Научная статья на тему 'Г. Реваз образ "пленной вдовы" в классической трагедии'

Г. Реваз образ "пленной вдовы" в классической трагедии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
28
2
Поделиться

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Каплан А. Б.

Revaz G. La "veuve captive" dans la tragйdie classique // Rev. d'histoire litt. de la France. P., 2001. A.101, N 2. P.213-226.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Каплан А. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Г. Реваз образ "пленной вдовы" в классической трагедии»

Г.Реваз

ОБРАЗ «ПЛЕННОЙ ВДОВЫ» В КЛАССИЧЕСКОЙ

ТРАГЕДИИ*

30-е годы XVII в. - время начала расцвета французского театра эпохи классицизма. Первым драматургом, завоевавшим успех у публики, был Жан Мэре, его пьесы по своей структуре отвечали нормативной эстетике классицизма. Примером таких произведений могла быть трагедия Мэре «Софонисба»: влюбленные лишены своего счастья, поскольку они принадлежат к двум враждебным лагерям - союзников и врагов Рима. Препятствием для любви во французской трагедии, как правило, становится злая воля власти, запрещавшая брак, а в данном случае - полководец Сципион Африканский. Противоречия между строгими правилами классицизма и правдой жизни уже возникли при появлении одной из лучших пьес классической драматургии - трагедии «Сид» П.Корнеля. Критики того времени принимали психологические переживания главной героини трагедии Химены как несовершенство характера.

В классицистической трагедии господствуют логический геометризм, строгое соотношение между причиной и следствием. Не внутренние противоречивые импульсы души были двигателем действия, а внешние причины предопределяли его развитие. Власть тирана или государственный интерес создавали препятствие для счастья влюбленных. Благородный Сципион жертвовал счастьем влюбленных во имя родины. Тема жертвы любви ради интересов власти нашла высокое воплощение в трагедии

* Revaz G. La «veuve captive» dans la tragndie classique // Rev. d'histoire litt. de la France. - P., 2001. - A.101, N 2. - P.213-226.

Образ «пленной вдовы» в классической трагедии

Расина «Береника». Здесь ситуация, отличная от пьесы Корнеля «Гораций», поскольку там речь идет о существовании Рима. Роль тирана в «Беренике» принадлежит римскому народу. Всесильный император Тит, повелитель мира, не в силах справиться с гневом римлян, не желающих видеть на престоле иноземную царицу.

Но соответствие трагедии классическим канонам классицизма не исключало психологизма в пьесе Корнеля «Софонисба». Вдова карфагенского полководца, полюбившая вражеского военачальника, испытывает сильные угрызения совести, которые пытается ослабить ее наперсница-служанка, приводя аргументы разума мотивам чувств.

Наиболее ярко образы пленных вдов отражены, считает автор, в таких трагедиях, как «Родогуна» (1645) Пьера Корнеля и «Андромаха» Жана Расина (1667). Трагедия «Родогуна» пользовалась большим успехом у зрителей. Да и сам автор считал ее лучшим своим произведением. Действие пьесы разворачивается в государстве Селевкидов накануне его падения. Царь Диметриус-Никанор, попавший в плен к парфянам, признает невестой при живой жене местную царевну Родогуну. При этом условии ему разрешают возвратиться на родину. Первая жена Диметри-уса, царица Клеопатра, убивает супруга. В пленную Родогуну влюбляются два сына Клеопатры: Селевк и Антиох. Клеопатра коварна, мстительна и жестока, как Медея. В борьбе за власть царица не щадит своих детей и стремится их убить. Родогуна, чужеземная царевна, напротив, желает торжества династического закона (с.220). Пьеса Корнеля, несмотря на то, что действие происходит в эллинистическом государстве, была в то время крайне злободневной: умерли Ришелье и затем король Людовик XIII. В стране начались смуты, знать вновь подняла голову. Регентша, уроженка Испании Анна Австрийская, была гарантом легитимной власти. Родогуна в монологах, обращенных к наследникам престола, призывает их быть прежде всего на страже интересов монархии; эти речи также напряжены и яростны, как монологи Клеопатры. Родогуна считает, что тот, кто будет ее избранником, должен проявить себя беспощадным борцом за интересы монархии, пожертвовать своими интересами за нее. Драматургия трагедии построена таким образом, что носитель зла и

Г.Реваз

беззакония Клеопатра погибает от яда, приготовленного для убийства собственного сына. Легитимность и порядок торжествуют.

Классический образец пленной вдовы - Андромаха Расина. Эта женщина предана памяти своего покойного мужа. Трагедия заключается в том, что в нее влюблен Пирр, сын убийцы ее мужа Гектора. Конфликт разрастается между пленной рабой и влюбленным господином. В трагедии Расина сплетается много чувств: ненависть к сыну убийцы мужа, страх за судьбу собственного сына. Но главное чувство Андромахи - чувство долга пред поверженным отечеством - Троей. Она решает во время свадьбы лишить себя жизни. Другие персонажи пьесы - Гермиона, дочь Елены и Минелая, Пирр и Орест - подчинены страстям. Пирр (царь Эпира) гибнет, убитый Орестом, Гермиона, влюбленная в Пирра, кончает жизнь самоубийством, Орест теряет разум. Только Андромаха, чье чувство побеждено разумной волей, провозглашается правительницей Эпира, а ее сына народ избирает царем.

Автор заключает свою статью выводом, что трагедия XVII в. во Франции не являлась прежде всего отражением политической мысли, однако в определенной степени зависела от нее. Пленная вдова в царской диадеме - частый персонаж пьес того времени. Вдовствующие королевы той эпохи, такие как Мария Медичи, Анна Австрийская, Генриетта, вдова казненного короля Англии Карла, играли заметную роль в истории. Именно в трудные для монархии времена вдовствующая королева, дававшая жизнь наследнику престола, была главным гарантом легитимности. Но в следующем веке аксиома легитимности королевской власти казалась не столь непререкаемой.

А.Б.Каплан