Научная статья на тему 'Функционирование биеннале в современном культурном пространстве'

Функционирование биеннале в современном культурном пространстве Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
827
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
BIENNALE / CONTEMPORARY / VENICE / CULTURAL SPACE / БИЕННАЛЕ / СОВРЕМЕННОСТЬ / ВЕНЕЦИЯ / КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ивановская Нина Вячеславовна

В этой статье исследуются способы функционирования биеннале в культурном пространстве Украины и в мире, и его влияние на современное искусство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Operation system of Biennale in contemporary cultural space

This article investigate the Biennale cultural space in Ukraine and around the world and it''s influence on contemporary art.

Текст научной работы на тему «Функционирование биеннале в современном культурном пространстве»

Operation system of Biennale in contemporary cultural space

Section 1. Study of art

Ivanovska Nina Viacheslavovna, National Academy of Managerial Personnel of Culture and Art, post-graduate student E-mail: [email protected]

Operation system of Biennale in contemporary cultural space

Abstract: This article investigate the Biennale cultural space in Ukraine and around the world and it's influence on contemporary art.

Keywords: Biennale, contemporary, Venice, cultural space.

Ивановская Нина Вячеславовна, Национальная академия руководящих кадров культуры и искусств, аспирантка E-mail: [email protected]

Функционирование биеннале в современном культурном пространстве

Аннотация: В этой статье исследуются способы функционирования биеннале в культурном пространстве Украины и в мире, и его влияние на современное искусство.

Ключевые слова: биеннале, современность, Венеция, культурное пространство.

Проблематика функционирования биеннале изучает искусство как феномен художественной культуры во многообразии его видовых, родовых, жанровых, стилевых, речевых проявлений и взаимоотношений искусства с другими составляющими художественной культуры, методами культурологического анализа феноменов искусства. Отдельные разработки в этой области были сделаны исследователями в зарубежном (Борис Гройс, Иосиф Бакштейн, Даниель Бирнбаум, Яра Бубнова, Жан-Юбер Мартен, Ханс-Ульрих Обрист и др) и в отечественном искусствоведении (А. Саловйов, В. Бурлака, В. Сидоренко, А. Авраменко и другие). Целью статьи является выявление динамики становления и развития современных художественно-зрелищных форм в проекции определения их типологических и специфических черт и исследовать важность становления, функционирования и развития биеннале в современном культурном пространстве.

Биеннале — это масштабный международный фестиваль, который проходит раз в два года и объединяет на одной территории искусство множество стран. На сегодня существует более двухсот биеннале по всему миру. И важно отметить, что в 2012 году Украина также вошла в этот список. Ведь в нашей стране состоялась Первая Международная биеннале современного искусства «ARSENALE-2012». Этот проект стал знаковым не только для Украины, но и для других государств.

В украинском языке слово «биеннале» имеет два рода. Использование того или иного рода определяется в зависимости от образующегося явления: выставки — женский род или фестиваля — мужской род.

Это слово имеет латинское происхождение и обозначает событие, происходящее дважды в год: «bi» — два «annus» — год (триеннале трижды в год). Сегодня это понятие ассоциируется в первую очередь с международными выставками современного искусства, однако охватывает также широкий спектор фестивалей, кино, театра, музыки, танца, архитектуры и т. д., которые проходят каждые два года.

Биеннале традиционно проходят в крупных городах — столицах и мировых культурных центрах. В сфере современного искусства биеннале — важное событие, которое дает возможность художникам представить себя и свою страну на международной арене. За участие в биеннале приглашены художники не получают зарплату.

Каждый раз конкретная биеннале имеет официальную тему, которой объединены все проекты, представленные в ее рамках. Сквозь призму этой темы биеннале представляет творчество своих соотечественников международной аудитории и одновременно знакомит отечественную публику с мировым искусством. В подготовке и проведении такого масштабного события участвует большое количество специалистов, однако ответственным за все является комиссар биеннале. Ключевой же фигурой биеннале есть куратор, на

3

Section 1. Study of art

роль которого избирается выдающаяся личность, художник или искусствовед, известный своей деятельностью. Куратор разрабатывает идею, тему и концепты биеннале, осуществляет отбор участников, утверждает программу.

Обычно биеннале проходит не только в одной центральной локации, а по всему городу. Параллельные программы биеннале имеют целью оптимизировать деятельность всех местных художественных институтов, чтобы биеннале стала настоящим культурным событием для города. Продолжительность такого события — до нескольких месяцев. Сегодня в мире существует более шестидесяти художественных биеннале [1, 63-65].

Первой и самой известной биеннале является Венецианская, основанная в 1895 году, как Международная художественная выставка города Венеции. Сегодня Венецианская биеннале является одной из главных в мире и включает также ежегодный Венецианский кинофестиваль и фестиваль архитектуры, который проходит в четные года — художественная биеннале проходит в нечетные.

Идея создания Венецианской биеннале принадлежала консулу Венеции Рикардо Сельватико. Событие с годами приобретала славы, в ней принимали участие все больше художников из других уголков мира, каждая страна представляла свой павильон. И когда 1948 г., после шестилетнего перерыва, к которой привела Вторая мировая война и трудности послевоенных лет, биеннале возобновила свою деятельность, ее значение и престиж приобрели всемирного масштаба. Венецианская биеннале стала платформой для ведущих мировых художников. В разные годы кураторами Венецианской художественной биеннале были такие выдающиеся личности, как Акила Бонито Олива, Жан Клер, Франческо Бонами и другие.

Второй, после Венецианской появилась биеннале в Сан-Пауло в Бразилии. Эта биеннале была создана в 1951 году по примеру Венецианской. Фестиваль был основан меценатом Сицилии Матараццо, который стремился познакомить бразильцев с мировым искусством. С 1973 года в Сан-Пауло проводится также Международная биеннале архитектуры и дизайна. С 2010 года организаторы биеннале отказались от классического формата павильонов — национальных представительств из за его архаичности и неполиткорректность.

Еще одна важная биеннале современного искусства — Manifesta (Манифеста). Manifesta считается биеннале преимущественно молодого искусства, внедряет новейшие кураторские и искусствоведческие практики.

Однако Девятая Manifesta во многом нарушает эти принципы, представляя историческую ретроспективу художественного контекста отдельного региона. Она состоялась в 2012 году в городах Генк и Лимбург в Бельгии. Куратор биеннале — мексиканец Хуатемок Медина. Девятая Manifesta была своеобразным диалогом между историей, искусством и социальной рефлексией [2].

В последние годы традицию биеннале подхватили также страны бывшего соцлагеря и постсоветского

пространства. Появились Московская биеннале, биеннале в Екатеринбурге и другие. Состоялась Первая Киевская международная биеннале современного искусства Arsenale 2012. Ее куратор — Дэвид Эллиотт, комиссар — Наталья Заболотная, генеральной директор Художественного Арсенала, которая выступила инициатором биеннале и принимала выставку в своих стенах. В выставке приняли участие более 100 звезд мировой арт-сцены из 30 стран мира, которые представили новейшие творческие направления и художественные тенденции мирового и отечественного искусства [3, 20-21].

В сфере современного искусства прецедент биеннале — важное событие, которое дает возможность художникам представить себя и свою страну на международной арене. Однако, это не только очень большая выставка искусства со многими участниками, это создание многоуровневого сложного культурного диалога, в котором переплетаются, взаимодействуют, преломляются рефлексии насущных, важных общественно-культурных проблем.

Актуальность и значимость данного события заключается в том, чтобы продемонстрировать отрасль современной культуры, которая до сих пор не имела масштабного репрезентативного форума в Украине. И именно Первый Украинский биенальний проект ARSENALE-2012 был призван заполнить существующую нишу, став аналогом резонансных всемирно известных биеннале. Без сомнения, организация такого масштабного события способствовала укреплению статуса Киева как одной из культурных столиц мира, и стала чрезвычайно важным фактором для формирования образа Украины как мощного цивилизованного государства [4, 90-91].

Исследуя актуальность функционирования биеннале в современном культурном пространстве важно рассмотреть синтетические формы художественной практики, в числе которых одно из ведущих положений сегодня занимает биеннале. Активизация биеннале на современном этапе развития общества обусловлена тем, что эта инновационная форма представления современного искусства обладает более широкими возможностями в создании условий для массовой коммуникации, в отличие от других форм экспонирования, например, от традиционных художественных выставок. Проведение биеннале способствует не только творческому обмену между художниками и кураторами, но и позволяет осуществлять диалог и интеграцию различных культур в едином художественном процессе. Острая социальная проблематика, неограниченность заявленных тем, осуществления международного диалога, демонстрация самобытности регионального искусства, чуткое реагирование на появление новых технологий в искусстве, применение в рамках проекта кураторской стратегии, и, наконец, взаимодействие различных видов искусств в едином художественном пространстве, — аспекты, присущие именно биеннале. Эти особенности являются основными причинами и объясняют постоянно растущую потребность в осуществлении подобного типа художественных проектов в разных уголках мира.

4

The interdependance of the type of temperament and form of stage fright in musical psychology

Список литературы:

1. Ranciere J. The politics of aesthetics. - A&C, 2013.

2. Баршинова О. История искусств ХХ века. - Лекция: “Социально-критическое искусство. Эстетика политического жеста”./Культурный Проект. - 2012, Март, 24.

3. Звинятковская З. Украина уже имеет свою идентичность./З. Звинятковская//Ай globus. - 2012. - № 41. - С. 20.

4. Цыба Г. Современное искусствоо радикальнее чем какой-либо массовый политический протест.//АКГ UKRAINE -2012. - № 3 (28), 90-91.

Mukhitdenova Bagym Maksatovna, Senior Professor, Kazakh National Academy of Arts named after T. K. Zhurgenov (Almaty), Kazakhstan

E-mail: [email protected]

The interdependance of the type of temperament and form of stage fright in musical psychology

Abstract: An issue of psychological preparation of a performer to stage performance is one of the most important issues in musical and performing art. There is no artist who never suffered from negative forms of stage fright. Psychological adjustment for musical and performing activity conscribes all creative abilities, but is not always recognized by a musician. This mobilization, a search of a particular performing solution can be carried out even in those moments, when one would think that musician is not thinking about the upcoming concert.

Keywords: intellectual, emotional and motive sides of the personality, stage fright.

Мухитденова Багым Максатовна, старший преподаватель Казахской национальной академии искусств им. Т. Жургенова, г. Алматы, Казахстан E-mail: [email protected]

Взаимозависимость типа темперамента и форм проявления сценического волнения

Аннотация: Проблема психологической подготовки исполнителя к концертному выступлению — одна их важнейших в музыкально-исполнительском искусстве. Нет артиста, который ни разу не пострадал от негативных форм сценического волнения. Психологическая установка на музыкально-исполнительскую деятельность мобилизует все творческие способности, но не всегда осознаётся музыкантом. Эта мобилизация, поиски того или иного исполнительского решения могут осуществляться даже в те моменты, когда, казалось бы, музыкант и не думает о предстоящем концерте.

Ключевые слова: интеллектуальная, эмоциональная и двигательная стороны личности, сценическое волнение.

Некоторые музыканты страдают от форм сценического волнения, не могут сосредоточиться на творческих задачах, озабочены тем, к каким последствиям приведёт возможная ошибка, как они выглядят, какое впечатление производят на слушателей. Таким исполнителям полезно перед выходом на сцену методом аутосуггестии внушить себе желание как можно скорее выступить перед публикой — «я хочу петь, потому что моё исполнение будет интересно собравшимся людям!».

Вторая подструктура — творческий опыт, профессиональные знания. Чем больше исполнительский опыт, чем чаще музыкант выходит на концертную эстраду, тем реже

страдает он от астенических форм сценического волнения. Однако опыт нельзя путать с привычкой. Привычное выполнение музыкантом своих обязанностей, каждодневное пребывание на сцене зачастую «убивает» не только вредное волнение, но и чувство творческой окрылённости.

Боязнь забыть текст — распространённая болезнь среди неопытных музыкантов. Они волнуются оттого, что боятся забыть, забывают оттого, что волнуются. Успешная музыкально-исполнительская деятельность возможна, если согласованно, слаженно «работают» интеллектуальная, эмоциональная и двигательная стороны личности. Ни одна из названных сторон не должна подавлять другие.

5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.