoning is understood as a unit of thinking, as a compositional form of speech, a functional type of speech that is more characteristic of the scientific style of speech, but is also present in fiction in the form of an author’s view, an author’s assessment and an author’s interpretation of facts. The course of the study. The pedagogical experiment was conducted on the basis of preschool institutions of the Republic of Tatarstan, in which children learn two languages – Russian and Tatar. At the same time, Tatar is their native language. The experiment took place in 2020-2022. The data obtained were compared with control groups in which no work on reasoning was carried out. The total number of subjects was 476 children of senior preschool age (236 in experimental groups, 240 in control groups). Russian Russian literature In a pedagogical experiment, we tried to focus children’s attention on the structural features of reasoning in works of Russian fiction, to use the identified features in the construction of children’s own statements-reasoning in Russian. The results of the study turned out to be significant: there are practically no changes in the number of correctly constructed arguments in the control groups, in the experimental groups there is a significant increase (on average by 30%). This proved the positive effect of working on the structure of reasoning. Conclusion. The results of the study convince that the work on the development of bilingual children’s abilities to reason in Russian should be connected with the definition of the main idea of the work of art, with the identification of arguments proving the main idea of the author, with the formulation of the conclusion that the author wanted to convey to the reader. In this regard, it is recommended to: teach children to find and build a complete reasoning (thesis, proof, conclusion) that explains the ideological content of a fairy tale or story; identify brief (or abbreviated) arguments in literary texts, explain which parts of it and why they are abbreviated; find consistent, parallel and mixed connection of arguments in the arguments and independently build in their statements; use special reference words to connect the thesis with arguments, arguments with the conclusion; offer children tasks, exercises aimed at constructing their own reasoning on various topics.

Текст научной работы на тему «Развитие мышления у старших дошкольников как способности рассуждать в условиях двуязычия»

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

��� 159.99 (571.57) DOI: 10.24412/27824519202241121021

�������� �������� � �������

������������ ��� �����������

���������� � �������� �������������������� �.�., ������ �.�., ��������� �.�.

����������� �������� ���������1*, ������ ������� ��������1,

��������� ������ ����������2

1 ��������� (�����������) ����������� �����������, �������� ���� ���������� ���������

(������, ������)

2 ��������� ��������������� ������������������������

�����������, �������� ���� ����������

��������� (������, ������)

������������ �������� ������ ����������� �������������� ��������� � ���������� ����� ��������

�� ������ ��� ��� � ������� � �����. ����������� �������� ����� �� ���� (������) ��������.

�� ������������, ��� ���� � ���� ���������� ����� � �������������� ������� ���������� ���������

������ ��������� ����������� � ���������� �������� ����� (�����), ��� ����� ����������

(����������������, ������������, ���������), �������� (� �������������) �����, ��������� ������

� ����������� �����������, ������������ ����������� (�����������) �������� ����� ������ �����������

� �� ������������� ��������������� ����������� � ������������ ������, �������� ����������

����������� ����������� ����������� ���������.

���� ������ � �������� ���������� ������������ �� ���������� �������� ������ ��� ������������

� �������� ���������� ������� ������������ � �������������� ������� ����������. �����������

���������� ��� ������� ��������, ��� �������������� ����� ����, �������������� ��� ����,

����������� ������ ��� �������� ����� ����, �� �������������� � � �������������� ����������

� ���� ���������� �������, ��������� ������ � ��������� ������������� ������.

��� ������������. �������������� ����������� ���������� �� ���� ���������� ����������

���������� ���������, � ������� ���� ��������� ��� ����� � ������� � ���������. ��� ���� ���������

���� ��� ��� �������� ������. ����������� �������� � 20202022

��. ���������� ������ ������������

� ������������ ��������, � ������� ������ ��� ������������ �� �����������. �����

����������� ���������� ��������� 476 ����� �������� ����������� �������� (236 � � �����������������

�������, 240 � � �����������). � �������������� ������������ �� ���������� �������������

�������� ����� �� ����������� ������������ ����������� � ������������� ������� ��������������

����������, ������������ ���������� ����������� ��� ���������� ������ ����� ����������� �����������������������

�� ������� �����.

���������� ������������ ��������� ���������: �� ���������� ��������� ����������� �����������

� ����������� ������� ��������� ����������� ���, � ����������������� ������� � ������������

���� (� ������� �� 30%). ��� �������� ������������� ������ ������ ��� ���������� �����������.

����������. ���������� ������������ ��������, ��� ������ �� �������� � ���������� ����� ������������

���������� �� ������� ����� ������ ���� ������� � ������������ �������� ���� ���������������

������������, � ����������� ����������, ������������ ������� ����� ������, � �������������

������, ������� ����� ������� �� �������� �����. � ����� � ���� �������������: �����

����� �������� � ������� ������ ����������� (�����, ��������������, �����), ������� ���������

������� ���������� ������ ��� ��������; ���������� � �������������� ������� ������� (��� �����������)

�����������, ���������, ����� ��� ����� � ������ ���������; �������� � ������������

� �������������� ������� � ����� ������������� ����������������, ������������ � ���������

����� ����������; ������������ ����������� ������� ����� ��� ����� ������ � �����������, ����������

� �������; ���������� ����� �������, ����������, ������������ �� ��������������� �����

����������� ����������� �� ������ ����.

�������� �����: ������� �����������, ��������, �����������, ���������, ������ ������, �����,

��������, �����.

��� �����������: ����������� �.�., ������ �.�., ��������� �.�. �������� �������� � �������

������������ ��� ����������� ���������� � �������� ��������� // ����������� ���������� �����������.

� 2022. � �4(112). � �. 10�21. DOI: 10.24412/27824519202241121021

��������� ������ �������� 08.07.2022.

* ��������: Pr_Gabdulhakov@mail.ru

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

UDC 159.99 (571.57) DOI: 10.24412/27824519202241121021

The Development of Thinking in Older Preschoolers as the

ability to reason in conditions of bilingualism

Valerian F. Gabdulkhakov1*, Evgeniya O. Shishova1, Alfiya F. Zinnurova2

1 Kazan (Volga Region) Federal University, Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan (Kazan,

Russia)

2 Kazan State University of Architecture and Civil Engineering, Academy of Sciences of the Republic

of Tatarstan (Kazan, Russia)

The relevance of the article�s subject is due to the need to develop bilingual children�s thinking

in their second language � Russian. Reasoning is one of the forms (units) of thinking. We assumed

that if, during the acquaintance of children with the works of children�s literature, an analysis of the

structure of reasoning is carried out � to determine the main idea (thesis), the type of connection of

arguments (sequential, parallel, mixed), to find (and formulate) a conclusion, to distinguish between full

and abbreviated reasoning, to use special (lexical) means of connecting parts of reasoning � then the

efficiency of reproducing the text heard and discussed, the quality of constructing one�s own reasoning

will increase significantly.

The purpose of the article is to show the results of a study on the implementation of the methodology

of working on reasoning in the process of familiarizing older preschoolers with works of children�s

literature. Reasoning is understood as a unit of thinking, as a compositional form of speech, a functional

type of speech that is more characteristic of the scientific style of speech, but is also present in fiction in

the form of an author�s view, an author�s assessment and an author�s interpretation of facts.

The course of the study. The pedagogical experiment was conducted on the basis of preschool

institutions of the Republic of Tatarstan, in which children learn two languages � Russian and Tatar.

At the same time, Tatar is their native language. The experiment took place in 20202022.

The data

obtained were compared with control groups in which no work on reasoning was carried out. The

total number of subjects was 476 children of senior preschool age (236 in experimental groups, 240

in control groups). Russian Russian literature In a pedagogical experiment, we tried to focus children�s

attention on the structural features of reasoning in works of Russian fiction, to use the identified features

in the construction of children�s own statementsreasoning

in Russian.

The results of the study turned out to be significant: there are practically no changes in the number of

correctly constructed arguments in the control groups, in the experimental groups there is a significant

increase (on average by 30%). This proved the positive effect of working on the structure of reasoning.

Conclusion. The results of the study convince that the work on the development of bilingual children�s

abilities to reason in Russian should be connected with the definition of the main idea of the work

of art, with the identification of arguments proving the main idea of the author, with the formulation

of the conclusion that the author wanted to convey to the reader. In this regard, it is recommended

to: teach children to find and build a complete reasoning (thesis, proof, conclusion) that explains the

ideological content of a fairy tale or story; identify brief (or abbreviated) arguments in literary texts,

explain which parts of it and why they are abbreviated; find consistent, parallel and mixed connection

of arguments in the arguments and independently build in their statements; use special reference words

to connect the thesis with arguments, arguments with the conclusion; offer children tasks, exercises

aimed at constructing their own reasoning on various topics.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: older preschoolers, thinking, reasoning, bilingualism, text analysis, thesis, argument,

conclusion.

For citation: Gabdulkhakov V.F., Shishova E.O., Zinnurova A.F. (2022). The development of thinking in

older preschoolers as the ability to reason in conditions of bilingualism. Preschool Education Today. 4:16,

10�21 (in Russian). DOI: 10.24412/27824519202241121021

Original manuscript received 08.07.2022.

* Contacts: Pr_Gabdulhakov@mail.ru

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

��������

����������� � ��� ����� ��������, ������������

��������������������

�����,

������� ����� ��������� ������� � ����������

����. �������, ��� �������� �

���� �� ����� �������������� �������������

������������ �������� �������, ��������

� � �������� �������������� ��������

����: �������� �������� ������� � ���, ���

����� �������� � ��� ��� ���������������

(��������, 2007). �������� �������������

���������� ������ ��������� ��������

�������� ����������� ������� ����������,

������������� �������� �����, ���������������

��, ������ ������, ������� �������������

(��������, 2011).

�.�. ��������� ����� � ������������� �������

������ �� �������� (���������, 1982).

� ���� ����� ����������� ����� ���������������

��� ����������� ������� ��������

� ���� ������� ��� ������� �������������,

��������������, ������������ ��������.

����������� ���������� ���������� �����

����,�������������������,���������������

� ������� �������. ��������, � ����������,

�� ������ ������������ ����������� � �����

���������� ���������, ����������� �

��������� �� ��������� ����� �������� �����

65% ����� � 85 ������� ����� � ���������

������ ���������� � � 330 ��������� �������

������������� ���������� ����������

(������������ ����������� � ����� ��, 2022).

�����������������������������������������������

��������� �������� �����.

�� ���� ������������ ����� �����������

(���������������, ����������������, ����������)

�������������, ��������������, ��������

��������� (�����������, �����������,

�����, 2022), ������� ����� ��������� ������

�� �������� �������� � ����. � ����������

����������� �������� ������������� (������������

�������� ����������� ������ ��

������ ������) �������:

� �� ������ �������� ������� �� ������ ��

������, �� � �� ������ �����;

� ���������� ��������� � ���������� �������,

�������� ����������, �� ��������;

� � �������� ��������� ������ ��������,

��������� ����, ������������� ���������;

� ��� ��������� � ���� ���������� ��������

������, ������ �������� � �� ������, � ��

������ �����;

� �� ����� ��������� ���������� �����������

�� ������ � �� ������� �����.

� ���� �������� �������� ���� ���������,

������� �������� ������� ��������� �������

� ����������� ������������ � ����� �������

���� ���������� ��� �������� �����, ���������

���� �������� ��������� �� ���� ����� � ���������

������� � ������������ ������.

����������������,������������������������

������ ������� �� ������������ �������

����������,�������,���������������(������,

1958). ����������� ���������, ��� ��� �������

�������, ��� �� � ������. ������, � �����������,

� �������� ��������, ��� �������� �����������

���������� �� ������ ����������� � �������

���������. ��������, �������� ��������

��������, ��������������� �����, ����������

�������, ��� ��������, ������������ ����������

�� ������� ��������, �� �� ������ ��������

�������� ��������, ��� ���������� � �����������

������� ���� � � ���� �� ������� ���������

������, ����������, ���������������.

������� ���� ��������� ������� ������� �������� � �������� ������� ����.

����������� �������� �������� (�����������

����������) �������� �� ������� ��������

(��������� �����, �������� �������� ��� ��������������

�����), � ������� ����, ����������

����������� ������� ������� �������,

����������� ����������, ��������� ���������

����� �����, ������ ������, �� ���� �����������

������� ���� ������������.

��������� ������������ ����� ������������

����� ������� ����������� ����������

�� �������� ������������, ������� ���� � ��������

����������� � ����������� � ���� �����������

����� � �������� �������� ��������������

��������, �������� ������ �������

�����������.

����� ������������ ����� �����������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

������������ ������� �������� � ������� ������������

������ ���������� �� ������ ���

��� � ������� � �����.

����� ����������

� ������������ �.�. �������, �.�. ����������

������������, ��� ����������� ����������

�� ������ �������� ��������������

��������� ��������, ��� �������� �������������

����������� ��������� ����� �����������

������ � �� ��������� � ������� ��������

�������� ������� (�������, ���������, 2014).

����������������������������������

�������������, ������������� ����������� �

��������� �������� �������� ������ ����������

�� ������ ����������� (Aizawa, and Rose,

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

2019). ��� ����������� ����� �������� �������������

���������� �������������� ������

�������� ��������� ����������� (Hospel,

Virginie, and Beno�t Galand, 2016); ��������������

������� ������ �������������� �����������

(Baker, Colin, and Wayne, 2017); ����������

������ ���������������� ��������������

(Dragojevic, Gasiorek, and Giles, 2016); �������������

����������� ������������� ���������

������� ������������ ����������������

������������ (Creswell, John, and Vicki L Plano

Clark, 2017); �������, ��� ���� ��������� ��������

�������� ����������� �����������

(Bradford, 2018) � ��������� � ���, ��� � �����������

���� ���������� �������������������

����������� � ������ ����� �� ����������

���� (Galloway, Kriukow, and Numajiri, 2017);

��������� ������ ���� ����������� �����

� �������� � ����� (BruttGriffler,

2017); �������

����� ����������� ��� ������������ �����������

������������ (Gasiorek, and Ebesu

Hubbard, 2017).

��������� ������������� ���������� �������������������������������������������������������

������� ������������ ����������

(Mohanty, 2019); ������������� �������

����������� ����������� � ��� (Gandara,

and Escamilla, 2016); ������������� ����������

�������� �������� � ���� (AlHoorie,

2018); ���������� ��������� ���������� ��

�����, ����������� ������������� ���������

�����, ������ ������� �������� ���������

� ��������� ������� ��������� (Anderson, Mak,

Keyvani Chahi, and Bialystok, 2018); ����������

���������� ������� ���������� �����������

� ������ ������� �������� ������ (Roo,

Ardasheva, Newcomer, and Maga�a, 2018); �����������

�������������� ������� ��������

����������� (Vincze, and Gasiorek, 2018); �������

������� ������� ����������� ����� ��

������������� ������ ����������� (Eunjee,

and BruttGriffler,

2019); ������� �������� ��������������

����������� (Rose, Curle, Aizawa,

and Thompson, 2019).

� ����� ������ ���������������� �����������

�������� �������� � ���� � ��������

�����������, ���������� ����� �������� ��������������

����������� (Howard, Elizabeth,

LindholmLeary,

Rogers, Olague, Medina, Kennedy,

Sugarman, and Christian, 2018); �������������

����������� ������������� � ���������������

�������� ���������� ����������

(Cantero, AlfonsoBenlliure,

and Melero, 2016);

������ ���� CLIL����������

��� ������������

���������� ����������

�������� �����

(Roiha&Mantyla,2022),��������������������

��� ����������� �������� ���������� (Chao,

McInerney, and Bai, 2019); ������� ����������������

� �������� �������� ������� �������

(Ardasheva, Carbonneau, Roo, and Wang, 2018),

������� �������� ��������������� ��������

�����������������������(Calder�n,Margarita,

Diego Fuenzalida, and Elizabeth Simonsen, 2018);

�������� �������� ��������� (Chang, Kim,

and Lee, 2017); �������� ����� � ��������

���������� ����� ����� (Forrest, Walter, 2018);

������� ���������� ���������� ��������

� �� ������� �� ������������� ����������

����������� (BruttGriffler

& Jang, 2022).

����������� ��� ��������������� � ������������

������� ������ ������� � �������

�������� (Informationen zu Schulbuchfragen,

1974), ��������� � ���������� ������ (���������,

1991; �������, 1967; �������, 1985;

����������, 1964; �������, 2004; Gabdulchakov

and Shishova, 2022). � �����������

��� ������������������������

����� ����

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

� �������������� ���� ���� ������ ��������

��� ����� � �����, ��������������, ����� �

���������������������������������(����������������),

������������, ���������.

� ��������������� ��� ����������� �����������

����������� �� �����������.

����������� ������������ �������� ��

�������������������� �������� � �������

������, �������������� � ������� ��������

(Dressler, Schmidt, 1973), ������������

(Dijk, Dijk*, 1977), ��������� ������ (������,

1977)

.

�� ������ ���� �������� ���� ����������

��� ���������� ����� ������ �������

� ��������������� ����������� �� �������

�����.

����������

� ���� ���������������� ������������

���� �����������, ��� ������� �����������

������ ������ � ���������� �����������:

� ������ ����, ����� ��������� ������ �����������

(�����, ��������������, �����), ���

������ ��� ������� (���� � ����� � ��������������,

������ � �������������� � �����);

� ������ ����, ����� ��������� �������

�����������, ��� ������ ������;

� ������ ���������������� ����� ����������

������ ������������ ��� � ��������;

� �� ����� ��������� ��������� �����

����������;

� �� ����� ����� ����� ��� �������� �� �����

����� ����������� � ������ � ��.

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

� ������������ �� ������������, ���

���� ��� ������ ������ � ��������� ��������

�������� ����� �� ��������� �����������, ��

����������� �����, ������� �������� ������������

������ (����������������), ������������

� ��������� ����� ����������, �� ��������

�� ���������� �� ������� ����� ���������.

�������������������������������(�����,

��������������, �����) �� �������������� ��

������� �������������� ������������ ������������,

���������� �� ������ ������?

��������: ������� ������� ������

������.

����������: ������?

���� ������� ���������: ������� � ��������. � ���� ��������� ������.

������ ������ �����: ������� �� ������

������.

�������� ����� (�����) � ������ �����������.

����� ������� ������?, ������������

���� ������, ������� ��������� � ������,

������ �����������. � ����� � ����� (����������

�����).

����������� ����� ������������� ���

��������� � ������ (����������������) ������

���������� (���. 1).

���. 1. ������ (����������������) �����

����������

���. 2. ������������ ����� ����������

������ ������: ��������� �����!

����������, ������ ����� �������, ��� ���

���������. ������ � ������ ������� ������:

�������������������.�����������������������������. ������,���������,�����

�������, ��� �����, �������������, ���������.

����� (��. ���. 2) ����� ���������� ������������:

��� ���������� ���� �� �����, �� �����

����������� �������, ����� ��������� ����

�� ���, � ����� �� ���������.

�����.1,2������������������������������

�������� �����, ��� ��� ����� � ��� ����������

�����. ���� ����� �� ���� ��������,

�1 � �2 � ���������: �� ������ ������� �����

���� ���������������� �����, �� ���. 2 �

������������.

������������������ ���������� �����������

���, ��� ������ �������� ������ � ����������

��� ������ ������������ ������

(� ����), �������������� ������� � ���, ���

��� ��������� ������������ ����������, �����

�� ��� ����� ���������, � ����� ������������

�� ���������.

��� ���������� � ��������� ���� ��������

���� � �������� (�������� ������ �����,

�����, 2022) �� �������� �������� �� ���

����������� �����������. �������� ����������

��������.

������ �����

� ������ ��

������ ���� �����������������.

� ������� ����������

����� ������

� �� ���������

����� �������� ���

�������� � �������

�� ���� �����

������.

������ �������� ���������� ���������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

������: �� ������� �� ����� ��������� � ������

�� � ��������. ��� ������� ��������, � ���������

����� � ������� � ������ �� ���� ��

��������.

������� ������� ����� � ��������� � ����

������. ��� ������� � ��� � ������� ��.

������� ����� �� �����, ������� �����

� ����� ������ ���������.

��� ������ �� ����� � ����������.

������� �������� � ����� ����� ����� ��

������ �����.

��� ������� �� �������, ����������� ������

�� ������� �� ������� � �� ������ ��.

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

����� ������ ������ ���� ����, ��� �������

����� � ������� �������.

�������, ����� ��� ��� �����, ������� �����

����� ���� � �������� ���� ������ ��� ��

����.

� ��� ��� ������� ���� � ����� ������ ��

�����, ��� �� ������ ��, �� ����, ���� � ���

������, � ������ ����� � ���.

������ �����

������ �����

������ ��������.

���� ��� �����

������ � �������� �

����� ���� �������; ��

������, ��� ������� ���

�����������, � ��������

������� ��������

������ ���. ������ �����

������, ��, ��� ������ ����� ����� �������,

����� ����� �� �� ������, ��� ����������

� �������.

��� ������� ��� � ������� ����� ��� � �����

������.

����� ��� ������� �������� � �������.

��� �������� ����, � ��� �����, ����� �������

� ������ �� �����.

����� �� �����, ��� ��� ������, �� �����

���������, ����������, ���� �������� ����

������� �� �����, �������� �� ����� ������

� ���� ������ ������ � ���.

����� ���� �� �����, ������� � ������ � �����,

����� ��� ����� ������� ������� � �����.

������ ����� ������ ������� �������, �� ���

������ �� ��������� � ���.

������ �����, ��� ��� ������� ���� ����,

���� ��� ���� ������ �������, � ������ � ����

� ������ ����� �������; �� ��� ������ ��������

�� �� �����. ����� �� ����� ������ ������

������� ������� � ��� ����� ���� ����.

�� ������ ���� ��� ����.

��� ������ ����� �������� �� ����������

����� �� ������ �� ������ ���� ������ � �����������. ���������� ������? ����������

����� �������� ���. ���� ��������� ���������,

��������� ���. 3.

������ �������� (�1): ������� ���� ����������

������� (������� ����� �� �����, ������� ����� � ����� ������ ���������).

������ �������� (�2): ��� ����������� ��

����������� ������� (����� ������ ������ ���� ����, ��� ������� ����� � �������

�������).

������ �������� (�3): ��� ����� ��������

���� ����� (������� ����� ����� ���� � �������� ���� ������ ��� �� ����).

��� ������ ����� �������� �� ��������������

������ ����� � ������� ����� ������ ���������. ��� ����������� ����������

���. 4.

���. 4. ����� ����������� ������ �����

��������

������� ���������� ������ ��������

� ��������������: ��������� ���� ��

���� ��������� � ������ �� ���, �� ����,

�����������.

������ �������� (�1): ��� �� ������� ��������

������� (��� ���������� � �������).

���. 3. ����� ����������� ������ ����� ��������

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

������ �������� (�2): ������ ����� ����

���� ���������� (��� ������� ��� � �������

����� ��� � ����� ������).

������ �������� (�3): ������ ������� �

���� (����� ��� ������� �������� � �������.

��� ����� ������ ������ ������� �������

� ��� ����� ���� ����. �� ������ ���� ���

����).

� �������� � �������� ������ � ����� �����

���, �� ���� ������������ ��� �����������

�����������: � �����, � ����� � � ������

��������. �� �� ����� ����� ������ �����:

�������������, � ������ �� ������ ���� ������ � ����������. ������ ����� ������ ��������. �� ���� ��������� �������� ������,

������� �� ������ ������������ �� ����������

��������.

��� ���������� ����� �� ��������� ������

���������� (���������� ���������������� �

������������) �� ���������� �������� �����:

��� � ������� � ��������, ������ ��� ������.

� ��� �� ����������� ��� �������?

��� ������� ������������ ���. 5. ����� �1

(������� ������ � �������� ����), �2 (������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

������ � �������� �������).

� ���� ���������� ������ ����������, ���

���� � ������� ����� ����������:

1) �� ������� �������������� (�1): ��� ���������

� ��������� ��������, ������ � � ����

������;

2) �� ������� (�2): ��� ��������, �������

���������;

3) �� ����������� ����� (�3): ��� �����,

������ ����.

���. 5. ����� ����������� �� ���������

������ ����������

������ �����: ����� �������, ��� � ������� � ������ ��������.

���������� ����� �������� ������ � ������,

������ � �������, ������ � ������ � ��.

� ���������� ���� ��������� ����� �������������

��������������, �� ���� �����������

�� ��������� ������ ���������� (������������

� ����������������).

����� ������ ����������� � ������� � ���������������

�������� � ������� ���� ���

(2020�2022 ��.). �� �������� �� �������� ����

� ������� ���������� ������ � �������� ���

����� �������� ����������� �������� ���������������

� ���������������� � ����� ������

��������� �����������.

������� ������������ ������������, ���������

������ �� ������� �����. ���� ��������,

��� ����������� �� ������ (���������)

����� ����� �������� �����. ������� � ����

������� �������������� ������������ � �������������

������� ��������� �����������

� ������� ����� �� ������.

� �������� ������������ ���� ����������������,

� ����� ������ ��������� ������������

��������� �����������, 236 ������������

� ����������������� ������� � 240 �

� �����������.

����������������������������������.1,2.

��� ����� (��. ����. 1, 2), � �����������

������� ��������� ����������� �� �����������,

� ����������������� ������� � ������������

���� (� ������� �� 30%). ��� ����������

������������� ������ ������ ��� ����������

�����������.

��������� � ����������

������ ��� ������������� ���������� �����

�� ��������� ������� ������ � ���������

����� ������������ ���������. ���� � ���,

��� ����������� ��� �������������� ���

� �������������� ����� ���� � ��� �����������

������� �������� ��� ��������������

����� ����. � �������������� ����� ���� ����

�������������� ��� � ����� ����� �����������

�����. ������ ����������� ������ ������

��� ������� ����� ���� ����� (�����), �������

������� �������� � ������������ �����������,

��������������� � ��������������

�����. ������� ������� ����������, � �����

������ �� ���������� � ���������������

�������� ����������, ������� ��������� �������������

�������������.

��������� �� ������� ����� �����������

����� ������ �������, ��� �� ������

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

������� 1. ������������ ��������� ����������� ��������� ������������ �� ��������������� ������������

������������

���������

�����������

(������,

�����������)

������ �����

����������

������������ �����

����������

��������� �����

����������

����������

(� %) � ����. ������� 46 42 36 28

����������

(� %) � �����. ������� 47 43 35 27

������� 2. ������������ ��������� ����������� ��������� ������������ ����� ��������������� ������������

������������

���������

�����������

(������,

�����������)

������ �����

����������

������������ �����

����������

��������� �����

����������

����������

(� %) � ����. ������� 76 78 75 71

����������

(� %) � �����. ������� 47 42 36 29

(���������), ������� ����� (��. ���. 1, 2, 3,

4, 5) ��� ������������ �� ������������� �������

���������� (� ��� ����� ����������) �������������.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

����� ������ ��������� ���������

��� ������� ���� ���� ��-������,

��-������, �-������� � ��., ���������� � ������

��� ���� ����� �������, �������������,

�������, ���� � ��.

������ � ������������

���������� ������������ ��������, ��� ������

�� �������� � ���������� ����� ������������

���������� �� ������� ����� ������

���� ������� � ������������ �������� ����

��������������� ������������, � ������������

����������, ������������ ������� �����

������, � ������������� ������, ������� �����

������� �� �������� �����.

� ����� � ���� �������������:

� ��� ������� ������ ���������������

������������ ������� ������ �����������

(�����, ��������������, �����), �������

��������� ������� ���������� ������ ���

��������;

� �������� � �������������� ������� �������

(��� �����������) �����������, ���������,

����� ��� ����� � ������ ���������;

� ���������� � ������������ � ��������������

������� � ����� ������������� ����������������,

������������ � ���������

����� ����������;

� ������������ ����������� ������� �����

��� ����� ������ � �����������, ����������

� �������;

� ���������� ����� �������, ����������,

������������ �� ��������������� ����� �����������

����������� �� ������ ����.

n

�������������

������ ��������� �� ���� ������� ���������

��������������� �������������� ��������� ����������

(������������) ������������ ������������.

���������� �� �������

����������� �������� ���������, ������ ��������������

����, ��������� ��������� ����������

� ����������� ����� �� ����������

(�����������) ����������� ������������, ������������

��� �������������� ������������,

���������� ������� ���������� ����������

�������� ���� ���������� ���������, �����������

������� �����, ����������� ������� ����������

��������� (������, ������), ORCID: 0000000327080058;

Scopus: �56458818500; Web of Science:

http://www.researrcherid.com/rid/N13062013;

Pr_Gabdulhakov@mail.ru

������ ������� ��������, �������� ��������������

����, ������ ��������� ���������� � �����������

����� �� ���������� (�����������)

����������� ������������ (������, ������),

ORCID: 0000000349039021,

Evgeniya.Shishova@

kpfu.ru

��������� ������ ����������, �������� ��������������

����, ������� ��������� ������

���������� ���������� �������� ���� ����������

���������, ������������� ���������� ����������������

�������������������������

������������

(������, ������), ORCID: 0000000173849396,

instpianrt@gmail.com

Information about authors

Valerian F. Gabdulkhakov, Doctor of Pedagogy,

Professor, Institute of psychology and education,

Kazan (Volga region) Federal University, Head of

the Center of Applied Pedagogy of the Academy

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

of Sciences of the Republic of Tatarstan, Kazan,

Russia, ORCID: 0000000327080058;

Scopus:

�56458818500; Web of Science: http://www.researrcherid.

com/rid/N13062013;

Pr_Gabdulhakov@

mail.ru

Shishova Evgeniya Olegovna, PhD in Pedagogy,

Associate Professor of the Institute of Psychology

and Education of the Kazan (Volga Region) Federal

University, Kazan, Russia, ORCID: 0000000349039021,

Evgeniya.Shishova@kpfu.ru

Alfiya F. Zinnurova, PhD in Pedagogy, Researcher

at the Center of Applied Pedagogy of the Academy of

Sciences of the Republic of Tatarstan, Senior Lecturer

at Kazan State University of Architecture and Civil

Engineering, Kazan, Russia, ORCID: 0000000173849396,

instpianrt@gmail.com

����������

1. ������� �.�., ��������� �.�. ����������

�������������� ��������: �������� � �����������

������������������.

// ������� ����.

�����: ����������, ����������, �����������. �

2014. � �20(142). � �. 37�62.

2. ��������� �.�. ����. ���. �. 2. �., 1982. �

�. 15�16.

3. ������ �.�. ��������� ����������� ������.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

��������� �������� � ����������, ���. �� ����,

���. ���, 1977. � � 3 � �. 45�56.

4. ������� �.�. ����������� �����������

���������� � ������� � �������������� ������

// �������������� �����. ������������������

�������. � �., 1985. �. 39�48.

5. ������� �.�. ����������� ��� ����������

��� ���� ����� ��������� � �������� (�� ���������

����������� �����): �������. ���. � ����. �����.

����. � �., 2004. � �. 1245.

6. ������ �.�. ��������� ���� [�����] /

����. ���. ���� �����. ���

����������. � ������:

�����

����. ���. ���� �����, 1958. � 370 �.

7. ������������ ����������� � �����

���������� ���������. URL https://mon.tatarstan.ru/

(���� ��������� 21.07.2022).

8. ����,

����: ��� ������� ���� � ��������

[����������� ������]. URL https://nukadeti.

ru/skazki/tolstojlevisobachka

9. ��������� �.�. � ������������� ��������������������

���� �� ��������������

������ // ������� � �����������������������

�����. � �., 1991. �. 50�58.

10. ������� �.�. �������� ��������������

����������. � �., 1967. � �. 23�67.

11. ����������� �.�., ����������� �.�.,

����� �.�. ���������� � ������������

������� � ������������: ����� ������������

// ����. ���. �����. ����.

���. �������. �����. �

2022. � �. 164, ��. 1�2. � �. 87�100.

10.26907/2541� 7738.2022.12.87100

12. �������� �.�., ��������� �.�.,

��������� �.�. �������� ������� ����������

� ��������� ��������������� �������� / ���

���. ���. �.�. ���������. � �.: �����, 2011. �

�. 6�12.

13. �������� �.�. ���������� ��������

��������. � �.: �����������,

2007. � 284 �.

14. ���������� �.�. ��������� ������������.

� �. 2. � �., 1964. � �. 1023.

15. Aizawa, I., and H. Rose, 2019. �AnAnalysisof

Japan�sEnglishasMediumofInstructionInitiativeswithin

Higher Education: The Gap Between Meso-Level Policy

andMicro-LevelPractice.�HigherEducation77(6):1125�

1142. doi:https://doi.org/10.1007/s10734-018-0323-5

16. AlHoorie,

A.H., 2018. �The L2 Motivational

Self System: A Meta-Analysis.� Studies in Second

Language Learning and Teaching 8 (4): 721�754. doi:

https://doi.org/10.14746/ssllt.2018.8.4.2

17. Anderson, J. A. E., L. Mak, A. Keyvani

Chahi, and E. Bialystok, 2018. �The Language and

Social Background Questionnaire: Assessing Degree

of Bilingualism in a Diverse Population.� Behavior

Research Methods 50 (1): 250�263. doi: https://doi.

org/10.3758/s13428-017-0867-9

18. Anssi Roiha & Katja Mantyla, 2022. �It has

given me this kind of courage��: the significance of

CLIL in forming a positive target language self-concept.

International Journal of Bilingual Education and

Bilingualism. Volume 22. Pages: 100-116. https://www.

tandfonline.com/toc/rbeb20/current

19. Ardasheva, Y., K. J. Carbonneau, A. K. Roo,

and Z. Wang. 2018.�RelationshipsamongPriorLearning,

Anxiety, Self-Efficacy, and Science Vocabulary Learning

of Middle School Students with Varied English Language

Proficiency.� LearningandIndividualDifferences61:21�

30. doi:https://doi.org/10.1016/J.LINDIF.2017.11.008

20. Baker, Colin, and Wayne E. Wright. 2017.

FoundationsofBilingualEducationandBilingualism.6th

ed. Bristol: Multilingual Matters.

21. Bradford, A. 2018. It�s Not All about English!

The Problem of Language Foregrounding in English-

Medium Programmes in Japan. Journal of Multilingual

and Multicultural Development, 1�14. doi:https://doi.

org/10.1080/01434632.2018.1551402.

22. BruttGriffler,

Janina. 2017. �English in the

MultilingualClassroom:ImplicationsforResearch,Policy

and Practice.� PSU Research Review 1 (3): 216�228.

doi:https://doi.org/10.1108/PRR-10-2017-0042.

23. Calderon, Margarita, Diego Fuenzalida, and

Elizabeth Simonsen. 2018. Mapuche Nutram: historias

y voces de educadores tradicionales [Mapuche

Nutram: Stories and Voices of Traditional Educators].

Santiago: Universidad de Chile, Programa Transversal

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

de Educacion, Centro de Investigacion Avanzada en

Educacion.

24. Cantero, M.J.,

V. AlfonsoBenlliure,

and R.

Melero. 2016. �CreativityinMiddleChildhood:Influence

of Perceived Maternal Sensitivity, Self-Esteem, and

Shyness.� Creativity Research Journal 28 (1): 105�113.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

doi: https://doi.org/10.1080/10400419.2016.1125246

25. Chang, J.Y.,

W. Kim, and H. Lee. 2017.

�A Language Support Program for English-Medium

Instruction Courses: Its Development and Evaluation

in an EFL Setting.� International Journal of Bilingual

Education and Bilingualism 20 (5): 510�528. doi:https://

doi.org/10.1080/13670050.2015.1080658.

26. Chao, C.N.G., D.M. McInerney, and B.Bai.

2019. �Self-Efficacy and Self-Concept as Predictors of

Language Learning Achievements in an Asian Bilingual

Context.� The Asia-Pacific Education Researcher 28 (2):

139�147.doi:https://doi.org/10.1007/s40299-018-0420-3

27. Creswell, John W., and Vicki L Plano Clark.

2017. Designing and Conducting Mixed Methods

Research. 3rd ed. Los Angeles, CA: Sage.

28. Dijk T.A. van, Dijk T.A.* 1977. Text and context.

Explorations in the semantics and pragmatics of discourse,

L. � N. Y., 1977. Pp. 67-112.

29. Dragojevic, M., J. Gasiorek, and H. Giles.

2016. Accommodation Strategies as Core of the

Theory. In Communication Accommodation Theory:

Negotiating Personal and Social Identities Across

Contexts, edited by H. Giles, 36�59. Cambridge, UK:

Cambridge University Press.

30. Dressler W.U., Schmidt S.J. 1973.

Textlinguistik. Kommentierte Bibliographie. � Munch.,

1973. Pp. 32-45.

31. Forrest, Walter. 2018. �The Intergenerational

Transmission of Australian Indigenous Languages: Why

Language Maintenance Programmes Should Be Family-

Focused.� Ethnic and Racial Studies 41 (2): 303�323.

doi: https://doi.org/10.1080/01419870.2017.1334938

32. Galloway, N., J. Kriukow, and T. Numajiri.

2017. Internationalisation, Higher Education and the

Growing Demand for English: An Investigation into the

English Medium of Instruction (EMI) Movement in China

and Japan. Accessed 30 October 2017, from Teaching

English | British Council | BBC website: https://www.

teachingenglish.org.uk/article/internationalisation-higher-

education-growing-demand-english-investigation-english-

medium.

33. Gandara, Patricia, and Kathy Escamilla. 2016.

�Bilingual Education in the United States.� In Bilingual

andMultilingualEducation,3rded.,editedbyO.Garcia,

Angel M.Y. Lin, and Stephen May, 439-452.

34. Gasiorek, J., and A. S. Ebesu Hubbard. 2017.

�Perspectives on Perspective Taking in Communication

Research.� Review of Communication 17 (2): 87�105.

35. Hospel, Virginie, and Benoit Galand. 2016.

�Are Both Classroom Autonomy Support and Structure

EquallyImportantforStudents�Engagement?AMultilevel

Analysis.� LearningandInstruction41:1�10.doi:https://

doi.org/10.1016/j.learninstruc.2015.09.001

36. Howard, Elizabeth R., Kathryn J. Lindholm-

Leary, David Rogers, Natalie Olague, Jose Medina,

Barbara Kennedy, Julie Sugarman, and Donna Christian.

2018. Guiding Principles for Dual Language Education.

3rd ed. Washington, DC: Center for Applied Linguistics

37. Informationen zu Schulbuchfragen, Berlin,

1974. S. 12-78.

38. Jang, Eunjee, and Janina BruttGriffler.

2019. Language as a Bridge to Higher Education: A

Large-Scale Empirical Study of Heritage Language

Proficiency on Language Minority Students� Academic

Success. Journal of Multilingual and Multicultural

Development 40 (4): 322�337. doi: https://doi.

org/10.1080/01434632.2018.1518451

39. Janina BruttGriffler

& Eunjee Jang 2022.

Dual language programs: an exploration of bilingual

students� academic achievement, language proficiencies

and engagement using a mixed methods approach.

International Journal of Bilingual Education and

Bilingualism. Volume 22. Pages: 1-22. https://www.

tandfonline.com/toc/rbeb20/current

40. Mohanty, A.K. 2019. The Multilingual Reality:

Living with Languages. Bristol, Blue Ridge Summit:

MultilingualMatters.

41. Roo, A. K., Y. Ardasheva, S. N. Newcomer,

andM.VidrioMagana. 2018. �ContributionsofTracking,

Literacy Skills, and Attitudes to Science Achievement of

Students with Varied English Proficiency.� International

Journal of Bilingual Education and Bilingualism, 1�17.

doi:https://doi.org/10.1080/13670050.2018.1434125.

42. Rose, H., S. Curle, I. Aizawa, and G.

Thompson. 2019. �What Drives Success in English

Medium Taught Courses? The Interplay Between

LanguageProficiency,AcademicSkills,andMotivation.�

Studies in Higher Education, 1�13. doi:https://doi.

org/10.1080/03075079.2019.1590690.

43. Valerian F. Gabdulchakov and Evgeniya

O. Shishova. 2022. Psychology of Children�s Play,

Imagination, Creativity and Playful Pedagogies in Early

ChildhoodEducationinRussia.PlayandSTEMEducation

intheEarlyYears.Monograph.Chapter3.S.D.Tunnicliffe

and T. Kennedy (eds.), The Author(s), under exclusive

license to Springer Nature Switzerland AG. Pp. 6584.

ISBN 978-3-030-99829-5 ISBN 978-3-030-99830-1

(eBook)https://doi.org/10.1007/978-3-030-99830-1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

44. Vincze, L., and J. Gasiorek, 2018. �My

Competence,YourCompetence,andtheLanguageweuse:

TheModeratingEffectofInterlocutorLanguageConstraint

in Bilingual Accommodation.� International Journal of

Bilingual Education and Bilingualism 21 (1): 70�78. doi:

https://doi.org/10.1080/13670050.2015.1128385.

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

References

1. Aizawa, I., and H. Rose (2019). An Analysis

of Japan�s English as Medium of Instruction Initiatives

within Higher Education: The Gap Between Meso-

Level Policy and Micro-Level Practice. Higher

Education 77 (6): 1125�1142. doi:https://doi.

org/10.1007/s10734-018-0323-5

2. AlHoorie,

A. H. (2018). The L2 Motivational

Self System: A Meta-Analysis. Studies in Second

Language Learning and Teaching 8 (4): 721�754.

doi: https://doi.org/10.14746/ssllt.2018.8.4.2

3. Anderson, J. A. E., L. Mak, A. Keyvani Chahi,

and E. Bialystok (2018). The Language and Social

Background Questionnaire: Assessing Degree of

Bilingualism in a Diverse Population. Behavior

Research Methods 50 (1): 250�263. doi: https://doi.

org/10.3758/s13428-017-0867-9

4. Anssi Roiha & Katja Mantyla (2022).

�It has given me this kind of courage��: the significance

of CLIL in forming a positive target

language self-concept. International Journal of

Bilingual Education and Bilingualism. Volume

22. Pages: 100-116. https://www.tandfonline.

com/toc/rbeb20/current

5. Ardasheva, Y., K. J. Carbonneau, A. K. Roo,

and Z. Wang (2018). �Relationships among Prior

Learning, Anxiety, Self-Efficacy, and Science

Vocabulary Learning of Middle School Students with

Varied English Language Proficiency.� Learning and

Individual Differences 61: 21�30. doi:https://doi.

org/10.1016/J.LINDIF.2017.11.008

6. Baker, Colin, and Wayne E. Wright (2017).

Foundations of Bilingual Education and Bilingualism.

6th ed. Bristol: Multilingual Matters.

7. Bradford, A. (2018). �It�s Not All about English!

The Problem of Language Foregrounding in English-

Medium Programmes in Japan.� Journal of Multilingual

and Multicultural Development, 1�14. doi:https://

doi.org/10.1080/01434632.2018.1551402.

8. BruttGriffler,

Janina (2017). �English

in the Multilingual Classroom: Implications for

Research, Policy and Practice.� PSU Research

Review 1 (3): 216�228. doi:https://doi.

org/10.1108/PRR-10-2017-0042.

9. Calderon, Margarita, Diego Fuenzalida,

and Elizabeth Simonsen (2018). Mapuche Nutram:

historias y voces de educadores tradicionales

[Mapuche Nutram: Stories and Voices of Traditional

Educators]. Santiago: Universidad de Chile,

Programa Transversal de Educacion, Centro de

Investigacion Avanzada en Educacion.

10. Cantero, M.-J., V. Alfonso-Benlliure,

and R. Melero (2016). �Creativity in Middle

Childhood: Influence of Perceived Maternal

Sensitivity, Self-Esteem, and Shyness.� Creativity

Research Journal 28 (1): 105�113. doi: https://doi.

org/10.1080/10400419.2016.1125246

11. Chang, J.-Y., W. Kim, and H. Lee (2017).

�A Language Support Program for English-Medium

Instruction Courses: Its Development and Evaluation

in an EFL Setting.� International Journal of Bilingual

Education and Bilingualism 20 (5): 510�528. doi:

https://doi.org/10.1080/13670050.2015.1080658.

12. Chao, C. N. G., D. M. McInerney, and

B. Bai (2019). �Self-Efficacy and Self-Concept as

Predictors of Language Learning Achievements

in an Asian Bilingual Context.� The Asia-Pacific

Education Researcher 28 (2): 139�147. doi:https://

doi.org/10.1007/s40299-018-0420-3

13. Creswell, John W., and Vicki L Plano Clark.

(2017). Designing and Conducting Mixed Methods

Research. 3rd ed. Los Angeles, CA: Sage.

14. Dijk T.A. van, Dijk T.A.* (1977). Text and

context. Explorations in the semantics and pragmatics

of discourse, L. � N. Y. 67�112.

15. Dragojevic, M., J. Gasiorek, and H. Giles.

(2016). �Accommodation Strategies as Core of

the Theory.� In Communication Accommodation

Theory: Negotiating Personal and Social Identities

Across Contexts, edited by H. Giles, 36�59.

Cambridge, UK: Cambridge University Press.

16. Dressler W.U., Schmidt S.J. (1973).

Textlinguistik. Kommentierte Bibliographie. Munch.

32-45.

17. Ejzenshtejn S.M. (1964). Izbrannye proizvedeniya.

T. 2. Moscow. 10-23.

18. Eremina I.A. (2004). Rassuzhdenie kak perekhodnyj

tip rechi mezhdu monologom i dialogom

(na materiale anglijskogo yazyka): Avtoref. dis. �

kand. filol. nauk. Moscow.12-45.

19. Forrest, Walter (2018). �The Inter-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

generational Transmission of Australian Indigenous

Languages: Why Language Maintenance

Programmes Should Be Family-Focused.� Ethnic

and Racial Studies 41 (2): 303�323. doi: https://doi.

org/10.1080/01419870.2017.1334938

20. Galloway, N., J. Kriukow, and T. Numajiri.

(2017). Internationalisation, Higher Education and

the Growing Demand for English: An Investigation

into the English Medium of Instruction (EMI)

Movement in China and Japan. Accessed 30 October

2017, from Teaching English | British Council | BBC

website: https://www.teachingenglish.org.uk/article/

internationalisation-higher-education-growingdemand-

english-investigation-english-medium.

21. Gandara, Patricia, and Kathy Escamilla.

(2016). �Bilingual Education in the United States.�

In Bilingual and Multilingual Education, 3rd ed.,

edited by O. Garcia, Angel M.Y. Lin, and Stephen

May, 439-452.

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C A T I O N

22. Gasiorek, J., and A. S. Ebesu Hubbard.

(2017). �Perspectives on Perspective Taking

in Communication Research.� Review of

Communication 17 (2): 87�105.

23. Gindin S.I. (1977). Sovetskaya lingvistika

teksta. Nekotorye problemy i rezul�taty, Izv. AN

SSSR, ser. LiYA, 3. 45-56.

24. Grishina O.N. (1985). Osobennosti organizacii

informacii v nauchnom i hudozhestvennom

tekste // Funkcional�nye stili. Lingvometodicheskie

aspekty. Moscow. 39�48.

25. Hospel, Virginie, and Benoit Galand.

(2016). �Are Both Classroom Autonomy Support

and Structure Equally Important for Students�

Engagement? A Multilevel Analysis.� Learning

and Instruction 41: 1�10. doi: https://doi.

org/10.1016/j.learninstruc.2015.09.001

26. Howard, Elizabeth R., Kathryn J. Lindholm-

Leary, David Rogers, Natalie Olague, Jose Medina,

Barbara Kennedy, Julie Sugarman, and Donna

Christian (2018). Guiding Principles for Dual

Language Education. 3rd ed. Washington, DC:

Center for Applied Linguistics

27. Informationen zu Schulbuchfragen (1974).

Berlin, 12-78.

28. Jang, Eunjee, and Janina Brutt-Griffler.

(2019. �Language as a Bridge to Higher Education:

A Large-Scale Empirical Study of Heritage Language

Proficiency on Language Minority Students�

Academic Success.� Journal of Multilingual and

Multicultural Development 40 (4): 322�337. doi:

https://doi.org/10.1080/01434632.2018.1518451

29. Janina Brutt-Griffler & Eunjee Jang (2022).

Dual language programs: an exploration of bilingual

students� academic achievement, language proficiencies

and engagement using a mixed methods approach.

International Journal of Bilingual Education

and Bilingualism. Volume 22. Pages: 1-22. https://

www.tandfonline.com/toc/rbeb20/current

30. Ministerstvo obrazovaniya i nauki

Respubliki Tatarstan. URL https://mon.tatarstan.ru/

(Data obrashcheniya 21.07.2022).

31. Mohanty, A.K. (2019). The Multilingual

Reality: Living with Languages. Bristol, Blue Ridge

Summit: Multilingual Matters.

32. Nu-ka deti: Lev Tolstoj �Lev i sobachka

� [Elektronnyj resurs]. URL https://nukadeti.

ru/skazki/tolstoj-lev-i-sobachka

33. Roo, A. K., Y. Ardasheva, S. N. Newcomer,

and M. Vidrio Magana (2018). �Contributions of

Tracking, Literacy Skills, and Attitudes to Science

Achievement of Students with Varied English

Proficiency.� International Journal of Bilingual

Education and Bilingualism, 1�17. doi:https://doi.

org/10.1080/13670050.2018.1434125.

34. Rose, H., S. Curle, I. Aizawa, and G.

Thompson. (2019). �What Drives Success in English

Medium Taught Courses? The Interplay Between

Language Proficiency, Academic Skills, and

Motivation.� Studies in Higher Education, 1�13. doi:

https://doi.org/10.1080/03075079.2019.1590690.

35. Rossihina G.N. (1991). O raspredelenii

kompozicionno-rechevyh form po funkcional�nym

stilyam. Nauchnyj i obshchestvenno-politicheskij

tekst. Moscow. 50�58.

36. Shadrikov V.D., Zinov�eva N.A., Kuznecova

M.D. (2011). Razvitie mladshih shkol�nikov v

razlichnyh obrazovatel�nyh sistemah. Pod obshch.

red. V.D. SHadrikova. � Moscow. Logos. 6-12.

37. Shadrikov V.D. (2007). Mental�noe razvitie

cheloveka. Moscow. Aspekt Press Publ. 284.

38. Sil�man T.I. (1967). Problemy sintaksicheskoj

stilistiki. Leningrad. 23�67.

39. Tvardovskaya A.A., Gabdulhakov V.F., Novik

N.N. (2022). Bilingvizm i regulyatornye funkcii u

doshkol�nikov: obzor issledovanij // Uchen. zap.

Kazan.un-ta.Ser.Gumanit.nauki.164,kn.1�2.87�

100. doi: 10.26907/2541� 7738.2022.1-2.87-100

40. Valerian F. Gabdulchakov and Evgeniya O.

Shishova. (2022). Psychology of Children�s Play,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Imagination, Creativity and Playful Pedagogies

in Early Childhood Education in Russia. Play and

STEM Education in the Early Years. Monograph.

Chapter 3. S. D. Tunnicliffe and T. Kennedy (eds.),

The Author(s), under exclusive license to Springer

Nature Switzerland AG. Pp. 65-84. ISBN 978-3030-

99829-5 ISBN 978-3-030-99830-1 (eBook) https://

doi.org/10.1007/978-3-030-99830-1

41. Veraksa N.E., Kudryavcev V.T. (2014).

Dialektika razvivayushchegosya poznaniya: myshlenie

i voobrazhenie rebenka-doshkol�nika. Vestnik

RGPU. Seriya: Psihologiya, pedagogika, obrazovanie.

20(142). 37-62.

42. Vincze, L., and J. Gasiorek (2018). �My

Competence, Your Competence, and the Language

we use: The Moderating Effect of Interlocutor

Language Constraint in Bilingual Accommodation.�

International Journal of Bilingual Education

and Bilingualism 21 (1): 70�78. doi:https://doi.

org/10.1080/13670050.2015.1128385.

43. VygotskijL.S. Sobr.soch.T.2.Moscow.15�16.

44. Zhinkin, N.I. (1958). Mekhanizmy rechi

[Tekst] / Akad. ped. nauk RSFSR. In-t psihologii. �

Moscow: Izd-vo Akad. ped. nauk RSFSR. 370.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.