Научная статья на тему 'Стратегии выставочной деятельности фестивалей и биеннале современного искусства в России'

Стратегии выставочной деятельности фестивалей и биеннале современного искусства в России Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1380
361
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО / БИЕННАЛЕ / ФЕСТИВАЛЬ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мунькова Юлия Владимировна

В статье приведен краткий анализ содержания выставочной деятельности регулярно проводимых биеннале и фестивалей современного искусства России. Предложенная классификация, основанная на применении пространственного критерия, позволила выделить два типа мероприятий: музейные и внемузейные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегии выставочной деятельности фестивалей и биеннале современного искусства в России»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

10. Славянские древности: Этнолингвистический словарь: в 5 тт. / под ред. Н.И. Толстого. - Т. I. - М.: Международные отношения,1995. - 584 с.

11. Славянская мифология: Энциклопедический словарь / Петрухин В.Я. - М.: Эллис Лак, 1995. - 416 с.

© Куликова И.М., 2016.

УДК 069

Мунькова Юлия Владимировна

Магистрант СПБГИК г. Санкт-Петербург, Российская Федерация e-mail: juliamunkova@gmail.com

СТРАТЕГИИ ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕСТИВАЛЕЙ И БИЕННАЛЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА В РОССИИ

Аннотация

В статье приведен краткий анализ содержания выставочной деятельности регулярно проводимых биеннале и фестивалей современного искусства России. Предложенная классификация, основанная на применении пространственного критерия, позволила выделить два типа мероприятий: музейные и внемузейные.

Ключевые слова

Современное искусство, биеннале, фестиваль современного искусства

За последние пятнадцать лет в России, по сравнению с предшествующим периодом, количество проводимых на регулярной основе фестивалей и биеннале современного искусства резко увеличилось. И если в 1990-х гг. инициаторами проведения биеннале или фестивалей были в основном художественные государственные учреждения культуры, то с началом XXI века соотношение частных и государственных инициатив начало уравниваться. Рассматривая увеличение количества биеннале и фестивалей современного искусства в России как тенденцию, следует раскрыть мотивы появления тех или иных инициатив, через выявление в них часто встречаемых выставочных и содержательных методов.

Здесь стоит оговориться и провести разграничительную линию между фестивалем и биеннале как формой презентации современного искусства. Фестиваль и биеннале имеют схожие функциональные особенности: ограниченность во времени, событийность, объединение площадок под единым названием-брендом. Говоря о различиях между этими двумя мероприятиями, следует выделить главные. Первое: биеннале представляет художественную выставку, которая проводится раз в два года, в то время как фестиваль не предполагает четко заданного временного отрезка повторения. Отсюда второе различие: фестиваль как организационная структура комплекса мероприятий не предполагает обязательного главенства выставочного формата.

Основой для анализа статьи стали 16 регулярно проводимых биеннале и фестивалей, направленных на презентацию современного искусства. Для дальнейшей классификации был выявлен пространственный критерий (место проведения основного проекта), использовавшийся для отнесения того или иного фестиваля или биеннале к внемузейному или музейному.

К первому типу мероприятий, внемузейному, можно отнести: Шуваловскую биеннале, Уральскую индустриальную биеннале, стрит-арт фестиваль «Волжская волна», паблик-арт фестиваль «Арт проспект», лэнд-арт фестиваль «Архстояние» и фестиваль «Перворыба».

Главная задача этого блока мероприятий - способствовать переосмыслению местного локального контекста современными художниками. Например, пространством для переосмысления местной культурной

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

традиции при проведении Шуваловской биеннале, фестивалей «Перворыба» и «Архстояние» становится природа. Так, основной площадкой фестиваля «Перворыба» является территория озера Байкал, где преобладают такие формы современного искусства как перформанс, инсталляция и лэнд-арт. Шуваловская биеннале проводится в традиционной русской деревне в течение двух недель. Приглашенные участники селятся в домах местных жителей, а при создании своих работ художники всегда должны ориентироваться на окружающий их контекст. Пространством для показа произведений служит все село с окружающим ландшафтом: река Волга, горы, горные пещеры, берег озера, деревенские дома, улицы, школа, Дом Культуры, пристань и т.д. Выставочный маршрут выстраивается по возрастающей - начинается от пристани и заканчивается в горах [1].

Другой тип работы с местным контекстом осуществляется на Уральской индустриальной биеннале, в рамках которой выставочные проекты проходят на действующих заводах, например на территории Первоуральского завода горного оборудования или на режимной территории машиностроительного предприятия ОАО «Уралхиммаш». Более того, биеннале позволяет переосмыслять заброшенные здания города, маркированные организаторами как проблемные точки. Например, одним из выставочных пространств для биеннале в 2013 г. стала конструктивистская водонапорная башня в промышленной зоне Екатеринбурга, а в 2015 г. заброшенная гостиница «Исеть» в центре города стала основной площадкой биеннале.

Осмысление местного городского общественного и уличного пространства современными художниками осуществляется на фестивалях паблик-арта и стрит-арта. Фестиваль стрит - арта «Волжская волна» в Саратове предполагает создание художниками граффити, содержание которых будет основано на переосмыслении культурной истории города и области. Более того, этот фестиваль местной Администрацией рассматривается как часть процесса брендирования города [2]. Главная цель фестиваля «Арт проспект» связана с изменением локализованного пространства улицы в пространство для преобразования культурной среды, направленное на знакомство местных жителей, которые не ходят в музее и галереи, с современным искусством. Выбрав в 2015 г. темой фестиваля игру, организаторы сделали ставку на интерактивность представленных художниками работ, где превалирующей формой становится игра-перформанс. Данная форма работы с населением на открытом воздухе, в отличие от музейного пространства с поясняющими экспликациями, направлена на интуитивное понимание современного искусства через эмоции.

Ко второму типу мероприятий, можно отнести: Красноярскую музейную биеннале; фестиваль «Современное искусство в традиционном музее»; фестиваль медиаискуства «Киберфест»; фотобиеннале Русского музея и Мультимедиа арт музея; Казанскую биеннале печатной графики; Московскую биеннале молодого современного искусства; биеннале графики стран Балтийского моря «Калининград-Кёнигсберг»; межрегиональную молодежную художественную биеннале «Аз.Арт. Сибирь».

В большинстве случаев инициаторами создания и проведения фестивалей или биеннале выступили государственные музеи, работающие с современным искусством. Из десяти выявленных мероприятий только два («Киберфест» и «Современное искусство в традиционном музее») имеют не государственных учредителей.

Рассматривая стратегии выставочной деятельности биеннале и фестивалей современного искусства России в музейном пространстве, следует обратиться к истории создания одной из первых - Красноярской музейной биеннале. Её созданию поспособствовал ряд событий. Первое - переименование последнего 13-го филиала музея В. И. Ленина, созданного в 1987 г., в Красноярский музейный центр в 1991 г. Второе событие - перепрофилирование деятельности музея и создание новой концепции учреждения под редакцией М. Б. Гнедовского и Н. А. Никишина в 1993 г. Появление биеннале в 1995 г. стало неслучайным - отсутствие коллекции, которая бы соответствовала новой концепции, при наличии пустого выставочного пространства и направленности на поиск новых форм работы. Организационным стержнем первых трех биеннале стал конкурс музейных экспозиций, на четвертой «Искусство памяти» (2001 г.) впервые появилась кураторская концепция утвердившая равенство музейных выставок и проектов современных художников.

Дальнейшее развитие биеннале было связано с осознанием невозможности полноценного раскрытия музея с помощью привозной выставки, без его привязки к месту расположения, зданию, территории и мифам

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

[3]. Отправной точкой этого перехода стала биеннале «Даль» в 2009 г., когда основными участниками конкурса становятся не музейные экспозиции, а художественные проекты. Отказ от проведения конкурса выставочных проектов в 2013 г. привел к точечному включению в пространство основной площадки биеннале музейных выставок, но уже современного искусства.

Рассматривая экспозиционный опыт биеннале, следует отметить её суггестивную направленность, ключевой точкой развития которой стало появление в 2015 г. новой формы - интерактивных тематических музейных кабинетов. А осознание важности работы с «музейной аурой» привело к появлению новой формы работы биеннале - созданию проекта для пространства конкретного музея или архитектурного памятника, наиболее ярко проявившейся в рамках IX биеннале «В Глубине» 2011 г.

Данная стратегия соединения современного искусства и музейного пространства схожа с содержательной структурой фестиваля «Современное искусство в традиционном музее». Главными особенностями данного фестиваля являются сотрудничество с малоизвестными или малодоступными и чаще всего нехудожественными музеями Санкт-Петербурга, на чьей площадке актуальные художники переосмысляют выставочное пространство и коллекцию музея. Данный подход позволяет музею стать более открытым, заявить о себе, переосмыслить коллекцию, получить стимул к развитию. Так, к 2015 г., фестиваль проходил в 13-й раз, в нем приняли участие 67 музеев, среди которых только 8 являются художественными.

Совсем другой способ восприятия предполагает показ работ современных молодых художников в пространстве нейтральных белых стен («белого куба») на Московской биеннале молодого современного искусства или Межрегиональной молодежной художественной выставки «Аз.Арт. Сибирь». Данный тип восприятия впервые был описан Б. О'Догерти, который указывает на сакральную природу презентации искусства: произведение отгорожено от внешнего мира и выглядит как вневременная ценность. Это гарантирует экономическую выгоду от продажи произведения [4].

Применение «белого куба» как экспозиционного метода так же характерно для проведения фотобиеннале, организованных Русским и Мультимедиа Арт музеями, в основе которых лежит узкопрофильная направленность выставляемых работ. В отличие от Русского музея, где выбор фотографий для выставки основан на конкурсном отборе присланных работ, а выставочное пространство ограничено помещением Инженерного замка, содержание фотобиеннале Мультимедиа Арт музея основано как на коллекции самого музея, так и на привлеченных сторонних выставочных проектах, которые параллельно проходят на различных выставочных площадках Москвы. Выбор определенного вида искусства как концептуальной основы мероприятия так же является характеристикой Казанской биеннале печатной графики, Биеннале графики стран Балтийского моря «Калининград-Кёнигсберг» и Фестиваля медиаискусств «Киберфест».

Рассматривая классификацию, исходя из принадлежности мероприятий к музейным или внемузейным, следует признать её условной, так как в содержательной части большинства выявленных биеннале и фестивалей можно найти примеры, несоответствующие принятым в данной работе пространственным критериям. Например, паблик-арт проекты Красноярской музейной биеннале; музейные выставки Ширяевской биеннале и фестиваля «Арт проспект»; 10 проектов в Пулковской обсерватории в 2007 г. на фестивале «Современное искусство в традиционном музее».

Наибольшая сложность возникла при попытке отнесения Московской биеннале современного искусства к одной из выделенных групп. Причина невозможности выявления главенствующего пространственного метода определяется меняющимся каждые два года выставочным пространством основной программы согласно с кураторской концепцией. На Первой биеннале площадками основой программы стали: станция метро «Воробьевые горы», где были продемонстрированы видеопроекты «Астронавт» и «Возвращение звука»; бывший музей Ленина, где стоит выделить инсталляцию «Шишка-пипи» группы «Желатин» часть которой была вынесена на уличную стену музея; Музей архитектуры им. А.В. Щусева флигель «Руина» с инсталляцией Кристиана Болтанского «Призраки Одессы», осмысляющей пространство музея. Основной площадкой Второй биеннале стала еще несданная в эксплуатацию башня «Федерация» в Москва-Сити. В 2009 г. основной площадкой стал центр современной культуры «Гараж», а площадками специальной программы, наравне с выставочными пространствами галерей и музеев, стали:

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

универмаг «Цветной», Центр творческих индустрий «Фабрика», Дизайн-завод «Флакон», выставочный зал фабрики «Красный Октябрь». Главными площадками 4-й биеннале стали Центр дизайна «ARTPLAY» и пространство ЦУМ Art Foundation, а в специальной программе в качестве выставочных площадок участвовали два жилых комплекса («Артхаус» и «Дом на набережной») и торговый центр «Времена года». В качестве основного выставочного пространства пятой биеннале в 2013 г. был выбран центральный выставочный зал «Манеж», а выставки специальной программы по большей части проходили в музеях и галереях. При этом следует отметить появление музеев в качестве выставочной площадки, для которых работа с современным искусством не является профильной: Белые палаты на Пречистенке, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства (принимает участие в биеннале с 2011 г.), Государственный Дарвиновский музей, Государственный музей истории ГУЛАГа, Музей Москвы, Дом И.С. Остроухова (филиал Государственного литературного музея), Еврейский музей и центр толерантности.

Краткий анализ выставочной деятельности выявленного корпуса фестивалей и биеннале современного искусства позволяет констатировать, что в создании внемузейной формы мероприятий превалируют частные инициативы, где презентация происходит на открытом воздухе (Арт-проспект, Архстояние, Шуваловская биеннале). Этот пласт мероприятий в большей степени основан на принципах брендирования региона и использования искусства для джентрификации местности, в отличие от в музейных, где презентация современного искусства чаще всего узкопрофильна, а способ восприятия произведений задан пространством «белого куба»,

Следует так же отметить стремление фестивалей и биеннале современного искусства расширять свое выставочное пространство и функционировать как экспериментальная площадка. Главной иллюстрацией данной тенденции является деятельность Красноярской и Московской биеннале современного искусства.

Основными мотивами создания и проведения биеннале или фестиваля современного искусства являются: 1) использование принципа событийности как условия для регулярного посещения музея или региона туристами и местными жителями; 2) включение региона в международный художественный процесс посредством приглашения к участию зарубежных художников и кураторов; 3) поддержка местных творческих инициатив, переосмысление культурного потенциала территории.

Список использованной литературы:

1. Чужестранцы: между Европой и Азией [Электронный ресурс] // Международная Ширяевская биеннале современного искусства URL: http://ru.shiryaevo-biennale.ru/2011/2011-07-17-17-13.. (дата обращения: 16.03.2016).

2. Волжская волна 2015 [Электронный ресурс] // Администрация муниципального образования «Город Саратов» URL: http://www.saratovmer.ru/vw/2015 (дата обращения: 16.03.2016)

3. Перспективы Красноярской музейной биеннале // Чертеж Сибири: седьмая Красноярская музейная биеннале, 17.09-18.11.2007. - Красноярск : Красноярский музейный центр, 2012. - С. 12-21.

4. О'Догерти, Б. Внутри белого куба. Идеология галерейного пространства / Б. О'Догерти. - М. : ООО «Ад Маргинем Пресс», 2015. -143 с.

© Мунькова Ю. В., 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.