УДК 339.56
Н.Ю. Бородавкина
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В РЕГИОНЕ
Раскрываются особенности трансформации функционального подхода при выделении многоуровневой системы функционирования и управления внешнеэкономической деятельностью (федеральный, региональный, уровень субъектов внешнеторгового предпринимательства). Показана адаптация традиционных функций управления (планирование, организация, мотивация и контроль) к текущему уровню развития ВЭД на примере Калининградской области.
This article reveals the specific features of the transformation of functional approach when characterizing the multi-level system of functioning and managing of foreign economic activity (FEA). The author describes the adjustment of traditional management functions (planning, organization, motivation and control) to current trends of FEA development through the example of the Kaliningrad region.
Ключевые слова: функциональный подход, многоуровневая система управления, планирование, организация, мотивация, контроль, внешнеэкономическая деятельность, поддержка экспорта.
Key words: functional approach, multi-level management system, planning, organization, motivation, control, foreign economic activity, export support.
Современная концепция внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД) не сводится только к международной торговле товарами и услугами, она предопределяет необходимость взаимодействия национальных фирм с глобальными компаниями по ряду направлений, в первую очередь производственному, научно-техническому и инновационному. Довольно распространенным является ассоциирование ВЭД с такой ее формой, как внешнеторговая деятельность. Подобное отождествление находит объяснение в реализуемой в настоящее время экспортно-сырьевой модели экономического развития страны.
Применительно к региональному уровню качественный анализ процессов развития внешнеэкономической деятельности и имеющихся отдельных элементов механизма управления ВЭД Калининградской области позволяет выявить следующие наиболее характерные черты.
Во-первых, существенные сложности с точки зрения межотраслевого подхода к управлению внешнеэкономической деятельностью проявляются из-за отсутствия системного программного подхода к обеспечению ВЭД на региональном уровне. В отличие от большинства внутренних регионов России, реализующих концепции развития внешнеэкономической деятельности в целом, экспорта, импортозамещения и других, в Калининградской области (приграничном регионе) так и не был разработан и введен в действие ни один программный документ в исследуемой области.
Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2011. Вып. 3. С. 83 — 87.
Во-вторых, наличие реэкспортных операций по ряду товарных позиций вместе со значительной долей импортируемых транзитных товаров характеризует Калининградскую область с точки зрения территориального разделения труда как занимающую промежуточное положение. По отношению к другим регионам России она выполняет функцию более развитого партнера, ввозя сырье и материалы и продавая произведенную продукцию, а по отношению к зарубежным странам реализуется обратная тенденция, что следует учитывать при определении региональных приоритетов внешнеэкономической деятельности.
Изначально следует учитывать, что невозможно коренным образом изменить механизм управления внешнеэкономической деятельностью в отдельном регионе, даже настолько специфичном, как Калининградская область, поскольку все базовые вопросы, связанные с формированием системы регулирования внешнеторговой деятельности, отнесены к компетенции федерации. Для совершенствования внешнеэкономического сектора экономики области требуется повышение эффективности отдельных внешнеэкономических операций и роли управления этими процессами в контексте каждой функции управления (рис.).
Анализируя функциональные подсистемы управления, следует отметить следующие особенности и направления совершенствования системы управления ВЭД в Калининградской области.
Планирование внешнеэкономической деятельности в настоящий момент в регионе осуществляется спонтанно. Тактические решения, не согласованные с интересами основных сторон, вовлеченных в данный вид деятельности, часто принимаются и на федеральном уровне, и представителями региональной власти.
Действующий сейчас федеральный закон 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» чрезвычайно важен в контексте общего преодоления проблем эксклавности и стимулирования социально-экономического развития региона. Однако для осуществления функции планирования внешнеэкономической деятельности в регионе имеет поверхностное значение, скорее обозначая границы окончания действия таможенных преференций для резидентов ОЭЗ-96 в апреле 2016 г.
Концепция внешнеэкономической деятельности субъекта РФ, в данном случае Калининградской области, должна быть разработана на основе сформированной Концепции развития внешнеэкономической деятельности РФ, поскольку именно от этих ключевых программных документов зависит принятие решения конкретным экономическим субъектом об участии во внешнеэкономической деятельности и формирование его собственного видения этого сложного процесса.
Проблемы организации и координации управления являются следствием разрозненности позиций, отсутствия общих усилий по управлению внешнеэкономической деятельностью. В данной ситуации необходимо создание отдельной структуры, сочетающей интересы федерального и регионального уровня. В обеспечении международных и внешнеэкономических связей различных субъектов РФ существенное значение имеют специальные органы, созданные государственной властью регионов в интересах развития международного сотрудничества.
Уровни управления ВЭД
субъектов ВЭД ; региональный ; федеральный
І І І І Ї
Планирование Мотивация (стимулирование) Организация и координация Учет и регулирование Контроль
Разработка федеральной стратегии развития ВЭД Разработка ФЦП развития экспорта, мероприятий по стимулированию участников ВЭД, привлечению ПИИ, развитию СП Создание межведомственного органа по координации ВЭД, электронного портала мультисубъектной доступности Установление ограничений на осуществление ВЭД, лицензирование, стандартизация и сертификация товаров Контроль за реализацией основных направлений внешнеэкономической и таможенной политики
Выявление основных приоритетов управления ВЭД, подготовка отдельных в области внешнеторговых связей с субъектами иностранных федеративных государств Разработка региональной программы содействия экспорту, совершенствование информационной базы ВЭД, стимулирование выставочноярмарочной деятельности в регионе Деятельность координационных и совещательных органов при Правительстве области по согласованию позиций с территориальными представительствами федеральных органов власти Меры по повышению эффективности ВЭД в регионе с учетом приоритетов регионального развития, ведение реестра производителей — экспортеров и коммерческих предложений сотрудничества Диагностика ВЭД по методике оценки влияния внешней торговли на управление экономическим развитием региона
Разработка стратегии выхода на зарубежные рынки в контексте федеральных и региональных приоритетов развития ВЭД Анализ возможных вариантов выхода на внешний ранок для расширения сбыта продукции или диверсификации деятельности Получение доступа к информационным ресурсам рынка, участие в работе ассоциаций предпринимателей, ТПП Мониторинг экономической ситуации на внешнем рынке с целью корректировки стратегии предприятия Соблюдение таможенных процедур, правил валютного контроля, внедрение системы электронного декларирования товаров
Рис. Функциональный подход к процессу управления внешнеэкономической деятельностью
о©
В Калининградской области очевидна необходимость разработки Программы содействия экспорту из Калининградской области в целях упорядочения функциональных и организационных полномочий региональных органов власти и экономических объединений, ассоциаций, отдельных хозяйствующих субъектов.
Фактор излишней бюрократизации будет нивелирован в силу того, что для координации деятельности не потребуется выделение дополнительного финансирования деятельности, поскольку все основные федеральные ведомства, через которые государство осуществляет управление внешнеэкономической деятельностью, представлены в Калининградской области. Для эксклавного региона внешнеэкономическая деятельность, развитие совместного предпринимательства и процесс привлечения иностранных инвестиций за последние несколько лет стали определяющими всю жизнедеятельность региона.
Из 49 постоянно действующих координационных и совещательных органов при Правительстве Калининградской области 4 комиссии работают в сфере международного и внешнеэкономического взаимодействия, включая советы по сотрудничеству с Республикой Беларусь; Литовской Республикой и Республикой Польша, а также по координации работы с международными программами сотрудничества и технического содействия развитию Калининградской области [1].
В настоящее время актуальным в процессе координации ВЭД субъектов, регионов и государств становится использование не только очных совещательных органов, территориально расположенных близко к основным участникам ВЭД, но разнообразных электронных площадок, информационных центров, например единого информационного центра «Внешнеэкономические связи России». Портал действует с учетом многолетнего опыта работы и сайта журнала «Внешнеэкономические связи» [2].
Мотивация (стимулирование) ВЭД — одна из наиболее важных функций управления. В настоящее время фактически происходит подмена внешнего стимулирования самомотивацией субъектов ВЭД, поскольку только сложившиеся условия или необходимость становятся мотивом для принятия решения о начале ВЭД. Имеющаяся в мировой экономике практика основывается на содействии со стороны государственных органов управления развитию именно экспортной деятельности. Следовательно, необходимость реализации функции мотивации для управления ВЭД с учетом несбалансированной структуры внешней торговли Калининградской области дополнительно аргументирует разработку Программы содействия развитию экспорта, которая может быть встроена в систему обеспечения реализации Федерального закона № 16-ФЗ и Федеральную целевую программу развития Калининградской области.
Уже сейчас имеется федеральная основа для разработки такой программы — Концепция развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации № 1493-р от 14 октября 2003 г. [3]. Среди мер государственной поддержки экспорта промышленной продукции на федеральном уровне особое значение получают меры финансовой поддержки, включая кредитование экспорта, гарантирование экспортных операций, возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам. Наиболее распространенной формой ресурсной базы таких организа-
ций становятся средства государственных бюджетов, реже — собственные и привлекаемые средства. В условиях мирового финансового кризиса в течение 2009 г. были выделены дополнительные средства на субсидирование деятельности экспортеров высокотехнологичной продукции, автомобилестроения и транспортного машиностроения.
Информационно-консультационное содействие экспорту в Калининградской области реализуется опосредованно, через имеющиеся федеральные информационные каналы: информационно-поисковая система «Экспортные возможности России», информационная система торговых представительств РФ, каталог российской экспортоориентированной конкурентоспособной продукции [4].
Учет и регулирование ВЭД в основном являются предметом ведения федеральных органов власти. Следовательно, реализация мероприятий по совершенствованию внешнеэкономических процессов в каждом конкретном регионе, как правило, закреплено за территориальными таможенными органами.
В данном случае для Калининградской области основным является Северо-Западное таможенного управление — Калининградская областная таможня. Аналогичная прерогатива возложена на таможенные органы по реализации функции контроля с привлечением специальных служб, включая пограничный, санитарно-карантинный, иммиграционный, фитосанитарный, ветеринарный и транспортный контроль.
Таким образом, только в условиях реального взаимодействия региональных и федеральных органов власти по вопросам формирования программы развития внешнеэкономической деятельности можно говорить о практическом применении научных разработок и реальных перспективах адекватного и пропорционального развития международного сотрудничества Калининградской области с соседними странами.
Список литературы
1. Официальный сайт Правительства Калининградской области. URL: http://www.gov39.ru
2. Сайт журнала «Внешнеэкономические связи». URL: http://www.eer.ru
3. Концепция развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации №1493-р от 14 октября 2003 г // Официальный сайт Министерства промышленности и торговли РФ. URL: http://www.minpromtorg.gov.ru/trade/foreigntrade/51
4. Поддержка экспорта // Официальный сайт Министерства экономики Калининградской области. URL: http://economy.gov39.ru/poddergka-exporta/ gos-podderzhka-exp/
Об авторе
Наталья Юрьевна Бородавкина — канд. экон. наук, доц., докторант, Балтийский федеральный университет им. И. Канта, [email protected], [email protected]
About author
Dr. Natalia Borodavkina, Associate Professor, postdoctoral student, I. Kant Baltic Federal University, [email protected], nata_ksu@ mail.ru