Научная статья на тему 'Функционирование коммерческой рекламы в российских газетах на рубеже XIX и XX веков'

Функционирование коммерческой рекламы в российских газетах на рубеже XIX и XX веков Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Клио
ВАК
Ключевые слова
Российские газеты / реклама в газетах / коммерческая реклама / рекламный бизнес / рубеж XIX – XX в. / Russian newspapers / advertising in newspapers / commercial advertising / advertising business / рубеж XIX – XX в.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лю Синь

В конце XIX — начале XX века реклама в российских газетах стала разнообразной по форме и содержанию, а ее управление все более профессиональным. Реклама в газетах превратилась в новую индустрию с социальным влиянием. В то время коммерческая реклама в газетах способствовала циркуляции капитала, глубоко проникала в жизнь городских жителей и стала опорой доходов издателей, став неотъемлемой частью городской жизни в России. В контексте тогдашнего российского общества газетная коммерческая реклама представляла собой новую бизнес-модель и организованную коммерческую деятельность, отражая динамику развития капитала. Изучение её функционирования позволяет отразить коммерческую динамику российского общества и показать адаптивные способности российского абсолютистского правительства к нововведениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functioning of commercial advertising in Russian newspapers at the turn of XIX and XX centuries

In the late nineteenth and early twentieth centuries, advertising in Russian newspapers became diverse in form and content, and its management became increasingly professionalised. Newspaper advertising became a new industry with social influence. At that time, commercial advertising in newspapers promoted the circulation of capital, penetrated deeply into the lives of urban dwellers and became the mainstay of publishers’ income, becoming an integral part of urban life in Russia. In the context of Russian society at the time, newspaper commercial advertising represented a new business model and organised commercial activity, reflecting the dynamics of capital development. The study of its functioning allows us to reflect the commercial dynamics of Russian society and to show the adaptive capacity of the Russian absolutist government to innovate.

Текст научной работы на тему «Функционирование коммерческой рекламы в российских газетах на рубеже XIX и XX веков»

УДК 94(47)

DOI: 10.24412/2070-9773-2024-5-120-125

Дата поступления (Submitted) 29.04.2024

Дата принятия к печати (Accepted) 11.05.2024

Функционирование коммерческой рекламы в российских газетах на рубеже XIX и XX веков

ЛЮ СИНЬ

аспирант исторического факультета Пекинский педагогический университет 100875, Пекин, Улица Синьцзекоувай, 19, район Хайдянь

e-mail: liuxinace@yandex.com

Аннотация. В конце XIX - начале XX века реклама в российских газетах стала разнообразной по форме и содержанию, а ее управление - все более профессиональным. Реклама в газетах превратилась в новую индустрию с социальным влиянием. В то время коммерческая реклама в газетах способствовала циркуляции капитала, глубоко проникала в жизнь городских жителей и стала опорой доходов издателей, став неотъемлемой частью городской жизни в России. В контексте тогдашнего российского общества газетная коммерческая реклама представляла собой новую бизнес-модель и организованную коммерческую деятельность, отражая динамику развития капитала. Изучение её функционирования позволяет отразить коммерческую динамику российского общества и показать адаптивные способности российского абсолютистского правительства к нововведениям.

Ключевые слова: Российские газеты; реклама в газетах; коммерческая реклама; рекламный бизнес, рубеж XIX - XX в.

Functioning of commercial advertising in Russian newspapers at

the turn of XIX and XX centuries

LIU XIN

Ph.D. student of the Department of History Beijing Normal University 100875, 19 Xinjiekouwai Street, Haidian District, Beijing e-mail: liuxinace@yandex.com

Abstract. In the late nineteenth and early twentieth centuries, advertising in Russian newspapers became diverse in form and content, and its management became increasingly professionalised. Newspaper advertising became a new industry with social influence. At that time, commercial advertising in newspapers promoted the circulation of capital, penetrated deeply into the lives of urban dwellers and became the mainstay of publishers' income, becoming an integral part of urban life in Russia. In the context of Russian society at the time, newspaper commercial advertising represented a new business model and organised commercial activity, reflecting the dynamics of capital development. The study of its functioning allows us to reflect the commercial dynamics of Russian society and to show the adaptive capacity of the Russian absolutist government to innovate.

Keywords: Russian newspapers; advertising in newspapers; commercial advertising; advertising business, рубеж XIX - XX в.

В 1703 году Петр I основал первую печатную После реформ отмены крепостного права в газету в России, в которой уже появились 1860-х годах, политическая ситуация в России зачатки коммерческой рекламы. Из-за стала более свободной, экономическое положе-длительного контроля правительства над рас- ние улучшилось, в обществе началась газетная пространением газет, ранние рекламные объяв- лихорадка, и тенденция массовости газет стала ления были монотонными, в основном состояли заметной, увеличивая их социальное влияние. из правительственных уведомлений и личных С отменой правительственного монопольного объявлений. Из-за медленного развития ком- права на рекламу в газетах, коммерческая ре-мерции в России, газеты не могли полноценно клама стала важным источником дохода для функционировать как массовые медиа, разви- издателей, и газетная реклама пошла по пути тие коммерческой рекламы в них отставало, а коммерциализации.

социальная польза оставалась ограниченной. В конце XIX - начале XX века, с развитием

промышленного капитализма в России, период свободной конкуренции перешел в эпоху монополий, промышленное производство росло быстро, ускорялся процесс урбанизации, и увеличивалось городское население, что способствовало усилению роли коммерческой рекламы в газетах. Коммерческая реклама в газетах обогащалась содержанием, разнообразилась формами, эффективно передавая общественные потребности и отражая социальные изменения, стала важной платформой для связи между промышленным и коммерческим миром и общественностью. Развитие газетной коммерческой рекламы подчеркивает значимость этого этапа в развитии капитализма в России.

В тот период крупные финансово-промышленные компании контролировали основных издателей ведущих российских газет, которые уже не были мелкими коммерческими организациями. Издание ежедневных газет стало чисто капиталистическим предприятием, требовавшим средств не меньше, чем на заводы и производства, и характеризовавшимся высокими инвестициями и рисками. Издателям приходилось нести высокие расходы на аренду помещений, коммунальные услуги, печать, бумагу, переплет, авторские отчисления, телеграф и оплату труда персонала, при этом ежедневные расходы на публикацию могли достигать десятков тысяч рублей. Однако издатели редко пытались компенсировать затраты повышением подписной или розничной цены газет, опираясь на стратегию низкой прибыли с большим объемом продаж. Основной доход приносила реклама, возврат средств от продажи газет только покрывал издержки.

Для «нишевых» изданий роль рекламы в поддержании их деятельности была особенно значима. Журнал «Сине-фон», выпускавшийся с 1907 по 1918 год и специализировавшийся на вопросах российского кинопроизводства, инноваций и экспериментов, смог существовать благодаря доходам от рекламы. В предисловии к последнему номеру редактор откровенно признал, что в условиях войны и революции только популярные журналы, такие как «Нива», могли едва выживать на подписные сборы, в то время как «Сине-фон» не могло поддерживать себя только за счет подписки. Основной материальной поддержкой журнала была реклама, от количества которой напрямую зависела общая прибыльность издания [13, с. 14].

Советский ученый А. Н. Боханов считал, что до 1890 года доходы от рекламы в газетах были незначительными, стоимость размещения рекламы была низкой, а тиражи газет ограничены, что делало их не привлекательными для инвестиций [2, с. 30]. В начале 1860-х годов базовая ставка за рекламу в «Русском слове» составляла от 8 до 10 копеек за страницу, с использованием минимального шрифта на последней страни-

це. В региональных газетах стоимость была еще ниже. Например, в «Самарском листке» реклама на первой странице стоила 7 копеек за страницу, а на последней - 3 копейки [14, с. 116].

Однако стоимость рекламы ежегодно росла, и тарифы становились более детализированными. Объявленные тарифы на рекламу в различных изданиях следующие: в «Новое время» одно размещение стоило 15 копеек, два размещения - 26 копеек, три размещения - 36 копеек; в «Санкт-Петербургском вестнике» одно размещение - 12 копеек, два размещения - 18 копеек, три размещения - 24 копейки; в «Московских ведомостях» размещение на последней странице стоило 20 копеек за раз, два раза - 30 копеек, первая страница - 40 копеек за каждое размещение; для официальных объявлений одно размещение стоило 20 копеек, два раза - 30 копеек, три раза - 36 копеек, главная новость в рекламном блоке - 50 копеек за раз [7, с. 49].

Политика ценообразования на рекламу в различных газетах зависит от их аудитории, тиража и ориентации, что приводит к различиям в стандартах расценок. Некоторые издатели устанавливают цены за строку, другие рассчитывают стоимость исходя из количества и размера символов, а третьи принимают во внимание статус клиента и характер объявления. Например, предприниматели, художники и музыканты получают 40% скидку при размещении рекламы в «Московском листке»; обычная цена за размещение на последней странице «Голоса» составляет 12 копеек за раз, а за объявления о поиске работы всего 10 копеек; крупный промышленный банк однажды арендовал страницу в «Новое время» за 1000 рублей [3, с. 28].

С 1890-х годов реклама стала жизненно важной частью операций российских газетных изданий. Издатели постепенно пришли к стратегии приоритета рекламы, центрированной вокруг рекламных сообщений, что проявлялось в двух аспектах:

во-первых, газеты уменьшали размер текста, расширяли полосы или добавляли приложения, только чтобы освободить место для большего количества рекламы. «Новое время» была одной из самых тиражных газет России в конце XIX века, с ежедневным тиражом в 75000 экземпляров и объемом от четырех до десяти страниц за выпуск. Для размещения огромного объема рекламы, газета печатала объявления очень мелким шрифтом, занимая до 50% от всего объема страниц [12, с. 58].

Во-вторых, широкая потребность в рекламе в российском обществе способствовала профессионализации и независимости рекламного дела. Создание рекламы стало серьезным занятием, требующим привлечения людей с специальным опытом и знаниями. Редакции начали создавать отделы рекламы, нанимать специалистов по рекламе, ответственных за сбор и

создание рекламных материалов, или сотрудничать с рекламными агентствами. В 1890-х годах в Москве и Санкт-Петербурге было всего четыре агентства, занимающихся приемом рекламы для журналов, к 1913 году их число возросло до более чем сорока. Крупные ежедневные газеты обычно имели собственные сети рекламных агентств, в то время как малые издатели, испытывающие финансовые трудности и страдающие от отсутствия клиентских каналов, для получения рекламных доходов были вынуждены излишне полагаться на рекламные агентства, особенно это касалось провинциальных изданий [2, с. 84-85]. Издатели газет также создавали приемные офисы для расширения своей деловой сферы. Например, у газеты «Голос» в России было более 20 таких офисов, две трети из которых располагались в различных провинциях, а также активно развивалась поддержка зарубежных дел, что способствовало формированию новой коммерческой организации в России [16, с. 384].

Организации, занимающиеся газетной рекламой, обеспечивают связь между газетами и рекламодателями, предоставляя посреднические услуги, обрабатывая частные объявления, принимая коммерческую рекламу, иногда даже занимаясь переводами. Эти агентства помогают издателям собирать информацию, распределяют рекламу среди клиентов и публикуют собственные коммерческие объявления. Рекламные агентства устанавливают сотрудничество с издателями, закупая газетные полосы оптом по низким ценам и продавая их клиентам с наценкой. Клиентам не нужно самостоятельно связываться с издателями; достаточно обратиться в рекламное агентство, чтобы разместить объявление в нужной газете, что делает процесс очень удобным.

Самое мощное рекламное агентство в России в конце XIX века - «Центральная контора объявлений торгового дома Л. Метцель и Ко». Основатель агентства, 24-летний австриец Людвиг Метцль, создал его в Москве в 1878 году, а затем открыл филиалы в Санкт-Петербурге и Варшаве. В 1891 году при поддержке немецких инвесторов был основан «Торговый дом Л. и Э. Метцль и Ко». К началу XX века компания Метцеля достигла монопольного положения, имея возможность размещать рекламу в ведущих газетах по всему миру, с общим капиталом в 2 миллиона рублей [3, с. 130]. В своей рекламной деятельности компания демонстрировала значительные возможности, заявляя, что может принимать заказы на размещение рекламы в газетах всего мира и являясь крупнейшим агентством в этой сфере в России. После оценки потребностей клиентов, компания предлагала подходящие издания для размещения, обеспечивая не только объемные заказы, но и перевод рекламы на различные языки [11].

Стоит отметить, что в процессе развития рекламной индустрии в России роль иностранцев была значительной. После реформ Александра II, когда российское правительство стимулировало приток иностранных инвестиций для развития промышленности и коммерции, традиционные методы продвижения оказались неэффективными на фоне непредсказуемого рынка. Рекламная индустрия в Европе и Америке была на подъеме и служила примером для России. Многие иностранцы, долгое время проживающие в России, принимали активное участие в разработке рекламного сектора, внося инвестиции, идеи и профессиональные знания, убеждая людей инвестировать в новые методы продвижения и внося свежую энергию в экономику России. В 1896 году из 13 рекламных агентств, зарегистрированных в Москве, 5 принадлежали или управлялись женщинами, и половина управляющих были иностранцами [20, с. 47].

В начале XX века газетная реклама стала важным рычагом российской коммерции и мощным инструментом для расширения рынков российских предприятий. Газетная реклама создавала огромную экономическую прибыль, которая для промышленных и коммерческих предприятий часто оставалась незаметной и осуществлялась неосознанно, но для издателей она была очевидной и явной. Например, по данным 1896 года, доходы десяти крупнейших российских газет от рекламы составили: «Новое время» - 499807 рублей, «Петербургский листок» - 305812 рублей, «Московские ведомости» - 275190 рублей, «Петербургская газета» - 157745 рублей, «Биржевые ведомости» - 131381 рубль, «Московский листок» - 122954 рубля, «Новости» - 100905 рублей, «Новости дня» - 107000 рублей, «С.-Петербургские ведомости» - 68862 рубля, в общей сложности составив около 2 миллионов рублей [2, с. 41].

Реклама не только стала ключевым направлением деятельности издателей, но и стала отправной точкой и целью создания газет. В 1894 году по совету известного русского писателя А.П. Чехова крупный издатель И.Д. Сытин основал газету «Русское слово», которая получила название «новостная фабрика» России. Первоначальная цель Сытина при создании газеты заключалась в том, чтобы облегчить печать рекламы и косвенно увеличить продажи своих книг, стремясь наполнить всю Россию рекламой [18, с. 272].

В начале XX века российский экономист А.А. Мануйлов выдвинул идею о том, что реклама способствует развитию национальной экономики, поскольку она помогает потребителям находить необходимые товары, а производителям и дистрибьюторам - продвигать продукцию и ускорять оборот капитала. Успешная реклама, стимулируя распределение товаров, также способствует снижению наценок на продукцию [17, с. 547]. Развитие промышленности и коммерции

в России сохраняло высокие темпы роста, массовое промышленное производство становилось неизбежным трендом. Всё больше предприятий входили на рынок, производя аналогичные товары, что усиливало рыночную конкуренцию. В популярных рекламных руководствах часто чувствовалась напряжённая атмосфера коммерческой борьбы, подчеркивая, что Россия находится в «эпоху конкуренции».Фразы вроде «И это уже потому необходимо, что в наше время-время конкуренции- кто не идетъ вперед, тот быстро идетъ назад и сходитъ со сцены»[1, с. 5]. Исследователь рекламы А.Г. Ратнер анализировал коммерческую конкурентную среду России на фоне индустриализации. Его тезисы были пронизаны социальным дарвинизмом, он утверждал, что «Создалось целое искусство рекламирования, заслуживающее со стороны заинтересованных лиц внимательного изучения. Все прогрессирует, все специализируется - таков закон промышленной жизни, и все, что не приспосабливается к новым условиям, должно неизбежно погибнуть в обострившейся борьбе» [9, с. 1]. В рекламном руководстве, изданном в Полтаве, редакторы, пользуясь чужими словами, выразили мысль, что «Реклама в наш век свободной конкуренции не есть роскошь или излишество, а необходимость» [6, с. 4]. Один из российских рекламщиков сравнил публикацию в газетах с легкой инфантерией и мелкой перестрелкой вразброс, а публикацию в журналах с тяжелой артиллерией на твердо занятых позициях [1, с. 74].

В крупных российских ежедневных газетах реклама предметов ежедневного использования, косметических и красоты продуктов, чая и табака появляется почти каждый день. Эти товары, ориентированные на все слои населения, являются основными потребительскими товарами в процессе урбанизации и представляют собой одни из самых конкурентных областей рекламной деятельности. Как, например, реклама известной российской косметической компании Ралле и ее конкурента Брокарь, которые часто появлялись на страницах «Новое время» одновременно [8].

В процессе привлечения иностранного капитала российские газетные рекламы играли незаменимую роль. Во второй половине XIX века, стремясь к индустриализации, Россия активно привлекала иностранный капитал, технологии и оборудование в сектор национальной экономики, например, в машиностроении использовались передовые британские устройства, а в электротехнической промышленности - немецкие технологии. Иностранные компании часто рекламировались через агентов или напрямую публиковали свои объявления в российских газетах, занимая значительные объемы. Например, в 179-м номере за 1895 год «Русских ведомостей» на четвертой странице объявле-

ния иностранных промышленных предприятий занимали большую часть страницы, включая рекламу газовых и керосиновых двигателей британской компании Crossley и объявление машиностроительного завода Луиса Ягера из Кёльна (Louis Jager Maschinefabrik), предлагающего оборудование для паровых заводов, кирпичных, керамических и арматурных фабрик [10].

В книге 1911 года, изданной в Москве под названием «Учитесь рекламировать у американцев», автор также подчеркивал значение рекламы для международной торговли России. Он утверждал, что такие товары, как американский хлопок, британские двигатели, немецкое вино, французские сельскохозяйственные продукты и персидские ковры, продаются в Москве. Когда производители этих товаров находятся в отдаленных уголках мира, без рекламы невозможно осуществить их продажу [15, с. 16].

По мере того как реклама в России начала приобретать масштабы, она способствовала стимулированию продаж товаров, став неотъемлемой частью коммерческой деятельности, а также важным инструментом дохода для газет. Люди начали серьезно относиться к рекламной деятельности, разрабатывать теории рекламы, анализировать рекламные кампании, изучать способы привлечения клиентов через рекламу, а также рассматривать преимущества и недостатки рекламы и ее социальную ценность.

Николай Плиский, влиятельный российский теоретик рекламы начала XX века, в 1894 году опубликовал работу «Реклама, её значение, происхождение и история». Он считал, что по сравнению с европейской и американской рекламой, российская реклама значительно отстает как по количеству, так и по качеству, ей не хватает разнообразия и богатства форм. Тем не менее, Плиский был полон уверенности в светлом будущем рекламной индустрии России [19, с. 18]. Он предложил «десять заповедей рекламы», охватывающих технику размещения рекламы, инвестиции в рекламу, запреты и требования. Первое правило гласит: «Помни всегда, что реклама в век свободной конкуренции не роскошь, а необходимость» [19, с. 149].

В 1898 году в Санкт-Петербурге был выпущен брошюра под названием «Русская реклама», которая вызвала значительный отклик. Автор, Алексей Веригин, подчеркнул национальные и государственные особенности российской рекламы. Веригин считал, что российская реклама должна отличаться от европейской и американской, не опираясь на шум и крики, а должна развиваться на основе собственных традиций, быть серьезной, скромной и достойной, отражать честность и доброжелательность, соответствуя нормам российской культуры. Реклама должна быть остроумной и разнообразной, чтобы выделиться. В оценке плюсов и минусов рекламы Веригин отметил, что, подобно таким

достижениям современной цивилизации, как химия, печатный станок, телеграф, железные дороги, биржи и банки, реклама может служить благом для человеческой цивилизации, но также может стать бедствием, в зависимости от того, как ее используют. Если реклама соответствует цивилизационным нормам, она принесет большую пользу российской культуре. Веригин подчеркивал, что россиянам нужна реклама так же, как им нужны хлеб, железо, телеграф и телефон [4, с. 23].

В 1902 году Н. Верховой опубликовал книгу «Реклама в ХХ веке как необходимость и единственная верная гарантия успеха в каждом торгово-промышленном деле». Автор, являясь издателем и редактором, утверждал, что российская промышленность и коммерция уже достигли значительных размеров и разнообразия, и для дальнейшего развития необходимо постоянно участвовать в конкуренции, поскольку реклама является единственным надежным средством конкуренции, которое выдерживает проверку временем [5, с. 3]. Автор утверждает, что вне зависимости от того, в Великобритании, Франции или России, крупные компании тратят большие суммы на рекламу, и газетная реклама является основной формой конкуренции. В России существуют значительные региональные различия в социальной среде, и реклама в разных регионах выполняет различные функции. Для развития коммерции в провинциальных городах реклама также играет важную роль, поэтому необходимо адаптировать рекламные стратегии к местным условиям, находя подходящие формы развития.

Некоторые теоретики, сочетая теорию с Литература и источники

практикой, рассматривают рекламу как организованную коммерческую деятельность. Они советуют предпринимателям подходить к рекламным кампаниям с заранее продуманными идеями, планами и целями, изучать потребности потребителей, анализировать бюджеты и затраты, научно относиться к маркетингу и принятию решений, предоставляя профессиональные техники и методы для рекламных мероприятий.

Заключение

В ходе изучения истории рекламы в российских газетах с конца XIX века до начала XX века, данное исследование показывает, как реклама эволюционировала от однообразной формы к разнообразию выражений и постепенной профессионализации. Развитие рекламной индустрии отражает изменения в социальной и экономической структуре, а также оказало глубокое влияние на городскую жизнь России. С подъемом промышленного капитализма, реклама стала ключевой силой, способствующей циркуляции товаров и формированию потребительских взглядов общественности. На основе обширных исторических материалов и кейсов, анализируется роль рекламы в медийной экономике и демонстрируется, как она стала связующим звеном между производителями и потребителями. В конечном счете, реклама не только экономическая деятельность, но и зеркало социальных изменений и культурного развития России, подчеркивающее её незаменимую роль в современном обществе. Этот исторический взгляд предоставляет ценные перспективы для понимания социальной функции современной рекламы и её эволюции в контексте глобализации.

1. Айзенштейн К.А. Как рекламировать с успехом. Настольное руководство для деловых людей. СПб.: Фортуна для всех, 1912. 110с.

2. Боханов А.Н. Буржуазная пресса России и крупный капитал: конец XIX в.-1914г. М.: Наука, 1984. 152с.

3. Бриленкова А.В. Коммерческая реклама в России (1861 -1917гг.). СПб.: изд-во СПбГУ, 2007. 207с.

4. ВеригинА. Русская реклама. СПб.: Из-во газ. «Рус. труд», 1898. 23с.

5. Верховой Н. Реклама в ХХ веке как необходимость и единственная верная гарантия успеха в каждом торгово-промышленном деле. Ярославль: Типография губернского правления, 1902. 12с.

6. Дохман И.А. Расклейка и разноска реклам. Полтава: электро-печ. И.А. Дохмана, 1904. 25с.

7. Николаева Д.В. Газетная реклама в России на рубеже веков (1894-1905). М.: МГУ, 2002. 212с.

8. Новое время, 16.12.1896.

9. Ратнер А.Г. Техника рекламы объявлениями. СПб.: типо-лит. К. Биркенфельда, 1909. 16с.

10. Русские ведомости, 1.7.1895.

11. Русские ведомости. Рождественский указатель. 21.12.1901.

12. С.Я. Объявления и другие средства рекламы. Задачи рекламы, составление и распространение различных видов ее. М.: тип. т./д. Добрышева и М. Тарусина, 1904. 81с.

13. Сине-фоно. №5-6. 1918. 40с.

14. Степанов А. А. История объявлений газетная реклама в России XVIII-ХХвв. СПб.: Риал-Пронто, 2014. 131с.

15. Учитесь рекламировать у Американцев. М.: типо-лит. "Народное издательство", 1911. 48с.

16. Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы (Третье издание). М.: Юнити-Дана, 2010. 495с.

17. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: Том ХХХША. СПб.: Семеновская типо-лит. "И.А. Ефрона". 1901. 960с.

18. Ясинский И.И. Роман моей жизни. Москва и Ленинград: Государственное издательство, 1926. 360с.

19. Плиский Н. Реклама.её значение, происхождение и история. СПб.: Издание Ф.В. Щепанского, 1894. 175с.

20. Sally West, Constructing consumer culture: Advertising in Imperial Russia to 1914, Urbana: University of Illinois at Urbana-Champaign. 1995, 325р.

References

1. Eisenstein K.A. Kakreklamirovat's uspehom. Nastol'noe rukovodstvo dlja delovyh ljudej [How to advertise with success. A desk manual for business people]. St. Petersburg: Fortune for all Publ., 1912. 110p.

2. Bokhanov A.N. Burzhuaznaja pressa Rossii i krupnyj kapital: konec XIX v.-1914g. [Bourgeois press of Russia and big capital. The end of the XIX century -1914]. Мoscow: Science Publ., 1984. 152p.

3. Brilenkova A.V. Kommercheskaja reklama v Rossii (1861-1917gg.) [Commercial Advertising in Russia (1861-1917)]. St. Petersburg: SPbU Publ., 2007. 207p.

4. Verigin A. Russkaja reklama [Russian adverts]. St. Petersburg: Russian Labour Publ., 1898. 23p.

5. Verkhovoy N. Reklama vXX veke kak neobhodimost' i edinstvennaja vernaja garantija uspeha v kazhdom torgovo-pro-myshlennom dele [Advertising in the twentieth century as a necessity and the only sure guarantee of success in every commercial and industrial endeavor]. Yaroslavl: Typography of the Provincial Board, 1902. 12p.

6. Dokhman I.A. Rasklejka i raznoska reklam [Posting and distribution of adverts]. Poltava: Electric typo-lithography by I.A. Dohmann, 1904. 25p.

7. Nikolaeva D.V. Gazetnaja reklama vRossii na rubezhe vekov (1894-1905) [Newspaper advertising in Russia at the turn of the century (1894-1905)]. Moscow: MSU Publ., 2002. 212p.

8. Novoe vremja [New time], 16.12.1896.

9. Ratner A.G. Tehnika reklamy ob'javlenijami [Technique of advertising with adverts]. St. Petersburg: Typography-lithography of K. Birkenfeld, 1909. 16p.

10. Russkie Vedomosti [Russian Gazette], 1.7.1895.

11. Russkie Vedomosti. Rozhdestvenskij ukazatel' [Russian Gazette. Christmas Index]. 21.12.1901.

12. S.Y. Ob'javlenija i drugie sredstva reklamy. Zadachi reklamy, sostavlenie i rasprostranenie razlichnyh vidov ee [Adverts and other means of advertising. Tasks of advertising, compilation and distribution of various types of it]. Moscow: Typography by Dobryshev and M. Tarusin, 1904. 81p.

13. Cine-phono. No 5-6. 1918. 40 p.

14. Stepanov A. A. Istorija ob'javlenij gazetnaja reklama v Rossii XVIII-XXvv. [History of newspaper advertisements in Russia XVIII-XX centuries]. St. Petersburg: Real-Pronto Publ., 2014. 131p.

15. Uchites' reklamirovat' u Amerikancev [Learn how to advertise from the Americans]. Moscow: Typography-lithography of "People's Publishing House", 1911. 48 p.

16. Uchenova V.V., Starykh N.V. Istorija reklamy (Tret'e izdanie) [History of Advertising (Third Edition)]. Moscow: Unity-Dana Publ., 2010. 495 p.

17. Jenciklopedicheskij slovar'Brokgauza i Efrona: Tom XXXIIIA [Encyclopedic Dictionary of Brockhaus and Efron: Volume XXXIIIA]. St. Petersburg: Semyonovskaya Typography-lithography "I.A. Efron". 1901. 960 p.

18. Yasinsky I.I. Roman moej zhizni [The novel of my life]. Moscow and Leningrad: State Publishing House, 1926. 360p.

19. Plisky N. Reklama.eeznachenie, proiskhozhdenie iistoriya [Advertising.Its meaning, origin and history]. St. Petersburg: F.V. Szczepanski, 1894. 175 p.

20. Sally West, Constructing consumer culture: Advertising in Imperial Russia to 1914, Urbana: University of Illinois at Urbana-Champaign. 1995, 325 p.

© «Клио», 2024 © Лю Синь, 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.