Научная статья на тему 'Функционирование компетентностного подхода к образованию в рамках коммуникативной онтологии'

Функционирование компетентностного подхода к образованию в рамках коммуникативной онтологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ ОНТОЛОГИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMMUNICATIVE ONTOLOGY / COMPETENCE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малахова Юлия Николаевна

Начиная с XX в. философия развивается в ключе деконструкции метафизики и пришедшим на её смену постметафизическим выстраиваниям концепций социальной реальности на основе теории коммуникации. Деконструктивистские тенденции открыли поле для становления новой коммуникативной онтологии. Вместе с тем в институте образования среди множества других подходов к образованию стал выделяться компетентностный как наиболее отражающий цели и задачи современного образования. Образовательный продукт может быть отличным в зависимости не только от его содержания, но и от форм, в которых он воплощается. Современные образовательные технологии призваны воплотить в жизнь компетентностный подход к образованию, встроенный в новую коммуникативную онтологию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functioning of the competency approach to education in communicative ontology

Communicative ontology as a principle of social organization is one of the branches of philosophical thought most promising for further development today. The increasing complexity of social relations in the multi-vector background of virtually all aspects of modern society requires the establishment of a theoretical basis that could be the basis of the social organizing. The place and role of education in society are closely connected with the information and communication environment in which they are located. Institute of Education in the framework of communicative ontology acquires the status of social organization that can be formed to introduce the subject in social reality, imparting its knowledge and skills to work with the information. The pedagogical paradigm is organized according to trends of pluralism of concepts and practices, of building a dialogue of cultures. Education understood as a combination of communicative action and communicative interaction aims at the development of an individual in a certain way, at the development of knowledge and skills for successful existence in the society. This is targeted development perceived as a natural way of being. The person in the communicative ontology is a continuously changing being, not the "initially prepared''. The changes are a natural process, as this mode of existence is relevant to the dynamics of the society itself. In general it can be noted that the communicative purpose of educational ontology forms is aimed at educating a communicatively competent person by means of communicatively organized programs and resources of educational process organization with the use of communication methods and techniques. The modern phase of the reorganization of the Institute of Education has entered the stage of establishing the competency approach to education as the dominant one, which involves the development of means to maintain it. Features of the competence-based approach are that it is aimed at introducing the forming subject to the social reality by providing their knowledge, skills and abilities (primarily, work with various kinds of information), i.e., through the acquisition of the necessary skills. Such modern educational technologies as projects, model training, case study, small groups work, distance learning, and information technology developed from the pedagogy-centered educational theories and communicative practices of the early 20th century and, accordingly, are most relevant to the competence-based approach to education, which aims at the introduction of the subject of the contemporary social reality termed as communicative ontology.

Текст научной работы на тему «Функционирование компетентностного подхода к образованию в рамках коммуникативной онтологии»

Вестник Томского государственного университета. 2013. № 375. С. 51-54

УДК 37

ЮН. Малахова

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ОБРАЗОВАНИЮ В РАМКАХ КОММУНИКАТИВНОЙ ОНТОЛОГИИ

Начиная с XX в. философия развивается в ключе деконструкции метафизики и пришедшим на её смену постметафизическим выстраиваниям концепций социальной реальности на основе теории коммуникации. Деконструктивистские тенденции открыли поле для становления новой коммуникативной онтологии. Вместе с тем в институте образования среди множества других подходов к образованию стал выделяться компетентностный как наиболее отражающий цели и задачи современного образования. Образовательный продукт может быть отличным в зависимости не только от его содержания, но и от форм, в которых он воплощается. Современные образовательные технологии призваны воплотить в жизнь компетентностный подход к образованию, встроенный в новую коммуникативную онтологию.

Ключевые слова: коммуникативная онтология; компетентностный подход.

В повседневном общении, взаимодействии социальных институтов, а также общественных отношениях коммуникация приобретает особую значимость, поскольку рассматривается как принцип организации социальной реальности.

Данный принцип лежит в основе концепции новой онтологии, возникшей на основе теории Ю. Хабермаса [1] о коммуникативной рациональности жизненного мира и названной коммуникативной онтологией. В рамках новой онтологии образование как социальный институт приобретает новые основания и формы воплощения, в частности, понятое как процесс, так и как результат приобретения систематизированных знаний, умений и навыков, оно выходит из статичного состояния.

Образование приобретает динамичный характер в погоне за стремительно меняющейся социальной реальностью. Это отражается в непрерывном реформировании системы образования с целью сделать её продукт релевантным запросам современно -го общества.

Однако очевидным является, что данная ситуация выступает лишь отражением того факта, что система образования разбалансирована с тем социальнокультурным контекстом, в котором она существует. Динамика развития общества не находит отражения в сохраняющей свою статичность образовательной системе. Пути выхода из сложившейся ситуации видятся в постоянным реформировании системы образования.

В настоящее время в решении данной проблемы в РФ на первый план выходит компетентностный подход к образованию. Данный подход осуществляется посредством введения в образовательный процесс современных образовательных технологий, способных привести к формированию определённых компетенций у образовывающегося субъекта. Проблемное поле данной статьи состоит в рассмотрении специфики функционирования компетентностного подхода к образованию в контексте коммуникативной онтологии.

Для раскрытия поставленной проблемы следует для начала обозначить тенденции развития образовательного пространства в РФ. Реформирование современного образования видится как закономерный процесс, подчинённый цели формирования образова-

тельного продукта, релевантного условиям современного общества.

Перспективы развития института образования во много зависят от того, насколько его продукт будет отзывчив к социокультурным изменениям и способен улавливать тенденции развития современного общества. Следовательно, в его основе должна содержаться возможность изменения вектора развития и подбора соответствующих образовательных технологий.

Данная возможность, вероятно, кроется в изменении подхода к образованию, а как следствие, и внедрении новых образовательных технологий.

На данный момент, в попытках сформировать новый подход к образованию происходит процесс выделения и одновременно становления компетент-ностного подхода. Его понятийный аппарат ещё не является устоявшимся, однако можно выделить ключевые моменты его понимания, встречающиеся практически у всех авторов, исследующих данную тему.

Под компетенцией понимается совокупность знаний, навыков, способностей, стереотипов поведения и прилагаемых усилий. А.В. Гурьянова в статье «Компетентностный подход в образовании» [2] классифицирует компетенции, выделяя среди ключевых: ценностно-смысловые, общекультурные, учебнопознавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, компетенции личностного самосовершенствования.

Для формирования данных компетенций необходимо использование образовательных технологий, затрагивающих не только развитие памяти, внимания и умения работать по заданной схеме. Образовательные технологии в рамках компетентностного подхода должны отвечать требованию гармоничного развития личности, удовлетворяющему запросам современного общества.

Большинство образовательных технологий, называемых современными, являются продуктом XX в. Они носят характеристику современных, так как отличны от традиционных технологий и призваны отразить сменяющие друг друга образовательные теории.

Прогрессивизм, гуманизм, перенниализм, эссенци-ализм, реконструктивизм, футуризм, критическая пе-

дагогика (мультикультурализм и феминизм), бихевиоризм и педагогический анархизм как образовательные теории возникали как последовательная реакция и стремление изменить или улучшить предшествующую теорию.

Наибольшее влияние на формирование современных образовательных технологий имели те из них, которые были направлены на центрирование образовательного процесса вокруг личности обучающегося (гуманизм, футуризм и др.).

В результате своё воплощение и развитие в рамках компетентностного подхода получили такие образовательные технологии, как метод проектов, метод работы по малым группам, модельный метод обучения, метод «кейсов», технологии дистанционного образования и технологии, основанные на использовании электронно-вычислительной техники (последние, как ни парадоксально, также отвечают общей тенденции педоцентризма, так как учитывают индивидуальные когнитивные особенности обучающихся).

Вышеперечисленные технологии служат цели поддержания функционирования компетентностного подхода, так как направлены на развитие опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.

Сформированные А.В. Гурьяновым виды ключевых компетенций могут быть обеспечены современными образовательными технологиями следующим образом:

1) формирование ценностно-смысловых компетенций, как правило, предшествует формированию компетенций личностного самосовершенствования. Данные компетенции усваиваются и нарабатываются путём использования метода проектов (первой ступенью которого является формирование мотивации к обучению через выбор темы и методологии исследования сообразно с личными интересами обучающегося) и технологий дистанционного образования (их первой ступенью также является поиск прочного фундамента для плодотворной работы, который видится в мотивации учащегося);

2) общекультурные и учебно-познавательные компетенции могут быть сформированы как традиционными методами обучения (не теряющими лидирующие позиции по настоящее время на всех образовательных ступенях), так и использованием всех вышеперечисленных современных образовательных технологий (транслирующих не только свод знаний, накопленных культурой, но и обеспечивающих формирование навыка самостоятельного обучения и работы с информацией);

3) информационные и коммуникативные компетенции наиболее успешно развиваются в работе по малым группам, при групповом использовании метода «кейсов», при применении модельного метода обучения, особенно при использовании различных вариаций деловой игры (примеряемые обучающимся различные социальные роли позволяют сформировать представление о разных видах коммуникации) и технологий, основанных на использовании ЭВТ

(позволяют сформировать навык работы с различными видами информации, классифицировать, выделять главную и второстепенную информацию и т.п.);

4) социально-трудовые компетенции могут быть также обеспечены всеми вышеперечисленными технологиями (упор в выборе технологии делается на успешное вживание в трудовой коллектив, на выработку умения обучаться без отрыва от трудовой деятельности и многое другое, в зависимости от специфики изучаемого материала).

Отечественный исследователь компетентностного подхода О.Е. Лебедев проанализировал взаимосвязь между социокультурными изменениями, происходящими в обществе и реформированием системы образования.

В статье «Компетентностный подход к образованию» О.Е. Лебедев говорил о том, что опыт советского образования в подготовке «универсального специалиста» может быть актуализирован в настоящее время в связи с потребностями современного рынка труда: «необходим переход от хорошего специалиста к хорошему сотруднику» [3. С. 1-3].

В целом можно отметить, что формирование требований, предъявляемых к выпускникам на рынке труда, и использование компетентностного подхода к образованию, при наличии единого понятийного аппарата, т.е. чётко закреплённого за определённой компетенцией значения, может сделать процесс устройства на работу более «прозрачным» и обеспечить релевантный набор кадров для работодателя.

Перейдём к рассмотрению взаимосвязи тенденций развития современного образования и той онтологии, в рамках которой они существуют.

Для начала следует определиться с сущностными характеристиками, которые присущи современной онтологии, основами её становления, а также с теми последствиями, которые данная онтология привносит в интерпретацию сущности института образования. Современное общество имеет различные дефиниции: информационное общество, общество знания, постиндустриальное общество, общество постмодерна, общество потребления и т.д. Одной из наиболее доминантных характеристик, которая, так или иначе, затрагивается в каждом определении, является информация, или знание. Информация становится движущей силой развития общества, ценностью, знаниевым багажом, способным трансформироваться в товар.

Развитие информационных технологий увеличивает её потоки, выдвигая тем самым на первый план требования умения работы с информацией: её нахождение, классификацию, выявление наиболее перспективных сообщений и т.п. Навык работы с различными видами информации встаёт в ряд доминирующих компетенций для работодателей.

Отечественный исследователь Г.И. Петрова усматривает становление коммуникативной онтологии как следствия конструирования постметафизической реальности. Деконструкция метафизического «архе» как системообразующего начала повлияла на нарушение устойчивости социальных онтологий. Социальность

отныне представлена динамикой беспорядочных и самоорганизующихся коммуникаций. «Парадокс так онтологизированной социальной реальности состоит в том, что она являет себя как современность только когда оказывается уже “после себя” - постсовременностью» [4].

Вслед за Ю. Хабермасом К.-О. Апель [5] говорил о том, что все процессы мышления базируются на коммуникативной связи индивида с сообществом. Понимание есть первичный импульс коммуникации, и именно в понимании рождается сообщество. Интерсубъективность, включающая понимание и согласие, есть самый глубокий из трансцендентальных сло-ёв существования, лежащий в основе всех остальных [5. С. 193-236].

Суть коммуникативной рациональности состоит в коммуникативном обосновании разума, который выражает идею истинности, с помощью нее представляется возможным выявить сущностную сторону содержащегося в языке разума. Носителем же коммуникативного разума выступает сфера интерсубъективности, выражающая сущность нравственных отношений «взаимного признания» личностей [6. С. 132].

Коммуникативная онтология как принцип организации социума к настоящему времени является одной из наиболее перспективных для дальнейшего развития ветвей философской мысли. Усложняющийся характер социальных связей на фоне много-векторности развития практически всех аспектов современного общества требует становления теоретического базиса, способного стать основой общественной организации.

Место и роль образования в обществе становятся тесно связанными с той информационно-коммуникативной средой, в которой они находится. Институт образования в рамках коммуникативной онтологии приобретает статус социально организующего, способного ввести образовывающегося субъекта в социальную реальность, наделяя его знанием и навыками работы с информацией.

Согласно данной онтологии, образовательный процесс должен содержать в себе два аспекта: коммуникативное воздействие и коммуникативное взаимодействие.

Первое направлено на изучение основного блока предметов в рамках определённой дисциплины как некоего статичного базиса, а также на изучение различного рода опосредований, объяснений, включающих обмен информацией, диалог, интеракцию, игру.

Второе направлено на изучение сочетания логически выстроенных доказательств и доказательств, задействующих эстетическую и этическую стороны вопроса, призванное выработать навык выстраивания аргументации, нахождения компромиссных решений и т.п. [7. С. 92-118].

Идеи коммуникативной онтологии организуют практику языкового общения согласно главной его детерминанте, а именно сообразно основной цели коммуникативного действия - пониманию. Педагогическая парадигма организуется соответственно тенденциям плюрализма концепций и практик, вы-

страиванию диалога культур. Образование, понятое как сочетание коммуникативного действия и коммуникативного взаимодействия, направлено на становление индивида в определённом ключе, на выработку знаний и умений для успешного существования в обществе. Это целевое становление, воспринимаемое как «естественный способ бытия» [8. С. 8].

Образование, ставшее способом бытия в современном обществе, отделяет человека от его природного существования. Современный человек помещён в коммуникативную социальность, всё более отдаляясь от природной программы, которая в природе априори обусловливает животное существование как всегда “изначально готовое”» [9. С. 142].

Человек в рамках коммуникативной онтологии есть существо непрерывно меняющееся, не являющееся «изначально готовым». Изменения становятся естественным процессом, так как данный способ существования релевантен динамике изменения самого общества. Расширение сети коммуникативных связей и их усложнение есть естественное развитие любой коммуникативной системы.

Можно отметить, что коммуникативная онтология формирует образовательную цель, направленную на воспитание коммуникативно-компетентной личности, посредством коммуникативно организованных программ образовательного процесса с использованием коммуникативных методов приёмов и техник.

В результате проделанного анализа представляется возможным провести следующее сопоставление коммуникативной онтологии как фундамента современного образования, с одной стороны, и современных образовательных технологий, обеспечивающих компетентностный подход к образованию - с другой.

Во-первых, коммуникация как принцип организации социальной реальности формирует новую онтологию, влияющую на развитие социальных институтов, включая и образование.

Во-вторых, непрерывное реформирование института образования может быть понято как отражение бесконечного становления коммуникативной онтологии, существующей в развитии.

В-третьих, современный этап реформирования института образования вошел в стадию установления компе-тентностного подхода к образованию как доминирующего, что предполагает развитие средств его обеспечения.

В-четвертых, особенности компетентностного

подхода заключаются в том, что он направлен на введение образовывающегося субъекта в социальную реальность путем снабжения его знаниями, умениями и навыками (прежде всего работы с различными видами информации), т.е. путем приобретения необходимых компетенций.

В-пятых, такие современные образовательные технологии, как метод проектов, модельный метод обучения, метод «кейсов», методы работы по малым группам, технологии дистанционного обучения и технологии с использованием информационных технологий, вышли из лона педоцентристских образовательных теорий и коммуникативных практик начала XX в. и, соответственно, наиболее релевантны к компетентностному подходу к образованию, имеющему цель - введение субъекта в

современную социальную реальность, обозначенную термином «коммуникативная онтология».

В целом можно отметить, что компетентностный подход к образованию может подготовить субъекта, способ-

ного вписаться в новую коммуникативную онтологию, благодаря его коммуникативной направленности, нацеленности на всестороннее развитие личности и использованию современных образовательных технологий.

ЛИТЕРАТУРА

1.ХабермасЮ. Теория коммуникативного действия // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 1994. № 4.

2. Гурьянова АВ. Компетентностный подход в образовании. Сайт фестиваля педагогических идей «Открытый урок». ИКЬ: http://www.festival.1september.ru/articles/574903

3. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5.

4. Петрова Г И. Современная философия управления: становление и поиски объекта управленческой деятельности в условиях коммуникатив-

ной онтологии социальности. Томский государственный университет. ИКЬ: http//www.lib.tsu.ru/mminfo/2011/000393746/01/image/01-

056.pdf

5. Апель К.-О. Коммуникативное сообщество как трансцендентальная предпосылка наук о духе // Апель К.-О. Трансформация философии. М. :

Логос, 2001.

6. Современная западная теоретическая социология. Вып. 1: Юрген Хабермас / под ред. Ю.А. Кимелева. М. : ИНИОН РАН, 1992.

7.Михайлов Ф.Т. Философия образования: ее реальность и перспективы // Вопросы философии. 1999. № 8.

8. Петрова Г.И. Философия университетского образования: модификация критериев классического университета в обществе знания : учеб.

пособие. Томск : Томский ЦНТИ, 2010. 140 с.

9. Шелер М. Положение о человеке в Космосе // Шелер М. Избранные произведения : пер. с нем. / пер. А.В. Денежкина, А.Н. Малинкина,

А.Ф. Филлипова ; под ред. А.В. Денежкина. М. : Гнозис, 1994. 490 с.

Статья представлена научной редакцией «Философия, социология, политология» 11 июля 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.