Научная статья на тему 'Функциональный тип текста повествование в изучении русского языка в начальной школе на коммуникативной основе'

Функциональный тип текста повествование в изучении русского языка в начальной школе на коммуникативной основе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1015
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИП ТЕКСТА / ПОВЕСТВОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / МЕТОДИКА / TРУ TEXT TYPE / NARRATIVE / LANGUAGE DEVELOPMENT / METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Потураева Любовь Николаевна

Работа посвящена описанию типа текста «повествование», своеобразию представленности данного типа в учебниках русского языка для начальной школы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Work is devoted to description of the text such as «Story», the uniqueness of this type of representation of the text in Russian language textbooks for primary schools

Текст научной работы на тему «Функциональный тип текста повествование в изучении русского языка в начальной школе на коммуникативной основе»

Можно сказать, что формальная сторона модели та же, что и в двух представленных выше, отличаются они содержанием отношений, формирующих систему. Внутреннюю систему определения количественно и качественно нечёткого множества в следующем ССЦ: Значений может быть много. Возьмём простейшее: впервые в сознании человека раскрывается смысл и строй того, что до него совершалось вслепую - вглухую. Не одной земле - всей вселенной быть оком, быть голосом...(Е. Герцык) можно представить в моделированном виде: базовым являются две подсистемы: неопределённое много и описание свойства, наиболее типичного для множества элемента с характерным началом -Возьмём простейшее... и формирующее внутреннюю систему

отношение «быть достаточным, чтобы определить качественное содержание множества». В количественном отношении такого рода множества, как и предыдущие, рассматриваются как неопределённо-количественные, так как данный признак в системе определения не является существенным.

В заключение отметим, что система определения семантически нечёткого множества членится таким образом, что организованные подсистемы, взаимодействуя, представляют наиболее типичный по своему свойству элемент, понимание содержания которого достаточно для того, чтобы понять качественную природу целого множества.

Кроме того, все три разновидности рассматриваемых нечётких множеств находят своё выражение в системе сложного синтаксического целого, единицы текста, оформленной последовательностью синтаксически самостоятельных высказываний, лексико-грамматическая характеристика которых свидетельствует о специфике каждого из способов определения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека. - М.: «Языки русской культуры», 1999. - 895с.

2. Коэн П.Дж. Об основаниях теории множеств // Успехи математических наук., - 1974. - Т. ХХ1Х. - С.169 -176.

Л. Н. Потураева

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ТИП ТЕКСТА ПОВЕСТВОВАНИЕ В ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА КОММУНИКАТИВНОЙ ОСНОВЕ

Аннотация. Работа посвящена описанию типа текста «повествование», своеобразию представленности данного типа в учебниках русского языка для начальной школы.

Ключевые слова: тип текста, повествование, развитие речи, методика.

L. N. Poturaeva

FUNCTIONAL TYPE NARRATIVE TEXT IN THE STUDY OF RUSSIAN LANGUAGE IN THE ELEMENTARY SCHOOL ON THE COMMUNICATIVE

Abstract. Work is devoted to description of the text such as «Story», the uniqueness of this type of representation of the text in Russian language textbooks for primary schools.

Keywords: tру text type, narrative, language development, methodology.

Повествование (нарратив) как функциональный тип текста является предметом рассмотрения как в научной [Лосева, 1980; Нечаева, 1989; Малычева, 2000 и др.], так и в методической литературе [Львов, 2000; Соловейчик, 1996 и др.].

В лингвистике повествование рассматривается как функционально-смысловой тип текста, выражающий сообщение о развивающихся действиях или состояниях и располагающий для выполнения этой функции специфическими языковыми средствами.

Повествование по своей логической основе динамично, так как выражает развертывающиеся события или состояния [Рачеева, 1998, 411]. Повествование - рассказ, сообщение о каком-то событии в его временной последовательности, где на первый план выдвигаются развитие сюжета, порядок действия.

Содержательной особенностью повествования как типа речи является сообщение о последовательно сменяющихся действиях. Содержательные особенности определяют лингвистические особенности повествования. Под лингвистическими особенностями мы понимаем структуру текста и языковые средства ее воплощения.

К структурным особенностям повествования следует отнести наличие таких композиционных элементов, как завязка действия, развитие, кульминация и развязка. Эти понятия получили наиболее четкое толкование в литературоведении, где они используются при анализе художественных произведений.

Особое место в лингвистике текста в настоящее время занимает вопрос о лингвостилисти-ческой типологии повествования. Повествование как тип текста имеет свои структурные и структурно-смысловые разновидности, или типы.

Сравнение современных программ для начальной школы позволяет выделить основные направления, по которым предусматривается работа по изучению повествования. В качестве таких направлений можно назвать, во-первых, расширение объема речеведческих сведений и понятий (Т. Г. Рамзаева, Л. Я. Желтовская); во-вторых, углубление работы над жанрово-тематическими разновидностями повествования (Т. Г. Рамзаева, Л. Я. Желтовская; А. В. Полякова); в-третьих, увеличение объема и сложности используемых в системе обучения текстов повествований (Т. Г. Рамзаева, Л. Я. Желтовская).

Расширение объема речеведческих сведений и понятий нагляднее, чем в других программах, проявляется в программе Т. Г. Рамзаевой. Если в большинстве программ типы текста, в частности повествование, рассматриваются лишь в практическом применении, при написании сочинений и изложений, то в программе и соответственно в учебниках даются понятия о функциональном типе текста, о строении (композиции) текста, о связи между частями текста и предложениями в каждой части текста.

Теоретические сведения о типах текста, в частности о повествовании, содержатся также в программе Л. Я. Желтовской. Начиная со 2-го класса, автор программы предлагают формировать понятия о текстах разных функциональных типов, причем пропедевтическая работа над данными понятиями организуется еще в первом классе. Согласно программе Л. Я. Желтовской представление о повествовании как типе текста должно быть сформировано в третьем классе, в четвертом классе идет закрепление знаний и совершенствование умений.

Углубление работы над жанрово-тематическими разновидностями повествования осуществляется согласно программам на протяжении всех лет обучения в начальной школе. Помимо традиционно рассматриваемых жанров, таких как сказка, рассказ, в программе Т. Г. Рамзаевой предлагается изучить тексты эпистолярного жанра; в программе Л. Я. Желтовской - считалки, былины, рассказы-истории из жизни авторов. Тематика текстов, предлагаемых в большинстве учебников, близка детям и соответствует их коммуникативным потребностям.

К сказанному следует добавить, что согласно некоторым программам повествование рассматривается только в практическом ознакомлении: при написании творческих работ - сочинений и изложений, при этом учащимся теоретические сведения не предлагаются.

На основании обзора научного исследования повествования как функционального типа текста и с целью дальнейшего анализа материала мы установили следующую типологию рассматриваемого явления (не типологию вообще, а типологию материала, включенного в школьные учебники).

Анализ материала школьных учебников по русскому языку для начальной школы показал, что типология повествования, изучаемого в школе, строится на разных основаниях. Обращают на себя внимание два основания деления: во-первых, от субъекта действия в повествовании, во-вторых, в зависимости от того, что именно лежит в основе повествования: бытовая сценка, историческое событие, героический поступок и т.п.

Первое основание деления повествовательного типа текста строится также на учете того, от чьего имени ведется повествование: от первого лица - рассказчика, непосредственно участвующего в событиях; от третьего лица - рассказчика, не участвующего в событиях.

Распространенным в повествовании субъектом действия являются люди и животные. Исходя из того, что действующими лицами, как правило, являются люди или животные, все повествовательные тексты можно разделить на три группы: 1) тексты, повествующие о людях; 2) тексты, повествующие о животных; 3) тексты, повествующие о людях и животных одновременно.

Если субъектом повествования являются люди, то оказывается важным, кто является действующим лицом: дети или взрослые.

Как известно, повествование может вестись от первого лица - героя, непосредственно участвующего в действии, и от третьего лица - стороннего наблюдателя. Показателем принадлежности к первому типу - повествование ведется от лица рассказчика - являются личные местоимения первого лица, формы первого лица глаголов сказуемых, а также притяжательные местоимения. Показателем принадлежности ко второму типу - повествование ведется от лица стороннего наблюдателя - являются личные местоимения третьего лица, формы третьего лица глаголов сказуемых, а также номинация субъекта действия существительным.

Тексты, повествующие о животных, делятся, во-первых, в зависимости от того, какое повествование содержится в тексте - реалистическое или фантастическое, сказочное; во-вторых, в зависимости от того, какие животные - дикие или домашние - являются действующими лицами в повествовании.

Исключение составляют тексты некоторых сказок, басен, где в качестве действующих лиц выступают неодушевленные предметы.

Тексты, в которых действующим лицом является человек, представляют собой как самостоятельные лингвостилистические единицы, так и части более крупных текстов. Они обладают, как правило, положительной эмоциональной окраской, создаваемой различными лексическими и словообразовательными средствами. В данных текстах предложения связываются при помощи различных языковых средств: союзов, вводно-модальных слов, частиц, местоимений, лексического повтора, синонимической замены. Основным видом межфразовой связи является цепная. Однако есть тексты, в которых основным видом связи является параллельная, а также есть тексты, в которых эти виды связи чередуются.

Тексты, в которых действующим лицом является животное, делятся на две группы: с действующими лицами - реально существующими животными, так называемое «реалистическое» повествование, и с действующими лицами - животными как носителями человеческих качеств, так называемое «сказочное» повествование. Повествование первой группы представлено рассказами и отрывками из повестей, повествование второй группы - сказками и баснями. В текстах, представленных в учебниках, находит выражение как положительное отношение к персонажам - животным, так и отрицательное. Следует отметить, что последнее свойственно лишь басням. В рассказах, сказках и повестях, представленных в учебниках, выражена положительная оценка к персонажам-животным, что способствует воспитанию у младших школьников бережного отношения к природе, к животным. Предложения в текстах связываются различными языковыми средствами. В текстах представлены как цепная, так и параллельная виды межфразовой связи.

В текстах, повествующих о взаимодействии людей и животных, рассказывается о дружбе человека и животного, о взаимопомощи, об удивительных случаях в жизни людей и их питомцев. Тексты данного типа содержат примеры только положительного, доброго отношения человека к животным.

Естественно, что все перечисленные группы текстов носят не изолированный характер. Одни и те же тексты могут одновременно относиться к разным группам. Например, тексты, повествующие о детях (классификация в зависимости от действующего лица), одновременно могут относиться к группе текстов, повествующих об исторических событиях.

Помимо текстов, содержащих один тип - повествование, в школьных учебниках довольно широко представлено повествование с элементами описания. Объем описания, включаемого в повествование, может варьироваться - от отдельных оборотов до нескольких предложений. В текстах данного типа дается описание действующих лиц, животных, места и времени действия. В основе данных текстов лежит, как правило, цепная связь.

Тексты повествовательного типа представлены в учебниках для начальной школы достаточно широко. Они различаются темами, жанровой принадлежностью, а также объемом. Большинство текстов содержит от десяти до пятнадцати предложений. Однако нередки и более объемные тексты - до тридцати - сорока предложений.

Большинство текстов повествовательного типа являются отрывками из произведений русских и зарубежных писателей XIX - XX в.в. На страницах учебников мы можем встретить имена таких писателей, как А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, К. Д. Ушинский, Д. Н. Мамин-Сибиряк, А. Н. Толстой, Ю. Олеша, А. И. Куприн, М. Горький, К. Г. Паустовский, Н. Носов, С. Я. Маршак, М. М. Пришвин, Е. Чарушин, В. Сутеев, Г. Остер, А. Сент-Экзюпери, А. Линдгрен, А. Милн и др.

Из всего жанрового многообразия текстов художественной литературы в учебниках для начальных классов в качестве дидактического материала используются отрывки из басен, рассказов, сказок - народных и авторских, былин, повестей, народных песен, а также особого жанра -эпистолярного. Данные отрывки, как правило, представляют собой несамостоятельные лингвости-листические единицы. В отрывках, представленных в учебниках, находят отражение все особенности, присущие тем или иным жанрам. Наличие в учебниках текстов различных жанров создает представление о жанровом разнообразии повествования как типа текста, демонстрирует своеобразие жанров и позволяет развивать речь младших школьников в данном аспекте.

Авторы учебников стараются подбирать такие тексты, которые несут положительный эмоциональный настрой. Исключение составляют учебники Р. Н. и Е. В. Бунеевых, содержащие тексты Г. Остера, так называемые «Вредные советы».

Знакомство учащихся с названными семантическими, структурными, стилистическими, тематическими, жанровыми и др. признаками текста служит достижению основной обучающей цели на основе дидактического материала - текста.

Наличие функционального типа текста «повествование» в роли дидактического материала создает коммуникативную основу изучения русского языка. Коммуникативная основа изучения русского языка при использовании повествования в роли дидактического материала заключается в ознакомлении учащихся с жанровым, тематическим, стилевым и др. своеобразием повествования как коммуникативной единицы речи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Желтовская, Л.Я., Пронина, О.В., Бокарева, Л.Д. Слово: Учеб. по рус. яз. для четырехлет. нач. шк. - М.: Просвещение, 2008. - 144 с.

2. Лосева, Л.М. Как строится текст. - М.: Просвещение, 1980. - 96 с.

3. Малычева, Н.В. К вопросу о типологии текстовых категорий // Единицы языка в функционально-прагматическом аспекте (межвузовский сборник). - Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2000. - С. 135-144.

4. Нечаева, О.А. Типы речи и работа над ними в школе. - Красноярск: КГПИ, 1989. - 166 с.

5. Полякова, А.В. Русский язык: Учеб. для 2 кл. в 2-х частях. - М.: Просвещение, 2013. - 268 с.

6. Полякова, А.В. Русский язык: Учеб. для 3 кл. в 2-х частях. - М.: Просвещение, 2013. - 290 с.

7. Рамзаева, Т. Г. Русский язык: Учеб. для 4 кл. в 4-х частях. - М.: Дрофа, 2012. - 313 с.

8. Рачеева, Т.В. Повествование в публицистическом и научном тексте: приемы обучения // Семантика языковых единиц. - М.: СпортАкадемПресс, 1998. - С. 411-412.

Л.А. Ракитова

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ КАТЕГОРИИ ПИСАТЕЛЬСКОЙ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ 1917 - 1921 ГОДОВ: «РЕВОЛЮЦИЯ», «ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ», «РУССКАЯ ИДЕЯ»

Аннотация. В статье рассматриваются три концептуальные категории писательской публицистической прозы: «революция», «интеллигенция», «русская идея» на примере произведений Л.Н. Андреева, М.А. Волошина, К.Д. Бальмонта. Производится анализ исторического и философского аспекта периода революции 1917 года и последующей гражданской войны.

Ключевые слова: публицистическая проза, революция, интеллигенция, русская идея, Апокалипсис.

L.A. Rakitova

OSNOVOPOLAGAYUSHCHIYE KATEGORII PISATEL'SKOY PUBLITSISTICHESKOY PROZY 1917 - 1921 GODOV: « REVOLYUTSIYA», « INTELLIGENTSIYA», « RUSSKAYA IDEYA»

Abstract: The article investigates three conceptual categories of writer's publicistic prose such as "revolution", "intelligentsia", Russian idea, Apocalypse on the material of L.N. Andreev, M.A. Voloshin, K.D. Bal'mont's works. The analysis of the historical and philosophical aspects of the period of the revolution of 1917 and the subsequent civil war is given.

Key words: publicistic prose, revolution, intelligentsia, Russian idea, Apocalypse.

Изучение писательской публицистической прозы периода двух революций 1917 года и последующей за ними гражданской войны представляет несомненный научный интерес для исследователей в течение последних двадцати лет. «Романтическая эпоха литературоведения» (М.М. Голубков [10, 3]) конца 1980-х - начала 1990-х годов зафиксировала смещение ценностной парадигмы, базирующейся на идеологических установках периода СССР, в сторону онтологизи-рованной картины мира. Так, противопоставление двух литературных потоков - большевистской и антибольшевистской направленности - производилось советскими исследователями (А.А. Волков, Л.К. Долгополов, Л.Ф. Ершов, А.И. Метченко) по критерию принадлежности произведений к направлению социалистического реализма. Монистическая концепция советской литературы, утвердившаяся в 1920-е - 1930-е годы, полностью исключила из историко-литературного контекста авторов, не соответствующих единой идеологической установке новообразованного государства. Таким образом, целый пласт русской художественной культуры, который составила писательская публицистическая проза периода 1917 - 1921 годов, оказался на позициях марги-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.