Научная статья на тему 'ФЁДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ ВАСИЛЬЕВ И КРЫМСКИЙ ПЕЙЗАЖ'

ФЁДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ ВАСИЛЬЕВ И КРЫМСКИЙ ПЕЙЗАЖ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
56
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФЁДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ ВАСИЛЬЕВ И КРЫМСКИЙ ПЕЙЗАЖ»

КРЫМ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

УДК:477.75-502 DOI:10.37279/2413-0478-2021-27-1-80-85

Каладзе Н. Н.

ФЁДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ ВАСИЛЬЕВ И КРЫМСКИЙ ПЕЙЗАЖ

ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского», Медицинская академия имени С. И. Георгиевского, г. Симферополь

Kaladze N. N.

FYODOR ALEXANDROVICH VASILIEV AND THE CRIMEAN LANDSCAPE

V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Medical Academy named after S. I. Georgievsky, Simferopol

И. Н. Крамской Портрет художника Ф. А. Васильева, 1871 Государственная Третьяковская галерея, Москва

В минувшем году исполнилось 170 лет со дня рождения известного русского художника-пейзажиста Федора Александровича Васильева. Интерес к рисованию, которому будущий художник отдавал свободное время, отмечен с детства, омраченного не только бедностью, но и смертью отца, после чего он был вынужден взять на себя заботы о семье.

Приобщение к высокому искусству способствовала работа в реставрационных мастерских Академии художеств у П. К. Соколова. Окончательно решив стать художником, Васильев поступил в рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865-1868), целиком погружаясь в творческий мир. Здесь он встретился с И. Н. Крамским, с которым художник был близок всю свою недолгую жизнь, сблизился с И. И. Шишкиным, который становится авторитетным наставником начинающего художника.

В 1867 г. Ф. А. Васильев совершает творческую поездку на Валаам вместе с И. И. Шишкиным, где начинающий художник, знакомый до этого только с техническими приемами рисунка, постигает особенности метода работы на натуре. Лучшей работой Ф. А. Васильева этого периода считается этюд "На острове Валааме. Камни" (ГРМ).

Образы природы доминируют в живописи Ф. А. Васильева, приобретая особую поэтичность, романтизм, глубину чувств и одухотворённость, в полной мере воплощенные в пейзажах 1868-1869 гг. - "Возвращение стада" (ГТГ), "Перед дождём" (ГТГ), "После грозы" (ГТГ).

Довольно быстро Ф. А. Васильев освобождается от каких-либо влияний, у него созревает своя концепция художественного воплощения, свободная от условности приемов. Восхищаясь необыкновенной чувственной красотой природы, художник стремиться разделить радость своей духовной причастности к ней, нашедшая отражение в таких картинах как "Вечер" (ГРМ), "Деревня" (ГРМ) и др.

В 1870 г. после возвращении из поездки по Волге вместе с И. Е. Репиным, Ф. А. Васильев создал одно из главных своих произведений - "Оттепель" (ГТГ). Эта картина, проникнутая тоской и грустью, навеянными раздумьями художника о жизни русской деревни. Картина стала заметным событием русской художественной жизни и представляет особый тип пейзажа - изображение унылого, бесприютного простора, пронизанной стужей, открытой всем ветрам земли. Панорамный размер картины создает ощущение тяжкой, бесцельной дороги, «страдного пути» становится физически осязаемым. Чувство безнадежности подчеркивается деталями на заднем плане - обледенелыми деревьями и кажущейся заброшенной избой. Две фигуры - путник и ребенок, возможно символизирующие круговорот жизни, оказываются в центре креста, образованного дорогой и оттаявшим ручьем, косвенно указывая на «беспутье». Проницательный отзыв И. И. Крамского на эту картину, высказанный автору в одном из писем характеризуется как «... горячая, сильная, дерзкая, с большим поэтическим

содержанием и в то же время юная (не в смысле детства) и молодая, пробуждающаяся к жизни, требующая себе права гражданства между другими, и хотя решительно новая, но имеющая корни где-то далеко, на что-то похожая и, я готов бы сказать -

заимствованная, если бы это была правда, но все-таки картина, которая в русском искусстве имеет вид задатка». Её авторское повторение в более теплых тонах было показано на Всемирной выставке 1872 г. в Лондоне.

Ф. А. Васильев Оттепель, 1871 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Во время работы над «Оттепелью» Васильев заболевает туберкулезом. Поправлять здоровье он отправляется в имение графа П. С. Строганова Хотень, затем - в Крым. Средства на эту поездку

Ф. А. Васильеву предоставляет Общество поощрения художников. Еще до отъезда он становится учеником Академии художеств.

Ф. А. Васильев Мокрый луг, 1872 Государственная Третьяковская галерея, Москва

Ф. А. Васильев Зима в Крыму, 1871-1873 Художественная галерея, г. Пермь

В Крыму Васильев провел два года; степень напряженности его творческой жизни была поразительной. По этюдам и воспоминаниям он написал одну из лучших своих картин - широкое эпическое полотно "Мокрый луг" (1872), экспонирующееся в Государственной Третьяковской галерее. Строгая по композиции картина поражает свежестью, глубиной и богатой внутренней градацией цвета. Образ природы, запечатленный Васильевым, таит в себе сложную гамму чувств, передавая переживания самого художника. Увидев это полотно, Крамской был потрясен. По его словам, все в Васильеве «говорило о художнике, необыкновенно чутком к

шуму и музыке природы» и способном не только передавать увиденное, но и улавливать «общий смысл предметов, их разговор между собой и их действительное значение в духовной жизни человека». Судя по дошедшим до нас крымским пейзажам, душевному состоянию художника была близка природа горного Крыма, с ее строгим и возвышенным обликом. Произведениям этой поры - «Утро» (ГРМ), «Зима в Крыму» (Пермская художественная галерея), «Прибой в Ялте» (Саратовский художественный музей им. А. Н. Радищева), «Эриклик. Фонтан» (ГРМ) присуще возвышенное представление о бытии горного мира.

Ф. А. Васильев Прибой в Ялте, 1871-1873 Художественный музей им. А. Н. Радищева, г. Саратов

Ф. А. Васильев В Крымских горах, 1873 Государственная Третьяковская галерея, Москва

Последняя законченная работа Васильева - "В крымских горах" (ГТГ), написанная в 1873 г., отличается тонкостью цветовых отношений, объединённых общим серовато-коричневым тоном; образ природы приобретает в ней оттенок героического величия. Сюжет картины прост, но очень грустен: горная дорога, окутанные туманом сосны, обдуваемые ветрами, одинокая арба, запряженная быками, в которой сидит женщина с ребенком, рядом медленно идет крестьянин. Эта картина сразу же поразила Крамского, который, несмотря на некоторые

его замечания, считал ее гениальной. В письме Васильеву Крамской писал: «Настоящая картина, никому не подражает, не имеет ни малейшего, даже отдаленного сходства ни с одним художником, ни с какой школой. Это что-то до такой степени самобытное и изолированное от всяких влияний, стоящее вне всего теперешнего движения искусства, что я могу сказать только одно: это еще не хорошо, даже местами плохо, но это - гениально». Картина Ф. А. Васильева «В Крымских горах» была представлена на конкурс Общества поощрения художников и была удостоена первой премии.

Последние работы Васильева "Утро", "Болото в лесу. Осень", "Заброшенная мельница" частично не закончены. "Заброшенная мельница" представляет собой лучший пример такого живописного решения, о котором мечтал художник. Он старался на практике проверить выношенное им понимание колорита. Эти картины означали новый этап в творчестве художника, связавшего по новому им осмысленные романтические традиции XIX века с пейзажной живописью второй его половины.

Художник работал много и напряжённо, порой в ущерб и здоровью, и лечению. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. Федор Александрович Васильев скончался 24 сентября 1873 года в Ялте и похоронен на Поли-куровском кладбище.

Первый памятник на могиле Ф. А. Васильева был установлен в октябре 1879 г. И. И. Шишкиным. На памятнике были высечены слова:

Щедро он был одарен и могучим,

и дивным талантом,

чудною силою чувства и красок

владел он в искусстве.

Полною жизнью дышит природа

в созданиях его вдохновения.

Быстро развившись, мгновенно он вспыхнул

блестящей звездою.

Но блеск ее яркий в искусстве

останется навеки.

Конфликт интересов. Авторы данной статьи заявляют об отсутствии конфликта интересов, финансовой или какой-либо другой поддержки, о которой необходимо сообщить.

Conflict of interest. The authors of this article confirmed financial or any other support with should be reported.

Поступила 12.01.2021 г.

Received 12.01.2021

Ф. А. Васильев В Крымских горах, 1873 Государственная Третьяковская галерея, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.