Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МОЛОДЕЖНОГО СЛЕНГА В СМИ'

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МОЛОДЕЖНОГО СЛЕНГА В СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
969
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНЫЙ СЛЕНГ / ПРЕССА / СМИ / ТЕКСТ / ФУНКЦИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Смеюха В. В.

Развитие медиасреды, глобализация способствуют увеличению объема молодежного сленга, на что обращают внимание ученые, журналисты, представители профессиональных сообществ. В статье рассматривается тема использования современного молодежного сленга в публикациях массовых периодических изданий. Были проанализированы тексты изданий «Известия», «Коммерсантъ», «Ведомости», «Московский комсомолец», «Российская газета», «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», размещенные на их сайтах в период с апреля 2023 г. по 2021 г. (использовались следующие методы исследования: контент-анализ, наблюдение, сравнение, филологический анализ текстов). Автор делает заключение, что молодежные сленгизмы не являются распространенными в текстах массовой периодической печати, используются лишь некоторые наиболее популярные языковые единицы. Включение молодежных сленгизмов в публикации СМИ отображает развитие языка молодежи; как правило, данные слова используются журналистами с целью разъяснения широкой аудитории значения новых слов молодежного языка, описания молодежной среды, в прямой речи героев публикаций; некоторые слова утвердились в сферах культуры, спорта, технической отрасли, что фиксирует периодика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FUNCTIONING OF YOUTH SLANG IN THE MEDIA

The development of the media environment and globalization contribute to an increase in the volume of youth slang, which scientists, journalists, and representatives of professional communities pay attention to. The article deals with the topic of the use of modern youth slang in the publications of mass periodicals. The texts of “Izvestia”, “Kommersant”, “Vedomosti”, “Moskovsky Komsomolets”, “Rossiyskaya Gazeta”, “Komsomolskaya Pravda”, “Argumenty i Fakty” published on their websites from april 2023 to 2021 were analyzed (the following research methods were used: content-analysis, observation, comparison, philological analysis of texts). The author concludes that youth slangisms are not common in the texts of mass periodicals, only some of the most popular language units are used. The inclusion of youth slangisms in media publications reflects the development of the language of youth; as a rule, these words are used by journalists to explain to a wide audience the meaning of new words of the youth language, descriptions of the youth environment, in the direct speech of the heroes of publications; some words have established themselves in the fields of culture, sports, technical industry, which is recorded by periodicals.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МОЛОДЕЖНОГО СЛЕНГА В СМИ»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. Научный журнал. 2023. Том 9 (75). № 2. С. 137-148._

УДК 811, 070

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МОЛОДЕЖНОГО СЛЕНГА В СМИ

Смеюха В. В.

Южный федеральный университет,

Ростовский государственный университет путей сообщения

Ростов-на-Дону, Россия

E-mail: [email protected]

Развитие медиасреды, глобализация способствуют увеличению объема молодежного сленга, на что обращают внимание ученые, журналисты, представители профессиональных сообществ. В статье рассматривается тема использования современного молодежного сленга в публикациях массовых периодических изданий. Были проанализированы тексты изданий «Известия», «Коммерсантъ», «Ведомости», «Московский комсомолец», «Российская газета», «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», размещенные на их сайтах в период с апреля 2023 г. по 2021 г. (использовались следующие методы исследования: контент-анализ, наблюдение, сравнение, филологический анализ текстов). Автор делает заключение, что молодежные сленгизмы не являются распространенными в текстах массовой периодической печати, используются лишь некоторые наиболее популярные языковые единицы. Включение молодежных сленгизмов в публикации СМИ отображает развитие языка молодежи; как правило, данные слова используются журналистами с целью разъяснения широкой аудитории значения новых слов молодежного языка, описания молодежной среды, в прямой речи героев публикаций; некоторые слова утвердились в сферах культуры, спорта, технической отрасли, что фиксирует периодика.

Ключевые слова: молодежный сленг, пресса, СМИ, текст, функции

ВВЕДЕНИЕ

Тема молодежного сленга является популярной в научной среде [5, 15, 8]. Однако она не является новой [4]. Так, например, в 60-е гг. прошлого столетия употреблялись сленговые слова «хилять» (неспешно прогуливаться), «стилять» (танцевать), «котлы» (наручные часы); в 70-е гг. - «герла» (девушка), «прикид» (одежда), «фейс» (лицо, внешний вид); в 80-е гг. - «сейшен» (концерт), «туса» (компания), «тугрики» (деньги) и др. Наличие у молодежной аудитории своих популярных сленговых слов свидетельствует о развитии языка, о влиянии на него внешних факторов, а выход из употребления некогда широко употреблявшихся сленгизмов - об изменении условий их использования языковой личностью [13], о дальнейшем развитии молодежного сленга.

Под «молодежным сленгом» принято понимать экспрессивно и эмоционально окрашенную лексику молодежной аудитории, отклоняющуюся от литературной и языковой нормы. Однако, если термин «сленг» однозначно интерпретируется в ряде словарей: «вариант разговорной речи (в т.ч. экспрессивно окрашенные элементы этой речи), не совпадающий с нормой литературного языка» [20, с. 1110], «экспрессивно и эмоционально окрашенная лексика разговорной речи, отличающаяся от принятой литературной языковой нормы» [21, с. 385], то с трактовкой определения «молодежный» возникают проблемы. Некоторые ученые ссылаются на Федеральный закон «О молодежной политике в Российской Федерации», в котором дается

137

следующее определение категории «молодежь»: «социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно». Если же рассматривать возрастную группу, использующую молодежный сленг, то мнения ученых относительно её возрастных рамок разнятся: например, «люди 11-30 лет» [7], подростки [19], выявляют наличие своего сленга и у студентов [3].

Выделим некоторые причины развития молодежного сленга. Во-первых, это активное развитие медиасреды, позволяющей интегрировать в язык зарубежные слова и выражения. Функционирование социальных сетей, объединяющих аудиторию, говорящую на разных языках, использование компьютерных игр, просмотр международных онлайн-трансляций, зарубежных фильмов и т. д. способствуют появлению новых сленговых слов. И, если ранее ученые анализировали журналы и газеты в качестве превалирующих каналов, распространяющих молодежный сленг [16, 19], то сегодня их внимание сосредоточено на интернет-коммуникациях [9, 10, 14, 25]. Во-вторых, возможность посещения зарубежных стран, общение с носителями языка ведут к усвоению новых слов; и, в-третьих, глобализация способствует широкому заимствованию английских слов, которые лежат в основе молодежных сленгизмов.

На современном этапе использование молодежью интернет-медиа, развитие технической среды, рост медиапотребления привели к широкому распространению молодежного сленга, на что обращают внимание не только ученые [6, 12], но и журналисты - публикации на данную тему в СМИ и массмедиа привлекают внимание массовой аудитории (например, Евграфова Ю. Ауф, лойс, краш: лингвисты рассказали о пользе сленга поколения Ъ // Вечерняя Москва. 05.04.2021; Не агрись, думер! 22 слова, которые помогут понять поколение Ъ // РБК. 6.03.2021; В России начали составлять карту молодежного сленга // 28.01.2022 и др.) и представителей профессиональных сообществ (Суворова Л. По-молодежному: эксперты объяснили подростковый сленг, который не всегда понятен взрослым // Учительская газета. 7.02.2022; Сереброва А. Будь крашем: краткий путеводитель по молодежному сленгу для учителей // Учительская газета. 31.07.2022; «Краш», «форсить», «ситуация сюр»: как общаются зумеры в 2023 году // Sostav.ru. 11.01.2023 и др.). И журналисты, и ученые [17, 22, 2] фиксирует как позитивные, так и негативные оценки молодежного сленга широкой аудиторией и научным сообществом. Выходят словари молодежного сленга, причем данные издания могут быть составлены как учеными-филологами [11, 18], так интернет-пользователями: «Словарь молодежного сленга» (Vc.ru. 2.04.2021), (Дзен. 17.05.2023). В комментариях к последним читатели добавляют новые языковые единицы, что позволяет отображать инновации в речи молодежной аудитории.

В связи с тем, что медиасреда отображает развитие молодежного сленга, рассмотрим его использование в текстах массовых СМИ. Целью данного исследования является выявление частоты использования популярных слов молодежного сленга в периодической печати; рассмотрение особенностей и функций их включения в материалы прессы.

138

_Смеюха В. В._

Методы исследования и эмпирическая база

По заключению исследователей, современный молодежный сленг чаще встречается в социальных сетях и молодежных СМИ. Однако данные слова и выражения фиксируются и в массовой прессе, адресованной широкой аудитории. Рассмотрим массовые периодические издания в сети интернет и, проанализировав их контент, определим, насколько часто периодика использует молодежный сленг и каковы функции использования данных слов в публикациях. Были использованы следующие методы исследования: контент-анализ, наблюдение, сравнение, филологический анализ текстов.

Для анализа были выбраны издания, представленные в рейтинге «ТОП-10 СМИ. Газеты. Февраль 2023» (компания «Медиалогия»): «Известия», «Коммерсантъ», «Ведомости», «Московский комсомолец», «Российская газета», «Комсомольская правда», «Аргументы и факты». В процессе работы были использованы сайты указанных изданий, что позволило включить в исследование материалы газет и изданий их филиалов («АиФ в Беларуси», «АиФ Урал», «АиФ Владивосток», «Коммерсантъ Урал», «МК Сахалин», «МК Псков», «МК Омск»). Перечень сленгизмов, которые исследовались в СМИ, был взят из научной работы «Американский молодежный сленг в российских медиа», её авторы определили сленговые слова, которые молодежь наиболее часто использует в процессе общения на платформах социальных медиа [1]. Хронологические рамки исследования - с апреля 2023 г. по 2021 гг. (за исключением издания «Коммерсантъ» — на его сайте материалы представлены за 2023-2022 гг.).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Профессор Г. Я. Солганик в статье «Современная языковая ситуация и тенденции развития русского литературного языка» указывал, что «язык СМИ - это своеобразный мост между национальным и литературным языком. Прежде чем стать достоянием литературного языка, средства национального языка проходят обработку в языке СМИ. В конечном итоге язык СМИ становится главным фактором развития и национального, и литературного языка» [23]. Следовательно, языковые изменения и инновации отображаются на страницах периодических изданий. Исключением не являются и слова молодежного сленга.

Отметим, что, несмотря на то, что выбранные для анализа издания не являются молодежными, молодежная аудитория входит в их читательскую категорию: у газеты «Известия» 5 % читателей в возрасте от 16 до 19 лет, 11 % — от 20 до 24 лет, 20 % — от 25 до 34 лет (Медиакит 2018); у «Российской газеты» 17 % — молодежь возрастной группы «16-24», 14 % - «25-34» (Медиакит 2023); у издания «Коммерсантъ» 12 % -аудитория «16-24», 28, 4 % - «25-43» (Медиакит 2020); у газеты «Ведомости» 18 % читателей - молодежь до 25 лет (Медиакит 2022); у «Московского комсомольца» 9,5 % - группа от 18 до 24 лет, 28,4 % - от 25 до 34 (Similarweb.com. 2023); у «Комсомольской правды» 10 % - от 10 до 24 лет, 19 % - от 25 до 34 лет (Медиакит 2023); у издания «Аргументы и факты» 13 % — читатели в возрасте от 12 до 24 лет, 39 % - от 24 до 39 лет (Медиакит 2022). Таким образом, молодежь является частью читательской аудитории рассматриваемых СМИ, следовательно, издания должны

139

учитывать интересы данной аудиторной группы, что будет отражаться в тематике прессы и языке публикаций.

В ходе анализа текстов указанных СМИ были получены следующие результаты:

1. Слово «чилить» (от англ. chill - расслабляться) обозначает «отдыхать», «расслабиться», «ничего не делать». Слова «чилить», «на чиле» редко используют в текстах СМИ: в «Российской газете» было выявлено 3 публикации с указанными языковыми единицами, в «Аргументах и фактах» — 2, в «Комсомольской правде» — 2, в «Московском комсомольце - 1.

Данное слово встречается в текстах образовательного характера. Авторы газет обращают внимание на сленгизмы, используемые молодежью, - размещают материалы с разъяснением данных языковых единиц: В. Сидорчук «Что означает выражение "быть на чиле"» (АиФ в Беларуси. 17.07.2022), «Не понял, о чём ты говоришь: краш, чилить, падра и другие модные слова» (АиФ Урал. 05.10.2021). «Комсомольская правда» посвятила материал педагогу из Бурятии, составившей словарь «школьного языка», и в тексте приводится пояснение некоторых слов из лексикона 13—15-летних подростков (Липчинская О. Кто такая крашиха и умеете ли вы флексить: Учительница из Бурятии составила разговорник из школьных словечек // КП. 31.10.2022); автор материала использует в тексте подзаголовки, один из них -«Раньше все было лол, а сейчас уже все на чиле», тем самым журналист показывает развитие молодежного сленга - появление новых слов: «лол» (громко, вслух смеяться) - слово, распространившиеся в русскоязычном интернет-пространстве 1990—2000-х гг., сегодня же молодежь использует много новых сленговых слов и выражений. Основная идея образовательных публикаций, в которых дается разъяснение новых сленгизмов, — помочь аудитории понять язык молодежи. Как правило, такие тексты адресованы родителям подростков, их взрослому окружению, учителям.

Сленговые слова, используемые в социальных медиа, переходят в материалы периодических изданий. Подтверждение тому - публикация в газете «Аргументы и факты Владивосток»: «На чиле: в сети показали, как на самом деле работают приморские строители» (16.06.2022). Житель Владивостока сфотографировал местных рабочих и выложил фотографию в сеть, подписав её «На чиле». Из сети фотография попала в издание вместе со сленгизмом, который её сопровождал.

2. Слово «краш» (от англ. crush - раздавить, растоптать) в молодежном сленге обозначает «любимый», «тот, в кого влюблен», «тот, кто нравится», при этом объект любви может быть тайным, не отвечать взаимностью.

Данная языковая единица является распространенной в исследуемых газетах (в сравнении с другими молодежными сленгизмами): так, например, в издании «Известия» было выявлено 58 материалов с данным словом, в «Российской газете» — 33, в «Коммерсанте» - 32, в «Комсомольской правде» — 9, в «Ведомостях» — 7, в «Московском комсомольце» - 2, в «Аргументах и фактах» - 2. Столь значительное количество публикаций объясняется тем, что «Известия», «Коммерсантъ», «Российская газета» регулярно сообщают о новиках в автомобильной сфере, при этом упоминают «краш-тесты», использующиеся на этапе испытания новых автомобилей.

140

_Смеюха В. В._

Данную группу материалов мы не будем рассматривать, вследствие того что их авторы используют в текстах технический термин, а не сленгизм.

Тематический анализ публикаций, в которых используется сленгизм «краш», позволяет разделить их на несколько групп.

Выделяются материалы образовательной направленности, их авторы разбирают значение сленговых слов: О. Ивашко «Что означает слово «краш» на современном сленге?» (АиФ в Беларуси. 07.10.2021), С. Цыганкова «Должен ли учитель знать, чем "кринж" отличается от "краша"» (РГ. 8.03.2021) и др.

Выявляется группа материалов, посвященных изучению отношения различных групп населения к иноязычным и сленговым словам: широкой аудитории — на основе социологических исследований, в том числе, и к слову «краш»: «... самыми раздражающими англицизмами россияне считают слова «краш» (11 %), «брейншторм» (3 %) и «дедлайн» (3 %). (Названы самые популярные среди россиян англицизмы // Известия. 6.06.2022), подростков: «64 % опрошенных используют слово "форсить", 63 % — слово "краш"» (Баласян Л. «Дзен»: самыми популярными среди зумеров стали слова «форсить» и «краш» // Коммерсантъ. 11.01.2023), депутатов, разрабатывавших законопроект, касающийся норм использования русского языка: «. издание предлагало «современной бабушке» не ругать внуков «за слова "денсить", "кульный" и "краш"», поскольку «это нормальная для молодого человека игра с языком и словом». Однако госпожа Ямпольская сообщила, что комитет выступает за "чистоту родного языка"» (Воронов А. Депутаты поговорили на чистоту языка // Коммерсантъ. 13.12.2022), учёных: «Доктор филологических наук, директор филологического факультета (департамента) УрФУ Анна Плотникова добавила, что задача состоит в том, чтобы ограничить использование популярных иностранных слов, которые «загрязняют речь» и могут быть заменены на русские аналоги. Например, "анриал", "криповый", "краш"» (Якушева К. «Словари создает не государство, словари создаем мы с вами» // Коммерсантъ Урал. 06.03. 2023).

Анализ текстов СМИ показывает, что слово «краш» встречается в текстах вследствие того, что журналист цитируют речь героя, который использовал данную языковую единицу, например: «Константин Анисимов: «Не буду скромничать, но я идеально подхожу на роль ведущего этого шоу. Ведь с одной стороны, я до сих пор помню те времена, в которые шоу-бизнес называли эстрадой, а с другой — могу перевести для вас такие слова, как "кринж", "краш" и "вайб"!» (17 сентября на МУЗ-ТВ стартует масштабное шоу «Битва поколений» // Известия. 26.08.2022).

Необходимо отметить, что слово «краш» получило распространение в сферах культуры, пищевого производства, что отражают СМИ. Так, популярные певцы К. Кока и Д. Прытков (№1ейо) исполнили песню «Краш» (2020 г.), пресса упоминает данный факт в связи с информированием об их деятельности: «Данилу Прыткова (настоящее имя исполнителя) публика знает по «Любимке» и дуэту с Клавой Кокой («Краш»)» (КП. Концерт №1ейо. 2023), «... хитом: ломким, бойким на эмоции и настроения дуэтом «Краш» с Клавой Кокой» (Алексеев А. Рэпер №1ейо представил новый альбом // РГ. 04.04.2022). В Санкт-Петербурге был поставлен молодежный спектакль «Краш в сердце» — о нем написали издания «Коммерсантъ» (Троянская Т. Больше, чем спектакль // Коммерсантъ. 21.11.2022), «Комсомольская

141

правда» (Фестиваль «Территория.Kids» // КП. 2022), «Российская газета» (Мазурова С. «Краш в сердце» и стендап «Кот Бр*дского». В Петербурге появился новый театральный фестиваль // РГ. 23.03.2023). Газета «Коммерсанты» сообщила о выпуске новых чипсов: «Максим Сушинский начнет выпуск чипсов под брендом "Краш лаваш"» (Куркин К. Экс-хоккеист почувствовал «Вкус золота» // Коммерсантъ. 21.06.2022).

И всего в одной публикации слово используется журналистом для передачи собственного отношения к событию. Вл. Гаврилов является автором материалов об автомобилях. Описывая очередную новинку на авторынке, он делает заключение о её низкой безопасности, что отображается уже в названии публикации «Джип не твой краш. Популярные кроссоверы оказались небезопасны» (АиФ. 22.12.2022). Включение в текст популярного сленгизма, с одной стороны, ориентирует материал на молодежную аудиторию, интересующуюся авторынком, с другой стороны — является элементом иронии.

3. Слово «кринж» (от англ. сп^е - съеживаться, сжаться) обозначает «чувство стыда, испытываемое за другого человека».

Рассматриваемое слово было выявлено в 22 текстах «Московского комсомольца», в 10 - «Российской газеты», в 6 - «Аргументов и фактов», в 5 -«Коммерсанта», в 1 - «Комсомольской правды».

Анализ публикаций показал, что слово «кринж» используется в материалах образовательной направленности, посвященных вопросам молодежного сленга, русского языка: О. Ивашко «Что означает слово "кринж"?» (АиФ в Беларуси. 20.11.2021), «Соулмейт, фан, кринж, краш, Мэри Сью* ...» (Скорондаева А. Как увлечь подростков литературой, если ты не Джоан Роулинг // РГ. 11.10.2022) и др.

В публикациях рассматриваемое слово может использоваться в авторском тексте, выбирая для описания ситуации именно данную языковую единицу, автор показывает собственное отношение к происходящему: «В этом разрезе становится интересно, как господин Ефремов-младший согласился участвовать в этом балагане, потому что наибольший кринж (уж простите за сленговые словечки, идеально подходящие под описание ситуации) вызывают сцены с его участием» (Бобров Б. Как американцы «Тетрис» в СССР покупали // РГ. 22.04.2023).

Сленгизм может применяться для описания молодежной среды: «.быстро вошла в роль прилежной ученицы модника, бойко и не без самоиронии чеканя молодежным новоязом, вроде «кринж», «олдовый», «зашквар», «бэнгер» и т.д.» (Легостаев И., Гаспарян А. Агутина, Киркорова, Баскова и других звезд озолотили наградами в Кремле // МК. 03.12.2021).

Слово сохраняется в прямой речи героев публикаций, что помогает читателю соотносить их с молодежной аудиторией: «. он все это время не сводил с меня глаз, а я перманентно ловила кринж от происходящего» («Ты не знаешь, что в Афгане было»: жители Сахалина вспомнили свои неудачные свидания // МК Сахалин. 14.02.2023); «В общем, друзья, ситуация — кринж. Только я с утра сказала, что у меня будет очень продуктивный день, и судьба, видимо, сказала...» (Что за история с эвакуацией машины Загитовой и ее аварией в такси? // АиФ. 23.03.2023).

142

_Смеюха В. В._

4. Слово «донатить» (от англ. donate - жертвовать) используется в значении «делать денежное пожертвование». Слово «донат» получило широкое распространение в компьютерных играх и блогерстве.

В силу популяризации интернет-среды, интернет-игр, деятельности в сети интернет языковая единица «донат» стала весьма популярной, что фиксирует пресса, так, с помощью поисковика по ключевому слову «донат» было найдено в газетах: «Известия» — 173 материала, «Московский комсомолец» — 126, «Коммерсантъ» — 34, «Аргументы и факты» — 24, «Российская газета» — 21, «Комсомольская правда» — 8.

Слова «донат» и «донатить» используются в публикациях, посвященных блогерам, музыкантам, описанию вознаграждения: Боярский А. «Блогеров стали донатить в пять раз чаще, а чаевые выросли на 11 %» (РГ. 08.09.2022), Никольская В. «"Деда убили водкой и донатами": участник треш-стрима Дед из Смоленска умер в прямом эфире» (КП. 29.02.2021), «Стримерша собрала донаты на «Буханку» для российских военных» (Известия 12.11.2022), Лебедева В. «Музыканты сыграли за донат» (Коммерсантъ. 28.12.2022), «По данным «Известий», Дарья перечисляла донаты запрещенной в России экстремистской организации» (Подозреваемая во взрыве в кафе Петербурга объявлена в розыск // Известия. 3.04.2023) и др.

5. Слово «вайб» (от анлг. vibe - вибрация) в молодежном сленге обозначает чувство атмосферы вокруг чего-либо (события, мероприятия, человека), общее настроение.

Данное слово нечасто употребляется в тесках периодических изданий: было отобрано 13 публикаций в газете в «Коммерсантъ» (с 2023 по 2022), в «Российской газете» — 9, в «Московском комсомольце» — 6, в «Аргументах и фактах» — 6, в «Известиях» — 6, в «Комсомольской правде» — 5. Языковая единица используется в текстах образовательной направленности и публикациях, посвященных результатам социологических исследований на тему языка: «Вот умеешь ты, Саша, убить вайб и обломать чилл ...» (Новоселова Е. На каком языке говорят российские школьники // РГ. 14.04.2022), «Помню, старшее поколение возмущалось, услышав слова "чувак" или "ништяк", а сейчас про них уже забыли. То же будет с новыми словечками вроде "вайб'" и "кринж"» (Невмержицкая Н. Опрос: какие иностранные слова раздражают читателей «СОЮЗа» // РГ. 22.03.23).

Слово «вайб» присутствует в прямой речи героев публикаций: «Марфа оказалась совершенно невероятным партнером, она мгновенно поймала телевизионный вайб» (Легостаев И. Тутта Ларсен вспомнила неловкую историю с блинами // МК. 13.03.2021), «Например, в партии «Новые люди» не все ребята заточены под политическую деятельность. Они несут вайб, приходишь — там своя атмосфера, создается комьюнити по интересам», — рассказал Артурс Екабсонс» (Иванова Т. Псковская молодёжь рассказала, зачем идёт в политику // МК Псков. 19.08.2021) и др.

Но чаще всего слово «вайб» используется авторами текстов для описания атмосферы события, праздника, концерта, кинофильма, времени, эпохи: Янчицкий К. «Криминальные разборки и ностальгический вайб: сериал «Кафе Куба» стартует на ТВ» (МК Омск. 03.03.2023), «Зрителей ждет живой звук, отличное настроение и ни с чем не сравнимый фирменный пиццевский вайб» (Концерт группы «Пицца» //

143

КП. 2022), «... сразу поймали рок-н-ролльный вайб и от души аплодировали артистам» (Гаспарян А., Легостаев И. Кристина Орбакайте возглавила «выборную» комиссию» (МК. 20.10.2021), Нестеренко Н «Калифорнийский вайб и русская ментальность» (Коммерсант. 28.10.2022), «Путешествие начнется с Острова свободы. Пропитавшись кубинским вайбом и вдохновившись песнями уличных исполнителей, команда «Европы Плюс» направится в Мексику» (Саундтрек лета. Слушатели «Европы Плюс» поедут в Латинскую Америку // АиФ. 03.04.2023) и др.

6. Слово «читерить» (от англ. cheat - обманывать) обозначает «нарушать правила игры». Стало популярным и слово «читер» — «нечестный игрок». Как правило, публикации, в текстах которых встречаются слова «читер», «читерить», связаны с миром спорта, компьютерных игр: «Представитель СМИ спросил Медведева о том, как он относится к «клейму обманщиков», которое якобы несут русские, и назвал при этом российских спортсменов "читерами"» (В чилийском издании объяснили вопрос теннисисту Медведеву на Олимпиаде // Известия. 28.06.2021), «Это не игра: в Китае разоблачили сеть разработчиков ПО для читеров» (Известия. 07.04.2021), «Гроссмейстер более сотни раз «читерил» в онлайн-партиях, в том числе в играх с призовым фондом» (Сулейманова Д. Гроссмейстера-тинейджера из США обвинили в жульничестве: пострадали Карлсен и Непомнящий // МК. 05.10.2022) и др.

Встречаются и производные языковые единицы от слова «читер», например: Буланов С. «В мировых шахматах разразился читерский скандал» (РГ. 11.09.2022).

В исследуемых изданиях было отобрано со словом «читер» («читерить») следующее количество публикаций: «Московский комсомолец» — 14, «Аргументы и факты» — 12, «Известия» — 8, «Ведомости» — 4, «Российская газета» — 1.

В статье Е. А. Барановой, К. А. Лавровой, В. В. Чебаненко «Американский молодежный сленг в российских медиа» были представлены и другие слова, широко функционирующие в молодежной среде: «токсик» — токсичный человек — в исследуемых СМИ был найден один пример: «Я не пойду с ним на свидание, он какой-то токсик» (Демиденко П. Краш, рофл, кринж: на каком языке разговаривает молодежь? // КП. 18.06.2021); такие слова, как «шеймить» (стыдить, осуждать), «имба» (персонаж, элемент, превосходящий других), «чекиниться» (зафиксировать своё присутствие (в городе, учреждении) с помощью отметки или тега в социальных сетях.), «форсить» (принуждать, навязывать) не использовались в рассматриваемых СМИ за исследуемый период.

ВЫВОДЫ

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. В текстах периодических изданий «Известия», «Коммерсантъ», «Ведомости», «Московский комсомолец», «Российская газета», «Комсомольская правда», «Аргументы и факты» используется молодежный сленг, несмотря на то что данные СМИ не являются молодежными, относятся к массовым, однако молодежь входит в их читательскую аудиторию.

2. Молодежный сленг не является распространенным в массовых периодических изданиях. СМИ используют лишь некоторые слова, являющиеся сленговыми. Наиболее часто издания используют их в материалах образовательного

144

_Смеюха В. В._

характера - авторы публикаций обращают внимание аудитории на новые сленговые языковые единицы и объясняют их значение.

Журналисты могут использовать в своих материалах молодежный сленг в процессе описания молодежной среды, и в данном случае данные языковые единицы ориентируют тексты на целевую аудиторию и одновременно способствуют описанию её вербальных особенностей.

Сленг может встречаться в прямой речи героев публикаций, что делается с целью передачи особенностей их языка, подчеркивает принадлежность к молодежной аудитории.

3. СМИ используют в качестве источников информации социальные сети, что объясняет переход сленгизмов из социальных медиа в тексты периодических изданий.

4. Так как сленг - это язык людей одной возрастной категории и применяется с целью демонстрации принадлежности к ней, то смеем предположить, что изменение социальных условий развития индивида влияет на использование им сленговых слов и выражений. Интегрирование в профессиональную среду, получение информации из различных видов медиа (не только социальных сетей), совершенствование речевых способностей и т.д. - факторы, ведущие к сокращению в речи числа сленгизмов. Однако у подрастающего поколения будут появляться новые слова и выражения сленгового характера, что является свидетельством развития языка молодежной аудитории, и данные изменения будут находить отображения в текстах СМИ.

Список литературы

1. Баранова Е. А., Лаврова К. А., Чебаненко В. В. Американский молодежный сленг в российских медиа // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. — 2022. — Т. 27. — № 4. — С. 775—787.

2. Буряк В. А., Осипова В.А., Власов И. А. Интернет-сленг как форма коммуникации молодежи в виртуальной среде // Заметки ученого. - 2020. - № 8. - С. 133-139.

3. Воронкова А. А., Мальцева С. М., Ульянкина Е. М. Функциональные особенности молодёжного сленга современных студентов // Балтийский гуманитарный журнал. - 2020. - Т. 9. - № 2 (31). - С. 237-240.

4. Гуральник Т. А. Особенности молодежного сленга в американском варианте современного английского языка // Семантика и прагматика языка в диалоге культур: Межвуз. сб. науч. статей. - Самара: Самарский университет, 1998. - С. 61-67.

5. Джеус Н. А. Лексико-семантическое словообразование в молодежном сленге: Автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. - Краснодар, 2008. - 19 с.

6. Исаева В. Н. Молодежная лексика в социальных медиа // Коммуникация в современном мире: Матер. Междунар. науч.-практ. конф. Ч. II. - Воронеж: ВГУ, 2022. - С. 94-96.

7. Касумова М. Ю. Молодежный сленг как компонент молодежного дискурса // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2019. - № 7. - С. 63-65.

8. Кипарисов Г. О., Попов И. В. Специфика современного молодежного сленга // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. -2008. - № 1. - С. 46-50.

9. Коханая О. Е. Медийный контент для несовершеннолетних в условиях современной виртуальной среды // Высшее образование для XXI века: Ответы на глобальные вызовы. -М.: МосГУ, 2021. - С. 205-213.

145

10. Коханая О. Е., Головин Ю. А. Цифровые медиа как мощный фактор воздействия на поведение детей и подростков // Челябинский гуманитарий. - 2021. - № 4(57). - С. 28-37.

11. Левикова С. И. Большой словарь молодежного сленга. - М.: Гранд, 2003. - 923 с.

12. Лихачева Ж. В. О способах заимствования в современном русском языке на примере молодежного сленга // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2017. - № 4 (30).

- С. 48-52.

13. Лунева Л. П. Формирование и развитие культурной речевой среды в университете: тенденции и перспективы // Обучение языкам в полиэтнической среде региона: Сб. науч. статей. - М.: «Русайнс», 2022. - С. 162-170.

14. Маряхина А. Н. Молодежный сленг в социальной сети «ВКонтакте» // Трибуна ученого. -2021. - № 5. - С. 406-410.

15. Матюшенко Е. Е. Современный молодежный сленг (формирование и функционирование). Дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. - Волгоград, 2007. - 188 с.

16. Мороз Т. Г. Опыт дискурсного анализа молодежного сленга (на примере молодежных периодических изданий 1990-2000-х годов) // Новейшая филология: динамика речевых и текстовых форм: Сб. науч. ст. - Омск: ОГУ им. Ф. М. Достоевского, 2022. - С. 278-282.

17. Подгурская Д. Д., Авакова А. Ю. Англицизмы: следствие культурного обмена или процесс засорения языка // Филологические и социокультурные вопросы науки и образования: сб. матер. VI Междунар. науч.-практ. очно-заоч. конф. - Краснодар: КубГТУ, 2021. - С. 249254.

18. Пятиязычный словарь современного молодежного сленга / А. А. Сидоров и др. -Волгоград: ВолГУ, 2012. - 119 с.

19. Рубцова Е. А. Функциональные особенности сленгизмов молодежных печатных СМИ // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2008. - № 5. - С. 76-81.

20. Сленг // БЭС. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 1456 с.

21. Сленг // Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1986.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 752 с.

22. Соколова А. Г., Амирова Д. Ф. Использование сленга: теоретическая сущность и адаптация к современным реалиям // Современное педагогическое образование. - 2022. - № 11. -С. 242-245.

23. Солганик Г. Я. Современная языковая ситуация и тенденции развития русского литературного языка // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. -2010. - № 5. - Режим доступа: https://vestnik.journ.msu.ru/upload/iblock/00e/elibrary_15545544_80961739.pdf. - (Дата обращения: 22 мая 2023).

24. Титоренко М. Ю. Сленг как составляющая языковой личности подростка: Дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. - М., 2003. - 203 с.

25. Шуплецова Ю. А., Ястремская Ю. А. Лексические особенности функционирования языка социальных сетей в среде провинциальной молодежи // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. - 2020. - Т. 20. - № 1. -С. 44-48.

References

1. Baranova E. A., Lavrova K. A, Chebanenko V. V. Amerikanskij molodezhnyj sleng v rossijskih media [American youth slang in Russian media]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Literaturovedenie. Zhurnalistika, 2022, vol. 27, no. 4, pp. 775-787.

2. Buryak V. A., Osipova V. A., Vlasov I. A. Internet-sleng kak forma kommunikacii molodezhi v virtual'noj srede [Internet slang as a form of youth communication in a virtual environment]. Zametki uchenogo, 2020, no. 8, pp. 133-139.

146

_CMevxa B. B._

3. Voronkova A. A., Mal'ceva S. M., Ul'yankina E. M. Funkcional'nye osobennosti molodyozhnogo slenga sovremennyh studentov [Functional features of youth slang of modern students] Baltijskij gumanitarnyj zhurnal, 2020, vol. 9, no. 2(31), pp. 237-240.

4. Gural'nik T. A. Osobennosti molodezhnogo slenga v amerikanskom variante sovremennogo anglijskogo yazyka [Features of youth slang in the American version of modern English]. Semantika i pragmatika yazyka v dialoge kul'tur: Mezhvuz. sb. nauch. statej. Samara: Samarskij universitet Publ., 1998, pp. 61-67.

5. Dzheus N. A. Leksiko-semanticheskoe slovoobrazovanie v molodezhnom slenge: Avtoref. dis. ... kand. filol. nauk: 10.02.19 [Lexico-semantic word formation in youth slang. Abstract of thesis]. Krasnodar, 2008. 19 p.

6. Isaeva V. N. Molodezhnaya leksika v social'nyh media [Youth vocabulary in social media]. Kommunikaciya v sovremennom mire: Mater. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Ch. II. Voronezh: VGU Publ., 2022, pp. 94-96.

7. Kasumova M. Y. Molodezhnyj sleng kak komponent molodezhnogo diskursa [Youth slang as a component of youth discourse]. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk, 2019, no. 7, pp. 63-65.

8. Kiparisov G. O., Popov I. V. Specifika sovremennogo molodezhnogo slenga [The specifics of modern youth slang]. VestnikMoskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Russkaya filologiya, 2008, no. 1, pp. 46-50.

9. Kohanaya O. E. Medijnyj kontent dlya nesovershennoletnih v usloviyah sovremennoj virtual'noj sredy [Media content for minors in a modern virtual environment]. Vysshee obrazovanie dlya XXI veka: Otvety na global'nye vyzovy. Moscow, MosGU Publ., 2021, pp. 205-213.

10. Kohanaya O. E., Golovin Yu. A. Cifrovye media kak moshchnyj faktor vozdejstviya napovedenie detej i podrostkov [Digital media as a powerful influence on the behavior of children and adolescents]. Chelyabinskijgumanitarij, 2021, no. № 4 (57), pp. 28-37.

11. Levikova S. I. Bol'shoj slovar' molodezhnogo slenga [A large dictionary of youth slang]. Moscow, Grand Publ., 2003. 923 p.

12. Lihacheva Zh. V. O sposobah zaimstvovaniya v sovremennom russkom yazyke na primere molodezhnogo slenga [On the ways of borrowing in modern Russian by the example of youth slang]. Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya, 2017, no. № 4 (30), pp. 48-52.

13. Luneva L. P. Formirovanie i razvitie kul'turnoj rechevoj sredy v universitete: tendencii i perspektivy [Formation and development of the cultural speech environment at the University: trends and prospects]. Obuchenie yazykam v polietnicheskoj srede regiona: Sb. nauch. statej. Moscow, Rusajns Publ., 2022, pp. 162-170.

14. Maryahina A. N. Molodezhnyj sleng v social'noj seti "VKontakte" [Youth slang in the "VKontakte" social network]. Tribuna uchenogo, 2021, no. 5, pp. 406-410.

15. Matyushenko E. E. Sovremennyj molodezhnyj sleng (formirovanie i funkcionirovanie): Dis. ... kand. filol. nauk: 10.02.01 [Modern youth slang (formation and functioning). Dissertation] Volgograd, 2007. 188 p.

16. Moroz T. G. Opyt diskursnogo analiza molodezhnogo slenga (na primere molodezhnyh periodicheskih izdanij 1990-2000-h godov) [The experience of discursive analysis of youth slang (on the example of youth periodicals of the 1990-2000 years)]. Novejshaya filologiya: dinamika rechevyh i tekstovyh form: Sb. nauch. st. Omsk, OGU im. F. M. Dostoevskogo Publ., 2022, pp. 278-282.

17. Podgurskaya D. D., Avakova A. Yu. Anglicizmy: sledstvie kul'turnogo obmena ili process zasoreniya yazyka [Anglicisms: a consequence of cultural exchange or the process of clogging the language]. Filologicheskie i sociokul'turnye voprosy nauki i obrazovaniya: sb. mater. VI Mezhdunar. nauch. -prakt. ochno-zaoch. konf. - Krasnodar: KubGTU Publ., 2021, pp. 249-254.

147

18. Pyatiyazychnyj slovar' sovremennogo molodezhnogo slenga [A five-language dictionary of modern youth slang]. Ed. A. A. Sidorov and others. Volgograd, VolGU Publ., 2012, 119 p.

19. Rubcova E. A. Funkcional'nye osobennosti slengizmov molodezhnyh pechatnyh SMI [Functional features of slangisms of youth print media]. VestnikRossijskogo universiteta druzhby narodov, 2008, no. 5, pp. 76-81.

20. Sleng [Slang]. BES. Moscow, Bol'shaya Rossijskaya enciklopediya Publ., 2002, 1456 p.

21. Sleng [Slang]. Literaturnyj enciklopedicheskij slovar'. Moscow, Sovetskaya enciklopediya Publ., 1986. 752 p.

22. Sokolova A. G., Amirova D. F. Ispol'zovanie slenga: teoreticheskaya sushchnost' i adaptaciya k sovremennym realiyam [The use of slang: theoretical essence and adaptation to modern realities]. Sovremennoepedagogicheskoe obrazovanie, 2022, no. 11, pp. 242-245.

23. Solganik G. Ya. Sovremennaya yazykovaya situaciya i tendencii razvitiya russkogo literaturnogo yazyka [The current linguistic situation and trends in the development of the Russian literary language]. VestnikMoskovskogo universiteta. Ser. 10. Zhurnalistika, 2010, no. 5. Available from: https://vestnik.journ.msu.ru/upload/iblock/00e/elibrary_15545544_80961739.pdf. (accessed 22 May 2023).

24. Titorenko M. Yu. Sleng kak sostavlyayushchaya yazykovoj lichnosti podrostka: Dis. ... kand. filol. nauk: 10.02.19 [Slang as a component of a teenager's linguistic personality. Thesis]. Moscow, 2003. 203 p.

25. Shuplecova Yu. A., Yastremskaya Yu. A. Leksicheskie osobennosti funkcionirovaniya yazyka social'nyh setej v srede provincial'noj molodezhi [Lexical features of the functioning of the language of social networks among provincial youth]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Filologiya. Zhurnalistika, 2020, vol. 20, no. 1, pp. 44-48.

THE FUNCTIONING OF YOUTH SLANG IN THE MEDIA

Smeyukha V. V.

The development of the media environment and globalization contribute to an increase in the volume of youth slang, which scientists, journalists, and representatives of professional communities pay attention to. The article deals with the topic of the use of modern youth slang in the publications of mass periodicals. The texts of "Izvestia", "Kommersant", "Vedomosti", "Moskovsky Komsomolets", "Rossiyskaya Gazeta", "Komsomolskaya Pravda", "Argumenty i Fakty" published on their websites from april 2023 to 2021 were analyzed (the following research methods were used: content-analysis, observation, comparison, philological analysis of texts). The author concludes that youth slangisms are not common in the texts of mass periodicals, only some of the most popular language units are used. The inclusion of youth slangisms in media publications reflects the development of the language of youth; as a rule, these words are used by journalists to explain to a wide audience the meaning of new words of the youth language, descriptions of the youth environment, in the direct speech of the heroes of publications; some words have established themselves in the fields of culture, sports, technical industry, which is recorded by periodicals. Keywords: youth slang, press, mass media, text, functions

148

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.