Научная статья на тему 'Способы репрезентации избирателей в современном предвыборном дискурсе'

Способы репрезентации избирателей в современном предвыборном дискурсе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
154
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКУРС / СПОСОБЫ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ / ЛЕКСЕМА / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ / DISCOURSE / WAYS OF REPRESENTATION / LEXEME / POLITICAL DOCUMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Яппарова Венера Нагимовна

В данной статье рассматриваются основные группы наименований избирателей, функционирую-щих в современном предвыборном дискурсе. Анализируются наименования, репрезентирующие массового и традиционного избирателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WAYS OF REPRESENTATION OF VOTERS IN THE MODERN ELECTIONEERING CAMPAIGN

The names of groups of voters in the modern pre-election discourse are studied in this article. Denomina-tions representing mass and traditional voter are analyzed.

Текст научной работы на тему «Способы репрезентации избирателей в современном предвыборном дискурсе»

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2009. №1(16)

УДК 811.161.1 '373.233

СПОСОБЫ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ПРЕДВЫБОРНОМ ДИСКУРСЕ

© В.Н.Яппарова

В данной статье рассматриваются основные группы наименований избирателей, функционирующих в современном предвыборном дискурсе. Анализируются наименования, репрезентирующие массового и традиционного избирателя.

Ключевые слова: дискурс, способы репрезентации, лексема, политический документ

В современной российской нестабильной политической обстановке избирательный процесс играет немаловажную роль в становлении взаимоотношений между властью и обществом. Успех политических партий в избирательной кампании не в последнюю очередь зависит от электоральных предпочтений избирателей, формирующихся на основе соответствия позиции партии или кандидата их ожиданиям, тем идеалам и тому образу будущего, которые формируют партии и кандидаты в ходе предвыборной борьбы. Безусловно, каждая партия или кандидат на определенный политический пост стремятся выстроить свою избирательную кампанию с учетом ценностей потенциальных избирателей, ориентируясь на их предпочтения при составлении предвыборных политических текстов.

Актуальность работы обусловлена важностью изучения предвыборных политических текстов, в том числе особенностей функционирования лексико-семантических групп в предвыборном дискурсе.

Целью данной статьи является классификация основных групп избирателей, на которые ориентируются авторы политических текстов при составлении предвыборных программ и разнообразных агитационных текстов. Материалом работы послужили 1400 текстов двух избирательных кампаний в России - выборов в Государственную Думу V созыва 2007 года и выборов в президенты Российской Федерации 2008 года.

В задачу любого предвыборного политического документа входит обязательное решение двух основных задач:

1) информирование избирателей о том, что будет делать партия или кандидат, придя к власти, то есть обозначение путей и методов решения острых социальных проблем;

2) обозначение социальных групп, интересы которых отстаиваются.

До начала избирательной кампании проводится мониторинг среди потенциальных избирателей, который должен выявить преобладающие в обществе интересы. В дальнейшем на основе

данных мониторинга и строится вся предвыборная кампания.

В современных политических кампаниях на первый план выходит решение злободневных для российской действительности социальных проблем: повышение заработной платы и пенсий, обеспечение качественной медицины, бесплатного образования, доступного жилья, борьба с коррупцией. Следующим шагом является определение социальных групп, которых в наибольшей степени затрагивают эти проблемы. Таким образом определяется так называемый массовый избиратель, которого пытаются "зацепить" в своей предвыборной кампании все партии до единой. Кроме массового избирателя у каждой партии есть и своя конкретная целевая аудитория, интересы которой они отстаивают в ходе каждой кампании и всей своей политической деятельности. Таким образом, при составлении политических текстов каждая партия ориентируется как на массового избирателя, так и на конкретный сегмент электората.

Анализ предвыборных текстов позволяет выделить следующие группы наименований, идентифицирующих массового избирателя, к которому обращаются в своих предвыборных текстах все партии и кандидаты:

Таблица 1

По профес- сии По возрасту По способу получения денег По от-ношению к учебному процессу, заведению По полу Сово- купно- сти лиц

Врачи, Моло- Пенсио- Выпу- Муж- Народ,

учителя, дые лю- неры, скники чины, нация,

воспи- ди, по- льгот- (школы, жен- обще-

татели, жилые ники, вуза) щины ство,

препода- люди, бюд- граж-

ватели, моло- жетни- дане,

инжене- дежь, ки люди

ры, уче- старики

ные, рабочие, военно-служащие, предпри- нимате- ли

Наиболее частотными являются лексемы, входящие в группу наименования лица "по профессии", в которую входят названия популярных для российской действительности профессий: врачи, учителя, воспитатели, преподаватели, инженеры, ученые, рабочие, военнослужащие, предприниматели. Обращение к данной группе избирателей обусловлено несколькими причинами. Во-первых, в российском обществе вышеперечисленные профессии являются уважаемыми, престижными и востребованными.

С нами вместе Предвыборную программу Партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ” создавали сотни тысяч наших граждан: рабочие, предприниматели, военнослужащие, учителя, врачи, инженеры, ученые, студенты, пенсионеры, труженики села и работники культуры (Справедливая Россия).

Во-вторых, представители этих профессий являют собой социальную группу, которая находится в центре острых социальных проблем и, следовательно, интересы которой необходимо отстаивать и защищать.

Установить 25% надбавку к зарплате учителям, врачам, работникам культуры (Аграрная партия). Не менее чем в 2-3 раза повысить зарплату всем врачам и среднему медицинскому персоналу (Патриоты России). Ввести обязательную выплату социального пособия индивидуальному предпринимателю из федерального бюджета в случае его болезни или временной нетрудоспособности (Справедливая Россия). Вернуть все долги военнослужащим и сотрудникам милиции за участие в вооруженных конфликтах (ЛДПР). Уже в 2008 году 30 тысяч военнослужащих получат целевые жилищные займы (Единая Россия).

В предвыборных текстах некоторых партий и кандидатов наблюдается градация представителей вышеперечисленных профессий. Например, в своем предвыборном манифесте партия ЛДПР обращается не ко всем представителям профессий, а лишь - к их честной части:

ЛДПР обращается к честным учителям, врачам, инженерам, военнослужащим, ученым ..., кто за свой тяжелый труд получает нищенскую зарплату (ЛДПР).

Массовым избирателем в прямом смысле этого слова являются пенсионеры, льготники, бюд-

жетники; молодые и пожилые люди; выпускники (школы, вуза). Внимание партий и кандидатов к этому сегменту электората обусловлено, несомненно, их многочисленностью. Потенциально каждый избиратель может быть отнесен к какой-либо из этих групп, что повышает шансы партий и кандидатов на получение как можно большего количества голосов на выборах. Кроме того, пожилые и молодые люди представляют ту часть электората, которая в большей степени подвержена манипулятивному воздействию, оказываемому в любом предвыборном тексте. "Любое политическое выступление направлено на оказание воздействия на общественное мнение с целью убеждения адресата в правильности авторской позиции и привлечения аудитории на сторону автора, причем осуществляется это не только путем логической аргументации, но в большей степени за счет эмоционального воздействия на аудиторию, что следует из манипулятивной специфики текстов политического дискурса" [1, 10]. Согласно определению Е.Л.Доценко, манипуляция - это "вид психологического воздействия, исполнение которого ведет к скрытому возникновению у другого человека намерений, не совпадающих с существующими желаниями" [2, 59].

Открыть специальные магазины и аптеки для пенсионеров и малоимущих, где все товары и лекарства будут продаваться по твердым ценам (ЛДПР). Партия "Гражданская сила" предлагает реформировать пенсионную систему таким образом, чтобы главным источником дохода пожилого человека была достаточно высокая заработная плата в трудоспособном возрасте его самого и членов его семьи (Гражданская сила). Нынешнее поколение пенсионеров должно получить ощутимый выигрыш от рекордного роста цен на нефть (Яблоко). Необходимо восстановить все формы бесплатного образования и вернуть молодежь на школьные и студенческие скамьи (ЛДПР). Дать возможность молодежи приобрести собственное жилье (Патриоты России). Выплачивать выпускникам вузов при распределении на село подъемные в размере 100 тысяч рублей (Аграрная партия).

Из примеров видно, что партии не предлагают конкретных действий по улучшению жизни данной социальной группы и решению касающихся их проблем, а ограничиваются общими фразами, констатирующими необходимость проведения мероприятий по улучшению сложившейся в обществе ситуации. Однако оказание внимания проблемам избирателей, входящих в данную группу, играет на руку партиям и избирателям, так как в большинстве своем эта группа избирателей не вникает в суть предвыборных текстов.

В.Н.ЯППАРОВА

При определении потенциального круга избирателей становится значимым и признак пола. В сложной социально-экономической ситуации XXI века представители обоих полов испытывают чувство социальной незащищенности, что и обыгрывается в предвыборных текстах. Иерархия жизненно важных ценностей женской части электората может быть представлена формулой: дом - семья - дети - родители. Партии и кандидаты предлагают свои пути и методы сохранения этих ценностей и качественного улучшения уровня жизни женщин:

Русской женщине необходимо в полном объеме вернуть ее главную, естественную функцию

- быть заботливой, ласковой матерью, любящей, верной женой, надежной хранительницей очага традиционной семьи. Для этого надо по возможности освободить ее от участия в материальном содержании семьи, сохранив при этом право на оплачиваемую трудовую деятельность лишь в качестве дополнительного занятия или способа самореализации (Народный союз). Обеспечить возможность каждой женщине и каждому ребенку получать качественную и бесплатную медицинскую помощь без изнурительных очередей (Патриоты России). Устойчивое большинство в Партии составляют женщины

- 56,3%. Значит, порядок будет! (Справедливая Россия). Где-то читал, что в одном из дагестанских аулов на могиле несчастной женщины лежит плита с высеченными словами: "Будь проклят этот мир, где я кувшин золота не могла выменять на горсть зерна для своих детей". Это бы золотом отчеканить во многих правительственных кабинетах (Аграрная партия).

В предвыборных текстах также отстаиваются и интересы мужской части электората, хотя они четко и не прописываются, что обусловлено правилами гендерной репрезентации.

"ПАТРИОТЫ РОССИИ" - мужчинам, защитникам и опоре семей. Обеспечить доход главы семьи на уровне, достаточном для полного обеспечения всех потребностей и нужд семьи (средняя зарплата по стране должна быть не менее 30 000 рублей в месяц) (Патриоты России). Крепость семьи и общества в нашей стране традиционно зависит от того, насколько полно и успешно в них свои задачи выполняют мужчины. Прежде всего, создавая для своих семей соответствующие материальные условия жизни, строя для них дома, посильно участвуя в воспитании детей, защищая свой очаг и решая иные, сугубо мужские вопросы. При этом мужчина в России просто обязан быть крепким хозяином (Народный союз).

Довольно часто в своей избирательной кампании кандидаты и партии обращаются не к ка-

кой-либо конкретной социальной группе, а ко всем избирателям в целом. Это отражается в применении в политических агитационных материалах таких наименований, как народ, нация, общество, граждане, люди. С помощью данных номинаций осуществляется задача отождествления с потенциальными избирателями.

Мы, народ, каждый из нас, должен, наконец, понять, что такое власть (ЛДПР). Вместе с Народным правительством партия решала реальные проблемы простых людей ... (Патриоты России). Иными словами, мы должны активно работать над продвижением партии как ведущей законотворческой силы в будущей Думе, способной реально защитить интересы граждан (Справедливая Россия).

Кроме массового избирателя каждая партия или кандидат имеет свой традиционный электорат, представляющий собой ту часть электоральной аудитории, которой близки политические убеждения кандидатов, позиции и принципы партии. Традиционный электорат - это те избиратели, к которым обращаются партии и кандидаты в любой своей избирательной кампании независимо от сложившейся социально-политической ситуации, общественных предпочтений. Таким образом, у каждой российской партии есть свой традиционный сегмент электората:

Таблица 2

Партия Традиционный электорат

Аграрная партия Работники АПК, сельские труженики, фермеры, садоводы, экологи, казачество, сельская интеллигенция, защитники земли

Гражданская сила Автомобилисты, автовладельцы, водители, налогоплательщики, мигранты, иммигранты

ДПР, Яблоко Средний класс

КПРФ Трудовой народ

ЛДПР Крестьяне

Народный союз Православные, неверующие, духовенство

Патриоты России Славяне, обманутые дольщики, вкладчики Сбербанка, владельцы садовых, огородных и дачных участков, наемные работники

Справедливая Россия Узники концлагерей, жертвы репрессий, жители блокадного Ленинграда, труженики тыла, участники ВОВ, ветераны труда, ветераны боевых действий, заключенные, осужденные

Данные группы избирателей упоминаются в каждом политическом выступлении представителей партий или кандидатов, в любом предвыборном тексте.

Демократическая партия России всегда называла себя "партией среднего класса" и отстаивала позицию европейского пути развития для страны (ДПР). Мы обращаемся ко всем русским людям - православным и неверующим, молодым и пожилым, мужчинам и женщинам, предпринимателям и работникам, служащим и пенсионерам, ученым и деятелям культуры, нашему духовенству, с призывом к национальному единению во имя России, ее возрождения и расцвета, ее великого и славного будущего (Народный союз). Главный ресурс партии, ее политическая опора - это сторонники АПР: сельские труженики, жители малых и больших городов, фермеры, казачество, ветераны и молодежь, деятели науки и культуры, сельская интеллигенция, все, кто связан с землей, кто является ее патриотом и защитником (Аграрная партия). Поэтому политическая защита интересов автомобилистов от коррумпированных представителей ГИБДД, государственных и местных властей решает задачу формирования и расширения среднего класса (Гражданская сила).

Таким образом, большинство предвыборных текстов во многом схематичны. Это связано, в первую очередь, с тем, что авторы агитационных текстов умело используют знания о потенциальном электорате. Можно с уверенностью сказать, что в каждом предвыборном политическом тексте содержится обращение к наиболее ущемленным социальным группам, находящимся в центре острых социальных проблем, то есть к массовому избирателю. Наиболее популярными и частотными наименования, идентифицирующими массового избирателя в предвыборных тек-

стах, являются наименования, входящие в группы "по профессии", "по возрасту", "по способу получения денег", "по полу", а также наименования совокупности лиц. Кроме того в предвыборных текстах из раза в раз повторяются призывы к традиционному электорату проголосовать за партию или кандидата, что обеспечивает партиям и кандидатам постоянный устойчивый процент голосов на выборах. Традиционный электорат репрезентируется с помощью самых различных наименований: автомобилисты, налогоплательщики, жертвы репрессий, работники АПК, фермеры, средний класс и т.д. Многообразие наименований традиционного сегмента электората напрямую связано с различием в политических позициях, предпочтениях и принципов партий и кандидатов. Так, "Аграрная партия" отстаивает интересы работников АПК, фермеров, сельских тружеников; "Патриоты России" - славян; "Народный союз" - православных, духовенства. Все это представляет собой умелое манипулирование общественным мнением, голосами избирателей в ходе любой информационной, пропагандисткой, избирательной кампании. Для российской политической системы стало обыденным превращение интересов, мнений, проблем вышеперечисленных групп избирателей лишь в средство достижения утилитарных политических целей. В меньшей степени они служат для реального преобразования общества, защиты прав и интересов электората, а в целом - всего населения.

1. Изюров А.М. Актуализация речевого субъекта в политическом дискурсе: На материале современного немецкого языка: Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. - Санкт-Петербург, 2005. - 24 с.

2. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. - М., 1996.

THE WAYS OF REPRESENTATION OF VOTERS IN THE MODERN ELECTIONEERING CAMPAIGN

V.N.Iapparova

The names of groups of voters in the modern pre-election discourse are studied in this article. Denominations representing mass and traditional voter are analyzed.

Key words: discourse, ways of representation, lexeme, political document

Яппарова Венера Нагимовна - аспирант кафедры русского языка как иностранного Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета

E-mail: venera2306@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.