Научная статья на тему 'Функционирование Одесского университета в годы немецко-румынской оккупации юга УССР (1941-1944 гг. )'

Функционирование Одесского университета в годы немецко-румынской оккупации юга УССР (1941-1944 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
240
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСНИСТРИЯ / ОДЕССКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ПЕРИОДИКА / ОККУПАЦИЯ / КОМИССИЯ / НАУКА / TRANSNISTRIA / THE ODESSA UNIVERSITY / PERIODICALS / THE OCCUPATION / THE COMMISSION / SCIENCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вишневский Сергей Анатольевич, Гуменюк Андрей Юрьевич

Статья содержит описание работы Одесского университета в годы немецко-румынской оккупации (1941-1944 гг.), а также подпольного движения, в котором принимали участие преподаватели и студенты университета. В статье проанализированы основные события в истории главного высшего учебного заведения губернаторства Транснистрия.The article describes the work of Odessa University during the years of German-Romanian occupation (1941-1944), as well as an underground movement in which university teachers and students took part. The article analyzes the events in the history of the main higher educational institution of the Transnistria governorate.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функционирование Одесского университета в годы немецко-румынской оккупации юга УССР (1941-1944 гг. )»

дисс... д-ра истор. наук. - М.: МГУ, 2002. -49 с.

2. Ма Ванькуа. Глобализация и смена парадигмы в высшем образовании: Опыт Китая // Вопросы образования. - 2007. -

№ 2. - С. 33-51.

3. Бэйбэй Чжан. Реформа образования в Китае и ее финансовое обеспечение // Социально-гуманитарные знания. - 2007. -№ 2. - С. 242-250.

4. Бордонская Л. А., Чжаомин Чэнь. Высшая средняя школа современного Китая // Ученые записки ЗабГГПУ: Серия: Педагогические науки. - Чита, 2010. № 5 (34). -

С. 10-22.

5. Чэнь Чжаомин. Высшая средняя школа Китая в условиях современных реформ образования: дисс. канд. пед. наук. - Чита: Забайкальский гос. гуманитарно-педагогический ун-т им. Н. Г. Чернышевского. - Чита, 2010. - 328 с.

6. Ежегодник статистических данных по образованию (2008). Аналитическое управле-ние КНР. - Пекин, 2009. - 350 с.

7. Зеленая книга: Образование в Китае. - Пекин: Изд-во Пекинского ун-та, 2009. -320 с.

8. Васильев Т. С. Культы, религии, традиции в Китае. - М.: Восточная литература РАД, 2001. - 488 с.

(Ж)

С. А. Вишневский, А. Ю. Гуменюк

УДК 378.4 (477) "194"

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОДЕССКОГО УНИВЕРСИТЕТА В ГОДЫ НЕМЕЦКО-РУМЫНСКОЙ ОККУПАЦИИ ЮГА УССР (1941-1944 гг.)

А», ардинальные и значимые изменения, происходящие на современном этапе развития российского общества, выдвигают новые требования как к системе педагогической, так и исторической наук. Одним из важных и приоритетных направлений ее развития становится освещение и научное понимание малоизученного ранее для простого гражданина материала и его критическое осмысление. Исследование педагогической, научной и пропагандистской деятельности Одесского университета в условиях немецко-румынской оккупации, и событий, с этим связанных, являются актуальными для истории отечественной педагогики советского периода. Не менее важными они представляются также в контексте истории СССР времен Великой Отечественной войны, 75-летний юбилей Победы в которой отмечает не только наша страна, но и все человечество.

Деятельность Одесского университета стала одним из символов коллаборационизма с немецко-румынскими властями на оккупированных ими территориях, с одной стороны, а с другой - спасла многих людей от физии-ческого уничтожения и отправки на принудительные работы в фашистскую Германию. Именно поэтому особое значение приобретает изучение и критический подход к освещению этих событий с широким привлечением архивных документов, а также румынской и немецкой оккупационной прессы, которая выпускалась большими тиражами для местного населения в рейхскомиссариате Украина, и на территории Транснистрии.

Целью статьи является освещение и критический анализ с привлечением широкого круга источников деятельности Одесского университета и его структурных подразделений в годы немецко-румынской оккупации юга УССР (1941-1944 гг.).

Проблема деятельности учебных заведений, которые функционировали в годы оккупации на территории СССР, широко освещена в отечественных и зарубежных научных кругах. Среди наиболее известных отечественных авторов, касающихся данной темы в своих работах, следует отметить И. Г. Ермолова, Б. В. Соколова, Ф. Л. Сини-цына, З. В. Бочкарева, В. А. Агеева, Т. К. За-харченко, Е. Ф. Кринко, Б. Ержабкова, А. А. Черкасова, С. А. Черника и др.

С приближением боевых действий Великой Отечественной войны к Одесской области летом 1941 года было принято решение НКО УССР о тотальной эвакуации Одесских высших учебных заведений сначала в г. Бердянск (Запорожская область, Украина), а оттуда - в Майкоп. Но после удара немецких войск по опорным пунктам Северного Кавказа в направлении нефтяных месторождений Баку и Грозного летом 1942 года Советское руководство было вынужденно снова эвакуировать учебные заведения. В августе 1942 года новым, на этот раз последним местом их эвакуации, стал Байрам-Али -районный центр Марыйской области Туркменской ССР. В этом городе Одесский университет находился до полного освобождения территории СССР от фашистских захватчиков.

Освобождение Одессы в апреле 1944 года стало основой для реэвакуации, и возобновления научной и образовательной деятельности Одесского университета в родном городе [5, с. 143].

Однако мало кому, кроме специалистов по данному вопросу, известно, что Одесский университет практически не приостанавливал свою деятельность и работал в Одессе в годы немецко-румынской оккупации. Уникальность ситуации заключается в том, что на базе одного высшего учебного заведения

одновременно функционировали две кардинально разные системы образования.

Деятельность высшего учебного заведения в столице губернаторства Транснистрия, которой стала Одесса, согласно Декрету № 1, подписанному И. Антонеску в августе 1941 года, имела огромное агитационное и пропагандистское значение для немецко-румынских органов и оккупационной власти в годы Великой Отечественной войны.

В начале декабря 1941 года румынские оккупационные власти объявили об открытии в Одессе университета - единственного на всю Транснистрию высшего учебного заведения. Костяком преподавательского состава стали те ученые и преподаватели, которые в силу преклонного возраста и по состоянию своего здоровья, а также здоровья своих близких, не смогли физически покинуть родной город. Работа в университете стала для них практически единственной возможностью получать средства к существованию.

Ректором вновь открытого Одесского университета оккупационные власти назначили человека с трагической судьбой - профессора медицины, заслуженного врача-хирурга РСФСР, Павла Часовникова, который одновременно совмещал эту должность с должностью декана медицинского факультета. Параллельно с открытием университета румынские оккупационные власти возобновили работу одесской обсерватории под руководством член-корреспондента АН СССР К. Д. Покровского.

Занятия в Одесском университете начались в феврале 1942 года. Сначала на медицинском, теологическом, а впоследствии и на политехническом и агрокультурном факультетах. Согласно статистическим данным, на конец 1942 г. агрокультурный факультет насчитывал 99 студентов, из которых было 54 украинца, 30 россиян, 15 румын и молдаван. Агрокультурный факультет находился под пристальным наблюдением аграрного корпуса Румынии, о чем свидетельствуют постоянные посещения его профессором Корницяну, который должен был вести постоянный конт-

роль качества обучения, проведения практики и регулярных занятий со студентами румынским языком [4, с. 4]. Данные факты, в свою очередь, красноречиво свидетельствуют о планах оккупационных властей в будущем использовать выпускников в сельском хозяйстве Румынского королевства.

Всего на момент начала 1942-1943 учебного года в Одесском университете обучалось 819 студентов.

Университет постоянно расширял спектр специальностей, по которым велась подготовка: к примеру, осенью 1942 года были дополнительно открыты еще три факультета: точных наук, юридический и историко-филологический (в феврале 1943 года при нем были открыты новые специальности филологического профиля: переводчик и учитель итальянского, французского, немецкого и английского языка и литературы (с румынским отделением исключительно для представителей румынской и молдавской национальности) [7, с. 4].

В планах было и далее развивать учебное заведение, поэтому в 1943 году в Одесском университете началась работа над созданием геодезического факультета, но из-за приближения советских войск она так и не была завершена.

В начале 1943 года из румынского отделения историко-филологического факультета был выделен как самостоятельный молдавский факультет, главной функцией которого являлась подготовка кадров для администрации Транснистрии, в первую очередь, из представителей молдавской и румынской национальности.

В мае 1943 года при Одесском университете открыли Институт антикоммунистических исследований и пропаганды, переименованный позже в Институт социальных наук, выпускников которого планировалось использовать как агитаторов «всех благ, которые несли на оккупированную территорию СССР немецкие и румынские захватчики». Выпускники этого направления должны работать в школах, на предприятиях, в селах, в административных учреждениях.

Количество студентов учебного заведения увеличивалось, и в конце 1942-1943 учебного года в университете насчитывалось уже 1 758 студентов.

На филологических специальностях активно применялась практика приглашения иностранных профессоров для ведения лекций. В рассматриваемый период в университете преподавали профессор румынского языка и литературы И. Барбулеску, профессор французского языка Джионат из Румынии, из Римского университета - профессор Логатто, который читал курс русской литературы, профессор Галло из Италии читал курсы итальянского языка и антично-итальянской культуры [3, с. 3].

Несмотря на все тяготы военного времени, в университете активно развивалась и академическая наука. В частности, на его базе проводились защиты кандидатских и докторских диссертаций, прежде всего, на медико-фармацевтические темы. Например, 3 января 1943 года на медицинском факультете состоялась защита докторской диссертации магистра медицины В. И. Савко на тему «Ме-ланофорный гормон в биологии и патологии женского организма» [2, с. 4], 10 января 1943 года состоялась еще одна защита докторской диссертации, на этот раз - доцента хирургии В. П. Снежкова на тему «Клиника слюннока-менной болезни» [1, с. 4]; эта диссертация до 1960-х годов сохраняла свою актуальность в СССР в распознании и лечении этой болезни операционным путем.

Все преподаватели университета, независимо от ученой степени и занимаемой должности, периодически проводили публичные лекции для студентов и жителей города по своей специальности, а также радиолекции продолжительностью 20 минут.

Администрация учебного заведения по возможности заботилась о своих сотрудниках, и осенью 1942 года при университете был организован кооператив для обслуживания научных сотрудников и служащих. Председателем кооператива стал профессор Потапенко. В распоряжении организации был магазин, складские помещения и автомобили

для доставки продуктов из сел Транснистрии. В 1943 году губернатор Одессы Г. Пинтя позволил выделить правлению кооператива 20 000 марок в качестве оборотного фонда и 25 000 марок на организацию подсобного хозяйства, которое состояло из 7 га земли [8, с. 4].

Значительная часть из тех преподавателей и сотрудников, которые работали в Одесском Университете Транснистрии, остались патриотами своей Родины. Они как могли боролись с оккупантами. Активную антифашистскую работу проводила группа университетских физиков во главе с доцентами

A. К. Чернюком и В. В. Кондагури, которая возникла в декабре 1942 года. Преподаватели вели агитационную работу среди студентов и работников университета, населения города и окрестных сел, словацких и румынских солдат, которые в дальнейшем перешли на сторону советских партизан, распространяли

листовки, тексты сообщений Совинформбю-ро. В подпольном антифашистском движении принимала участие значительная часть преподавателей и студентов, среди которых были В. Литовченко, Е. Кузьменко, И. Швец,

B. Товкач и др.

Таким образом, с помощью Одесского университета немецко-румынские окупацион-ные власти старались показать местному населению незыблемость и просвещенность своей власти. Их просчет состоял в том, что преподаватели не занимались распространением оккупационной идеологии. Кроме этого, значительная часть преподавателей и сту -дентов сотрудничала с одесскими подпольщиками и партизанами.

К сожалению, еще не все люди из числа преподавателей и студентов посмертно реабилитированы, еще много людей ждет, чтобы с них было стерто клеймо предателя, как это произошло 27 июля 1993 года с К. Д. Покровским [6, с. 182]. В качестве признания его заслуг в науке и в борьбе с оккупантами в Пермском государственном университете с 1992 года для лучших обучающихся учреждена именная стипендия Константина Дори-медонтовича Покровского.

АННОТАЦИЯ

Статья содержит описание работы Одесского университета в годы немецко-румынс-

кой оккупации (1941-1944 гг.), а также подпольного движения, в котором принимали участие преподаватели и студенты университета. В статье проанализированы основные события в истории главного высшего учебного заведения губернаторства Транснист-рия.

Ключевые слова: Транснистрия, Одесский университет, периодика, оккупация, комиссия, наука.

SUMMARY

The article describes the work of Odessa University during the years of German-Romanian occupation (1941-1944), as well as an underground movement in which university teachers and students took part. The article analyzes the events in the history of the main higher educational institution of the Transnistria governo-rate.

Key words: Transnistria, The Odessa University, periodicals, the occupation, the commission, science.

ЛИТЕРАТУРА

1. Докторская диссертация // Одесская газета. - № 12 (291). - 16 января 1943.

2. Защита докторской диссертации // Одесская газета.- № 8 (287). - 12 января 1943.

3. Лекции итальянских профессоров в Одесском университете // Молва. - № 87. -

18 марта 1943.

4. На агрономическом факультете // Молва. — № 16. - 18 декабря 1942.

5. Онуфрieв Л. О. 1стор1я Одеського ушверситету (1865-2000). - Одеса: Астро-

Принт, 2000. - 225 с.

6. Смирнов В. А. Астрономия в Одессе в 30-40-е годы XX века (по материалам архивно-следственных дел и другим документам) // Ист.-астрон. исслед. - М.: Наука, 2001. - Вып .26. - 190 с.

7. Университетские новости // Молва. -№ 45. - 27 января 1943.

8. Университетский кооператив // Молва. - № 83. - 13 апреля 1943.

9. Черкасов А. А. Оккупация Одессы. Год 1942. - Одесса: OPTIMUM. - 202 с.

¿¡¿у^тшамалные /к(ук а

Л. П. Шкарлат

УДК: [177.72:37] (477.75) «189/191» (091)

УЧАСТИЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЕЙ В ТАВРИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ ВЗАИМНОГО ВСПОМОЩЕСТВОВАНИЯ УЧАЩИМ И УЧИВШИМ (1897-1903 гг.)

бщества взаимопомощи в Российской империи XIX - начала XX веков долгое время оставались совершенно незаслуженно забытой темой. Между тем они оказывали помощь в столь различных направлениях, являясь первыми легальными профессиональными объединениями, что деятельность их не может остаться без внимания.

Основной направленностью обществ взаимопомощи являлось социальное обеспечение членов своего общества. Государственной системы такового направления в стране в рассматриваемый период не существовало. Как прогрессивные организации своего времени, активно отстаивавшие права своих граждан, общества взаимопомощи сотрудничали с организациями чисто благотворительными.

Вопросу о благотворительном участии в сфере образования как неправительственных

организаций, так и частных лиц с целью улучшения условий труда, материального поло-жения учителей и учащихся посвящены рабо-ты В. Н. Корниенко, Е. И. Звягинцева, П. И. Чи-жевский, Н. А. Сайко, И. С. Гребцовой, И. М. Со-ловьевой, Д. И. Абибуллаева, Н. А. Савочки-на, С. А. Зегжда, Г. А. Фальборка, В. Н. Чарно-лусского, И. П. Белоконского, А. С. Верховского.

В то же время в указанных исследова-ниях не рассматривался или недостаточно пол-но рассматривался вопрос об участии благотворителей в обществе взаимного вспомоществования учащихся и учителей в конце XIX -начале XX веков, в частности, в Таврической губернии, что представляет особый интерес, и его осмысление является неоценимой по-

мощью государству в сфере оказания образо-вательных услуг.

Теоретический анализ благотворительной деятельности как неправительственных организаций, в том числе земств и органов мест-ного самоуправления во всех уездах, так и част-ных лиц в 1897-1903 гг. с целью использова-ния его опыта в реформировании современ-ной системы образования в Крыму с учетом интересов его населения. Таким образом, выб-ранная для исследования тема имеет научное, культурно-образовательное значение, что и обусловливает ее актуальность.

Таврическое общество взаимного вспомоществования учащим и учившим в начальных народных училищах губернии было основано в 1897 году при участии видных педагогов Таврической губернии и его основными полномочиями было поощрение учителей путем выплаты премий, возмещения расходов, связанных с почтовыми отправлениями, типографскими затратами, а также оформление бесплатных путевок в санатории.

Необходимо отметить, что земские учреждения, а также частные благотворители оказывали материальную поддержку обществу с целью улучшения материального положения, проявляя живой интерес к народному образованию [3]. Тем не мене деятельность Таврического учительского общества взаимного вспомоществования учащим и учившим в начальный период своего существования претерпевала большие трудности.

Так, из доклада члена правления почтенного П. А. Селиванова, помещенного в отче-те общества за четвертый год его существо-вания, мы узнаем, что с момента открытия Об-щества взаимопомощи учащихся и учащих и поддержки его частными лицами, а также уч-реждениями, проявляющими живой интерес к народному просвещению, численный сос-тав его снизился. И действительно, если на первое общее собрание 8 сентября 1897 года явилось 100 человек и общее количество чле-нов правления составило 350 человек, из ко-торых 250 человек были иногородними учи-телями [9, с. 44], то в 1900 году его количес-твенный состав значительно сократился. Ос-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.