Научная статья на тему 'Г. В. Плеханов и его теоретическая и просветительская деятельность'

Г. В. Плеханов и его теоретическая и просветительская деятельность Текст научной статьи по специальности «Философия»

CC BY
863
84
Поделиться
Ключевые слова
Г.В. ПЛЕХАНОВ / ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОСВЕТИТЕЛЬ / МАРКСИЗМ / МЕНЬШИВИК / РЕВИЗИОНИСТ / РУССКАЯ / КУЛЬТУРА / ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ / ИНДИВИД / СОЦИАЛИЗМ / РАБОЧИЙ КЛАСС / G.V. PLEKHANOV

Аннотация научной статьи по философии, автор научной работы — Титов Владимир Фёдорович, Тулякова Елена Владимировна

В статье анализируются аспекты теоретической и просветительской деятельности Г.В. Плеханова, не получившие должного освещения в отечественной научной литературе. Особое внимание уделено просветительской деятельности первого русского марксиста. Обозначен вклад Плеханова в дело распространения марксизма в России; освещена его роль в формировании меньшевистских и ревизионистских аспектов деятельности; проанализирована актуальность некоторых идей Плеханова для понимания современной ситуации в России.

Aspects of theoretical and educational activities of G.V. Plekhanov insufficiently highlighted in the scientific literature have been analyzed in the paper. Particular attention has been given to educational activity of the first Russian Marxist. The contribution of Plekhanov in propagation of Marxism in Russia has been shown; his role in formation of Menshevik and revisionist aspects of activity has been pointed out; topicality of some ideas of Plekhanov for understanding the current situation in Russia has been considered.

Текст научной работы на тему «Г. В. Плеханов и его теоретическая и просветительская деятельность»

Титов В. Ф., Тулякова Е.В. Г.В. Плеханов и его теоретическая...

УДК 1 (091)

Г.В. Плеханов и его теоретическая и просветительская деятельность

В.Ф. Титов1, Е.В. Туликова2

1 Философский факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, кафедра истории философии

2 Гуманитарный факультет МГТУ, кафедра философии

Аннотация. В статье анализируются аспекты теоретической и просветительской деятельности Г.В. Плеханова, не получившие должного освещения в отечественной научной литературе. Особое внимание уделено просветительской деятельности первого русского марксиста. Обозначен вклад Плеханова в дело распространения марксизма в России; освещена его роль в формировании меньшевистских и ревизионистских аспектов деятельности; проанализирована актуальность некоторых идей Плеханова для понимания современной ситуации в России.

Abstract. Aspects of theoretical and educational activities of G.V. Plekhanov insufficiently highlighted in the scientific literature have been analyzed in the paper. Particular attention has been given to educational activity of the first Russian Marxist. The contribution of Plekhanov in propagation of Marxism in Russia has been shown; his role in formation of Menshevik and revisionist aspects of activity has been pointed out; topicality of some ideas of Plekhanov for understanding the current situation in Russia has been considered.

Ключевые слова: Г.В. Плеханов, просветительская деятельность, просветитель, марксизм, меньшивик, ревизионист, русская культура, эстетические взгляды, индивид, социализм, рабочий класс

Key words: G.V. Plekhanov, educational activity, enlightener, Marxism, Menshevik, revisionist, Russian culture, aesthetic views, individual, socialism, working class

1. Введение

Как это не покажется странным, но об аспекте просветительской деятельности первого русского марксиста исследователи практически не упоминают. Нет не только специальных работ, но даже отдельных статей, посвященных анализу этой проблемы. Между тем, на этом поприще заслуги Г. В. Плеханова также значительны, как и в области теории. В исследовании творческого наследия Плеханова выделяют три периода. Первый - 20-е годы ХХ столетия. Он характеризуется возвеличиванием Плеханова. Второй - с середины 30-х годов, отмечен частичным замалчиванием его деятельности и акцентированием внимания на допущенных им теоретических и политических ошибках. Третий начался в 1956 году после празднования столетия со дня рождения Плеханова. Именно в этот период появляются наиболее содержательные книги и статьи о Плеханове. К сказанному следует добавить, что на оценку отечественными исследователями творчества Плеханова огромное влияние оказывала оценка его деятельности Лениным, которая, как известно, не всегда была объективной. Наряду с формальным признанием и одобрением теоретической деятельности Плеханова, его заслуг в деле распространения марксизма в России одновременно суровому осуждению подвергался пятнадцатилетний период его меньшевистской и ревизионистской деятельности. Нельзя не отметить и того, что Ленин по существу сузил теоретическую деятельность Плеханова, ограничивая ее рамками марксизма.

2. Теоретическая и просветительская деятельность Г.В. Плеханова

Роль Плеханова как мыслителя достаточно полно и содержательно проанализирована отечественными и зарубежными исследователями. Для подтверждения сказанного приведем в качестве примера высказывания двух авторитетных плехановедов: отечественного и зарубежного. "Первый русский марксист Г.В. Плеханов, - отмечает В.А. Фомина, - принадлежит к числу крупнейших мыслителей и публицистов. Его выступление в России и на международной арене в 80-90х гг. ознаменовались замечательными трудами по теории и истории марксизма" (Русская философия, 2007).

К сказанному следует также добавить слова В.И. Ленина, который считал Плеханова самым знающим философию марксизма социалистом, а его философские труды квалифицировал как лучшие в международной марксистской литературе.

296

Вестник МГТУ, том 14, №2, 2011 г.

стр.296-301

А вот оценка деятельности Плеханова и не только теоретической, принадлежащая Самуэлю Х. Бэрону, наиболее известному и авторитетному зарубежному плехановеду. "Роль Плеханова в истории России несомненна, - пишет именитый профессор, - он был почти единственным основателем движения, завершившегося большевистской революцией. Он заложил основы теории русского марксизма в работах "Социализм и политическая борьба" (1883) и "Наши разногласия" (1885); и, по словам Ленина, его книгу "О развитии монистического взгляда на историю" (1884) "перечитывало целое поколение марксистов". Он был основной фигурой в первой русской марксистской организации, группе "Освобождение труда"; почти все ведущие деятели русского социал-демократического движения, включая Ленина, начинали в качестве его учеников... В течение двух десятилетий социал-демократическое движение концентрировалось вокруг Плеханова, и до конца дней он оставался фигурой, с которой приходилось считаться" (Бэрон, 1998).

Как видим, приведенные оценки политической и теоретической деятельности Плеханова все же страдают односторонностью, и в основном сводятся к оценке Плеханова как популяризатора и защитника марксистской концепции. Такой подход, который, как известно, был стереотипным, сложился еще в советские годы и был обусловлен политическими колебаниями Плеханова, его негативным в целом отношении к революции 1905-1907 гг. и к Октябрьскому перевороту в 1917 году.

Более взвешенную и непредвзятую оценку творчества Плеханова мы находим у современных ученых. "Примкнув к марксизму, когда многие сочинения Маркса и Энгельса оставались еще неизвестными, - пишет В.Ф. Пустарнаков, - Плеханов предпринял попытку изложения и популяризации марксистской философии в контексте всемирной истории философии, включив марксизм в традицию истории материализма. и истории диалектического идеализма (в первую очередь взгляды Гегеля). Но Плеханов не ограничился систематизацией, изложением и популяризацией философских идей Маркса и Энгельса. По сути, он сформулировал самостоятельную философскую концепцию, расходившуюся с философскими посылками основоположников марксизма. Главная задача философии - решение вопроса об отношении духа к природе, мышления к бытию, субъекта к объекту. Не тождество субъекта и объекта (как у Гегеля), не их разорванность (как у Канта), не чистый феноменализм, растворяющий объект в субъекте (как у Фихте), а единство субъекта и объекта в духе материалистического монизма" (Русская философия, 2007).

После такого своеобразного введения перейдем к анализу деятельности Плеханова как просветителя. Однако прежде чем писать об этом, напомним основные положения классического просвещения, которое, как известно, сформировалось главным образом во Франции в XVIII в.

Среди наиболее известных фигур этого течения, имевшего под собой серьезную философскую основу, были Вольтер, Монтескье, Кондильяк, Ламетри, Гольбах, Дидро, Гельвеций, Руссо и ряд других французских интеллектуалов. Суть концепции Просвещения заключалась в глубоком убеждении, что знанию принадлежит решающая роль, особенно в том, что касается познания естественного, природного порядка, на основе которого должны строиться социальные отношения.

К концу XIX в. сущность просвещения дополнилась новыми идеями, но ее основу, как и раньше, составляло то, что было высказано и разработано ее первыми представителями.

Просветительская деятельность Плеханова была разнообразной и охватывала широкий круг проблем, важнейшими из которых являлись:

- распространение среди русских людей марксистского учения, позволявшего с материалистических позиций понимать происходящие в мире события и способствовавшего секуляризации русского общественного сознания;

- оригинальный новаторский анализ социально-экономической ситуации в России, на основании которого был сделан вывод об утверждении в России капиталистических отношений, и тем самым был опровергнут основной тезис народников о возможности развития России, минуя капитализм;

- исследование с позиции материалистического понимания истории литературного и художественного наследия крупнейших деятелей русской культуры.

К просветительской деятельности Плеханова, по-видимому, можно отнести также ознакомление западноевропейской общественности с достижениями русской культуры, в первую очередь -литературы. Следует отметить, что статья Плеханова о русской литературе в западноевропейских изданиях позволяла европейцам знакомиться с культурной жизнью в России. По количеству материалов, опубликованных в этот период Плехановым на иностранных языках, с ним не может сравниться никто из наших соотечественников.

А сейчас рассмотрим более подробно основные направления в просветительской деятельности Плеханова. Мы уже упоминали, что Ленин не единожды отмечал, что несколько поколений русских марксистов изучали это учение по произведениям Плеханова. Если убрать идеологический аспект, то знакомство с марксизмом, передовой философской и общественно-политической теорией, позволяло

297

Титов В. Ф., Тулякова Е.В. Г.В. Плеханов и его теоретическая...

образованным людям России частично освободиться от религиозного видения мира и с естественнонаучных позиций осмысливать явления мира.

Напомним, что французские просветители, а еще в большей мере представители первого позитивизма - Конт, Спенсер, Милль - серьезно поколебали позиции христианства как мировоззренческого учения и мощно способствовали сначала распространению, а затем и утверждению светских философских и социальных концепций. В России, к сожалению, подобного явления не было. Светское мышление в общественном восприятии утверждалось медленно. С этой точки зрения марксизм выступал как светская концепция, благодаря которой думающие, духовно не закрепощенные русские люди освобождались от религиозных заблуждений. По-видимому, не случайно даже такой изначально религиозный мыслитель как С.Н. Булгаков (1871-1944) и некоторые другие мыслители в начале своей творческой деятельности были "легальными марксистами". Поэтому, при осмыслении творчества Плеханова как марксиста очень важно видеть и эту сторону его деятельности - просветительскую.

А теперь рассмотрим просветительскую роль Плеханова при осмыслении им и критической оценке некоторых шедевров русской культуры того времени и, прежде всего, литературы. Известно, что не каждому человеку, даже имеющему определенный уровень образования, удается понять основные идеи, излагаемые творческими людьми. Оценка Плехановым творчества выдающихся людей России имела большое значение, так как помогала понимать многое из того, о чем думали и чего добивались эти личности. В центре внимания Плеханова была общественная деятельность и творчество известных личностей того времени. Вот их имена: М.А. Бакунин, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, Л.А. Тихомиров, П.Н. Ткачев, Н.Г. Чернышевский, П.Я. Чаадаев. Этот список

известных людей России можно было бы продолжить, но и перечисленные имена дают представление о широком охвате и анализе политической и общественной жизни русского общества.

Здесь хотелось бы выделить следующие два момента. Первый состоит в объективной интерпретации идей и проблем, с которыми выступали эти личности. Это, как известно, задача не простая. Дело в том, что не все читатели, как уже отмечалось ранее, даже достаточно образованные, в состоянии сразу понять то, что хочет выразить автор произведения. К этому можно добавить, что у оригинального автора, особенно творчески мыслящего, как правило, появляются оппоненты, которые недобросовестно, а порой превратно интерпретируют и даже искажают содержание произведения. Второй аспект этой проблемы заключается в том, чтобы суметь прокомментировать авторское произведение доступным для понимания языком, и помочь читателю уяснить самое существенное в рецензируемой работе. Плеханов, на наш взгляд, успешно справился с этой задачей. Рассмотрим лишь некоторые стороны этой просветительской деятельности Плеханова. Начнем с анализа Плехановым творческой деятельности Николая Гавриловича Чернышевского. Не будем детализировать исследование Плехановым теоретического наследия Чернышевского. Укажем лишь на то, что Плеханов был практически первым, кто осмыслил и сумел донести до читателя оригинальность, широту и глубину идейного наследия этого мыслителя. В лице Чернышевского Плеханов увидел мыслителя, который хотя и испытал значительное влияние западноевропейской философии, тем не менее, проявил оригинальность мышления, заложил основы для материалистической тенденции в русской философской мысли, правда, в форме антропологического материализма. В своем главном философском сочинении "«Антропологический принцип в философии», - отмечает Плеханов, - Чернышевский изложил монистическую материалистическую позицию, которая противостояла и дуализму, и идеалистическому монизму" (Плеханов, 1956).

Одним из важнейших достоинств философских воззрений Чернышевского является признание философии как самостоятельной независимой науки, которую он рассматривает как "теорию решения самых общих вопросов науки". При этом, опираясь на достижения естественных наук, он, как известно, говорил о материальном единстве мира, объективном характере законов природы.

Большое значение имела интерпретация Плехановым эстетических взглядов Чернышевского. Надо иметь в виду, что отношение к философии и эстетике Чернышевского в тот период было далеко не однозначным, а самое главное, не всегда адекватно отражало его взгляды. В этих условиях позиция Плеханова имело большое значение для понимания воззрения Чернышевского и, что не менее важно, распространения идей русского мыслителя. Плеханов показал, что Чернышевский в противовес гегелевскому пониманию прекрасного, считавшего реальную действительность мимолетной и не имеющей непреходящей ценности для искусства, высказывает свое понимание искусства. Оно заключается в том, что "прекрасное и возвышенное действительно существует в природе и человеческой жизни". Существуют они не автономно, а в тесной связи с человеком и обществом. "Прекрасное есть сама жизнь". Это изречение Чернышевского было квинтэссенцией его эстетических взглядов и означало оно то, что деятели искусства должны воспроизводить жизнь во всех ее проявлениях, в том числе

298

Вестник МГТУ, том 14, №2, 2011 г.

стр.296-301

уродливых, при этом исходить из определенных критериев, в соответствии с которыми отрицательные явления социальной жизни должны отторгаться обществом.

Большое значение имел анализ Плехановым литературно-публицистической деятельности В.Г. Белинского. Ему он посвятил специальную работу "В.Г. Белинский и разумная деятельность". К творчеству великого русского публициста Плеханов неоднократно обращался и в других своих публикациях. Как известно, Белинский в своем идейном развитии прошел сложный путь, испытав огромное влияние идеалистической философии, особенно гегелевской. Впоследствии он становится критиком гегелевской философии и эволюционирует в сторону материализма, разделяя взгляды Герцена, высказанные им в "Письмах об изучении природы". В этой идейной круговерти Плеханов один из первых сумел выделить самое существенное в творчестве Белинского и помог глубже понять его идеи. В частности, было обращено внимание на то, что главным в социально-философских взглядах Белинского были его идеи о человеке, обществе и истории. Общество в представлении Белинского выступает как живой социальный организм. История - это нечто иное, это необходимый и закономерный процесс. Анализируя общественное развитие, Белинский отмечал, что личность является предпосылкой и продуктом истории, субъектом исторического процесса. Рассматривая конкретного индивида субъектом и целью истории, русский публицист одновременно с этим отмечал огромное воздействие на его развитие общества. Плеханов цитирует следующее высказывание Белинского: "Создает человека природа, но развивает и образует его общество" (Белинский, 1953а).

Большое внимание Плеханов уделяет эволюции взглядов Белинского в сторону социализма в его домарксистском понимании. Ход рассуждений Белинского таков: индивид проявляет наибольшую активность там, где он чувствует себя свободным человеком и может проявить себя как личность. Индивид не может смириться с той действительностью, которая лишает его возможности для развития. Исходя из этого, Белинский делает вывод о том, что развитие личности, реализация заложенного в ней творческого потенциала возможна лишь в обществе, свободном от эксплуатации. А таковым обществом является социализм. Симптоматичным в этой связи является его письмо (1841 г.) В.П. Боткину, в котором он писал: "Итак, я теперь в новой крайности, - эта идея социализма, которая стала для меня идеею идей, бытием бытия, вопросом вопросов, альфою и омегою веры и знания" (Белинский, 1953b).

Хотелось бы коснуться и такой стороны просветительской деятельности Плеханова, которую условно можно назвать зарубежной. Плеханов, пожалуй, больше, чем кто-либо в этот период, способствовал знакомству европейцев с российской действительностью. Ряд его произведений, например, работа о Чернышевском, были опубликованы на основных европейских языках. Он выступал с лекциями (кстати, платными) в различных аудиториях. Есть, по-видимому, необходимость еще раз напомнить, что общение с Плехановым как личностью, знакомство с его трудами, помогало западноевропейцам формировать более или менее объективное представление о русских, России, российской действительности.

А теперь рассмотрим роль Плеханова как мыслителя, но не только теоретика и пропагандиста марксистского учения, а шире - как академического мыслителя, в духе той характеристики, которую ему дает В.Ф. Пустарнаков. Безусловно, Плеханов, прежде всего, является философом-марксистом, но этим статусом нельзя ограничивать его деятельность. Оригинальность Плеханова как мыслителя проявляется в том, что он, используя марксизм и учитывая специфические условия развития России, дал развернутую критику влиятельных и распространенных в тот период идейных течений - народничества, анархизма, "экономизма". Его труд "Социализм и политическая борьба" был первой работой, в которой с марксистских позиций была охарактеризована экономическая и социально-политическая ситуация в России. Согласимся с тем, что для того, чтобы осуществить такую работу, надо было не только хорошо знать фундаментальные положения марксизма, но и творчески их использовать для анализа новых социально-экономических явлений. Наконец, говоря о 80-х годах нельзя не упомянуть труд Плеханова "Наши разногласия" (1884 г.), в котором детально была проанализирована ситуация в дореформенной России и убедительно доказано, что Россия вступила на капиталистический путь развития. "Разложение нашей общины, - пишет Плеханов, - представляет бесспорный и несомненный факт" (Плеханов, 1956). Он сделал вывод о том, что дальнейшие радикальные преобразования в стране могут быть осуществлены рабочим классом. В этой связи нельзя не привести слова, сказанные Плехановым на международном рабочем социалистическом конгрессе в Париже, проходившем 14-21 июля 1889 г. "Революционное движение в России, - заявил Плеханов, - может восторжествовать только как революционное движение рабочих. Другого выхода у нас нет и быть не может!" (Плеханов, 1956).

У Плеханова, как известно, имеются серьезные теоретические просчеты. Мы не будем их касаться. Наша задача заключается в том, чтобы показать интеллектуальную мощь русского мыслителя, которую он сохранял до последних дней своей жизни. Подтверждением этого служат его прогнозы о ситуации в России после Октябрьской революции.

299

Титов В. Ф., Тулякова Е.В. Г.В. Плеханов и его теоретическая...

Прежде всего, в отличие от большевистского руководства, которое увязывало вопросы социалистического строительства в советской России с осуществлением социалистических революций в Западной Европе и, в частности, в Германии, Плеханов отрицал возможность такой революции в Германии. Дальнейшие события подтвердили его прогнозы.

Прав оказался Плеханов и в том, что касалось строительства социализма в России. Из-за малочисленности, политической и социальной незрелости русского рабочего класса, согласно Плеханову, строительство социализма в России невозможно. Хотя социализм в СССР все-таки был построен, но осуществлено это было путем сверхчеловеческого напряжения, жесткой регламентации всех сфер деятельности, диктаторских методов управления. Можно только поражаться, как руководство страны сумело осуществить эту грандиозную задачу. Но вернемся к Плеханову. Строительство социализма в стране в соответствии с предсказаниями Плеханова показало, что пролетарии или те, кто считали себя таковыми, оказались не в состоянии переформатировать "господствующие общественные и экономические модели российской действительности, и в 1921 году Новая экономическая политика восстановила свободное предпринимательство для крестьян и мелких производителей" (Бэрон, 1998).

Развивая эти идеи Плеханова, следует добавить, что в России никогда не было диктатуры рабочего класса. Причина очевидна - его малочисленность, политическая и социальная неорганизованность. В Советской России установилась диктатура коммунистической партии. Многочисленное крестьянство на первых порах, как известно, поддержало большевиков главным образом за земельную политику, обещание передать крестьянам землю. Когда же в стране начались преобразования социалистической направленности, многие крестьяне эту политику не поддержали. Именно по этой причине в стране не утихали практически все 20-ые годы крестьянские выступления. Кроме того, надо признать, что строительство социализма в стране осуществлялось главным образом путем проб и ошибок. В советские времена утверждалось, что политика военного коммунизма, продразверстка, а затем НЭП - это творческий подход к строительству социализма в России. В действительности же это было не так. В действительности, руководству страны приходилось, можно сказать, чуть ли на ощупь искать пути дальнейшего развития.

А теперь о вкладе Плеханова в разработку эстетических проблем. Как известно, основоположники марксизма свое отношение к искусству высказали в самых общих чертах. Можно сказать, что Плеханов был одним из первых марксистов, если не первым, кто с позиций материалистического понимания истории приступил к разработке марксистской концепции искусства.

Сразу скажем, что создать целостную теорию искусства ему не удалось, но благодаря глубокому анализу шедевров отечественного искусства, он сумел сформулировать и обосновать ряд идей, которые не потеряли своего значения и в наше время. Кроме того, об этом надо сказать особо, Плеханов был первым в России, кто с материалистически понимаемой истории проанализировал творчество известных русских писателей, литераторов, "беллетристов-народников".

Материалистический подход Плеханова при оценке произведений искусства проявился прежде всего в том, что художник (деятель искусства) должен исходить из того, что объектом его внимания (творчества) является природное или социальное явление, представленное в различных формах своего существования. Исследователь искусства прежде всего должен анализировать явление или предмет беспристрастно, и его важная обязанность заключается не в осуждении или оправдании, а в объяснении явления.

Важной проблемой было выяснение критериев, по которым исследователь художественных произведений должен был определить их ценность. Плеханов в целом скептически относился к абстрактным оценкам идеала в искусстве. Он совершенно обоснованно отмечал, что искусство появилось задолго до появления его исследователей, а посему задачей критики должно быть не априорно сформулированные идеалы, не то, чем должно быть искусство, а то, чем оно является в действительности. Исходя из этой парадигмы, Плеханов воздвигает следующие принципы, которым должны соответствовать произведения искусства. Объективности ради следует отметить, что эти принципы, хотя и содержали в себе немало оригинального, но в значительной степени были навеяны, а некоторые даже позаимствованы им у ранее упоминавшихся предшественников.

Первый принцип органически формируется из понимания Плехановым искусства вообще. В соответствии с этим любое произведение может считаться искусством, если в процессе познания истины оно посредством образов, а не абстрактных рассуждений, формирует у нас мысли и чувства.

Суть второго принципа заключается в том, что художественное произведение должно быть реалистическим, правдивым. Правдивость должна быть имманентно присуща искусству, поскольку если нет реалистичности, то не может быть и красоты.

300

Вестник МГТУ, том 14, №2, 2011 г.

стр.296-301

Третий принцип предполагает, что идея, мысль, цель, заложенные в художественный образ, должны быть не абстрактными, а конкретными, и содержать в себе не отдельные стороны или свойства, а предмет, явление в целом.

Согласно четвертому принципу, предмет искусства должен быть целостным, единым. Он должен включать в себя единство содержания, единства формы и их диалектического сочетания.

3. Заключение

В целом, обобщая требования, которым должно отвечать настоящее произведение искусства, Плеханов считает, что оно должно быть реалистическим, через разнообразные формы правдиво отражать действительность, содержать в себе высшие цели. Аксиологическая значимость искусства должна определяться его человечностью, возвеличиванием человеком его деяний и устремлений.

В том, что касается проницательности и всесторонности эстетических взглядов Плеханова, об этом очень четко и глубоко высказался В.Ф. Асмус, известный отечественный философ: "современный искусствовед или критик легко может впасть в иллюзию, приводящей к недооценке заслуг Плеханова в области эстетики. Дело в том, что многие из обоснованных им положений прочно вошли в содержание эстетики, оказавшись краеугольными для всей науки об искусстве, что в настоящее время положения эти осознаются уже не столько в качестве идей Плеханова, сколько в качестве простых, самоочевидных истин. Нам трудно уже представить, насколько далеки эти идеи от самоочевидности, насколько трудна и сложна их кажущаяся красота, и, главное, насколько велика роль личного творчества, личной одаренности и личной энергии Плеханова в обосновании этих идей, в их разъяснении, изложении и пропаганде" (Асмус, 1943).

Итак, подводя итог, можно с полной уверенностью сказать, что теоретическая и особенно просветительская деятельность Плеханова способствовала повышению интеллектуального уровня русского народа. Именно такие личности, как Плеханов, как свидетельствует история, играли заметную роль в культурном развитии человечества.

Литература

Асмус В. Вопросы эстетики в работах Г.В. Плеханова. Под знаменем марксизма, № 6, c.108, 1943. Белинский В.Г. Статьи и рецензии. Февраль-май 1843 г. Полн. собр. соч. В 13 т. М., Изд-во Академии наук СССР, т.7, c.70, 1953а.

Белинский В.Г. Статьи и рецензии 1844 г. Полн. собр. соч. В 13 томах. М., Изд-во Академии наук СССР, т.12, с.145, 1953b.

Бэрон С.Х. Г.В. Плеханов - основоположник русского марксизма. СПб., Российская национальная библиотека, с.128, 1998.

Плеханов Г.В. Наши разногласия. Избранные философские произведения. В 5 т. М., Государственное издательство политической литературы, т.1, с.268, 1956.

Русская философия. Энциклопедия. Под ред. М.А. Маслина, М., Алгоритм, 377 с., 2007.

301