Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ СТУДЕНТОВ ТРАНСПОРТНЫХ ВУЗОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ УПРАЖНЕНИЙ ЦИКЛИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА'

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ СТУДЕНТОВ ТРАНСПОРТНЫХ ВУЗОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ УПРАЖНЕНИЙ ЦИКЛИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
24
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СТУДЕНТЫ / ПОКАЗАТЕЛИ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ / МЕТОДИКА / ЦИКЛИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Веселкина Т.Е., Оборин А.В., Радовицкая Е.В., Васильев А.А.

Актуальность. В статье рассмотрено формирование функционального профиля студентов, обучающихся по специальности 23.05.06- Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей и 23.05.04 - Эксплуатация железных дорог. Теоретически обоснована значимость функциональной подготовки студентов. Функциональная подготовка требует рационального использования физических нагрузок различной направленности и интенсивности по величине. Упражнения циклического характера влияют на развитие и совершенствование аэробного механизма энергообеспечения мышечной деятельности, что улуч шает а да пта цион н ые процессы в клетках и тканях организма студентов и способствует развитию физических качеств, двигательных способностей, улучшению здоровья и повышению физической работоспособности. Практическая значимость данного исследования заключается в разработке функционального профиля студентов для оценки их функциональной подготовленности. Новизна данного исследования состоит в том, что разработана методика формирования функционального профиля студентов с использованием средств циклического характера, реализуемая в первом семестре учебного года. Цель исследования: методика формирования функционального профиля студентов с использо частота сердечных сокращений (ЧСС); коэффициент выносливости (КВ), общей и скоростной выносливости. Участниками эксперимента стали студенты 1и 2 курсов в количестве 40 человек. Результаты. В методике формирования функционального профиля студентов использованы циклические упражнения тренировочной и оздоровительной направленности, которые реализовывали в течение одного учебного семестра. Все упражнения подобраны с целью воздействия на механизм образования и совершенствования ресурсов энергообеспечения мышечной деятельности. До реализации экспериментальной методики выявлен низкий уровень проявления функциональных показателей у студентов 1 и 2 курсов, После эксперимента функциональные показатели у студентов изменились до выше среднего и высокого уровня. Заключение. В процессе реализации методики у студентов 1 и 2 курса наблюдается постепенное и равномерное снижение показателей ЧСС, повышение физической работоспособности, аэробной производительности, выносливости. (PWC, ванием тренировочных средств циклического характера. Методы исследования. Анализ научно-методической литературы, тестирование функциональных показателей, таких как: самочувствие, активность и настроение (САН); максимальное потребление кислорода (МПК); физическая работоспособность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Веселкина Т.Е., Оборин А.В., Радовицкая Е.В., Васильев А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL PROFILE OF STUDENTS OF TRANSPORT UNIVERSITIES IN THE PROCESS OF IMPLEMENTING EXERCISES OF CYCLICAL NATURE

Relevance The article considers the formation of the functional profile of students studying in the specialty 23.05.06 - Construction of railways, bridges and transport tunnels and 23.05.04 - Operation of railways. The importance of functional training of students is theoretically substantiated. Functional training requires the rational use of physical activity of various directions and intensity in magnitude. Cyclic exercises affect the development and improvement of the aerobic mechanism of energy supply of muscular activity, which improves the adaptive processes in the cells and tissues of the body of students and contributes to the development of physical qualities, motor abilities, improving health and improving physical performance. The practical significance of this study lies in the development of a functional profile of students to assess their functional readiness. The novelty of this study consists of the fact that a method of forming a functional profile of students using cyclic means, implemented in the first semester of the academic year, has been developed. The purpose of the study: the methodology of forming the functional profile of students using training tools of a cyclical nature. Research methods. Analysis of scientific and methodological literature, testing of functional indicators such as: well-being, activity and mood (SAN); maximum oxygen consumption (MPC); physical performance (PWC170), heart rate (HR); coefficient of endurance (KV), general and speed endurance. The participants of the experiment were students of the 1st and 2nd courses in the number of 40 people. Results In the methodology of forming the functional profile of students, cyclic exercises of training and wellness orientation were used, which were implemented during one academic semester. All exercises are selected in order to influence the mechanism of formation and improvement of energy resources of muscular activity. Prior to the implementation of the experimental methodology, a low level of manifestation of functional indicators was revealed in 1st and 2nd year students, After the experiment, functional indicators of students changed to above average and high levels. Conclusion In the process of implementing the methodology, 1st and 2nd year students have a gradual and uniform decrease in heart rate, an increase in physical performance, aerobic performance, endurance.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ СТУДЕНТОВ ТРАНСПОРТНЫХ ВУЗОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ УПРАЖНЕНИЙ ЦИКЛИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА»

УДК: 796.07

РО! 10.53742/1999-6799/1_2023_ с.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ СТУДЕНТОВ ТРАНСПОРТНЫХ ВУЗОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ УПРАЖНЕНИЙ ЦИКЛИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

Т.Е. Веселкина, кандидат педагогических наук, доцент, и.о. зав. кафедрой «Физическая культура», А.В. Оборин, кандидат педагогических наук, ??? доцент кафедры «Физическая культура», Е.В. Радовицкая, кандидат педагогических наук, ?? доцент кафедры «Физическая культура», А.А. Васильев, старший преподаватель кафедры «Физическая культура».

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I», г. Санкт-Петербург.

Контактная информация для переписки: 190031, Россия, г. Санкт-Петербург, Московский пр., д.9; e-mail:belomoina@yandex.ru.

Аннотация

Актуальность. В статье рассмотрено формирование функционального профиля студентов, обучающихся по специальности 23.05.06- Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей и 23.05.04 - Эксплуатация железных дорог. Теоретически обоснована значимость функциональной подготовки студентов. Функциональная подготовка требует рационального использования физических нагрузок различной направленности и интенсивности по величине. Упражнения циклического характера влияют на развитие и совершенствование аэробного механизма энергообеспечения мышечной деятельности, что улучшает адаптационные процессы в клетках и тканях организма студентов и способствует развитию физических качеств, двигательных способностей, улучшению здоровья и повышению физической работоспособности. Практическая значимость данного исследования заключается в разработке функционального профиля студентов для оценки их функциональной подготовленности. Новизна данного исследования состоит в том, что разработана методика формирования функционального профиля студентов с использованием средств циклического характера, реализуемая в первом семестре учебного года.

Цель исследования: методика формирования функционального профиля студентов с использованием тренировочных средств циклического характера.

Методы исследования. Анализ научно-методической литературы, тестирование функциональных показателей, таких как: самочувствие, активность и настроение (САН); максимальное потребление кислорода (МПК); физическая работоспособность (РШС170), частота сердечных сокращений (ЧСС); коэффициент выносливости (КВ), общей и скоростной выносливости. Участниками эксперимента стали студенты 1и 2 курсов в количестве 40 человек.

Результаты. В методике формирования функционального профиля студентов использованы циклические упражнения тренировочной и оздоровительной направленности, которые реа-лизовывали в течение одного учебного семестра. Все упражнения подобраны с целью воздействия на механизм образования и совершенствования ресурсов энергообеспечения мышечной деятельности. До реализации экспериментальной методики выявлен низкий уровень проявления функциональных показателей у студентов 1 и 2 курсов, После эксперимента функциональные показатели у студентов изменились до выше среднего и высокого уровня.

Заключение. В процессе реализации методики у студентов 1 и 2 курса наблюдается постепенное и равномерное снижение показателей ЧСС, повышение физической работоспособности, аэробной производительности, выносливости.

Ключевые слова: функциональная подготовка, студенты, показатели, функциональный профиль, методика, циклические упражнения.

Для цитирования: Веселкина Т.Е., Оборин А.В., Ра-довицкая Е.В., Васильев А.А. Функциональный профиль студентов транспортных вузов в процессе реализации упражнений циклического характера // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2023. - №1. - С.

For citation: Veselkina T., Oborin A., Radovitskaya E., Vasiliev A. Functional profile of students of transport universities in the process of implementing of cyclical exercises. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice], 2023, no 1, pp. (in Russian).

Введение. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года рассматривает формирование культуры и изменение качества показателей жизни, указывает на практические возможности и условия реализации средств физической культуры и спорта. Отмечается необходимость создания условий для развития физической культуры и спорта, для повышения физического здоровья студенческой молодежи [4].

Система профессиональной направленности физического воспитания предусматривает получение практического эффекта, что является основой формирования физического и функционального потенциала студенческой молодежи.

И.Г. Гибадуллин и др. рассматривают аспекты формирования физического здоровья студентов с использованием различных вариантов двигательной активности, что подчеркивает необходимость проведения исследований и по нашей проблеме[1, с. 73-79].

Э.Л. Можаев, (2006) отмечает необходимость реализации технологии спортивно-ориентированного физического воспитания, как основы получения не только педагогического, но физиологического эффекта [5, С. 34-39].

З.М. Кузнецова, (2007), Р.Е. Петров и др. отмечают, что использование управленческого педагогического воздействия способствует развитию физических и нравственных качеств, повышению уровня функциональных и социальных возможностей человека, что обосновывает необходимость оценки всех сторон влияния средств на организм занимающихся, особенно с использованием функционального тестирования [6, с. 34-39; 7, с. 187-199].

В работах Н.И. Синявского (2203), Н.Н. Садиева, (2012), четко отмечается необходимость контроля и оценки учебных достижений курсантов военных вузов, что подчёркивает необходимость контроля и коррек-

ции воздействия на организм различных технологий и направленности реализации физических упражнений [8, с. 322-325; 9, с. 7-11].

Реализация инновационных методик в физическом воспитании студентов позволяет не только повысить значимость физических упражнений в жизни студента, но наглядно демонстрирует значение для повышения физической и функциональной подготовленности, независимо от того, занимаются или не занимаются спортом [10, 11]. Повышение приоритета циклических упражнений на занятиях физической культуры студентов непрофильных вузов позволяет кардинально изменить функциональный профиль организма, показать готовность к будущей профессиональной деятельности по специальности.

Известно, что профессионально-прикладная физическая подготовка является частью физического воспитания студенческой молодежи с учетом будущей профессии, позволяет приобретать физические и специальные качества, навыки и умения, способствующие достижению готовности физически и функционально выполнять профессиональные задачи.

Н.Н. Садиев, (2012), З.М. Кузнецова, (2015) предлагают проектирование системы контроля и оценки качества физической готовности курсантов военно-инженерной специальности к выполнению боевых задач с использованием учебно-тренировочных комплексов различной направленности и комплексную оценку функциональной подготовленности спортсменов, что повышает эффективность физического воспитания и спортивной подготовки [8, с. 322-325; 11, с. 156-160].

Таким образом, реализация разнонаправленных физических упражнений и их оценка эффективности способствует развитию физических качеств, двигательных способностей, улучшению здоровья и повышению физической работоспособности студентов.

Использование средств циклического характера позволяет расширить энергетические ресурсы организма студентов, что позволяет лучше реализовать профессионально-прикладные навыки.

Цель исследования: методика формирования функционального профиля студентов с использованием тренировочных средств циклического характера.

Методы исследования.

В работе использовали анализ научно-методической литературы, тестирование физической работоспособности (PWC170), самочувствие, активность и настроение (САН), частота сердечных сокращений (ЧСС), максимальное потребление кислорода (МПК), коэффициент выносливости (КВ), общей и скоростной выносливости, функционального состояния нервной системы (теппинг-тест); математическая обработка, достоверность различий между двумя выборками выявлялась с помощью критерия Стьюдента на уровне 0:р<1:кр, а=0,05).Для разработки функционального профиля студентов 1 и 2 курса использовали фактическую величину сопоставляя ее средним значением и определяли разницу между ними, делили на стандартное

отклонение (сигму). Последовательно определяли сиг-мальные отклонения всех изучаемых показателей. Расчет величины отклонения каждого измеренного функционального показателя от стандартного показателя производился по формуле: N = (М-Х)/ о, где N - отклонение показателя от среднего показателя; X - величина фактического показателя; М - средняя величина показателя; ±о - среднее квадратичное отклонение. Например, физическая работоспособность у студента 1 курса равна 987 кг/м/мин, а средний показатель по группе равен 1010 кг/м/мин, а сигма ± 12,5 кг/м/мин. Фактическая величина отличается от средней на - 23 кг/м/мин, делим на сигмальное отклонение то есть на 12,5 кг/м/ мин получаем 1,84 сигмальное отклонение в условных единицах. Данная формула успешно применялась специалистами для создания функционального профиля спортсменов с целью отбора[2, с.150-154].

Исследование проводилось в условиях обучения студентов в транспортном вузе. В исследовании приняли участие студенты 1и 2 курсов транспортного вуза, обучающиеся по специальности 23.05.06- Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей и 23.05.04 - Эксплуатация железных дорог, в количестве 40 человек.

Результаты исследования.

На первом этапе исследования был разработан функциональный профиль студентов 1и 2 курсов.

Известно, что функциональный профиль позволяет контролировать и корректировать эффективность реализации величин физических нагрузок для последующего эффективного воздействия.

Рисунок 1. Функциональный профиль студентов до эксперимента

На рисунке 1 представлен исходный функциональный профиль с учетом структурных единиц (показателей) студентов 1-х и 2-х курсов.

Из рисунка 1 видно, что функциональный профиль студентов 1 и 2 курса между собой отличается. Отмечен низкий уровень проявления функциональной подготовленности у студентов 1 и 2 курса. Следовательно, у студентов обеих групп показатели исследования физической и функциональной подготовленности отстают от нормативного уровня после летних каникул из-за снижения двигательной активности.

В таблице 1 представлено содержание экспериментальной методики, которое реализовывалось в недель-

ном цикле занятий по физической культуре для студентов в течение одного семестра учебного года.

Циклические упражнения для экспериментальной методики подобрали с учетом исходного уровня физической и функциональной подготовленности студентов после проведения тестирования физической работоспособности с применением нагрузки умеренной и большой мощности. С учетом того, что длительные физические нагрузки, реализуемые равномерным методом, вызывают физическое утомление, формируя при этом способность переносить усталость, повышают устойчивость к нагрузкам. Для контроля физической нагрузки постоянно проводили контроль показателей ЧСС.

Известно, что физическая нагрузка при ЧСС до 100 уд/мин не вызывает выраженного утомления, а направлена на восстановление и обогащение организма кислородом. На первых двух неделях занятий реа-лизовывали быструю ходьбу, кросс по пересечённой местности, бег в равномерном темпе от 20 до 30-50 мин. Циклические упражнения на пульсе 100-120 уд/ мин, в основном, выполняли студенты с низким уровнем проявления функционального профиля. Циклическая нагрузка малой интенсивности использовалась для повышения эффективности аэробного механизма энергообеспечения мышечной деятельности. Реализация циклических упражнений малой интенсивности направлена на развитие общей выносливости и постепенное повышение физической работоспособности у студентов.

Выполнение упражнений при показателях ЧСС выше 130 уд/мин в зависимости от длины дистанции приводит к проявлению различного уровня утомления. Скорость бега в первые две недели выбрали невысокую, с постепенным увеличением в последующих микроциклах реализации экспериментальной методики. Физическая нагрузка, направленная на развитие выносливости, имела как оздоровительный, так и развивающий эффект. На одном занятии при ЧСС 130-140 уд/ мин можно выполнить 50% нагрузки от общего объема двигательной активности каждого студента. Реализуется для постановки дыхания и правильной техники бега, а также освоения темпа и ритма бегового шага. Регулярная реализация физических нагрузок в диапазоне ЧСС 130-140 уд/мин дает оздоровительный эффект за счет повышения физической работоспособности и удлинения продолжительности преодолеваемой дистанции. Оценка эффективности повышения физической работоспособности студентов осуществлялась контролем показателей ЧСС в покое, после сна, с измерением лежа, после пробуждения за 1 минуту. ЧСС в покое, сразу после сна позволяет оценить работу сердца, переносимость и переваривание выполненных физических нагрузок накануне. При получении оздоровительного и тренирующего эффекта циклических упражнений ЧСС в покое становится реже, как показатель эффективности работы сердца.

Выполнение физических упражнений при ЧСС от 150 уд/мин требует уменьшения длины преодоле-

Таблица 1.

Примерное содержание экспериментальной методики в недельном цикле занятий

для студентов 1 и 2 курса

Дни недели / группа Основное содержание занятия Направленность и величина нагрузки Объём, мин Направленность занятий ЧСС, уд/мин

Понедельник 1 курс Циклические упражнения (ходьба, бег, коньки, велосипедная езда) Аэробная, малая, средняя 40-90 мин Восстанавливающая, развивающая 100-140 уд/мин

Вторник 2 курс Циклические упражнения (ходьба, бег, коньки, велосипедная езда) Аэробная, малая, средняя 40-50 мин Поддерживающая и развивающая, тренирующая 100-140 уд/мин

Среда 1 курс Переменный бег 20х100м через 100 м легкого бега Аэробная, аэробно-анаэробная; малая и средняя, значительная 30-40 мин; 1-2 мин и до 30 мин Поддерживающая и развивающая; Совершенствование физических качеств; развитие специальной выносливости 100-140 уд/мин; 130-160 уд/мин 160-180 уд/мин

Пятница 2 курс Переменный бег 20х100м через 100м лёгкого бега Аэробная, аэробно-анаэробная; малая и средняя, значительная 30-40 мин; 1-2 мин и до 30 мин Поддерживающая и развивающая; Совершенствование физических качеств; развитие специальной выносливости 100-140 уд/мин 130-160 уд/мин 160-180 уд/мин

Суббота Секционные занятия по плану

Воскресение Самостоятельная двигательная активность

ваемой дистанции. Для этого реализовывали равномерный, темповый бег или переменный бег 10x100 м, через 100 м легкого бега с повторением несколько раз, в зависимости от уровня функциональной подготовленности обучающихся. Повторный бег проводили на отрезках 150 и 200 м, с учетом исходного уровня подготовленности до 5-6 повторений после полного отдыха. На одном занятии физические нагрузки могут использоваться до 30% от общего времени занятия, так как при них быстро наступает утомление мышц ног. Бег, выполняемый в быстром темпе, позволяет улучшить координационные способности, чувство скорости. Реализация циклических упражнений при ЧСС свыше 150 уд/мин характеризуется значительными усилиями и быстрой утомляемостью организма обучающихся. При выполнении таких упражнений активизируется анаэробный механизм энергообеспечения мышечной деятельности. На практике такие нагрузки характеризуются выполнением строго регламентированных упражнений в течение 1-2 минут (бег на 200, 300, 400 м). По мере повышения функциональной подготовленности, количество упражнений, выполняемых при ЧСС свыше 180 уд/мин, увеличивалось. Например, бег на отрезках 60, 100 и 200 м после полного отдыха, повторяли два раза в неделю.

На рисунке 2 представлен функциональный профиль студентов 1 и 2 курса после реализации экспери-

ментальной методики функциональной подготовки с использованием тренировочных средств циклического характера.

Рисунок 2. Функциональный профиль студентов после эксперимента

Из рисунка 2 видно, что функциональный профиль студентов 1 и 2 курсов после реализации экспериментальной методики улучшается. Отмечены выше среднего и высокие проявления функциональных показателей в сигмальных отклонениях. Следовательно, у студентов, в процессе реализации упражнений циклического характера, улучшаются функциональные показатели.

Нагрузка с использованием циклических упражнений дает кумулятивный эффект повышения аэробной

производительности, который проявляется в приросте показателей: коэффициент выносливости-1 курс 3,4% и 2 курс - 2,9%; физическая работоспособность - 1 курс - 2,7% и2 курс - 3,1%;максимальное потребление кислорода- 1 курс -2,3% и 2 курс - 2,9%;САН - 1 курс -4,7% и 2 курс -3,7%; теппинг-тест - 1 курс - 1,5% и 2 курс - 1,9%; бег на 1000 м - 1 курс - 2,1% и 2 курс - 2,5%. Достоверность различий между двумя выборками выявлялась с помощью критерия Стьюдента на уровне (1 <1 , а=0,05).

4 р кр' ' '

Процесс повышения аэробных возможностей организма студентов средствами циклических упражнений есть не что иное, как регулярное воздействие на кар-диореспираторную систему. Следовательно, циклические упражнения аэробного характера вовлекают в работу всю группу мышц, активизируют обменные процессы организма, укрепляют дыхательную мускулатуру, развивают функциональные показатели, повышается как общая и скоростная выносливость, что является основой избирательного совершенствования как аэробных, так смешанных механизмов энергообеспечения мышечной деятельности.

Заключение. Проведённый сравнительный анализ функционального профиля студентов вуза позволил оценить эффективность использования упражнений циклического характера.

В процессе реализации экспериментальной методики происходит: постепенное и равномерное снижение показателей ЧСС в условиях относительного покоя; повышается физическая работоспособность и аэробная производительность организма; улучшается функциональной подготовленность; повышается эффективность оценки и коррекции используемых физических упражнений; совершенствуются механизмы энергообеспечения мышечной деятельности.

Развитие аэробного характера энергообеспечения мышечной деятельности дает восстанавливающий, поддерживающий и развивающий эффект физической работоспособности в процессе решения педагогических задач.

Следовательно, представленный план недельного цикла реализации упражнений необходимо повторять в течение учебного года в семестрах, регулярно и постоянно варьируя нагрузку с учётом и оценкой функционального профиля.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Коба В.Д. Характеристика возрастной динамики антропометрических и физиометрических показателей посредством составления профилей юных боксеров 10-14 лет // Омский научный вестник. 2012. № 5 (101). С. 150-154.

2. Кузнецова З.М., Симаков Ю.П. Исторические предпосылки формирования физкультурного образования // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. Электронный журнал Камского государственного института физической культуры. 2007. № 5. [Электронный ресурс] 11К1-:катд^к.ги>тада2т/4 07/4 200702. pdf(дата обращения 02.01.2023).

3. Можаев Э.Л. Основные подходы в технологии спортивно-ориентированного физического воспитания // Спортивно-ориентированное физическое воспитание - новая педагогическая технология XXI века: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Ижевск: УдГУ, 2006. Т. 1. С. 34-39.

4. Мутаева И.Ш., Исмагилова Л.Ф. Исследование функционального состояния, резервных и адаптационных возможностей организма студенток вуза // Известия тульского государственного университета. Физическая культура и спорт. 2022; №8. С. 18-25.

5. Петров Р.Е., Мутаева И.Ш., Ионов А.А. Определение и оценка аэробного порога и потенциальных возможностей сердечной системы лыжников-гонщиков (юношей) на основе использования ступенчато-возрастающей велоэргометрической нагрузки // Педа-гогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018. № 3 (13). С. 187-199.

6. Садиев Н.Н. Роль и значение контроля и оценки учебных достижений курсантов военных вузов по физической культуре / Материалы 12-межвузовской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов г. Набережные Челны «Теоретические и практические аспекты физической культуры, спорта и туризма». 2012. С. 322-325.

7. Синявский Н.И., Садыков Р.И. Развитие двигательных способностей у юношей на уроках физической культуры с образовательно-тренировочной направленностью // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2011. № 6. С. 7-11.

8. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года: распоряжение Правительства Российской Федерации № 3081-р от 24.11.2020 [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.consultant.ru/ //sudact.ru/law/ rasporiazhenie-pravitelstva-rf-ot-24112020-n-3081-r/ strategiia-razvitiia-fizicheskoi-kultury-i/ (Дата обращения 14.03.2023).

9. Теоретические и практические аспекты формирования физического здоровья студентов технических вузов / И.Г. Гибадуллин, А.Ю. Анисимова, М.Е. Рябов, Ю.А. Мельников // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019. 14(3). С. 73-79.

10. Шилько В.Г. Физическое воспитание студентов на основе личностно-ориентированного содержания физ-культурно-спортивной деятельности. Томск: Том. гос. ун-т, 2003. 196 с.

11. Preparation of athletes on the basis of a comprehensive assessment of the functional state / Z. Kuznetsova, A. Kuznetsov, I. Mutaeva, G. Khalikov, A. Zakharova // Materials of the 3rd International Congress on Scientific and Technical support of Sports Sciences. SCITEPRESS. 2015. Р. 156-160.

FUNCTIONAL PROFILE OF STUDENTS OF TRANSPORT UNIVERSITIES IN THE PROCESS OF IMPLEMENTING EXERCISES OF CYCLICAL NATURE

T. Veselkina, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Acting Head of the Department of "Physical Culture",

A. Oborin, Candidate of Pedagogical Sciences, ??? Associate Professor of the Department of Physical Culture,

E. Radovitskaya, Candidate of Pedagogical Sciences, ?? Associate Professor of the Department of Physical Culture,

A. Vasiliev, senior lecturer of the Department of Physical Culture.

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "St. Petersburg State University of Railways of Emperor Alexander I", St. Petersburg.

Contact information for correspondence: 9 Moskovsky Ave., Saint Petersburg, 190031, Russia; e-mail:belomoina@yandex.ru.

Annotation

Relevance The article considers the formation of the functional profile of students studying in the specialty 23.05.06 - Construction of railways, bridges and transport tunnels and 23.05.04 - Operation of railways. The importance of functional training of students is theoretically substantiated. Functional training requires the rational use of physical activity of various directions and intensity in magnitude. Cyclic exercises affect the development and improvement of the aerobic mechanism of energy supply of muscular activity, which improves the adaptive processes in the cells and tissues of the body of students and contributes to the development of physical qualities, motor abilities, improving health and improving physical performance. The practical significance of this study lies in the development of a functional profile of students to assess their functional readiness. The novelty of this study consists of the fact that a method of forming a functional profile of students using cyclic means, implemented in the first semester of the academic year, has been developed.

The purpose of the study: the methodology of forming the functional profile of students using training tools of a cyclical nature.

Research methods. Analysis of scientific and methodological literature, testing of functional indicators such as: well-being, activity and mood (SAN); maximum oxygen consumption (MPC); physical performance (PWC170), heart rate (HR); coefficient of endurance (KV), general and speed endurance. The participants of the experiment were students of the 1st and 2nd courses in the number of 40 people.

Results In the methodology of forming the functional profile of students, cyclic exercises of training and wellness orientation were used, which were implemented during one academic semester. All exercises are selected in order to influence the mechanism of formation and improvement of energy resources of muscular activity. Prior to the implementation of the experimental methodology, a low level of manifestation of functional indicators was revealed in 1st and 2nd

year students, After the experiment, functional indicators of students changed to above average and high levels.

Conclusion In the process of implementing the methodology, 1st and 2nd year students have a gradual and uniform decrease in heart rate, an increase in physical performance, aerobic performance, endurance.

Keywords: functional training, students, indicators, functional profile, methodology, cyclic exercises

References:

1. Koba V.D. Characteristics of the age dynamics of anthropometric and physiometric indicators through the compilation of profiles of young boxers 10-14 years old. Omskii nauchnyi vestnik [Omsk Scientific Bulletin]. 2012, no. 5 (101), pp. 150-154. (in Russian)

2. Kuznetsova Z.M., Simakov Yu.P. Historical prerequisites for the formation of physical education. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta. Elektronnyi zhurnal Kamskogo gosudarstvennogo instituta fizicheskoi kul'tury. 2007. № 5. [Pedagogical-psychological and Medico-Biological Problems of Physical Culture and Sports. Electronic journal of the Kama State Institute of Physical Culture. 2007. No. 5.] URL: kamgifk.ru "magazin/4 07/4 200702.pdf (accessed 02.01.2023). (in Russian)

3. Mozhaev E.L. Basic approaches in the technology of sports-oriented physical education. Sportivno-orien-tirovannoe fizicheskoe vospitanie - novaya pedagogiches-kaya tekhnologiya XXI veka: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. [Sports-oriented Physical Education - a New Pedagogical Technology of The XXI Century: Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference]. Izhevsk: UdSU, 2006, vol. 1, pp. 34-39. (in Russian)

4. Mutaeva I.Sh., Ismagilova L.F. Study of the functional state, reserve and adaptive capabilities of the organism of university students. Izvestiya tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura i sport [Proceedings of Tula State University. Physical culture and sport]. 2022, no. 8, pp. 18-25. (in Russian)

5. Petrov R.E., Mutaeva I.Sh., lonov A.A. Determination and evaluation of the aerobic threshold and potential capabilities of the cardiac system of ski racers (boys) based on the use of a stepwise-increasing bicycle ergometric load. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and Medico-Biological Problems of Physical Culture and Sports]. 2018, no. 3 (13), pp. 187-199. (in Russian)

6. Sadiev N.N. The role and importance of monitoring and evaluation of educational achievements of cadets of military universities in physical culture. Materialy 12-mezh-vuzovskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii molodykh uchenykh, aspirantov, magistrantov i studentov g. Naberezhnye Chelny «Teoreticheskie i prakticheskie aspekty fizicheskoi kul'tury, sporta i turizma» [Materials of the 12th Interuniversity Scientific and Practical Conference of Young Scientists, Postgraduates, Undergraduates and Students of Naberezhnye Chelny "Theoretical and Practical Aspects of Physical Culture, Sports and Tourism"]. 2012, pp. 322-325. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Sinyavskii N.I., Sadykov R.I. Development of motor abilities in young men at physical culture lessons with an educational and training orientation. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical Culture: Upbringing, Education, Training]. 2011, no. 6, pp. 7-11. (in Russian)

8. Strategiya razvitiya fizicheskoi kul'tury i sporta v Rossi-iskoi Federatsii na period do 2030 goda: rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii № 3081-r ot 24.11.2020 [Strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period up to 2030: Decree of the Government of the Russian Federation No. 3081-r dated 11/24/2020]. Access mode: http:// www.consultant.ru / //sudact.ru/law/rasporiazhenie-pravitelstva-rf-ot-24112020-n-3081-r/strategiia-razviti-ia-fizicheskoi-kultury-i / (Accessed 14.03.2023). (in Russian)

9. Gibadullin I.G., Anisimova A.Yu., Ryabov M.E., Melnikov Yu.A. Theoretical and practical aspects of the formation of physical health of students of technical universities. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and Medico-Biological Problems of Physical Culture and Sports]. 2019. 14(3), pp. 73-79. (in Russian)

10. Shil'ko V.G. Fizicheskoe vospitanie studentov na osnove lichnostno-orientirovannogo soderzhaniya fizkul'turno-sportivnoi deyatel'nosti [Physical education of students based on the personality-oriented content of physical culture and sports activities]. Tomsk: Vol. State University, 2003. 196 p.

11. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A. Preparation of athletes on the basis of a comprehensive assessment of the functional state. Materials of the 3rd International Congress on Scientific and Technical support of Sports Sciences. SCITEPRESS. 2015. Р. 156-160.

Поступила / Received 09.03.2023

Принята в печать / Accepted 28.03.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.