Л.Р. Добрина - аспирант кафедры «Государственное и муниципальное управление», Финансовый университет при Правительстве Российской федерации, [email protected],
L.R. Dobrina - post-graduate student of the department "Public and municipal administration", Financial University under the Government of the Russian Federation.
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ ОФИСОВ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ FUNCTIONING OF PROJECT OFFICES IN PUBLIC AUTHORITIES
Аннотация: В связи с переходом на реализацию национальных проектов в 2018 году крайне важно, чтобы выстроенная система проектного управления в органах власти работала корректно и эффективно. Именно проектные офисы федеральных органов власти и субъектов Российской Федерации способны решить эту задачу. В данной статье автор уделяет внимание работе проектных офисов в Российской Федерации, а именно существованию ряда проблем в процессе их функционирования и возможным мероприятиям по их решению. Таким образом, правильная работа всей вертикали проектных офисов будет способствовать достижению целей и показателей установленных национальными проектами.
Annotation: Due to the implementation of national projects in 2018, it is vital that a current system of project management in the authorities works correctly and effectively. Project offices of Federal authorities and regions of the Russian Federation can solve this problem. In this article the author pays attention to the work of project offices in the Russian Federation, to be exact - the existence of a number of problems in the process of their functioning and possible measures to solve them. Thus, the right functioning of the entire vertical of project offices will contribute to the achievement of goals and indicators set by national projects.
Ключевые слова: проектное управление, проектные офисы, национальные проекты, органы государственной власти, участники проектов.
Keywords: project management, project offices, national projects, public authorities, project participants.
Проектные офисы играют важную роль в процессе реализации проектного управления в органах государственной власти. Они способствуют запуску различных проектов, координируют действия всех участников в процессе их реализации, обеспечивают мониторинг, а также проверку на достоверность всей информации по проектам в целях достижения поставленных национальными проектами задач.
Благодаря проектным офисам становится возможным дальнейшее развитие проектного управления в органах власти, внедрение современных управленческих инструментов и эффективных практик, а также обучение и развитие необходимых компетенций сотрудников органов власти в сфере проектного управления [2].
Проектный офис можно определить как самостоятельное подразделение в органах исполнительной власти, на которое возложены функции по обеспечению реализации проектов для достижения целей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», а также внедрению и дальнейшему развитию проектной деятельности [1].
Основные направления работы проектных офисов представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Ключевые направления работы проектных офисов в органах государственной власти
Преимущества от функционирования проектных офисов можно разделить на следующие: 1) для проектов это, в первую очередь, налаживание взаимодействия участников их реализации; консультационная поддержка участников проектов; оказание помощи в планировании проектов; осуществление проверки документов; развитие компетенций проектного управления у участников проектов; 2) для руководства это удобный источник получения достоверной информации по проектам; обеспечение деятельности высшего должностного лица и координационного органа; централизация выполнения функций.
Однако функционирование проектных офисов как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации сталкивается с рядом проблем, решение которых крайне необходимо.
Зачастую проектные офисы федеральных органов исполнительной власти (ведомственные проектные офисы, далее - ВПО) сталкиваются с отсутствием поддержки со стороны руководства. Это происходит вследствие непонимания роли и значимости ВПО, что приводит к проблемам в организации проектной деятельности, повышению нагрузки на профильные подразделения функциями проектного офиса, срывам сроков проектов и т.д. Возможными решениями данной проблемы могут быть организация системы контроля за достижением контрольных точек и результатов проектов; доведение до руководства федеральных органов исполнительной власти (далее - ФОИВ) важности правильного функционирования проектного офиса; использование плана внедрения проектной деятельности с отражением ключевых показателей эффективности для участников проектов.
Еще одной проблемой функционирования проектных офисов является затруднённое взаимодействие ФОИВ между собой и с субъектами Российской Федерации что ведет к усложнению принятия решений в процессе реализации проектов, уменьшению гибкости управления, невозможности получения своевременной консультации или оперативного решения проблемы. По данному направлению необходимо, во-первых, формирование и ведение реестра участников проектной деятельности, чтобы была возможность оперативно связаться с исполнителем и ответственным для получения необходимой информации. Во-вторых, необходимо организовывать совещания по проектам с участниками как из ФОИВ, так и из регионов. Для этого следует закрепить частоту проведения таких совещаний совместно с перечнем необходимых участников в плане коммуникаций. Более того, необходимо организовать информационную и консультационную поддержку всех участников проектной деятельности с использованием информационных ресурсов.
В процессе реализации мероприятий национальных, федеральных и проектов субъектов Российской Федерации участники проектов зачастую не готовы брать на себя ответственность за те или иные мероприятия. Это негативно влияет на достижение результатов проекта и ведет к снижению эффективности проектов в целом. Возможным решением данной проблемы может быть закрепление ответственности за выполнение контрольных точек в проектах ведомственными приказами. А также использование системы материального и нематериального стимулирования за участие в проектной деятельности может способствовать увеличению мотивации участников проектов к принятию на себя ответственности.
В работе региональных проектных офисов также существует ряд проблем, одной из которых является проблема коммуникаций. Участники региональных проектов сталкиваются с проблемами отсутствия информации по ответственным в ФОИВ за взаимодействие с субъектами РФ. А в случае их наличия, уровень контактов представителей ФОИВ не соответствует уровню спрашиваемого и типу вопросов. В данном случае, целесообразно ведение реестра контактов участников проектной деятельности. Помимо этого возможно сформировать список вопросов органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - ОИВ субъекта РФ) и отправить его в ФОИВ от лица регионального проектного офиса (далее - РПО). В случае, если проблемы носят системный характер возможно проинформировать проектный офис Правительства РФ.
РПО получают большое количество запросов и поручений от ФОИВ и иных организаций в субъекты РФ по различным формам. Они вынуждены предоставлять всю запрашиваемую информацию совместно с периодическими отчетами, что занимает довольно большой объем времени и может негативно сказываться непосредственно на работу по проекту. Возможным решением данной проблемы стандартизация форм отчетности и консолидация всех запросов.
РПО в своей работе сталкиваются с недостатком информации для анализа и последующих рекомендаций. По данному направлению возможно, во-первых, организовать взаимодействие с экспертным сообществом и во-вторых, скоординировать сбор часто задаваемых вопросов с целью подготовки типовых ответов.
Муниципальные образования также принимают участие в реализации региональных проектов на своей территории, однако недостаточная регламентация их взаимодействия с субъектами РФ ведет к срыву сроков, снижению эффективности мероприятий и недостижению поставленных целей и задач региональных проектов в целом. По данному направлению необходимо включить муниципальные образования в перечень участников региональных проектов. Кроме того, существует возможность заключения субъектом РФ соглашений о реализации регионального проекта на территории муниципальных образований с указанием результатов, показателей и сроков их достижения [3].
В связи с тем, что реализуемые национальные проекты охватывают всю страну и все уровни и органы власти крайне важно, чтобы вся вертикаль проектных офисов (проектный офис Правительства Российской Федерации - проектные офисы федеральных органов власти - проектные офисы региональных органов власти)
функционировала бесперебойно, обеспечивая оперативный обмен информацией и гибкость для незамедлительного принятия управленческих решений на всех уровнях власти.
В заключении, хотелось бы отметить, что проектные офисы являются ключевым инструментом проектной деятельности, способствующим внедрению современных управленческих механизмов, развитию проектного управления и развитию компетенций участников проектов. В настоящее время, реализуя масштабные национальные проекты, крайне необходимо наладить функционирование проектных офисов на всех уровнях. Предложенные мероприятия будут способствовать успешному решению текущих проблем в организации работы ведомственных и региональных проектных офисов.
Источники:
1. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 года «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации».
3. Методическое пособие «Функционирование проектных офисов», РАНХиГС, Центр проектного менеджмента, 2019. [Электронный ресурс]. URL:https://pm.center/library/metodicheskoe-posobie-funktsionirovanie-proektnykh-ofisov.php (дата обращения: 12.12.2019).
Sources:
1.Decree of the President of the Russian Federation of 7 May 2018 No. 204'National goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024'.
2.Resolution of the Government of the Russian Federation of 31 October 2018 'The organization of project activities in the Government of the Russian Federation'.
3.Methodical manual 'Functioning of project offices', Ranepa, Project Management Center, 2019. [Electronic resource]. URL: https://pm.center/library/metodicheskoe-posobie-funktsionirovanie-proektnykh-ofisov.php (accessed 12.12.2019).
М.В. Зелинская - д-р экон. наук, профессор кафедры менеджмента Кубанского государственного аграрного университета,
M.V. Zelinskaya - dr. econ. sciences, professor of department of management Kuban state agricultural university;
Е.Н. Клочко - д-р экон. наук, профессор кафедры менеджмента Кубанского государственного аграрного университета,
E.N. Klochko - dr. econ. sciences, professor of department of management Kuban state agricultural university;
А.Д. Михайлова - студентка 2 курса факультета управления Кубанского государственного аграрного университета,
A.D. Mikhailova - student of the 2 course of the faculty of management Kuban state agricultural university.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАТИВНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АПК КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ IMPROVEMENT OF STATE REGULATION OF THE SYSTEM OF INFORMATION AND ADVISORY SUPPORT OF AIC OF
KRASNODAR REGION
Аннотация. В настоящее время государство активно поддерживает процессы развития информационной инфраструктуры, направленной на предоставление комплексной информационной консультации сельскохозяйственным товаропроизводителям и другим участникам рынка информации при помощи организаций информационно-консультационной системы АПК страны. Мониторинг консультационной деятельности в АПК Краснодарского края за период 2014-2018 годов показал, что основными пользователями консультационных услуг являются крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства, сельскохозяйственные организации. Несмотря на эффективную работу информационно-консультационных служб края существуют определенные проблемы, требующие разрешения.
Выявлена необходимость в создании единого информационного пространства АПК края в рамках информационно-консультационной деятельности, что позволит: 1) оперативно решать задачи, используя большие объемы информации, находить оптимальные способы решения возникающих проблем; 2) обеспечить доступ сельских товаропроизводителей самостоятельно или при помощи сотрудников информационно-консультационных центров к актуальной информации; 3) распространять знания, информацию о передовом опыте в сферах деятельности, важных для сельхозтоваропроизводителей (технологии, законодательство, рынок и т.п.).