Научная статья на тему 'Функционирование наименований адресанта предвыборного дискурса'

Функционирование наименований адресанта предвыборного дискурса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
171
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКУРС / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / НАИМЕНОВАНИЯ ЛИЦА / DISCOURSE / POLITICAL DISCOURSE / DENOMINATIONS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Яппарова Венера Нагимовна

Данная статья посвящена описанию и систематизации наименований лица, репрезентирующих ад-ресанта современного предвыборного дискурса. В работе представлена классификация наиболее распространенных в предвыборных текстах лексико-семантических групп номинаций лица.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DENOMINATIONS REPRESENTING AGENTS IN PRE-ELECTIONEERING DISCOURSE

Denominations representing the agent in pre-electioneering discourse are analyzed in this article. De-nominations widely used in pre-electioneering texts are classified.

Текст научной работы на тему «Функционирование наименований адресанта предвыборного дискурса»

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2010. №2(20)

УДК 811.161.1 '373.233

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ НАИМЕНОВАНИЙ АДРЕСАНТА ПРЕДВЫБОРНОГО ДИСКУРСА

© В.Н.Яппарова

Данная статья посвящена описанию и систематизации наименований лица, репрезентирующих адресанта современного предвыборного дискурса. В работе представлена классификация наиболее распространенных в предвыборных текстах лексико-семантических групп номинаций лица.

Ключевые слова: дискурс, политический дискурс, наименования лица.

В настоящее время гуманитарные науки уделяют огромное внимание изучению речи, естественного человеческого языка в его коммуникативной функции. Если раньше исследователей интересовали вопросы устройства языка, язык сам по себе, то теперь на первый план выдвинулись вопросы о том, как язык связан с миром человека, в какой степени человек зависит от языка, каким образом ситуация общения определяет выбор языковых средств и т.д. Лингвистика вкупе со смежными науками стала стремиться получить ответ на вопрос, как функционирует язык. Как отмечает Р.де Богранд, все направления постепенно слились в одну область, получившую название "discourse processing" (обработка или анализ дискурса) [1].

Предметом данного исследования является политический дискурс. Под политическим дискурсом в широком смысле понимаются "любые речевые образования, субъект, адресат или содержание которых относится к сфере политики" [2]. Интерес к политическому дискурсу обусловлен целым рядом причин: во-первых, в языке политического дискурса находят непосредственное отражение изменения, происходящие в общественно-политическом укладе страны и политическом сознании граждан; во-вторых, в политическом дискурсе активно отражаются разнообразные языковые процессы на самых разных уровнях языка (фонетическом, морфологическом, синтаксическом); в-третьих, анализ политического дискурса, как и любой другой дискурсивный анализ, предполагает учет экстралингвисти-ческих факторов при описании рассматриваемого материала, что дает возможность исследователю расширить горизонты интерпретации. В зависимости от целей и задач исследователя лингвистическому анализу подвергаются различные компоненты политического дискурса: 1) участники, 2) хронотоп, 3) цели, 4) ценности (в том числе ключевой концепт), 5) стратегии, 6) материал (тематика), 7) разновидности и жанры,

8) прецедентные (культурогенные) тексты,

9) дискурсивные формулы [3].

Следует отметить, что наиболее важными признаками для идентификации политического дискурса являются "статусно-ролевые характеристики участников общения и цель общения" [4]. Основными участниками институционального дискурса, по мнению В.И.Карасика, являются представители института и люди, обращающиеся к ним [5]. С позиции речепорождения участники институционального дискурса могут быть также обозначены терминами "адресант" и ""адресат". Кроме того, участники политического дискурса могут отличаться друг от друга по своим качествам и предписаниям поведения.

Целью данного исследования является систематизация и описание наименований, репрезентирующих адресанта современного предвыборного дискурса. Материалом исследования являются 5000 текстов двух предвыборных кампаний, прошедших в 2007 и 2008 годах, - в Государственную Думу V созыва и выборы Президента Российской Федерации. Достижению этой цели способствует решение ряда задач: 1) выделить корпус исследовательских единиц - наименования лица, репрезентирующие адресанта политического дискурса; 2) классифицировать номинации лица, функционирующие в предвыборном дискурсе, установив рейтинги лексикосемантических групп по номинативной дробности и частотности.

Дискурс борьбы - "сложное коммуникативное явление, представляющее собой процесс формирования концептуальной картины субъекта и объекта власти на политических выборах. Дискурс борьбы складывается из нескольких дискурсов, авторы которых - предполагаемые субъекты власти, а также группы поддержки (или "команды"), принимающие участие в создании и распространении предвыборного текста того или иного кандидата" [6]. Основная функция предвыборного политического дискурса состоит в воздействии на общественное сознание,

увеличении в ходе кампании числа потенциальных избирателей, привлечении внимания к своей кандидатуре или партии не в последнюю очередь путем дискредитации политических оппонентов. В итоге побеждает тот, чьи предвыборные тексты оказались созвучны требованиям и ожиданиям электората, кто "в наибольшей степени подчинил и дискредитировал дискурс оппонентов" [6].

Таким образом, в сложной и острой политической борьбе принимают участие несколько субъектов:

1) адресант - участник, напрямую имеющий отношение к политическому процессу и по своему желанию направляющий речь к тому или иному адресату;

2) прямой адресат ("конкурент ") - участник, имеющий возможность участвовать в разговоре напрямую или отсутствующий в момент речи;

3) адресат-наблюдатель ("электорат") -третий участник политической коммуникации, внимания и голоса которого добиваются политики.

С целью комплексного изучения наименований лица, репрезентирующих адресанта предвыборного дискурса, был использован следующий алгоритм: во-первых, был составлен список всех наименований лица, встречающихся в агитационных материалах, во-вторых, номинации были распределены по лексико-семантическим группам (далее - ЛСГ), в-третьих, установлен рейтинг номинативной дробности групп, в-

четвертых, произведен подсчет апелляций к лексемам каждой ЛСГ и определен рейтинг частотности групп.

Подсчет количества лексем в каждой лексико-семантической группе наименований лица позволил определить рейтинг номинативной дробности ЛСГ, подсчет количества апелляций к ним

- рейтинг частотности. При этом в исследовании мы руководствовались известным в когнитивной лингвистике законом номинативной дробности (дифференциации, расчлененности денотативного поля, денотативной сферы), который заключается в том, что чем выше номинативная дробность, расчлененность той или иной денотативной сферы, тем большую важность имеют репрезентируемые совокупностью этих средств понятия в сознании носителей языка в данный период, на данном этапе развития общества и мышления [7: 98 - 99]. Как известно, с реальной частотой словоупотребления в речи действие данного закона прямо не связано, так как частотность единиц и наличие в языке номинативных средств

- разные вещи, частотность лексем зависит от типа дискурса, места общения и участников об-

щения. Однако выделение в текстах таких критериев, как номинативная дробность ЛСГ и частотность единиц, позволяет сделать ряд выводов о значимости тех или иных наименований лица при создании предвыборных текстов.

Адресантом в политическом предвыборном дискурсе, в первую очередь, являются политические деятели, принимающие участие в предвыборной гонке. Анализ предвыборных текстов позволяет выделить несколько лексикосемантических групп (ЛСГ) наименований лица, использующихся в предвыборном дискурсе для репрезентации участников предвыборной кампании. Данные наименования используются как самими политическими деятелями, так и авторами предвыборных текстов, освещающих ход избирательной кампании.

Наиболее распространенными ЛСГ являются группы наименований лица (НЛ) "по приверженности к идеологии", "по вхождению в партии, общественные движения", "по должности", "по участию в политических событиях", "по политическим функциям" (см. табл.)

Таблица

Рейтинги функционирования наименований

адресантов в предвыборном дискурсе^_______

Лексико- семантические группы количе- ство лексем рейтинг по номинативной дробности количе- ство апелля- ций рейтинг по частотно-сти

НЛ по приверженности к идеологии 18 1 82 4

НЛ по вхождению в партии, общественные движения 14 2 53 5

НЛ по должности 13 3 305 1

НЛ по участию в политических событиях 8 4 266 2

НЛ по политическим функциям 3 5 102 3

Всего 56 - 808 -

Наиболее частотными являются лексемы, входящие в такие лексико-семантические группы, как "НЛ по должности", "НЛ по участию в политических событиях", "НЛ по политическим функциям".

В группу "НЛ по должности" входят 13 номинаций: президент, премьер, вице-премьер, депутат, министр, заместитель, губернатор,

председатель, мэр, глава правительства, спикер, сенатор, чиновник. Данные лексемы широко используются в предвыборных текстах с целью характеристики участников предвыборной борьбы с точки зрения занимаемой ими государственной должности. Например: Сегодня среди кандидатов уверенно лидирует первый вице-премьер Дмитрий Медведев [www.president08.ru/ 2007/04/19]. Председатель ЦК КПРФ, выдвинутый на съезде кандидатом в президенты Российской Федерации, в завершении XII (внеочередного) съезда КПРФ выступил с обращением к соотечественникам. [http://kprf.ru/personal/

zyuganov/prog/53766.html?]. Получила определенное освещение и идея о возможном досрочном уходе В.Путина с поста Президента РФ. Это позволит ему, не меняя законодательства, баллотироваться через некоторое время на очередной президентский срок. На время, пока президент будет в отставке, исполнять обязанности Президента РФ будет действующий Глава правительства В.Зубков [http://www.vibori.net/

forecasts/?id=42].

В ЛСГ "НЛ по участию в политических событиях" представлены такие наименования, как кандидат, преемник, претендент, выдвиженец, самовыдвиженец, назначенец, самоход, политик. На начальном этапе избирательного процесса все участники являются претендентами на тот или иной пост, а после подачи и приема документов они получают официальный статус кандидатов: После публикации официального постановления претенденты на президентское кресло могут готовиться к выдвижению

[http://www.presidentrussia2008.com/]. И не позднее чем через 10 дней после приема всех необходимых бумаг российский Центризбирком обязан принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в его регистрации [http://www.presidentrussia2008.com/].

Особое место в ряду номинаций, обозначающих участников политических событий, в частности выборов, занимает лексема преемник. В отличие от лексем претендент и кандидат, представляющих лица, которые только предполагаются к избранию, назначению на должность, наименование преемник обозначает лицо, получающее / получившее должность по воле или желанию другого человека, стараниями кого-нибудь, что фактически предрешает исход избирательной кампании: Важнейшим фактором в состязании за место преемника президента является одобрение самого В.Путина

[http://www.vibori.net/forecasts/?id=3]. И шансы путинского преемника выглядят совсем не бесспорными, по крайней мере, на данный момент

[http://www.electorat.net/ news_2.php]. Политолог также сказал, что будущий преемник, скорее всего, возглавит правительство [http://izbiratel.ru /vyboryros/prezidentskie/2006/09/25/imya.html].

Интересными с языковой точки зрения являются входящие в данную группу номинации выдвиженец, самовыдвиженец и самоход. По данным толкового словаря Ожегова, лексема выдвиженец обозначала в первые годы советской власти "рабочего, выдвинутого на какую-нибудь ответственную должность" [9], в предвыборных же текстах данная номинация используется для репрезентации политического деятеля, выдвинутого от имени какой-либо политической партии или политического деятеля, в частности действующего президента, для участия в избирательной кампании: Зачем президенту заранее подставлять под удар своих выдвиженцев? [http://www.kp.rU/daily/23613.3/46814/]. При

удачном стечении обстоятельств одному выдвиженцу, мечтающему о президентском кресле, удастся произнести следующие слова: "Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина [http://www.presidentrussia2008.com/].

Наименование самовыдвиженец обозначает кандидата, который в отличие от выдвиженца выдвигается самостоятельно от своего имени: Несмотря на то, что Богданов возглавляет зарегистрированную в России партию, он участвует в выборах как самовыдвиженец. Другому самовыдвиженцу, экс-премьеру Михаилу Касьянову, в отличие от Богданова, не удалось успешно пройти процедуру проверки подписей - Центризбирком забраковал более 13% подписей в его поддержку [http://pda.rian.ru/politics/russia/ 20080124Z97674949.html].

Схожее значение в предвыборном дискурсе приобрела лексема самоход, ранее обозначавшая лишь самоходную машину или механизм [8]: Он (Прим. А.Богданов) самоход, сам себе придумывает идеи, самое главное, чтобы они были с огромным опережением на будущее, как Евросоюз, например [http://kandidat2008.viperson.ru/

main.php?ar3=560&ID=422707]. Следует отметить, что данная лексема встречается в предвыборных текстах реже, чем лексема самовыдвиженец.

В предвыборных текстах обращается внимание не только на занимаемые кандидатами должности, но и на их активную политическую роль и функции, выполняемые на государственной службе. Лексемы лидер, глава, руководитель, входящие в ЛСГ "НЛ по политическим функциям", используются для репрезентации

участников предвыборной гонки с точки зрения их политических функций: Лидер Демократической партии России Андрей Богданов в случае избрания президентом РФ не намерен выходить из масонской ложи, в которой состоит, сообщает РИА Новости во вторник, 29 января [http://www.viperson.ru/wind.php?ID=423077&soc h=1]. Большинство голосов респондентов отдано за высшую оценку президентства В.Путина -34,9% проголосовавших считают, что В.Путин

- лучший руководитель нашей страны за всю ее историю [http://www.vibori.net/forecasts/ ?id=24].

Интерес для избирателей представляет также вхождение кандидатов в политические партии и выражение претендентами на государственные посты определенной общественно-политической идеологии. Для характеристики кандидатов на государственные посты с точки зрения их членства в политических партиях используются наименования, входящие в ЛСГ 'ЩЛ по вхождению в партии, общественные движения": единоросс, яблочник, "нашист", "зеленый", справоросс,

"пенсионер", молодогвардеец, справедросс,

"наш", едрос, народоволец, другоросс,

ЛДПРовец, родинец. Данные наименования образуются различными способами: сложение -

"Единая Россия" - единоросс, "Справедливая Россия" - справедросс, справоросс, "Другая Россия" - другоросс; сложение с суффиксацией (сложносуффиксальный) - "Молодая Гвардия" -молодогвардеец, "Hародная воля" - народоволец; суффиксальный - "Hаши" - нашист, "Яблоко" -яблочник и т.д.

^пример: Лидер единороссов Борис Грызлов поблагодарил избирателей, сказав, что считает выборы "абсолютно прозрачными и демократичными " [http://www.utro.ru/articles/2007/12/03/ 698973.shtml]. Кроме того, на заседании могут проявиться наконец все противоречия, которые накопились среди справедроссов перед выборами [http://gzt.ru/politics/2007/12/0б/220042.html].

Уже в среду М.Касьянов подвергся преследованию со стороны молодежной организации "Наши"... В течение всего дня автомобиль М.Кась-янова хвостом преследовали четыре машины "нашистов". Вот такая проводится психическая атака. И надо понимать, что отступать нашисты не намерены [http://www.vibori.net/ forecasts/ ?id=31].

Самой большой по количеству лексем, репрезентирующих адресанта предвыборного дискурса, является группа 'ИЛ по приверженности к идеологии", в которую входят 1S наименований: коммунист, либерал, демократ, нацбол, "эсер", правый, левый, запутинец, консерватор, глобалист, националист, центрист, медведь, рогози-

нец, бабуринец, жириновец, путинец, стахановец. Большое количество лексем в данной ЛСГ объясняется прежде всего разнообразием политических движений, направлений и общественных организаций в политическом устройстве Российской Федерации, а распространенность их в предвыборном дискурсе обусловлена тем, что любой кандидат обязательно является выразите -лем и защитником идей определенного общественно-политического направления: Провальные результаты коммунистов объясняются тем, что политическая практика деятельности КПРФ - беззуба, архаична, безынициативна [http://www.preemniki.ru/publications/158]. Ко-

мичность всей этой ситуации добавляет также то, что, как известно, сами нацболы против любой демократии и убеждены, что стране нужен диктатор [http://www.vibori.net/forecasts/ ?id=27]. Народ поверил, что третий срок для В. Путина - это его, народа, воля и он устами ”за-путинцев” всех мастей требует со всех телевизионных каналов ее осуществления [http://www.vibori.net/forecasts/?id=50].

Следовательно, для репрезентации адресанта в современном предвыборном дискурсе используются наименования, характеризующие кандидатов на государственные посты в первую очередь по занимаемым ими должностям и выполняемым политическим функциям, по характеру их участия в политических событиях, в частности выборах, а также по вхождению в политические партии и выражению определенной общественно-политической идеологии.

Анализ текстовых употреблений лексем, входящих в данные группы, позволяет представить типовые признаки адресанта предвыборного дискурса, то есть политического деятеля, принимающего участие в избирательной кампании. Итак, политик (адресант предвыборного дискурса) - это человек,

1) занимающий ту или иную политическую должность,

2) участвующий в политических событиях,

3) выполняющий какие-либо политические функции,

4) входящий в партию, общественное движение,

5) являющийся носителем определенной идеологии.

1. Beaugrand Text linguistics in Discourse Studies //

Handbook of Discourse Analysis. - London, 1985. -

V.1. - P.41-70.

2. Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса.

- Волгоград: Перемена, 2000. - 368 с.

3. Карасик В. И. О типах дискурса // URL: б

http://www.rus-lang.com/education/discipline/ phi-lology/disrurs/material/material2 (дата обращения 23.04.2010). 7

4. Карасик В.И. Структура институционального

дискурса // Проблемы речевой коммуникации. -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000 (б). - С.25-33. S

5. Карасик В. И. О типах дискурса // URL:

http://www.rus-lang.com/education/discipline/ philology/disrurs/material/ material2 дата обращения 23.04.2010).

DENOMINATIONS REPRESENTING AGENTS IN PREELECTIONEERING DISCOURSE

V.N.Yapparova

Denominations representing the agent in pre-electioneering discourse are analyzed in this article. Denominations widely used in pre-electioneering texts are classified.

Key words: discourse, political discourse, denominations.

Яппарова Венера Нагимовна - ассистент кафедры межкультурной коммуникации и преподавания русского языка как иностранного Татарского государственного гуманитарнопедагогического университета.

Проскуряков М. Р. Дискурс борьбы (очерк языка выборов) // Вестник московского университета. Сер.9. Филология. - 1999. - №1. - С.34-49.

Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике. - Воронеж: Истоки, 2001. -191 с.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой (80000 слов и словосочетаний) / Электронная большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2005.

E-mail: venera230б@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.