Научная статья на тему 'Жизненный путь Г. В. Плеханова и его вклад в теорию научного социализма'

Жизненный путь Г. В. Плеханова и его вклад в теорию научного социализма Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2168
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛЕХАНОВ ГЕОРГИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАРОДНИЧЕСТВО / МАРКСИЗМ / МЕНЬШЕВИЗМ / АКТУАЛЬНОСТЬ / PLEKHANOV GEORGY VALENTINOVICH / ACTIVITY / POPULISM / MARXISM / MENSHEVISM / RELEVANCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Журавлева Галина Петровна

Статья посвящена исследованию жизни и творчества выдающегося мирового мыслителя, ученого, яркого публициста, русского теоретика, организатора российского и международного рабочего социалистического движения, философа, социолога, экономиста, историка Плеханова Георгия Валентиновича. Главной задачей и целью Плеханова было успешное развитие России во благо народа, а первейшим средством достижения этой цели свержение самодержавия. На сегодняшний день много научных трудов посвящено анализу творчества Г. В. Плеханова, но его частная жизнь освящена слабо. Чтобы лучше понять личность Плеханова, необходимо изучать родословною его семьи, так как семья оказала огромное влияние на формирование личности Георгия Валентиновича. Жизненный путь и путь становления и развития Г. В. Плеханова как выдающегося русского мыслителя своего времени характеризуется сложностью и многообразием идей, высказываний, наличием противоречий, порой ошибок, но также утверждением общечеловеческих гуманных ценностей в развитии общества. В статье подробно рассматриваются три этапа пути становления Плеханова как мыслителя. Первый этап характеризуется разрывом с дворянской средой; отказом от военной карьеры; поступлением в Петербургский горный институт, где знакомится с народниками, вступает на путь активной революционной борьбы. Второй этап становления и формирования Г. В. Плеханова как русского мыслителя характеризуется окончательным разрывом с народничеством, полным переходом на принципы марксизма. Третий этап (переход на сторону меньшевизма) насыщен интересными прогнозами и сомнениями Г. В. Плеханова, чрезвычайно актуальными для понимания настоящего и будущего современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

G. V. PLEKHANOV''S COURSE OF LIFE AND HIS CONTRIBUTION TO THE THEORY OF SCIENTIFIC SOCIALISM

Article presented a research of life and works of the outstanding world thinker, scientist, bright publicist, Russian theorist, organizer of the Russian and international labor socialist movement, the philosopher, sociologist, economist, historian Plekhanov Georgy Valentinovich. Successful development of Russia for the good of the people, and foremost means of achievement of this purpose overthrow of autocracy was the main task and Plekhanov's purpose. Today many scientific works contain the analysis of G. V. Plekhanov’s creativity, but his private life presents poorly. Better to understand Plekhanov's identity, it is necessary to study genealogically his family as the family exerted huge impact on formation of the Georgy Valentinovich's identity. Complexity and variety of the ideas, statements, existence of contradictions, time of mistakes, but also the statement of universal human values in development of society characterize the course of life and way of formation and G. V. Plekhanov's development as outstanding Russian thinker of the time. In article the author considered three stages of a way of formation of Plekhanov as thinker in detail. Gap with the noble environment; refusal of military career; receipt in the St. Petersburg mining institute where he met populists, takes a way of active revolutionary fight characterize the first stage, a final gap with populism, full transition to the principles of Marxism characterize The second stage of G. V. Plekhanov's formation as Russian thinker. The third stage (transition to the party of Menshevism) is full of interesting forecasts and G. V. Plekhanov's doubts extremely urgent for understanding of the present and the future of modern Russia.

Текст научной работы на тему «Жизненный путь Г. В. Плеханова и его вклад в теорию научного социализма»

УДК 330.8 doi: 10.20310/1819-8813-2017-12-1-30-35

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ Г. В. ПЛЕХАНОВА И ЕГО ВКЛАД В ТЕОРИЮ НАУЧНОГО СОЦИАЛИЗМА

ЖУРАВЛЕВА ГАЛИНА ПЕТРОВНА доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: galinaguravleva@rambler.ru

Статья посвящена исследованию жизни и творчества выдающегося мирового мыслителя, ученого, яркого публициста, русского теоретика, организатора российского и международного рабочего социалистического движения, философа, социолога, экономиста, историка - Плеханова Георгия Валентиновича. Главной задачей и целью Плеханова было успешное развитие России во благо народа, а первейшим средством достижения этой цели - свержение самодержавия. На сегодняшний день много научных трудов посвящено анализу творчества Г. В. Плеханова, но его частная жизнь освящена слабо. Чтобы лучше понять личность Плеханова, необходимо изучать родословною его семьи, так как семья оказала огромное влияние на формирование личности Георгия Валентиновича. Жизненный путь и путь становления и развития Г. В. Плеханова как выдающегося русского мыслителя своего времени характеризуется сложностью и многообразием идей, высказываний, наличием противоречий, порой ошибок, но также утверждением общечеловеческих гуманных ценностей в развитии общества. В статье подробно рассматриваются три этапа пути становления Плеханова как мыслителя. Первый этап характеризуется разрывом с дворянской средой; отказом от военной карьеры; поступлением в Петербургский горный институт, где знакомится с народниками, вступает на путь активной революционной борьбы. Второй этап становления и формирования Г. В. Плеханова как русского мыслителя характеризуется окончательным разрывом с народничеством, полным переходом на принципы марксизма. Третий этап (переход на сторону меньшевизма) насыщен интересными прогнозами и сомнениями Г. В. Плеханова, чрезвычайно актуальными для понимания настоящего и будущего современной России.

Ключевые слова: Плеханов Георгий Валентинович, деятельность, народничество, марксизм, меньшевизм, актуальность

«Скороспелые и преждевременные социалистические эксперименты - есть опасный авантюризм, который может дискредитировать саму идею социализма и привести к установлению казарменно-коммунистических порядков, подмене власти народа, властью новой бюрократической элиты, и далее деградации нации» (Г. В. Плеханов)

В декабре прошлого (2016 г.) в Российском экономическом университете им. Г. В. Плеханова было торжественно отмечено 160-летие со дня его рождения. Плеханов Георгий Валентинович (псевдоним Н. Бельтов, А. Волгин, Н. Каменский, Н. Кирсанов и др.), русский теоретик, организатор российского и международного рабочего социалистического движения, философ, социолог, экономист, пропагандист марксизма, историк и многое другое.

Каждый, кто знакомится с произведениями Плеханова, ищет и находит в них то, что наиболее

созвучно его собственным мыслям и представлениям. Одних привлекают стремления Г. В. Плеханова в 1917 г. к общенациональному консенсусу, как наиболее эффективному средству выхода России из состояния кризиса. Другие акцентируют внимание на плехановском подходе к истории как к естественному историческому процессу, не терпящем искусственного ускорения этого процесса, и его отрицании всякого социального экспериментаторства над целыми странами и народами. Некоторым Плеханов дорог, прежде всего, как искренний патриот России, который, несмотря на вынужденную 37-летнюю эмиграцию, остался до конца предан своей стране и в судьбоносном 1917 г. поспешил вернуться на Родину. Многие ценят в нем убежденного демократа и врага всяческого деспотизма.

Следует еще раз подчеркнуть, что Г. В. Плеханов был одним из выдающихся мировых мыслителей, выдающимся ученым, ярким публицистом. Многие идеи Г. В. Плеханова не потеряли своей актуальности и сегодня.

Много научных трудов посвящено анализу творчества Г. В. Плеханова, но его частная жизнь

освящена слабо. А это имеет немаловажное значение для понимания того, почему одни ненавидели, а другие любили Плеханова за одни и те же его идеи, высказывания, работы и поступки.

Георгий Валентинович, утверждая, что жизненный путь человека, его деятельность определяются главными целями, и врожденными, а также

приобретенными качествами [1]. Главная задача и цель Плеханова судя по его творчеству было успешное развитие России во благо народа, а первейшим средством достижения этой цели - свержение самодержавия. Чтобы понять врожденные и приобретенные качества личности Плеханова обратимся к родословной его семьи (рис. 1).

Рис. 1. Родословная семьи Г. В. Плеханова (генеалогическое древо)

Г. В. Плеханов родился в с. Гудаловка Липецкого уезда Тамбовской области 11 декабря 1856 г. (по новому стилю) в многочисленной (14 сестер и братьев) семье мелкопоместного дворянина, штабс-капитана Плеханова Валентина Петровича (1810-1873).

От отца сыну достались такие черты, как твердость, решительность, чувство чести, долга, трудолюбие и страстность.

Мать - Мария Федоровна Белинская (18321881), внучатая племянница В. Г. Белинского, сирота, окончившая Тамбовский институт благородных девиц, после института - гувернантка в семьях местных помещиков.

От матери Плеханов унаследовал доброту, терпимость, чувство справедливости, интеллигентность, скромность и даже застенчивость.

Семья оказала огромное влияние на формирование личности Георгия Валентиновича. Именно по причине сложности и противоречивости характера он часто проявлял резкость в полемике.

Признавая это, Плеханов все же всегда относился с уважением к противнику, не выходил за литературные рамки, не опускался до вульгарной брани, высмеивая не человека, а его точку зрения. Именно поэтому он надеялся, что ему простят его резкую критику.

Жизненный путь и путь становления и развития Г. В. Плеханова как выдающегося русского мыслителя своего времени характеризуется сложностью и многообразием идей, высказываний, наличием противоречий, порой ошибок, но также утверждением общечеловеческих гуманных ценностей в развитии общества. Чтобы показать всю сложность пути Плеханова как мыслителя целесообразно выделить следующие три этапа:

I этап: с 1873 по 1883 г.

II этап: с 1883 по 1903 г.

III этап: с 1903 по 1918 г.

Первый этап характеризуется разрывом с дворянской средой; отказом от военной карьеры; поступлением осенью 1974 г. в Петербургский

горный институт, где знакомится с народниками, вступает на путь активной революционной борьбы. Как участник революционно-народнического движения он «ходил в народ», участвовал в демонстрациях, стачках. После казанской демонстрации (6 декабря 1876 г.) - первой легальной демонстрации народников, собравшейся под предлогом участия в молебне святителю Николаю-чудотворцу в день именин внука Александра II (будущего императора Николая II), где Плеханов выступил с обличительной речью против царского самодержавия и в защиту Николая Чернышевского, находящегося в это время в сибирской ссылке. Речь была настолько пламенной, что Плеханова стали называть «оратором», а полиция объявила о срочной его поимке и аресте. С этого дня Георгий Валентинович становится профессиональным революционером, переходит на нелегальное положение, вынужден эмигрировать дважды: в 1877 г. - в Берлин, затем в Париж, в 1880-м - в Женеву.

Народничество в России, по словам В. И. Ленина, - это «целое миросозерцание», «громадная полоса общественной мысли», это «идеология и движение разночинной интеллигенции» [2]. Основные идеи народничества - некапиталистический путь развития; переход к социализму через сохранение, использование и преобразование коллективистских начал сельской общины; движущей силой общественного развития объявлялось крестьянство: крестьяне рассматривались как «прирожденные социалисты».

Среди народников не было единства. В конце 60-70-х гг. XIX в. П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский считали прогрессивной, движущей силой исторического процесса «критически мыслящие личности, интеллигенцию как носителей просвещения, нравственного сознания, идеалов справедливого социального общежития. В то время П. Лавров считал необходимым для организации восстания длительную пропаганду среди народных масс, обширную теоретическую и нравственную подготовку революционеров. Г. В. Плеханов разделял эти взгляды Лаврова. М. А. Бакунин же призывал молодежь немедленно готовить народное восстание против трех главных врагов: частной собственности, государства и церкви. Так сложилось в противовес Лаврову бунтарское направление.

В 1879 г. организация «Земля и воля» (возникшая в 1862 г. под идейным воздействием и при непосредственном участии А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского) раскололось на две самостоятельные организации - «Народную волю» (под руководством Желябова..., предпочитавшего тер-

рористические методы борьбы с самодержавием) и «Черный передел», которую возглавил Плеханов. Он категорически возражал против террора, ибо считал, что убийство царя не уничтожит самодержавие (на место убитого монарха придет другой монарх), но революционное движение от этого серьезно пострадает в результате арестов, ссылок, каторги и даже казней лучших людей - участников террора.

Первое знакомство и увлечение Плеханова марксизмом в этот период завершилось переводом на русский язык «Манифеста коммунистической партии» (для чего он самостоятельно выучил в короткий срок немецкий язык в 1882 г.), а в конечном счете отказом от идей народничества.

Второй этап становления и формирования Г. В. Плеханова как русского мыслителя характеризуется окончательным разрывом с народничеством, полным переходом на принципы марксизма. Плеханов с благоговением относился к Марксу. Полушутя, полусерьезно заявлял, что он большой марксист, чем немецкий мыслитель, что он сто раз подумает, прежде чем не согласится с Марксом [3].

Такой переворот во взглядах Плеханова был вызван сравнительно быстрым развитием капитализма с усилением рабочего движения в России и Европе, личным опытом деятельности среди рабочих, особенно глубоким изучением трудов К. Маркса и Ф. Энгельса. Он становится первым пропагандистом, теоретиком и блестящим популяризатором марксизма в России.

В Женеве в 1883 г. он создает первую российскую марксистскую группу «Освобождение труда» совместно с единомышленниками и друзьями: П. Б. Аксельродом, В. И. Засулич, Л. Г. Дейчем и В. Н. Игнатовым. Главной целью этой организации объявляется распространение марксизма в России и убежденная критика идеологии народничества. Важнейшие работы Г. В. Плеханова в этот период - переводы работ «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», «Тезисы о Фейербахе», части книги «Святое семейство» и др., а также авторские брошюры и статьи «Социализм и политическая борьба» (октябрь 1883 г.), «Наши разногласия» (1885), «Сборник социал-демократа» (1888), «Анархия и социализм» (1894), «О материалистическом понимании истории» (1897), «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» (под псевдонимом Бельтов, 1895 г.) и многие другие.

Этими и другими работами Плеханов нанес сильный удар по идеологии народников, приобрел достаточно сильных критиков и врагов среди бывших единомышленников. Он показал, что

Россия неудержимо идет по пути капитализма и что задача социал-демократов состоит в том, чтобы использовать порождаемые капитализмом процессы в интересах революции. Он также утверждает, что главной революционной силой в борьбе с самодержавием и капитализмом становится нарождающийся пролетариат (по словам П. Аксельрода, «гегемон освободительного движения»), который призван бороться за создание социалистической рабочей партии.

В этот период значимым для становления марксистского мировоззрения Плеханова являются его работа в конгрессах II Интернационала; встречи с Ф. Энгельсом, совместная работа с В. И. Лениным после 1835 г., организация первой общероссийской газеты «Искра», журнала «Заря», разработка Программы РСДРП и ее публикация (1902 г.), принятие программы и устава на 2-м съезде РСДРП, раскол партии большевиков и меньшевиков, поддержка Плехановым Ленина и уход со съезда вместе с большевиками [4].

Совместно с российскими марксистами, Плеханов включился в борьбу против либерального народничества, «легального марксизма», «экономизма», отступничества Э. Бернштейна от марксизма, что сохраняет свое значение в борьбе с современным оппортунизмом [5].

И последний III этап - наиболее сложный и трагический, насыщенный интересными прогнозами и сомнениями Г. В. Плеханова, чрезвычайно актуальными для понимания настоящего и будущего современной России.

Вскоре после 2-го съезда РСДРП Плеханов перешел на сторону меньшевизма и стал одним из его лидеров. В его мировоззрении проявилось существенное противоречие. С одной стороны, он как меньшевик выступает против В. И. Ленина, особенно по вопросу стратегии и тактики большевиков, против Ленинской концепции «форсированного захвата власти», с другой - в философии Плеханов остается воинствующим материалистом - марксистом, борющимся против буржуазной идеалистической философии.

Во время революции 1905-1907 гг. он стоял за союз с либеральной буржуазией, осуждал курс на вооруженное восстание, говорил, что не нужно было браться за оружие». С 1908 по 1912 гг., по оценке В. И. Ленина, Плеханов «воспевал подполье» и успешно разоблачал его врагов и противников, выступал как противник ликвидаторства, богоискательства, махизма [6].

В период Первой мировой войны (1914 г.) Г. В. Плеханов яростно отстаивает свою точку зрения на необходимость продолжения войны с Гер-

манией «до победного конца» на том основании, что иначе побежденный русский народ станет «рабами победителей» [7]. Если же Россия заключит мир с Россией, то Германия со временем окрепнет и снова развяжет новую войну с Россией. Этим самым Плеханов предсказал и зарождение фашизма в Германии, и Вторую мировую войну, и Великую Отечественную войну (1941-1945).

Г. В. Плеханов обладал исключительной работоспособностью. И в России, и за границей он был признан энциклопедически образованным ученым, ярким и глубоким русским философом, руководителем русского социал-демократического движения. Поэтому возвращение Плеханова из 37-летней эмиграции в Россию в 1917 г. после Февральской революции было встречено на Финляндском вокзале Петербурга очень торжественно, с оркестром, приветственными речами, многотысячной толпой. Но в Петроградский совет его не пустили. Известно, что князь Львов предложил Плеханову пост министра труда, но меньшевики проголосовали за Скобелева. Когда же А. Керенский от Временного правительства пригласил Плеханова на должность министра промышленности и торговли, Плеханов предложил ему переговорить с меньшевиками и только махнул рукой. Эсер Б. Савинков предложил Г. В. Плеханову после свержения большевиков возглавить новое контрреволюционное правительство. Плеханов отказался со словами, что он не будет расстреливать рабочих даже в том случае, если они идут по ложному пути.

В создавшейся ситуации Плеханову остается только работа в меньшевистском органе «Единство», где он печатает свои новые статьи, в которых с настойчивостью выражает свое несогласие с Лениным и большевиками. Достаточно вспомнить его комментарии к Апрельским тезисам Ленина, опубликованным под названием «О тезисах Ленина и о том, почему бред бывает подчас интересен» (1917 г.) [8].

На протяжении всего этого этапа Плеханов открыто и решительно отстаивает свою позицию о необходимости единства всех сил, которые способствуют приближению социализма, в том числе и буржуазии. Если, по его мнению, Россия уже вступила «на след объективного закона общественного развития», который требует:

- во-первых, пройти весь путь развития капитализма и никто по своей воле не может остановить этот процесс;

- во-вторых, если социализм более высокая ступень развития общества по сравнению с капитализмом и нуждается в более высоком уровне развития производительных сил, в чем могла бы

помочь рабочему классу буржуазия, то логично -с буржуазией надо дружить... [8].

Вот почему Плеханов в статьях призывал поддерживать временное правительство, «не проектировать буржуазию как совершенно отживший общественный класс, способный вредить делу прогресса». Позднее в 20-е годы XX в. В. И. Ленин внял этим рекомендациям Плеханова и приглашал «буржуазные элементы» к службе в Красной Армии, созданию плана ГОЭЛРО и т. д.

До Октябрьской революции Г. В. Плеханов предупреждал, что «скороспелые и преждевременные социалистические эксперименты есть опасный авантюризм, который может дискредитировать саму идею социализма и привести к установлению казарменно-коммунистических порядков, подмене власти народа властью новой бюрократической элиты» и даже деградации нации. По мнению Г. В. Плеханова, захват власти большевиками приведет не к диктатуре пролетариата, а к диктатуре большевиков, диктатуре одной партии, диктатуре одной личности, к застою и гибели страны. Этот строй он назвал «политическим уродством», обновленным царским деспотизмом на коммунистической подкладке.

Вот почему он не принял Великую Октябрьскую социалистическую революцию и смело об этом заявлял. В «Открытом письме петербургским рабочим» он с надеждой быть понятым писал:

«Дорогие товарищи, меня не радуют, а огорчают недавние события в Петрограде. Повторяю еще раз. Они огорчают меня не потому, чтобы я не хотел торжества рабочего класса, а наоборот, потому что я призываю его всеми силами души и вместе с тем вижу, как далеко отодвигают его названные события. Они будут еще несравненно более печальными, если сознательные элементы рабочего класса не выскажутся твердо и решительно против политики захвата власти одним классом, или - еще того хуже - одно партией. Власть должна опираться на коалицию всех живых сил страны» [9].

К сожалению, Плеханов при жизни не увидел единство всех сил страны. Но справедливость его слов в существовании этого единства подтверждается таким фактом. В последний путь Плеханова пришли проводить и меньшевики, и эсеры, кадеты, монархисты, студенты и рабочие. На одном из многочисленных венков было написано: «Политическому врагу - великому русскому патриоту - социалисту Плеханову от монархиста В. Пуришкевича».

Обращаясь к творческому наследию Плеханова, важно помнить, что дело не в цитатах (их

можно надергать в его работах по многим вопросам), а в устремлениях (во благо России и ее народа), в его методологическом подходе к анализу социально-экономических, политических и других условиях общественного развития.

Анализируя труды Г. В. Плеханова, начинаешь понимать, насколько они актуальны для решения современных проблем. Сколько мудрости, например, только в следующем предупреждении Плеханова, что социалистическая революция временна в аграрной стране, и что необходимо подготовить к ней, образовать, создать другой уровень развития производительных сил, для чего нужно пройти путь капиталистического развития. Возникает вопрос: перестройка - это объективно необходимый путь капиталистического развития России, от которого мы (ошибочно или преждевременно?) отказались в начале прошлого века и возвращаемся к нему спустя 70 лет?

Как охарактеризовать «перестройку» - это реформирование социализма, переворот [смена власти при сохранении экономической системы], революция [крутой скачок в общественном развитии]? Это смена одного способа производства на другой - капитализма на социализм в 1917 г. или контрреволюция [смена социализма на капитализм]? Вопрос дискутируется.

Конечно, современная Россия - не аграрная страна, но ее сырьевая направленность не позволяет поднять производительные силы до уровня, необходимого для чего? Нет, не для социализма, об этом сейчас уже не говорят, может быть, напрасно? Ведь то, что построено в СССР - это не социализм, а, по Плеханову, «политическое уродство». Необходимо для будущего, которому еще не дано общепринятое определение, пока лишь говорят о новой модели социально-экономического развития. О необходимости реформирования модели капитализма и не только в России, но и за рубежом.

Вопросов много. Их нужно решить современникам. Но и Г. В. Плеханова забывать нельзя.

Георгий Валентинович Плеханов был и остается в нашей памяти настоящим ученым, глубоко интеллигентным человеком, сильной личностью, достойной уважения. В его работах всегда будут находить не только ошибочное, устаревшее с позиций сегодняшнего дня, но и то, что считается человечеством ценным и вечным, ибо идеалы просвещения, гуманизма, свободы и справедливости, которым служил Плеханов всю свою непростую, сложную жизнь, не потеряют своего значения и привлекательности никогда.

Вечная ему память!

Литература

1. Плеханов Георгий Валентинович / под ред. гл. ред. А. М. Прохоров. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1969.

2. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 25. М.: Политиздат, 1969. С. 222.

3. Плеханов Г.В. Сочинения. Т. 1. М.-Пг., 19231927. С. 59.

4. Группа «Освобождение труда». Сб. 5. / под ред Л. Г. Дейча. М.: Государственное издательство , 1924. С. 303.

5. Философско-литературное наследие Г. В. Плеха-нова. Т. 3. М., 1974. С. 227.

6. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 42. М.: Политиздат, 1970. С. 290.

7. Плеханов Г. В. Сочинения. Т. 13. М.-Пг., 1923-1927. С. 203

8. Архив Дома Плеханова. Фонд 1094, оп. 3, ед. хр. 126.

9. Плеханов Г. В. Год на родине / Полное собрание статей и речей 1917-1918 г. Т. 1. Париж: Изд. Поволоцкого, 1921. 296 с.

References

1. Plekhanov Georgij Valentinovich [Plekhanov Georgy Valentinovich] / pod red. gl. red. A. M. Prokhorov. 3-ye izd. M.: Sovetskaya entsiklopediya, 1969.

2. Lenin V. I. Poln. sobr. soch. T. 25 [Full collection of works. Vol. 251. M.: Politizdat, 1969. S. 222.

3. Plekhanov G.V. Sochineniya. T. 1 [Works. Vol. 1]. M.-Pg., 1923-1927. S. 59.

4. Gruppa «Osvobozhdeniye truda». Sb. 5 [Group «Work Release». Col. 5] / pod red L. G. Dejcha. M.: Gosudarstvennoye izdatel'stvo , 1924. S. 303.

5. Filosofsko-literaturnoye naslediye G. V. Plekha-nova. T. 3 [G. V. Plekhanov's philosophical literary heritage. Vol. 31. M., 1974. S. 227.

6. Lenin V. I. Poln. sobr. soch. T. 42 [Full collection of works. Vol. 421. M.: Politizdat, 1970. S. 290.

7. Plekhanov G. V. Sochineniya. T. 13 [Works. Vol. 1]. M.-Pg., 1923-1927. S. 203

8. Arkhiv Doma Plekhanova. Fond 1094, op. 3, ed. khr. 126 [Archive of the Plekhanov's House. Fund 1094, op. 3, unit chr. 126.].

9. Plekhanov G. V. God na rodine [Year in the homeland] / Polnoye sobraniye statej i rechej 1917-1918 g. T. 1. Parizh: Izd. Povolotskogo, 1921. 296 s.

* * *

G. V. PLEKHANOV'S COURSE OF LIFE AND HIS CONTRIBUTION TO THE THEORY OF SCIENTIFIC SOCIALISM

ZHURAVLEVA GALINA PETROVNA Doctor of Economics, Professor, Honored Worker of Science of the Russian Federation, Moscow, the Russian Federation, e-mail: galinaguravleva@rambler.ru

Article presented a research of life and works of the outstanding world thinker, scientist, bright publicist, Russian theorist, organizer of the Russian and international labor socialist movement, the philosopher, sociologist, economist, historian - Plekhanov Georgy Valentinovich. Successful development of Russia for the good of the people, and foremost means of achievement of this purpose - overthrow of autocracy was the main task and Plekhanov's purpose. Today many scientific works contain the analysis of G. V. Plekhanov's creativity, but his private life presents poorly. Better to understand Plekhanov's identity, it is necessary to study genealogically his family as the family exerted huge impact on formation of the Georgy Valentinovich's identity. Complexity and variety of the ideas, statements, existence of contradictions, time of mistakes, but also the statement of universal human values in development of society characterize the course of life and way of formation and G. V. Plekhanov's development as outstanding Russian thinker of the time. In article the author considered three stages of a way of formation of Plekhanov as thinker in detail. Gap with the noble environment; refusal of military career; receipt in the St. Petersburg mining institute where he met populists, takes a way of active revolutionary fight characterize the first stage, a final gap with populism, full transition to the principles of Marxism characterize The second stage of G. V. Plekhanov's formation as Russian thinker. The third stage (transition to the party of Menshevism) is full of interesting forecasts and G. V. Plekhanov's doubts extremely urgent for understanding of the present and the future of modern Russia.

Key words: Plekhanov Georgy Valentinovich, activity, populism, Marxism, Menshevism, relevance

Об авторе:

Журавлева Галина Петровна, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, г. Москва, Российская Федерация

About the author:

Zhuravleva Galina Petrovna, Doctor of Economics, Professor, Honored Worker of Science of the Russian Federation, Moscow, the Russian Federation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.