Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИТАЯ В ПЕРИОД ДИНАСТИИ ТАН'

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИТАЯ В ПЕРИОД ДИНАСТИИ ТАН Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
80
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНИЙ КИТАЙ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИНАСТИЯ ТАН

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чжэн Цзин

В статье обозначены основные тенденции и направления развития музыкального образования в наиболее процветающую эпоху в истории Древнего Китая - Тан. Основное внимание уделено функциональным задачам отделов - цзяофан, лиюань, даюешу и гучуйшу, входивших в состав административной структуры, которая занималась вопросами придворной музыки и музыкального просвещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONING OF THE MUSICAL EDUCATION SYSTEM IN CHINA DURING THE RULING OF THE TANG DYNASTY

The article points out the main tendencies and directions of musical education development during one of the most prolific epochs in the history of Ancient China - the Tang dynasty. The focus is on the functional tasks of the departments - zaofan, liyuan, tai shu and guchui shu, which were included in the administrative structure responsible for court music and music enlightening.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИТАЯ В ПЕРИОД ДИНАСТИИ ТАН»

ИЗ ИСТОРИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА И ПЕДАГОГИКИ

Чжэн Цзин

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИТАЯ В ПЕРИОД ДИНАСТИИ ТАН

В статье обозначены основные тенденции и направления развития музыкального образования в наиболее процветающую эпоху в истории Древнего Китая — Тан. Основное внимание уделено функциональным задачам отделов — цзяофан, лию-ань, даюешу и гучуйшу, входивших в состав административной структуры, которая занималась вопросами придворной музыки и музыкального просвещения.

Ключевые слова: Древний Китай, музыкальное образование, династия Тан, император Тан Сюань-цзун, император Тан Гаоцзу

В период династии Тан (618-907) Китай стал одной из великих держав в мире, имел тесные отношения с Кореей и Японией в торговле и культуре, являлся центром политики, экономики и культуры Азии1. Социальная стабильность стала материальной основой для развития музыкальной культуры страны. После завершения династии китайцев даже стали называть «танжень» (в пер. с кит. — люди династии Тан), что свидетельствует о значимости этого периода в истории Китая. Более поздние династии Сун и Юань представляют собой переходный период древнекитайского общества. С династий Мин и Цин положение властвующей элиты стало весьма неустойчивым. Политический и национальный кризис возрастал, что привело к упадку образования в целом и музыкального образования в частности. Таким образом, достижения эпохи династии Тан можно считать высшей точкой развития музыкальной культуры Древнего Китая.

В русскоязычной научной литературе страницы истории музыки Китая освещены довольно кратко, без анализа специфики развития музыкальной культуры в определенную династию, к ней относятся учебное пособие П. Гайдая [1], монография У Ген Ира [2]. Материал настоящей статьи, опирающийся на источники китайского музыковедения — Ян Иньлю [6], Гуань Евэй [5], Хо Жань [4], Сю Хайлинь [3], позволяет

расширить представления о многообразных явлениях в сфере музыкального искусства и образования в эпоху династии Тан.

Большинство правителей династии были страстными музыкантами-любителями, поэтому область музыки и других искусств была в особенном почете. Именно в это время были достигнуты высокие показатели в строительстве образовательных учреждений. Правительство проводило политику открытости культурам разных народов и мировым религиям. Прокладывание торговых путей в то время укрепило связи с другими странами — с Японией, Кореей, Индией, Персией, Аравией. Их представители специально направлялись учиться музыке в Китай. Это явление имело и обратную сторону: приобщение к культурным ценностям других народов способствовало обогащению культуры Китая.

В музыкальном искусстве династии Тан сохранялись традиции, развивались песенные и танцевальные жанры, установившиеся с династий Цинь (221-206 до н. э.) и Хань (202 до н. э. - 220 н. э.), в это же время появились новые виды музыкальных инструментов. Так, с династии Тан получили развитие струнно-смычковые инструменты группы «хуцинь»2. Их возникновение тесно связано с новыми веяниями в музыкально-театральном искусстве этого времени: интенсивное развитие получила национальная драма. Новые эстетиче-

<3

ские критерии создали условия для развития струнных смычковых инструментов, по тембру очень напоминающих звучание человеческого голоса.

Наиболее распространенным инструментом группы струнно-смычковых инструментов стал сицинь. В истории музыкальной культуры Китая сохранилось очень мало источников, дающих нам представление об исполнителях на сицинь и их технике. Тем не менее это немногое количество документов подтверждает факт, что сицинь появился именно во времена династии Тан. В частности, книга «Запись о цзяофан» Цуй Линьчинь, созданная между 713-741 годами, содержит произведение для сицинь «Дицинь зи», описание сицинь находим в книге «Тундянь».

В династию Тан существовало разделение музыкальных жанров согласно социальной дифференциации. В народной среде широкое распространение получил жанр «яньюэ» (в переводе с трад. кит. — простонародная музыка). В исполнении произведений этого жанра использовались почти все музыкальные инструменты, в том числе и группы хуцинь, кроме тех, которые звучали в придворной ритуальной музыки «яюэ». В практике применялись инструменты преимущественно трех групп: духовые, ударные и струнные щипковые инструменты (цинь, сэ, сань-сянь, чжэн, кунхоу, пипа).

Для удовлетворения запросов императорского двора в династию Тан была создана специальная административная структура, занимавшаяся вопросами придворной музыки и музыкального просвещения в целом. Структура имела разные отделы: даюешу (отдел «великой музыки»), гучуйшу (отдел ударных и духовых инструментов), цзяофан (управление придворной музыкой) и лиюань (отдел театра), руководство которыми осуществляли крупные музыкальные деятели.

Главной функцией даюешу была подготовка и аттестация исполнителей для дворцового музицирования: постижение музыки «яюэ» и «яньюэ» являлось главным содержанием их образования.

Гучуйшу — отдел, ответственный за организацию музыкального сопровождения в военных условиях, на почетных караулах во время шествий императора. Согласно функциональным задачам, основной инструментарий отдела был представлен ударными и духовыми инструментами (дагу, наогу, били, хаотун и др.).

Отдел цзяофан отвечал за обучение придворных музыкантов и танцоров, организацию при дворе музыкальных программ. Это была новая структура, созданная правительством династии Тан в связи с расширением придворного музицирования, до этого времени контроль над данной областью осуществлял отдел даюешу.

Зачастую учениками цзяофан становились выходцы из народа юегун, так называли придворных исполнителей (в пер. с кит. — ремесленник). Потребности высшего общества формировались, исходя из интересов императора Тан Гаоцзу, которому нравилась музыка яньюэ, он сам музицировал на народных инструментах. Неслучайно, что представители знатных кругов общества следовали его примеру, это во многом способствовало расширению сферы распространения традиционной ритуальной музыки «яюэ».

Музыканты, разворачивавшие свою деятельность вне дворца, назывались «юецзи». В династию Тан музыкантов юецзи условно подразделяли на две группы — гунцзи и цзяцзи. Гунцзи работали в государственных учреждениях, давали представления для императорского двора, чиновников и военных. Цзяцзи — музыканты, нанимаемые дворянством или знатью для развлечения и проведения досуга в своем доме. Юегун и юецзи получали специальное образование в музыкальном учреждении при дворе. Большинство из них имели навыки виртуозного исполнения на различных инструментах, но в литературе того периода упоминания о них практически не встречаются вследствие их низкого социального положения.

В начале правления император Тан Гао-цзу приказал учредить цзяофан с целью основания организации, занимающейся выступлениями певцов и танцоров для

Из истории музыкального исполнительства и педагогики

<3

развлечений императора и его приближенных. В период правления императора Тан Сюань-цзун функции данной государственной структуры стали заметно расширяться, благодаря личной приверженности монарха к музыке и танцам. В этот период были учреждены пять цзяофан: нэйцзяо-фан (в пер. с кит. — двор внутреннего обучения) в императорском дворце, также подчиняемый другому отделу — тайчан-сы3, и четыре структуры цзяофан, расположенные в городах Чаньань и Лоян. Несмотря на разное территориальное расположение, все они занимались вопросами организации музыкальных мероприятий и обучения для правящей касты Китая.

Основной род занятий в цзяофан включал в себя изучение придворных песен, популярного китайского вокального жанра санчу, танцев, обучение игре на музыкальных инструментах. Среди учащихся были мужчины и женщины, а в свою очередь женский контингент делился на разные классы по внешности и степени одаренности. Менее красивые и одаренные музыкантши составляли группу гуаньжэнь, а самые красивые и способные назывались нэйжэнь. Последние принадлежали к ичуньюань4 и часто выступали перед императором. Обучающимся девушкам из простых семей (их называли цзоудань-цзя), кроме изучения песен и танцев, необходимо было научиться играть на традиционных щипковых инструментах пипа, саньсянь, кунхоу, чжэн и др.

Основным способом передачи знаний в цзяофан была индивидуальная форма занятий, что позволяло ученику эффективно постигать специальные умения. Несмотря на то что основная функция цзяофан заключалась в удовлетворении запросов правящих классов, его деятельность создала условия для развития народной музыки, способствовала разделению музыкантов по роду специальности и подготовке целого ряда прекрасных придворных музыкантов. Многие, получившие образование при дворе, продолжили свою профессиональную деятельность вне двора, что в большой степени содействовало просвещению народных масс, совершен-

ствованию техники игры на традиционных музыкальных инструментах и развитию жанров китайской народной музыки.

Другая придворная структура — лию-ань — занималась проблемами обучения искусству фацюй (вокально-инструментальное представление с включением гимнов и танцев), подготовкой музыкантов и танцоров для выступлений в традиционном китайском театре. Изначально лиюань (в пер. с кит. — грушевый сад) обозначало место недалеко от парка дворца в Чаньань, выбранное императором Тан Сюань-цзун, где проходили занятия музыкой и танцами. Император имел отменный слух и хорошо знал правила построения традиционной китайской музыки, сочинял ее, поэтому программы лиюань часто пополнялись его новыми произведениями. Сюань-цзун принимал самое активное участие в обучении музыкантов. Таким образом, лиюань отличался от других структур тем, что его создал и возглавил сам император. Впоследствии «лиюань», ставшее именем нарицательным для художественных организаций и артистов Китая, связывалось с искусством оперы и драмы.

Все ученики, отобранные для обучения в лиюань, состояли из выдающихся юе-гун — артистов-исполнителей тайчансы. Специализация лиюань ограничивалась исключительно рамками обучения искусству фацюй, но по сравнению с обучением в цзяофан занятия в лиюань были более содержательными, а требования к обучающимся фацюй — значительно выше. В лиюань практиковались некоторые коллективные формы исполнения на музыкальных инструментах.

В династию Тан существовали три учреждения лиюань: закономерно, что одно из них находилось в императорском дворце и состояло их трехсот артистов, нескольких сотен артисток. Заметим, что обучение мужчин и женщин происходило раздельно: в северо-западном парке императорского дворца обучались мужчины-артисты, женщины, специально отобранные из придворных служанок, вели подготовку в северном парке Ичуньбэй-юань. На западе столицы было еще одно

Музыкальное образование и наука № 1 (4) 2016

<5

«_

Из истории музыкального исполнительства и педагогики

5>

учреждение лиюань, относящееся к тай-чансы города Чаньань, где осуществлялось преподавание фацюй и исполнялась новая музыка. Учреждение составляло около 1000 учителей и учащихся, но уровень обучения здесь был несколько ниже, чем в дворцовом лиюань.

Еще одно учреждение лиюань, появившееся несколько позднее, структурно относилось к тайчансы города Лоян. Оно было наиболее многочисленным — состояло из 1500 учителей и обучавшихся. Особенностью заведения было обучение и исполнение простонародной музыки. Профессиональный уровень был не столь высокий, как в дворцовых заведениях, однако обучение в этом лиюань предшествовало поступлению в цзяофан. Таким образом, мы можем наблюдать, что в учреждениях лиюань существовала иерархия образовательных уровней, что зависело от географического расположения самого заведения.

После восстания Анши (755-763) императорские музыкальные учреждения пришли в упадок, а позже, во время правления императора Тан Дайцзун (599-649), исчезли совсем. В музыкальной истории Китая до XX столетия уже не было учреждений музыки и музыкального образования такого высокого уровня.

Активное функционирование отделов цзяофан, лиюань, даюешу и гучуйшу обеспечило процветание музыкальной культуры и музыкального образования в династию Тан по сравнению с предыдущими и последующими историческими периодами. Основные причины этого явления заключались в социально-экономическом росте Китая и интересе к музыке высшей государственной власти страны.

Примечания

1 Китай и Арабский халифат в VII-X веках были в числе наиболее развитых цивилизаций мира.

2 В современном китайском музыковедении термином «хуцинь» обозначают все инструменты семейства, в частности си-цинь, хулэй, пипа, доло айцзекэ и др.

3 Высший административный орган Китая получил название «тайчансы» по имени его руководителя — министра Тайчан. Основная его задача состояла в организации развлекательных мероприятий для императорского двора.

4 Ичуньюань с 714 года назывались дома в Чаньань (прежнее название Пекина) в восточном районе дворцового комплекса, где жили куртизанки.

Литература

1. Гайдай П. История музыкального образования. Чита: Изд-во ЗГГПУ, 2007. 166 с.

2. У Ген-Ир. Китай // История музыки Восточной Азии. Китай, Корея, Япония. СПб.: Лань, 2011. С. 21-79.

3. «ФШ^^^Ш» (Сю Хай-линь. Древнее китайское музыкальное образование. Шанхай: Изд-во Шанхайское образование, 2011. 262 с.)

4. ШШ (Хо Жань. Эстетическое мышление в династию Тан. Чан Чунь: Изд-во Чан чунь, 1997. 363 с.)

5. (Гуань Евэй. История династии Тан: музыка. Пекин: Изд-во Центрального национального университета, 2006. 265 с.)

6. «ФШй^н^Ш» ШШШ (Ян Иньлю. История музыки Древнего Китая. Пекин: Народная музыка, 1982. 1528 с.)

© Чжэн Цзин, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.