Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ГАЗЕТНЫХ ЗАГОЛОВКОВ (ПО МАТЕРИАЛАМ ГАЗЕТЫ «ВОСТОЧНО-СИБИРСКАЯ ПРАВДА»)'

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ГАЗЕТНЫХ ЗАГОЛОВКОВ (ПО МАТЕРИАЛАМ ГАЗЕТЫ «ВОСТОЧНО-СИБИРСКАЯ ПРАВДА») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
заголовок / «Восточно-Сибирская правда» / игровой заголовок / интрига / сенсация / рекламная функция / информативная функция / headline / “East-Siberian Pravda / ” plays-on-words headline / intrigue / sensation / advertising function / informative function

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Антонова Алла Борисовна, Ли Даньян

Актуальность исследования определяется неизменным интересом гуманитарных наук к изучению различных типов медиатекстов, обладающих определенными коммуникативно-прагматическими задачами. Впервые изучению подвергаются заголовки газеты «Восточно-Сибирская правда». Достоверность результатов исследования обеспечивается анализом языкового материала в объеме 262 газетных заголовков из газеты «Восточно-Сибирская правда» за январь-июнь 2022 г. Данная газета является качественным авторитетным изданием, целевой аудиторией для которого являются жители Иркутской области. Цель работы состоит в описании, систематизации заголовков современных журналистских текстов и выявлении их функционального потенциала. В качестве основных методов исследования применялись: метод сплошной выборки, интерпретативный анализ, контекстуальный анализ, количественный метод, метод систематизации и классификации исследуемого материала, описательно-аналитический метод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FUNCTIONAL POTENTIAL OF NEWSPAPER HEADLINES (BASED ON MATERIALS OF THE NEWSPAPER “THE EAST-SIBERIAN PRAVDA”)

The relevance of the study is determined by the continued interest of the humanities in studying various types of media texts with certain communicative and pragmatic tasks. The headlines of the newspaper “The East-Siberian Pravda” have been studied for the first time. The validity of the research results is provided by the analysis of language material in the volume of 262 newspaper headlines from the newspaper “The East-Siberian Pravda” for January-June 2022. This newspaper is a high-quality authoritative publication, the target audience for which are the residents of the Irkutsk region. The aim of the work is to describe and systematise the headlines of modern journalistic texts and to identify their functional potential. The main research methods used were: the method of solid sampling, interpretative analysis, contextual analysis, quantitative method, the method of systematisation and classification of the material under study, descriptive-analytical method.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ГАЗЕТНЫХ ЗАГОЛОВКОВ (ПО МАТЕРИАЛАМ ГАЗЕТЫ «ВОСТОЧНО-СИБИРСКАЯ ПРАВДА»)»

IV. ИССЛЕДОВАНИЯ ЯЗЫКОВ И КУЛЬТУР

DOI: 10.35634/2500-0748-2024-16-1-79-87 УДК 811.161.1'42:070(470.51)(045)

А.Б. Антонова, Ли Даньян

Иркутский государственный университет, Иркутск, Россия

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ГАЗЕТНЫХ ЗАГОЛОВКОВ (ПО МАТЕРИАЛАМ ГАЗЕТЫ «ВОСТОЧНО-СИБИРСКАЯ ПРАВДА»)

Актуальность исследования определяется неизменным интересом гуманитарных наук к изучению различных типов медиатекстов, обладающих определенными коммуникативно-прагматическими задачами. Впервые изучению подвергаются заголовки газеты «ВосточноСибирская правда». Достоверность результатов исследования обеспечивается анализом языкового материала в объеме 262 газетных заголовков из газеты «Восточно-Сибирская правда» за январь-июнь 2022 г. Данная газета является качественным авторитетным изданием, целевой аудиторией для которого являются жители Иркутской области. Цель работы состоит в описании, систематизации заголовков современных журналистских текстов и выявлении их функционального потенциала. В качестве основных методов исследования применялись: метод сплошной выборки, интерпретативный анализ, контекстуальный анализ, количественный метод, метод систематизации и классификации исследуемого материала, описательно-аналитический метод.

Ключевые слова: заголовок, «Восточно-Сибирская правда», игровой заголовок, интрига, сенсация, рекламная функция, информативная функция.

Сведения об авторах:

Антонова Алла Борисовна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры лингвистики и лингводидактики, Иркутский государственный университет (г. Иркутск, Россия); e-mail: allabb@yandex.ru.

Ли Даньян, магистрант 1 курса направления 45.03.04 «Лингвистика», Иркутский государственный университет (г. Иркутск, Россия); e-mail: 1181108360@qq.com.

Введение

В современном мире с доступом к огромному количеству информации у читателя нет возможности прочитать, увидеть и услышать все. Растущий поток информации в медиапро-странстве приводит к тому, что все большее количество людей не читают новости дальше заголовка. Поэтому при выборе названия для медиатекста используются языковые средства для привлечения внимания читателя, чтобы он не только познакомился с заголовком, но и обратился непосредственно к тексту.

«Тексты массовой коммуникации служат основой для описания современного состояния языка, поскольку в них находят отражение и фиксируются многочисленные языковые изменения и особенности современного речеупотребления. Именно поэтому интерес лингвистов к языку СМИ с каждым годом возрастает, а исследования в области масс-медиа в настоящее время являются актуальной задачей лингвистики» [Исаева, 2017: 8]. «Язык и речь чутко реагируют на происходящие в обществе перемены, и, прежде всего, это относится к средствам массовой информации» [там же, с. 3].

Эффективное восприятие газетного текста как традиционной печатной, так и Интернет-прессы в первую очередь зависит от заголовка, который экономит усилия читателя в процессе нахождения интересующей его информации» [там же, с. 9]. Невозможно не согласиться с высказыванием Н.А. Сребрянской, что по заголовку читатель «навешивает ярлык» всему

тексту, таким образом отвергая произведение или, напротив, проявляя к нему интерес [Среб-рянская, 2005: 76].

Заголовок - средство организации внимания и воздействия. Он привлекает, влияет на отбор, подготавливает восприятие читателя. «Главная задача автора статьи - не только отобразить содержание статьи в заголовке, но и интерпретировать его в свете прагматической цели. Поэтому для публикации в газете автор создает или по крайней мере пытается создать такие заголовки, которые будут способны повлиять на читателей, возбудить интерес, сразу же привлечь внимание. Таким образом, отличительной прагматической особенностью газетного заголовка является то, что обращенность к читателю выражена в нем значительно ярче, чем в тексте самой статьи» [Исаева, 2016: 117]. Заголовки фиксируют внимание на наиболее важных и интересных моментах, свидетельствуют и о материале, для которого изобретены, и об авторе, его отношении к факту, о концепции издания в целом, о его направленности и вкусах, о его аудитории [Шостак, 1998: 76].

«Сегодня заголовки большинства газет и журналов строятся по нетрадиционным для российской прессы моделям. Это относится и к функциям, и к форме заголовков. Принципы, долгое время господствовавшие в теории и практике советской печати, согласно которым заголовки должны быть сжаты и кратки, сменились на противоположные. Время «авторской свободы» - это широкое использование в заголовках цифр, аббревиатур, имен собственных, разговорных слов и сленга, фрагментов на английском языке и прочего» [там же, с. 77].

Объектом исследования в данной работе являются заголовки современных журналистских текстов, а их виды и функции представляют собой предмет исследования. Цель, объект и предмет определили следующие основные задачи данного исследования: распределить выделенные заголовки согласно классификации М.И. Шостак и проанализировать функциональные возможности газетного заголовка как значимой прагматической единицы газетного текста.

Методика исследования

Для анализа методом сплошной выборки мы извлекли из газеты «Восточно-Сибирская правда» заголовки за шесть месяцев (январь - июнь 2022 г., представленные под рубрикой «Главное в номере»), распределили их согласно классификации М.И. Шостак и выделили их функции.

Формальные типологические признаки издания «Восточно-Сибирская правда»

«Восточно-Сибирская правда» - общественно-политическая и деловая газета Иркутской области, издаваемая с 1918 года. В газете публикуются материалы, представляющие интерес для широкого круга читателей: на политические, экономические и социальные темы. Данная газета является качественным авторитетным изданием, информация которого предназначена широкому кругу читателей, при этом целевой аудиторией являются, безусловно, жители Иркутской области.

Повествовательные заголовки-сообщения

Нам удалось выделить 138 примеров повествовательных заголовков. Среди данных заголовков преобладают номинативные (93 примера). 45 примеров - предикативные заголовки.

Среди повествовательных заголовков преобладают информативно-констатирующие заголовки. В изучаемом нами газетном издании такие заглавия помогают привлечь внимание аудитории к вопросам социальной сферы и области здравоохранения:

Реальная помощь (№ 23 (27156) от 28.06.22 г.).

33 истории помощи (№ 3 (27136) от 25.01.22 г.).

В целях придания объективности, точности, фактуальности, а, следовательно, и достоверности, в текстах повествовательных заголовков задействована тактика апелляции к точным данным. Так, например, воздействующий потенциал заголовков нацелен на внедрение в модель мира реципиента необходимости помощи детям, страдающим серьезными заболева-

ниями, либо сообщается об уже оказанной поддержке. Указываются точные сведения: имя и фамилия, возраст, диагноз, необходимый вид и сумма лечения.

Алиса Ракшина, 4 года, спинальная мышечная атрофия, требуется откашливатель. 665 764руб. (№ 14 (27147) от 19.04.22 г.).

Влада Мухаметшина, 9 лет, прогрессирующий грудной сколиоз 4-й степени, спасет операция, 522 598руб. (№ 10 (27143) от 22.03.22 г.).

Как известно, повествовательный заголовок используется для информации, которая обладает большой значимостью. В 2022 году актуальной оставалась тема коронавирусной инфекции:

Время снимать маски еще не пришло (№ 13 (27146) от 12.04.22 г.).

Пятую волну ждут к февралю (№ 2 (27135) от 18.01.22 г.).

По тесту на антитела (№ 6 (27139) от 15.02.22 г.).

Частотны повествовательные заголовки, представляющие собой цепочки предикативных конструкций, состоящие из двух простых предложений. В этом случае заголовок становится как будто отдельным кратким сообщением:

Деревья станут чистыми. К майским праздникам в Иркутске помоют кроны хвойных деревьев (№ 15 (27148) от 26.04.22 г.).

Коронавирус пошел в рост. В некоторых странах наблюдается резкий скачок заболеваемости ковидом (№ 23 (27156) от 28.06.22 г.).

Как отмечает А.А. Лютая, «Такое положение обусловлено стремлением заголовков функционировать в качестве автономных текстов, а не только репрезентаторов озаглавленного ими текста» [Лютая, 2008, с. 11].

Большой пласт статей посвящен известным персоналиям и коллективам, имеющим отношение к Иркутской области. Заголовки, называющие имена действующих лиц, помогают удвоить интерес:

Под звездой Валентина Распутина (№ 11 (27144) от 29.03.22 г.).

Помимо заголовков-констатаций среди повествовательных заголовочных комплексов широко распространены комментирующие заголовки (или заголовки-резюме). Следует отметить, что почти все найденные примеры подтверждают тезис М.И. Шостак о том, что эффект оценки в заголовке-резюме или комментирующем заголовке часто создается метафорой [Шостак, 1998: 79]. Актуальной темой для заголовков исследуемого периода была также тема коронавирусной инфекции:

Узники ковида (№о 15 (27148) от 26.04.22 г.). В статье речь идет о том, специалисты прогнозируют новый подъем заболевания коронавирусной инфекцией в регионе.

Дно пандемии (№ 17 (27150) от 17.05.22 г.). В статье говорится о том, что медучреждения региона возвращаются к оказанию плановой медицинской помощи.

Итак, можно сделать вывод, что основной функцией повествовательных заголовков является информативная. Статьи с подобными заглавиями освещают события, обладающие большой значимостью. Заголовки помогают привлечь внимание аудитории к вопросам социальной сферы, экономики, образования, здравоохранения и др.

Заголовки, создающие интригу и сенсацию

Как отмечает в своей диссертации М.Н. Москавец, «информативная функция таких заголовков сведена к минимуму - она уступает место функции привлечения. По заголовкам этого типа читатель может спрогнозировать содержание публикации лишь отдаленно. Однако эти заглавия составлены за счет средств, которые максимально привлекали бы читателей к статье» [Москавец, 2016: 104]. Зачастую это необычность коллизий, противоречие, ироническое переосмысление и т.д. Рассмотрим примеры.

Скромное обаяние жулика (№ 2 (27135) от 18.01.22 г.).

В публикации рассказывается, как жители Приангарья стали жертвами мошенника, организовавшего финансовую пирамиду. Мошенник оказался заключенным колонии особо строго режима, открывшим в себе таланты бизнесмена.

Путешествие в бездну (№ 13 (27146) от 12.04.22 г.).

Данная статья - своего рода размышления о спектакле Иркутского драмтеатра «Маскарад». Автор статьи пишет, что создатели постановки «возвышают историю банальной ревности до трансцендентных категорий, размышлений о добре и зле, пускаются по самым темным закоулкам человеческих страстей, превращая это путешествие в бездну» (№ 13 (27146) от 12.04.22 г.).

Последний поход в сауну (№ 20 (27153) от 07.06.22г.).

Статья повествует о смерти женщины в сауне. Трагедия произошла из-за несоблюдения требований безопасности владельцем оздоровительного заведения.

Дырявые сети для взяткодателя (№ 21 (27154) от 15.06.22г.).

В статье речь идет об уголовном деле, которое было связано с дачей взятки должностному лицу, но суд посчитал, что подсудимого спровоцировали на дачу взятки, и поэтому он был оправдан.

Заголовки, создающие интригу и сенсацию, могут строиться на смысловом контрасте с эффектом обманутого ожидания. Рассмотрим пример.

В 104 года глазки не строят (№ 1 (27134) от 11.01.22 г.).

Данная статья вышла накануне дня рождения газеты «Восточно-Сибирская правда» -ей исполнилось 104 года.

Как отмечает М.И. Шостак, самым броским из таких заглавий является заголовок-парадокс. Такие заголовки больше всего вызывают любопытство читателя, шокируют его:

Разбой как бизнес-проект (№ 10 (27143) от 22.03.22 г.).

Статья рассказывает историю страшного избиения и ограбления мужчины гостями. Примечательно, что один из нападавших гостей озвучил цель своего прихода, как желание научиться у хозяина квартиры пользоваться специальным приложением в телефоне, с помощью которого можно зарабатывать деньги. После совместного распития алкогольных напитков хозяин квартиры был жестоко избит и ограблен.

«Убила, потому что любила» (№ 12 (27145) от 05.04.22 г.).

Главными героями публикации стала семейная пара. Женщина во время совместного распития алкогольных напитков нанесла своему мужу удар ножом, в результате которого он скончался. Суд не признал, что нападавшая чувствовала угрозу для своей жизни и женщина «при этом всем повторяла, что любила погибшего и хотела только немного его напугать» (№ 12 (27145) от 05.04.22 г.).

Итак, можно сделать вывод, что основной функцией заголовков, создающих интригу и сенсацию, является рекламная, поскольку главная задача подобных заглавий - привлечь читателя к статье.

Заголовки-обращения и заголовки-призывы

На страницах изучаемой нами газеты нам удалось выделить только семь примеров заголовков-обращений и заголовков-призывов. Приведем примеры:

Сосед, дай позвонить (№ 15 (27148) от 26.04.22 г.).

Уважаемые работники, ветераны Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры! (№ 1 (27134) от 11.01.22 г.).

Заголовки-обращения и заголовки-призывы могут содержать прямое обращение к читателю. Побудительная модальность в заголовке означает, что автор призывает читателя или слушателя к действию.

Будьте внимательны: цветет «липа» (№ 4 (27137) от 01.02.22 г.).

В примере речь идет не об аллергиках. Под «липой» авторы статьи имеют в виду липовые документы, рассказывая в материале о растущем в регионе спросе на поддельные документы.

Главным средством побуждения к действию среди них считается глагол в повелительном наклонении. Наиболее популярными формальными средствами выражения побуждения

в газетных заглавиях являются односоставные глагольные предложения с побудительной модальностью, так называемые императивные предложения:

Только будь человеком (№ 12 (27145) от 05.04.22 г.).

Хлебай ковшом свои проблемы (№ 5 (27138) от 08.02.22 г.).

Не дай мозгам засохнуть № 17 (27150) от 17.05.22 г.).

Задача таких заглавий - превратить информацию, предназначенную для всех, в личную. Это может быть достигнуто и при помощи определенно-личного предложения:

Выбираем точки роста (№ 17 (27150) от 17.05.22г.).

Заголовки-обращения и заголовки-призывы помогают создать психологический контакт и настраивают читателя на прочтение публикации, заставляют его захотеть прочитать.

Заголовки с различными знаками препинания

Заголовки-вопросы

Пунктуацию можно отнести к выразительному средству современных заголовков. Так, например, заголовок-вопрос играет роль мотива, побуждающего и автора, и читателя разобраться. Целью данного предложения является запрос, уточнение, либо дополнение какой-либо информации. Как правило, в вопросительном предложении не содержится новой информации. По мнению Ю.В. Пешковой, функциональная особенность заголовков-вопросов состоит в том, что они, будучи малоинформативными, обладают выраженной прагматической направленностью [Пешкова, 2012, с.10]. Именно с этой особенностью можно связать небольшое количество данного вида заголовков (нам удалось обнаружить только шесть примеров). Отметим, что в данном случае мы не анализировали вопросительные предложения, которые являлись цитатами.

Куда везут отходы? (№ 15 (27148) от 26.04.22 г.).

Положит ли омикрон пандемию на лопатки? (№ 1 (27134) от 11.01.22 г.).

Жилой дом или садовый? (№ 21 (27154) от 15.06.22г.).

Также нам встретился один пример так называемого разъясняющего вопроса - вопросительный заголовок без знака вопроса:

Станет ли гибридный вариант доминирующим (№ 10 (27143) от 22.03.22 г.).

Такие заголовки являются промежуточной формой между вопросом и констатацией.

Таким образом, функции заголовков-вопросов в изучаемом нами издании можно свести к следующему: поставить перед читателем вопрос, ответ на который можно найти только после прочтения текста, либо вопрос может быть риторическим, и в таком случае заголовок служит средством усиления основного текста.

Заголовки-цитаты

Очень распространенным типом является заголовок-цитата. Нам удалось найти 8 примеров заголовков с прямым цитированием. Как пишет А.А. Лютая, заглавия, составленные по такому принципу, дают «усиление личностного начала и одновременно повышение диа-логичности» [Лютая, 2008: 12].

Игорь Кобзев: «Реализация наших инициатив даст региону развитие по нескольким направлениям» (№ 4 (27137) от 01.02.22 г.).

Андрей Лабыгин: «Бизнес переживает пандемию по-разному» (№ 3 (27136) от 25.01.22 г.).

Подобные заглавия помогают создать впечатление свежести и достоверности. Апелляция к какому-либо авторитетному источнику (губернатор Иркутской области, уполномоченный по защите прав предпринимателей) придает тексту достоверность и надежность.

Но преобладают заголовки-цитаты без указания источника (в заголовке). Подобных заглавий было найдено 66. Зачастую используется яркая цитата, которая является одновременно средством привлечения внимания к заголовку. Поэтому главной функцией таких заголовков мы также считаем рекламную. Приведем примеры:

«Эффект рикошета» (№ 5 (27138) от 08.02.22 г.). Статья рассказывает об опасении онкологов по поводу последствий ковида.

«Мы за ценой не постоим» (№ 13 (27146) от 12.04.22 г.) - статья приурочена к 85-летию Иркутской области. Заголовок представляет собой строку из известной песни Булата Окуджавы «Нам нужна одна победа».

Примеры демонстрируют, что подобные заглавия можно рассматривать и в рамках заголовков-интриг, и в рамках игровых заголовков.

Заголовки с другими знаками препинания

В этой группе можно выделить, например, заголовки с продолжением:

Прожил на диализе 14лет... (№ 6 (27139) от 15.02.22 г.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лесные пожары, жилье, коммуналка... (№ 18 (27151) от 24.05.22 г.).

Формальным признаком подобного заглавия является многоточие. Оно может использоваться, чтобы передать эмоциональное напряжение (как в случае с первым примером) -далее становится понятным, что главный герой публикации умер.

В публикации со вторым представленным заголовком говорится о том, что губернатор Иркутской области провел в Москве несколько важных встреч, и в этом случае многоточие призвано передавать многозначительность сказанного.

Приведем примеры заголовков с двоеточием.

Александр Вампилов: триединство по Евангелию (№ 16 (27149) от 06.05.22 г.).

Петр 1 и Иркутск: точки соприкосновения (№ 13 (27146) от 12.04.22 г.).

А также комбинированные варианты, в которых обнаруживаются различные знаки препинания.

Амурский ГПЗ: новый завод, новое жилье, новые перспективы! (№ 10 (27143) от 22.03.22 г.).

Итак, можно сделать вывод, что пунктуация как выразительное средство очень заметна в современных заголовках. Она также используется для привлечения внимания читателя к публикации.

Игровые заголовки

«Игровой заголовок особенно ярко демонстрирует творческий характер работы над новостью. Он предполагает активное участие фантазии читателя» [Шостак, 1998, с. 82].

Часто для этой цели используется игра слов, перефразировка:

«Серые» схемы «красного» губернатора (№ 11 (27144) от 29.03.22 г.).

Новая старая оспа обезьян (№ 20 (27153) от 07.06.22г.)

Игровые заголовки могут строиться на обыгрывании известных выражений (строк из мультфильмов, песен, рекламных роликов, названий литературных произведений и т.д.):

Майнер «серый», майнер «белый» (№ 5 (27138) от 08.02.22 г.). Ср.: Один серый, другой белый, два веселых гуся.

Уроки Распутина (№ 6 (27139) от 15.02.22 г.). Ср.: Уроки французского. В статье говорится о проведении в Иркутске всероссийского театрального фестиваля имени Валентина Распутина. Как известно, «Уроки французского» - это рассказ русского писателя В. Распутина.

Вся воробьиная рать (№ 17 (27150) от 17.05.22 г.). Ср.: Вся королевская рать.

«Вся королевская рать» - известный роман американского писателя Роберта Пенна Уоррена об истории жесткого политика, название романа представляет собой строчку из английского детского стихотворения про Шалтая-Болтая.

Часто происходит замена всего одного слова в известном изречении:

Просто добавь лесов (№ 4 (27137) от 01.02.22 г.). Ср.: Просто добавь воды!

Хорошо проданное старое (№ 10 (27143) от 22.03.22 г.). Ср.: Хорошо забытое старое.

«В творчество - с головой!» (№ 5 (27138) от 08.02.22 г.). Ср.: В омут с головой.

Заголовок Тайна «нехорошего дома» (№ 17 (27150) от 17.05.22 г.), возможно, содержит аллюзию на «нехорошую квартиру» из произведения М. Булгакова «Мастер и Маргарита», из которой таинственным образом исчезали жильцы. В статье речь идет об иркутском чиновнике, который обвиняется в получении взятки за помощь в узаконивании самовольной застройки на одной из улиц г. Иркутска.

В публикации под заголовком, представленным ниже, рассказывается о программе поддержки и развития среднего специального образования региона.

Профессиональная формация (№° 9 (27142) от 15.03.22 г.). Ср.: профессиональная деформация.

Термином «профессиональная деформация» принято называть негативное влияние профессиональной деятельности на человека, когда происходит когнитивное искажение и психологическая дезориентация личности. В терминах М.И. Шостак подобный прием усиления воздействия можно назвать «истины наизнанку» [Шостак, 1998: 83].

В качестве заголовка могут метафорически употребляться названия литературных произведений, кинофильмов, известные девизы и т.д. При этом «даже использование неизмененных афоризмов придает тексту второй смысловой план, появляются ассоциативные связи (подобие, противоречие, смысловая перекличка, ироническое переосмысление и пр.)» [Шостак, 1998: 84]:

Царь-рыба (№ 4 (27137) от 01.02.22 г.)

«Царь-рыба» - повесть В.П. Астафьева. Как известно, царь-рыбой в давние времена называли одну из самых ценных рыб, осетра. В цитируемой статье говорится о восстановлении популяции байкальского осетра.

Страна багровых туч (№ 14 (27147) от 19.04.22 г.)

«Страна багровых туч» - приключенческая фантастическая повесть, произведение советских писателей Аркадия и Бориса Стругацких. Как известно, в произведении Стругацких рассказывается об экспедиции землян конца XX века на планету Венера. В статье говорится о том, что в будущем планета Венера может стать научной лабораторией.

От заката до рассвета (№ 8 (27141) от 01.03.22 г.)

«От заката до рассвета» - название кинофильма по сценарию К. Тарантино. В статье говорится о том, что в регионе сняты ограничения по времени работы общепита.

Быстрее, выше, сильнее (№ 7 (27140) от 22.02.22 г.).

«Быстрее, выше, сильнее» - знаменитый олимпийский девиз. В статье с таким названием говорится об ускорении темпов инфляции в 2021 г.

Небо. Самолет. Девушка (№ 6 (27139) от 15.02.22 г.). В статье рассказывается о премьере спектакля «Стюардесса», прошедшей в театре юного зрителя. Название статьи - точная копия названия российской мелодрамы 2002 г. - ремейка фильма 1968 г. «Еще раз про любовь». Спектакль - о жизни и непростом труде летчиков. В основу пьесы легли реальные события, случившиеся с самолетом Ан-24 в июне 2019 г.

Рассмотрим следующий пример.

Вынул ножик из кармана (№ 18 (27151) от 24.05.22 г.).

«Вынул ножик из кармана» - это слова из известной детской народной считалки. В статье говорится о преступлении, совершенном в состоянии алкогольного опьянения, в ходе которого подсудимый нанес ножевые ранения другому человеку.

Как справедливо отмечает М.И. Шостак, «современные заголовки обрушивают на читателя поток новых слов: одни возникают для обозначения чего-то нового, другие создаются авторами для повышения выразительности, привлечения внимания и не могут существовать вне контекста, непонятны без него» [Шостак, 1998: 83].

«Шмурдяком ширнись, зомби» (№ 2 (27135) от 18.01.22 г.).

В статье речь идет о том, как обогатилась лексика коронавирусной эпохи.

Языковая игра в игровых заглавиях может строиться на базе омонимии и многозначности:

Обезоруживающие проверки (№ 14 (27147) от 19.04.22 г.).

В этой статье говорится о том, что в Иркутской области проводится масштабная проверка владельцев оружия, а также о нарушениях, допущенных владельцами оружия.

Еще одним примером может послужить следующее заглавие:

Новая карта «Сибири» (№ 7 (27140) от 22.02.22 г.).

В статье говорится о том, что гостинице-памятнику в Иркутске под названием «Сибирь» вернули статус объекта культурного наследия, и сейчас стоит вопрос о реставрации здания.

В следующем примере в качестве приема усиления воздействия можно назвать использование неодушевленного существительного вместо одушевленного:

Притаился ухаб на дороге (№ 4 (27137) от 01.02.22 г.).

Измененные крылатые выражения увеличивают экспрессивный потенциал заголовка. Экспрессивное построение и присутствие большого количества средств выразительности позволяет сделать вывод о превосходстве прагматической функции в данном типе заголовков. В подобных заглавиях на первый план выходят оценочно-экспрессивная и рекламная функции, поскольку для того, чтобы заинтересовать читателя, используются особые средства привлечения внимания: игра слов, перефразировка, обыгрывание и модификация известных выражений. Еще одним приемом повышения экспрессии является использование каламбура, основанного на многозначности слов.

Заключение

Анализ показал, что наиболее частотны повествовательные заголовки, а также заголовки с цитатами без указания источника. Основной функцией повествовательных заголовков является информативная.

Основной функцией заголовков, создающих интригу и сенсацию, является рекламная, поскольку главная задача подобных заглавий - побудить читателя к чтению статьи.

В заголовках-цитатах (с непрямым цитированием) зачастую используется яркая цитата, которая является одновременно средством привлечения внимания к заголовку. Поэтому главной функцией таких заголовков мы также считаем рекламную.

Помимо рекламной функции в игровых заголовках на первый план выходит оценочно-экспрессивная функция.

Функции заголовков-вопросов можно свести к следующему: поставить перед читателем вопрос, ответ на который можно найти только после прочтения текста.

Заголовки-обращения и заголовки-призывы помогают создать психологический контакт и настраивают читателя на прочтение публикации. Задача таких заглавий - превратить информацию, предназначенную для всех, в личную.

Литература:

1. Исаева А.Ю. Заголовок как важнейшая прагматическая единица газетной статьи // Молодой ученый. 2016. № 7 (111).

2. Исаева А.Ю. Коммуникативно-прагматические особенности газетного заголовка (на материале англоязычных интернет-изданий): автореф. дис. ... канд. филол. наук. М.: Изд-во Моск. гос. обл. ун-та, 2017.

3. Лютая А.А. Современный газетный заголовок: Структура, семантика, прагматика: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. пед. ун-та, 2008.

4. Москавец М.Н. Газетный заголовок с личной формой глагола в структурном и функциональном аспектах (на материале французской прессы): дис. ... канд. филол. наук. М.: Изд-во Моск. гос. обл. ун-та, 2016.

5. Пешкова Ю.В. Роль и функции новостных заголовков в современной немецкоязычной прессе: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Москва, 2012.

6. Сребрянская Н.А. Дейксис и его проекции в художественном тексте. Воронеж: Изд-во Во-ронежск. гос. пед. ун-та, 2005.

7. Шостак М.И. Искусство заголовка // Журналист и его произведение: практическое пособие. М.: Гендальф, 1998. Глава VI. С. 76-89.

8. IRKPEDIA - портал Иркутской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://irkipedia.ru/content/.

Статья поступила в редакцию 31.01.2024

A.B. Antonova, Li Danyan

Irkutsk State University, Irkutsk, Russia

THE FUNCTIONAL POTENTIAL OF NEWSPAPER HEADLINES (BASED ON MATERIALS OF THE NEWSPAPER "THE EAST-SIBERIAN PRAVDA")

The relevance of the study is determined by the continued interest of the humanities in studying various types of media texts with certain communicative and pragmatic tasks. The headlines of the newspaper "The East-Siberian Pravda" have been studied for the first time. The validity of the research results is provided by the analysis of language material in the volume of 262 newspaper headlines from the newspaper "The East-Siberian Pravda" for January-June 2022. This newspaper is a high-quality authoritative publication, the target audience for which are the residents of the Irkutsk region. The aim of the work is to describe and systematise the headlines of modern journalistic texts and to identify their functional potential. The main research methods used were: the method of solid sampling, interpretative analysis, contextual analysis, quantitative method, the method of systematisation and classification of the material under study, descriptive-analytical method.

Key words: headline, "East-Siberian Pravda," plays-on-words headline, intrigue, sensation, advertising function, informative function.

About the authors:

Antonova Alla Borisovna, Associate Professor in the Department of Linguistics and Lin-guodidactics, Irkutsk State University (Irkutsk, Russia); e-mail: allabb@yandex.ru.

Li Danyan, 1st year master student, 45.03.04 "Linguistics," Irkutsk State University (Irkutsk, Russia); e-mail: 1181108360@qq.com.

References:

1. Isaeva, A.Y. "Headline as the Most Important Pragmatic Unit of a Newspaper Article." Young Scientist, no. 7 (111), 2016.

2. Isaeva, A.Yu. Communicative and Pragmatic Features of the Newspaper Headline (on the Material of English-Language Internet Editions): Cand. Sci. (Philol.) Diss. Abstr. Moscow, 2017.

3. Lyutaya, A.A. Modern Newspaper Headline: Structure, Semantics, Pragmatics: Cand. Sci. (Philol.) Diss. Abstr. Volgograd, 2008.

4. Moskavets, M.N. Newspaper Headline with the Personal Form of the Verb in Structural and Functional Aspects (on the Material of the French Press): Cand. Sci. (Philol.) Diss. Moscow, 2016.

5. Peshkova, Yu.V. Role and Functions of News Headlines in the Modern German-Language Press: Cand. Sci. (Philol.) Diss. Abstr. Moscow, 2012.

6. Srebryanskaya, N.A. Deixis and its Projections in the Fiction Text. Voronezh, 2005.

7. Shostak, M.I. "The Art of the Title." Zhurnalist i Ego Proizvedenie, chapter VI, 1998, pp. 76-89.

8. IRKPEDIA - Portal of the Irkutsk Region, http://irkipedia.ru/content/.

Received 31.01.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.