Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ В КНР И США В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19'

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ В КНР И США В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
115
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Аргылов Никита Антонович, Меньшиков Петр Витальевич, Шоботенко Анастасия Владимировна

В статье рассматривается функционирование модели политической коммуникации в Китайской Народной Республике и Соединенных Штатах Америки на примере ситуации, вызванной стремительным распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), когда власти обоих государств были вынуждены ввести режим карантина в наиболее эпидемиологически неблагополучных точках - в городах Ухань и Нью-Йорк соответственно. Также рассмотрены действия в кризисных условиях трех основных элементов политической коммуникации: властных структур, средств массовой информации и гражданского общества. Временные рамки задаются в зависимости от того, когда в конкретном государстве были введены ограничительные меры в 2020 г. Таким образом, для ситуации в Китайской Народной Республике был взят период в один месяц - январь, а для ситуации в Соединенных Штатов Америки - март.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FUNCTIONING OF POLITICAL COMMUNICATION IN THE PRC AND THE UNITED STATES IN THE CONTEXT OF THE COVID-19 PANDEMIC

This article examines the functioning of the model of political communication in the People's Republic of China and the United States of America using the example of a situation caused by the rapid spread of coronavirus infection, when the authorities of both states were forced to introduce a quarantine regime in the most epidemiologically disadvantaged areas - in Wuhan and New York respectively. Also considered are the actions in crisis conditions of the three main elements of political communication - power structures, the media and civil society. The time frame is set depending on when the restrictive measures were introduced in a particular state. Thus, for the situation in the People's Republic of China, January was taken as a period of one month, and March was taken for the situation in the United States of America.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ В КНР И США В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19»

Известия Восточного института. 2022. № 1. С. 144—155. Oriental Institute Journal. 2022. No. 1. P. 144-155.

Научная статья УДК 327

DOI: 10.24866/2542-1611/2022-1/144-155

Функционирование политической коммуникации в КНР и США в условиях

пандемии COVID-19

Никита Антонович АРГЫЛОВ

Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия, argylov.na@dvfu.ru Петр Витальевич МЕНЬШИКОВ

Московский государственный институт международных отношений (Университет), Москва, Россия,

p.menshikov@odin.mgimo.ru

Анастасия Владимировна ШОБОТЕНКО

Московский государственный институт международных отношений (Университет), Москва, Россия, a.shobotenko@odin.mgimo.ru

Аннотация. В статье рассматривается функционирование модели политической коммуникации в Китайской Народной Республике и Соединенных Штатах Америки на примере ситуации, вызванной стремительным распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), когда власти обоих государств были вынуждены ввести режим карантина в наиболее эпидемиологически неблагополучных точках - в городах Ухань и Нью-Йорк соответственно. Также рассмотрены действия в кризисных условиях трех основных элементов политической коммуникации: властных структур, средств массовой информации и гражданского общества. Временные рамки задаются в зависимости от того, когда в конкретном государстве были введены ограничительные меры в 2020 г. Таким образом, для ситуации в Китайской Народной Республике был взят период в один месяц - январь, а для ситуации в Соединенных Штатов Америки - март. Ключевые слова: политическая коммуникация, цифровизация, гражданское общество, средства массовой информации, политические институты

Для цитирования: Аргылов Н.А., Меньшиков П.В., Шоботенко А.В. Функционирование политической коммуникации в КНР и США в условиях пандемии COVID-19 // Известия Восточного института. 2022. № 1. С. 144—155. DOI: 10.24866/2542-1611/2022-1/144-155

Original article

DOI: 10.24866/2542-1611/2022-1/144-155

The functioning of political communication in the PRC and the United States in the context of the COVID-19 pandemic

Nikita A. ARGYLOV

Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia, argylov.na@dvfu.ru Petr V. MENSHIKOV

Moscow State Institute of International Relations (University), Moscow, Russia, p.menshikov@odin.mgimo.ru Anastasia V. SHOBOTENKO

Moscow State Institute of International Relations (University), Moscow, Russia, a.shobotenko@odin.mgimo.ru

Abstract. This article examines the functioning of the model of political communication in the People's Republic of China and the United States of America using the example of a situation caused by the rapid spread of coronavirus infection, when the authorities of both states were forced to introduce a quarantine regime in the most epidemiologically disadvantaged areas - in Wuhan and New York respectively. Also considered are the actions in crisis conditions of the three main elements of political communication - power structures, the media and civil society. The time frame is set depending on when the restrictive measures were introduced in a particular state. Thus, for the situation in the People's Republic of China, January was taken as a period of one month, and March was taken for the situation in the United States of America.

Keywords: political communication, digitalization, civil society, media, political institutions

For citation: Argylov N.A., Men'shikov P.V., SHobotenko A.V. The functioning of political communication in the PRC and the United States in the context of the COVID-19 pandemic // Oriental Institute Journal. 2022. № 1. P. 144-155. DOI: 10.24866/25421611/2022-1/144-155

Введение

В XXI в. человечество стало свидетелем интенсивного цифрового развития, новых тенденций в мировом политическом процессе, что обусловило трансформа-

© Аргылов Н.А., Меньшиков П.В., Шоботенко А.В., 2022

ции в сфере коммуникаций. Речь идет о быстрых темпах распространения сети интернет, в том числе в недемократических государствах, на фоне ускоряющихся процессов глобализации, что дало повод исследователям говорить о феномене повсеместной цифровизации общества. Перечисленные мировые тренды способствуют изменению структуры модели политических коммуникаций.

Проблема построения модели коммуникации, в том числе и ее разновидности - политической коммуникации, волновала многих исследователей, таких как Д. Маккуэйл, Э. Бернейс, А.А. Порецкова, М.Н. Грачёв, П. Бьюси и Р. Холберт, Д. Райф и другие. В своих исследованиях акцент на мета-анализ делали Д. Д'Алессио и М. Аллен, контент-анализу и дискурс-анализу отдавали предпочтение М. Грейб и П. Бьюси, а также Л. Айви и О. Джинер. Наконец, изучением особенностей политической коммуникации в различных режимах занимались Дж. Лиллекер, Ф.И. Шарков, М.А. Чекунова и другие.

Несмотря на существующие противоречия в области коммуникационных исследований, очевидным остается тот факт, что модели политических коммуникаций в государствах с различными политическими режимами неодинаковы, а выявление и сравнение данных особенностей представляет для науки особый интерес. Это касается и изучения особенностей моделей политической коммуникации на современном этапе таких крупных игроков международной арены, как КНР и США. Имея совершенно различные показатели уровня демократического развития, согласно, к примеру, рейтингу Дома Свободы (Freedom House), данные государства конкурируют во многих сферах международного взаимодействия. Так, в отчете 2020 г. Соединенные Штаты Америки получили 33 из 40 баллов рейтинга политических прав, а гражданские права были оценены в 53 балла из 60 [23]. При этом уровень свободы политического режима в КНР был оценен в 10 баллов из 100, по шкале гражданских прав это государство получило 11 баллов, а политические права были оценены в -1 балл [40]. Итого общий рейтинг свободы Соединенных Штатов составил 86 баллов из 100 (где 100 - максимальный уровень свободы) против 11 баллов Китая.

Таким образом, основной целью данной статьи является анализ компонентов моделей политической коммуникации в КНР и США в условиях пандемии COVID-19, а также выявление степени влияния разных коммуникационных моделей на способность осуществления Китайской Народной Республикой и Соединенными Штатами Америки эффективной политической коммуникации.

Политическая коммуникация в КНР на примере введения режима карантина в городе Ухань

Политические институты как акторы политической коммуникации. С начала развития эпидемии COVID-19 в январе 2020 г. пристальное внимание китайской общественности и мирового сообщества было направлено на меры, предпринимаемые властями КНР. Повышенный интерес был обусловлен в основном двумя главными причинами: во-первых, именно китайский город Ухань стал источником распространения нового штамма вируса, а во-вторых, на территории КНР похожая ситуация уже складывалась в 2002-2003 гг., когда была зафиксирована вспышка тяжёлого острого респираторного синдрома SARS. Тогда в адрес китайского правительства были слышны обвинения в недостаточно своевременном информировании общества об эпидемиологическом кризисе и сокрытии достоверных статистических данных [13].

22 января, когда количество заболевших коронавирусной инфекцией в Китае превысило отметку в 40 человек, а 17 заразившихся погибло [11], власти КНР приняли решение о введении карантинного режима в эпицентре эпидемии. Так, 22 января транспортное сообщение с городом Ухань было ограничено, а гражданам запретили выходить из жилищ без веских причин. Начиная с этого момента генеральный секретарь ЦК КПК Си Цзиньпинь и другие государственные служащие информировали общественность о развитии ситуации вокруг коронавируса и принимаемых властями мерах по сдерживанию распространения вируса.

Уже 24 января Министерством финансов КНР был выделен 1 миллиард юаней провинции Хубэй для борьбы с коронавирусом, а Генеральная администрация по таможне КНР опубликовала заявление на собственном сайте о том, что все пожертвованные средства на борьбу с эпидемией освобождены от налогообложения. На следующий день, 25 января, глава КНР провел экстренное заседание Политбюро ЦК по ситуации, связанной с эпидемией коронавируса, и подчеркнул "необходимость информирования населения с целью поддержания социальной стабильности общества" [9]. 26 января выступил глава Государственного комитета по делам здравоохранения КНР Ма Сяовэй на пресс-конференции, где рассказал об эпидемиологической ситуации в стране [2]. Все перечисленные выступления политиков разных ведомств транслировались по различным каналам СМИ и были доступны позже в записи.

Помимо традиционных СМИ власти КНР активно задействовали новые медиа. К примеру, на странице официального аккаунта КПК в китайской социальной сети WeChat было опубликовано следующее заявление: "Тот, кто намеренно, руководствуясь личными интересами, скрывает или несвоевременно докладывает информацию о ситуации, связанной с эпидемией, будет навеки пригвожден к столбу позора истории" [17]. Также на следующий день после того, как Всемирная организация здравоохранения причислила распространение вируса к чрезвычайным ситуациям мирового масштаба, 31 января, с онлайн-заявлением выступила представитель МИД КНР Хуа Чуньин. Политик заверила граждан в том, что КНР будет активно сотрудничать с ВОЗ и другими государствами для обеспечения безопасности населения не только Китая, но и всего мира. Она также добавила, что меры, предпринимаемые правительством КНР, исчерпывающие и выходят далеко за рамки рекомендаций ВОЗ [47].

Кроме того, с целью предотвратить зарождение недовольства среди населения местные власти города Ухань ввели штрафы за неоправданно высокие цены на предметы первой необходимости, а для налаживания связи с жителями Уханя власти открыли "горячую линию" по вопросам коронавируса. Эти действия политиков провинции Хубэй были созвучны с мерами, которые принимались в Китае на общенациональном уровне. Тем не менее, мэру города Ухань не удалось избежать жесткой критики со стороны интернет-пользователей в свой адрес в связи с двумя непопулярными решениями. Во-первых, в интервью государственному телеканалу ССТУ Чжоу Сяньван заявил о том, что "информация об эпидемии распространялась не своевременно", буквально тем самым переложив ответственность на центральное правительство. Во-вторых, в разгар эпидемии, даже после введения режима ЧС в Ухане, мэр не отменил празднование китайского Нового года [46]. Находясь под сильным давлением со стороны общества, мэру города Ухань Чжоу Сяньван пришлось даже заявить о своей возможной отставке в будущем [7].

Таким образом, в случае с эпидемией COVID-19 власти КНР разных уровней предприняли шаги по налаживанию коммуникации как с другими государствами и международными организациями, так и с гражданским обществом. Участие властей на самом высоком уровне в ситуации можно объяснить не только масштабностью и серьезностью возникшего кризиса, но и опасностью, которая кроется в централизованной политической системе Китая, то есть недовольство населения местными властями может впоследствии экстраполироваться на национальный уровень. Ведь успешная политика, проводимая в условиях пандемии, может стать в последствии оправданием существующему в КНР режиму с явным доминированием одной партии, а непопулярные меры властей могут стать угрозой стабильности власти КПК.

Средства массовой информации как каналы политической коммуникации. Что касается китайских медиа, то по мере усложнения ситуации в КНР вокруг корона-вируса можно было наблюдать некоторое ослабление цензуры средств массовой информации. Так, к примеру, после введения карантинного режима в Ухане, в городе специально осталась группа репортеров и журналистов медиа-холдинга Caixin, публикуемые заметки и отчеты которой о жизни города в условиях жестких огра-

ничений отличались критическим подходом [44]. Тем не менее нельзя говорить и о значительных переменах, касающихся уровня свободы в области массмедиа. Известен случай, когда китайскому журналисту издания Hubei Daily пришлось принести извинения местной ячейке КПК за свой пост в личном аккаунте, сделанном 24 января, в котором содержался призыв сменить главу провинции Хубэй [43] в связи с неспособностью последнего взять под контроль эпидемиологическую ситуацию в регионе. Кроме того, с критикой в адрес государственной политики в области СМИ во время эпидемии также выступил бывший репортер китайского издания Southern Metropolis Daily Ю Пинг. Он подчеркнул, что "со стороны властей идет сигнал о том, что только государственные медиа могут говорить об эпидемии" [45].

Говоря о социальных медиа, стоит отметить, что изоляция города Ухань спровоцировала повышение активности интернет-пользователей: некоторые высказывали свое мнение по поводу сложившейся ситуации, некоторые делились советами по профилактике заражения коронавирусной инфекцией. В частности, пользователи микроблога Sina Weibo выражали недовольство тем, что со дня введения режима ЧС в Ухане, государственные СМИ информировали население исключительно об эпидемиологической ситуации в провинции Хубэй, игнорируя освещение новостей других регионов КНР [16]. Что касается цензуры в интернет-пространстве, то многие граждане КНР отмечали, что информационные посты, содержащую критику действий правительства и информацию об эпидемии, отличающуюся от транслируемый государственными источниками, удалялись модераторами социальных сетей. Среди удаленной информации были, например, комментарии известного китайского врача Цзян Яньюн в социальной сети WeChat [16]. Помимо этого, был удален комментарий одного из пользователя Weibo, который усомнился в том, что правительство КНР находится на передовой борьбы с эпидемией [18].

Отдельная проблема, с которой столкнулось информационное пространство Китая в период начала карантина в городе Ухань - большое количество фейко-вых новостей, в том числе даже в официальных авторитетных источниках. Например, 27 января представитель китайского МИД и государственные СМИ, такие как Global Times и People's Daily, через аккаунты в социальных сетях начали распространять ложное изображение строящейся больницы в Ухане для зараженных ко-ронавирусом [29].

Стоит подчеркнуть, что в период введения режима карантина в городе Ухань как политические институты, так и граждане КНР активно использовали различные каналы коммуникации. Однако заметных изменений в государственной политике в отношении СМИ не произошло - информация, которая не соответствовала генеральной позиции властей, подвергалась цензуре. Среди положительных моментов отмечается тот факт, что посредством различных медиа представители государственной власти стабильно информировали общество о складывающейся эпидемиологической обстановке в КНР. Например, был запущен отдельный ресурс, благодаря которому граждане КНР могли следить за процессом строительства двух больниц в изолированном городе Ухань [12].

Гражданское общество как актор политической коммуникации. Для китайских властей кризис, связанный со вспышкой эпидемии коронавируса, стал своеобразным маркером наличия поддержки со стороны населения. Некоторые специалисты в области истории КНР замечали, что "коронавирус - это проблема для Коммунистической партии Китая, поскольку на протяжении своего существования КПК не удавалось эффективно справляться с эпидемиями и другими широкомасштабными бедствиями" [17]. И действительно, фидбэк со стороны гражданского общества в рамках политической коммуникации в данный период носил скорее негативный характер. В интервью зарубежным газетам китайские граждане замечали, что "народ обвиняет власти Уханя в медленном принятии мер" [17]. Многие также полагали, что власти на протяжении долгого времени намеренно скрывали

существование нового опасного штамма вируса, пока ситуация не стала критичной и потребовались серьезные шаги.

Для выражения своего мнения граждане КНР пользовались различными интернет-платформами и социальными сетями. Некоторые среди пользователей замечали, что власти сделали много ошибок, которые в будущем отразятся на жизни простого населения, а один из самых популярных комментариев, оставленных под трансляцией государственного телеканала во время ежегодного весеннего фестиваля, призывал "прислать в провинцию Хубэй ответственного политика" [17]. А в Weibo один из пользователей прокомментировал посещение властями провинции Хубэй фестиваля, посвященному празднику весны, следующим образом: "Политические лидеры в этой стране отвратительны" [17].

Помимо прочего, после введения жестких ограничительных мер в провинции Хубэй получила свое развитие популярная в КНР "гражданская журналистика". После закрытия Уханя за жизнью города стало следить множество пользователей по всему миру, а для местных жителей это было дополнительным стимулом делиться мультимедийной информацией из закрытого города в своих аккаунтах. Например, большую популярность получило видео, где женщина, назвавшая себя медсестрой больницы в Ухане, рассказывала об угрозе, которую несёт в себе вирус, и просила о помощи [39]. Другие видео демонстрировали людей, падающих на улицах Уханя, как заявляли авторы видео, из-за негативного действия коронавируса, а также переполненные больницы и поликлиники города.

Введение режима карантина в Ухане также спровоцировало появление различного рода флешмобов среди населения, самый запоминающийся из которых -скандирование жителями Уханя 27 января из окон своих домов "Ухань, держись!". Вакцинация была скоординирована в приложении WeChat.

В условиях сложной ситуации, связанной с распространением COVID-19 и вынужденным закрытием крупного города на карантин, акторы политической коммуникации предпринимали попытки активного взаимодействия. Конечно, рано говорить о том, что была осуществлена модель двусторонней политической коммуникации, поскольку сигнал, который шел от китайского гражданского общества, подвергался цензуре и не оказывал влияние на действия государства в сложившейся ситуации. С другой стороны, нельзя отметить и активной гражданской инициативы, поскольку почти единственная форма выражения своей позиции китайцев заключалась в написании постов в различных интернет-ресурсах.

Политическая коммуникация в США на примере введения режима карантина в городе Нью-Йорк

Политические институты как акторы политической коммуникации. В условиях эпидемии проявила себя одна из главных особенностей модели политической коммуникации Соединенных Штатов Америки - наличие конкуренции между различными ветвями власти, а также между представителями государственных органов разных уровней, которая в мирное время призвана быть сдерживающим фактором, предотвращающим произвол властей. В кризисной ситуации, связанной с эпидемией COVID-19, американские политические элиты продемонстрировали отсутствие системного подхода к решению проблемы распространения вируса, в особенности это касается истории попытки введения полномасштабного карантина в Нью-Йорке, который стал лидером по количеству заболевших COVID-19 в США. В данном случае не только нельзя отметить высокую эффективность политической коммуникации в кризисный период, но можно говорить о полноценном конфликте представителей государственной власти разных уровней.

С начала марта 2020 г. в различных источниках появлялась информация о том, что Нью-Йорк в скором времени может быть закрыт на карантин, однако 13 марта управление полиции города в своем аккаунте в Twitter опровергло эту информацию, опубликовав следующее заявление: "В социальных сетях появляется много дезинформации ... у управления полиции Нью-Йорка нет планов останавливать движение по автодорогам и в метро" [8]. При этом накануне, 12 марта, мэр Билла де Блазио в выступлении перед журналистами сообщил о введении в городе

режима чрезвычайной ситуации. Далее, 17 марта, глава города Нью-Йорк выступил в программе Meet the Press с заявлением о двухдневной готовности местных властей ввести более жесткие ограничения в городе для сдерживания распространения новой коронавирусной инфекции [31], однако буквально через несколько часов последовало заявление губернатора штата Нью-Йорк Эндрю Куомо о том, что пока не может быть и речи о закрытии Нью-Йорка на карантин [24]. Спустя несколько дней губернатор Куомо объявил о том, что город должен закрыться на карантин 22 марта, подчеркнув, что открытыми должны остаться только жизненно необходимые магазины и службы, а некоторые маршруты общественного транспорта должны быть временно отменены. На момент введения новых ограничений количество жителей мегаполиса, заразившихся опасным вирусом, превысило уже 7 тысяч человек [42].

Однако, в таком режиме город прожил всего несколько дней, уже 28 марта президент Дональд Трамп в своем аккаунте в Twitter написал о том, что Нью-Йорк не нуждается в режиме карантина, а также отметил, что Центру по контролю и профилактике заболеваний необходимо разработать меры по ограничению передвижения населения [37]. После данного заявления отношения между федеральными и местными властями обострились, Де Блазио обвинил правительство в том, что ньюйоркцы "остались один на один с проблемой", а "от федеральных властей нет никакой поддержки" [41].

Разногласия на фоне эпидемии возникли и между представителями главных конкурирующих партий США: демократами и республиканцами. Например, в Сенате демократы заблокировали законопроект республиканцев, который предполагал экстренную помощь экономике Америки в размере 1,3 триллионов долларов США. Демократы посчитали, что такие меры ставят интересы предпринимателей выше нужд учреждений здравоохранения [41].

Риторика представителей американских властей в адрес КНР носила достаточно жёсткий характер и подверглась критике со стороны многих политических деятелей. Президент Трамп обвинил Китай в несвоевременном обнародовании информации о существовании и распространении нового вируса [15], а "госсекретарь США Майкл Помпео заявил, что намерен употреблять термин "уханьский вирус" при описании коронавируса, ставшего причиной пандемии, и заявил об "особой ответственности" КНР за прозрачность в вопросах, касающихся пандемии" [5]. Такую коммуникационную политику властей США официальный представитель МИД России Мария Захарова расценила как "информационную войну" [5].

Таким образом, в экстренной ситуации политические институты США не смогли действовать по общей выработанной тактике. Информация, которая передавалась представителями политической элиты по каналам коммуникации, была противоречивой и не способствовала в целом выработке у жителей Нью-Йорка представления о мерах, которые будут предприняты властями по борьбе с распространением вируса.

Средства массовой информации как каналы политической коммуникации. Как и во многих государствах, столкнувшихся с эпидемией COVID-19, многие средства массовой информации Америки стали выполнять просветительскую функцию, информируя жителей США и Нью-Йорка о симптомах COVID-19, основных мерах предосторожности и мерах, которые предпринимают власти для защиты населения.

Однако, в отличие от китайских, многие американские массмедиа открыто критиковали недостаточно активные действия властей по борьбе с эпидемией. К примеру, "по мнению ведущего Fox News, либеральное руководство города поставило жизни граждан под угрозу, сочтя беспокойство по поводу COVID-19 расизмом" [21]. Многие авторитетные издания также писали о неспособности властей, а в частности президента Дональда Трампа, взять ситуацию под контроль. Так, издание Vanity Fair раскритиковало американского политика за попытку перенести ответственность на китайское правительство, а также за неспособность принять какое-либо важное решение [37]. Такое заявление было обосновано тем фактом, что Трамп не однократно называл COVID-19 "китайским вирусом", подчеркивая

происхождение данного штамма. Более того, The Atlantic [20] обвинил демократов во главе с Трампом в принятии несоответствующих ситуации мер, а издание Vox предположило, что кризис, связанный с коронавирусом, может даже стать в конечном счете причиной краха федерализма в США.

Отдельной обсуждаемой темой, поддерживаемой СМИ, стала персона главного инфекциониста США Энтони Фаучи, который вошел в состав группы Белого дома по борьбе пандемией коронавируса. Он входил в число тех, кто выступал за жесткие санитарные ограничения с целью предотвратить развитие эпидемии. Однако такая позиция врача также не стала поводом для поддержки его деятельности общественностью и СМИ, напротив, как сообщил позднее американский канал CNN, из-за своей жесткой позиции по вопросу ограничительных мер Фаучи даже столкнулся с угрозами в свой адрес [3].

Таким образом, средства массовой информации в США после попыток властей ввести ограничительные меры в городе Нью-Йорк для сдерживания эпидемии, скорее поддерживали тревожные настроения, связанные с неопределенностью, царившей в политических кругах. Более того, многие издания активно осуждали представителей власти за несогласованность действий или даже их отсутствие.

Гражданское общество как актор политической коммуникации. С одной стороны, как и в КНР, ограничительные меры способствовали повышению уровня сплоченности населения, которая выражалась в запуске различных флешмобов. Одним из самых популярных в Нью-Йорке, США, да и во всём мире, стал #StayHome - призыв граждан по возможности оставаться дома. Так же, как и в Китае, многие люди выходили на балконы, чтобы поддержать своих соплеменников. Некоторые это делали посредством своих хобби - кто-то пел, кто-то играл на музыкальных инструментах [38]. Такие гражданские инициативы, безусловно, способствуют более успешной имплементации властями ограничительных мер.

Однако, в отличие от Уханя, где гражданская инициатива носила скорее позитивный характер, в Нью-Йорке в условиях нестабильной ситуации вокруг вопроса о введении ограничений и осложнения эпидемиологической обстановки, прошло несколько акций протеста. Так, 30 марта работники крупнейших компаний, основной деятельностью которых является доставка товаров, Instacart и Amazon выразили недовольство недостаточными мерами, предпринимаемыми властями по борьбе с эпидемией, и недостаточным материальным покрытием рисков, которые несут работники в опасных условиях [34]. В этот день протестующие компании Instacart не вышли на работу, а сотрудники склада Amazon в Статен-Айленд (Нью-Йорк) покинули свои рабочие места в знак протеста. Два дня ранее, 28 марта, около 30 медицинских работниц больницы в Бронксе (Нью-Йорк) выступили с акцией протеста, требуя, чтобы власти снабдили медицинские учреждения средствами индивидуальной защиты. Протестующие соблюдали социальную дистанцию и держали плакаты с надписями "здравоохранение важнее выгоды", "уважайте медицинских работников государственных учреждений" [27].

Заключение

Подводя итоги под общим анализом моделей коммуникации в КНР и США, стоит отметить, что все три основных элемента политической коммуникации КНР и США различаются, как по своему функционалу, так и по своему способу взаимодействия с другими элементами. Политические институты в Америке активно коммуницируют между собой, тем самым создавая отдельный дискурс, который встраивается в рамках американской политической коммуникации. При этом модель подобной коммуникации является двусторонней, что подразумевает наличие некоторой конкуренции между различными ветвями власти, а также между государственными органами различных уровней.

Иная ситуация сложилась в Китайской Народной Республике, в которой политическая система имеет достаточно четкую иерархию, где господствующую позицию занимает ЦК КПК, а местные партийные ячейки призваны исполнять директивы высшего руководства. Кроме того, в условиях отсутствия явных сильных оппонентов у китайских властей отсутствует мотивация в завоевании доверия ки-

тайского гражданского общества, поэтому в данном случае целью политических элит скорее является создание условий для стабильности политической системы КНР.

Особенности политических систем двух государства, а также их становления, предопределили и различия в функционировании каналов политической коммуникации. В Китае средства массовой информации, как традиционные, так и новые, находятся под достаточно жестким контролем китайских политических институтов, что обеспечивает вполне высокий уровень их политической ангажированности и, напротив, понижает уровень их независимости. В то время как в Соединенных Штатах средства массовой информации порой выступают как отдельный полноценный актор политической коммуникации, иногда даже диктуя "условия игры" политическим институтам, поскольку видят их заинтересованность в налаживании активного диалога со своими потенциальными избирателями.

Таким образом, в условиях стремительного распространения коронавирусной инфекции, коммуникация китайских политических институтов была более слажена и подчинялась единой логике, а средства массовой информации являлись инструментом, который помогал донести до гражданского общества смысл предпринимаемых государством мер по сдерживанию эпидемии, а китайское гражданское общество, в связи с отсутствием практики выражения активного протеста действиям властей, показало более высокий уровень сплоченности, нежели чем американское.

Литература

1. Бернейс Э. Инженерия согласия / Эдвард Бернейс. - Текст : непосредственный // Полис. Политические исследования. 213. № 4. С. 122-131.

2. Власти КНР заявили об ускорении распространения коронавируса: сайт. Известия. 2020. 26 января. Текст: [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru/968607/2020-01-26/vlasti-knr-zaiavili-ob-uskorenii-rasprostraneniia-koronavirusa

3. Главный инфекционист США Фаучи получил угрозы в свой адрес: сайт. Интерфакс. 2020. 2 апреля. Текст: [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/world/702076

4. Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития / М.Н.Грачев. Текст: непосредственный // М.: Прометей, 2004. 328 с.

5. Захарова обвинила Помпео в ведении информационной войны против Китая: сайт. РИА Новости. 2020. 26 марта. Текст: [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20200326/1569206444.html

6. Меньшиков П.В. Политический PR в медийной политике / П.В.Меньшиков. - Текст : электронный // Международные коммуникации. 2017. № 4. http://intcom-mgimo.ru/2017-04/political-pr

7. Мэр охваченного коронавирусом Уханя готов уйти в отставку: сайт. Regnum. 2020. 27 января. Текст: [Электронный ресурс]. URL: https://regnum.ru/news/2840797.html

8. Полиция назвала дезинформацией данные о планах закрыть автодороги и метро в Нью-Йорке: сайт. ТАСС. 2020. 13 марта. Текст: [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/obschestvo/7966273

9. Си Цзиньпин призвал усилить контроль за распространением в Китае эпидемии пневмонии: сайт. ТАСС. 2020. 25 января. Текст: [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/obschestvo/7606325

10. Чекунова М.А. Специфика отечественных концептов в области политической коммуникации / М.А. Чекунова. Текст : непосредственный // Коммуникология. 2015. № 5. С. 74-86.

11. Число скончавшихся от коронавируса в Китае достигло 17: сайт. Известия. 2020. 22 января. Текст: [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru/967313/2020-01-22/chislo-skonchavshikhsia-ot-koronavirusa-v-kitae-dostiglo-17

12. Ярошенко А. Россиянка в Ухане: "Люди верят, что всё будет хорошо" / Александр Ярошенко. Текст : электронный // Российская газета. 2020. 29 января. Текст: [Электронный ресурс]. URL: https:// rg.ru/2020/01/29/reg-dfo/rossiianka-v-uhane-liudi-veriat-chto-vse-budet-horosho.html

13. Becky L. SARS Pandemic: How the Virus Spread Around the World in 2003 / L.Becky // History. 2020. 17 March. Текст: [Электронный ресурс]. URL: https://www.history.com/news/sars-outbreak-china-lessons

14. Bucy P.E. The Sourcebook for Political Communication Research. Methods, Measures and Analytical Techniques / by Erik P. Bucy, R. Lance Holbert. Routledge, 2013. 608 P. ISBN 9780415884976. Текст : непосредственный.

15. Cohen Z. Blame game escalates between US and China over coronavirus disinformation / Zachary Cohen, Alex Marquardt, Kylie Atwood // CNN. 2020. March 25. Текст: [Электронный ресурс]. URL: https:// edition.cnn.com/2020/03/24/politics/us-china-coronavirus-disinformation-campaign/index.html

16. Coleman A. Chinese social media users worry over virus / Alistair Coleman, Kerry Allen // BBC. 2020. January 22. Текст: [Электронный ресурс]. URL: https://www.bbc.com/news/world-asia-china-51205074

17. Coronavirus shakes citizens' faith in Chinese government: сайт. The Guardian. 2020. January 24. Текст: [Электронный ресурс]. URL: https://www.theguardian.com/science/2020/jan/24/coronavirus-shakes-citizens-faith-in-chinese-government

18. Coronavirus Spurs China to Suspend Tours Abroad and Xi to Warn of a 'Grave Situation' // The New York Times. 2020. January 25. Текст: [Электронный ресурс]. URL: https://www.nytimes.com/2020/01/25/world/ asia/china-coronavirus.html

19. D'Alessio D., Allen M. Media Bias in Presidential Elections: A Meta-Analysis / D.D'Alessio, M.Allen. Текст : непосредственный // Journal of Communication. 2000. Vol. 50. № 4. P. 133-156.

20. Davidson J.D. The Coronavirus Is Making (State) Borders Great Again / John Daniel Davidson // The Federalist. 2020. March 31 Текст: [Электронный ресурс]. URL: https://thefederalist.com/2020/03/31/the-coronavirus-is-making-state-borders-great-again/

21. Fox News: в начале пандемии власти Нью-Йорка игнорировали COVID-19 как "расистский миф": сайт. Russia Today. H^TV. 2020. 28 марта. Текст: [Электронный ресурс]. URL: https://russian.rt.com/ inotv/2020-03-28/Fox-News-v-nachale-pandemii

22. Freedom House. Reports. Freedom in the World 2020. China : сайт. Washington. Текст: [Электронный ресурс]. URL: https://freedomhouse.org/country/china/freedom-world/2020

23. Freedom House. Reports. Freedom in the World 2020. United Statets : сайт. Washington. Текст: [Электронный ресурс]. URL: https://freedomhouse.org/country/united-states/freedom-world/2020#PR

24. Gov. Cuomo says New York City will not be quarantined: 'It cannot happen': сайт. CNBC. 2020. March 17. Текст: [Электронный ресурс]. URL: https://www.cnbc.com/2020/03/17/gov-cuomo-says-new-york-city-will-not-be-quarantined-it-cannot-happen.html

25. Grabe M.E. Image Bite Politics: News and the Visual Framing of Elections (Series in Political Psychology) / by Maria E. Grabe, Erik P. Bucy. Oxford University Press, 2009. 344 p.

26. Ivie R. L. Genealogy of myth in presidential rhetoric / by Robert L. Ivie, Oscar Giner. Taylor and Francis, 2011. P. 300-320. ISBN 9780203938669. Текст: непосредственный.

27. Kennedy D. Nurses protest coronavirus mask and glove shortage in the Bronx / Dana Kennedy, Khristina Narizhnaya // New York Post. 2020. March 28. Текст: [Электронный ресурс]. URL: https://nypost. com/2020/03/28/nurses-protest-coronavirus-mask-and-glove-shortage-in-the-bronx/

28. Lilleker D. G. Key Concepts in Political Communication / Darren G. Lilleker. SAGE Publications Ltd, London, 2006. 224 P. - ISBN 1-4129-1830-8. Текст : непосредственный.

29. Lytvynenko J. Chinese State Media Spread A False Image Of A Hospital For Coronavirus Patients In Wuhan / Jane Lytvynenko // BuzzFeed.News. 2020. January 27. Текст: [Электронный ресурс]. URL: https:// www.buzzfeednews.com/article/janelytvynenko/china-state-media-false-coronavirus-hospital-image

30. McQuail D. Mass Communication Theory / Denis McQuail // SAGE Publications Ltd, London, 2010. 623 P. - ISBN 978-1-84920-291-6. Текст : непосредственный.

31. Pascus B. Mayor and governor send contradicting messages on city quarantine / Brian Pascus // Crain's New York Business. 2020. March 17. Текст: [Электронный ресурс]. URL: https://www.crainsnewyork.com/ coronavirus/mayor-and-governor-send-contradicting-messages-city-quarantine

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32. Poretskova A. Evolution of Methodological Approaches in Studies of the Political Communication System / Anastasia Poretskova. Текст : непосредственный // Politbook. 2017. №3. P. 121-137.

33. Ryfe D.M. History and Political Communication: An Introduction / D.M.Ryfe. Текст: непосредственный // Political Communication. 2010. № 8 (4). P. 407-420.

34. Scheiber N. Strikes at Instacart and Amazon Over Coronavirus Health Concerns / Noam Scheiber, Kate Conger // New York Times. 2020. March 30. Текст: [Электронный ресурс]. URL: https://www.nytimes. com/2020/03/30/business/economy/coronavirus-instacart-amazon.html

35. Shammas B. Trump says quarantine for New York area 'will not be necessary'; U.S. coronavirus-related deaths double in two days / Brittany Shammas, Emily Rauhala, Kim Bellware, Lateshia Beachum, Steven Goff, Jesse Dougherty, Hannah Knowles. // The Washington Post. 2020. March 29. Текст: [Электронный ресурс]. URL: https://www.washingtonpost.com/world/2020/03/28/coronavirus-latest-news/

36. Sharkov F.I. Political Communication in Modern Information Society / F.I.Sharkov. Текст : непосредственный // Politbook. 2012. №2. P. 121-130.

37. Sherman G. "He Can't Make Any Big Decisions": As the Crisis Escalates, Trump Experiments With a Pivot / German Sherman // Vanity Fair. 2020. March 23. Текст: [Электронный ресурс]. URL: https://www. vanityfair.com/news/2020/03/as-the-crisis-escalates-trump-experiments-with-a-pivot

38. Taylor A. Music and Encouragement From Balconies Around the World / Alan Taylor // The Atlantic. 2020. March 24. Текст: [Электронный ресурс]. URL: https://www.theatlantic.com/photo/2020/03/music-and-encouragement-from-balconies-around-world/608668/

39. Thomson B. Chinese 'nurse' claims corpses of coronavirus victims are left lying in a Wuhan hospital crammed with patients as she warns 'everyone will end up being infected' in desperate plea for help / Billie Thomson // Mail Online. 2020. January 24. Текст: [Электронный ресурс]. URL: https://www.dailymail.co.uk/ news/article-7924805/Chinese-nurse-claims-dead-bodies-left-unattended-Wuhan-hospital.html

40. Tkacheva O. Internet Freedom and Political Space / Olesya Tkacheva, Lowell H. Schwartz, Martin C.

Libicki, Julie E. Taylor, Jeffrey Martini, Caroline Baxter. Santa Monica, CA: RAND Corporation, 2013. 286 P. ISBN 978-0-8330-8063-9. Текст : непосредственный.

41. Trump tries to blunt criticism of Covid-19 response as US cases pass 33,000: сайт. The Guardian. 2020. March 23. Текст: [Электронный ресурс]. URL: https://www.theguardian.com/world/2020/mar/22/trump-coronavirus-response-criticism-us-cases

42. Whitcomb D. New York, California order tens of millions inside to slow coronavirus spread / Dan Whitcomb, Gabriella Borter // Nasdaq. 2020. March 20. Текст: [Электронный ресурс]. URL: https://www.nasdaq.com/ articles/new-york-california-order-tens-of-millions-inside-to-slow-coronavirus-spread-2020-03-20

43. Wuhan Journalist: Fire Incompetent Wuhan Leader: сайт. David Cowhig's Translation Blog. 2020. January 24. Текст: [Электронный ресурс]. URL: https://gaodawei.wordpress.com/2020/01/24/wuhan-journalist-fire-incompetent-wuhan-party-secretary-wuhan-daily-sends-apology-to-wuhan-city-communist-party-committee/

44. Yu Gao Reporter's Notebook: We Stayed in Wuhan as the Last Trains Pulled Out / Gao Yu // Caixin. 2020. January 23. Текст: [Электронный ресурс]. URL: https://www.caixinglobal.com/2020-01-23/reporters-note-we-stayed-in-wuhan-as-the-last-trains-pulled-out-101507578.html (дата обращения: 17.04.2020).

45. Yuan Li China Silences Critics Over Deadly Virus Outbreak / Li Yuan // The New York Times. 2020. January 22. Текст: [Электронный ресурс]. URL: https://www.nytimes.com/2020/01/22/health/virus-corona.html

46. Zheng S. Wuhan mayor under pressure to resign over response to coronavirus outbreak / Sarah Zheng // South China Morning Post. 2020. January 23. Текст: [Электронный ресурс]. URL: https://www.scmp.com/ news/china/politics/article/3047230/wuhan-mayor-under-pressure-resign-over-response-coronavirus

47. Zhou Jin China to continue work with WHO, countries to safeguard health / Jin Zhou. Текст: [Электронный ресурс]. URL: // China Daily. 2020. January 31. URL: https://www.chinadaily.com.cn/a/202001/31/ WS5e335f1aa310128217273c22.html.

References

1. Bernejs EH. Inzheneriya soglasiya / EHdvard Bernejs. - Tekst : neposredstvennyj // Polis. Politicheskie issledovaniya. 213. № 4. S. 122-131.

2. Vlasti KNR zayavili ob uskorenii rasprostraneniya koronavirusa: sajt. Izvestiya. 2020. 26 yanvarya. Tekst: [EHlektronnyj resurs]. URL: https://iz.ru/968607/2020-01-26/vlasti-knr-zaiavili-ob-uskorenii-rasprostraneniia-koronavirusa

3. Glavnyj infektsionist SSHA Fauchi poluchil ugrozy v svoj adrec: sajt. Interfaks. 2020. 2 aprelya. Tekst: [EHlektronnyj resurs]. URL: https://www.interfax.ru/world/702076

4. Grachev M.N. Politicheskaya kommunikatsiya: teoreticheskie kontseptsii, modeli, vektory razvitiya / M.N.Grachev. Tekst: neposredstvennyj // M.: Prometej, 2004. 328 s.

5. Zakharova obvinila Pompeo v vedenii informatsionnoj vojny protiv Kitaya: sajt. RIA Novosti. 2020. 26 marta. Tekst: [EHlektronnyj resurs]. URL: https://ria.ru/20200326/1569206444.html

6. Men'shikov P.V. Politicheskij PR v medijnoj politike / P.V.Men'shikov. - Tekst : ehlektronnyj // Mezhdunarodnye kommunikatsii. 2017. № 4. http://intcom-mgimo.ru/2017-04/political-pr

7. Mehr okhvachennogo koronavirusom Ukhanya gotov ujti v otstavku: sajt. Regnum. 2020. 27 yanvarya. Tekst: [EHlektronnyj resurs]. URL: https://regnum.ru/news/2840797.html

8. Politsiya nazvala dezinformatsiej dannye o planakh zakryt' avtodorogi i metro v N'yu-Jorke: sajt. TASS. 2020. 13 marta. Tekst: [EHlektronnyj resurs]. URL: https://tass.ru/obschestvo/7966273

9. Si TSzin'pin prizval usilif kontrol' za rasprostraneniem v Kitae ehpidemii pnevmonii: sajt. TASS. 2020. 25 yanvarya. Tekst: [EHlektronnyj resurs]. URL: https://tass.ru/obschestvo/7606325

10. CHekunova M.A. Spetsifika otechestvennykh kontseptov v oblasti politicheskoj kommunikatsii / M.A. CHekunova. Tekst : neposredstvennyj // Kommunikologiya. 2015. № 5. S. 74-86.

11. CHislo skonchavshikhsya ot koronavirusa v Kitae dostiglo 17: sajt. Izvestiya. 2020. 22 yanvarya. Tekst: [EHlektronnyj resurs]. URL: https://iz.ru/967313/2020-01-22/chislo-skonchavshikhsia-ot-koronavirusa-v-kitae-dostiglo-17

12. YAroshenko A. Rossiyanka v Ukhane: "Lyudi veryat, chto vsyo budet khorosho" / Aleksandr YAroshenko. Tekst : ehlektronnyj // Rossijskaya gazeta. 2020. 29 yanvarya. Tekst: [EHlektronnyj resurs]. URL: https://rg.ru/2020/01/29/reg-dfo/rossiianka-v-uhane-liudi-veriat-chto-vse-budet-horosho.html

13. Becky L. SARS Pandemic: How the Virus Spread Around the World in 2003 / L.Becky // History. 2020. 17 March. Tekst: [EHlektronnyj resurs]. URL: https://www.history.com/news/sars-outbreak-china-lessons

14. Bucy P.E. The Sourcebook for Political Communication Research. Methods, Measures and Analytical Techniques / by Erik P. Bucy, R. Lance Holbert. Routledge, 2013. 608 P. ISBN 9780415884976. Tekst : neposredstvennyj.

15. Cohen Z. Blame game escalates between US and China over coronavirus disinformation / Zachary Cohen, Alex Marquardt, Kylie Atwood // CNN. 2020. March 25. Tekst: [EHlektronnyj resurs]. URL: https://edition. cnn.com/2020/03/24/politics/us-china-coronavirus-disinformation-campaign/index.html

16. Coleman A. Chinese social media users worry over virus / Alistair Coleman, Kerry Allen // BBC. 2020. January 22. Tekst: [EHlektronnyj resurs]. URL: https://www.bbc.com/news/world-asia-china-51205074

17. Coronavirus shakes citizens' faith in Chinese government: sajt. The Guardian. 2020. January 24. Tekst:

[EHlektronnyj resurs]. URL: https://www.theguardian.com/science/2020/jan/24/coronavirus-shakes-citizens-faith-in-chinese-government

18. Coronavirus Spurs China to Suspend Tours Abroad and Xi to Warn of a 'Grave Situation' // The New York Times. 2020. January 25. Tekst: [EHlektronnyj resurs]. URL: https://www.nytimes.com/2020/01/25/world/ asia/china-coronavirus.html

19. D'Alessio D., Allen M. Media Bias in Presidential Elections: A Meta-Analysis / D.D'Alessio, M.Allen. Tekst : neposredstvennyj // Journal of Communication. 2000. Vol. 50. № 4. P. 133-156.

20. Davidson J.D. The Coronavirus Is Making (State) Borders Great Again / John Daniel Davidson // The Federalist. 2020. March 31 Tekst: [EHlektronnyj resurs]. URL: https://thefederalist.com/2020/03/31/the-coronavirus-is-making-state-borders-great-again/

21. Fox News: v nachale pandemii vlasti N'yu-Jorka ignorirovali COVID-19 kak "rasistskij mif": sajt. Russia Today. InoTV. 2020. 28 marta. Tekst: [EHlektronnyj resurs]. URL: https://russian.rt.com/inotv/2020-03-28/Fox-News-v-nachale-pandemii

22. Freedom House. Reports. Freedom in the World 2020. China : sajt. Washington. Tekst: [EHlektronnyj resurs]. URL: https://freedomhouse.org/country/china/freedom-world/2020

23. Freedom House. Reports. Freedom in the World 2020. United Statets : sajt. Washington. Tekst: [EHlektronnyj resurs]. URL: https://freedomhouse.org/country/united-states/freedom-world/2020#PR

24. Gov. Cuomo says New York City will not be quarantined: 'It cannot happen': sajt. CNBC. 2020. March 17. Tekst: [EHlektronnyj resurs]. URL: https://www.cnbc.com/2020/03/17/gov-cuomo-says-new-york-city-will-not-be-quarantined-it-cannot-happen.html

25. Grabe M.E. Image Bite Politics: News and the Visual Framing of Elections (Series in Political Psychology) / by Maria E. Grabe, Erik P. Bucy. Oxford University Press, 2009. 344 p.

26. Ivie R. L. Genealogy of myth in presidential rhetoric / by Robert L. Ivie, Oscar Giner. Taylor and Francis, 2011. P. 300-320. ISBN 9780203938669. Tekst: neposredstvennyj.

27. Kennedy D. Nurses protest coronavirus mask and glove shortage in the Bronx / Dana Kennedy, Khristina Narizhnaya // New York Post. 2020. March 28. Tekst: [EHlektronnyj resurs]. URL: https://nypost. com/2020/03/28/nurses-protest-coronavirus-mask-and-glove-shortage-in-the-bronx/

28. Lilleker D. G. Key Concepts in Political Communication / Darren G. Lilleker. SAGE Publications Ltd, London, 2006. 224 P. - ISBN 1-4129-1830-8. Tekst : neposredstvennyj.

29. Lytvynenko J. Chinese State Media Spread A False Image Of A Hospital For Coronavirus Patients In Wuhan / Jane Lytvynenko // BuzzFeed.News. 2020. January 27. Tekst: [EHlektronnyj resurs]. URL: https://www. buzzfeednews.com/article/janelytvynenko/china-state-media-false-coronavirus-hospital-image

30. McQuail D. Mass Communication Theory / Denis McQuail // SAGE Publications Ltd, London, 2010. 623 P. - ISBN 978-1-84920-291-6. Tekst : neposredstvennyj.

31. Pascus B. Mayor and governor send contradicting messages on city quarantine / Brian Pascus // Crains New York Business. 2020. March 17. Tekst: [EHlektronnyj resurs]. URL: https://www.crainsnewyork. com/coronavirus/mayor-and-governor-send-contradicting-messages-city-quarantine

32. Poretskova A. Evolution of Methodological Approaches in Studies of the Political Communication System / Anastasia Poretskova. Tekst : neposredstvennyj // Politbook. 2017. №3. P. 121-137.

33. Ryfe D.M. History and Political Communication: An Introduction / D.M.Ryfe. Tekst: neposredstvennyj // Political Communication. 2010. № 8 (4). P. 407-420.

34. Scheiber N. Strikes at Instacart and Amazon Over Coronavirus Health Concerns / Noam Scheiber, Kate Conger // New York Times. 2020. March 30. Tekst: [EHlektronnyj resurs]. URL: https://www.nytimes. com/2020/03/30/business/economy/coronavirus-instacart-amazon.html

35. Shammas B. Trump says quarantine for New York area 'will not be necessary'; U.S. coronavirus-related deaths double in two days / Brittany Shammas, Emily Rauhala, Kim Bellware, Lateshia Beachum, Steven Goff, Jesse Dougherty, Hannah Knowles. // The Washington Post. 2020. March 29. Tekst: [EHlektronnyj resurs]. URL: https://www.washingtonpost.com/world/2020/03/28/coronavirus-latest-news/

36. Sharkov F.I. Political Communication in Modern Information Society / F.I.Sharkov. Tekst : neposredstvennyj // Politbook. 2012. №2. P. 121-130.

37. Sherman G. "He Can't Make Any Big Decisions": As the Crisis Escalates, Trump Experiments With a Pivot / German Sherman // Vanity Fair. 2020. March 23. Tekst: [EHlektronnyj resurs]. URL: https://www. vanityfair.com/news/2020/03/as-the-crisis-escalates-trump-experiments-with-a-pivot

38. Taylor A. Music and Encouragement From Balconies Around the World / Alan Taylor // The Atlantic. 2020. March 24. Tekst: [EHlektronnyj resurs]. URL: https://www.theatlantic.com/photo/2020/03/music-and-encouragement-from-balconies-around-world/608668/

39. Thomson B. Chinese 'nurse' claims corpses of coronavirus victims are left lying in a Wuhan hospital crammed with patients as she warns 'everyone will end up being infected' in desperate plea for help / Billie Thomson // Mail Online. 2020. January 24. Tekst: [EHlektronnyj resurs]. URL: https://www.dailymail.co.uk/news/ article-7924805/Chinese-nurse-claims-dead-bodies-left-unattended-Wuhan-hospital.html

40. Tkacheva O. Internet Freedom and Political Space / Olesya Tkacheva, Lowell H. Schwartz, Martin C. Libicki, Julie E. Taylor, Jeffrey Martini, Caroline Baxter. Santa Monica, CA: RAND Corporation, 2013. 286 P.

ISBN 978-0-8330-8063-9. Tekst : neposredstvennyj.

41. Trump tries to blunt criticism of Covid-l9 response as US cases pass 33,000: sajt. The Guardian. 2020. March 23. Tekst: [EHlektronnyj resurs]. URL: https://www.theguardian.com/world/2020/mar/22/trump-coronavirus-response-criticism-us-cases

42. Whitcomb D. New York, California order tens of millions inside to slow coronavirus spread / Dan Whitcomb, Gabriella Borter // Nasdaq. 2020. March 20. Tekst: [EHlektronnyj resurs]. URL: https://www.nasdaq. com/articles/new-york-california-order-tens-of-millions-inside-to-slow-coronavirus-spread-2020-03-20

43. Wuhan Journalist: Fire Incompetent Wuhan Leader: sajt. David Cowhig's Translation Blog. 2020. January 24. Tekst: [EHlektronnyj resurs]. URL: https://gaodawei.wordpress.com/2020/01/24/wuhan-journalist-fire-incompetent-wuhan-party-secretary-wuhan-daily-sends-apology-to-wuhan-city-communist-party-committee/

44. Yu Gao Reporter's Notebook: We Stayed in Wuhan as the Last Trains Pulled Out / Gao Yu // Caixin. 2020. January 23. Tekst: [EHlektronnyj resurs]. URL: https://www.caixinglobal.com/2020-01-23/reporters-note-we-stayed-in-wuhan-as-the-last-trains-pulled-out-101507578.html (data obrashheniya: 17.04.2020).

45. Yuan Li China Silences Critics Over Deadly Virus Outbreak / Li Yuan // The New York Times. 2020. January 22. Tekst: [EHlektronnyj resurs]. URL: https://www.nytimes.com/2020/01/22/health/virus-corona.html

46. Zheng S. Wuhan mayor under pressure to resign over response to coronavirus outbreak / Sarah Zheng // South China Morning Post. 2020. January 23. Tekst: [EHlektronnyj resurs]. URL: https://www.scmp.com/ news/china/politics/article/3047230/wuhan-mayor-under-pressure-resign-over-response-coronavirus

47. Zhou Jin China to continue work with WHO, countries to safeguard health / Jin Zhou. Tekst: [EHlektronnyj resurs]. URL: // China Daily. 2020. January 31. URL: https://www.chinadaily.com.cn/a/202001/31/ WS5e335f1aa310128217273c22.html

Никита Антонович АРГЫЛОВ, канд. полит. наук, научный сотрудник департамента коммуникаций и медиа Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ, г. Владивосток, Россия, e-mail: argylov.na@dvfu.ru

Петр Витальевич МЕНЬШИКОВ, канд. ист. наук, доцент, заведующий кафедрой медийной политики и связей с общественностью МГИМО МИД России, г. Москва, Россия, e-mail: p.menshikov@odin.mgimo.ru Анастасия Владимировна ШОБОТЕНКО, соискатель кафедры медийной политики и связей с общественностью МГИМО МИД России, г. Москва, Россия, e-mail: a.shobotenko@odin.mgimo.ru

Nikita A. ARGYLOV, Candidate of Political Sciences, Research Fellow, Department of Communications and Media, School of Arts and Humanities, FEFU, Vladivostok, Russia, e-mail: argylov.na@dvfu.ru

Petr V. MENSHIKOV, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Head of the Media Policy and Public Relations Department, MGIMO, Ministry of Foreign Affairs of Russia, Moscow, Russia, e-mail: p.menshikov@odin. mgimo.ru

Anastasia V. SHOBOTENKO, PhD Candidate, Department of Media Policy and Public Relations, MGIMO, Ministry of Foreign Affairs of Russia, Moscow, Russia, e-mail: a.shobotenko@odin.mgimo.ru

Поступила в редакцию Одобрена после рецензирования Принята к публикации

(Received) 20.10.2021 (Approved) 15.02.2022 (Accepted) 25.02.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.