Научная статья на тему 'Г. Н. Приступа: человек, учитель, ученый'

Г. Н. Приступа: человек, учитель, ученый Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2112
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИСТУПА Г.Н / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВОПИСАНИЮ / ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ / УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА / PRISTUPA G.N / RUSSIAN TEACHING METHODOLOGY / SPELLING TEACHING METHODOLOGY / TEACHING PRINCIPLES / RUSSIAN LESSONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демидова Нина Ивановна, Богданова Елена Святославовна

В статье дается методический анализ работ выдающегося исследователя в области методики преподавания русского языка, доктора педагогических наук, профессора Григория Наумовича Приступы. Авторы указывают на значительность вклада Г.Н. Приступы в методику обучения орфографии, работу над повышением культуры речи учащихся и учение об общих подходах к типологии урока русского языка и его организации. Будучи учениками Г.Н. Приступы, авторы акцентируют внимание не только на методической научной и просветительской деятельности ученого, но и на величине его личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

G.N. PRISTUPA: TEACHER, SCHOLAR, MAN

The paper presents a methodology-oriented analysis of the academic works of Grigory Naumovich Pristupa, an outstanding scholar in the sphere of Russian teaching methodology. The authors underline the significance of G.N.Pristupa’s contribution to the methodology for improving students’ spelling and speech standards as well as his contribution to the development of lesson typology and structure. Being G.N.Pristupa’s students, the authors maintain that G.N.Pristupa is not just an outstanding methodologist, scholar and educator, but a great man.

Текст научной работы на тему «Г. Н. Приступа: человек, учитель, ученый»

УДК 81.161.1(092.2)

Н.И. Демидова, Е.С. Богданова

Г.Н. ПРИСТУПА: ЧЕЛОВЕК, УЧИТЕЛЬ, УЧЕНЫЙ

В статье дается методический анализ работ выдающегося исследователя в области методики преподавания русского языка, доктора педагогических наук, профессора Григория Наумовича Приступы. Авторы указывают на значительность вклада Г.Н. Приступы в методику обучения орфографии, работу над повышением культуры речи учащихся и учение об общих подходах к типологии урока русского языка и его организации. Будучи учениками Г.Н. Приступы, авторы акцентируют внимание не только на методической научной и просветительской деятельности ученого, но и на © Демидов а Н.И., Богданов а Е.С., 2015

Приступа Г.Н., методика обучения русскому языку, методика обучения правописанию, принципы обучения, урок русского языка.

Григорий Наумович Приступа, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки России, родился в 1921 году на Украине, воспитывался в детском доме города Покрова Владимирской области, окончил рабфак при Рязанском педагогическом институте, участвовал в Великой Отечественной войне, имел пять ранений, награжден двумя боевыми орденами, десятью медалями. После войны окончил Московский областной педагогический институт. Работал в школах и вузах страны. В 1960 году в Академии педагогических наук РСФСР защитил кандидатскую диссертацию, в 1969 году в Московском областном педагогическом институте имени Н.К. Крупской — докторскую диссертацию «Принципы и методы совершенствования орфографических навыков в средней школе», в 1989 году удостоен звания заслуженного деятеля науки.

В Рязанском государственном педагогическом университете Г.Н. Приступа работал с 1966 по 1996 год сначала в должности доцента, затем профессора и заведующего кафедрой методики преподавания русского языка.

Перу Г.Н. Приступы принадлежит более 30 книг (из них 12 монографий) и более 150 научно-методических статей, опубликованных преимущественно в центральных издательствах. Среди них труды по методике орфографии, развития речи, методике преподавания литературы и др. Около 30 статей по самым разнообразным вопросам методики опубликованы в журнале «Русский язык в школе». Нужно отметить прежде всего его книги «Занятия по орфографии в старших классах» (1964), «Вопросы формирования орфографических навыков в средней школе» (1965), «Система орфографических упражнений» (1967), «Методика уроков русского языка» (1971), «Основы методики орфографии» (1973), «Краткий курс методики русского языка» (1975), «Орфография и пунктуация в таблицах и заданиях» (1979), в соавторстве с

С.Н. Иконниковым «Методика преподавания русского языка в средних профтехучилищах» (два издания — 1976, 1981) и «Пособие по русскому языку для учащихся средних профтехучилищ» (1979). В последние годы вышли его книги «Теория и практика урока русского языка» (в трех частях), «Как готовиться к диктанту и сочинению», «Практикум по орфографии и пунктуации», «Как анализировать литературное произведение», «Современный урок» и др.

Особого внимания заслуживает капитальный труд профессора Г.Н. Приступы «Основы методики орфографии в средней школе». В этой монографии на основе многолетнего исследования и богатого фактического материала показаны пути совершенствования орфографических навыков учащихся. Профессор Г.Н. Приступа подчеркивал, что усвоение любого предмета опирается прежде всего на учет его специфических свойств, поэтому в монографии ученый активно проводит идею о том, что изучение русского правописания основывается на свойствах русского звукового письма (например, наличие в нем условных и традиционных написаний, а также «смешиваемых случаев» — написаний, которые совпадают в произношении, но расходятся в написании) и принципах построения нашей орфографической системы: фонетическом, морфологическом, традиционно-истори-че-ском, условном и дифференцирующем. Руководствуясь данным положением, автор рассматривает закономерности и особенности усвоения некоторых орфограмм в средней школе. Кроме того, процесс обучения должен, по мнению автора, строиться с учетом психологии ее усвоения как особой системы. Профессор подчеркивает, что знание психологии позволяет учителю найти оптимальные методические пути изучения орфографии в конкретных условиях. В монографии подробно рассмотрены вопросы познания, внимания, запоминания. Автор — сторонник сознательного усвоения правописания, которое должно опираться на ана-литико-синтетическую деятельность учащегося и изучение грамматики. Особое внимание исследователь уделяет памяти и ее роли в усвоении языка и речи. Он утверждает, что орфограмма должна быть не только отражена в сознании, но и сохранена и воспроизведена, причем в новых условиях. Написания, регулируемые правилами, должны запоминаться осмысленно и активно перерабатываться: систематизироваться и обобщаться. Автор подчеркивает, что в зависимости от содержания языкового материала в его запоминании лежат разные виды памяти: двигательная, эмоциональная, словесная, образная.

Важным вкладом профессора Г.Н. Приступы в методику обучения языку можно назвать сформулированные им принципы обучения орфографии. Принципы — это ключевые идеи, которые составляют фундамент любой методической системы. Как и любой предмет, родной язык изучается на основе общедидактических принципов: сознательности, научности, систематичности, доступности, связи с жизнью, но свойства самого предмета заставляют задумываться и о специфических принципах построения методической системы, что и сделал Г.Н. Приступа применительно к методике орфографии. В соответствии с учением Г.Н. Приступы, обучение правописанию должно опираться на принципы 1) опоры на звуко-буквенный состав слова, 2) опоры на морфемный состав, 3) опоры на син-

таксис; 4) связи занятий по орфографии с речевой работой; 5) сопоставления смешиваемых написаний. Важность осознания этих принципов продемонстрируем на одном из них — связи занятий по орфографии с речевой работой. Известно, что в русском языке есть значительное количество слов, в которых ударение не является фиксированным на одном корневом и при изменении слова или образовании родственного переходит на другой слог. Таким образом, в слове появляется безударная гласная, которую следует проверять по сильной позиции. Простота формулировки правила не вызывает сомнения, однако в практике учащиеся разных возрастных групп допускают значительное количество ошибок именно на данное правило, что отчасти обусловлено тем, что в лексикон не входит проверочное слово, беден запас словообразовательных гнезд или нет представления о семантической и структурной общности проверочного и проверяемого слова. В связи с этим обучение данным написаниям возможно лишь тогда, когда в ходе работы над орфограммой учитель побуждает школьников задумываться над лексическим значением слова, активизирует словарный запас, проводит большую работу над осознанием смысловой близости лексем, в том числе и с учетом их этимологии.

В целом в монографии «Основы методики орфографии в средней школе» глубоко рассмотрены вопросы теоретических, практических и теоретико-практи-ческих методов обучения правописанию, уделяется пристальное внимание системе упражнений, анализируются причины ошибок в работах учащихся и рассматриваются пути их предупреждения и исправления. Как отмечалось в журнале «Русский язык в школе» (1975. № 5), предложенная автором система дает весьма высокую эффективность: грамотность учащихся, работающих по этой системе, на 20-30 процентов выше, чем грамотность остальных учеников.

Заслуженной популярностью среди учителей, методистов и студентов пользуется другая монография Г.Н. Приступы — «Методика уроков русского языка». Здесь конкретно, на обширном фактическом материале представлена типология уроков русского языка и, что особенно важно для учителя, изложена система уроков, показаны пути повышения их эффективности. Эти идеи автор развивает в книге «Современный урок», вышедшей в 1989 году. Он предостерегает читателя от смешения понятий «эффектный» и «эффективный» и говорит о том, что эффективный урок — это урок результативный. Эффективность урока русского языка, как утверждает исследователь, повышается, если учитель:

1) постепенно раскрывает сущность изучаемого материала, ведет детей от простого к сложному, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся;

2) в ходе выполнения заданий активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, работу их памяти;

3) следит за соразмерностью устной и письменной работы на уроке;

4) обеспечивает контроль за учебной работой школьников (устный опрос, использование обратной связи, ежедневная проверка тетрадей, письменные опросы по карточкам и др.);

5) своевременно предупреждает ошибки всех видов (орфографические, пунктуационные, речевые, грамматические и др.);

6) использует современные средства обучения;

7) обеспечивает соответствие общего культурного уровня урока уровню развития всего общества, в том числе соблюдение этических норм;

8) создает на уроке творческую, комфортную, доброжелательную обстановку;

9) рационально использует учебное время и пространство;

10) является образцом человека, владеющего речью, приемами эффективного общения.

Конечно, с течением времени, и особенно с переходом школы на обучение по федеральным государственным образовательным стандартам, в методике проведения уроков русского языка появляются новые идеи, а в практику вводятся новые подходы к обучению, однако ставшие классическими схемы уроков разного типа (объяснения нового, закрепления, повторения и др.), которые предложил Г.Н. Приступа, не устаревают. Методист утверждал, что «вопрос о типах уроков — это по сути дела вопрос о процессе овладения учебным материалом. Значит, и тип урока должен определяться этапами и характером работы над материалом. Этот критерий в качестве ведущего и должен быть положен в основу деления уроков на типы». Внимание ученого было обращено на цели и организацию каждого этапа урока, его методическое насыщение. Ясные и точные рекомендации ученый оставил относительно проведения работы, подготавливающей учащихся к восприятию нового; объяснения и закрепления материала. Особое значение он придавал этапу, следующему за изучением теоретических сведений о языке, — показу учителем приемов и способов применения теоретического материала на практике, цель которого — облегчить путь от знания к действию. Интересна и мысль Г.Н. Приступы о закреплении, в ходе которого он рекомендовал использовать алгоритмические предписания, прием подбора своих примеров, комментированное письмо.

Г.Н. Приступа был не только вдумчивым ученым, интересным человеком, но и замечательным учителем и всегда держал руку на методическом пульсе в области преподавания русского языка в школе. Так, в 1975 году он специально для школы издает учебник «Краткий курс методики русского языка». В отличие от других подобных пособий эта книга была ориентирована на новую программу, на преподавание языка в тех, современных для него условиях.

Отличительными чертами «Краткого курса», характеризующими его как труд высокого научно-методического уровня, прежде всего являются тематическая целостность книги, наличие у автора определенных методических позиций, с которых он рассматривает многие проблемы обучения родному языку, научная аргументированность выдвигаемых методических проблем и их практическая значимость.

«Краткий курс» Г.Н. Приступы состоит из пяти частей. В первой части рассматриваются общие вопросы методики русского языка (вопросы о принципах и методах обучения русскому языку и о системе упражнений). Вторая часть посвящена типам уроков, третья — особенностям изучения основных разделов курса

русского языка, четвертая — развитию речи учащихся и пятая — дополнительным формам обучения русскому языку. Впервые в методической литературе профессором Приступой дано такое детальное и конкретное описание основной формы обучения — урока.

Остановимся на типологии упражнений, предложенной Г.Н. Приступой. Для начала отметим, что профессор считал упражнения основой работы по русскому языку, ведь именно в практической деятельности совершаются умственные действия и формируются умения и навыки. Автор «Краткого курса» предлагает несколько классификаций упражнений: по характеру мыслительной деятельности (аналитические, синтетические и аналитико-синтетические), в зависимости от способа выполнения (устные, письменные и смешанные). Однако, на наш взгляд, особую методическую ценность представляет классификация упражнений в зависимости от последовательности их применения. В этой схеме автор выделяет упражнения пропедевтические (например, воспроизведение изученного ранее материала), иллюстративные (анализ языкового материала, на котором учащиеся смогут увидеть действие той или иной закономерности), закрепительные (позволяющие умению стать устойчивым, а навыку — автоматизироваться), повтори-тельно-обобщающие (способствующие совершенствованию умений и навыков и систематизации усвоенного материала), творческие (связанные с активным употреблением изученного материала в свободной речевой практике). Как показала история развития методической мысли, эта классификация, разработанная в соответствии с природой познавательной деятельности человека, прошла испытание временем: на ней построены практически все современные учебники русского языка. Кроме того, рассмотренные в данном пособии вопросы о системе упражнений по русскому языку помогают учителям систематизировать и облегчить работу при подготовке к урокам.

Общие вопросы методики русского языка, то есть принципы и методы обучения русскому языку, предшествуют описанию всех типов уроков, которое составляет особую ценность «Краткого курса».

Книге профессора Г.Н. Приступы свойственны не только четкость структуры, что создает определенные доступность и простоту при пользовании ею, но и оригинальность и фундаментальная новизна теоретического и практического материала. Практически все выдвинутые положения проиллюстрированы примерами. Автор дает конкретный дидактический материал, прописывает методические шаги, способствующие повышению эффективности применения каждого упражнения. Это дает право утверждать, что автор вооружает студентов и учителей новейшими данными в методике преподавания русского языка.

Известно, что речь учителя — это образец для детей, поэтому вопросы речевой культуры учителя Григорий Наумович просто не мог обойти стороной: им написан практико-ориентированное пособие для студентов «Культура речи учителя» (1994). Адресованное студентам, пособие нацелено на осознание целевой аудиторией значения речевой культуры в практике учительского труда. В нем описаны языковые и коммуникативные нормы, которым должен следовать учитель в общении с воспитанниками, а особенно при объяснении нового на уроке.

К этому стоит добавить, что исследования в области культуры речи учителя и учащихся привели Г.Н. Приступу к инновационной идее — разработке положений единого речевого режима в школе, который был описан им в пособии для студентов нефилологических специальностей педагогических институтов «Единый речевой режим в школе (1988). Идея автора заключалась в том, что он рекомендовал учителям-практикам и администрации школ инициировать принятие в учебном заведении документа, определяющего единые требования к устной и письменной речи участников образовательного процесса, в том числе к письменным работам разного уровня, от ежедневных до контрольных и творческих, а также предписывающего работу всего коллектива над повышением культурно-речевых умений школьников, к которым можно отнести создание уголка культуры речи, проведение внеурочной работы, приобщение школьников к исследовательской деятельности в области языка и речи. Осознавая, что высокий уровень речевой культуры возможен только тогда, когда ребенок воспитывается в соответствующей среде, Г.Н. Приступа вел активную просветительскую работу. Многие рязанцы помнят профессора-просветителя по рубрике «Как говорить правильно», которую он вел в областных газетах и на радио и где в популярной форме разъяснял, как действуют нормы языка в обычной разговорной речи.

Требуя сознательного подхода к обучению, к умению решать качественные вопросы преподавания, автор сам творчески подходил к изложению материала, находил все новое, внедрял все живое, эффективное, что оправдано практикой, синтезировал опыт передовых методистов и учителей, уделяя большое внимание воспитанию у учащихся интереса к предмету.

Достоинством научно-методических трудов Г.Н. Приступы является не только их актуальность, глубина и конкретность, но и доступность изложения, благодаря чему они широко используются как учеными-методистами и аспирантами, так и учителями, с успехом внедряются в практику школ. Стоит отметить, что в качестве научного руководителя профессор Г.Н. Приступа был очень требовательным к стилю работ молодых ученых — своих аспирантов. Он безжалостно вычеркивал в рукописях трудночитаемые наукообразные фразы и призывал писать так, чтобы речь была четкой, точной и доступной читателю.

Г.Н. Приступа активно работал и как научный редактор. Им осуществлено редактирование более 20 монографий, сборников научных работ и учебных пособий.

Много сделал профессор Г.Н. Приступа для подготовки научно-педагоги-че-ских кадров. В числе работавших под его руководством защитивших кандидатские диссертации есть и нынешние доценты Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина (С.А. Алентикова, Е.С. Богданова, Т.И. Мишина, С.В. Сысоева, О.Г. Тимченко), и учителя городских и сельских школ. Всего под его руководством выполнено и защищено 18 кандидатских диссертаций, при его консультировании — 3 докторские диссертации, в том числе диссертация профессора Н.И. Демидовой, которая уже после смерти Г.Н. Приступы взяла на себя труд довести до защиты его учеников. Многие годы Г.Н. Приступа активно участвовал в аттестации научно-педагогических кадров как член специализированных советов по

защите кандидатских и докторских диссертаций, как официальный оппонент, как член экспертной комиссии ВАК.

Ученики Григория Наумовича помнят, что это был человек чрезвычайной скромности, бескорыстно отдававший себя людям. Среди его достоинств было и умение мотивировать молодежь к научному поиску, вызывать желание войти в профессиональное сообщество и честно выполнять доверенное обществом дело. Он спрашивал у студента разрешения поместить разработанное начинающим автором упражнение в свою статью со ссылкой, поощрял любое проявление творческой мысли, хвалил за малое достижение. Приветливый, доброжелательный, ни дня не проводивший без шутки, он был непримиримо строг к тем, кто не ценил язык, не совершенствовал свой уровень владения им. По предложению педагога в практику обучения студентов были введены зачетные диктанты, подготовка к которым действительно стала для будущих учителей способом повышения грамотности.

До последних дней своей жизни Григорий Наумович Приступа активно участвовал в научно-методической разработке проблем совершенствования методики обучения русскому языку и литературе, в создании программ многоуровневого обучения в современной высшей и средней школе, оказании практической помощи учителям в реализации этих программ.

Профессора Г.Н. Приступу в школах Рязанской области и многих соседних областей не случайно называли Учителем учителей. Сотни его учеников работают в селах и городах нашей страны. И звание Учителя учителей этот замечательный человек и скромный ученый-труженик носил по праву.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Приступа, Г.Н. Основные методики орфографии в средней школе [Текст]. — Рязань, 1973.

2. Приступа, Г.Н. Краткий курс методики русского языка [Текст]. — Рязань, 1975.

3. Приступа, Г.Н. Культура речи учителя [Текст] : пособие для студентов. — Рязань, 1973.

4. Приступа, Г.Н. Принципы и методы совершенствования орфографических навыков в средней школе [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук. — М., 1970.

REFERENCES

1. Pristupa, G.N. Osnovy metodiki orfografii v srednej shkole [The basis method of spelling in high school] [Text]. — Ryazan', 1973.

2. Pristupa, G.N. Kratkij kurs metodiki russkogo yazyka [A short course of methods of Russian language] [Text]. — Ryazan, 1975.

3. Pristupa, G.N. Kul'tura rechi uchitelya: posobie dlya studentov [Speech culture of a teacher: a manual for students] [Text]. — Ryazan : RGE, 1984.

4. Pristupa, G.N. Principy i metody sovershenstvovaniya orfograficheskix navykov v srednej shkole. Dissertaciya na soiskanie uch. stepeni d. ped. nauk [The principles and methods

to improve spelling skills in high school[Text] : Doctoral thesis ... for pedagogical sciences], 1970.

N.I. Demidova, E.S. Bogdanova

G.N. PRISTUPA: TEACHER, SCHOLAR, MAN

The paper presents a methodology-oriented analysis of the academic works of Grigory Naumovich Pristupa, an outstanding scholar in the sphere of Russian teaching methodology. The authors underline the significance of G.N.Pristupa's contribution to the methodology for improving students' spelling and speech standards as well as his contribution to the development of lesson typology and structure. Being G.N.Pristupa's students, the authors maintain that G.N.Pristupa is not just an outstanding methodologist, scholar and educator, but a great man.

Pristupa G.N., Russian teaching methodology, spelling teaching methodology, teaching principles, Russian lessons.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.