Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ'

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
региональная экономика / экономическое пространство региона / новая экономическая реальность / туристический комплекс / показатели оценки функционирования и развития туристического комплекса / проблемы функционирования и развития туристического комплекса / Республика Адыгея. / regional economy / economic space of the region / new economic reality / tourist complex / indicators for assessing the functioning and development of the tourism complex / problems of functioning and development of the tourism complex / Republic of Adygea.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новикова Наталья Валерьевна, Джимова Саида Бубовна

В статье обоснованы ключевые проблемы функционирования и развития туристического комплекса в экономическом пространстве региона в условиях активно формирующейся новой реальности. Объектом исследования выступает один из регионов Российской Федерации – Республика Адыгея, в экономическом пространстве которого хозяйствующие субъекты, входящие в состав туристического комплекса, имеют важное значение в обеспечении социально-экономической динамики. Методы представленного исследования базируются на подходах формализации и систематизации, библиометрическом анализе и контент-анализе, анализе динамических рядов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Новикова Наталья Валерьевна, Джимова Саида Бубовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPERATION AND DEVELOPMENT OF THE TOURIST COMPLEX IN THE ECONOMIC SPACE OF THE REGION IN THE CONDITIONS OF THE NEW REALITY

The article substantiates the key problems of the functioning and development of the tourism complex in the economic space of the region in the conditions of an actively emerging new reality. The object of the study is one of the regions of the Russian Federation the Republic of Adygea, in the economic space of which economic entities that are part of the tourism complex are important in ensuring socio-economic dynamics. The methods of the presented research are based on formalization and systematization approaches, bibliometric analysis and content analysis, and time series analysis.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ»

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ

OPERATION AND DEVELOPMENT OF THE TOURIST COMPLEX IN THE ECONOMIC SPACE OF THE REGION IN THE CONDITIONS OF THE NEW REALITY

НОВИКОВА Наталья Валерьевна

Профессор кафедры региональной, муниципальной экономики и управления ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», доктор экономических наук, профессор

Natalya V. NOVIKOVA

Professor of the Department of Regional, Municipal Economics and Management, Ural State University of Economics, Doctor of Economics, Professor

ДЖИМОВА Саида Бубовна

Начальник отдела расходов Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея, соискатель кафедры региональной, муниципальной экономики и управления ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»

Saida B. DZHIMOVA

Head of the Expenses Department of the Federal Treasury Department for the Republic of Adygea, Applicant for the Department of Regional, Municipal Economics and Management, Ural State Economic University

АННОТАЦИЯ

В статье обоснованы ключевые проблемы функционирования и развития туристического комплекса в экономическом пространстве региона в условиях активно формирующейся новой реальности. Объектом исследования выступает один из регионов Российской Федерации – Республика Адыгея, в экономическом пространстве которого хозяйствующие субъекты, входящие в состав туристического комплекса, имеют важное значение в обеспечении социально-экономической динамики. Методы представленного исследования базируются на подходах формализации и систематизации, библиометрическом анализе и контент-анализе, анализе динамических рядов.

Abstract

The article substantiates the key problems of the functioning and development of the tourism complex in the economic space of the region in the conditions of an actively emerging new reality. The object of the study is one of the regions of the Russian Federation - the Republic of Adygea, in the economic space of which economic entities that are part of the tourism complex are important in ensuring socio-economic dynamics. The methods of the presented research are based on formalization and systematization approaches, bibliometric analysis and content analysis, and time series analysis.

Ключевые слова: региональная экономика; экономическое пространство региона; новая экономическая реальность; туристический комплекс; показатели оценки функционирования и развития туристического комплекса; проблемы функционирования и развития туристического комплекса; Республика Адыгея.

Keywords: regional economy; economic space of the region; new economic reality; tourist complex; indicators for assessing the functioning and development of the tourism complex; problems of functioning and development of the tourism complex; Republic of Adygea.

ВВВЕДЕНИЕ

Научные и практические проблемы функционирования и развития туризма и формирования туристических комплексов в экономическом пространстве России и входящих в ее состав регионов остаются весьма актуальными и острыми. Необходимость решения данных проблем обусловлена активным становлением новой реальности, связанной с беспрецедентными санкциями в отношении Российской Федерации, сложной геополитической обстановкой, поиском новых ресурсов обеспечения экономического роста на национальном и региональном уровнях.

В частности, 28 марта 2024 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин провел совещание по вопросам реализации проекта федеральных круглогодичных курортов «Пять морей и озеро Байкал», предусматривающего в рамках комплексного освоения территорий создание новых курортов в девяти регионах страны: Краснодарском крае, Крыму, Дагестане, Запорожской, Калининградской и Иркутской областях, Санкт-Петербурге, Приморском крае и Бурятии.

На территории страны реализуется национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства». Одним из его итогов явился рост в 2023 г. более чем в четыре раза числа туристов, посетивших Республику Дагестан, в два раза вырос туристический поток в Республику Алтай, Республику Адыгея и Ленинградскую область.

В Послании Федеральному Собранию в 2023 г. Президент Российской Федерации поставил задачу почти вдвое – до 140 млн. увеличить число ежегодных путешествий по стране за счет расширения доступного предложения разнообразных туристических услуг, итогом оказания которых будет являться знакомство россиян с уникальной природой страны, с ее историей, культурой, а также отдых на морских, горнолыжных, оздоровительных курортах, в круглогодичных парках развлечений.

Развитие туризма, формирование туристических комплексов влечет за собой ряд значимых мультипликативных эффектов, связанных с созданием новых рабочих мест, расширением предпринимательства, возникновение новых источников наполнения бюджетов всех уровней, формированием творческой инициативы. Все это в совокупности способствует укреплению социально-экономической устойчивости развития государства в целом и отдельных регионов, входящих в его состав.

Согласно ориентирам, заложенным в Послании Президента страны Федеральному собранию в 2023 г. вклад внутреннего туризма в ВВП страны должен увеличится за ближайшие 10 лет вдвое – до пяти процентов.

Развитию туризма в масштабах страны и в региональных проекциях способствует реализация практически всех национальных проектов. Например, национальный проект «Инфраструктура для жизни» включает в себя мероприятия по благоустройству набережных, парков, скверов, исторических центров.

Формированию туристического комплекса способствуют принимаемые на федеральном уровне меры (например, реализация программы льготного кредитования крупных туристических проектов, что позволяет сделать отечественные компании ключевыми партнерами государства в развитии туристической индустрии).

Значимость сферы туризма для экономики страны и ее регионов иллюстрируют следующие цифры: в 2023 г. жители Российской Федерации совершили 78 млн. внутренних туристических поездок, что на 21 % больше, чем в 2022 г. Повысилась инвестиционная привлекательность сферы туризма, о чем свидетельствует привлечение более 800 млрд. частных инвестиций или на 1/3 больше, чем в 2022 г. В результате было введено 12,5 тыс. новых номеров гостиничного фонда, обеспечив рост показателя на 10 %.

Целью проведения данного исследования является выявление наиболее значимых проблем функционирования и развития туристического комплекса в экономическом пространстве региона в условиях новой реальности и предложение рекомендаций по их преодолению.

Объектом исследования выступает один из регионов страны – Республика Адыгея, в экономическом пространстве которого активно формируется, функционирует и развивается туристический комплекс.

ТЕОРИЯ И МЕТОДЫ

Научным фундаментом представленного исследования послужили теоретические разработки российских и зарубежных ученых, посвященные, во-первых, проблемам регионального экономического развития [1, 2 и др.], в том числе в условиях новой реальности [3, 4 и др.], во-вторых, вопросам функционирования и развития туристического комплекса в экономическом пространстве региона [5, 6, 7, 8, 9 и др.].

Новой реальностью для функционирования и развития хозяйствующих субъектов, предоставляющих туристические услуги, в экономическом пространстве страны и российских регионов, является проявление следующих новых факторов и условий:

- сложная геополитическая обстановка, сдерживающая поток туристов на территории, граничащие с зонами вооруженных конфликтов [10];

- закрытие ряда международных туристических направлений в связи с санкционными проявлениями в отношении Российской Федерации и ее граждан;

- высокий уровень государственной поддержки, обусловленный необходимостью перенаправить туристические потоки на российские дестинации, в связи с противостоянием санкционному давлению со стороны стран Запада, поиском новых ресурсов регионального развития, раскрытием туристического потенциала российских территорий;

- понимание значимости деятельности хозяйствующих субъектов сферы туризма, имеющей существенный мультипликативный эффект, посредством стимулирования развития смежных видов экономической деятельности (розничная торговля, общественное питание, гостиничное хозяйство, транспорт, культура, здравоохранение и др.) [11];

- активное формирование общества потребления, в рамках которого значительно возрастает спрос на услуги туристического комплекса, на получение новых впечатлений, изучение новых мест, формирование так называемого «консьюмеризма туризма», в результате которого туризм превращается огромную движущую силу развития целых стран и регионов [12, 13, 14, 15, 16];

- активное развитие лечебно-оздоровительного туризма в результате повышения ценности в современном обществе здорового образа жизни [17, 18 и др.], значимости капитала здоровья [19, 20, 21, 22].

Основные методы, используемые авторами для написания статьи: контент-анализ научной литературы, позволивший выстроить теоретический фундамент проведения собственного научного поиска; метод анализа динамических рядов, помогающий авторам сформировать динамические ряды показателей, обосновать тенденции и факторы происходящих изменений.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Рассмотрим тенденции функционирования и развития туристического комплекса в экономическом пространстве региона на примере одного из субъектов Российской Федерации - Республики Адыгея, расположенном на юге Европейской части России - в северо-западной части Кавказа, на левобережье рек Кубани и Лабы.

Республика Адыгея входит в состав Южного федерального округа и граничит только с одним субъектом Российской Федерации - Краснодарским краем (ее территория со всех сторон окружена территорией Краснодарского края). Административный центр объекта нашего исследования - город Майкоп, численность жителей которого по состоянию на 1 января 2023 г. составила 163,8 тыс. чел.

Республика Адыгея представляет собой один из крупнейших туристических центров Северного Кавказа, богатый природными, культурными и историческими достопримечательностями.

Под туристическим комплексом Республики Адыгея нами будет подниматься совокупность объединенных тесными производственно-технологическими, экономическими и социальными связями учреждений, основной сферой деятельности которых является оказание туристической услуги (туристические фирмы) и сопутствующих предприятий инфраструктуры (коллективные средства размещения, организации розничной торговли и общественного питания, транспортные организации по перевозке пассажиров, учреждения культуры).

Хозяйствующие субъекты, входящие в состав туристско-рекреационного комплекса, вносят заметный вклад в экономику Республики Адыгея. В частности, по оценкам авторов исследования в 2022 г. в данном комплексе было занято 5,0 % от общей численности всех занятых в экономике региона. Субъекты туристко-рекреационного комплекса формировали 4,1 % от общерегионального значения по объему привлеченных инвестиций; 2,4 % регионального объема добавленной стоимости; 2,3 % регионального объема выпуска продукции и оказания услуг;1,6 % объема налоговых поступлений.

В таблице 1 представлена динамика показателей, которые по мнению авторов могут выступать ключевыми индикаторами, отражающими результаты функционирования и развития туристко-рекреационного комплекса Республики Адыгея за 2018-2022 гг.

Таблица 1 – Динамика основных показателей функционирования и развития туристко-рекреационного комплекса Республики Адыгея за 2018-2022 гг.

Наименование показателей 2018 2019 2020 2021 2022 Изменение показателя 2022 г. по сравнению с 2018 г.

абсолютное относительное, в %

Число туристических фирм, ед. 21 21 16 20 26 + 5 123,8

Объем туристских услуг, оказанных населению, млн. руб. 21 21 25 25,1 26,2 + 5,2 124,8

Инвестиции в основной капитал, направленные на развитие коллективных средств размещения, млн. руб. 72,1 79,3 80,1 81,3 81,6 + 9,5 113,2

Число коллективных средств размещения, ед. 84 102 90 88 96 + 12,0 114,3

в том числе:

гостиниц и аналогичных средств размещения, ед. 66 82 70 66 69 + 3 104,5

Площадь номерного фонда коллективных средств размещения, м2 34906,5 38812,2 38542,2 42012,3 48488,2 + 13581,7 138,9

Число номеров в коллективных средствах размещения, ед. 1703 1865 1892 1992 2172 + 469 127,5

Средняя площадь номера в коллективных средствах размещения, м2 20,5 20,8 20,4 21,1 22,3 + 1,8 108,8

Численность размещенных лиц в коллективных средствах размещения , чел. 115987 144066 111616 208672 179969 + 63982 155,2

в том числе:

в гостиницах и аналогичных средствах размещения, ед. 62563 89966 63499 100928 116409 + 53846 186,1

Объем услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, оказанных населению, млн. руб. 232,2 231,1 226,1 225,3 231,6 - 0,6 99,8

Анализ показателей, представленных в таблице 1, позволяет сделать заключение о восходящей динамике развития туристическо-рекреационного комплекса Республики Адыгея за 2018-2022 гг.

В 2022 г. на территории региона функционируют 26 хозяйствующих субъекта, основной сферой деятельности которых является оказание туристических услуг. За пятилетний период число туристических фирм увеличилось на 5 единиц или 23,8 %. Объем туристических услуг, оказанных населению в 2022 г. составил 26,2 млн. руб., что на 5,2 млн. руб. больше, чем в 2018 г.

Инфраструктурную составляющую туристического комплекса Республики Адыгея в 2022 г. формировали 96 коллективных средств размещения, среди которых основную долю составляют гостиницы и аналогичные средства размещения – 71,9 % (мотели, хостелы и другие организации гостиничного типа). Номерной фонд коллективных средств размещения Республики Адыгея включает 2172 номера, средней площадью 22,3 м2. Общая площадь номерного фонда региона составила 48,5 тыс. м2.

В 2022 г. по сравнению с 2018 г. произошло значительное увеличение объема инвестиций в основной капитал, направленных на развитие коллективных средств размещения (на 13,1 %), следствием чего явился рост всех показателей, характеризующих инфраструктуру обслуживания туристов, таких как «число коллективных средств размещения» (на 12 ед. или 14,2 %), «площадь номерного фонда коллективных средств размещения» (на 13,6 тыс. кв. м или 27,4 %), «число номеров в коллективных средствах размещения» (на 469 ед. или 27,5 %), «число гостиниц и аналогичных средств размещения» (на 3 ед. или 4,5 %).

В результате инвестиционных вложений за 2018-2022 гг. увеличилась средняя площадь одного номера коллективных средств размещения на 1,8 м2, достигнув в 2022 г. значения 22,3 м2, вместо 20,5 м2 в 2018 гг., сделав более привлекательными условия для проживания туристов, въезжающих в регион.

Важным результатом функционирования и развития туристического комплекса региона является приток туристов, который в значительной степени характеризует численность размещенных лиц. В частности, за 2018-2022 гг. численность размещенных лиц в коллективных средствах увеличилась на 64,0 тыс. чел. (или 55,2 %) и составила в 2022 г. 180,0 тыс. чел. Основная доля рекреантов размещалась в гостиницах и аналогичных средствах размещения, например, в 2022 г. данный показатель составил 116,4 тыс. чел. или 64,7 % от общей численности размещенных в коллективных средствах размещения, в то время как в 2018 г. лишь 53,9 % приезжих отдавали предпочтение гостиницам.

Ограничения, связанные с пандемией COVID-19, явились серьёзным фактором, сдерживающим развитие туристического комплекса. В частности, численность размещенных лиц на территории Республики Адыгея снизилась в 2020 г. по сравнению с 2019 г. на 32,5 тыс. чел., в том числе в гостиницах и аналогичных средствах размещения на 26,5 тыс. чел., сократив объем предоставленных услуг гостиницами на 5,0 млн. руб. В 2020 г. произошло сокращение числа функционирующих на территории региона туристических фирм (- 4 ед.), коллективных средств размещения за счет сокращения гостиниц (- 12 ед.).

В 2021-2022 гг. туристическому комплексу региона удалось преодолеть данные трудности, численность размещенных лиц в 2021 г. на 64,6 тыс. чел. превысила показатель 2019 г., достигнув максимального значения за пятилетний период - 208,7 тыс. чел.

Развитие туристского комплекса Республики Адыгея является приоритетным направлением регионального стратегического развития несмотря на его незначительную долю в структуре валового регионального продукта (4-5 %) за изученный период 2018-2022 гг. (таблица 2).

Таблица 2 - Динамика доли объема услуг туристского комплекса в ВРП Республики Адыгея за 2018-2022 гг.

Годы ВРП, млн. руб. Объем услуг туристского комплекса

Республики Адыгея,

Млн. руб. Доля объема услуг туристского комплекса

в

ВРП, %

2018 119 961,8 5 368,3 4,5

2019 131 125,8 6 561,3 5,0

2020 142 913,5 6 561,3 4,6

2021 171 386,1 7 521,3 4,4

2022 197 082,0 8 861,2 4,5

Однако, несмотря на стабильную и, в целом, положительную динамику, функционирование и развитие туристического комплекса в экономическом пространстве Республики Адыгея, сталкивается с проявлением целого ряда проблем.

На рисунке 1 представлены авторское видение ключевых проблем функционирования и развития туристического комплекса Республики Адыгея и рекомендации по их преодолению.

Рисунок 1 - Проблемы функционирования и развития туристического комплекса Республики Адыгея и рекомендации по их преодолению

Выявленные проблемы сдерживают развитие туристического комплекса Республики Адыгея и требуют скоординированных действий федеральных и региональных органов власти и управления, а также местного самоуправления.

ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ

На уровне государства поставлены серьезные задачи развития внутреннего туризма, формирования и укрепления туристического комплекса страны в целом и входящих в ее состав регионов. Туризм должен стать серьезным драйвером региональной динамики и, прежде всего, тех территорий, на которых имеются соответствующие туристко-рекреационные ресурсы. На достижение данных результатов направлен национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства».

Проведенное нами исследование свидетельствует о возрастании значимости в экономическом пространстве одного из российских регионов – Республики Адыгея, в условиях активно формирующейся новой реальности, туристического комплекса. Новая реальность обусловлена такими негативными факторами как сложная геополитическая обстановкой, закрытие для россиян ряда международных туристических направлений. Но, с другой стороны, появились новые возможности, обусловленные высоким уровнем государственной поддержки данного сектора экономики в связи с поиском новых ресурсов регионального развития; активным формированием общества потребления стимулирующего спрос на услуги туристического комплекса, превращая туризм в значимую движущую силу развития целых стран и регионов; повышением спроса на лечебно-оздоровительный, экологический, гастрономический и др. виды туризма.

Авторами выявлены ключевые проблемы функционирования и развития туристического комплекса Республики Адыгея (ярко выраженный сезонный характер туристических потоков, отсутствие масштабных инвестиционных проектов в сфере туризма, дефицит кадров и др.), а также предложены рекомендации по их преодолению.

Важным условием эффективного функционирования и развития туристического комплекса исследуемого региона в новом экономическом формате является использование органами власти и управления комплексного системного подхода, включающего в себя меры институционального, экономического, организационного, экологического и социального характера. Совместная реализация комплекса вышеуказанных мер, даст возможность достижения интенсивного экономического роста Республики Адыгея.

Библиографический список

1. Анимица, Е. Г. Теории регионального и местного развития / Е. Г. Анимица, Я.П. Силин, Н.В. Сбродова. – Екатеринбург: УрГЭУ, 2015. – 151 c.

2. Развитие парадигмальных идей в отечественной региональной экономике / Е. Г. Анимица, В. С. Антонюк, Т.А. Балина [и др.]; Уральский государственный экономический университет. – Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2022. – 346 с.

3. Силин, Я.П. «Новая нормальность» в российской экономике: региональная специфика / Я. П. Силин, Е.Г. Анимица, Н. В. Новикова // Экономика региона. – 2016. – Т. 12, № 3. – С. 714–725.

4. Брижак, О.В. Новая экономическая реальность как предметная область исследования О.В. Брижак О.В. // Вестник Московского университета. - Сер. 6. - Экономика. - 2023. - № 4. – С. 3-21.

5. Фесенко, О.П. Оценка влияния туристического комплекса на социально-экономическое развитие региона / О.П. Фесенко // Вестник Чувашского университета. – 2010. – № 1. – С. 519-523. – EDN MCAAYB.

6. Артеменко, О.Н. Региональный туризм как инструмент развития территории / О. Н. Артеменко // Актуальные проблемы экономики и права. – 2013. – № 2. – С. 11-17. – EDN QBZPVB.

7. Концепция развития туристско-рекреационного потенциала Крыма: монография / М. Ю. Лайко, Л. А. Попов, Т. А. Воронова [и др.]. – Москва: Onebook.ru, 2014. – 274 с.

8. Арумова, Е.С., Атамась, Е.В. Туризм как инструмент устойчивого развития территории/ Е.С. Арумова, Е.В. Атамась // Экономика устойчивого развития. - 2016. - № 3 (27). - С.11-16.

9. Нюренбергер, Л.Б., Селиванов, В.В., Севрюков, И.Ю., Леушина, О.В. Туризм как приоритетная отрасль динамизации социально – экономического развития Крыма / Л.Б. Нюренбергер, В.В. Селиванов, И.Ю. Севрюкова, О.В. Леушина // Экономика и предпринимательство. - 2018. - № 11 (100). - С. 411-415.

10. Харитоненко, О.В. Влияние современных геополитических процессов на функционирование санаторно-курортной деятельности Республики Крым / О. В. Харитоненко // Урал - драйвер неоиндустриального и инновационного развития России: Материалы IV Уральского экономического форума, Екатеринбург, 20–21 октября 2022 года / Ответственные за выпуск: Я.П. Силин, В.Е. Ковалев. – Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2022. – С. 322-327. – EDN TXHDIS.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Силин, Я.П. Структурно-отраслевая трансформация экономики городских округов санаторно-курортного типа: кейс Республики Крым / Я. П. Силин, Н. В. Новикова, О. В. Харитоненко // Journal of New Economy. – 2023. – Т. 24, № 1. – С. 26-49. – DOI 10.29141/2658-5081-2023-24-1-2. – EDN LBYBYP.

12. Бодрийяр, Ж. Общество потребления, его мифы и структуры: пер. с фр. / Ж. Бодрийяр. – Москва: Республика, 2006. – 272 с.

13. Черняева, Т. И. Туристическое потребление: стандартизация впечатлений / Т. И. Черняева // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2009. – Т. 12, № 3. – С. 116–127.

14. Иванов, Д.В. Глэм-капитализм: общество потребления в XXI веке / Д. В. Иванов // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2011. – Т. 14, № 5. – С. 9–28.

15. Ильин, А.Н. Парадоксы общества потребления / А. Н. Ильин. – DOI 10.24290/1029-3736-2016-22-1-23-43 // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. – 2016. – № 1. – С. 23–43.

16. Новикова, Н.В. Стратегические ориентиры развития санаторно-курортного комплекса и инфраструктуры туризма в социально-экономическом пространстве городского округа в контексте теории иерархии потребностей / Н. В. Новикова, О. В. Харитоненко // Современные подходы к повышению качества сервиса в индустрии туризма и гостеприимства в условиях межкультурной коммуникации: Материалы III Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 27 апреля 2021 года. – Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2021. – С. 35-40. – EDN KTVTEC.

17. Ветитнев, А.М. Определение влияния лечебно-оздоровительного туризма на экономику региона / А. М. Ветитнев, А. А. Торгашева // Проблемы современной экономики. – 2013. – № 4 (48). – С. 352–355.

18. Клейман, А.А. Основные направления развития санаторно-курортной деятельности и лечебно-оздоровительного туризма региона / А. А. Клейман // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 5-2. – С. 350–356.

19. Аганбегян, А.Г. Как долго жить и оставаться здоровым / А. Г. Аганбегян. –10.30680/ECO0131-7652-2011-10-5-12 // ЭКО. – 2011. – № 10 (448). – С. 5–12.

20. Киселева, Л. С. Здоровье как особый экономический ресурс: теоретический обзор / Л.С. Киселева // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2016. – № 3. – С. 217–224.

21. Аганбегян, А.Г. Два главных вызова, стоящих перед Россией: по сокращению катастрофически высокой смертности при восстановлении сохранности народа и переходу к устойчивому социально-экономическому росту // Экономическое возрождение России. 2022. № 1 (71). - С. 14-30.

22. Глазьев, С.Ю., Воронов, А.С., Кудина М.В., Орлова, Л.Н. Прогноз развития человеческого капитала в Российской Федерации в условиях изменений в мировой экономике // Государственное управление. Электронный вестник. 2022. № 91. - С. 24-44.

References

1. Animica, E. G. Teorii regional'nogo i mestnogo razvitija / E. G. Animica, Ja.P. Silin, N.V. Sbrodova. – Ekaterinburg: UrGJeU, 2015. – 151 c.

2. Razvitie paradigmal'nyh idej v otechestvennoj regional'noj jekonomike / E. G. Animica, V. S. Antonjuk, T.A. Balina [i dr.]; Ural'skij gosudarstvennyj jekonomicheskij universitet. – Ekaterinburg: Ural'skij gosudarstvennyj jekonomicheskij universitet, 2022. – 346 s.

3. Silin, Ja.P. «Novaja normal'nost'» v rossijskoj jekonomike: regional'naja specifika / Ja. P. Silin, E.G. Animica, N. V. Novikova // Jekonomika regiona. – 2016. – T. 12, № 3. – S. 714–725.

4. Brizhak, O.V. Novaja jekonomicheskaja real'nost' kak predmetnaja oblast' issledovanija O.V. Brizhak O.V. // Vestnik Moskovskogo universiteta. - Ser. 6. - Jekonomika. - 2023. - № 4. – S. 3-21.

5. Fesenko, O.P. Ocenka vlijanija turisticheskogo kompleksa na social'no-jekonomicheskoe razvitie regiona / O.P. Fesenko // Vestnik Chuvashskogo universiteta. – 2010. – № 1. – S. 519-523. – EDN MCAAYB.

6. Artemenko, O.N. Regional'nyj turizm kak instrument razvitija territorii / O. N. Artemenko // Aktual'nye problemy jekonomiki i prava. – 2013. – № 2. – S. 11-17. – EDN QBZPVB.

7. Koncepcija razvitija turistsko-rekreacionnogo potenciala Kryma: monografija / M. Ju. Lajko, L. A. Popov, T. A. Voronova [i dr.]. – Moskva: Onebook.ru, 2014. – 274 s.

8. Arumova, E.S., Atamas', E.V. Turizm kak instrument ustojchivogo razvitija territorii/ E.S. Arumova, E.V. Atamas' // Jekonomika ustojchivogo razvitija. - 2016. - № 3 (27). - S.11-16.

9. Njurenberger, L.B., Selivanov, V.V., Sevrjukov, I.Ju., Leushina, O.V. Turizm kak prioritetnaja otrasl' dinamizacii social'no – jekonomicheskogo razvitija Kryma / L.B. Njurenberger, V.V. Selivanov, I.Ju. Sevrjukova, O.V. Leushina // Jekonomika i predprinimatel'stvo. - 2018. - № 11 (100). - S. 411-415.

10. Haritonenko, O.V. Vlijanie sovremennyh geopoliticheskih processov na funkcionirovanie sanatorno-kurortnoj dejatel'nosti Respubliki Krym / O. V. Haritonenko // Ural - drajver neoindustrial'nogo i innovacionnogo razvitija Rossii: Materialy IV Ural'skogo jekonomicheskogo foruma, Ekaterinburg, 20–21 oktjabrja 2022 goda / Otvetstvennye za vypusk: Ja.P. Silin, V.E. Kovalev. – Ekaterinburg: Ural'skij gosudarstvennyj jekonomicheskij universitet, 2022. – S. 322-327. – EDN TXHDIS.

11. Silin, Ja.P. Strukturno-otraslevaja transformacija jekonomiki gorodskih okrugov sanatorno-kurortnogo tipa: kejs Respubliki Krym / Ja. P. Silin, N. V. Novikova, O. V. Haritonenko // Journal of New Economy. – 2023. – T. 24, № 1. – S. 26-49. – DOI 10.29141/2658-5081-2023-24-1-2. – EDN LBYBYP.

12. Bodrijjar, Zh. Obshhestvo potreblenija, ego mify i struktury: per. s fr. / Zh. Bodrijjar. – Moskva: Respublika, 2006. – 272 s.

13. Chernjaeva, T. I. Turisticheskoe potreblenie: standartizacija vpechatlenij / T. I. Chernjaeva // Zhurnal sociologii i social'noj antropologii. – 2009. – T. 12, № 3. – S. 116–127.

14. Ivanov, D.V. Gljem-kapitalizm: obshhestvo potreblenija v XXI veke / D. V. Ivanov // Zhurnal sociologii i social'noj antropologii. – 2011. – T. 14, № 5. – S. 9–28.

15. Il'in, A.N. Paradoksy obshhestva potreblenija / A. N. Il'in. – DOI 10.24290/1029-3736-2016-22-1-23-43 // Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 18: Sociologija i politologija. – 2016. – № 1. – S. 23–43.

16. Novikova, N.V. Strategicheskie orientiry razvitija sanatorno-kurortnogo kompleksa i infrastruktury turizma v social'no-jekonomicheskom prostranstve gorodskogo okruga v kontekste teorii ierarhii potrebnostej / N. V. Novikova, O. V. Haritonenko // Sovremennye podhody k povysheniju kachestva servisa v industrii turizma i gostepriimstva v uslovijah mezhkul'turnoj kommunikacii: Materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Ekaterinburg, 27 aprelja 2021 goda. – Ekaterinburg: Ural'skij gosudarstvennyj jekonomicheskij universitet, 2021. – S. 35-40. – EDN KTVTEC.

17. Vetitnev, A.M. Opredelenie vlijanija lechebno-ozdorovitel'nogo turizma na jekonomiku regiona / A. M. Vetitnev, A. A. Torgasheva // Problemy sovremennoj jekonomiki. – 2013. – № 4 (48). – S. 352–355.

18. Klejman, A.A. Osnovnye napravlenija razvitija sanatorno-kurortnoj dejatel'nosti i lechebno-ozdorovitel'nogo turizma regiona / A. A. Klejman // Fundamental'nye issledovanija. – 2016. – № 5-2. – S. 350–356.

19. Aganbegjan, A.G. Kak dolgo zhit' i ostavat'sja zdorovym / A. G. Aganbegjan. –10.30680/ECO0131-7652-2011-10-5-12 // JeKO. – 2011. – № 10 (448). – S. 5–12.

20. Kiseleva, L. S. Zdorov'e kak osobyj jekonomicheskij resurs: teoreticheskij obzor / L.S. Kiseleva // Jekonomika: vchera, segodnja, zavtra. – 2016. – № 3. – S. 217–224.

21. Aganbegjan, A.G. Dva glavnyh vyzova, stojashhih pered Rossiej: po sokrashheniju katastroficheski vysokoj smertnosti pri vosstanovlenii sohrannosti naroda i perehodu k ustojchivomu social'no-jekonomicheskomu rostu // Jekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii. 2022. № 1 (71). - S. 14-30.

22. Glaz'ev, S.Ju., Voronov, A.S., Kudina M.V., Orlova, L.N. Prognoz razvitija chelovecheskogo kapitala v Rossijskoj Federacii v uslovijah izmenenij v mirovoj jekonomike // Gosudarstvennoe upravlenie. Jelektronnyj vestnik. 2022. № 91. - S. 24-44.

Контактная информация / Contact information

ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»

620144, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, д. 62/45

Ural State University of Economics

62/45, 8 Marta Street/Narodnaya Volya St, 620144, Yekaterinburg, Russia

Новикова Наталья Валерьевна / Natalya V. Novikova

novikova@usue.ru

Управление Федерального казначейства по Республике Адыгея

385013, Россия, г. Майкоп, ул. Гоголя, д. 18

Federal Treasury Department for the Republic of Adygea

18 Gogolya Street, 385013, Maykop, Russia

Джимова Саида Бубовна / Saida B. Dzhimova

sdzhimova2610@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.