Научная статья на тему 'Выставочные проекты Биеннале графики в Санкт-Петербурге в общекультурном мировом пространстве'

Выставочные проекты Биеннале графики в Санкт-Петербурге в общекультурном мировом пространстве Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
338
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ БИЕННАЛЕ ГРАФИКИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ / ФЕСТИВАЛЬ ГРАФИКИ / ГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО / ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЛЬСКОЕ ИСКУССТВО / РОССИЙСКОЕ ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Федина Е. В.

В статье рассматриваются особенности организации и проведения выставочных проектов графики в сфере современной художественной культуры на примере художественной жизни Санкт-Петербурга. Автор основное внимание обращает на специфику именно «графических»биеннальных проектов в современной выставочной деятельности. Особое место в статье занимает проблема взаимодействия польского и российского графического искусства, анализ его роли в современной художественной культуре, авторские проекты Биеннале.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выставочные проекты Биеннале графики в Санкт-Петербурге в общекультурном мировом пространстве»

Е. В. Федина

ВЫСТАВОЧНЫЕ ПРОЕКТЫ БИЕННАЛЕ ГРАФИКИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ В ОБЩЕКУЛЬТУРНОМ МИРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Работа представлена кафедрой искусствоведения Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов.

Научный руководитель - доктор философских наук, профессор Т. Е. Шехтер

В статье рассматриваются особенности организации и проведения выставочных проектов графики в сфере современной художественной культуры на примере художественной жизни Санкт-Петербурга.

Автор основное внимание обращает на специфику именно «графических» биеннальных проектов в современной выставочной деятельности. Особое место в статье занимает проблема взаимодействия польского и российского графического искусства, анализ его роли в современной художественной культуре, авторские проекты Биеннале.

Ключевые слова: Международная Биеннале графики в Санкт-Петербурге, фестиваль графики, графическое искусство, выставочная деятельность, польское и российское искусство.

The article touches upon the features of organisation and presentation of contemporary graphic exhibition projects within the frames of artistic culture of Saint Petersburg according to its creative environment. These are graphic biennial projects whose special features are discussed in the work. Both the problem of Polish and Russian graphic arts' interaction and the analysis of their position in contemporary visual culture, along with original projects of the Biennale, take deep examination in the article.

Key words: the International Graphics Biennale in St. Petersburg, festival of graphics, graphic art, Polish and Russian graphic art.

В Санкт-Петербурге ежемесячно проводится множество экспозиций различного содержания, объема, качества, направленности. Никого уже не удивляет присутствие на выставках видеоряда, сценических представлений, показа слайд-шоу. Все эти механизмы стремятся сконцентрировать на себе как можно больше внимания, привлечь и заинтересовать посетителей, работают на популяризацию той или иной акции, фестиваля, конкурса и пр.

Среди общей массы выставочных проектов графические* довольно редки, как правило, проходят в рамках других мероприятий и имеют второстепенную значимость. Более того, в сложившейся ситуации можно отметить «заужен-ность» и определенную направленность,

либо тематическую, либо связанную с конкретным видом графического искусства**.

С другой стороны, искусство графики имеет богатый арсенал технических возможностей, где наряду с традиционными формами активно существуют и развиваются экспериментальные виды печати, объемно-пространственные, фото, компьютерные направления. Такая вариабельность именно этого вида искусства показывает его уникальные возможности развития в современных условиях и востребованность.

При сложившихся обстоятельствах справедливо, что Биеннале графики возникла именно в Петербурге, городе скорее «графическом», чем «живописном»,

культурном центре, где несколько «графических волн» (Мир искусства, детская книга, литографские мастерские и т. д.) во многом определили развитие отечественной культуры.

Выставки, выделяющие какую-либо отрасль искусства, создают удобные условия для восприятия и на время дают возможность забыть о противоречивости всяких делений и о «пограничных проблемах». Но уют таких экспозиций в современных условиях относителен. Уже не только извечно решаемый вопрос, что есть графика и что есть живопись, стоит за дверями, но и родившиеся в последние десятилетия новые отрасли тоже нарушают «порядок». Причем вопросы организационные (нет, это нам не подходит, это - живопись..., это - объект..., это - кон -цептуальный текст и т. д.) перетекают в вопросы философские - в чем суть каждой отрасли. Наряду с укоренившейся «производственной» классификацией Павел Флоренский предлагает и другую -«формообразующую». Он отмечает, что «трудно ждать полного тождества разделов двух классификаций. но .должно быть какое-то соответствие обеих.».

Учитывая современную ситуацию и сохраняя принцип бумажного носителя, биеннале 2006 г.*** приобрела более четкие очертания. Важным моментом на новом этапе развития проекта стал процесс обновления, раскрывающий перед нами новую ситуацию, отличную от предыдущей и характеризующуюся другими поисками и новым типом мышления. Такое обновление можно сравнить с общими культурологическими процессами: «.мы можем говорить, что каждая эпоха рождает искусство заново таким, каким оно необходимо именно ей, оставляя от прошлой художественной культуры лишь то, что не готова подвергнуть изменению. художественное творчество не утрачивает прежний опыт, но как бы произрастает

заново в новых условиях» [1, с. 102]. И выставочный проект биеннале, переработав предыдущий опыт, был основан на принципиально новом решении. Если предыдущая биеннале была основана на широком показе творчества российских авторов, а раздел, представляющий произведения зарубежных художников, был сформирован без определенной системы из полученного материала от разных художников, то новый проект сформировал более целостную картину мировой практики. Как отмечает Т. Юрьева, «III Биеннале графики 2006, открывающаяся в Санкт-Петербурге, - событие знаковое. Мир стал открыт для нас, а мы для мира. Ситуация, к которой мы постепенно привыкали, принципиально новая и требующая не только широты русской души, но и создания международных проектов, способных создать неожиданное художественное пространство, когда из многочисленных и разных "Я" выявляются объективные тенденции, характерные не только для данной творческой индивидуальности, но для культурного процесса в целом» [5, с. 6].

Как и предыдущий проект, выставка состояла из двух разделов, расположенных на разных этажах и открывающихся в разное время.

Можно сказать, что основой биеннале стал международный раздел, выстроенный в определенную структуру и широко представляющий различные мировые направления и школы в области графического искусства.

На первом этаже экспонировались конкурсные и международные кураторские проекты, из которых наиболее объемно был выставлен раздел партнеров биеннале - Краковской триеннале графики под названием «Краков - Санкт-Петербург. Мост интеграции европейской культуры» и экспозиция польского плаката из музея Варшавы. В этом разделе экспонировались лучшие произведения художни-

ков - лауреатов Краковской триеннале из их коллекции. В выставке участвуют совсем молодые художники, которые уже получали международные награды. На выставке выставлены работы известных польских художников-профессоров. Это сопровождается выраженной сменой поколений, заметной не только в области искусства, где нарастающее влияние цифровых технологий очаровало новыми возможностями многих, особенно молодых, творцов. Польская графика оказалась в сфере перелома и все более расширяющегося поля творческих экспериментов. Проблему взаимодействия и взаимопроникновения современного польского и российского графического искусства польский профессор и куратор выставки «Краков - Санкт-Петербург. Мост интеграции европейской культуры» Витольд Скулич видит прежде всего во взаимном объединении и партнерстве: «...прошлое рождает современность, а мы можем ее создавать, опираясь на оптимистическое видение прошлого. Именно поэтому приглашение организовать совместную выставку Еврографик-2006 имеет такое большое значение. На этой выставке встречаются не только художники двух народов, но и два великих мероприятия, демонстрирующие чувство общности целей и действий на благо искусства» [4, с. 10].

Другая важная проблема определения места и роли графики в нашей современности была ярко выражена как раз в разделе польского искусства: «Теперь спор о том, что такое графика, спор о ее определении идет на многих конференциях. Мир рекламы и десинга, окружающий польских графиков, вызвал у них потребность соответствовать повседневной действительности. Молодое поколение художников знает, что нужно действовать быстро, быть везде и постоянно поражать новым. Все меньше художников, искусство которых опознаваемо. Произведения

искусства не вовлекают, как раньше, в глубь рефлексивных размышлений. Теперь в выставочных залах выигрывает наисильнейший импульс, который привлечет взгляд зрителя. К счастью, не касается это всех» [4, с. 10]. Наглядным подтверждением современной ситуации, обозначенной польским разделом, и как бы ее логическим продолжением стали проекты Центра современного искусства Литвы и кураторский проект Андрея Ма-евского с произведениями латвийских художников.

Особое место и значение в экспозиции Биеннале занял авторский проект Израильской школы печатной графики, представленный кураторами Ильей Богданов-ским и Тиной Богдановской «Мастер и ученик».

Отношение «народа Книги» к изобразительному искусству складывалось под влиянием одной из заповедей Торы: «Не делай себе никакого изображения, ни того, что небе вверху, ни того, что на земле внизу, ни того, что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им...» [2]. И археологические раскопки подтверждают это - в стране Израиля до III в. н. э. иудеи не делали никаких изображений животных и птиц, и уж тем более людей. В настоящее время можно отметить, что современное израильское искусство несет на себе отпечаток других культур, привезенных израильскими художниками из разных стран и переосмысленных на родной земле. Такая ситуация показывает, как отмечает Д. С. Лихачев, что «с общим ростом культуры и расширением диапазона восприятия, развитием его гибкости и эстетической терпимости падает значение единых стилей эпохи» [3, с. 7-71], при этом «искусство и художественное восприятие становятся более разнообразным, многогранным, личностно ориентированным» [1, с. 106]. Ярким примером и доказательством вышеизложенного стали

работы израильской школы, как сложившихся мастеров графики, так и их учеников, выполненные в сложных и разнообразных видах печати.

Таким образом, международный раздел в Ш биеннале графики Санкт-Петербурга представлял определенную выстроенную структуру, по которой можно было проследить пути развития современного графического искусства, проанализировать их состояние на настоящем этапе развития и сравнить с российской ситуацией.

Можно сказать, что Биеннале графики стало масштабным событием, на-

шло свое определенное место и легло на благодатную почву Санкт-Петербурга -города графического с богатой классической историей. Более того, показ в рамках данного проекта произведений из практически всех областей графического искусства и международное сотрудничество с аналогичными партнерскими институтами позволяют установить общие тенденции развития графического искусства, обнаружить уникальные технические возможности, открыть новые имена и определить лидеров в этой области.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Запесоцкий А. С., Шехтер Т. Е. Взгляды на теорию и историю искусства // Дмитрий Лихачев - великий русский культуролог. СПб., 2007.

2. Исход, 20:4-5.

3. Лихачев Д. С. О «неточности» искусства // Д. С. Лихачев. Очерки по философии. С. 771.

4. Скулич В. Вступительная статья в каталоге выставки «Краков - Санкт-Петербург. Мост интеграции европейской культуры». Краков, 2006.

5. Юрьева Т. С. Внутри графических миров / Вступительная статья в каталоге III Международной Биеннале графики в Санкт-Петербурге БИН-2006. СПб., 2006.

ПРИМЕЧАНИЯ

* С 2006 г. выставочным отделом ЦВЗ «Манеж» проводится проект серии выставок «Любитель эстампов», включающий в себя несколько составляющих: графический салон с участием современных художников Петербурга, ретроспективную часть из собрания музеев и частных коллекций, а также показ графических проектов, как отдельных художников, так и различных институтов. Куратор проекта - Ирина Алексеева. В настоящее время состоялось три проекта -2006, 2007, 2008 гг.

** Отдельно проводятся выставки акварели и пастели, графические экспозиции в разделах весенних и осенних выставок Союза художников Санкт-Петербург, в разделе ежегодной выставки «Весь Петербург», проводимой отделом современного искусства ЦВЗ «Манеж», а также отдельные частные выставки.

*** Третья международная биеннале графики в Санкт-Петербурге состоялась в 2006 г. (июнь-июль), в Центральном выставочном зале «Манеж». Участвовало более 600 человек из 60 городов России и 30 стран мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.