Научная статья на тему 'Г. Д. Гачев язык тела в Евангелии'

Г. Д. Гачев язык тела в Евангелии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
105
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гудимова С. А.

Гачев Г.Д. Язык тела в Евангелии // Телесный код в славянских культурах. М., 2005. С. 6-18. (В реферате сохранена орфография автора.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Г. Д. Гачев язык тела в Евангелии»

Г.Д. Гачев ЯЗЫК ТЕЛА В ЕВАНГЕЛИИ *

Отчего это такой поворот к телу в постмодернизме? Разочарование во всех спиритуальностях началось с эпохи Ренессанса. Спиритуальную культуру Средневековья сменила светская культура гуманизма, религию стали вытеснять науки, Бога - «Чистый разум», пока не возгласили: «Умер Бог!» Далее - наука уже стала надменно вытеснять философию - всякий мир идей; но в XX в. скептицизм постиг и науку - рационализм сциентизма... Одновременно были дискредитированы идеалы устроения общества: коммунизм, фашизм, национализм. Все сверхличные связи рушатся, умственные и душевные: Любовь - к Природе, к стране, народу, родине; любовь супругов, детей, родителей... Что остается атомарному индивиду достоверного, неизменного, хотя бы пока жив? -Мое тело - вот субстанция и онтология, откуда «танцевать» и в поведении, и в понимании всего. Так что уже не «я мыслю - следовательно, существую» - что такое «я»? «Расчехвостено» оно и философией, и наукой! Попытаемся читать тело как текст и переосмыслять всю культуру, что создана телесным человеком. И если доселе Дух и Ум возвышались, подавляя тело и материю, то перевернем их отношение и попробуем «перепонять» все, отправляясь от божественности тела нашего как первоначала. Ведь и по религиям оно сотворено «зело хорошо», умело и умно.

У христианства сложные отношения с телом. С одной стороны, с него пошел мощнейший взлет в Дух ценой отрешения от всего материального, аскеза и умерщвление плоти ради стяжания Свя-таго Духа, пресуществления тела сего в «тело духовное». А с

* Гачев Г.Д. Язык тела в Евангелии // Телесный код в славянских культурах. - М., 2005. - С. 6-18. (В реферате сохранена орфография автора.)

Г.Д. Гачев

другой - Богочеловек, в Ком «Слово - плоть бысть». Иисус Христос из двух субстанций состоит и есть мост и лествица меж Материей и Духом: Бог стал Телом - и, соответственно, Тело вмещает Бога и тем освящено.

Но вектор Христианства, конечно, - вверх, прочь от плоти, и лишь по нужде «ветхого человека» еще Иисус изъясняется на языке тела и притчами бытовыми, а ученикам пророчит, что они будут постигать все напрямую в Духе, без помочей иносказаний.

До Христианства был Ветхий Завет, иудаизм, и он как раз почтенен к Телу, и во Второзаконии - сотни гигиенических предписаний к здоровой и чистой жизни тела, сладкой и счастливой, в том числе и плотской, эротической (вспомним «Песнь песней»). Новый Завет полемичен к Ветхому, но начинается с него - и производит перегонку его ценностей и мер - ввысь, в спиритуальность.

Образец такого хода - в Нагорной проповеди: «Вы слышали, что сказано: "око за око, зуб за зуб" (Исх., 21: 24). А я говорю вам: не противься злому» (Мф. 5: 38-39).

Вот перевод в общее, отвлеченное понятие - Добра и Зла, язык морали. Но Иисус, подняв на этот уровень планку, явив высший способ мышления, абстрактного, нисходит словом в плоть и так продолжает: «Но кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую» (Мф. 5: 39), т.е. низводит на язык тела, на каком и «зуб за зуб» Ветхого Завета.

Сравним Евангелия от Матфея и от Иоанна. Евангелие от Матфея, самое ветхозаветное, с реалий Земли воздымается в Небо и Дух, начинается с РОДО-словия: кто кого родил, т.е. аспект телесный, природовый, - гонийный, что из заповеди «плодитесь и размножайтесь», главной в Ветхом Завете. И далее - зачатие в Благовещении, Рождество и события вокруг него, естественный рост младенца в отрока - и, наконец, зрелый возраст и проповедь Его Нагорная, учение, уровень Духа.

Евангелие же от Иоанна ошарашивает терминами высшей метафизики: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (прямо стиль философской диалектики, где и Бытие, и Ничто. - Г.Г.). В нем была жизнь, и жизнь была свет че-ловеков; и свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1: 1-5).

Берется самая Высь Лествицы, и идет последовательность-поступательность нисхождения и воплощения: Начало - Логос -Бытие (Ничто) - Жизнь - Свет - Тьма. «Тьма» - это уж МАТЬМА, материя, Тело, и в нем Свет, Дух.

Если Евангелие от Матфея - это «Песнь Восхождения», то Евангелие от Иоанна - это «Песнь Нисхождения» Бога до нас, «че-ловеков телесных». И нет тут ни Благовещения, ни Рождества, а сразу - Крещение, где Дух Святой в виде голубя сошел с неба на Иисуса в воде. И так «рождаются» чада Божии, «которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. И слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца» (Ин. 1: 13-14). И «плоть», и телесность - разные: если в Евангелии от Матфея - это уши, рука, нога, чресла, волосы, локоть и пр., то тут - камень, вода, ветер, т.е. первостихии - они спиритуальнее органов тела. Никодиму Иисус объясняет, как это он, старый человек, может «родиться свыше»: «Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» - «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3: 3-5) и приводит Дух - к Ветру и Голосу: <Ветер веет, где хощет (как и "Дух дышит, где хощет" - в другом месте. - Г.Г.), и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким рожденным от Духа» (Ин. 3:8).

И еще сюжеты с водой: свадьбы в Кане, где из воды - вино, из плоти - дух, и у колодца с Самарянкой - про «живую воду» истины, учения...

Итак, мы очертили полюсы, пределы сюжета Тело - Дух: от лона - до Логоса, Слова свыше. Между ними - разнообразный спектр апелляций Христа к телу во объяснение Своего учения на «профаническом» языке примеров и притч, что и в этих Евангелиях, и от Марка и Луки - изобильны.

В Евангелиях Иисус рождается, приходит, уходит - и тем выражается Его благоволение или нет... Ест, пьет - и это тоже знак: равенство людей исповедует; на свадьбе в Кане галилейской -одобряет брак... Не моет рук перед едой, за что его укоряют иудеи, а Ему это полемический способ означить внутреннее как более важное, чем внешнее... Бичом разгоняет торгующих из храма - тут и тождественно-буквально телом к телам действует, но и знаково:

сообщает, что негоже дом молитвы превращать в торжище. Уходит в пустыню и не ест 40 суток - держит «пост»... Его бьют, надевают на Него терновый венец, Он несет крест, Его ведут на казнь. И, наконец, предельное деяние - Распятие, Смерть. Но это еще - и пытка, и боль - в пределах жизни тела человеческого. Происходят с телом и события надмирные, трансцендентные: рождение от Девы, Преображение в сияющую плоть на горе Фавор и, наконец, Воскресение и Вознесение на Небо. Эти события уже божественные, «чудеса». Они тоже знаки и сказы, но уже пророческие, в парадигме Веры, Надежды, Любви: чаемое пророчат.

Иисус исцеляет прикосновениями: Сам руки возлагает или к Нему прикасаются, слепому на глаза - «брение с плюновением» наносит. Исцеляет Он и словом. И Себя уподобляет Врачу, в ком надобность не здоровым, а больным (= грешникам).

Но это еще - на уровне Тела, его жизни и здоровья как абсолютной ценности. Уровень житейский, «профанический», на который Бог снизошел, став человеком, в чем «Слово плоть бысть»... Но цель-то сего воплощения Бога - породить-сотворить в Богочеловеке пример и лествицу воздвижения из временной жизни тела -к жизни в Духе, вечной. Научить людей отвращаться от жизни тела, восценить жизнь души и «духовность» превыше силы, здоровья и жизни. Указать людям путь к Небу, в «царствие небесное», в жизнь в Духе: чтоб скидывать тело, как ветхую одежонку, «ветошку» = одолеть страдание расставания души с телом.

На этом пути-направлении тоже есть в Евангелиях деяния и слова, как прямые, так и знаковые. Прямые - это повеления. Рыбакам велит Он бросить сети, идти с Ним, стать апостолами и быть «ловцами человеков». Иногда говорит, что «не мир, но меч принес» - для разделения, разрубать телесно-животные привязанности-связи людей по родству: сына с отцом, брата с сестрой и т.д. Но главное - умное учение, заповеди.

Новый Завет диалогичен к Ветхому: его и продолжение, и опровержение - в том числе и в отношении к Телу. Ветхий - пло-тян и кровян, тело-стремителен, в заботе о нем: и гигиене и здоровью, и кормлению его посвящена целая книга - «Второзаконие»: предписания, что и когда есть, и какая пища чистая - «кошерная», а какая - нечистая, - «трефная»... И главная заповедь: «Плодитесь и размножайтесь!», а Я умножу вас, как песок...

Новый Завет взлетен в Дух, в Небо, в высь, и силу-энергию на взлет набирает, отталкиваясь от тела, земли, низа, от вещно-материального пласта существования. Если из первейших заповедей в декалоге Моисея: почитай отца и мать, то тут - «не знаю тебя, мать и брат!» - разделяются кровно-родственные узы по вертикали поколений (сын, брось отца - как падаль, не хорони, а снимайся с места - иди за Мной!...) и по горизонтали однопоколен-ных: муж и жена - да отлепятся друг от друга... Новый Завет - как «разрыв-трава» для «плоти единой». И отношения людей останавливаются на добрачной стадии: Дева и Жених - но не Жена и Муж... Хотя в Новом Завете встречаются и «дети», и о страдании роженицы говорится, а потом о радости, когда человечек родится, но все же зачем рожать и умножать род людской, когда близки последние времена?.. Таково жизнеощущение первых христиан.

Вообще, если Ветхий Завет - это ПРИ-ход на Землю обетованную, то Новый Завет - это Уход, расставание с местом, родом, землей... «Встань - и иди!» за Мной. В Ветхом Завете избранный народ -кочевники, со стадами животных, а потом земледельцы, в Новом избранные люди - странники одинокие, кочевники во Духе. И - с минимумом вещественного: не берите сумы, одежды. Рубашку - отдай! Не заботьтесь о животном в себе, но уподобляйтесь растениям («лилии» краше одежд Соломона) и птицам (не сеют, не жнут, а живы!).

Итак, вектор Нового Завета - умаление телесного, расставание с плотию и вещественностию. И это сказывается - с помощью языка тела. Вслушаемся в Нагорную проповедь Христа.

«Блаженны нищие духом...» (Мф. 5: 3).

Кто хочет быть первым среди вас, стань меньшим, служи, умаляйся - учит Он апостолов на Тайной вечери.

Богатство не в чести, напротив: «горе вам, богатые», ибо они «уже получили свое» - здесь, на месте, на земле, в теле. Вообще «здесь и теперь» отвергается в пользу «там и потом». «БОГатство» ведь от корня «Бог»! Так, отвергая богатство, Иисус отвращает от старого представления о Боге - как величине большой, но умаляет до точки, что может поместиться внутрь нас, как все Небо - «царствие небесное». Оно с «горчичное зерно». Свертывание, а не рост-развитие, - всему образец. Правда, идя навстречу профаническим представлениям, про то же горчичное зерно, что разрастается в огромное дерево, говорится: если б имели веры с горчичное зерно, сказали бы горе: «Перенесись!» -

и сдвинулась бы!.. Но вообще Ему более присуща идея и принцип слабости: «Блаженны кроткие!» (Мф. 5: 5).

«Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5: 5). Плач -здесь, утеха - там. «Блаженны изгнанные»... и «когда будут поносить вас и гнать...» (Мф. 5: 10,11). Конечно, тут же плюс духовный подается, возмещает минус в телесности: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах...» (Мф. 5: 12).

Однако установка на умаление и жертву в телесном и вещественном в Евангелиях постоянна.

Вы слышали, что сказано: «Око за око, и зуб за зуб» (Исх. 21: 24). «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую, и кто захочет судиться с тобой и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» (Мф. 5: 38-40). Зачем же тогда суд и закон, на установление которого ради справедливости столько ума и силы потратил Бог в Ветхом Завете?

В Новом Завете прямо говорится: чем меньше тела, тем больше духа. «Если же правый глаз твой соблазнит тебя, вырви его и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя...» (Мф. 5: 29-30).

Существует, пишет Гачев, «и обратный ход - расЧЛЕНение Тела на бессвязность и взаимонезависимость» (с. 13): «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; И Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6: 3-4). «Тайна и истина распределены между руками, а глаз-око передано вверх, в Небо: Богу, Кто знает - видит во тьме. И вот как уже обитает целое «тело» - существо, человек Нового Завета, - многоэтажно: и глаз твой - на Небе, у Бога, но и Небо сведено внутрь тебя: «царствие небесное» тут, и солнце в сердце, а со-весть = око Бога в тебе, Его ведание тайных помыслов внутри тебя. Такой космический человек образуется через разделение членов тела и их распрыскивание, разбрасывние, закидывание во все стороны Бытия, страны света... Как Адам Кадмон Каббалы - космочеловек - прообразует Бого-человека, каким призван возрастать, становиться христианин в теозисе = «обоживаньи» (с. 13-14). С точки зрения «языка тела», отмечает Гачев, тело слилось с Целым Бытия в единое существованье.

Естественно, что и мировой порядок становится зависимым от жестов: если левая рука не знает, что делает правая, тогда порядок, а если знает - в Бытии наступает расстройство.

Это «пере-группированье» членов в новый организм - новый акт в продолжающемся Творении. Оно не закончилось: «Отец мой делает - и я делаю». «И не думайте говорить себе: Отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Мф. 3: 9).

И в конце концов Христос сообщает великое «уравнение» Причастия: сей хлеб есть тело Мое, а вино - кровь Моя. А распятие мое и воскресение есть «смертию смерть попрание», для всех -спасение, вызволение мира и людей от зла и греха. «Это последнее отождествление есть ключ ко всему языку телесности и вещественности, каким сказано-написано Благовествование как материал-основание Веры в истинность сообщаемого в этой скрижали Священного Писания, квинтэссенция чего отольется в Символ Веры, язык которого тоже полутелесен, полуспиритуален: там слова из оперы жизни тела и из идей Духа. Язык рационалистических понятий не может давать основания для РЕ-лигии, материал крепить Веру, ибо не нуждается в ней, а самокрепится логичностию и последовательностью идей» (с. 14-15).

Как у Пифагора все приводимо к Числу, так и в космологии и антропологии христианства все, всякое тело и Целое приводимо в КРЕСТУ. На нем распято тело Христа. Горизонталь и Вертикаль -это оси, на которых математика и физика «распинают» космос, всякую вещь для понимания ее сути. «Крест - вездесущность, структура и текст всего» (с. 15). Иоанн Златоуст в Толковании на Евангелие от Матфея пишет: «Как венец будем носить крест Христов. Через него совершается все, что для нас нужно. Нужно ли родиться - предлагается нам крест; хотим ли напиться таинственною пищею, нужно ли принять рукоположение, или другое что сделать - везде предстоит нам этот знак победы. Потому-то мы со всяким тщанием начертываем его и на домах, и на стенах, и на дверях, и на челе, и на сердце» (цит. по: с. 15). Потому-то и праздник Воздвиженья Честнаго и Животворящаго Креста - один из основных «двунадесятых» праздников в церковном календаре.

С.А. Гудимова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.