УДК 327, 323.2
Ярошенко Оксана Валерьевна
аспирантка. Санкт-Петербургский государственный университет [email protected]
Oksana V. Yaroshenko
Graduate student.
St. Petersburg State university [email protected]
Манифеста 10:
ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ВОСПРИЯТИЯ
международной
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫСТАВКИ
современного искусства
MANIFESTA 10:
POLITICAL ASPECTS OF THE ORGANIZATION AND PERCEPTION OF THE INTERNATIONAL ART EXHIBITION OF THE MODERN ART
Аннотация. В данной статье дана попытка объяснить взаимосвязь искусства и политики на международном и внутригосударственном уровне, в частности, рассмотрены вопросы влияния политики на творческий процесс и возможности использования искусства различными политическими институтами в качестве инструмента формирования общественного мнения по актуальным проблемам современности. Одной из наиболее удобных разновидностей данного взаимодействия признан формат международной художественной выставки. И в качестве примера для демонстрации основных выводов рассмотрена международная биеннале современного искусства - Манифеста 10, проходившая в Санкт-Петербурге с 28 июня по 31 октября 2014 года.
Ключевые слова: Манифеста; актуальное искусство; международная художественная выставка; политический контекст искусства; биеннале; культурная политика.
Annotation. This article presents an attempt to explain a mutual relationship between art and politics on the international and domestic levels; in particular, it contains a review of an impact of politics on creativity and a survey of the possibilities of different political institutions to use art as an instrument of public opinion formation on urgent issues of our time. A form of an international art exhibition is recognized as one of the best varieties for such interaction. Manifesta 10 - the international biennale of modern art, that was held in St Petersburg from the 28th of June till 31st of October, 2014 - is used as an example to demonstrate the key findings of the article.
Keywords: Manifesta; modern art, international art exhibition, political context of art, biennale, cultural policy.
28 июня 2014 года в Санкт-Петербурге состоялось открытие международной художественной выставки «Манифеста», на четыре месяца захлестнув город волной споров о значимости и ценности данного события. Этого открытия культурное сообщество страны в равной степени ожидало и опасалось с того момента, как 27 февраля 2013 было объявлено, что Санкт-Петербург обошел прочих претендентов на право проведения юбилейной выставки.
Сегодня спустя практически год у нас появилась возможность дать этому событию более объективную оценку, принимая во внимание все дискуссии, имевшие место быть во время мероприятия и после него.
Прежде чем углубиться в обзор непосредственно самой выставки и ее влияния, необходимо некоторое внимание уделить важности самого понятия выставки в художественном и политическом контексте. Следует сказать, что искусство, и особенно отношение к искусству, всегда являлось ярким
индикатором политического вектора государства, а также отражением развития общества и выражением общественных стремлений. Вполне очевидно, что креаторами, или создателями, искусства является тонкая прослойка людей, чаще всего высокообразованных и в некоторой степени оторванной от общественных масс. В такой ситуации художественная выставка служит наиболее доступным и эффективным инструментом для трансляции художественного контента любого рода для широкой аудитории. В то же время сегодня мы можем говорить об изменении понятия «художник» - как создателя высокого или массового искусства, в сторону его расширения. Все большее количество людей стремится выступить в роли создателя «ценного», «художественного» материала, претендующего на статус искусства. Это связано не только с отсутствием категории «мастерства» - как непреложного критерия оценки художественного произведения, но и с ускоряющимися и упрощающимися с каждым годом способами распространения информации.
216
В этой связи попытки некоторых критиков обвинить актуальное искусство в несостоятельности только за счет отсутствия в работах художников годами оттачиваемого мастерства абсолютно беспочвенны, так как переход к идейности - как основной ценности работы - произошел еще век назад. И здесь следует вернуться к роли выставок: нельзя отрицать, что в современном мире именно выставки являются направляющим фактором развития искусства. В условиях, когда представление о ценности каждой художественной работы является спорным, и присвоение тому или иному объекту статуса произведения искусства превращается в чисто субъективный процесс, можно утверждать, что основным фактором, определяющим успех или неуспех художника, становится его оценка кураторским сообществом. А масштаб и значимость этой оценки зависят от уровня, на котором произошло признание. Соответственно, при организации международных выставок происходит отбор произведений искусства, получивших самое высокое одобрение, а значит, именно они зададут тон и направление дальнейшего развития искусства.
Но, помимо неотделимого взаимовлияния выставок и самого искусства, необходимо отдельно отметить глубокую связь международных выставок с политическим контекстом, причем, здесь следует иметь в виду как внутреннюю, так и внешнюю политику.
Говоря о влиянии непосредственно Манифесты, следует рассмотреть несколько исторических этапов ее развития, которые позволят отразить основные развороты ее политической ориентации в зависимости от международного контекста.
Итак, изначально Манифеста - это Европейская биеннале современного искусства, периодическая художественная выставка, которая имеет свои организационные и идеологические особенности.
От Биеннале в Венеции, или «Документы», выставка отличается, прежде всего, своим номади-ческим характером. Манифеста не привязана ни к одному из городов, и каждый раз проводится в новом месте. Именно это ставит ее в отдельную позицию относительно других биеннале в плане налаживания международного сотрудничества и острого реагирования на проблемы, происходящие не только в современном искусстве, но в политическом мире. Значение местопроведения первоочередное, именно от него зависит основная тематика и характер выставки.
Впервые идея новой перемещающейся биеннале появилась в 1993 году. Ее инициаторами стали известные кураторы - представители западноевропейских стран: Хедвиг Фейн, Крис Деркон, Генри Меррит Хьюз. Они предложили сделать выставку, которая бы стала обновлением самой идеи биеннале, на тот момент ассоциировавшейся у всех только с Венецианской Биеннале и вызывавшей разного рода недовольства. Однако именно ее раздел «Aperto» (Апер-то) вдохновил организаторов Манифесты на создание чего-то подобного [9]. В данном разделе
не было национального представительства, и выставлялись в основном работы молодых талантливых художников, необъединенных единой тематикой.
Основной идеей зарождающейся биеннале стало воссоздание единого европейского культурного пространства, в котором остро нуждалась Европа после падения Берлинской стены. Именно с помощью проведения регулярных выставок современного искусства, которые не будут привязаны к определённому месту в Западной или Восточной Европе, предполагалось создать некое единое идейное поле.
Для этого был основан Международный Фонд Манифесты, зарегистрированный в Нидерландах, целью которого была организация выставок и сбор средств. В структуре фонда главная роль до сих пор принадлежит Совету, в задачу которого входит выбор города проведения последующей биеннале [4]. По словам одного из членов Совета Ярославы Бубновой, выбор чаще всего основывается на том, что город может дать выставке, и насколько выставка может быть ему полезной. Обычно побеждают заявки с наиболее высоким финансированием, открытой к новому и нейтральной в восприятии администрацией города [9]. Ввиду этого до 2014 года биеннале лишь однажды проводилась на территории стран Восточной Европы - в 2000 году в Любляне. Все это значительно усложняет миссию Манифесты по объединению европейской культурной жизни. Хотя изначальная идея состояла как раз в противоположной тенденции. Но постсоветскому пространству до сих пор сложно конкурировать с Западной Европой по уровню финансирования культурных проектов, особенно в небольших городах, которые всегда являлись целью Манифесты, а также ввиду проблем с коррупцией и централизацией власти.
И тем необычней был выбор Санкт-Петербурга в качестве города, принимающего Манифесту в этом юбилейном для нее году. Хотя настолько ли уж необычным? Позволим себе еще один краткий экскурс в историю биеннале, чтобы прояснить некоторые моменты.
Итак, Манифеста 1 состоялась в Роттердаме в 1996 году. На ней были представлены работы 72 художников из тридцати различных городов Европы и пяти неевропейских. Выставку посетило 20 000 человек, и она получила крайне одобрительную оценку критиков и прессы, как в Голландии, так и на международной арене. Все выставленные работы были созданы специально для Манифесты. Для большей части художников это был первый опыт показа на международном уровне, после чего их карьера обрела новое измерение, поступили приглашения в известные галереи Западной Европы [1]. В этом плане изначальная идея выставки начала воплощаться в жизнь, для восточноевропейцев это был шаг в большой мир капиталистического искусства.
Однако были и другие развороты в ходе ее истории. Так, Манифеста 8 дала немало поводов для споров своим организаторам. Претендентами на
217
место ее проведения были Мурсия, Гданьск и Рига. Итог этого решения (выставка прошла в испанских городах Мурсия и Картахена) весьма явно говорит об идеологическом повороте Манифесты, который намечался уже относительно давно. Изначально наиболее сильным кандидатом считался Гданьск, где в 2011 году предстояло отпраздновать 30-летие движения «Солидарность», выставка должна была состояться в тех же доках, где оно зародилось [2]. Считается, что польская заявка проиграла по фактору финансирования, однако еще одной причиной следует считать переориентацию организаторов Манифесты с изначального западно-восточного европейского направления на проблематику «СеверЮг», выходящую за европейские пределы.
В итоге, заявленной тематикой Манифесты 8 стал «Диалог с Северной Африкой». Южный испанский город как нельзя лучше подходил для отражения темы, ставшей в последние десятилетия наиболее актуальной в Европе во многих сферах жизни. Еще одной особенностью выставки стало участие в ней трех независимых кураторских групп, которые должны были создать возможности для развития тесного диалога с деятелями африканского искусства и подготовить основу для организации «Панафриканской Биеннале» [3].
А теперь, пропустив выставку в бельгийском Генке, вернемся в начало 2013 года, когда становится известно, что Манифеста пройдет в России. Уже тогда достаточно очевидно проявились наметившиеся ранее сложности в отношениях западно-восточных блоков, используя терминологию «холодной войны». Россия во внешней политике плавно уходит в антизападную изоляцию и развивает восточные направления сотрудничества. Тогда еще с высокими ценами на нефть и вполне самоуверенно эксплуатирует позицию силы. Актуальное искусство, которое, как очень чуткий индикатор, пытается уловить любые дуновения политико-экономических и культурных ветров, реагирует на это вполне предсказуемо.
Юбилейная Манифеста, проходящая в России, выглядит весьма символично. И не просто в России, а в Санкт-Петербурге, не просто в имперском городе российских консерваторов, но в Эрмитаже - святая святых российской традиционной культуры, Манифеста возвращается к истокам своих замыслов - острым проблемам западно-восточного вопроса.
Выбор кажется как нельзя более удачным. С одной стороны, любое действо, небольшая художественная шалость в стенах консервативного заведения для очень болезненно реагирующего на любые культурные новшества общества, станет событием, артикуляций самых острых вопросов, их актуализацией. В этом плане Россия - легкая площадка для провокаторов, ведь здесь им становится даже самый закостенелый западный консерватор, и в этом же плане это очень тяжелая площадка, из-за отсутствия той безопасности самовыражения, которой художники пользуются на Западе, невозможности чувствовать себя абсолютно свободным в своих высказываниях, или будучи вынужденным
участвовать в дилемме об участии и неучастии (которая еще будет освещена ниже).
С другой стороны, Санкт-Петербург - это не только город имперской традиции и родина нынешнего политического истеблишмента, это в то же время город Тимура Новикова, Владислава Мамышева-Монро, Кости Гончарова, Сергея Ку-рехина и прочих концептуалистов 90-х. Это город, в котором зародилось то искусство, которое до сих пор с трудом (или вообще никак) воспринимается основной массой населения, искусство стремления к абсолютизации свободы, начиная с 1980-х и заканчивая безумием девяностых в России. Это город зарождения революций и радикальных движений.
Поэтому, если присмотреться получше, выбор Санкт-Петербурга перестает быть столь уж удивительным, и это даже если не упоминать немалое финансирование, которое предложил город, и, наконец, юбилей Эрмитажа. Каспер Кёниг -куратор Манифесты 10 - во всех интервью называл выставку подарком на 250-летний день рождения Эрмитажа, что очень удобно снимало с него все политические интерпретации вопроса выбора места и позволяло оставаться нейтральным даже в самые острые периоды.
Для города же изначально это был вопрос престижа, по словам вице-губернатора Санкт-Петербурга Василия Кичеджи, «учитывая международный авторитет «Манифесты» и интерес к событию со стороны специалистов и широкой общественности, вполне вероятно, что успешная реализация проекта будет способствовать укреплению положительного имиджа не только Санкт-Петербурга, но и России в целом» [8].
Его слова подтверждает и комиссар Манифесты и заведующий Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа Дмитрий Озерков: «А что касается позиции города, для Петербурга это один большой плюс из-за огромного количества профессионалов и журналистов, которые донесут информацию о городе. Такой подарок дорогого стоит. Город стремится создавать события, у нас проходят бесконечные форумы -юридический, экономический. «Манифеста» -своего рода художественный форум. Город, который, кстати, активно финансирует «Манифесту», может только радоваться» [5].
Однако, не всё проходило так гладко, как могло показаться изначально, отношение к современному искусству у нас всегда было неоднозначным, а острые политические намеки художников не облегчили задачу его принятия, да и с их стороны работа в условиях ограниченной свободы у многих из них вызывала протест и отторжение.
Сам Каспер Кёниг, благодаря которому призыв к бойкоту выставки все-таки был отклонен, в определенный момент дал полное отчаяния интервью для Deutsche Welle (Дойче Велле), в котором заявил, что приезжал в одну страну, а через несколько месяцев приняли закон о гей-пропаганде, и он оказался в другой. Но, помимо политического контекста сложного 2014 года, его
218
удивило глубокое нежелание России принимать новое в отношении изобразительного искусства, о котором его предупреждали коллеги. А рассуждая о сотрудничестве с государственными структурами, он говорит фразу, разошедшуюся впоследствии на цитаты у российских журналистов: «У меня есть весьма отрезвляющее ощущение, что нас не хотят» [6].
В это же время, в апреле за два с половиной месяца до открытия выставки Интерфакс публикует проект «Основ государственной культурной политики», в котором Россия противопоставляется Европе и вся его риторика построена на контрасте европейских и российских ценностей. Тут стоит оговориться, что после того, как Институт философии РАН активно раскритиковал проект новой культурной политики, ровно через месяц в Российской газете появилась отредактированная версия [10] с пояснениями о том, что произошло недоразумение, предыдущий документ был одним из черновиков и не подлежал публикации, а обновленная версия выглядела вполне нейтральной.
Тем не менее, появление текста, в котором западные ценности рассматриваются как угроза обществу, в апреле было очень символичным -разгар крымской проблемы, эскалация конфликта на Украине, острое напряжение в отношениях с Западом.
Разумеется, организаторам выставки работать в условиях сгущающихся красок и при государственном финансировании было сродни вызову, и стоит отдать им должное, в итоговую программу вошли многие спорные проекты и те, кто все-таки не стал бойкотировать мероприятие, смогли высказаться в достаточно свободной манере. На Манифесте 10 освещались такие проблемы, как война с Грузией, вопрос о состоятельности российской демократии, Майдан, проблемы меньшинств, политика «двойных стандартов» и многие другие. Методы выражения были избраны самые разнообразные - от массовых акций, инсталляций, шокирующих фотографий и огромных полотен до кино и звуковых проектов.
Отдельно следует затронуть вопрос бойкота выставки как одной из линий пересечения художественного и политического. Призывы бойкотировать Манифесту в России начались с принятия закона о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних, который многими европейскими участниками был воспринят как покушение на существование гражданского общества в России. Следующая волна бойкотов началась после «присоединения» Крыма, одним из основных агитаторов за отказ от участия стала группа «Что делать?», которая готовила проект об Охта-центре, а в процессе, по словам идеолога группы Дмитрия Виленского, решила создать «проект выхода из Манифесты» [7].
Однако, по итогам выставки стало понятно, что такой формат политического заявления абсолютно неэффективен в условиях российской реальности. В дискурсе запрета решение о том, чтобы НЕ делать, выглядит с точки зрения за-
прещающего органа скорее, наоборот, более приемлемым, чем продолжать сопротивляться. В итоге, не участники лишили себя слова и возможности высказаться на международной арене, а протестная акция осталась мало замеченной. Кроме того, бойкот Манифесты в случае его успеха привел бы к ровно противоположным последствиям по отношению к видению ситуации самими бойкотирующими. Российское правительство своими действиями ведет страну к политической изоляции в отношениях с западными странами, закрытие еще одной из и так немногих оставшихся площадок для международного сотрудничества и открытой живой дискуссии никак не повлиял бы на правительственный курс, но в то же время лишил страну еще одного шанса оказаться в едином культурном пространстве с Европой и двигаться с ней в одном направлении художественного развития.
Таким образом, проявлялись политические аспекты в деле организации выставки, однако не менее интересно рассмотреть, как она воспринималась публикой, когда посетители попадали в определенный политический контекст и вынуждены были давать свою оценку работам не только в отношении художественных форм самовыражения, но и по острым политическим вопросам, поднятым в тематике работ.
Любой петербуржец, который приходил на площадки Манифесты летом 2014 года, совершал некий акт приобщения к мировому художественному движению, образовывался и выносил свои суждения. Изначально при принятии решения о посещении им могли двигать два посыла: проверить, что он понимает, поддержать проект и попытаться в чем-то разобраться, или, напротив, увидеть собственными глазами доказательства «бездарности и пошлости» современного искусства. В любом случае экспонаты своей тематикой выводят его в плоскость политического мышления. Манифеста становится платформой образования и обсуждения актуальных вопросов. Нет никаких оснований полагать, что современное искусство политически протестно по своей сути, но именно так оно воспринимается очень многими представителями «некреативного» класса. Консерваторы, лояльные к политическому курсу правительства, пытаются избегать этого «мракобесия», радикальные бунтари, наоборот, поддерживают любые формы самовыражения, в том числе художественного, т.к. это отсылает к плюралистическим ценностям, ущемление прав на которые их очень занимает, причем это никак не зависит от того, насколько понятны для них некоторые формы или даже мотивы этого самовыражения.
С образовательной точки зрения Манифеста дает возможность публике не только окунуться в международную художественную среду, проследить последние тенденции современного искусства и выйти за рамки обыденного сознания, но и увидеть, что происходит в этой сфере в своей стране. Достаточно широкое представление о российской современной художественной жизни и наследии российской культуры последних лет можно было получить на Параллельной программе Манифесты, где были представлены
219
работы петербуржцев, подготовленные специально к выставке, а также обобщенная ретроспектива работ самых ярких художников и творцов последних десятилетий существования Советского Союза и России 90-х годов.
Итак, стала ли Манифеста окном в Европу, или просто раздражающим оранжевым пятном на теле города, пока судить сложно. Хотя достаточно очевидно, что одно мероприятие такого масштаба не может в корне изменить ситуацию в стране. Взаимоотношения государственных культурных институтов и современного искусства по-прежнему остаются прохладными, хотя дело медленно сдвигается с мертвой точки. Можно надеться, что с открытием пространства Главного штаба у Эрмитажа появится больше возможностей демонстрировать не только шедевры 20 века, но и актуального нового мирового искусства. Комитет по культуре Санкт-Петербурга, имея такой опыт сотрудничества с международной выставкой, возможно, продолжит двигаться в этом направлении. Кроме того, мероприятия масштаба Манифесты остаются важнейшим инструментом внешней культурной политики России, представляют ее на международной арене, и в той или иной мере влияют на формирование мнения о стране среди иностранной культурной элиты.
Литература:
1. Hughes H.M. Краткая история Манифесты. Международная биеннале современного искусства. Любляна, Манифеста 3. URL: http://www.-manifesta.org/manifesta3/history.htm (date accessed: 20.04.2015).
2. Manifesta 8 пройдет в Мурсии. Архив портала OpenSpace.ru, раздел Новости, 12.01.2009 URL: http://os.colta.ru/news/details/7325/ (дата обращения: 18.04.2015).
3. Мурсия в диалоге с Северной Африкой. Ев-
ропейская биеннале современного искусства. Манифеста 8 URL: http://www.manifesta8.com/-manifesta/manifesta8.home (date accessed:
18.04.2015) .
4. Структура. Европейская биеннале современ-
ного искусства. Манифестаю URL: http://mani-festa.org/about-us/structure/ (date accessed:
18.04.2015) .
5. Балагурова А. Интервью с Д. Озерковым -Комиссар «Манифесты 10»: «Искусство в принципе внепатриотично». Информационный портал The Village. 25.06.2014.
6. Буцко А. Интервью с Каспером Кёнигом: России надо беречь себя от промывания мозгов. Deutsche Welle (DW): международная немецкая телекомпания. 26.05.2014 UrL: «http://dw.de/p/-1C6rL (дата обращения: 22.05.2015).
7. Буцко А. Интервью с участниками платформы «Что делать?» О бойкоте, цинизме и провокации. Deutsche Welle (DW): международная немецкая
Разумеется, Манифеста не стала откровением для широких масс населения, многие так и не поняли, что в городе происходило что-то значительное за все 4 месяца проведения выставки и целый год до этого, когда на регулярной основе на разных площадках города организовывались «Диалоги Манифесты» с открытым доступом для всех горожан: интервью, лекции, встречи, дискуссии участников с мировыми именами в сфере искусства. Однако, Манифеста стала важным событием для немногочисленной прослойки креативного класса. Для людей, которые формируют мнения, могут оказать значительное влияние на будущее искусства и культуры в стране. Именно в этом с политической точки зрения следует видеть глубинную, основополагающую роль искусства - формирование мировоззрения. А выставка в этом контексте становится проводником и сознательным регулятором этого процесса. Основываясь на этом, можно сделать вывод о том, что политическим акторам, которые претендуют на долгосрочное влияние, нельзя упускать из внимания этот инструмент формирования общественного мнения и удобную платформу для высказывания своих взглядов: в форме искусства можно доступно формулировать наиболее противоречивые и сложные постулаты и доносить их до публики и ключевых лиц, встречая меньшее сопротивление, чем при использовании многих других инструментов.
Literature:
1. Hughes H.M. A Short History of Manifesta. International Biennial of Contemporary Art Ljubljana, Manifesto 3. URL: http://www.manifesta.org/mani festa3/history.htm (date accessed: 20.04.2015).
2. Manifesta 8 will be held in Murcia // Archive of portal OpenSpace.ru, section News, 12.01.2009 URL: http://os.colta.ru/news/details/7325/ (date accessed: 18.04.2015).
3. Region of Murcia in dialogue with Northern Afri-
ca. The European Biennial of Contemporary Art, Manifesta 8 URL: http://www.manifesta8.com/-
manifesta/manifesta8.home (date accessed:
18.04.2015).
4. Structure. The European Biennial of Contemporary Art, Manifesta URL: http://manifesta.org/about-us/structure/ (date accessed: 18.04.2015).
5. Balagurova A. Interview with D. Ozerkov -Commissioner of «Manifesta 10»: «Art is basically out of patriotism». Information Portal The Village,
25.06.2014.
6. Butsko A. Interview with Kasper Konig: Russia
needs to be aware of brainwashing. Deutsche Welle (DW): international broadcast company. 26.05.2014 URL: http://dw.de/p/1C6rL (date accessed:
22.05.2015).
7. Butsko A. Interview with participants of platform «What Is to Be Done?» About Boycott, cynicism and provocation. Deutsche Welle (DW): international
220
телекомпания. 15.07.2014 URL: http://dw.de/p/-ICcbZ (дата обращения: 23.05.2015).
8. Вице-губернатор Василий Кичеджи провел совещание по вопросам организации биеннале Манифеста 10. Газета «Петербургский дневник».
14.02.2014. С. 7.
9. Дёготь Е. Интервью с Ярославой Бубновой, членом Совета «Манифесты»: Судьба «Манифесты» - закат Европы? Архив портала OpenSpace.ru, раздел Искусство, 15.01.2009 URL: http://os.colta.ru/art/events/details/7356/ (дата обращения: 18.01.2015).
10. Проект «Основы государственной культурной политики». Интернет-портал «Российской Газеты», 16.05.2014 URL: http://www.rg.ru/2014/05/ 15/osnovi-dok.html (дата обращения: 22.05.2015).
broadcast company. 15.07.2014 URL: http://dw.-de/p/1CcbZ (date accessed: 23.05.2015).
8. Vice-governor Vasilii Kichedzhi held a meeting on the issue of Manifesta 10 organization. Newspaper “»Peterburgskii dnevnik [Petersburg's dairy]».
14.02.2014. P. 7.
9. Degot E. Interview with Yaroslava Bubnova, member of the Council of. «Manifesta»: The fate of «Manifesta» - decline of Europe? Archive of portal OpenSpace.ru, section Art, 15.01.2009 URL: http://os.colta.ru/art/events/details/7356/ (date accessed: 18.01.2015).
10. Project «Framework of state cultural policy». Internet portal of «Rossiiskaya gazeta [Russian Newspaper]», 16.05.2014 uRl: http://www.rg.ru/ 2014/05/15/osnovi-dok.html (date accessed:
22.05.2015).
221