Список использованной литературы
ЬВиргинскнйВ.С. Возникновение железных дорог в России М 1949
2. Вигге С.Ю, Конспект лекций о государственном и народном хозяйстве СПб 1912
3. Дектярев И. Великий Сибирский путь // Врата Рифея. Челябинск, 1996 С 148-150 '
4.История железнодорожного транспорта России. Т. 1.1836-1917. СПб - М 1994 ' Э.Калиничев В,П. Великий Сибирский путь. М., 1991. '' *'
6. Лоскутов С.А. Южно-Уральская магистраль: (Историко-экономический очерк) Челябинск, 2001.
7.Шуклина Н.Я. Из истории Южно-Уральской Н Челябинск неизвестный Вып 2 Челябинск, 1998. С. 36-67.
Надежда Сидоренко Г.Н. Потанин - ученый, человек, политик*
Заметное место в истории Сибири и России в делом занимает незаурядная личность Григория Николаевича Потанина, выдающегося русского ученого, знаменитого путешественника и исследователя Средней Азии, этнографа и фольклориста (21.09,1835-30,06.1920).
Широкую известность Г.Н. Потанину как ученому принесли его крупнейшие труды: «Записки о Северо-Западной Монголии» (в 4-х томах), ставшие обобщением его первого большого путешествия по Монголии (отКобдо до Угры) в 1876 г.; «Монголо-Тунгузская Окрайна», в которой отразились итоги двух путешествий - 1879 г. в Центральную Монголию и 1884 -1888 гг. - в восточную окраину Тибета, а также ряд других.
В честь Г.Н. Потанина назван один из хребтов Наныпаня и самый крупный ледник в горном узле Табын-Богдо-Ола (около 50-ти км2, длина 19 1СМ> сток в р. Кобдо - Монгольский Алтай).
Б истории общественно-политического движения страны с его именем связапы основание провинциальной печати, привлечение внимания обще-я» к вопросам местной истории и культуры, развитие и практическое Уплощение идеи областничества.
Григорий Николаевич был признанным и наиболее популярным поли-^еским деятелем Сибири второй половины XIX в. Непринятие большевизма определило отношение к нему новой власти. Изучение жизни и Деятельности этого выдающегося ученого и общественного деятеля в
Ыоша подготовлена при поддержке РГВФ, проект № 02-01-00500 а/Т,
полной мере началось во второй половине 70-х гг. XX в. В то же время в оценке его политических взглядов и общественной деятельности преобладал узкоклассовый подход. Лишь в 90-е гг. нашего столетия появились исследования сибирских историков, свободные от жестких идеологических установок.
Ценный материал биографического характера о Г.Н. Потанине отложился в архивных фондах Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ. Ф. 381 - личный фонд), а также Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ). Материалы личного фонда РГАЛИ в большей степени вовлечены в научный оборот. Материалы ГАРФ, содержащие сведения биографического характера, находящиеся в фондах И.А. Якушева и редакции сборника вольная Сибирь» (фонды Российского заграничного исторического архива - РЗИА), используются в данной публикации впервые.
Ярким и богатым был жизненный путь Григория Николаевича. Родился Г.Н. Потанин 21 сентября 1835 г. в станице Ямышевской Сибирской губернии в казачьей семье. Его отец- потомок первых казаков, осваивавших новые земли за Иртышом. Потанин-отец в 20-30-е годы XIX в. сам водил разведочные партии, составлял обстоятельные маршруты и осуществлял глазомерные съемки. Интерес к этой деятельности перешел и к сыну.
Дед Г.Н. Потанина был богатым казаком Сибирского войска. Он владел 10 тыс. голов лошадей и большим стадом овец. После его смерти все состояние досталось трем сыновьям, первым казачьим офицерам, получившим образование в военном училище. Однако жизнь сложилась таге, что Н.Потанин не сумел воспользоваться в полной мере полученным наследством. В результате недоразумения - ссоры и драки с офицером армии, его разжаловали в солдаты. За время судебного процесса он потерял все состояние, за исключением дома, сада и небольшого числа скота. Супруга, не выдержав напряжения и обиды, умерла. Детство Григория было омрачено смертью матери, и наступившей бедностью.
В 1846 г. Григория Потанина отдали в войсковое казачье училище в Омске, преобразованное вскоре в Сибирский кадетский корпус. Здесь он проучился шесть лет. В своих воспоминаниях Г.Н. Потанин отмечал большое влияние педагогов, всей атмосферы учебного заведения на формирование его мировоззрения: «...благодаря такому составу учителей, № вышли из корпуса с большим интересом к общественным делам. Еще на школьной скамье мы задумывались, как мы будем служить прогрессу. Любовь к прогрессу у нас включалась в любовь к родине»1.
ЭТЙПе молодой Потанин понимал служение прогрессу как необходимость «толкать Россию по пути прогресса». «Мы смотрели на се-
5 ПИСал он> ~ как на будущих борцов, а реформы могли быть встречено
ны нами только рукоплесканиями. Мы даже сочувствовали революциям там, где общество не могло мирными средствами продолжать путь к прогрессивным учреждениям»2.
Настроенный патриотически, Григорий Николаевич сразу же после окончания кадетского корпуса активно занялся общественно-политической жизнью края. В Омске он сблизился с членами кружка молодых казачьих офицеров во главе с Ч. Валихановым и Й, Пирожковым, встречался с политическими ссыльными- петрашевцем С.Ф, Дуровым, революционером-демократом В.П. Лободовским (другом Н.Г. Чернышевского), лидером анархистов М.А. Бакуниным, писателем Ф.М. Достоевским и другими, оказавшими определенное влияние на политические взгляды Г.Н. Потанина,
МА. Бакунин в рекомендательном письме своим сестрам, отмечая существенные разногласия с Г.Н. Потаниным по вопросам общественного развития и будущего государственного устройства России, отсутствие у юноши политического такта, излишнюю горячность, вместе с тем высоко оценил его умственные способности и деловые качества. Он назвал его «Сибирским Ломоносовым». В числе особых качеств, свойственных молодому человеку, М.А. Бакунин выделил «упорное постоянство, любовь к Фуду и способность неутомимо работать», а также «полное равнодушие ко всему тому, что называется удобствами и наслаждениями материальной жизнью» .
Определяющей для всей последующей жизни явилась для Г.Н. Потанина встреча со знаменитым географом и путешественником П.П. Семеновым. Во время путешествия на Тянь-Шань вице-председатель Русского Географического общества застал молодого казачьего офицера, несшего службу в поселке Верном. Заметив у него большой ум и склонность к научной работе, начитанность и интерес к общественной жизни, определенный опыт и навыки исследовательской деятельности, П.П. Семенов настоятельно рекомендовал ему продолжить свое образование.
Много трудностей пришлось преодолеть Григорию Никол аевддм Достижения этой цели. Прежде всего, надо было выйти из казачьегоси-оловия, найдя к этому основание. Требовалась и материальная подаержка, вторую он получил от МА. Бакунина. Биографы ГЯ Поташна ошеча что М.А. Бакунин достал у сибирского богачаИ. Осташева 100 р., ко
т°Рые и передал Григорию Николаевичу на дорогу . ес_
В 1859 г. ПН. Потанин поступил в Петербургский Университет на ес^ ^твенное отделение физико-математического
в университете собралось немало сибиряков из^которш в по Д^Щем многие получили широкую известность. В их чи — №цев, талантливый литератор и пропашгдист ^ >
С'С, Шашков и др. Вся эта молодежь не имела достаточных
средств и существовала самостоятельным заработком. Однако это не мешало им помимо учебы заниматься общественными делами - писать статьи в газеты, стремиться к объединению во имя реализации идеи «служения Родине и родному краю». ■
Пробуждение общественного сознания в европейской части России способствовало объединению молодых сибиряков в «Землячество» с целью содействия культурному и прогрессивному развитию малой Родины - Сибири,
Различные источники по-разному определяют место и роль Г.Н. Потанина в этом деле. Современные исследователи - биографы Потанина А.М. Сагалаев, В.Й. Крюков и С.Ф. Коваль считают, что кружок «Землячество» существовал еще до приезда Г.Н. Потанина, а ввел его туда Н.С. Щукин5. Так, С.Ф. Коваль отмечает, что в Петербурге Г.Н. Потанин вошел в щукинский кружок «Землячество», признав за ним идейное и организационное лидерство6.
В воспоминаниях же друга и соратника Григория Николаевича Н.М. Дцринцева говорится о том, что первое сибирское землячество в Петербурге было основано Г.Н. Потаниным:«...на этих собраниях впервые раздался вопрос о значении в крае университета... Здесь же в товарищеских разговорах развивалась мысль о необходимости изучать край и читать о нем сочинения, явилась мысль составить библиографию книг сибирских, при чем Потанин брался руководить этим делом»7.
В Петербурге, в период учебы в университете, окончательно формируется политическое мировоззрение Г.Н. Потанина. Он становится убежденным сторонником революционно-демократической идеологии А.И. Герцена, Н.П. Огарева, Н.Г. Чернышевского. Ему далее удалось сотрудничать в качестве корреспондента с журналом «Колокол». В 1860 г. в одном из номеров была опубликована его статья «К характеристике Сибири», где он вьщвинул требование отмены крепостного состояния для приписных к заводам крестьян Западной Сибири и ликвидации других пережитков феодализма.
Политическая программа сибирского землячества формировалась также под влиянием идеологии революционной демократии. Составной частью этой программы становится идея областничества, основы которой были заложены историками А.П. Щаповым и Н.И. Костомаровым.
г' 1 ,н' Потанин и ряд других участников сибирского кружка возвратись в Сибирь. Этот факт в исторической литературе трактуется по-разному. С.Ф. Коваль оценивает «неожиданное и поспешное возвра-SLHa EST* КЖ <<стРемление реализовать план создания здесь (в ^ MeC№ отделов «3™ и Воли». Автор пытается
выпап^'Л °ТаНИН В 1862 г- вст>™ в эту тайную организацию,
выполнял ряд поручений ее Центрального Комитета. Косвенным доказа*
тельством служит включение в программу сибирского кружка ряда требований «Земли и Воли». По мнению С.Ф. Коваля, вся деятельность сибирских кружков в 1863 - 1865 гг., вплоть до их разгрома, состояла в пропаганде и агитации, в подготовке общественного мнения к решительным переменам, к революционному свержению самодержавия и установлению демократической республики в России. Возглавлял эту работу Г.Н. Потанин и его ближайший друг Н.М. Ядринцев3.
А.М. Сагалаев и В.М. Крюкор объясняют возвращение Г.Н. Потанина в Сибирь «остановкой на неопределенное время занятий в университете весной 1862 года»9.
В воспоминаниях председателя эмигрантского «Общества сибиряков» АЛ. Якушева10 указывается, что это обстоятельство было связано с исключением Г.Н. Потанина и ряда других членов кружка из университета за участие в студенческих волнениях 1861 г.11. Эти аргументы представляются наиболее убедительными. Следует отметить и тот факт, что исследователи жизни и деятельности Г.Н. Потанина 40-х гг. XX в. отмечали, что он был сослан в Сибирь по причине участия в студенческих волнениях12.
В Сибири Г.Н. Потанин не прекратил научной работы. В 1862 г. совместно с В.Е. Струве он отправился в экспедицию на озеро Зайсан для изучения положения коктебинских казаков, а в 1863 г. приступил к преподавательской деятельности в Томской гимназии, одновременно выполняя работу в губернском статистическом комитете.
Не оставил он и общественно-политическую деятельность. По воспоминаниям М.Н. Ядринцева, Г.Н. Потанин вел «лихорадочную деятельность среди молодежи и казачьих офицеров» по вовлечению их в общественно-культурную работу для возрождения Сибири .
Особое значение придавал Г.Н. Потанин организации местной печати. Не имея средств для создания самостоятельного органа, он и его единомышленники воспользовались появлением неофициальной части «Томских губернских ведомостей», редактировавшихся учителем гимназии Кузнецовым. Со страниц газеты пропагандировались идеи общественного прогресса и изменения статуса Сибири как места ссылки заключенных.
Деятельность Г.Н. Потанина и других молодых патриотов вшвшшпо-Дозрение полиции. Возникло знаменитое и громкое дело по обвинению «х в стремлении к сепаратизму и образованию Сибирскои Р^™ ™ ТИ1*У Соединенных Штатов. Об этом деле писал МЛ. Катков о нем печа ^лиоь сведения даже в лондонской «Times». 0^ из»ш основа к обвинению послужил выпуск воззвания «К сибиРс«трио«
писанное в революционно-демократическом духе ^целе-
с°образность федеративного принципа ^^Г^Т^от^ *>вес бюрократически централизованному. Суд был очень строг иде
ным руководителям. Г.Н. Потанина и М.Н. Ядринцева приговорили к смертной казни, замененной пятнадцатью годами каторги. По воспоминаниям И.А. Якушева, приговор заочного суда был объявлен уже на эшафоте. Закованного в кандалы ГЛ. Потанина отправили в Свеаборг.
Еще до суда, в Омском остроге, Григорий Николаевич, не теряя времени, усиленно продолжал свои научные занятия. По итогам этой работы Московское общество любителей истории и древностей российских издало позднее «Материалы к истории Сибири»14.
После трех лет заключения в Свеаборгской крепости Г.Н. Потанина перевели в ссылку в Вологодскую губернию, где находились и другие соучастники этого «преступления» - М.Н. Ядринцев, С.С. Шашков и др.
В Вологодской губернии Григории Николаевич приступил к образцовому исследованию края, за что получил медаль Русского Географического общества. Научный труд давал дополнительный источник для существования, так как казенное содержание было недостаточным.
Существенную поддержку молодому исследователю оказал в этот сложный период П.П. Семенов - вице-председатель Русского Географического общества. Благодаря его ходатайству Г.Н. Потанин получил досрочное освобождение. В 1874 г. Г.Н. Потанин вернулся в Петербург, где продолжил свою научную деятельность. По поручению Русского Географического общества он совершил несколько научных поездок на реки Волхов и Урал. В 1874 - 1876 гг. Г.Н. Потанин по рекомендации ПЛ. Семенова трудился над географическими дополнениями к знаменитому исследованию Риттера «Землеведение», а также производил геологические исследования в Крыму совместно с профессором Й.В. Иносгранцевым.
В 1876 г. Г.Н. Потанин совершил свое первое большое путешествие по Монголии. Обобщение итогов экспедиции вылилось в создание четырехтомного труда «Записки о Северо-Западной Монголии», принесшего ему известность не только в России, но и за рубежом.
В 1879г. он едет в Центральную Монголию, а в 1884 - 1888гг.-в
Ганьсу, Ортос, восточную окраину Тибета. Это путешествие еще более
упрочило за ГЛ. Потаниным славу смелого путешественника и крупного ученого.
В 1892 - 1893 гг. Г.Н. Потанин совершил четвертое путешествие в юго-восточные провинции Китая. В этом путешествии, сопряженном со значительными трудностями, умерла его жена - Александра Викторовна Потанина (1843 - 1893 гг.)- первая женщина-исследовательница Центральной Азии, оставившая этнографические описания бурят, монголов, некоторых других народов. Несмотря на тяжелую утр** рГ™ Г Николаевич довел начатое исследование до конца, обобш®
Завершив эту работу, Г.Н. Потанин вернулся в Иркутск, где принял деятельное участие в работе Восточно-Сибирского отделения Русского Географического общества. Им было организовано несколько экспедиций в Забайкалье и Монголию.
Наряду с плодотворной научной деятельностью Г.Н. Потанин принимал живое участие в общественной жизни страны и края. В 70-е гг., во время вологодской ссылки, он активно сотрудничал в Камско-Волжской газете (Н.Я. Агафонова), где главной темой его публикаций была идея областного провинциального возрождения. Не оставлял он мысль и о создании местной газеты в Сибири. Как отмечал в своих воспоминаниях И.А. Якушев, «получить разрешение на издание газеты ни в Петербурге, ни в Иркутске не удалось, и тогда было решено купить издававшуюся в Иркутске инженером Клиндером бесцветную ... газету «Сибирь», которая и стала выходить под редакцией М.В. Загоскина и при участии петербургской группы сибиряков-областников: Г.Н, Потанина, Н.М. Ядринце-ваидр.»15.
' В начале 1900-х гг. Г.Н. Потанин переехал в Томск, где продолжил активную деятельность по развитию культурной жизни края. Много работал в редакции газеты «Сибирская жизнь», был инициатором создания ряда научных обществ, литературно-художественных кружков, открытия новых учебных заведений, в том числе Высших женских курсов. Сам принимал активное участие в изучении культуры родного края. В 1889 г. вышел его труд «Восточные мотивы в средневековом европейском эпосе», в котором он пришел к убеждению, что этот эпос оказал большое влияние на фольклор и литературу средневековой Европы.
Революционные события 1905 г. подняли 70-летнего Г.Н. Потанина на более активную пропаганду идеи областничества. Под его председательством были выработаны «Основные положения о "Сибирском Земстве"». На ноябрьском земско-городском съезде он выдвинул вопрос о федеративном устройстве России. В период реакции смело выступил в защиту ряда незаконно, по его мнению; арестованных участников общественного Движения, в том числе членов Союза учителей. Активная деятельность ГЛ. Потанина вновь вызвала подозрение полиции. В 1906 г. он был арестован, но вскоре выпущен. В последующие годы Григорий Николаевич продолжал сотрудничество в редакции газеты «Сибирская жизнь», на страницах которой печатал свои «Воспоминания».
Григория Николаевича Потанина можно признать одним из самгаав-торитетных политических деятелей Сибири. В условиях начавшейся иер-
мировой войны, вызвавшей первоначально патриотический подаем в <*Раде, одному из сибирских санитарно-продовольственньа: отряду » присвоено наименование «Потанинский». По воспоминаниям зешяка И- Попова, после этого известия он получил вскоре письмо от Григория
Николаевича, в котором тот писал: «Я не приемлю войны и мне не хотелось связывать свое имя с ней. Но мои друзья указали мне, что отряд будет помогать исключительно больным и раненым, а потому, не желая огорчить всех вас, которых люблю, я согласился... Но мне все-таки как-то не по себе»16.
21 сентября 1915 г. в Томске состоялось чествование Г.Н. Потанинав связи с его 80-летием. По свидетельству И. А. Якушева, более двух тысяч человек с трудом разместились в помещении университета, часть стояла на улице. Отвечая на многочисленные приветствия, Григорий Николаевич подчеркивал, что вся его жизнь одухотворена любовью к Родине и стремлением содействовать ее прогрессу17.
Особое внимание уделил он аспекту федерал и стско-областнической идеи, которую отстаивал в течение всей жизни. Основы этой концепции были заложены историком Сибири А.П. Щаповым. Г.Н. Потанин совместно с Н.М. Ядринцевым придали этой историко-социологической концепции форму не только объяснения исторического процесса, но и программу практической деятельности.
По мнению А.П. Щапова, русская история в самой своей основе есть «по преимуществу история различных областных масс народа, история постоянного территориального устройства, разнообразной этнографической организации, борьбы соединения и разнообразного политического положения областей до централизации и после централизации». Изучение истории этих областных элементов представлялось ему необходимым не только для выявления их специфики, но и «зиждительной, плодотворной» основы «нашей будущей цивилизации»18.
В отличие от федералистской концепции Н.И. Костомарова/вДОЕ-гавшего на первый план «элемент этнографический, притом с политической, правовой и религиозной окраской», А.П. Щапов обратил главное внимание на «народно-областной и колониальный», где этнографический элемент присутствует, но слившись с экономическим. Н.Н- Козь-мин отмечал, что «его история - история колоссальной борьбы за свою
жизнь, за счастье, за свое (и потомства) материальное благосостояние» ,
Г.Н. Потанин принял идею «развития местно-областного историческо-О самопознания», идею развития местной общественно-политической «чинности и стремился сделать все возможное для ее воплощения в г н п задаваясь широкими социальными преобразованиями обществ вешпйТ® И ЕМ' ^Р™ выдвинули на первый план своей обт^ ^1°СТИ Такие В0ПР0Сы> которые способствовали бы разви-йГобСГ™ И матеРиальы°го благосостояния сибирского населен««. буреВало горечи в связи с признанием Сибири «яр®®*
пугалом», страной «стонов и слез», «штрафной колонией», «отверженной Россией».
Идеология «сибирского областничества» разрабатывалась ими на протяжении 1860 - 1870-х гг. Экономической основой ее выступала идея относительной экономической самостоятельности Сибири как региона России. Они критиковали колониальную политику царского правительства, направленную на выкачку из края сырья. Г.Н, Потанин и его единомышленники отстаивали необходимость развития внутри Сибири наряду с предприятиями добывающей промышленности и обрабатывающих, за освобождение Сибири от московского мануфактурного рынка. «Будет ли вывоз способствовать благосостоянию местного населения? - спрашивал и отвечал Григорий Николаевич. - Если Вы хотите видеть страну населенной, цветущей, если вы хотите, чтобы пути ее окупались, то поощряйте ее местную заводскую промышленность, развивайте промыслы, земледелие, облегчайте внутренние пути сообщения».
Учитывая втягивание края в'единый всероссийский и мировой рынок, Г.Н. Потанин особенно подчеркивал необходимость, наряду с этим, и государственного покровительства сибирской промышленности и торговли. По его мнению, это явилось бы гарантией от «торгового рабства» и «экономической экспансии» Сибири20.
В то же время Г.Н. Потанин не был сторонником экономической замкнутости. В письмах к Н.М. Ядринцеву он подчеркивал, что Сибирь получит более выгод от тесных экономических и культурных связей с метрополией21.
В социальной и политической сферах теория «областничества» включала идеи реорганизации управления Сибири на началах выборности и самоуправления, введение гражданского равноправия всех народов края, ликвидацию штрафной колонизации (ссылки) и свободу переселений, развитие образования и культуры, содействие улучшению материального положения и быта трудящихся масс. В целом эта программа не выходила за рамки общедемократических требований. Что касается методов их достижения, то Г.Н. Потанин не отвергал революции вообще, но предпочтение отдавал реформам. Применительно к России 60-70-х гг. XIX в. считал революцию несвоевременной и осуждал народников за «бесшабашность» и бесполезную трату сил, гибель лучших сынов отечества. Вместе с тем, его объединяло с ними стремление служить интересам культурного и экономического развития края, видение главным двигателем прогресса интеллигенции. Г.Н. Потанин стремился содействовать формированию местных кадров интеллигенции, связанных с Сибирью нитями Рвения, знанием особенностей местной жизни. Открытие университета в Сибири и возвращение на родину сибиряков-выпускников центральных вузов оы-ли важной практической задачей.
В 1880 - 1890-е гг. он и его единомышленники добились создания собственного печатного органа - «Восточного обозрения», ставшего трибуной областнической пропаганды, открытия университета в Сибири и развития сети образовательных учреждений, в том числе и женских, создания центров по изучению истории, экономики и культуры края. Г.Н. Потанин стал первым председателем Общества изучения Сибири.
Усложнение общественно-политической жизни на рубеже XIX - XX вв, привело к расколу некогда относительно однородного движения на два крыла: правое, все более тяготевшее к конституционной монархии, и левое, состоящее из молодежи, ориентировавшееся на федеративную демократическую республику. Г.Н. Потанин пытался примирить эти два течения. Существенное развитие в теории областничества получила идея развития земств в Сибири и создание общеземского представительного органа - Сибирской Областной Думы.
Г.Н. Потанин внимательно относился к программе и тактике левого течения. В 1912 г. по его заданию был предпринят опрос различных слоев населения Сибири с целью выяснения политических настроений. В итоге обобщения собранных материалов было установлено, что примерно 9095 % населения настроены оппозиционно и 10-15 %- реакционно. Ану* чин, проводивший онрос, резюмировал: «Революцию здесь сделают города и мобилизованная в армию деревня. Вторая часть абсолютно необходима, а отсюда вывод: революция возможна только в случае войны. Не иначе!»22.
Г.Н. Потанин и лично, и через письма стремился выяснить настроения крестьянской массы. В его личном фонде сохранился ряд таких писем. В одном из них крестьянин Д. Маслов сообщал: «Вы интересуетесь знать о политическом настроении нашего крестьянского мира. Живя среди своих собратов крестьян и чувствуя вместе с другими гнет отражения административного произвола, так и думается, что наконец-то наши братья мужички поняли и узнали своих истинных врагов, но увы! Они не понимают» ,
Февральскую революцию Г.Н. Потанин встретил уже больным, но принял ее восторженно. 20 апреля в Томске открылось заседание Томского губернского Народного Собрания. 10 мая оно признало, что «Сибирь ввиду гео1рафической обособленности от Европейской России, ввиду своей обширности и соответственно особенных этнографических, климатических и некоторых других местных условий должна получить право широкого самоуправления. Не нарушая своей органической связи с Российской Республикой, Сибирь должна иметь свою Всесибирскую Областную Думу; в общегосударственных же границах Сибирь должна подчиняться общероссийским законам».
Несмотря на старческую немощь, Г.Н. Потанин принимал живое участие в работах съезда. При его участии были выработаны общие положения об автономном устройстве Сибири и положение о первом Сибирском Областном Съезде. Шестого декабря 1917 г. съезд начал свою работу. 182 делегата от 162-х общественных, политических и национальных организаций приветствовали своего вождя бурными рукоплесканиями. Съезд заявил о непризнании власти большевиков, избрал Временный Областной Сибирский Совет, задачей которого стал созыв законодательного органа -Сибирской Областной Думы. Г.Н. Потанина избрали Председателем Сибирского Областного Совета, а затем и Думы. Сибирская дума отстаивала признание принципа федеративного устройства Российской республики, равенство центра и провинции, подкрепленное экономической самостоятельностью последней, права широкой автономии Сибири.
Создание Сибирской Областной Думы Г.Н. Потанин рассматривал как завершающее дело нескольких десятилетий, как образ мечты о «лиственничном доме» - любимом политическом образе сибирской общественности и культуры: Бедный, непокрытый, В балагане том.
Холодом подбитый, Был бы балаган мой,
Вьюгою повитый, Знаю, что построит
Скромный балаган. Сын на этом месте
Пополам с нуждою, Лиственничный дом .
Средь лесов дремучих Воспитаю сына
Созванная в условиях острой политической борьбы, Дума была неоднородной, раздираемой внутренними противоречиями, из-за чего просуществовала недолго и была распущена Временным Сибирским правительством. Незадолго до этого Г.Н. Потанин отказался от звания Председателя и члена Сибирского Областного Совета, не имея возможности изменить тяготение Совета в сторону большевизма.
Октябрьскую революцшо Г.Н. Потанин не принял, активно выступал против опасности большевистской диктатуры. На страницах местной печати в июле 1917 г. была опубликована его статья «Областничество и Диктатура пролетариата». В ней он отмечал: «Деспотическая власть генерала партии еще не так вредна, если она не выходит за пределы партии, но распространение этой схемы на государство означает, что целые оо-ласти, находящиеся на периферии государства, будут лишены участия в его законодательной деятельности». Он осуждал попытку проведения большевистского «эксперимента», взгляд на народ, «как на к^ую-то мастику, из которой экспериментатор готовится лепить свои фмюии*.Диктатуру большевиков он оценивал как абсолютизацию интересов одного
класса, в данном случае - пролетариата, в ущерб интересов других социальных групп общества25.
С большим волнением следил Г.Н. Потанин за усложнявшейся обстановкой в стране и крае, принимая близко к сердцу интересы страны и ее народа. В октябре 1918 г., в условиях обострения противоречий внутри Временного Сибирского правительства, он встречался с рядом его представителей. Вспоминая об этих днях, ИЛ. Якушев писал, что на вопрос Г.Н. Потанина о событиях в Омске, «правда ли, что торгово-промышленные группы и правые желают военной диктатуры... я подробно ознакомил его с назревающими событиями в Омске и указал на позицию, занятую в «Сибирской Речи» Жардецким, одним из правых идеологов омских цензовых групп, и высказался определенно в том смысле, что они действительно стоят за военную диктатуру»26.
Г.Н, Потанина не радовала такая перспектива событий. «Диктатура, -отвечал он, - это несчастье страны; люди, желающие диктатуры, ошибаются найти в ней то, что ищут. Нужна опора на народ, а не на отдельные личности». Однако в условиях беспрерывных поражений на фронтах и угрозы «большевизации» Сибири он все же высказался в поддержку правительства Колчака и обратился к сибирякам с призывом оказать вооруженный отпор большевикам, защитить свои жилища, поля и свою независимость27.
Г.Н. Потанин до конца дней своей жизни оставался верным идеалам свободы в наиболее полном и широком значении этого слова. Он мыслил свободу как величайшее благо народа и личности.
Глубоко и всесторонне образованный, Т.Н. Потанин представлял собою настоящее олицетворение научного отношения к жизни. Его самостоятельность и независимость мысли, кипучая энергия и целеустремленность возвысили его до положения Учителя целого поколения молодых патриотов Сибири, направивших свою деятельность на содействие духовному развитию края.
Выдающийся ученый, сподвижник Н.М. Пржевальского и П.П. Семе-нова-Тяныпанского, Г.Н. Потанин с большой любовью относился к высшей школе. Научные интересы академической среды, как профессоров, так и учащейся молодежи, принимал близко к сердцу. Он состоял почетным членом Томского технологического института. Ему и всем «областникам» обязан своим возникновением Томский университет28.
Не только в истории Сибири, но и страны в целом, личность Григория Николаевича Потанина выделяется своим величием. Изучение и пропаганда его жизни и деятельности, целиком отданной служению интересам России, и сегодня представляет большой научный и практический инте-
Примечания
I ГАРФ, Ф. Р-5869. Оп. 1. Д. 48. Л. 6.
3 Там же.
5 ¡Бакунин М.А. О молодом Потанине II Литературное наследство Сибири. Новосибирск 1986. Т. 1.С. 261.
4 См.: Сагалаев А.М., Крюков В.М. Г.Н, Потанин: Опыт осмысления личности, Новосибирск, 1991. С. 14.
5 См.: Сагалаев А.М., Крюков В.И. Указ. соч. С. 16.
6 См.: КовальС.Ф. Г.Н.Потанин - общественный и политический деятель// Письма Г.Н. Потанина Т. 1. Иркутск, 1987. С. 13.
7 ГАРФ. Ф. Р-5869. Оп. 1, Д. 48. Л. 9.'
' См.: Коваль С.Ф. Указ. соч. С. 15 -16.
* Сагалаев А.М., Крюков В.И. Указ. соч. С. 19.
10Якушев И.А. (1882- 1935 гг.)-эсер. В 1917г,-участникЧрезвычайного общесибирского областного съезда. В 1918 г. с переходом власти к Томскому СриСД арестован и заключен в тюрьму. С приходом белочехов освобожден, вошел в состав Сибирского Временного Правительства. С переходом власти в ноябре 1918 г. к A.B. Колчаку выехал на Дальний Восток. В эмиграции с 1922 г. Председатель отделения «Земгора» в Братиславе, председатель «Общества сибиряков», возглавлял кабинет изучения Сибири при культурно-просветительном отделе «Земгора», был редактором сборника «Вольная Сибирь» и журнала «Сибирский архив».
II ГАРФ. Ф. Р-5869. Оп. 1. Д. 48. Л. 10.
12 См.: Обручев В,А. Г.Н. Потанин. Жизнь и деятельность. М.; Л., 1947; Липец P.C. Потанин Г.Н, // Советская историческая энциклопедия. М„ 1968. С. 472 - 473.
11 ГАРФ. Ф. Р-5869. Оп. ]. Д. 48. Л. 10.
14 Там же. Л. 12-13.
15 Там же. Л, 15.
16 Попов И. Воспоминания о Г.Н. Потанине Н Голос минувшего. 1922. № 1. С. 147.
17 ГАРФ. Ф. Р-5869. Оп. 1. Д. 48. Л. 18,
18Щапов А.П. Великорусские области и смутное время// Отеч. записки. 1861. Кн. 5. С. 16,
19H.H.Козьмин. А.П. Щапов// Очерки прошлого и настоящего Сибири. СПб., 1910. С. 105-106.
20 ГАРФ. ф, Р-5869. Оп. 1. Д. 48. Л. 23.
11 См.: Письма Н.М. Ядриэщева к Г.Н. Потанину. Красноярск, 1918, Вып. 1. С. 52.
21РГАЛИ. Ф. 381. Оп. 1, Д. 2а, Л, 34- 35.
"Там же. Д. 2. Л. 100. ГАРФ. ф Р-5869 Оп 1 Л 10
"Потанин Г.Н. Областничество и диктатура пролетариата // Сиб. жизнь, 1917. 18 июля,
* ГАРФ. ф, Р-5869. Оп. 1. Д. 48. Л. 1-2,
js Там же. Л. 2-3.
'Тамже, Д. 51. Л. 1.