Научная статья на тему 'Функционирование традиционной весенне-летней обрядности в современной культуре Тверского региона'

Функционирование традиционной весенне-летней обрядности в современной культуре Тверского региона Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
238
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ / ВЕСЕННЕ-ЛЕТНЯЯ ОБРЯДНОСТЬ / ТРОИЦЫН ДЕНЬ / "ВЕНЧАНИЕ" КОРОВ / SPRING-SUMMER'S RITES / "WEDDING CEREMO-NY" OF COWS / TVER REGION / WHITESUN DAY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ситникова Светлана Алексеевна

Статья основывается на фольклорно-этнографических экспедиционных материалах из фондов Государственной академии славянской культуры (филиал в г. Тве -ри), собранных на территории Торопецкого района Тверской области при участии автора. Экспедиционный материал позволяет ввести в научный оборот новые фоль-клорно-этнографические свидетельства о живом бытовании древнейших элементов традиционных пастушеских и земледельческих обрядов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functions of the traditional spring-summer's rites in the contemporary culture of Tver Region

The article is based on folk and ethnography expeditionary materials from the Funds of State Academy of Slavic Culture, collected in Toropiets zone of Tver Region. Systematic research of Toropiets zone gives opportunity to introduce new facts about living existence of the oldest elements of traditional shepherd and agrocultural rites into science.

Текст научной работы на тему «Функционирование традиционной весенне-летней обрядности в современной культуре Тверского региона»

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ

С. А. Ситникова

Предлагаемый материал, посвящённый весенне-летней календарной обрядности в Торопецком районе Тверской области, получен в результате фольклорноэкспедиционной работы студентов и преподавателей Государственной академии славянской культуры (ГАСК, филиал в г. Твери) в течение нескольких полевых сезонов (2003-2005 гг.). Обследованы следующие населённые пункты: г. Торопец, д. Не-крашово, п. Плоскошь, д. Пожня, д. Чистое, д. Закрючье, д. Малаши, д. Степаши, д. Озерец, д. Семенцево, д. Княжово, д. Уварово, д. Бельково, д. Головково, д. Крас-нодубье.

Календарная обрядность Торопецкого района, которая рассматривается в данной статье, в разных локальных зонах района имеет различную степень сохранности. Большая часть информации, связанной с традицией бытования на Торопец-кой земле календарно-аграрных и семейных обрядов с их ритуально-магической практикой, нами зафиксирована со слов старожилов, по их воспоминаниям. Многие пожилые информанты сами только в детском возрасте наблюдали со стороны за исполнением традиционных ритуалов, то есть уже не были их непосредственными участниками. И в то же время на фоне общего фактического угасания традиционной народной культуры в целом, в Торопецких селениях нами зафиксирован целый ряд ритуально-обрядовых действ, которые живут в быту Торопецкой деревни до сих пор и характеризуются глубокой архаичностью.

По сохранности обрядовых традиций в живом бытовании на территории Торопецкого района к самым богатым следует отнести весенне-летнюю и, прежде всего, Троицкую обрядность. До сегодняшнего дня практически во всех обследованных нами поселениях Торопецкого района сохранилась не только повсеместно в памяти, но, хотя и фрагментарно, в обрядовой практике традиция на Троицу украшать берёзовой зеленью жилища, а также встречающийся далеко не на всех славянских территориях древнейший пастушеский обряд «венчание коров».

Традиция украшения зеленью жилищ на Троицу на славянских землях распространена довольно широко. Практически все описания весенне-летней и, в частности, Троицкой обрядности включают свидетельства об украшении ветвями деревьев (чаще берёзы) окошек, дверей (как дома, так и хлева), красного угла (за икону, перед иконой), об устилании травами пола.

В Торопецком районе (в самом г. Торопце и во многих селениях) и ныне жива традиция на Троицу «обтыкивать» берёзовыми ветками окна домов.

По берёзовым веткам «на стенах, на окошках» до сих пор определяют, как погода будет благоприятствовать хозяйственным работам в предстоящее лето: «Смот-

рят, если завянет за ночь — сенокос будет хороший, если не завянет — плохой» (Мария Ивановна Самсонова, 1925/2005 гг., д. Кленец / г. Торопец)1.

Мы беседовали в Торопецком районе с жителями, которые и сегодня на Троицу вкапывают («торгают») в землю перед окнами домов срубленные молодые берёзки. Иногда деревьев срубают по числу окон дома (или только уличной стороны дома), иногда по числу дверей, иногда по числу домочадцев.

«Под окна ставим две березины. Рвём берёзины тоненькие и ставим под окно. Два окна на дорог\>, вот под них и берёзки маленькие. Тоже, говорят, к лету примечали, что если завянут, то лето будет суосое. За ночь, бывает, завянут, а бывает, нет» (Валентина Александровна Дмитриева, 1935/2004 гг., д. Степаши).

Часто встречаются старожилы, которые Троицкие обряды исполняют теперь не полностью, но хорошо помнят, как прежде («дажеуже после войны») приносили из леса берёзки и вкапывали их рядом с домом. Такие воспоминания сохранились во множестве.

«На Троицу во двор торгали три дерева — рябину, берёзку, клён» (Сергей Иванович Ильин, 1932/2003 гг., д. Чистое).

«В Троицу, бывало, в Пожне битком народу, если отстал, то не найдёшься... Берёзки под окном ставили... » (Ильин Александр Ильич, 1920/2004 гг., д. Бело-глазово / д. Пожня).

Филиппова Зинаида Александровна (1929/2004 гг., д. Силичи / д. Пожня) вспоминала, что на Троицу «берёзки везде - кол окон, кол сарая, кол хлева... ».

«Ставили около крыльца веточки. И на кладбище приносили» (Вакхова Екатерина Ивановна, 1938/2004 гг., д. Пожня).

«На улице у калитки, под окошки ставили берёзки» (Скрыдлова Валентина Яковлевна, 1932/2004 гг., д. Семенцево).

«Берёзки приносили из леса, обязательно под дом. А в Пальцево (родная деревня) у ворот поставишь, и в дом заходишь направо и налево наторгано, ... и к окошечку в огороде... » (Кондратьева Таисия Григорьевна, 1927/2004 гг., д. Пальцево / д. Семенцево).

«Ходили, и я ходила, жила близко коло лесу, берёзк\> отрубишь, а сейчас не найдёшь берёзки.... Носили берёзки, домой ставили, по двору ставили. С той Троицы до этой стоит в хлеве и дома. Также на вербное воскресенье ... с церкви веточку> приносили. На Троицу не надо ходить в церковь, а на вербное — надо... » (Андреева Вера Андреевна, 1914/2004 гг., д. Куковичино Псковская обл. / д. Озерец ).

«В субботу идёшь за берёзкой, накануне. Завтра Троица, а сегодня к вечеру ставят берёзки. ... Коло ворот ставят » (Иванова Екатерина Павловна. 1915/2004 гг., д. Погорелочка / д. Уварово).

«На Троицу берёзки ставят к хляву, к дому, к окнам (вкапывают в землю. — С. А.). В дом — обязательно. В калитку втыкали или берёзк\> ставили» (Баранова Анна Петровна, 1915/2005 гг., д. Молохи / г. Торопец).

По сведениям Лобачёвой Нины Герасимовны (1914/2005 гг., д. Кисловка Чис-товского с/о/г. Торопец), молоденькие деревца берёзы, рябины и черёмухи «ставили к хлеву, около дома, на могилу».

Антонов Василий Иванович (1917/2005 гг., д. Борок/ п. Плоскошь) рассказал, что на Троицу в дом вносили берёзовые ветки, а берёзки устанавливали «к каждой двери, к каждому окну».

В д. Некрашово зафиксировано сообщение о том, что берёзки на Троицу ставят дома к кроватям (Ольга Николаевна Колбанёва, 1931/2003 гг., д. Дюкино / д. Некрашово).

«Четыре берёзки к кровати по четырём сторонам» ставили в д. Иваньково Чистовского с/с. «К двери — ещё две берёзки.... Стоят сутки, если завянут — лето будет су>хое. В понедельник можно убрать» (Никитина Евгения Николаевна, 1930/2005 гг., д. Иваньково / г. Торопец).

«На Троицу— к каждому окошечку> по берёзинке, н к корове кол хлева.... Если берёзка завянет в тот же день, хорошо будет сено сушить. В саму Трошку идут на кладбище, венки — на крест, на памятник» (Ермакова Анастасия Семёновна, 1922/2003-2004 гг. д. Кузовлёво / д. Некрашово).

«Накануне Троицы берёзки приносят,... в избу приносят» (Иванова Екатерина Павловна, 1915/2004 гг., д. Погорелочка / д. Уварово).

«На Троицу берёзки .... в дом — обязательно» (Баранова Анна Петровна, 1915/2005 гг., д. Молохи / г. Торопец).

Встречается также обычай украшения берёзовыми ветками икон.

«В дом принесёшь пясточку> (берёзовый пучок) положишь под икону. (Кондратьева Таисия Григорьевна, 1927/2004 гг., д. Пальцево / д. Семенцево).

«Вешалая их (берёзовые веточки. — С. А.) всегда на "боженьку>” и на дверь» (Вакхова Екатерина Ивановна, 1938/2004 гг., д. Пожня).

«...Под боженьку>— веточку> берёзки... » (Филиппова Зинаида Александровна, 1929/2004 гг., д. Силичи / д. Пожня).

«Бывало, под матицу ткнут веточки.... В иконки ставят берёзовые ветки» (Иванова Екатерина Павловна, 1915/2004 гг., д. Погорелочка / д. Уварово).

«Бывало, в лес за бярёзками хожу и свячу.... Нынче в лес не пришлось сходить, ... в родительскую субботу перед Троицей мы ездили на кладбище, там заходили в храм. Там и бярёзки.... У нас спросили: “Есть у вас бярёзки? " Мы сказали, что нет. Женщина, которая прислуживает в храме, она, прям, от деревца отломила.... А так я, бывало, всегда хожу. ... Як “боженьке”, в хлев поставлю, свячоные...» (Семёнова А. Е., 1925/2005 гг., Пожнинский с/с, д. Самуково / г. Торопец).

Надежда Ефимовна Дмитриева (1923/2005 гг., д. Самуково / г. Торопец), вспоминала, что накануне Троицы отец ездил на лошади в лес за берёзками и устанавливал их около крыльца и перед окнами со стороны улицы.

Никитина Евгения Николаевна (1930/2005 гг., д. Иваньково / г. Торопец), сообщает, что в субботу накануне Троицы берёзки ставят к божнице, в кувшин на стол, «к хлеву> н в двери хлева, в сарае к сену».

Изложенный экспедиционный материал по Торопецкой Троицкой обрядности сам собой напрашивается на сравнение с Троицкой обрядностью, описанной в общеизвестных ранних научных источниках. Во всемирно известном труде Дж. Фрезера «Золотая ветвь», впервые изданном в 1890 г., пишется буквально следующее:

«Во многих частях Европы бытовал и продолжает бытовать обычай весной, ранним летом или даже на Иванов день направляться в леса, срубать дерево и приносить его в деревню, где оно устанавливалось при всеобщем ликовании, или срезать в лесу ветви и украшать ими каждый дом... Жители Саксонии ... приносили в дома свежую лесную зелень. Майские или Троицыны деревья, которые упоминаются в документах, начиная с XIII столетия»2. «Внесение Майского дерева было праздником. Люди уходили в лес на поиски Мая, приносили молодые деревца — преимущественно еловые и берёзовые — в деревню и ставили их перед дверями домов, хлевов или в комнатах»3.

Как видим, фольклорно-этнографические описания XIII, XVII, XVIII, XIX вв., связанные с Троицкой, весенне-летней обрядовой зеленью на территории Европы, практически дословно, в деталях совпадают с аналогичными описаниями XXI в. на Торопецкой земле.

Примечательным в Троицком комплексе является обряд с древней пастушеской основой под названием «Венчание коров». Об этом обряде, зафиксированном нами в Торопецком районе, следует сказать отдельно.

Состоит он в том, что в праздничный день пастух плетёт из установленной обрядом зелени венки, которыми украшает головы коров. В Торопецком районе чаще всего это ветви берёзы. Но могут быть в разных сочетаниях либо ветви деревьев — берёзы, рябины, липы, клёна, либо трава и цветы. Вечером, по возвращении «увенчанной» коровы домой, хозяйка одаривала пастуха обрядовой едой — яйцами, хлебной выпечкой, а венок либо сразу разрывали и скармливали скоту, чтобы «коровы хорошо доились», чтобы их «обходил зверь», либо вешали на внешнюю или внутреннюю стенку хлева и скармливали своей скотине позже, заклиная ей здоровье.

В исследованных селениях Торопецкого района этот обряд записан нами в разных вариантах.

В одних случаях сообщалось о ритуальном изготовлении на Троицу двух венков — на корову и на подойник:

«На Троицу венки завивали. Гонимся в поле, моя очередь в поле. Обязательно, чтоб корова была повенчана. Кругом венчали на рога. На дойк\> - тоже веночек... Венки с коровы на хлев вешали. Повесим на хлев» (Вакхова Екатерина Ивановна, 1938/2004 гг., д. Пожня).

Филиппова Зинаида Александровна (1929/2004 гг., д. Силичи / д. Пожня) рассказала, что делали два Троицких венка: «На дойк\> венок и корове на рога». На каждый венок пастуху полагалось два яйца и лепёшка.

«На Троицу, кто в поле пасёт, обязательно коровам венки плели. Все коровы домой с венками идут, повенчанные, красивые. И на подойник каждой. Мы с обеда выносим им гостинцы, кто что есть, пекли пирожки,... давали яйца обязательно» (Веренько Зинаида Дмитриевна, 19... /2005 гг., д. Голибицы / д. Плоскошь).

Антонов Василий Иванович (1917/2005 гг., д. Борок / п. Плоскошь) вспоминал, что на Троицу «корова наряжена», пастух плетёт венки, за них хозяева дают три - четыре яйца.

Степанова Нина Ивановна (1929/2005 гг., д. Манушкино / д. Руново) рассказала, что накануне Троицы — родительская суббота, все идут на кладбище «к своим». «В саму Троицу коров венчали, и на подойник венок.... Хозяйки подкатывали яичко пастуху под коровку».

Акимова Мария Ильинична (1916/2005 гг.; д. Клюково / д. Сосонье) рассказала, что в Троицу пастух плетёт два венка из прутьев трёх деревьев: «березинки, ли-пинки и рябинки». Один венок — корове на рога, и другой — на подойник. Пастуху за это — два сырых яйца.

Ермакова Анастасия Семёновна (1922/2003 и 2004 гг.; д. Кузовлево / д. Некрашово) рассказала, что, в Троицу пастух венчает коров. Рога обвивает восьмёркой, а если нет рогов — вешает на шею круглый венок. На посуду под молоко - другой венок. В этот день коров «гонят домой дубячком» (берёзовым прутом). Одаривали пастуха крашеными яйцами и блинами.

Супруги Тихомировы Екатерина Фёдоровна (1927/2003-2004 гг., д. Молосто-во / д. Бельково) и Евгений Алексеевич (1930/2003-2004 гг., д. Бельково) рассказали, что на подойник пастухи делали венок из рябины или берёзы, корове «нарога тоже венок, но нескрученный», т. е. клали на рога и привязывали ровный пучок зелени. Кроме того, «пастух приносил хозяину дубец гонять корову» — так назывался прутик из берёзы примерно 1,5 м. А хозяин благодарил крашеными яйцами, или блинами, или чем-нибудь печёным.

Владимир Александрович Родионов (1932/2003 гг.; д. Соболи / д. Малаши): «На троицу — коровий праздник, плели венок коровам на рога и на подойник — венок, преснушки пекли с творогом».

«В Троицу пастух гонит домой, наплетёт венков. Коров венчали раньше, на роги делали венки. И вот пастуху выносят пару яичек, так чтобы спечены были пироги. А пастух даёт хозяйке венок на ведро одевать, коров когда доить. На роги делали, есть кругом шеи. Такой круглый сделают, чтоб на голову> надеть, на шею. А можно только на роги» (Иванова Екатерина Павловна, 1915/2004 гг., д. Погорелочка / д. Уварово).

«Коров венчали: венки плели и коровам одевали.... Которая рогата — на рога, а которая “лопатой” — на шею. Другой веночек приносили на дойку> (ведро, ку>да доят), и корову> доили. Пастух венчал и пастуху> платили, яички давали, гостинцы всякие давали» (Баранова Анна Петровна, 1915/2005 гг., д. Молохи / г. Торопец).

«Домой коров гонит, на руке держит венки для подойников, раздаёт хозяйкам». Они его благодарят, подкатывая крашеные яички под корову. «А у коров вяноч-киуже в рогах»! (Иванова Надежда Ивановна, 1938/2005 гг., д. Лесни, Куньинского р-на. Псковской обл. / г. Торопец).

Другой вариант информации отличался тем, что сообщалось о венке только для коровы:

«Пастухи вянки делают с бярёзки и цвяты там вот такие, делают вяноч-ки...Идёт, бывало, приходит корова, ну и пастух, и сразу> дают яичек пастухук Ну, пару яичек или булочки какой, если спячёно. Троица у нас праздник...

—А на подойник давал пастух веночек? —Нет» (Семёнова А. Е., 1925/2005 гг., Пожнинский с/с, д. Самуково / г. Торопец).

«Коров венчали. Веночки круглые, с берёзы... корове на роги одевали пастухи... Хозяин расплачивался яйцами, пирогами. Венок потом во дворе на хлев повесишь» (Скрыдлова Валентина Яковлевна, 1932/2004 гг., д. Семенцево).

Жительница этой же деревни Семенцево Таисия Григорьевна Кондратьева (1927/2004 гг., д. Пальцево / д. Семенцево) сообщила, что в Троицу «бывало сплятёшь вянок, на корову> сам наденешь, ... ну н пастух бывает плетёт, скорей, чтоб яму яичек дали, рюмочк\>... »

«В Троицу венчали коров» (Ильин Александр Ильич, 1920/2004 гг., д. Белогла-зово / д. Пожня).

Смирнова Анна Спиридоновна (1921/2005 гг., д. Выползово / г. Торопец): «На

Троицу коровушек венчали, за это пастуху> давали яйца. Яйца подкатывали под корову».

Надежда Ефимовна Дмитриева (1923/2005 гг., д. Самуково / г. Торопец) неохотно отвечала на вопросы о прошлом, была очень немногословна и на вопрос, как праздновали Троицу, ответила: «На Троицу? Коров венчали. Мне приходилось, когда очередь пасти. Угощают за это».

Младшая сестра Надежды Ефимовны Анастасия Ефимовна Семёнова (1925/2005 гг., д. Самуково / г. Торопец) рассказала, что пастух плёл «коровам венки из берёзки и цветы вплетёт, ему яички в руки или булочку... На подойник венка не давал».

«Плели коровам венки, это в Троицу» (Фёдорова Дарья Никандровна, (1915/2005 гг., д. Блиновка / г. Торопец).

«Венчали коров на Троицу» (Ананьева Анна Георгиевна, 1933/2003 гг., д. Степаши).

«На Троицу венчали коров: на роги, у какой коровы рог нету — на шею, вешают венок из берёзки. За это пастухам яичек дают.... Сколько дадут» (Мария Ивановна Самсонова, 1925/2005 гг., д. Кленец / г. Торопец).

Нехорошева Елизавета Ивановна (1922/2005 гг., хутор Леошково / г. Торопец): «В Троицу венчали коров, венки из берёзы, трав. Сколько коровок, столько яичек (некрашеных) получит пастух. Коровы нарядные, пастух идёт, играет на рожке».

«На Троицу коров венчали» (Данилов Михаил Иванович, 1926/2003 гг., д. Задний Брод / д. Чистое).

В обследованных нами селениях Торопецкого района ритуальное украшение коров венками происходило главным образом на Троицу. В то же время мы получили несколько сообщений о венчании коров в Егорьев день.

Анна Петровна Баранова (1915/2005 гг., д. Молохи / г. Торопец) сообщила, что венчание коров происходило не только на Троицу. В Егорьев день (6 мая), когда выгоняли коров в поле, пастух даёт хозяйке сплетённый заранее венок для коровы, а она ему подкатывает под корову (сбоку) пару варёных яичек.

Об исполнении обряда «венчание коров» в Егорьев день рассказала и Тороп-чанка Александра Николаевна Тимофеева: (1915/2005 гг., д. Пятушино / г. Торопец):

«В Егорьев день пастух делал коровам венки на головы. Хозяин даёт яички, кто сколько даст.... Я с трёх до десяти лет гонялась в поле вместе с дядькой, венки делала из леса - берёза, рябина».

Что касается сохранности и бытования обряда весенне-летнего украшения коров венками, то, как уже указывалось, большинство информантов рассказывали о нём по воспоминаниям многолетней давности:

По словам Ивановой Надежды Ивановны (1938/2005 гг., д. Лесни, Куньин-ского р-на. Псковской обл. / г. Торопец) картину возвращения увенчанных коров с пастбища домой в Троицу она наблюдала ещё в 40-годах; Андреева Вера Андреевна (1914/2004 гг., д. Куковичино Псковская обл. / д. Озерец, Тверская обл.) заметила, что уже лет десять как этого не делают.

В то же время совсем не редкими являются свидетельства существования этой обрядовой практики в наши дни:

Шуркова Мария Дмитриевна (1941/2003 гг., д. Карабаново / д. Малаши): «В троицу венчают коров, веночки вешаем на гвоздок в хлев».

Михаил Семёнович Чирков (1928/2004 гг., д. Ситьково / д. Краснодубье) сообщил, что на Троицу — берёзки в каждом доме, пастух обязательно плетёт венки не только корове, но и на подойник. «За венки пастуху> давали два яичка, а сейчас могут дать что-нибудь другое — пироги или булочки, яички тоже дают».

Надежда Ивановна Федотова (1931/2005 гг., г. Торопец): «На Троицу пастух плетёт коровам веночки на рога. Ему кто яички, в этот раз по пять рублей давали».

«На Троицу делают веночек для коров» (Яковлева Наталья Архиповна, 1931/2005 гг., хутор Попляхны / д. Княжово).

«В Троицу коров венчают. IIнонче были венки, домой веточки несли» (Суворова Зинаида Ивановна (1933/2005 гг., д. Яшково / д. Уварово).

«Пастухи венки коровам плетут, на Троицу — это обязательно» (Морозова Ольга Петровна, 1919/2004 гг., д. Уварово).

В 2003 г. Ольга Николаевна Колбанёва, проживающая в д. Некрашово (1931/2003 гг., д. Дюкино / д. Некрашово), сообщила, что пастух венчал коров круглым венком — на рога: «В прошлом году это делал, за это ему — яички».

Вышеизложенные фольклорно-этнографические материалы демонстрируют очень богатую ритуальную роль зелени в Троицкой обрядовой практике жителей Торопецкого края. До сих пор Троицкая зелень осознаётся магически функциональной - она используется как апотропей, оберег: «Ветки берёзы на Троицу клали под сеном, чтобы крысы не ели» (Яковлева Наталья Архиповна, 1931/2005 гг., хутор Попляхны / д. Княжово). «В дом принесёшь пясточку> (берёзовый пучок) положишь под икону. Через неделю пясточку эту возьмёшь и у сарай, у сено. От праздничка.... Чтоб скотина здоровая была» (Кондратьева Таисия Григорьевна, 1927/2004 гг., д. Пальцево / д. Семенцево).

С помощью Троицкой зелени осуществляется карпогоническая магия, то есть магия плодородия: «веночки плели, чтобы коровки лучше велись», «один венок хозяйке на подойник, чтобы молока больше было».

Сакральная функция зелени проявляется в обычае с её помощью гадать на лето, какая будет погода: «В Троицу приносили веник домой и под Бога. Бярёзу под икону поставим, три веточки. Если завянеть за ночь, то какая погода, какое лето будетъ» (Валентина Александровна Дмитриева, 1935/2004 гг., д. Степаши).

«...Рвём берёзины тоненькие и ставим под окно.... К лету примечали, что если завянут, то лето будет сухое. За ночь, бывает, завянут, а бывает — нет» (Валентина Александровна Дмитриева, 1935/2004 гг., д. Степаши).

«Бярёзки дома ставють. И сейчас я сходила, отломала маленько. Если за-сохуть за ночь, сено хорошо будетъ сохнуть» (Шатрова Антонина Петровна, 1930/2004 гг., д. Некрашово).

«Если берёзка завянет в тот же день, хорошо будет сено сушить» (Ермакова Анастасия Семёновна, 1922/2003-2004 гг. д. Кузовлёво / д. Некрашово).

Как уже указывалось, древность зафиксированных нами ритуалов и представлений, которые лежат в их основе, подтверждается многочисленными фольклорно-этнографическими свидетельствами. Сравнение вышеизложенного фольклорно-этнографического материала, записанного в XXI в. на Торопецкой земле, с аналогичными данными, полученными несколько столетий ранее, свидетельствует о глубокой архаичности Тверской обрядовой традиции, отдельные элементы которой сохранились в живом бытовании до наших дней.

1 В обозначенных годах перед косой линией стоит год рождения информанта, после косой — год записи информации; в обозначенных населённых пунктах перед косой линией обозначено поселение, в котором информант наблюдал сообщаемые факты, после косой линии отмечено место записи информации.

2 Фрезер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. Пер. с англ. - М.: Политиздат, 1980.-С. 142.

3 Там же. - С. 145.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.